Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Сможет ли Россия стать великой державой?

Аватар пользователя Onegin

Вчера вечером у меня был крайне интересный разговор с очень глубоко думающим человеком о, если так можно выразиться, судьбах Родины. Мы рассуждали об итогах выборов, о той ситуации, в которой находится Путин, и так далее, и тому подобное. Но в процессе разговора мой собеседник в некоторый момент сказал о том, что наше мнение сегодня в мире уже никому не интересно, потому что мы уже не являемся «великой державой». Собственно, Китай уже лет 10 не использует в отношении нашей страны слово «го», которое у них как раз и обозначает державу.

И вот тут я задумался, а что же такое «великая держава»? Это могучая армия? Нет: у СССР была одна из двух самых сильных в мире армий, но это ему не помогло. Самая сильная экономика? Тоже нет: в 90-е годы никто и близко не мог сравниться по экономике с США, но сами они на всех парах неслись по направлению к пропасти. До которой, в общем, практически уже добрались. Так что же тогда такое – «великая держава»?

И вот, подумавши, я пришёл к выводу, что «великая держава» – это страна, которая имеет образ своего будущего, образ будущего мира и схему соотношения себя и этого мира. Если хотя бы одного компонента из этих нет, – то величие теряется и начинаются проблемы.

Например, США в 90-е годы имели образ своего будущего и даже образ мира – но вот схему отношений они выстроить не смогли. Да и свой образ у них был настолько абстрактным, что в какой-то момент критически оторвался от реальности. А СССР ещё в 70-е годы, согласившись на «принцип мирного сосуществования» (который возник как лозунг еще раньше, в 56-м году, но реальное наполнение получил только лет через 20), утерял образ мира. После чего и собственное будущее для него стало окрашиваться исключительно через тона образа альтернативного, «западного» – поскольку другого просто не было. Что и стало началом краха.

Можно пообсуждать и другие «великие державы», которые существовали в истории, но смысл, я думаю, понятен. Вопрос только один: есть ли сегодня вообще «великие державы», которые полностью соответствуют этому принципу? И начав перебирать возможные варианты, я понял, что столкнулся с серьёзной проблемой.

Ну, с Россией все ясно – у нас нет ни образа нашего будущего, ни образа мира. Несколько сложнее с США – у них есть образ мира, который, впрочем, уже явно устарел и никуда не годится, но, уже, судя по последней статье Фукуямы, нет образа своего собственного будущего, что не только резко обесценивает образ мира, но и разрушает всю схему соотношения с этим миром. Мы это хорошо видим на примере современной внешней политики США, а также их взаимодействия с мировой экономикой. Про Европу даже говорить не приходится – там у власти «атлантические» элиты, которые никаких сложных конструкций не обдумывают, а берут их в готовом виде в Вашингтоне.

И таким образом, у нас практически никого не остаётся, кроме Китая. Но и с Китаем есть проблемы. То есть образ своего будущего у него, безусловно, есть. Есть и образ мира – но это чисто китайский образ, который ко всему остальному, некитайскому, миру отношение имеет не то, чтобы слабое, а, в общем, перпендикулярное. То есть в чём-то совпадает, а в чём-то расходится радикально. Ну и, соответственно, их схема отношения к миру, может быть, для них и нормальная – но вот её практическая реализация всё время натыкается на разные препятствия и, по большому счёту, к успеху такой подход привести не может.

И получается у нас довольно специфическая картина мира. Лидеров, за исключением Китая, в мире просто нет – США таковым являются только номинально, по привычке, в реальности они уже своему декларируемому статусу не соответствуют. Что касается Китая, то он ведёт себя как лидер, но все остальные не понимают его управляющих сигналов – и это приводит к разным сложностям, которые, в общем, и самому Китаю создают одни проблемы. И, скорее всего, справиться он с ними не сможет. Впрочем, может быть, в этом месте я ошибаюсь.

Но такой сложный и, главное, глобальный мир, как сегодня, без глобального лидера жить не может. И либо он появится (откуда?), либо мир распадётся на кусочки, в каждом из которых будет свой, местечковый лидер. Что, конечно, снизит уровень проблематики региональных элит, да и общий уровень развития человечества – даже не столько технический, сколько культурно-исторический – тоже снизится.

Если же перейти к научно-практическим выводам, то они крайне простые: нам нужен образ будущего. Не только России, или Китаю, или США – всему человечеству. Может быть, даже пара-тройка образов (ну, как это было в середине ХХ века), но они должны быть. Потому что сегодняшняя ситуация, прямо скажем, нетерпимая. И победителем по итогам сегодняшнего кризиса станет та страна, которая сможет предъявить этот самый образ будущего – даже если сегодня эта страна маленькая и слабая.

