Структура экспорта России и стран мира

Аватар пользователя bazil

Структура экспорта стран мира в 2007-2013 г.г.

Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации. Так, высокий удельный вес продукции машиностроения в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт. И обратно – большая доля минеральных ресурсов в экспорте свидетельствует о неразвитости высокотехнологичных отраслей.

Поэтому будем рассматривать две противоположные товарные позиции экспорта:

1. Оценка доли машин и оборудования в структуре экспорте стран – как индикатор инновационности экспорта (высокотехнологичности или вставить любой другой синоним).

2. Оценка доли в экспорте минерального топлива, смазочных масел и аналогичных материалов (как показатель низкотехнологичности экспорта).

Расчёты проведены по изданиям «Торговля в России» (см. список источников), которые в свою очередь ссылаются на данные «UN Comtrade Yearbook» 2007, 2009 и «International Trade Statistics Yearbook» за 2011, 2013 и 2014 годы.

На рисунках изображены государства, которые, так сказать, «наиболее на слуху». Таблицы под рисунками отражают более полный список стран.

Рисунок 1 - Доля машин и транспортного оборудования в структуре экспорта, % (Источники данных: [8], [9], [10], [11]).

Особых пояснений к картинке не требуется, поскольку ситуация предельно прозрачна.

Чуть больше расширит список обследуемых стран:

Таблица 1 - Доля машин и транспортного оборудования в структуре экспорта, %

 

2007

2009

2011

2013

Россия

3,8

3,8

2,5

4,1

Австрия

41,2

37,5

37,8

39,3

Бельгия

23,7

21,6

20,6

20,1

Венгрия

58,2

56,9

54,4

52

Германия

47,4

44,5

47

46,8

Греция

13,6

14,1

9,7

7,3

Дания

27,2

25,4

25,2

24,3

Ирландия

24,5

16,5

12,1

12

Испания

38,5

35,2

33,8

32,3

Италия

37,8

36,6

35,1

34,8

Латвия

17,1

19,7

17,5

18,3

Литва

23

16,7

17,4

17,5

Нидерланды

30,8

26,8

27

25,6

Норвегия

9,2

11,3

7,8

8,7

Польша

40,8

43

39,3

37,9

Португалия

31,2

26,8

27,6

25,1

Румыния

33,4

42,6

40,9

41,1

Словакия

53,8

54

53,2

57,2

Словения

40,4

40,2

36,9

35,5

Великобритания

34,4

31,6

31,3

28

Финляндия

42,3

40,5

29,4

27

Франция

39,8

37,7

37,6

38,2

Швейцария

24,9

21,8

20,8

19,1

Швеция

40,5

36,5

36,8

36,9

Бангладеш

2,6

2,6

2,6

1,2

Израиль

14,4

30,7

22,3

24,2

Индия

11,3

15,3

14,5

13,7

Индонезия

13,3

13,8

10,7

12,1

Китай

47,4

49,2

47,5

47,1

Пакистан

4,5

2,3

1,8

1,5

Республика Корея

58,3

56,8

54,1

54,6

Таиланд

44,8

40,6

37,5

41,7

Турция

9

28,2

27,9

27

Филиппины

39,1

69,3

41,4

54,6

Япония

63,3

62

58,3

57,9

Алжир

0

0

0

0

Египет

0,4

4,6

4,8

5,5

Марокко

16,7

18,8

19

25,4

Эфиопия

2,8

4,8

н/д

н/д 

ЮАР

20,9

20

17,1

18,8

Аргентина

13,7

14,4

н/д 

н/д 

Боливия

0

0

 н/д

 н/д

Бразилия

23,1

17,2

15,2

18,3

Канада

30,4

26,7

24,4

25,3

Мексика

51,3

54,3

52,6

55,9

США

46,2

34,7

33,9

33,8

Чили

1,6

1,9

н/д 

 н/д

Австралия

8,2

6,1

4,8

5,2

Новая Зеландия

10,2

9

7,9

6,4

Источник:

[8]

[9]

[10]

[11]

Условно, по доле машин и оборудования страны можно разделить на несколько категорий:

Страны, в основном экспортирующие только машины и оборудование

Доля машин и оборудования в структуре экспорта более 50%

Венгрия, Словакия, Республика Корея, Филиппины, Япония, Мексика

Страны с большой долей машин и оборудования в структуре экспорта

-- '' -- 25-49%

Австрия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Великобритания, Финляндия, Франция, Швеция, Китай, Таиланд, Турция, Марокко, Канада, США

Страны со значительной долей машин и оборудования в структуре экспорта

-- '' -- 10-24%

Бельгия, Дания, Ирландия, Латвия, Литва, Швейцария, Израиль, Индия, Индонезия, ЮАР, Аргентина, Бразилия

Страны с небольшой долей машин и оборудования в структуре экспорта

-- '' -- 2-10%

Россия, Греция, Норвегия, Египет, Австралия, Новая Зеландия

Страны, практически не экспортирующие машины и оборудование

Доля в экспорте невелика (менее 2%) или отсутствует полностью

Бангладеш, Пакистан, Алжир, Боливия, Чили

Ожидаемо в первые две категории в основном попали развитые страны и быстроразвивающиеся азиатские экономики. В две последние – наименее развитые страны в мировом масштабе в плане конкурентоспособного машиностроения.

Печально, что Россия попала в конец данного списка и тенденции в торговле не обещают возможного заметного продвижении вверх. Хотя, длительное падение цен на нефть явно послужит в пользу роста этого показателя.

От себя: довольно странно было увидеть на своих местах в списке Швейцарию и Марокко. Казалось бы, Швейцария должна быть выше, а последняя – ниже. Однако ж, мировая экономика не стоит на месте. Всё меняется: США снижают долю машин и оборудования в экспорте, турки – наращивают.

Рисунок 2 - Доля минерального топлива, смазочных масел и аналогичных материалов в структуре экспорта, % (Источники данных: [8], [9], [10], [11]).

К сожалению, Росстат не приводит данных по экспорту Саудовской Аравии или Катара. Надо думать, их показатели не сильно разнятся по сравнению с Алжиром.

Расширенный список стран нам показывает

Таблица 2 – Доля минерального топлива, смазочных масел и аналогичных материалов в структуре экспорта, %

 

2007

2009

2011

2013

Россия

61,5

66,7

59,1

70,6

Австрия

2,7

3,4

3,4

2,7

Бельгия

6,6

7

10,8

13

Венгрия

2,8

3,1

3,5

3,6

Германия

2,3

2,1

2,2

2,8

Греция

12,2

11

30,2

39,9

Дания

10,4

8,9

9,1

9,4

Ирландия

0,8

0,7

1,5

0,9

Испания

4,7

4,5

5,1

6,9

Италия

3,8

3,6

4,7

4,5

Латвия

3,7

4,9

7,9

7,7

Литва

13,3

21,3

25,5

23

Нидерланды

8,9

8,2

10,2

14,5

Норвегия

64,3

64,8

67,8

67,2

Польша

3,8

3,1

5

4,8

Португалия

4,4

5,1

7,2

10,5

Румыния

7,6

5,9

5,5

5,2

Словакия

4,6

5

6,4

5,7

Словения

1,9

3,5

6,2

7,3

Великобритания

10,5

11,1

13,6

11,4

Финляндия

5,4

6,4

9,5

12,2

Франция

3,8

3,5

4,6

3,9

Швейцария

2,4

2,7

3,1

1,6

Швеция

4,9

6,1

7

7,8

Бангладеш

1,6

1,6

1,6

1,2

Израиль

0,2

0

1

1,6

Индия

16,2

13,6

17,2

20,7

Индонезия

25,6

28,3

33,9

31,4

Китай

1,6

1,7

1,7

1,5

Пакистан

5,6

4,1

5,2

2,1

Республика Корея

6,6

6,5

9,6

9,7

Таиланд

4,5

5,1

5,6

6,3

Турция

0,5

3,8

3,9

4,3

Филиппины

2,4

1,9

2,9

3,9

Япония

1,3

2,4

2

2,3

Алжир

98,4

98,3

98,3

98,3

Египет

52,2

44

30

26,1

Марокко

3,8

3,3

3,3

7,2

Эфиопия

0

0

н/д 

 н/д

ЮАР

10,6

11,2

10,4

10,7

Аргентина

10,9

10,2

н/д 

н/д 

Боливия

47,9

39,1

н/д 

н/д 

Бразилия

8,3

8,9

10,5

7,4

Канада

20,8

22,8

25,7

26,2

Мексика

15,7

13,3

15,9

12,8

США

3,6

5,2

8,7

9,4

Чили

1,3

0,8

 н/д

 н/д

Австралия

22,7

29,5

28

25,9

Новая Зеландия

4

4,8

5,2

3,7

Источник:

