Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Про налоги, "кубышки", нефть и экономику.

Аватар пользователя кислая

В России население в целом богаче бизнеса и правительства вместе взятых.

Несколько десятков триллионов рублей лежат мертвым грузом по кубышкам россиян. И в то же время Росстат фиксирует снижение доходов населения и падение потребительского спроса, а эксперты говорят о проблемах с финансированием экономики.

По итогам 2014 года у россиян скопился 31 триллион рублей, у правительства - 9,6 триллиона резервов, а у бизнеса - 14 триллионов.

В феврале 2016 года в Госдуму планируют внести законопроект, который поможет разобраться с "параллельной" налоговой системой. Она разрослась до неприличных размеров. Сборы, которые в ней "крутятся", в 2014 году уже превысили 700 миллиардов рублей.

Это почти в пять раз больше, чем размер антикризисного фонда в бюджете-2016 и более чем в два раза - суммы, предназначенной в нем на кредитование регионов. Об этом "Российской газете" рассказал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Ее эксперты как раз и провели первое в России исследование "параллельной" налоговой системы.

Сергей Николаевич, давайте сначала объясним, откуда она взялась и почему ее размеры так вас волнуют.

Это платежи, которых нет в Налоговом кодексе. Их начинают взимать с введением какого-то закона - например, экологические сборы, сборы за утилизацию отходов, за очистку воды и прочее.

Министерства, ведомства, иногда региональная власть вводят платежи за свалку, за это, за то. Их уже набралось больше 50. Правда, некоторые эксперты говорят, что все 70. Не буду спорить. Уже много! А главное, никто не контролирует, нужна ли такая сумма того или иного сбора, кто ее рассчитывает, куда она идет. В то же время эти платежи становятся непосильным бременем для предприятий. Наши эксперты говорят, что они в 2016 году могут дорасти до одного процента ВВП.

7 процентов - на столько в 2015 году вырос несырьевой экспорт России

Но среди них есть и очень нужные сборы!

Вот мы и предлагаем создать реестр неналоговых платежей, принять закон, который будет базовым с точки зрения подходов к ним.

А следующий шаг - надо смотреть, соответствует ли масштаб этих денег той задаче, которую призван тот или иной сбор решить. Или это средства, которые кратно превышают необходимые затраты? Будем готовить законопроект и продвигать его.

А когда все-таки закончится "черная полоса" в экономике и что еще надо сделать, чтобы ускорить благие перемены? Только не говорите теперь, что на рывок нам не хватает денег.

- Так ведь не хватает! Это самая большая проблема, которая у нас есть сегодня. Из всех санкций, введенных против нас, единственная чувствительная - это то, что нашим компаниям перекрыли доступ к западным финансовым рынкам. До этого они заняли на них примерно 600 миллиардов долларов. 200 миллиардов вернули.

То есть, по сути, изъяли из экономики. И незаметным для нее это не могло пройти, тем более что мы заимствовать теперь на Западе не можем.

Прямо так на Западе свет клином и сошелся?

Конечно, это не значит, что у нас нет других финансовых рынков, на которых можно заимствовать. Наши коллеги сегодня активно работают и с Юго-Восточной Азией, и с Китаем, и в арабском мире. Но пока проблема финансирования не решена. Естественно, все с надеждой на светлое будущее смотрят на Центральный банк, на возможность снижения учетной ставки, что позволит реальному сектору экономики во всю силу кредитоваться.

А пока инвестиции в производство снижаются, по некоторым отраслям примерно на 10 процентов. Что это значит? Значит, мы не развивали производства, не сделали задел на будущее.

И какой выход? Санкции могут еще долго продержаться, это многие прогнозируют. Включить печатный станок?

А может быть, и включить. Вот только не говорите, что инфляция зашкалит! Если эти деньги будут "связаны" с конкретным перспективным проектом, то взрывного эффекта инфляции они дать не должны.

А проекты такие у нас есть. Например, строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Казань. Почему инфляция должна расти? Мы начали строить, производим реальный продукт - песок, щебенку, рельсы и т.д. Оплачиваем труд тех, кто все это производит. Мы же не напрямую на рынок деньги выбросили.