Я считаю, что у России есть шанс предложить свою модель – и исхожу в своей деятельности именно из этого. Ну, а что там думают другие – это, в общем, их дело!

08 марта 2012  

Михаил Хазин

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя daryets
daryets(5 лет 11 месяцев)(15:58:07 / 09-03-2012)

С лидером согласен, но по моему куда важнее чувство собственного достоинства и самоуважения у отдельно  взятого индивидуума. На плечах этих людей лидеры и формируют могущество. Кадры решают все.

Аватар пользователя juststupiduser
juststupiduser(5 лет 9 месяцев)(16:11:46 / 09-03-2012)

Великая держава - та, что относительно безболезненно переживет WW3. Конечно, если хоть кто-то переживет. А то может статься, что единственной державой в мире останется Тринидад и Тобаго. Или Маврикий.

P.S. При всем уважении, цитировать хазина без ремарки, что мол "опять этот клоун..."

Аватар пользователя Onegin
Onegin(5 лет 11 месяцев)(16:21:09 / 09-03-2012)

Специально дал Хазина, который, наконец, поверил в Россию. (еще недавно хоронил ее).

А вообще мысль свежая и философские рассуждения Хазина логичные. Здесь есть о чем подумать.

Аватар пользователя juststupiduser
juststupiduser(5 лет 9 месяцев)(16:33:59 / 09-03-2012)

Ох не знаю...

Актуальных вопросов на повестке мало? От дефолта Греции, рецессии в ЕС до QE3,4,5 в штатах - а хазин, как "экономист" попёр в метафизику, выяснять кто достоин нынче именоваться великой державой.

Авантюриста и Алекса на Вас нет)

>Здесь есть о чем подумать.

Поздно, мы уже без будущего, пора оборачиваться простынями)

Цитирую: "Ну, с Россией все ясно – у нас нет ни образа нашего будущего, ни образа мира."

Сказал, как отрезал. Приговор окончательный, ползем на кладбище.

Аватар пользователя Евгений
Евгений(5 лет 8 месяцев)(16:16:10 / 09-03-2012)

Хазин уже давно носится с поиском новой экономической и социальной модели. Пытается прикрутить сюда Маркса, но все никак ничего толкового не предложит. Существующая социальная модель себя изжила, это понятно. А вот на смену ей нет ничего пока.

Аватар пользователя daryets
daryets(5 лет 11 месяцев)(16:28:59 / 09-03-2012)

Мужика - хозяйственника поддержать надо, он вас снабдит всем необходимым, от философа до конструктора. А Маркса с Хазиным в гофротару.  

Аватар пользователя gfksx2
gfksx2(5 лет 10 месяцев)(03:54:01 / 10-03-2012)

Вы неправы, мужик хозяйственник мелко плавает, он думает только о себе хозяйствует, логически вся его деятельность кончится хрюканьем в теплой луже . Либеральные реформы это хорошо показали .

Аватар пользователя daryets
daryets(5 лет 11 месяцев)(10:34:39 / 10-03-2012)

Либеральные реформы (видимость) и реальная поддержка несколько рознятся. Мужик и есть тот фундамент, на плечах которого зиждется пирамида государства с интелектуалами - теоретиками и  Ксюшами Собчак в том числе. Ну и по роду деятельности именно он контактирует с грешной землей, в отличии от Олимпийской элиты, хрюкает в теплой луже.  

Аватар пользователя jamaze
jamaze(5 лет 10 месяцев)(16:33:30 / 09-03-2012)

Просветите, плиз, какой образ будущего у Китая? У него есть какие-то шаги, которые связаны хоть с какими-то целями, кроме собственной безопасности и выгоды? Политические, культурные, просветительские? Хоть какие-нибудь? А между тем он уже давно догнал и перегнал Америку во всех смыслах, кроме военного.

Нет у Китая никакой заботы о мировых судьбах, никаких определенных желаний. Есть только "своя рубашка". Не знаю, что там глобального увидел Хазин в Китайского политике.

То, что Китай не называет нас "го"... После 90-х годов не удивительно. Но это - результат прошлого. Будущее куется сейчас, и ближайшее десятилетие многое покажет. У нас навыки быстрого возрождения из пепла уже давно на генетическом уровне прошиты.