[8]

[9]

[10]

[11]

Сделаем небольшую табличку, подобную таблице по машинам и оборудованию:

Страны, в основном экспортирующие только минеральные продукты и продукты их переработки

Доля мин. продуктов в структуре экспорта более 50%

Россия, Норвегия, Алжир,

Страны с большой долей в экспорте минеральных продуктов и продуктов их переработки

-- '' -- 25-49%

Греция, Индонезия, Египет, Боливия, Канада, Австралия

Страны со значительной долей в экспорте минеральных продуктов и продуктов их переработки

-- '' -- 10-24%

Литва, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Индия, ЮАР, Аргентина, Мексика,

Страны с небольшой долей в экспорте минеральных продуктов и продуктов их переработки

-- '' -- 2-10%

Бельгия, Венгрия, Австрия, Германия, Дания, Испания, Италия, Латвия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Франция, Швейцария, Швеция, Пакистан, Республика Корея, Таиланд, Турция, Филиппины, Япония, Марокко, Бразилия, США, Новая Зеландия

Страны, практически не экспортирующие минеральные продукты и продукты их переработки

Доля в экспорте невелика (менее 2%) или отсутствует полностью

Ирландия, Бангладеш, Израиль, Китай, Эфиопия, Чили,

Краткое резюме: не смотря на позитивные сдвиги последних лет, в структуре экспорта России подавляющее значение имеют минеральные продукты и продукты их переработки. То есть, попросту говоря – «нефтегаз». По доле «нефтегаза» в структуре экспорта Россия занимает лидирующие места в мире наряду с Норвегией и Алжиром (помним о ближневосточных монархиях, в списке не фигурирующих). «Развитые страны» в данном случае обыкновенно имеют долю «нефтегаза» в пределах 25%.

Структура экспорта России (СССР) в 1970-2015 г.г.

Наверняка многих читателей волнует вопрос «а как было?» К сожалению, сборники «Торговля в России» ограничивают информационный срез по структуре торговли мировых стран 2007-2013 г.г. Поэтому следующий раздел посвящён только России и структуре её торговли в более широкий период времени без международных сравнений. По-прежнему рисунок 3 акцентирует внимание на доле машин и оборудования и топлива в структуре экспорта.

Рисунок 3 - Доля машин и оборудования; минерального топлива, смазочных масел и аналогичных материалов в структуре экспорта, % (Источники данных: [1]-[7], [12]-[22]).

Для уточнения данных – полностью отражающая структуру экспорта за период

Таблица 3 – Структуре российского (советского) экспорта в 1970-2015 г.г., %

Год

Прод. товары и с/х сырье (кроме текстиль-ного)*

Минераль- ные продукты**

Продукция хим. пром-ти, каучук

Кож. сырье, пушнина
и изделия из них***

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

Текстиль, текст. изделия и обувь

Металлы, драг. камни
и изделия из них****

Машины, оборудо- вание и транс- портные средства

Другие товары

Итог

Источ- ник

1970

8,4

15,6

3,5

0,4

6,5

-

19,6

21,5

24,5

100

[22]

1971

9,2

18

3,4

0,4

6,3

-

18,7

21,8

22,2

100

[22]

1972

5,9

17,7

3,3

0,4

6,1

-

19

23,6

24

100

[21]

1973

5,6

19,2

3

0,3

6,4

-

17,1

21,8

26,6

100

[21]

1974

7,1

25,4

3,6

0,3

6,9

-

14,7

19,2

22,8

100

[20]

1975

4,8

31,4

3,5

0,2

5,7

-

14,3

18,7

21,4

100

[20]

1976

3

34,3

3

0,3

5,3

-

13,2

19,4

21,5

100

[19]

1977

3,1

35,1

2,8

0,3

5,1

-

11,1

18,8

23,7

100

[19]

1978

2,2

35,6

3

0,2

4,5

-

10,3

19,6

24,6

100

[18]

1979

2,6

42,2

2,9

0,3

4,1

-

9,1

17,5

21,3

100

[18]

1980

1,9

46,9

3,3

0,2

4,1

-

8,8

15,8

19

100

[14]

1981

2

50,2

3,5

0,2

3,3

-

8

13,7

19,1

100

[17]

1982

1,6

52,3

3,1

0,1

2,8

-

7,4

12,9

19,8

100

[15]

1983

1,5

53,7

3,1

0,1

2,8

-

7,5

12,5

18,8

100

[15]

1984

1,5

54,4

3,5

0,1

2,8

-

7,2

12,5

18

100

[14]

1985

1,5

52,8

3,9

0,2

3

-

7,5

13,6

17,5

100

[14]

1986

1,6

47,3

3,5

0,2

3,4

-

8,4

15

20,6

100

[13]

1987

1,6

46,5

3,4

0,2

3,3

-

8,5

15,5

21

100

[13]

1988

1,7

42,1

4

0,2

3,5

-

9,5

16,2

22,8

100

[12]

1989

1,6

39,9

4

0,1

3,5

-

10,5

16,4

24

100

[12]

1993

3,8

46,7

6

0,2

4,2

0,4

23,2

6,5

9

100

[1]

1994

2,2

44,1

8,5

0,6

4,3

2,1

28

8,8

1,4

100

[2]

1995

3,3

42

9,9

0,4

5,6

1,5

26,1

9,9

1,3

100

[2]

1996

2

48,1

8,7

0,3

4,2

1,1

24,1

10

1,5

100

[2]

1997

1,9

48,4

8,3

0,5

4,2

1,1

24

10,7

0,9

100

[2]

1998

2,1

42,8

8,7

0,6

4,9

1,1

27,6

11,4

0,8

100

[2]

1999

1,3

44,9

8,5

0,3

5,1

1,1

26,1

10,9

1,8

100

[2]

2000

1,6

53,8

7,2

0,3

4,3

0,8

21,6

9

1,4

100

[2]

2001

1,9

54,7

7,5

0,2

4,4

0,8

18,8

10,5

1,2

100

[3]

2002

2,6

55,2

6,9

0,3

4,6

0,8

18,7

9,5

1,4

100

[3]

2003

2,5

57,3

6,9

0,2

4,2

0,7

17,8

9

1,4

100

[3]

2004

1,8

57,8

6,6

0,2

3,9

0,6

20,2

7,8

1,1

100

[3]

2005

1,9

64,6

6

0,1

3,4

0,4

16,9

5,6

1,1

100

[3]

2006

1,8

65,9

5,6

0,1

3,2

0,3

16,3

5,8

1

100

[5]

2007

2,6

64,9

5,9

0,1

3,5

0,3

15,9

5,6

1,2

100

[4]

2008

2

69,8

6,4

0,1

2,5

0,2

13,2

4,9

0,9

100

[4]

2009

3,3

67,4

6,2

0,1

2,8

0,2

12,8

5,9

1,3

100

[4]

2010

2,3

68,8

6,3

0,1

2,5

0,2

13

5,7

1,1

100

[4]

2011

2,6

71,1

6,3

0,1

2,2

0,2

11,4

5

1,1

100

[6]

2012

3,2

71,3

6,1

0,1

1,9

0,1

11,1

5,1

1,1

100

[6]

2013

3,1

71,5

5,8

0,1

2,1

0,2

10,4

5,5

1,3

100

[6]

2014

3,8

70,5

5,9

0,1

2,3

0,2

10,5

5,3

1,4

100

[7]

2015 (я-о)

4,5

64

7,4

-

2,8

-

9,7

6,6

5

100

[16]

Хорошо видны последствия скачков мировых цен на нефть: если до 1973 года доля топлива в экспорте занимала третье место после машин и металлов, то с 1973 топливо и электроэнергия переместились на второе место. А с 1974 – на первое, которое сохранилось за минеральными продуктами до сих пор. Наибольших достижений в структуре экспорта «нефтегаз» «добился» уже в постсоветский период, когда цены на нефть достигли максимальных значений, а положение в обрабатывающей промышленности ухудшилось по известным причинам. Особенно заметно это было в 2010-2014 г.г. И даже резкое падение цен на нефть в 2015 не сильно положение дел, ситуация в данном случае вернулась к положению дел в 2005 году.