А потом у нас экономика недофинансирована. Только 45 процентов ВВП обеспечены денежной массой. У многих наших партнеров на 100 процентов! У американцев в два, если не больше раза. Поэтому не надо говорить, что мы чрезмерно монетизированы. Мы, наверное, одна из самых засушенных в этом плане экономик.

Допустим. Но все равно печатать деньги - шаг рискованный, я бы сказала, отчаянный. Евгений Ясин давно предлагал пустить на перспективные проекты деньги резервных фондов.

Евгений Григорьевич все правильно говорил. Жаль, к его словам не прислушались. Сегодня бы мы имели другую экономику. А сейчас уже поздно. Теперь лучше резервные средства не трогать.

Это тот балласт, который позволяет иметь устойчивую макроэкономическую ситуацию. Он важен и для наших партнеров, которые смотрят, есть ли у нас что-то за душой. Сможем ли мы в случае необходимости стабилизировать рубль? Или завтра валютные спекулянты качнут рынок, и все рухнет.

Вы наверняка читали в "Российской газете" интервью декана экономического факультета МГУ Александра Аузана. Он утверждает, что по итогам прошлого года у россиян скопился 31 триллион рублей. Вот вам и деньги для экономики. Надо только уметь их взять. Что поможет?

Строительство жилья. Ипотеку надо всячески поощрять и поддерживать. У нас очень много семей, которые хотели бы купить квартиру. Но проценты по кредиту их отпугивают.

А если сказать: "Товарищи дорогие, государство будет вам помогать одолеть этот процент - субсидировать, например, 50, 30 процентов".

Понесут деньги. И тогда за строительным комплексом потянется куча других отраслей. Понадобится металл, цемент, керамика, обои и т.д. Куча отраслей завязана на строительные комплексы.

Второе направление - личный автомобиль. Тоже все хотят. Это серьезнейший рынок, и у него есть возможность "вытащить в экономику" личные деньги населения. И здесь еще больше отраслей подтянется.

Мне кажется, надо активнее эти направления поддерживать. Понятно, у государства сейчас забот много. Тем более важно очень рационально эти ограниченные средства тратить, стараться получать максимальный эффект.

Россия намерена развивать рынок корпоративных облигаций для вложений населения. С чего начинать будем?

С подбора проектов, в которые не страшно и не стыдно свои деньги вложить.

А кто эти проекты нам подберет? Институты развития себя не оправдали, судя по оценке, которую им дал президент.

Один из самых действенных инструментов, который на сегодняшний день есть (что признают все), это Фонд развития промышленности. Не случайно президент сказал, что надо добавить в этот фонд еще 20 миллиардов рублей на следующий год.

Насколько надежно это вложение? А если проект провалится? И что это за проекты?

Компании их уже практически вывели на финишную прямую или подвели к ней. Вложили свои деньги. Фонд лишь добавляет для завершения проектов, которые не просто нацелены на импортозамещение, но и предлагаемая продукция или услуга должны котироваться на внешнем рынке. Конкуренция - колоссальная! Двадцать проектов "на место". Так что выбирать есть из чего.

Мне особенно запомнился инновационный проект для проведения генетической экспертизы. Здесь Россия пока на сто процентов зависит от зарубежных поставок. Проект, который поддержал фонд, на 70-80 процентов закроет российский рынок ингредиентами, которые нужны для экспертиз. Есть проекты по сельскому хозяйству, медицине.

А я вот сомневаюсь. Чтобы в наше время да беспристрастно раздавать деньги на проекты. Наверняка кто-то позвонит, кто-то шепнет, а кто-то и пригрозит.

-  Я вас понимаю. Но в фонде все решает общественный совет. В него входят представители ТПП, других объединений, сами предприниматели. Эти люди никак не связаны с минпромторгом, с фондом. Поверьте, идут жаркие споры, обоснования, защита бизнес-плана. Такие фонды, уверен, надо создавать и для крупных проектов.

Может, подождать? Период низких цен на нефть когда-то же закончится.

- Когда-то закончится. Но не скоро. Думаю, ждать придется лет десять, может быть, больше.

