Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

В 2016 г. Россия начнет уничтожение крупнейших в мире крейсерских АПЛ проекта 941У «Акула»

Аватар пользователя Смешинка

В СССР их было целых шесть. Шесть огромных, грозных подводных атомных крейсеров, аналогов которым не было ни у кого в мире и нет до сих пор...

Есть над чем задуматься. Хотя бы по той простой причине, что именно российские «Акулы» до сих пор внушают американцам почти суеверный ужас. И нет никаких причин лишать их оснований для этого суеверия.

По сообщению военно-аналитического портала BMPD в 2016 г. начнутся работы по утилизации крупнейших в мире крейсерских атомных подводных лодок проекта 941У «Акула». В частности, начнется выгрузка  ядерного топлива из реакторов подводной лодки «Северсталь» (зав. №727), выведенной в резерв в 2004 г. Соответствующий аукцион будет объявлен в феврале 2016 г., стоимость работ – 177,5 млн.руб., их завершение запланировано на октябрь 2017 г.

История безвременной кончины флота крупнейших в мире ядерных  субмарин полна множества до сих пор непроясненных моментов и малопонятных эпизодов, затрагивающих ключевые вопросы национальной безопасности и государственного суверенитета России. И, тем не менее, до сих пор остающихся без вразумительного ответа.

Чего стоит только один этап этой драмы, в ходе которого в 1998 г состоялся тотальный отстрел боезапаса стратегических ракет для этих подводных лодок, тем более странный и нелогичный с учетом невозможности его пополнения из-за проблем в отношениях с Украиной. Ссылки на «истечение срока эксплуатации» БРПЛ Р-39 выглядят совершенно нелогичными, особенно на фоне многочисленных продлений эксплуатационных сроков других российских ракет. Странное впечатление производит и отказ от разработки российского аналога Р-39 всего-навсего после трех неудачных испытаний экспериментальной ракеты. В данных условиях массовый отстрел Р-39 означал добровольный и односторонний  отказ РФ от части, причем наиболее эффективной, своего ракетно-ядерного потенциала.

В феврале 2012 года  тогдашний командующий ВМФ РФ Владимир Высоцкий  сообщил, что на складах флота имеются дополнительные ракеты данного типа и корабли проекта 941У будут оставлены на вооружении. «До 2019 года они будут в боевом состоянии. Модернизационные возможности у них очень большие», — сказал Высоцкий. При этом он подчеркнул, что в этом вопросе флот пытаются «наклонять». «За рубежом даже разработаны специальные программы по быстрейшему уничтожению ракет к этим подводным ракетоносцам. Но мы часть ракет сохранили, и поэтому пока будем использовать эти лодки, как носители».

По этому поводу тут же возникла  крайне малопонятная нервозность в российско-американских отношениях. В итоге -внезапно обнаруженные российским адмиралом «дополнительные» ракеты, скоропостижно исчезли, а сам главком ВМФ очень вскоре после этой странной истории – в мае 2012 года был уволен в запас указом тогдашнего президента РФ Д.Медведева.

Два находящихся в резерве крейсера проекта 971У - ТК-17 «Архангельск» (слева) И ТК-20 «Северсталь». Фото: Олег Кулешов

Два находящихся в резерве крейсера проекта 971У — ТК-17 «Архангельск» (слева) И ТК-20 «Северсталь». 

Между тем, разговоры о том, что этот класс ядерных субмарин утратил свое боевой значение в связи с израсходованием боезапаса, полностью опровергаются практическим опытом последнего действующего корабля данного проекта «Дмитрий Донской». Именно эта боевая единица была использована как испытательная площадка для новейшей флотской ракеты подводного старта «Булава». Что дает основания для вывода о том, что при необходимости, лодки проекта 941У могли быть переоснащены  «Булавой» и в качестве штатного вооружения. Более того, именно «Булава», по некоторым данным, и должна была стать заменой украинской Р-39 и в качестве вооружения ракетоносцев проекта 941У.

В нынешних военно-политических условиях, когда для России каждая стратегическая единица на вес золота, такое внушительное дополнение российской морской ядерной мощи было бы совсем не лишним.