Аватар пользователя daryets
daryets(5 лет 11 месяцев)(16:48:04 / 09-03-2012)

Носитель навыков кто? Маркс, Хазин, Навальный, Собчак и Ко ..

Аватар пользователя Евгений
Евгений(5 лет 8 месяцев)(17:30:41 / 09-03-2012)

Мужика - хозяйственника поддержать надо...

Согласен

Носитель навыков кто? Маркс, Хазин, Навальный, Собчак и Ко ..

Это все мусор, придет волна, все смоет.

Здесь речь идет о государстве-лидере.А государству для существования нужна экономическая( социальная ) модель. Капитализм уже труп. Новой модели нет. То государство, которое построит (изобретет?) эту новую модель, то и окажется в лидерах.

А Хазин больше популист. Саморекламщик. Много шума, а идей ноль целых х...й десятых.

Аватар пользователя Евгений
Евгений(5 лет 8 месяцев)(17:55:26 / 09-03-2012)

Скажу больше. Человечество находится в тупике:

Каннибализм - Рабовладельческий строй - Феодализм - Капитализм - ???

Если не найдется новой модели, то прямая социальнаго развития человечества замкнется, и мы быстенько вернемся к каннибализму.

Аватар пользователя daryets
daryets(5 лет 11 месяцев)(18:31:31 / 09-03-2012)

Вопрос не из легких, давайте  отметим и поддержим фундаментальные, простейшие основы социума. Гарантировать в любом процессе, со 100% уверенностью можно только неучтенку.  

Аватар пользователя jamaze
jamaze(5 лет 10 месяцев)(16:41:14 / 09-03-2012)

А вообще, мировое лидерство - это тяжелое бремя. Когда у тебя нет ограничений, когда твои желания относительно легко исполняются - только тогда начинаешь задумываться о том, правильны ли эти желания, совместимы ли они с совестью, не расходятся ли слова с делами, и мысли со словами. Если есть хоть малейшее сомнение в собственной правильности и даже праведности - ты не сможешь быть последовательным и решительным в нужные моменты, начнешь рефлексировать и сомневаться. А потому проигрывать. Так было с СССР, так сейчас происходит с США.

Аватар пользователя Капитан
Капитан(5 лет 9 месяцев)(16:50:34 / 09-03-2012)

Да невозможно осмыслить будущее до того, как оно наступило. Хотелки - это одно, а реальность - это другое. Заикнись кто в начале 80-х в Союзе о развале СССР , быстро бы в лучшем случае в психушке очутился.

Аватар пользователя Георгий
Георгий(5 лет 9 месяцев)(17:30:25 / 09-03-2012)

Возможно, мы не правильно воспринимаем лидерство, подразумевая прежде всего какие то экономические достижения. Лидерство долно быть прежде всего духовное.

Давайте асбтрагируемся от современной действительности и почитаем Евангилие. Чем оно заканчивается -апакалипсом. Вторым приходом Христа. Что писали и пророчествовали Святые:

1.Наступит время, когда по всему миру будет хаос, востанут одни царства на другие .... и все возопят "МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ" и выберут ОДНОГО, который покажет выход из этой ситупции. Это и будет антихрист.

Начало рукотворного хаоса мы и наблюдаем сейсас.

2.Кто противостанит антихристу?  Русское царство во главе с последним Царём.

Экономика, финансы это все второстепенные вещи , чисто технические, а самое главное как будет развиваться наша духовность. Вот где происходит основная и не видемая борьба, поэтому и мало обсуждаемая.

 

Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 10 месяцев)(20:40:25 / 09-03-2012)

Про великие державы уже много говорено. Великая - это, как минимум, не зависящая ни от кого в экономическом плане. И имперский простой подход (типа выхода к двум океанам) уже давно неуместен, разве что в гнилых мозгах англосаксонских сценаристов. Китай, например, погружен более в себя, чем в судьбы мира. США - наоборот, погружены излишне в воздействие на мир. И те и другие ищут ресурсы и уже не способны добиться гармонии, потому-что зависимы в своей вовлеченности, ограничены ею. У России другая ситуация - полная ресурсная самодостаточность и готовность отстаивать суверенитет как на уровне государства, так и каждого отдельного жителя, которая так бесит атлантистов. У России есть ВСЁ, ей мировое лидерство для получения ресурсов стратегически не является необходимым. И это достаточная причина, почему она может быть во многих случаях беспристрастным судьей и объективным защитником сирых и убогих. 