А ждать нельзя! Опасно. Заметили, сейчас идет рост производства электромобилей в Европе? Китай стоит перед экологической проблемой. В Пекине есть дни, когда посольство вывозит своих детей в горы, чтобы передохнуть от смога. Неизбежно китайцы будут заниматься энергосбережением, поиском новых энергоносителей. И в Европе это направление всячески поощряют.

И даже когда пойдет экономика мировая вверх, потребность в нефти, газе начнет увеличиваться, параллельно будет расти и количество энергии, которая вырабатывается на альтернативных источниках. Поэтому не стоит рассчитывать, что нефть подорожает до 90 долларов за баррель. Я думаю, она столько вообще больше стоить не будет.

Чем же мы можем удивить мир? По каким позициям стать лидерами в новом мировом разделении труда?

Кстати, мы сегодня по многим позициям лидеры. Надо только развивать эти направления. Например, атомную энергетику. Я уже не говорю про боевую авиацию.

Вообще про авиацию. Полагаю, в ближайшее время тот же МС21 найдет свою реализацию. Исторический момент: у нас впервые за тридцать лет появился принципиально новый авиационный двигатель. Это композиционные материалы, другая технология изготовления, это возможность сделать линейку таких двигателей по мощности, вплоть до самых тяжелых. В том числе не только для самолетов, но и для вертолетов. Для самых тяжелых вертолетов.

У нас есть уникальные программисты, сегодня весь мир на наших программах Касперского работает. Это же факт. У нас есть искусственные суставы, экспорт которых стремительно набирает обороты. Да в самых разных областях есть и появляются новые сильные игроки.

Очень важно, что в России создали Центр поддержки экспорта, который будет координировать все действия. Мы тоже включены в эту работу, помогаем новым игрокам выйти на эти рынки. Уверен, если все мы еще так годика два поработаем, то у нас и количество экспортеров, и объем несырьевого экспорта резко вырастут.

Но тут есть один маленький нюанс. Вернее, большой. Даже президент и премьер говорят, что нужно укреплять доверие между бизнесом и властью. Значит, есть проблемы? Значит, не будут предприниматели рваться развивать рисковый несырьевой экспорт.

- Конечно, проблемы есть. Но я не считаю, что кардинально что-то подорвалось в отношениях между бизнесом и властью за эти годы.

Однако работать в этом направлении надо. Это касается и уголовных дел по экономическим преступлениям. Только 13 процентов из них заканчиваются судебным приговором, то есть человеку подтвердили, что он виноват. Надо предусмотреть в Уголовном кодексе ответственность для тех, кто такого рода дела заводит. Как за ложный донос. Чтобы они тоже понимали, что вот так по щелчку или по чьей-то просьбе, подкрепленной какими-то материальными благами, такие вещи делать непозволительно. Придется отвечать.

С проверками есть проблемы. Уровень региональный, федеральный пересекаются - некоторые вещи контролируют и те, и другие. Уровень региональный и муниципальный - то же самое. Есть пересечения и по горизонтали, когда по несколько министерств контролируют одно и то же, например, экологию и утилизацию. Есть наслоение проверок. Да хотя бы по линии санэпиднадзора: и министерство обороны своих контролирует, и Роспотребнадзор. Мы сейчас выявляем такое дублирование функций и направим наши предложения правительству.

Наконец, самое главное, что должно быть во всех контрольных органах, это настрой на сотрудничество. Должна быть презумпция невиновности, а не презумпция виновности того, к кому они идут. И желание помочь.

Ключевой вопрос

У меня нескромный вопрос: а наш бизнес вообще-то хочет развивать экономику России? Амнистия капиталов, по сути, провалилась. Не вернулись деньги в Россию. Да и семьи наших бизнесменов давно живут за границей. А для них самих наша страна - большой бизнес-офис. Не более.

- Разные у нас бизнесмены. Есть и такие. Если не докрутить правила амнистии, то вообще ничего не изменится. Можно попытаться еще раз. Хотя у меня большие сомнения, что у нас остались те, кто много имеет и хочет что-то сюда перевести.