Что касается доли машин и оборудования в экспорте, то по предложенной мной классификации СССР можно было отнести к «странам со значительной долей машин и оборудования в структуре экспорта», т.к. доля машиностроения не снижалась менее 12% даже в самые «нефтеблагополучные» годы. С 1993 доля машин в экспорте сместилась со 2-го на 3-е место и впервые снизилась ниже 10% по известным нам причинам (потеря традиционных рынков, развал промышленности, нарушение производственных связей и т.д.), а с 2002 года уже не поднималась выше этой цифры. Экспорт металлов и изделий из них с 1993 устойчиво занимает 2-е место в структуре экспорта, хотя к 2015 году заметно снизился, уступая место минеральным продуктам.

Пресловутое обрушение нефтяных цен «откатило» ситуацию со структурой экспорта машин к 2004-05 г.г., но достижение символической цифры в 10% в ближайшее время представляется маловероятным.

Стоит сделать несколько уточнений касательно торговли продовольственными товарами и сырьём. В январе-октябре 2015 вывоз этих товаров достиг небывалых с 1975 года 4,5% в структуре экспорта. Может создаться впечатление, что раздел учитывает всю продукцию сельского хозяйства. Стоит заметить, что данный вид экспорта не включает в себя текстильное сырьё (хлопок, шерсть, лён и т.д.), который тоже является сельскохозяйственным продуктом. Разумеется, хлопок Россия не вывозит. Да и экспорт шерсти невелик. Так что эта поправка для структуры экспорта России не имеет особого значения. А вот для СССР она довольно значительна, поскольку экспорт текстильного сырья (в основном хлопка) в структуре экспорта занимал порядка 1,5-2% в 80-е г.г.

Список литературы

1. Внешнеэкономические связи Российской Федерации в 1993 году. Госкомстат России, Москва. 1994. Стр. 8.

2. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2001. - 679 с. (раздел «Внешнеэкономическая деятельность»).

3. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Росстат. - М., 2006. - 806 с. (раздел «Внешнеэкономическая деятельность»).

4. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - М., 2011. – 795 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - М., 2010. – 813 с.

6. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. - М., 2014. – 693 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. – 728 с.

8. Торговля в России. 2009: Стат. сб./ Росстат. - M., 2009. – 629 с.

9. Торговля в России. 2011: Стат. сб./ Росстат. - M., 2011. – 519 с.

10. Торговля в России. 2013: Стат. сб./ Росстат. - M., 2013. – 511 с.

11. Торговля в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. - M., 2015. – 243 с.

12. Внешняя торговля СССР в 1989 г. Статистический сборник. Москва «Финансы и статистика». 1990.

13. Внешняя торговля СССР в 1987 г. Статистический сборник. Москва «Финансы и статистика». 1988.

14. Внешняя торговля СССР в 1985 г. Статистический сборник. Москва «Финансы и статистика». 1986.

15. Внешняя торговля СССР в 1983 г. Статистический сборник. Москва «Финансы и статистика». 1984.

16. «О состоянии внешней торговли в январе-октябре 2015 года». Росстат. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/260.htm

17. Внешняя торговля СССР в 1981 г. Статистический сборник. Москва «Финансы и статистика». 1982.

18. Внешняя торговля СССР в 1979 г. Статистический сборник. Москва «Статистика». 1980.

19 Внешняя торговля СССР в 1977 г. Статистический сборник. Москва «Статистика». 1978.

20. Внешняя торговля СССР в 1975 г. Статистический сборник. Москва «Статистика». 1976.

21. Внешняя торговля СССР в 1973 г. Статистический обзор. Издательство «Международные отношения». Москва. 1974.

22. Внешняя торговля СССР в 1971 г. Статистический обзор. Издательство «Международные отношения». Москва. 1972.

Комментарии

Аватар пользователя play86
play86(8 лет 10 месяцев)

Рисунок 1 как-то очень подозрительно похож на рисунок 2. Алжир живет экспортом машиностроения?) 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Косяк налицо - автор, срочно поправьте, сильно портит в целом хороший материал.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Спасибо, поправил

Аватар пользователя Пацифист
Пацифист(9 лет 8 месяцев)

Интересно, а почему нет абсолютных значений, % не очень хороший показатель так Мексика выглядит как самая высокотехнологичная страна в мире, а Китай "нервно курит в сторонке"

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

В самом начале написано, почему рассматривается только структура экспорта.

Аватар пользователя rahmetov
rahmetov(9 лет 2 месяца)

Всё таки , физические объемы экспорта имеют принципиальное значение для анализа.

Например .

В начале 90-х , когда РФ начали сотрудничать с США по МКС и договорились вкладываться 50/50, то столкнулись с тем , что наши физическое участие было фактически в 3-4 раза больше чем у рептилоидов.

Начали разбираться и выяснилось, что все элементы и оборудование поступающее от США в 4-10 раз дороже чем аналогичное  наше. Например даже простой болт у них стоил в 10 раз больше чем у на аналог.

На наш закономерный вопрос - " С какого ху...! Был ответ , что это высокотехнологичный болт специально для космоса...!"

Тогда мы предложили им оценивать оборудование и материалы согласно того, было оно в космосе или нет, т.е. оно проверено в реале или еще только испытывается... Исходя из чего и формировать цену. Далее сравнили станцию Скайлаб,  которая  упала через 3 месяца  после запуска  и наш МИР,  который летал к тому времени несколько лет ,  и предложили им  именно это считать, как  объективный критерий надежности и уровня технологий и эту пропорцию учитывать при формировании цены... После чего рептилоиды "сдулись".

Я это к тому, что цена на экспорт наших технологичных товаров в страны СНГ и  т.п.,  и  цена аналогичных товаров в странах "золотого миллиарда" может отличаться в разы.

Другой пример.

Когда при освоении Сахалина по принципам СРП(соглаш.о разделе продукции) выяснилось , что цены на все технологическое оборудование(малосерийное) и его компоненты были завышены западными партнерами от 3-х  до 40 раз от  аналогов....!!! Что позволило  западным концессионерам  увеличить начальную стоимость освоения месторождений почти в 2 раза от заявленной.  Фишка в том , что по условиям СРП  сначала "концессионер" возвращает свои инвестиции и только потом делится прибылью с РФ, т.е. "ребята" сразу  получили прибыль почти 100% еще на стадии освоения )))

Или например феерическое говно истребитель Ф-35, который будет продаваться(в обязательном порядке)  союзникам за деньги, которых он не стоит и по цене в 3-4 раза дороже , чем  СУ- 30, который лучше по всем характеристикам кроме незаметности (что спорно). Но ведь это все технологический экспорт  ...

А ведь по аналогичным силовым  принципам "золотой миллиард" действует со всеми своими вассалами! Попутно "надувая" свои ВВП и тем самым оправдывая  не только своё влияние на экономику планеты, но и оправдывая доп.эмиссию своих валют, надувая фондовый рынок через  стоимость своих технологических корпораций и тем самым , через фондовый рынок консервирую  там  излишек  ликвидности и т.д. и т.п.