В этой связи стоит напомнить, что все основные решения относительно вывода из боевого состава и последующей утилизации флота гигантских «Акул» принимались до 2014 года  -до начала нынешнего крайнего обострения отношений России с Западом. То есть в условиях принципиально иной военно-политической ситуации с приоритетами фактически прямо противоположными нынешним.

Конечно, много времени уже упущено. Но насколько безвозвратно?  Для боевого корабля такого типа десяток лет, проведенных в резерве – далеко не смертный приговор. Американские линкоры, например, принимали участие в первой войне против Ирака после 50 лет пребывания на консервации!  Тем более, что степень износа основных узлов и механизмов российских «Акул», при весьма небольшой интенсивности их эксплуатации, вряд ли очень существенная.

Для сравнения можно рассмотреть надводный аналог «Акул» — ракетные крейсеры проекта «Орлан». Эти корабли также в течение многих лет ржавели у причалов, а их судьба висела на волоске. Тем не менее, в связи с резким изменением  геополитической ситуации было принято решение об их радикальной модернизации и оснащении принципиально новыми видами оружия. И это решение уже претворяется в жизнь. А ведь глубокая модернизация того же ТАКР «Адмирал Нахимов», в ходе которой от старого корабля останется фактически только корпус, вряд ли более трудоемка, чем аналогичная модернизация лодки проекта 941У.

Но ведь при этом, мы будем иметь на выходе даже не надводный «дредноут», представляющий собой, чего греха таить, достаточно заметную и уязвимую мишень для противника, а крайне малозаметную и трудноуловимую подводную платформу  с практически кругосветной дальностью действия! Не говоря уже о том, что в процессе все еще возможной модернизации «Акул» могут быть приняты и вовсе революционные конструктивные решения. Например — об их оснащении не традиционными баллистическими ядерными ракетами, а сотнями  крылатых ракет «Калибр», что позволит использовать эти субмарины практически в любом типе современной войны. И именно их гигантские размеры и, соответственно — возможность установки большого количества пусковых комплексов для «Калибров», дает подлодкам этого типа важнейшие преимущества перед новейшими, но куда меньшими по размеру «Бореями» и «Ясенями».

Так что, на мой взгляд, здесь есть над чем задуматься. Хотя бы по той простой причине, что именно российские «Акулы» до сих пор внушают американцам почти суеверный ужас. И нет никаких причин лишать их оснований для этого суеверия.

Юрий Селиванов

Пуск ракеты с Северного полюса

Общественные активисты предложили сделать музей на базе одной из подлодок проекта «Акула», которые хотят отправить на утилизацию. 

В Сети идёт сбор подписей. На апрель 2015 собрано 1300 подписей, а чтобы петицию рассмотрели, необходимо 25 тысяч. Подписаться можно по ссылке 

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя sergeyussr
sergeyussr(2 года 2 месяца)(21:41:26 / 12-01-2016)

Музей сделать - очень правильная мысль.Уничтожают их потому,что ракеты для шахт смогли сделать намного более компактными. Лодки эти реально интереснейщее достижение.Но сейчас крайне дороги и сложны в эксплуатации

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(00:57:15 / 13-01-2016)

Поддерживаю! Это уникальнейшие крейсеры (лодками их просто язык не поворачивается называть)! Те же штаты даже близко не подобрались для создания подобных.

Видел рядом - это не впечатление... ВПЕЧАТЛЕНИЕ!

Аватар пользователя NoZZy
NoZZy(3 года 4 месяца)(03:12:40 / 13-01-2016)

В музей на атомный ракетоносец меня никаким калачём не затащить! 
 

А первая причина приходящая на ум - ядовитое  топливо ракет и радиация , походили померили испарения одного и уровень второго и ну их нафиг эти подлодки...

но просто так озвучивать это низзя, секретно вот и придумывают для народа байки чтоб поменьше выкрикивали "слил"...