А что касается большого бизнес-офиса, то тут по категориям надо смотреть, по масштабам предпринимателя. Для особо крупного бизнеса за последние десять лет, может, ничего и не изменилось. Как отдыхали, лечились, учились и жили семьи за границей, так и продолжают. И вряд ли их кто-то сюда вернет.

Если говорить о среднем бизнесе, то, к сожалению, в последний год достаточно много утекло и его. Те, кто считает, что у них достаточно средств, как правило, сначала семьи отправляют туда, потом и сами, иногда вместе с бизнесом. А к малым фирмам это совсем не относится, потому что у них нет таких возможностей.

А вообще, я смотрю, как сегодня идут дискуссии на эту тему, как настраивает президент свое окружение. Есть однозначный настрой, чтобы все были патриотами нашей страны.

Но не все ими являются. Это поправимо?

Понимаете, для всего есть свои причины. Значит, существует определенное недоверие к государству, к тому, что бизнес здесь можно сохранить и преумножить, есть вопросы к качеству здравоохранения, образования.

Да, есть и бизнесмены, которые смотрят на свою страну, как на дойную корову. Надоил денег, а все остальное не волнует. Но я думаю, что это единицы в бизнес-сообществе. В основном это люди, которые все равно привержены России. Просто каждый исходит из своих возможностей. Есть возможность учиться, лечиться, отдыхать там. Учатся, лечатся и отдыхают.

И потом, знаете, какая сейчас тенденция наметилась? Дети бизнесменов, которые учились за границей, жили там, возвращаются в Россию. Работать и жить. Не знаю, станет ли этот маленький ручеек полноводной рекой, время покажет. Но он меня очень радует.

http://www.rg.ru/2015/12/21/sbori.html

 

 

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя КиевлянинЪ
КиевлянинЪ(4 года 11 месяцев)(16:35:40 / 21-12-2015)

Не понимаю зачем ждать "периода высоких  цен на нефть". Ведь (еще и дополнительно) снизив внутренние цены на топливо, государство  предоставляет логистическую преференцию, толчок к относительному рывку экономики, по отношению к недобывающим странам. Почему печетесь только о карманах нефтеолигархов ?

Аватар пользователя Виктор1690

На сколько подорожает бензин если цена нефти будет равна нулю?

несмешной анекдот

Аватар пользователя Попугай Флинта

Вы не поверите. Клянусь своей подписью, вторую неделю замечаю, что цена на бензин у нас незначительно падает. Не думаю, что это добрый знак, ибо противоречит и логике, и жизненному опыту.

Комментарий администрации:  
*** Дерзкий борцун ***
Аватар пользователя hydrox
hydrox(2 года 11 месяцев)(17:23:35 / 21-12-2015)

Если интервьюируемый - лоббист бизнеса, то чего Вы от него хотите?

Он завсегда будет проталкивать заведомо дурацкие проекты типа Олимпиады или ВСМ "М-ва - К-нь".

А России это надо? Ведь никто до сих пор толком и не сказал, что и сколько от ВСМ "М-ва - СПб" выиграла Россия и сколько выведено за бугор.

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 8 месяцев)(20:37:36 / 21-12-2015)

"Дурацкий проект" Олимпиады позволил серьезно перестроить сочинский курорт, ВСМ уменьшила время сообщения между двумя столицами: что Китай, что страны Европы развивают у себя высокоскоростные магистрали, но российская чем вас не устраивает? Опять плохо?

Аватар пользователя hydrox
hydrox(2 года 11 месяцев)(21:20:36 / 21-12-2015)

Плохо - не то слово.

Лучше скажите:: населению, живущему на обычную провинциальную зарплату, стало от этого лучше жить?

Не стало? А, может, станет лучше через ...дцать лет?

Или население не идёт по пути к обнищанию?

Без ответа на эти вопросы не должны приниматься НИКАКИЕ решения, связанные с "проектами века".

А ещё посмотрите на то, какие суммы вваливаются в поддержание ветшающей и разваливающейся олимпиадной и НЕИСПОЛЬЗУЕМОЙ архитектуры.

Всё остальное - либерастическая демагогия...