И везде это экспорт технологического оборудования выраженный в долларах , а не в  штуках, который и попадает в статистику учета, по которой и ретингуется страна.

Как всегда - "дьявол прячется в НЮАНСАХ" !    ))))

Я уж не говорю, о прямых фальсификациях их статистики, которая влияет на рейтинги, кредиты  доли в союзах  и т.п., которыми грешат почти все страны "золотого миллиарда" и особенно США. 

И это мы не рассматриваем такую, значительную часть ВВП  "большой семерки", как  "финансовые услуги", где фейковых транзакций и доходов "как грязи", но там нужно рыться уже в "хитрожопых стандартах" статистического учета этих позиций.

И вообще, только через манипуляции с экономической статистикой ,  рептилоиды получают инструмент  управления  фондовым рынком планеты, т.е. иметют "супер гигантскую финансовую дубину", которая может снести любое правительство и которая позволяет  присваивать "охрененные активы" почти законным способом.

Именно  этот механизм влияния и есть та "иголка в яйце",  которая убьёт  нашего Кащея.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

В принципе их "фальсифицированная статистика" не сильно отличается от нашей "нефальсифицированной" для России, так что вряд ли они действительно что-то подделывают. Да и потом вся эта международная статистика в основном строится на базе статистики самих стран, а не откуда-то слева берётся. Разве что могут быть разные методологические подходы, но вряд ли Росстат и международные статистические органы сильно расходятся во взглядах на то, что считать машинами и оборудованием, а что минеральным топливом и аналогичными материалами. То есть, это такие вещи, которые никак нельзя назвать "фальсификацией". Тем более это представляется маловероятным для внешней торговли. Поскольку производство там или внутреннюю торговлю можно подрисовать, а переход через границу - это уже таможня. Тут всё строго)

Раздувание экспортных цен буржуями - тоже вопрос. Сомневаюсь, что это как-то можно рассчитать и учесть. Можно просто иметь это в виду. Кстати, мы точно так же покупаем это импортное оборудование по завышенным ценам. И не оснований утверждать, что у нас тоже по сравнению с себестоимостью цены не раздуты) Вообще, есть экспертное мнение, что завышенными ценами буржуи попросту субсидируют различные отрасли экономики. В частности авиапром через Ф-35. То есть, покупатели Ф-35 по завышенным ценам субсидируют авиапром сюзерена)

Но что-то это уже совсем не по теме статьи)

Аватар пользователя rahmetov
rahmetov(9 лет 2 месяца)

Почему я и говорю, что надо анализировать не только денежную составляющую экспорта, но и физическую.

Иначе получается , что вы и я экспортировали по одному одинаковому болту, но ваша сумма экспорта  состаляет 10 долларов, а моя 1 доллар. Исходя из чего у вас выше и производительность труда и  затратив одинаковое кол-во энергии и трудозатрат , получается  , что ваше производство в 10 раз эффективнее(совершеннее)  и т.п.  чем моё. И тогда акции вашего предприятия  вырастут , вы получите доп.кредиты и т.п. и т.д.  А банальный , традиционный финансово-экспортный анализ,  выведет вас на 1-е место по  "болтовым показателям" )))

Но по факту я продал свой болт дяде Васе за реальный доллар!

А вот  вы продали свой болт  поляку Яну за 10 долларов, но  облигациями  , т.к. вы его сами кредитнули на эту сумму, и  продавили его на эту покупку по этой цене, и  теперь он вам должен с процентами! Но и  под эту сделку вы выпустили  уже свои облигации  и т.п. инструменты(дериативы), которые опять же продали на рынке, а ваши инвест.банки "раскрутили" эту продажу(продукт), как выгодное и долгосрочное вложение денег и вы собрали дополнительную мзду с инвест-лохов... и т.д.

Значит ли все это , что у вас более передовое и масштабное и более эффективное  производство болтов чем у меня , ведь все стат.показатели у вас лучше в 10- раз чем у меня ?

А вот если сравнивать физические объёмы, то вся эта "ростовщическая пена" уже не будет влиять на реальный  результат , где истина в том , что мы с вами выпустили по одному болту)))).

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Физические объёмы экспорта тогда надо считать по всем показателям. Но как? Ладно, нефть и газ универсальны. А машины и оборудование как считать?) Ладно станки. Их можно и по головам исчислить. Но оборудование - уже беда.. Одно считают в тоннах (типа сталеплавильного), другие в штуках, третьи в фунтах в пересчёте на медь. Увязка международной классификации не всегда реальна. Да и потом штука самолёта типа Цессны и штука самолёта типа Боинг-777 сильно отличаются по сложности изготовления. Тонна комплексных удобрений с тремя действующими компонентами сильно отличается по сложности производства от тонны простых удобрений... Не всё так просто и с физикой) Но в целом, согласен, физические штуки, при возможности их использования, объективнее денежных. При выборе между физикой и деньгами всегда выбираю физику) но этим сейчас редко балуют. Всё больше $

Аватар пользователя rahmetov
rahmetov(9 лет 2 месяца)

Согласен.

В этом большая проблема. Как корректно ее решить ? Не знаю.

Но держать этот фактор статистической казуистики  в голове, всегда полезно, дабы не быть обманутым рептилоидами...)))

И это мы с вами еще не обсудили  такую позицию как "финансовые услуги" в структуре ВВП "развитых стран" , там  через нее,   можно надувать и надувать различные статистические пузыри во благо своих ВВП...)))

Рептилоиды такие сейчас хитрожопые твари.

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Посмотрите  данные по России, которые приведены в первой табличке и в последней - они различаются. 

Доля машин и оборудования в экспорте Россиии в 2007-2013 годах ни разу не была ниже 4,9 %, если верить последней таблице. В 2013 году она составила 5,5 %.

А в первой таблчке Вы эту долю до 2.5 -4,1 % занижаете.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Данные разных сборников одного и того же Росстата. Можете проверить по ссылкам.

Аватар пользователя Ctavr
Ctavr(9 лет 6 часов)

дел.

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Румыния и Словакия - гиганты машиностроения. Они сумели нарастить процент машиностроительной продукции в своём экспорте. 

Венгры - тоже гиганты, но процент этот потихоньку снижают вместе с большинством стран Европы и Штатами.

А Британия и Германия увеличивают экспорт минерального сырья.

Куда катится мир...

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

У Германии скорее околонулевые колебания по экспорту минерального сырья

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

У Германии за 6 лет рост почти на 20%, с 2,3 до 2,8.

У Британии рост почти на 10%. С 10,5 до 11,4.

Арифметика...

Что же такого машиностроительного экспортируют Венгрия, Румыния и Словакия?

3/4 венгерского экспорта приходится на страны ЕС.

Весь экспорт Венгрии в 2013 году составил 81,9 млрд евро. Венгерский экспорт в Германию составил 28 млрд. евро. 

Что за станки- оборудование закупает Германия в Венгрии?

70% венгерского экспорта приходится на внутрифирменную торговлю транснациональных корпораций.

Не подходит нам такой вариант...

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Для Германии это всё равно околонулевые изменения)

Великобритания в общем давно в силу нефти Северного моря экспортирует топливо. Так что ничего удивительного.

Что именно везёт машиностроительного Венгрия в Германию я не знаю. Надеюсь, это не повод считать данные торговли недействительными?

Аватар пользователя arma
arma(12 лет 2 месяца)

Британия раньше, лет 100 назад, и уголь экспортировала. Это было модно, прогрессивно, и никто не обвинял её в сидении на угольной игле. 

Ни в коей мере не подвергаю сомнению правдивость приведенных  Вами цифр.

Но для полной ясности необходимо понимать, что это не Венгрия (Словакия, Румыния) такая технологически развитая и продвинутая - это ЕС дал ей место в ряду машиностроителей, причём производимое предназначено преимущественно для нужд самого ЕС, а львиная доля - для Германии.