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(21:46:21 / 12-01-2016)

Честно говоря - и хорошо, что их таки порежут. Лодка построена вокруг ракеты. Конструкция гениальная, но эта гениальность судостроителей - следствие неспособности ракетчиков сделать компактную ракету. Увы, но в позднесоветском флоте число плавучих маразмов было огромно: "Орланы", "Горшки", эсминцы 956 проекта... Для обороноспособности страны было бы лучше построить еще одну серию 667БДРМ, обошлось бы в разы дешевле, а нормальную твердотопливную ракету все равно осилили только сейчас. Ну пусть из "Донского" музей сделают, заслужил.

Аватар пользователя Замполит
Замполит(3 года 8 месяцев)(21:48:52 / 12-01-2016)

блог под эгидой Центра АСТ

Центр АСТ не финансируется никакими правительственными, коммерческими и прочими организациями. Свою деятельность компания обеспечивает благодаря продаже научно-исследовательских и медийных продуктов, консультационных услуг, реализации других проектов. В этом смысле Центр АСТ является коммерческим предприятием, а его успех и процветание целиком зависят от качества предоставляемых услуг.

измышлизмы-размышлизмы

Аватар пользователя XS
XS(3 года 6 месяцев)(22:00:57 / 12-01-2016)

"гигантские размеры и, соответственно — возможность установки большого количества пусковых комплексов для «Калибров»" - абсолютный бред, полностью выдающий квалификацию иксперда.

Аватар пользователя sergeyussr
sergeyussr(2 года 2 месяца)(22:03:34 / 12-01-2016)

Так Калибры же можно прямо на палубу ставить.Их туда ого сколько влезет.Контейнеры же ставят на контейнеровозы штабелями

Аватар пользователя XS
XS(3 года 6 месяцев)(22:12:03 / 12-01-2016)

Грузите апельсины бочках братья Карамазовы (с)

Аватар пользователя sergeyussr
sergeyussr(2 года 2 месяца)(22:18:15 / 12-01-2016)

Судя по аватару - молодая девушка.К чему ей эти темы? Да еще с серпом.А вот впечатление,что главное,нагнетать недовольство и раскачивать подлодку.Разновидность майдаунов под видом патриотов.

 

ЗЫ Им пофиг,что лодки этого проекта сейчас - белые слоны флота

Аватар пользователя Влад НиНо

не ну а чо, приварил контейнеры с калибрами по бокам и пусть ходють, пужають.

Аватар пользователя Пожидаев
Пожидаев(4 года 9 месяцев)(00:51:16 / 13-01-2016)

В данном случае он выдаёт вашу. Переоборудованные под КР "Огайо" в американском флоте - объективный факт, и Ливию одна из них утюжила весьма лихо. 

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(01:30:06 / 13-01-2016)

У нас для этого переоборудуются под "Калибры" "Антеи" проекта 949 - по три в одну шахту, всего 72.

Аватар пользователя Пожидаев
Пожидаев(4 года 9 месяцев)(01:47:49 / 13-01-2016)

Да, но при этом их никто не освобождал от классических противокорабельных функций, а "Огайо" несёт вдвое больше "Томагавков". Нюанс в том, что "настоящая" воздушно-наступательная операция это МАССОВОЕ использование КР (даже против Ливии - ЕМНИП, порядка 1000), а не то, что мы видели на примере Сирии. При этом носителей КР у нас, в общем-то дефицит по сравнению с б/м серьёзными масштабами. 

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(02:48:56 / 13-01-2016)

Зачем меряться пиписьками числом ракет на лодке? 72 ракеты - это дохрена. Тем более что "Оникс", входящий в "Калибр", ничем не хуже имеющихся противокорабельных ракет - "Гранитов" и "Вулканов", но куда дешевле. А стрелять по кораблям неядерными боеголовками бессмысленно.

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(22:29:03 / 12-01-2016)

Вот никто не знал до этого про "Калибры" и была тишина! Сейчас их пытаются впихнуть везде!

Вношу предложение разместить "Калибры" на "Авроре", пусть стоит и дежурит, нефиг просто так стоять...

Аватар пользователя Попугай Флинта

Ага, на "Авроре" да, самое то. И поставить её, "Аврору" на Москву-реку.

Как раз к столетию легендарного выстрела.))))
 

Комментарий администрации:  
*** Дерзкий борцун ***
Аватар пользователя smilla
smilla(3 года 8 месяцев)(22:56:05 / 12-01-2016)

В музей, однозначно. Это грандиозная лодка и памятник эпохи.