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 8 месяцев)(21:32:48 / 21-12-2015)

Население получает новые автодороги, скоростные железнодорожные магистрали, спортивные объекты - и этим тоже пользуется. Про вваливаемые суммы в НЕИСПОЛЬЗУЕМУЮ архитектуру - приведите цифры и покажите эту самую архитектуру, пока выглядит дешевым набросом "как у нас все плохо"

Вот вам про население в провинции: Краснодар, баскетбольный матч местно команды с европейским грандом, зал на 7500 мест - яблоку негде упасть

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/lokobasket_official/873448.html

Парочку фотографий выложу отдельно

http://lokobasket.com/upload/medialibrary/a7a/a7a061e7d8f5d4d4ac812a0d85...

http://lokobasket.com/upload/medialibrary/985/9855c55fb19ea87a15d8bb8aeb...

Продолжайте набросы, у вас это замечательно получается

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(2 года 1 месяц)(00:52:36 / 22-12-2015)

Предложенное выталкивание денег в личные автомобили уже много лет стимулирует зарубежный автопром. Суммы порядка 15 миллиардов долларов в год только на легковые автомобили. Лучше бы организовали облигации, которые может купить любая бабуля в булочной, без прослойки в виде брокеров, банков и фондов.

Аватар пользователя hydrox
hydrox(2 года 11 месяцев)(07:29:48 / 22-12-2015)

Для этого надо иметь ГосБанк, а не мутную частную лавку ЦБ.

Либералы предпочтут подыхание всех нас, нежели только похудение банкстеров...

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 8 месяцев)(08:17:48 / 22-12-2015)

Вы не замечаете локализации автомобильной отрасли, числа продаваемых внутри страны нашемарок (машин иностранных брендов, выпущенных на российских заводах) и выпуск уже и двигателей в стране Фордом и Фольксвагеном? Продолжайте вещать как все плохо, еще и у бабули деньги на облигации изымать, ага

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(2 года 1 месяц)(14:54:32 / 22-12-2015)

Я называю официальную цифру автоимпорта. Физические доллары, которые мы подарили буржуям. Точнее, наши физические ресурсы - нефть, газ, никель и т.д. И так все годы счастливого капитализма. 20 лет "локализуем" - при ненавистном Горбачёве была локализация 100% и экспортировали 365000 легковушек за один 1989 год (и далеко не в Казахстан), теперь сколько?

Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 8 месяцев)(14:57:30 / 22-12-2015)

Можете показать источник про 365000 экспортированных легковушек за 1989-й год? И заодно напомнить - сколько продавалось в год внутри страны?

Аватар пользователя blkpntr
Аватар пользователя Vladyan
Vladyan(2 года 8 месяцев)(18:08:28 / 22-12-2015)

Спасибо, любопытно

Вот только когда на дороги России массово пошли более современные машины - несколько снижаться стала и смертность в ДТП. Жизни человеческие вы за что купите?

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(2 года 1 месяц)(13:07:02 / 23-12-2015)

Это не так. Изменение смертности в ДТП по доступной мне статистике находится в рамках статистической погрешности, а вот количество раненых выросло в полтора раза.

Аватар пользователя alsm74
alsm74(3 года 11 месяцев)(16:43:23 / 21-12-2015)

"...Сергей Николаевич, давайте сначала объясним, откуда она взялась и почему ее размеры так вас волнуют.

Это платежи, которых нет в Налоговом кодексе. Их начинают взимать с введением какого-то закона - например, экологические сборы, сборы за утилизацию отходов, за очистку воды и прочее..."

Уже. Вдобавок к ежегодному росту тарифов, местная власть приготовила горожанам 2 подарка:

1) http://cheb.mk.ru/articles/2015/10/20/v-cheboksarakh-izmenyatsya-tarify-...

отбить вложенные деньги и дать заработать инвесторам

2) http://moygorod-online.ru/city/communal/communal_22360.html

денег в бюджете и у водоканала на ремонт нет - будем ремонтировать за ваш счет.

Вот уроды... (c)

Комментарий администрации:  
*** С этим пациентом мы попрощались ***
Аватар пользователя stolvi
stolvi(6 лет 1 месяц)(16:44:30 / 21-12-2015)

"существует определенное недоверие к государству, к тому, что бизнес здесь можно сохранить и преумножить, есть вопросы к качеству здравоохранения, образования.