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Европейские страны не могут сами произвести всё, что нужно - они слишком маленькие. Потому и внутриЕСовская торговля, действительно, очень велика. Да это и не только к Евросоюзу относится, а ко всем странам. Глобализация-с) Но, тем не менее, структура экспорта показывает, что та или иная страна мира встроена в данную цепочку как производитель совсем разных продуктов соответственно развитию отраслей внутри страны.

Аватар пользователя Override
Override(10 лет 10 месяцев)

неплохо было бы ещё оружие выделить, например за 14 год его экспорт 15 ярдов а всего экспорт 500 ярдов, то есть оружие примерно 3%, в табличке его нет, но на прочие за 14 год отводится только 1,4 %

Аватар пользователя OratorFree
OratorFree(8 лет 12 месяцев)

Хотел об этом вспомнить, кстати. А строительство АЭС сюда входит как экспорт?

Аватар пользователя Override
Override(10 лет 10 месяцев)

вряд ли оно вообще как экспорт учитывается, там же какие-то хитрые кредитные схемы...

Аватар пользователя Сибирский турист

Строительные услуги вообще в торговый баланс не входят, они по отдельным статьям идут. Да и вообще все услуги - от консалтинга/сервиса нефтедобывающих компаний до банковского управления. Это уже надо платежный баланс целиком смотреть, но там еще столько понакручено что фиг разберешься. Большая часть - финуслуги и пр. махинации

Комментарий администрации:  
*** Начинающий манипулятор ***
Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

"Строительство АЭС" довольно абстрактный термин. Это же не единичный продукт, который можно положить в коробку и увезти на грузовике. Что-то к машинам и оборудованию относится. Что-то, типа трубопроводов и металлоконструкций - к металлам и изделиям из них. Стройматериалы - к "прочим". И так далее

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Вряд ли можно точно сказать, где учтено оружие. Росстат не очень распространяется об этом. Но, надо думать, что в скорее всего к "машинам и оборудованию".

Аватар пользователя OratorFree
OratorFree(8 лет 12 месяцев)

Ну строго говоря ответ в стиле , "я предполагаю", не походит. Читается как "я не знаю".

Но, то, что у нас фактически "убито" станкостроение и приборостроение, я, впрочем, и так знаю на примере наших, Краснодарских, ранее ведущих предприятий ПО "Краснодарский ЗИП" и станкостроительный  "Завод имени Седина". 

Так что  обобщено обзор достоверный. Но для анализа трендов не подходит - здесь дьявол в подробностях.

 

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Можете прочитать как Вам угодно, но здравый смысл подсказывает, что не смотря на отсутствие точных данных, самолёты, корабли, танки, зенитно-ракетные комплексы и т.д. однозначно можно отнести только к "машинам и оборудованию", а никак не к продовольственным товарам. В крайнем случае они учтены в "прочем", но эта категория очень невелика.

Аватар пользователя fav
fav(8 лет 11 месяцев)

Это похоже цифры идут из ФТС, а таможня оружие не учитывает. Поэтому его здесь нет ни в каком виде

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Цифры идут из Росстата. Вооружение учтено, просто не показано отдельно. Иначе откуда у нас берётся такой объём продаж, скажем, авиатехники (3-4 млрд. ежегодно на протяжении последних 10 лет)

Аватар пользователя fav
fav(8 лет 11 месяцев)

Цифры росстата прямо совпадают отчетом федеральной таможенной службы, стало быть логичнее всего предположить, что это они и есть. Но ФТС не фиксирует поставки по военным контрактам. 

По авиатехнике - российские гражданские вертолеты продаются весьма успешно  

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Пример 1 из учебника:

"Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение российского экспорта оружия."

Пример 2 из интернета

"Эксперты отмечают, что из $8, 4 млрд - стоимость поставленных в дальнее зарубежье машин и оборудования - большая часть пришлась на продукцию ВПК. В таможенной статистике она учитывается как продукция машиностроения, напоминает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. "

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

А выводы-то какие?

 

Я вот сейчас скопирую несколько отрывков из книги Паршева

 

 Изложу   хороший  пример   на  основе   информации,  приведенной
губернатором   Краснодарского  края   Кондратенко.  Оказывается,  у  нас  на
производство вагона сливочного масла расходуется примерно 25 вагонов  зерна.
В  странах  с  более  мягким  климатом  -  меньше, ну,  к примеру,  12.  Это
объясняется тем, что и расход кормов при пониженной температуре выше, и наши
породы молочных коров менее продуктивны, так как выводились они по  критерию
устойчивости к нашим условиям, в том числе к длительному стойловому периоду.
Вывести  породу,  обладающую  сразу  несколькими  положительными качествами,
селекционерам сложно.
     Что  же получается? Получается, что,  собрав  25 вагонов зерна, гораздо
выгоднее  поменять их на два вагона новозеландского масла, чем, изнуряя себя
и  коров, получить от них  один вагон своего (предположим,  один вагон зерна
уйдет в  оплату за транспортировку). 
     Ну и в заключение главы - речь в защиту ножек Буша.
    В конце советских времен
отечественным  квочкам не хватало отечественного же зерна, и  его докупали в
Америке. Надо  сказать, что вся  история с  куриным кормом  пахнет  не лучше
птицефабрики  -  на  импорте  кормового зерна  делались  большие  деньги, не
закупались  кормовые  добавки, что  приводило  к непроизводительному расходу
кормов и т. д.
     Так вот  в цене  курятины основную часть  составляют  затраты на корм -
существенно  выше половины всех затрат. И если окажется,  что у  нас  расход
зерна  на откорм  бройлеров выше,  чем в Америке (вполне возможно,  что  это
так),  то  вместо  импорта  зерна для  Птицепрома  надо,  конечно,  закупать
курятину. 
     Но  общий принцип понятен  - если уж  продаем,  то  только те товары, в
которых  наименьшая  доля  стоимости  определяется  затратами  на  борьбу  с
неблагоприятными  условиями. А покупать надо,  наоборот, то,  что  мы  можем
сделать лишь с чрезвычайно большими издержками.

  
     Как мы жили при автаркии.
     Как  известно,  мы  уже  жили  в  автаркии,  но  тогда  это  называлось
"блокада". После  1917  года  и вплоть до  1928  года с  нами  старались  не
торговать. Инициатива в этом похвальном деле была за Западом.
     Запад создал тогда в СССР автаркию автоматически  - блокировав СССР  от
внешнего мира.
     Считается, что Сталин был сторонником максимальной закрытости страны от
внешнего  мира. Отчасти это так, он часто упоминал  о необходимости опоры на
собственные силы. Но  считал  ли  он, что  внешняя  торговля нецелесообразна
всегда?
     После революции  у нас почти не было  товаров для экспорта. За жизненно
необходимый  импорт   платить  приходилось   золотом,  тогда  его   роль   в
международной финансовой системе была гораздо выше, чем сейчас.
     Приходилось покупать паровозы  и суда для  их перевозки в Россию  - эта
эпопея  воспроизводилась в мемуарах академика  Крылова, даже фильмы  об этом
снимались. Швеции, например, за паровозы заплатили 125 тонн золота.
     На  Западе к  тому же  всячески выпендривались - отказывались принимать
советские  золотые  червонцы  с изображением  сеятеля.  Мы  не гордые, стали
чеканить  царские  червонцы,  с   портретом   Николая   II.  История  просто
комическая.  Именно  поэтому большинство  таких  монет,  продаваемых ныне  в
ювелирных комиссионных магазинах - новоделы 20-х годов.
     К 30-м годам положение стабилизировалось, в СССР появились кое-какие, в
основном сырьевые, товары, но различного рода ограничения на торговлю с нами
продолжали существовать. Кстати, за признание  СССР  Америкой  американскому
представителю была выплачена взятка десятью шедеврами живописи из  Эрмитажа.
Так  что  нельзя   сказать,  что  наше  руководство  того  времени  не  было
заинтересовано во внешней торговле. (Кстати, потом, после благоприятного для
нас решения Конгресса,  на этого представителя  "стукнули",  и ему  пришлось
сдать картины  в Национальную  галерею,  так  что взятка  получилась от СССР
Америке, а не продажному чиновнику.)
     Как же  при  Сталине старались  торговать с Западом?  Между прочим,  мы
производили уже  и кое-какие машины, и другие, довольно сложные и трудоемкие
изделия. Но вот что мы старались продавать и что покупать?
     Для уяснения принципов внешней торговли,  которых тогда придерживались,
интересно посмотреть  на  содержание торгового соглашения с  немцами  в 1939
году.
     Опять цитата из Ю. И. Мухина:

     "...сегодня, похоже,  масса граждан  просто не догадывается, на что еще
можно потратить кредит, кроме тампаксов, сникерсов и куриных окорочков....
     Итак,   "список  отдельных  видов  оборудования,  подлежащих   поставке
германскими фирмами":
     Токарные станки для обточки колесных полускатов. Специальные машины для
железных дорог.  Тяжелые карусельные  станки диаметром от  2500 мм. Токарные
станки с высотою центров 455 мм и выше, строгальные станки шириной строгания
в  2000  мм  и выше, кромкострогальные станки, расточные станки с  диаметром
сверления свыше  100  мм,  шлифовальные  станки  весом  свыше  10  тыс.  кг,
расточные станки  с  диаметром шпинделя от 155 мм,  токарно-лобовые станки с
диаметром планшайбы от 1500 мм, протяжные станки весом от 5000 кг, долбежные
станки  с ходом от 300 мм, станки глубокого сверления с  диаметром сверления
свыше  100  мм,  большие  радиально-сверлильные  станки с диаметром шпинделя
свыше 80 мм.
     Прутковые  автоматы  с  диаметром  прутка  свыше  60 мм.  Полуавтоматы.
Многорезцовые  станки. Многошпиндельные автоматы с диаметром прутка свыше 60
мм.  Зуборезные  станки  для  шестерен  диаметром  свыше  1500  мм.  Большие
гидравлические  прессы, фрикционные прессы,  кривошипные  прессы,  разрывные
машины, окантовочные прессы, ковочные молоты свыше 5 т.
     Машинное  оборудование:  вальцы, ножницы, гибочные  машины, машины  для
плетения проволоки, отрезные станки и др. (167,0).
     И т. д., и т. п.
     Что следует добавить  к этому  списку: в подавляющем  числе  закупаемых
товаров  стоимость собственно  сырья  (железа,  меди,  алюминия  и  т.д.)  -
мизерна. Основная стоимость - это труд инженеров, техников и рабочих, причем
очень  высококвалифицированных.  Подавляющее  число  товаров  несерийное   и
делается  исключительно  на  заказ...  В  СССР  в   то  время  отсутствовали
возможности его изготовления.
     Практически  все - либо  то, из чего  делается оружие,  либо то, на чем
делается оружие, либо просто оружие.
     А теперь  о том,  что должен был поставить  в Германию Советский Союз в
течение 2-х лет (в скобках стоимость в млн. марок):
     Кормовые  хлеба  (22,00);  жмыхи  (8,40);  льняное  масло  (0,60);  лес
(74,00); платина (2,00);  марганцевая  руда (3,80);  бензин (2,10);  газойль
(2,10); смазочные масла (5,30); бензол (1,00); парафин (0.65); пакля (3,75);
турбоотходы  (1,25);  хлопок-сырец (12,30); хлопковые  отходы (2,50); тряпье
для прядения (0,70); лен (1,35);  конский волос (1,70); обработанный конский
волос (0,30);  пиролюзит  (1,50); фосфаты (половина в концентратах) (13,00);
асбест (1,00); химические и фармацевтические  продукты и лекарственные травы
(1,60); смолы (0,70); рыбий пузырь (Hausenblasen) (0,12); пух и перо (2,48);
щетина (3,60); сырая пушнина (5,60); шкуры для пушно-меховых изделий (3,10);
меха  (0,90);  тополевое и осиновое  дерево для  производства спичек (1,50).
Итого на 180,00 млн. марок.
     Что  бросается в  глаза  сразу  - СССР поставлял сырье  в издевательски
первоначальном его  виде.  Исключая нефтепродукты и масла, ничто  не  прошло
даже  первого  передела. Что из земли выкопали или что с курицы упало  перед
тем, как  курицу, ощипав, отправили в суп,  то и дали немцам. Ни одной  пары
немецких рабочих рук немцам не сэкономили.
     Вот,  скажем, марганец. В  то время  в СССР два завода  (Запорожский  и
Зестафонский)  перерабатывали  марганцевую  руду  в ферромарганец, причем  в
количествах больших, чем это  требовалось черной металлургии СССР. Поскольку
именно в это время Берия создал такие запасы ферросплавов (и ферромарганца в
том  числе),  что  когда с началом  войны  Запорожский завод  эвакуировали в
Новокузнецк, Зестафонский -  в  Актюбинск, а  Никопольский марганец попал  в
руки немцев, производство стали в СССР не прекратилось. Пока на новых местах
заводы  отстраивались,   а  в   Казахстане  строились  марганцевые  рудники,
металлургия  СССР   работала   на  стратегических  запасах,   созданных  под
руководством Берия.
     Казалось бы, СССР мог поставить немцам не  марганцевую руду и пиролюзит
(богатую руду),  а ферромарганец,  ведь он дороже. Но нет, дали немцам самим
задействовать рабочих и электроэнергию, самим выплавлять ферромарганец.
     Второе.  Для  поставки  этих  товаров  не  требуется  квалифицированная
рабочая сила. Более того, и даже  неквалифицированная рабочая сила не всегда
отвлекается  от работы на СССР. Скажем, более трети поставок - лес. А  его в
те годы заготавливали зимой крестьяне, которые не имели в  этот сезон вообще
никакой работы.
     Третье. Свойство сырья в отличие от машин и механизмов в том, что  цена
труда в сырье, в хорошую рыночную  конъюнктуру военного времени, существенно
меньше рыночной цены сырья. Скажем,  добыть марганцевую руду стоит  рубль, а
ее цена 10  руб. Рубль -  твой труд, а 9 руб. - подарок от Бога этой стране.
То есть, ситуация с  этим договором такова: немцам для того, чтобы поставить
в    СССР   товаров    на    1000    марок    требовалось,    допустим,    5
высококвалифицированных   рабочих,   а  Советскому  Союзу   -  один,  и   то
неквалифицированный.
     В  дальнейшем были заключены с Германией еще торговые договора, и в них
наши  коммерсанты еще  более, скажем так, осмелели. Немцам поставлялась  под
видом железной руды руда с таким низким содержанием железа, которую  сами мы
пустить  в доменные печи  не могли. Немцы вынуждены  были ее обогащать. (Они
пытались поскандалить по этому поводу, но Сталин их укротил.)
     Уместен  вопрос - но ведь немцы из  этого сырья делали оружие,  которое
использовали против  нас? Конечно, делали. Но,  во-первых, мы гораздо больше
делали оружия на  поставленном немцами оборудовании, во-вторых, часть нашего
же  сырья немцы, переработав, пускали на выполнение заказов нам,  в-третьих,
своими  заказами мы мешали им  делать оружие для себя. А что касается сырья,
то сырье они получили бы и без СССР, через союзников.
     ...Кредитное  и торговое  соглашение с Германией дало СССР  возможность
провести подготовку к войне с немцами руками самих немцев".
Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя F1
F1(8 лет 4 месяца)

Спасибо за ознакомление, очень интересно.

Аватар пользователя Стилет
Стилет(10 лет 1 месяц)

Огромное спасибо!

Очень показательно.

Аватар пользователя Ёлка-ёлка
Ёлка-ёлка(9 лет 2 месяца)

а зачем экспортировать машины имея необъятный внутренний рынок с двадцатилетним отложенным спросом?

