Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Турецкое вторжение в Ирак — комедия дель арте

Аватар пользователя Петруха

5 декабря 2015 года и так достаточно «горячую» ленту новостей с Ближнего Востока взорвала сенсация: «Турция вторглась в Ирак!» И поскакало, и понеслось.

Voice of Iraq озвучил следующее: глава комитета по безопасности и обороне парламента Ирака Хаким аль-Замили заявил, что армия страны даст военный отпор вторгшимся турецким подразделениям. В своем письме к премьер-министру он рекомендовал использовать авиацию для нанесения ударов по позициям турок. При этом аль-Замили отметил, что на территорию Ирака были введены тысячи турецких военных, которых поддерживают десятки танков и другая бронетехника. Тысячи! И десятки! Спаси нас, Аллах!

Турки идут!

Стартовав как второстепенная новость, почти сплетня частной иракской радиокомпании, информация о вторжении османских бронеклиньев мгновенно заняла первые полосы мировых СМИ.

Тем временем аль-Замили уже успел потребовать от Анкары немедленно убрать свои войска с иракской территории, а президент Ирака Фуад Маасум обвинил Турцию в нарушении норм международного права. Не удовлетворившись этим, Маасум поручил МИДу Ирака принять необходимые меры по обеспечению суверенитета и независимости страны. Чем, надо сказать, поверг собственное министерство иностранных дел в тягостное недоумение — там просто не поняли, чем таким они, чиновники МИДа, могут в мгновение ока выдворить с иракской земли полчища турецких захватчиков.

Алогичное на первый взгляд решение президента Ирака обратиться к помощи своих дипломатов, а не минобороны, становится понятным, если вспомнить тот простой факт, что у Ирака армии нет. Точнее — нет полноценной боеспособной армии в нашем понимании этого термина. Что после всего произошедшего с Ираком со времен Саддама вовсе не удивительно.

Впрочем, в современном Ираке, по большому счету, и государства-то нет… Но мы отвлеклись.

Посоветовавшись, иракские мидовцы «выстрелили» в Турцию нотой протеста.

После чего турки всем своим правительством сделали вид, что вот только сейчас и узнали о своем вторжении. Еще немного попозировав с удивленным лицом, Турция снизошла до пояснений.

Издание Hurriyet Daily News, с 1961 года являющееся англоязычным рупором официальной Анкары, сообщило, что никакого такого вторжения нет и в помине. А что есть? Есть подписанное прежним министром иностранных дел Турции Феридуном Синирлиоглу и лидером Иракского Курдистана Масудом Барзани соглашение. Согласно ему, в районе Башика иракской провинции Найнава, где, мол, уже достаточно давно турки тренируют бойцов курдских военизированных формирований (пешмерга), одни 130 турецких военных с приданной им техникой должны будут сменить других 130 турецких военных с приданной им техникой. И что это мероприятие согласовано с возглавляемой США «антиджихадистской» коалицией, но не является акцией этой самой коалиции. Точка!

…Но последующее развитие событий быстро превратило эту точку в запятую.

Не 130, а целых 900!

Напирая на то, что «с нами не посоветовались», Багдад продолжал метать в Анкару дипломатические громы и молнии, одновременно виртуально бряцая в качестве угрозы несуществующей боевой мощью. Турки же продолжали делать очень удивленные глаза и подозрительно копошиться в иракской провинции Найнава. В Багдаде упрямо твердили — турок на иракской территории не 130, а намного больше. Ладно, пусть не изначально заявленные тысячи, но — имейте совесть! — не полторы же сотни.

Анкара неизменно отнекивалась. Одновременно на турецких новостных сайтах нарастала вакханалия патриотических заголовков, которая в переводе на русский язык выглядела примерно так:

«Ой, тут говорят — мы куда-то вторглись...»

«Мы куда-то вторглись?!»

«Да мы, по ходу, на всю катушку вторглись!»

«Ура! Аллахакбармывторглись! Турция понад усе!!!»

«Но наше правительство говорит, что никакого вторжения нет. Разве не так?»

«Режим скрывает! Но мы-то — знаем!!!»

Неизвестно, сколь долго еще продолжалась бы эта странная игра, но тут неожиданно для всех заговорил губернатор провинции Найнава Науфал аль-Акуб. Он публично признал, что в его провинции есть турецкие солдаты, и их порядка 900. «Они сосредоточены в лагере народного ополчения в деревне Дад района Эш-Шейхан. Турция воспользовалась кризисом в Ираке и политическими разногласиями между руководителями», — сообщил аль-Акуб.