Американцы рисуют стратегии, основанные на эффективных формализованных решениях из теории игр, типа "эволюционно стабильной стратегии", они готовы действовать безжалостно и механически. При этом многие из них уже готовы признать, что работы Аксельрода не могут дать базы для сколько-нибудь продолжительного развития вовне. Китайцы наоборот, видят цель в сохранении того, что имеют, и поэтому экспансию воспринимают только как экономическую способность, понимая и ее опасность для себя.

Как определить, насколько их визуализация того, какой они имеют "образ своего будущего, образ будущего мира и схему соотношения себя и этого мира" (onegin), правильно соотнесена с объективной реальностью, или, говоря проще, с суммой всех факторов, или (еще проще) с Божьим провидением. Как определить, что эта визуализация не окажется в конце концов разрушительной для "великой страны" или даже для всего мира? По-настоящему великая страна - это та, которая ответственно принимает свое место в мире, как что-то святое(!), а не как механистичную "великость" или вседозволенность. Это страна, способная как минимум воспринять побуждения и сигналы любой другой страны и цивилизации, а в идеале, и ответить на них взаимовыгодным компромиссом. Она должна представлять сплав всех лучших черт, присущих всем странам и сторонам света, а худшие к моменту всеобщего признания ее великой - превзойти. Только такая держава будет объективно великой. Будет опорой мира и будет способна стратегически положительно влиять на целый мир, оставаясь примером для него, одним малым движением разрушая логику конфронтаций и создавая логику в базу процветания. Понятно, что единственная страна, которая в будущем сможет отвечать этому описанию - Россия.

Аватар пользователя Kirrr
Kirrr(5 лет 10 месяцев)(19:35:11 / 09-03-2012)

если смотреть с вашей точки зрения, то великих держав уже больше нет, так как в экономическом плане страны друг от друга зависят. И США, и Китай и другие страны.

Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 10 месяцев)(20:40:08 / 09-03-2012)

Я рад, что вы сделали этот вывод, хотя и не закончили его.

Аватар пользователя slw068
slw068(5 лет 9 месяцев)(19:36:02 / 09-03-2012)

Хазин - мудак. Его в середине 90-х вышвырнули из правительсва как полностью недееспособного кадра. И он до сих пор каркает. Вороньё....

Аватар пользователя petroff110
petroff110(5 лет 10 месяцев)(07:51:13 / 10-03-2012)

В силу национальной специфики менталитета г-н Хазин не подозревает, что супериди действуют в мире и мир "неслышно вращается вокруг них". Этих идей две. Но траектории движения мира видны.

1. "Идея золотого тельца". Идея либерализма - только обслуживающая идея, дающая выход наружу порокам. Конечная цель - всемирная диктатура, электронный концлагерь, власть тех, кто сосредодочил банковский капитал в своих руках. Пути - уничтожение всех образующих человечестов институтов: государства, семьи; уничтожение качеств: чести, совести, долга. Про любовь как-то и говорить неловко, т.к. под этим понимается , как правило, акт совокупления. Далее по плану стирание человечества в пыль, после чего строится однороданя конструкция, скрепленная пороком и страхом. т.е. ни какой свободы, власть порока и неприкрытой, несправедливой, грубой силы.  У власти должны быть сейчас стоящие в тени архитекторы финансово-промышленно-идейной катастрофы.

2. "Идея удерживающего", т.е. идея государства, удерживающее мир от сползания в хаос. Эта идея обязательно сильного государства, в основании которого дежит идеологическая основа справедливости. Даже безбожный хрущевский СССР был таким. Китай времен Мао аналогичен. Лежащие в основе аксиоматические идеи провозглашают конечную цель - царство справедливости, понятное всем от европейца до негра и китайца. Но аксиоматика, основанная на земном человеческом авторитете, самая недолговечная конструкция, что и показала история социалистической России. (У Китая еще все впереди). Именно на идее удерживающего строилось Русское царство (идея третьего Рима получила распространение еще до Грозного Царя), т.е. эта суперидея в материальном смысле воплотилась в великую континентальную Русскую империю (надо добавить, именно православную империю, т.к. православная идея удерживающего распространялась и принималась как минимум на интуитивном уровне). Эта суперидея в России (да и в православном мире) писутствует и сейчас, хотя и несколько маргинализирована жрецами золотого тельца. Убрать жрецов, и наевшийся дерьма народ, начнет разделять эту идею, а пассионарии будут  ей служть.

Вброшенная в мир эта идея сможет поляризовать мир так же, как и поляризует электрическое поле раствор соли металла, осаждая на одном полюсе металл, а на другом - какую-нибудб хрень.