Аватар пользователя bazil
bazil(9 лет 10 месяцев)

Как уже было сказано: структура экспорта отражает общее развитие отрасли. То есть, если у нас низкая доля машиностроения в экспорте, то значит и на внутреннем рынке собственная продукция не особенно конкурентоспособна.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

А она и не может быть конкурентоспособна.  

  

Экономика снега. Почему деньги тают и убегают из России?

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 16/12/2015

Что лучше для экономики России - закрыться от других стран или распахнуть перед ними объятия и рынок?

В России значительная часть рабочих, очень интенсивно трудясь, не производит продукцию. Они производят топливо и обеспечивают теплоснабжение. И снег убирают.

В России значительная часть рабочих, очень интенсивно трудясь, не производит продукцию. Они производят топливо и обеспечивают теплоснабжение. И снег убирают. © / Валерий Христофоров / АиФ

  • 6

  • 34

  • 7

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Об этом «АиФ» спросил автора нашумевшей книги «Почему Россия не Америка?» публициста Андрея Паршева.

И даже не Канада

Алексей Чеботврёв, «АиФ»: Андрей Петрович, вы призывали закрыться от мирового рынка ещё 15 лет назад. Сейчас всё к этому идёт. Вы довольны? 

Андрей Паршев: Нет, продолжается та же обанкротившаяся либеральная политика «открытости», чему свидетельство - рост показателей вывоза капитала. Скорее всё более вероятным становится закрытие России со стороны Запада. Но запрет не на вывоз денег отсюда туда, конечно, а на импорт российских энергоносителей, нефти и газа. Евросоюз уже провозгласил политику снижения зависимости от российских энергоресурсов и планомерно её проводит, а китайский экспорт вряд ли в обозримом будущем компенсирует сокращение по­ставок в Европу. Всё это непременно будет сопровождаться усилением военно-политического давления на Россию. Перспективы печальны. Жизнь из нашей экономики будет уходить по мере износа инфраструктуры и основных фондов, донашивания и проедания запасов. А каждый появившийся у нас доллар немедленно побежит туда, где он сможет получить прибыль.

- Согласно вашей концепции, причиной тому - наш климат. Вы утверждаете, что Россия - холодная страна, в которой производить что-либо всегда будет менее выгодно, чем в любой другой, за исключением Монголии. Многие с вами спорят. 

- Это вовсе не моя концепция. Издержки на единицу продукции в холодном климате будут выше, чем в тёплом, - это сотни лет назад объяснили Адам Смит иДавид Рикардо. Разумной критики я не услышал - были нападки или враньё. Например, писали, что расходы на кондиционирование воздуха в жару в США сопоставимы с расходами на отопление в РФ. При этом как бы забывали о том, что из США производство давно переносят в другие страны, где издержки ниже. Убедиться в том, что, например, Канада и Норвегия совсем не такие, как Россия и Монголия, могут многие наши сограждане - граница открыта. Добавлю, что Канада, где климат населённого юга намного теплее российского, а температура воздуха полупустынного сырьевого севера сопоставима с нашей, является образцом разумного протекционизма. Там, например, существует собственное пассажирское авиастроение, защищённое законами, - у нас же оно убито импортом «Боингов» и «Эрбасов».

Сколько вёрст до счастья. Перейдём ли от латания дыр к программе развития?

Сколько вёрст до счастья. Перейдём ли от латания дыр к программе развития?

Подробнее

Вредные деньги 

- Почему же тогда в нулевые к нам всё-таки шли иностранные инвестиции?

- То, что у нас любят называть иностранными инвестициями, является по сути иностранными займами под гарантированный процент. То есть иностранные «инвесторы» не несут никакой ответственности за использование тех денег, которые они дают в долг. Они получают их обратно с прибылью, которую мы им обеспечиваем на свой страх и риск. Но главное - вся продукция, произведённая в России на «иностранные инвестиции», предназначена для внутреннего потребления, а не для экспорта. На внешний рынок ничего из произведённого «по западным технологиям» не поставляется. Мы не стали фабрикой для всего мира! Я уже не говорю о том, что большая часть произведённого якобы в России - на самом деле фасовка импорта. А раз всё производимое реализуется у нас, то дополнительного притока валюты мы и не получили. Более того, прибыль, которая формируется в рублях, конвертируют в валюту и вывозят. Вместо притока валюты идёт её отток. 

Из-за наших особых условий нам нельзя ожидать реальных иностранных инвестиций, какие бы законы мы ни принимали. А значит, все вложения в экономику России - в действительности ростовщические деньги, которые вместо благосостояния приносят разруху. Или, того хуже, напрямую направлены на уничтожение наших предприятий и отраслей.

Нефть

Кризис-«матрёшка». Откуда наши беды и что делать простым россиянам

Подробнее

- Какие это «особые условия»?

- Основная особенность образа жизни в нашей стране - любой результат даётся нам труднее, чем жителям других стран. И не всё мы можем компенсировать более интенсивным трудом! Российские граждане работают больше многих, но их вклад в ВВП меньше, чем у развитых стран. Дело в  том, что у нас в стране значительная часть рабочих, очень интенсивно трудясь, не производит продукцию. Результат их труда - возможность работать для остальных. Они производят топливо и обеспечивают теплоснабжение. И снег убирают. Ну нет в других обществах таких работ! И н­игде объёмы собранного снега не учитывают. 

Антикризисным планом сыт не будешь.Возможен ли прорыв? Эксперты об антикризисной программе правительства

 

Поэтому наше общество при тех же ресурсах и той же организации труда всё равно всегда выработает готовой продукции меньше.

Если мы занимаемся скотоводством, то вынуждены обходиться менее продуктивными, но более выносливыми породами. Молока, например, мы получаем меньше, и оно в среднем хуже каче­ством. Если мы занимаемся земледелием, то должны учитывать, что на нашей территории из озимых культур устойчива только рожь, а все остальные дают урожай в разы меньший, чем в тёплых странах. При промышленном производ­стве значительная часть ресурсов и труда будет расходоваться на преодоление неблагоприятных условий - помимо необходимых производственных издержек. Поэтому себестоимость нашей продукции по сравнению с ино­странной, аналогичной по каче­ству, выше. Значит, инвесторы не поедут к нам, чтобы производить здесь продукцию. Капитал к нам не потечёт. Трагичная ошибка правительства России - допущение оттока этого капитала и других ресурсов с нашей территории. Чтобы остановить падение нашего и без того невысокого уровня жизни, нужно закрыть двери для убегающего капитала.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя SKonst
SKonst(12 лет 2 недели)

Издержки на единицу продукции в холодном климате будут выше, чем в тёплом, - это сотни лет назад объяснили Адам Смит иДавид Рикардо. Разумной критики я не услышал - были нападки или враньё. Например, писали, что расходы на кондиционирование воздуха в жару в США сопоставимы с расходами на отопление в РФ. При этом как бы забывали о том, что из США производство давно переносят в другие страны, где издержки ниже.

Бугога. И чо, во Вьетнаме, к примеру, или в южном Китае, затраты на кондиционирование отсутствуют? Это же голимая электроэнергия, причём энергоэффективность цепочки топливо-ТЭС-ЛЭП-кондиционер в несколько раз ниже, чем у цепочки топливо-ТЭЦ-теплотрасса-батарея.

Аватар пользователя Crador
Crador(10 лет 3 месяца)

нергоэффективность цепочки топливо-ТЭС-ЛЭП-кондиционер в несколько раз ниже, чем у цепочки топливо-ТЭЦ-теплотрасса-батарея.

- в одном исключительном случае близости конкретной батареи к ТЭЦ. А если там сотня километров между ТЭЦ и объектом, то картина диаметрально противоположная.

Аватар пользователя SKonst
SKonst(12 лет 2 недели)

Примерчики приведёте, где в России потребитель за сотню км от ТЭЦ находится? wink

Аватар пользователя Crador
Crador(10 лет 3 месяца)

Нет, ни приведу. Наличие достаточной массы таких примеров у меня опровергало бы моё утверждение.