Аватар пользователя Офисный планктон

Все? Или одной хватит?

Аватар пользователя smilla
smilla(3 года 8 месяцев)(00:15:20 / 13-01-2016)

Все - громко звучит. Их всего-то две реально целы, насколько я в курсе. 

Можно б и обе в музеи. Страна большая.

Аватар пользователя Офисный планктон

Две, которые хотят утилизировать, но ещё целы. А "Дмитрий Донской" - третья АПЛ этой серии? С его помощью последние годы "Булаву" испытывали.

Аватар пользователя smilla
smilla(3 года 8 месяцев)(00:40:54 / 13-01-2016)

Ну, строго говоря он 941УМ.

Не, не третий. Он в той серии головной. Такая ирония судьбы. Надеюсь, его пока убивать не собираются, зря что ли под булаву майстрячили. Послужит для испытаний.

Аватар пользователя Офисный планктон

Третий оставшийся. А модернизация - дело наживное.

Аватар пользователя smilla
smilla(3 года 8 месяцев)(00:50:36 / 13-01-2016)

Посчитали - вышло, что дешевле два Борея построить. Увы.

Аватар пользователя Офисный планктон

Правильно посчитали. Вообще, практичные люди сначала считают, а потом делают выводы о судьбе какого-нибудь "старья". Последние годы (когда появились деньги) "на ходу" оставили лишь одну "Акулу", да и то для испытаний новой ракеты, в то время как было принято решение модернизировать "Орланов".

Аватар пользователя smilla
smilla(3 года 8 месяцев)(01:08:40 / 13-01-2016)

Да, правильно посчитали, я о том и пишу. И не агитирую за модернизацию. Но за музейную сохранность - однозначно. Это ж раритет какой. И многокорпусная. И громадная. Вещь! И красотища неимоверная. Ну, кто понимает)

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(01:09:08 / 13-01-2016)

Немного добавлю к своему верхнему комментарию. Уж очень покоробил меня кретинизм автора статьи вот с этим:

Чего стоит только один этап этой драмы, в ходе которого в 1998 г состоялся тотальный отстрел боезапаса стратегических ракет для этих подводных лодок, тем более странный и нелогичный с учетом невозможности его пополнения из-за проблем в отношениях с Украиной. Ссылки на «истечение срока эксплуатации» БРПЛ Р-39 выглядят совершенно нелогичными, особенно на фоне многочисленных продлений эксплуатационных сроков других российских ракет.

Я думаю, что ушедший менее года назад Александр Сергеевич Богачев много чего смог бы сказать по этому поводу "логичному" и "знающему" автору (на фото запуска с Северного полюса - его ТК-20). А в октябре прошлого года ему могло бы быть 60...

Капитан первого ранга Александр Сергеевич Богачев родился 24 октября 1955 года в г. Подольск Московской области.

Прохождение службы (из книги «18-я дивизия ПЛ СФ»): Курсант ВВМУПП им. Ленинского комсомола (1973-1979); служил в Гремихе. Позднее — командир БЧ-2 второго экипажа ТК-13 пр.941 (1984); ст. помощник командира по боевому управлению ТК-202 пр.941 (1987); ст. помощник командира ТК-202 (1989); командир ТК-202 пр.941 (1993); командир ТК-20 пр.941. Подводникам он известен как командир «Акулы» ТК-20, самой ходовой лодки этого проекта в 1990-е гг. Под его командованием (старшим на борту был контр-адмирал В.И.Домнин) ТК-20 ходил на Северный полюс, откуда была выполнена ракетная стрельба БРПЛ. В связи с избранием председателем Совета депутатов ЗАТО г. Заозерска приказом министра обороны в 2005 г. досрочно уволен в запас.