А современный Китай - это все то же служение золотому тельцу. Современный тезис, что  компартию Китая сдерживается от шараханий (волюнтаризма) китайский капитал (выполняет роль отрицательной обратной связи в терминах системы управления) вместо умиления у меня вызывает мысль, что Китай с его вечной идеей своего культурного превосходства над "белыми варварами" легко перерождается в аналогию германского нацизма. При этом воинская доблесть германцев может быть легко заменена массовостью населения и безоговорочной привычкой подчинения.

Итак,резюме: Россия, став православной державой (империей) получает привлекательную для всех суперидею и только в таком виде может противостоять надвигающемуся хаосу. А заодно и спати определенную часть мира, готового разделить эту идею. Как сформулировал Л. Тихомиров - "Православный царь во главе социалистического движения". Все хазиновские поиски  не более, чем блуждание по болотам, когда рядом сесть хорошая освещенная дорога.

 

Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 10 месяцев)(20:41:44 / 09-03-2012)

Я согласен с тем, что Китай стремительно летит в пропасть западных идеологий. Необратимо и разрушительно.

Аватар пользователя daryets
daryets(5 лет 11 месяцев)(10:48:50 / 10-03-2012)

Хазин возможно неосознанно (по презумпции невиновности) идет по стопам Сусанина и меня, признаться, его самолюбование , "по ходу пьесы", раздражает. Ваше заблуждение в бинарной трактовке мироустройства. По моему Россия всегда выполняла роль "Коренника" в тройке. Не нужно брать на себя функции соседа. Ни один созидательный процесс не обходится без разрушения и наоборот.

Аватар пользователя Евгений
Евгений(5 лет 8 месяцев)(22:10:10 / 09-03-2012)

Эта идея обязательно сильного государства,в основании которого дежит идеологическая основа справедливости.

Справедливость не может быть в основе государства. Как приоритет отношений может,а основой нет. В основе государства всегда безопасность( экономическая, энергетическая и иже с ними)

"Идея удерживающего", т.е. идея государства, удерживающее мир от сползания в хаос. 

Это из области фентази, борьба бобра с ослом.

А современный Китай...

Китай-инопланетяне. Вещь в себе. Никто не знает что у них на уме.

Итак,резюме: Россия, став православной державой (империей) получает привлекательную для всех суперидею и только в таком виде может противостоять надвигающемуся хаосу

КАК? Так и небыло озвучено.

Целый табун "сферических" коней

Аватар пользователя Савва
Савва(5 лет 11 месяцев)(03:23:05 / 10-03-2012)

А мне уже ясно, что ничего никто не может нового предложить. И наша стезя - это все таки строительство социалистического государства. Да, первая попытка оказалась не удачной. Возможно, проблема в руководстве коммунистическо партии, у которой не было конкурентов. Надо продумать ситуацию, чтобы мы имели конкурирующие силы в рамках строительства социалистического государства. Коммунизм может и возможен, но не при нашей жизни, значит надо строить более приземленные планы. Главное, чтобы эти планы были выполнимыми, а не взятыми с потолка. 

Пока ничего более интересного не придумано. Если придумают - посмотрим, попробуем на зуб, а пока кроме социализма нет ничего лучшего. Капитализм - это тупик. Причем социальный. Там индивид не имеет возможности вырасти до высших ступеней властной иерархии.

Аватар пользователя wild_honey_ru
wild_honey_ru(5 лет 11 месяцев)(11:42:23 / 10-03-2012)

новое мироустройство..

что-то типа того. что описал Ефремов в "Туманность Андромеды" да и другие фантасты описывали. 

золотой телец в глазах застрял... ((

Аватар пользователя paulspb
paulspb(5 лет 9 месяцев)(00:31:49 / 11-03-2012)

А я согласен. Миру давно нужно найти идею, превышающую его текущие возможности. Потребленческие мотивы загубили уже не одну цивилизацию

Аватар пользователя самиздат
самиздат(5 лет 10 месяцев)(23:06:17 / 11-03-2012)

  Держава должна держаться,кучковаться вокруг чего то и пока в России не будут СОБРАНИЯ ЛЮДЕЙ,о какой кучке можно говорить.Пока стадионы собирают пидарасы и певицы ртом.Вот когда стадионы будут собирать представители идеи и говорить брызгая слюной(в хорошем смысле)и зал будет опладировать стоя и переходить в бурные овации,тогда можно говорить про державу.А что до Китая,они еще вкусят разрыв шаблона,экономическая реформация без идеологической чревато однако.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...