А так, скорее всего примеры есть. Когда у производств собственные котельные для отопления. Куда топливо для котельной ещё доставить нужно. И так далее. Что ещё больше снижает "энергоэффективность" всей цепочки.

Разницу "энергоэффективности" поддержания оптимальной температуры на производстве двух случаев расписать на пальцах сможете: ТЭЦ-ЛЭП-кондиционер и распределённые котельные-трубы-батареи? Или вам наслово верить нужно?

Аватар пользователя SKonst
SKonst(12 лет 2 недели)

Разницу "энергоэффективности" поддержания оптимальной температуры на производстве двух случаев расписать на пальцах сможете: ТЭЦ-ЛЭП-кондиционер и распределённые котельные-трубы-батареи? 

Разбиралось тут: ссылка 

...Кроме того, не стоит забывать, что если России приходится тратить средства на отопление, то южным странам, особенно с жарким влажным климатом, наоборот, приходится тратиться на кондиционирование воздуха. А этот процесс существенно дороже по причине того, что кондиционерам нужна дорогостоящая электроэнергия, в то время как для отопления используется энергия сжигания дешёвого низкосортного топлива. Кроме того, КПД даже самой современной системы «электростанция-ЛЭП-подстанция-кондиционер» не превышает 20 %, тогда как КПД даже старой системы «котельная-теплотрасса-батарея» никак не меньше 50 %. А если применить новые высокоэффективные котлы, современную теплоизоляцию и современные алюминиевые батареи отопления, то и о КПД 80 %-85 % можно говорить. Не следует забывать, что в России 60 % тепловой энергии, используемой для отопления является побочным продуктом выработки электроэнергии.

Так, по некоторым данным, энергозатраты на отопление всей Российской Федерации примерно равны затратам Калифорнии на кондиционирование.[8] Известно, что при общих затратах на энергию 220—235 кВт•ч/м² в год в самых современных зданиях в Сингапуре и Малайзии затраты на кондиционирование составляет 64 %,[9]тогда как в России ещё «в начале 1990 гг. планировалась в качестве основного нормативного показателя величина удельного годового расхода тепла не более 180 кВт•ч/м²», [10] то есть климатические затраты в Юго-Восточной Азии лишь немногим менее российских.[2]

ну и еще, если в деньгах измерять:

Согласно статистическим данным, дополнительные затраты на отопление в 1990 году составили 4,7 % от всех энергетических затрат в народном хозяйстве, а с учётом расходов на перевозку энергоносителей — 6,3 %. При этом в зависимости от местоположения региона вплоть до 38 % (для наиболее холодных регионов) потенциала материально-производственных комплексов затрачивается на защиту от неблагоприятных условий внешней среды[26]. Согласно пресс-релизу РАО ЕЭС России, выпущенному к десятилетию основания компании, доля расходов на электроэнергию для хозяйства России по данным 2002 года составляет 6–7 % от стоимости конечной продукции. При этом, как говорится в пресс-релизе, доля затрат населения России на электроэнергию по данным 2002 года составляет не более 1,4 % от его доходов, а доля расходов населения на коммунальные услуги составляет 3,7 % от доходов населения[27].

По данным А. Кагана в журнале «Огонёк», суммарно расходы на поддержание арктических регионов составляют до 12 % ВНП, то есть примерно столько же, сколько Саудовская Аравия тратит для компенсации негатива пустынных районов[28], см. также[22].

Сравнительные исследования[29] показывают, что удельные затраты энергии на доллар ВВП равны для таких стран, как Алжир и Норвегия, а наиболее энергоёмкими странами на доллар ВВП являются Узбекистан и Кувейт. Энергозатратность экономики России меньше энергозатратности экономики более тёплой Украины.

Аватар пользователя Сибирский турист

Как то вы странно тепловой баланс считаете - а то что кондиционер - это тепловой насос вы забыли? Надо или в чистую электроэнергию переводить, или тепловой баланс для кондиционирования с коэффициентом 1/4 как минимум брать, что в общем одно и то же. ЭТО (1/4) никакое КПД не перекроет)))))

Комментарий администрации:  
*** Начинающий манипулятор ***
Аватар пользователя SKonst
SKonst(12 лет 2 недели)

 1/4 как минимум брать, что в общем одно и то же. ЭТО (1/4) никакое КПД не перекроет)))))

Попробуйте выяснить это эмпирически. Отключите у себя батареи, и попробуйте месяцок отапливать свою квартиру зимой кондиционером, а потом сравните величину счета с аналогичным у соседа сверху или снизу. ОК? ))))

Аватар пользователя SKonst
SKonst(12 лет 2 недели)

И ещё: Миф о дефектности русской природы Запоздалая рецензия на книгу А.П. Паршева "Почему Россия не Америка"

Рисунок 1 показывает, что корреляция ВВП на душу населения и температуры самого холодного месяца в настоящее время слабая (R = 0,34), но все же значимая даже на уровне значимости 0,0001; по-прежнему на Севере экономики развиваются несколько лучше, чем на Юге. 

На мой взгляд, самое убедительное развенчание теории Паршева. После прочтения целиком можно сделать однозначный вывод, что Паршев - брехло обыкновенное. Кое о чём умалчивает, кое-где прямо врёт, кое-где передёргивает, а в итоге получился пасквиль, который д-р Геббельс точно одобрил бы.

Аватар пользователя btk
btk(8 лет 10 месяцев)

Паршев не  брехло - он иностранный агент, манипулятор на окладе Госдепа.  Основной посыл его высеров "Почему Россия не америка" и "Почему америка наступает" - невыгодность производства в России всего кроме сырья, обоснование необходимости закрепления статуса сырьевого придатка. Мол, чем выше степень передела -  тем менее конкурентен конечный продукт и гораздо выгоднее купить его у каких-нибудь китайцев, обменяв на нефть и лес кругляк.

О том что нам однажды могут отказать в покупке, этот урод тактично умалчивает. Так же умалчивает он и о чрезвычайной избыточности населения России при переходе к модели сырьевого придатка, о инновационном пути развития в книгах тоже ни слова, хотя данная стратегия уже не одну страну вывела в лидеры из казалось бы полнейших и неисправимейших аутсайдеров.

П.С. Африканский континент обладает богатейшими ресурсами, тёплым климатом, большим населением, стоимость труда гораздо ниже чем в Китае -  по логике Паршевых там сейчас должны вовсю строиться всевозможные предприятия по пошиву трусов и клёпке айфонов - а на деле дыра там от жо бублика, а не индустриальное развитие. 


 

Аватар пользователя Override
Override(10 лет 10 месяцев)

Так же умалчивает он и о чрезвычайной избыточности населения России при переходе к модели сырьевого придатка, о инновационном пути развития в книгах тоже ни слова, хотя данная стратегия уже не одну страну вывела в лидеры из казалось бы полнейших и неисправимейших аутсайдеров.

а вот если бы ты действительно читал книжку паршева, то ты этого не писал бы.

Аватар пользователя btk
btk(8 лет 10 месяцев)

Разберём на конкретном примере - "Росатом".  Почему его продукция (АЭС "под ключ") пользуется как минимум не меньшим спросом, нежели продукция более тёплых стран?  
 

Аватар пользователя Override
Override(10 лет 10 месяцев)

нет давай разберем другой конкретный пример, а именно твоё утверждение

Так же умалчивает он и о чрезвычайной избыточности населения России при переходе к модели сырьевого придатка

этот вопрос в книге паршева разобран, а не умалчен.

зачем ты врешь?

Аватар пользователя btk
btk(8 лет 10 месяцев)

Это ещё вопрос, кто из нас двоих более "не читал". Насколько помню, Паршев приводит в пример  прямую взаимосвязь между сырьевой ориентированностью Канадской экономической модели  с относительной малочисленностью населения этой страны.

Прямых призывов сокращать "избыточное русское быдло" естественно нет, но контекст очевиден. Как минимум мне.

Страницы