Да, есть и бизнесмены, которые смотрят на свою страну, как на дойную корову."

Думаю, что так и есть. И никто во власти этого не собирается менять, т.к. сама российская власть на этом построена и держится.

Аватар пользователя zeroyafa
zeroyafa(2 года 11 месяцев)(16:52:49 / 21-12-2015)

Поравалить?

Аватар пользователя stolvi
stolvi(6 лет 1 месяц)(16:54:01 / 21-12-2015)

Нет.

Аватар пользователя lataragan
lataragan(2 года 5 месяцев)(19:08:05 / 21-12-2015)

кого

Комментарий администрации:  
*** Клон nopasaran (почти дословные дубли комментов), блокирован ***
Аватар пользователя 12936
12936(3 года 4 месяца)(19:11:13 / 24-12-2015)

Вы наверняка читали в "Российской газете" интервью декана экономического факультета МГУ Александра Аузана. Он утверждает, что по итогам прошлого года у россиян скопился 31 триллион рублей. Вот вам и деньги для экономики. Надо только уметь их взять. Что поможет?

Откуда упомянутый гражданин взял цифирь в 31трлн.? Он отвечает:

А откуда у них взялись эти деньги после шоковых лет? От приватизации квартир, дач и прочего - все это стало имуществом населения, которое можно продавать, закладывать, сдавать в аренду.

Бизнес, конечно, интересуется, нельзя ли подобраться к деньгам граждан. Но те против, потому что уже был очень тяжелый опыт.

Вон оно чо, оказывается. А то, говорят, денег экономике не хватает. А тут - вон, целая вторая М2 (как раз, 31-32 трлн.) по квартиркам и дачкам пенсионеров попрятана. Так что, господа бизнесмены и бизнесменши - вперед - к расшиванию кассовых разрывов долями в коммуналках и домиками на садовых участках. Мдя... какие-то поверхностные неискушенные манипуляции наблюдаю.

Доводилось общаться с подобными людьми, у которых деньги способны в голове физически превращаться в активы и наоборот. Каков источник данного явления - вопрос открытый и ждущий своего усердного исследователя. 

Аватар пользователя Репка
Репка(4 года 9 месяцев)(10:13:05 / 22-12-2015)

Да, цитата прелесть! Всё по Марксу:

"Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы" 

По его логике деньги россиян в квартирах и дачах. А бизнес интересуется, нельзя ли подобраться к деньгам квартирам и дачам

Аватар пользователя Cuban
Cuban(2 года 1 месяц)(17:41:27 / 21-12-2015)

Надо пойти проверить свои счета.А то мало ли что,не будут же люди врать.Вдруг там счастья привалило.smiley

Аватар пользователя Bruno
Bruno(2 года 5 месяцев)(18:51:17 / 21-12-2015)

Весьма толково говорит нынешний президент ТПП.

По поводу вливания денег в экономику - да, не просто обеспечить максимум соотношения = ("польза обществу" / "инфляция").

Но есть случаи, когда "польза обществу" безусловна, вследствие уникальности этих случаев - как например супертяжёлый вертолёт с новейшим авиационным двигателем. Ради таких случаев заниматься "резаньем" других бюджетных расходов - не справедливо. Так как за пользу всему обществу пострадают только отдельные отрасли и предприятия, связанные с "порезанными" бюджетными расходами. Поэтому необходимые средства нужно просто "допечатывать", а чтобы рост инфляции не выходил на гиперлинию, нужно чтобы таких "безусловно полезных" случаев было немного.

Аватар пользователя VYUN
VYUN(2 года 6 месяцев)(18:17:53 / 22-12-2015)

Да, есть и бизнесмены, которые смотрят на свою страну, как на дойную корову. Надоил денег, а все остальное не волнует. Но я думаю...

Главное вовремя остановиться, прикинуть 

. Есть возможность учиться, лечиться, отдыхать там

или нет? 

станет ли этот маленький ручеек полноводной рекой,

или не станет? А так, надо

 Работать и жить

 Чёткая и ясная позиция здешнего бизнеса.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...