Широкой общественности известен по документальному фильму «Русская Акула» о подводниках, снятому студией «Корона-фильм». Это, пожалуй, первый фильм в истории постсоветской России, снятый, и правдиво, и по-доброму, о российских подводниках, о настоящих мужчинах. Александр Сергеевич Богачёв, главный герой этого фильма, был и настоящим Человеком, и настоящим Подводником…

Капитан первого ранга Николай Черкашин так поклонился своему коллеге в Фейсбуке: «Он командовал одной из «Акул» - крупнейшей в мире подводной лодки, по сути дела подводным катамараном, из двух прочных корпусов, каждый из которых размером с добрую океанскую субмарину. Между корпусами – ракетодром с 24-мя пусковыми шахтами, и командирский модуль с центральным постом и всей радиолектроникой в смежном 19-м отсеке.

Я попал на это чудо-корабль с разрешения тогдашнего командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова. Богачев встретил меня как старого доброго знакомого. Мы встречались с ним и в Питере, и в Москве, у нас с ним было немало общих друзей. Богачев водил меня по многочисленным отсекам с горделивым видом хозяина, который показывает гостю свой новый дворец. На «Акуле» ошеломляло все – и поперечные переходы из корпуса в корпус, и пространство торпедного отсека – с хороший заводской цех, и сверкающий шлифованным металлом реакторный отсек, и просторная зона отдыха с бассейном (правда, без воды) и спортивно-тренажерным комплексом. У меня было такое ощущение, что я попал на орбитальную станцию, внедренную в глубины гидрокосмоса. И повелевал этим немыслимо сложным инженерным шедевром – мой земляк-москвич (родом из Подольска) Александр Сергеевич Богачев.


Помимо всего прочего Богачев и его экипаж считались к тому времени мировыми рекордсменами по числу запущенных с борта подводного крейсера баллистических ракет. А ведь за каждым пуском – смертельный риск того, что однажды случилось на ТК-17, когда в одной из шахт загорелась готовая к старту ракета. Богачева Бог миловал, хотя стрелять приходилось не просто из-под воды – из-подо льда! И это в лихие 90-е годы, когда флот, как и всю страну лихорадило от ельцинских псевдореформ.


Летом 1995 года ТК-20 первой из кораблей своего проекта всплыла на Северном полюсе. «Апофеозом стал пуск баллистической ракеты из приполюсного района, – отмечала флотская летопись. - В тяжелейшее для нашего флота время подводники ТК-20 показали всему миру: хоронить морские стратегические ядерные силы России преждевременно! Наши ракетоносцы технически исправны и боеготовы, а личный состав сохранил профессиональные качества и морскую выучку».


За эту стрельбу находившийся на ТК-20 в качестве старшего на борту контр-адмирал В.М. Макеев был удостоен звания Героя России.


«Не менее ответственными были и ракетные стрельбы 1997 года. Впервые в мире была проведена утилизация выслуживших установленные сроки 49 баллистических ракет методом подрыва в воздухе. Говорят, что у некоторых иностранных наблюдателей, являвшихся свидетелями этого действа, состояние было близким к шоку».


Александра Богачева дважды представляли к званию Героя России. Но вместо Золотой Звезды командира наградили двумя крестами: орденом Мужества и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Да еще ему был вручен именной пистолет.

Уверен, пройдет время и Александру Богачеву вернут заслуженную им на все сто его Геройскую Звезду. Как вернут ее и другим геройским подводникам – Петру Грищенко, Сергею Кубынину, Игорю Гришкову… Они и без Звезды давно уже истинные Герои России. Посадить бы этих чиновников, которые оценивают подвиги, в подводный атомоход и отправить на Северный полюс под льдами на ракетную стрельбу, может быть, что-то до них дошло бы…

http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vremeni/2015/october/komandir-russkoj...

 

Аватар пользователя smilla
smilla(3 года 8 месяцев)(01:12:30 / 13-01-2016)

Спасибо, очень интересный текст.

А автор статьи определенно дебиловат.

Дочитав до тонкого намека на гениальность Высоцкого, которого ай-яй-яй задвинули вороги государства, плюнула и дальше не читала толком. Гнида этот Высоцкий та ещё.

Аватар пользователя Oriaraniar
Oriaraniar(4 года 7 месяцев)(04:45:58 / 13-01-2016)

http://legal-alien.ru/
Сайт одного из бывших офицеров с Акулы.
Его истории весьма душевно читать. Да и о корабле куча интересной инфы

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...