Турецкая мощь и иракская немощь

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: 900 намного больше, чем 130. Своим заявлением аль-Акуб не только уличил во лжи Анкару, но и снял персонально с себя ответственность за факт нахождения турок в Найнаве, переложив ее на плечи неведомых иракских «руководителей», которые никак не могут договориться друг с другом. Намек на Барзани и Маасума получился более чем прозрачным…

Масуд Барзани никак не отреагировал на слова губернатора. Зато администрация Фуада Маасума мгновенно воспользовалась ими в своих интересах: «Смотрите — у нас есть свидетель, что турок под Мосулом больше, чем 130!» Тут подтянулся и премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади, который заявил, что власти страны сохраняют за собой право прибегнуть к любым возможным мерам!

«Например, к каким?» — должно быть, кротко поинтересовались турки, напомнив, что имеют 400-тысячную армию и членство в НАТО. В Багдаде, видимо, вовремя сообразили, что у них-то ничего подобного нет, а потому чуть притушили свою свирепость:

«Например… Например, если вы не уберетесь из-под Мосула через 48 часов, то мы…»

«Да-да?» — турки изобразили максимальное внимание.

«…Тогда мы введем против вас экономические санкции и пожалуемся в Совбез ООН!» — бабахнул премьер аль-Абади, вызвав взрыв смеха, как в Анкаре, так и по ту сторону Атлантики.

Но эти веселые всхлипы неожиданно привлекли внимание и до того косо глядевшей на османов России, так что в Анкаре решили все же не наглеть. А то ведь так можно дохохотаться и до прилета российских «Калибров» в Найнаву. Тем более, что Фуад Маасум уже не раз намекал — он не против чего-то подобного, а Науфал аль-Акуб — тот вообще выдал в эфир точное целеуказание…

Посему глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу, так и быть, встретился со своим иракским коллегой Ибрагимом аль-Джаафари. Выслушав сбивчивые претензии иракца, он приободрил того сообщением, что турецкие войска в Ирак больше вводиться не будут. Пока, по крайней мере. И предложил на этом дело замять. «А как же ваш батальон в нашей Даде?» — позволил себе бестактность аль-Джаафари, почему-то не оценивший великодушия турок. «А вот так!» — привел неотразимый довод Чавушоглу, и вслед за этим совсем не дипломатично прервал беседу.

Аплодисменты. Отличный спектакль. Но что скрывается за его кулисами?

За кулисами спектакля

За кулисами — как бы государство Ирак. «Как бы», потому что на деле в границах былого хусейновского Ирака существует множество маленьких ираков, весьма опосредовано связанных друг с другом. Есть худо-бедно подчиняющиеся Багдаду шиитские районы. Есть частично оккупированные «Исламским государством» (арабское название – ДАИШ, террористическая организация, запрещенная в России по решению Верховного суда – прим. ФАН) суннитские районы. А есть и районы, которые вообще плевать хотели на Багдад. Последние называются Иракским Курдистаном, и именно его лидером считается Масуд Барзани.

Иракский Курдистан уже давно находится в составе Ирака номинально, по факту обладая обширной, в том числе политической, автономией. Неудивительно, что это вызывает сильное раздражение у президента Ирака Фуада Маасума. Раздражение тем большее, что он сам — тоже курд, но при этом выходец из оппозиционного Барзани Патриотического союза Курдистана (ПСК).

Кроме того, за кулисами имеются разрозненные вооруженные группы верхом на модных американских Humvee, именуемые «иракской армией». Это всё, что осталось от вооруженных сил Ирака после наступления ИГ летом 2014 года.

О боеспособности правительственных солдат военкор Федерального агентства новостей Кирилл Романовский, проведший немало времени на севере Ирака, рассказывает следующее: «Иракская армия не представляет собой ничего. Всю работу за нее делают соединения шиитских ополченцев типа «Хашд аль-Шааби», де факто подконтрольные командованию иранского КСИР. И армия, и ополчение взаимодействуют с пешмерга плохо. Только недавно была принята резолюция об обмене разведданными, но она, скорее всего, реализована не будет. Пешмерга регулярно пересекались с «Шааби» и иракской армией на фронте во время тикритской операции и в наступлении на Хавиджу. Последняя не взята до сих пор по причине нежелания шиитов работать с курдами. Это нежелание взаимно…»

Таким образом, еще за кулисами спектакля находятся многочисленные пассионарии с автоматическим оружием, играющие каждый в свою игру. В этом «как бы государстве» премьер — шиит, глава парламента — суннит, а президент — курд, мечтающий избавиться от другого курда, который не президент, но лидер практически государственного уровня.

При этом в колхозе Барзани тоже нет единства, потому что отряды пешмерга ПСК не очень дружат с отрядами пешмерга ДПК — Демократической партии Курдистана. И все вместе иракские курды не дружат с курдами сирийскими и не то, чтоб очень добрососедствуют с курдами турецкими. Потому что у каждой из этих групп на первом месте стоит не столько борьба за какой-то там общий Курдистан, сколько за свой собственный — персональный.

А еще есть Турция, благополучно проживающая по соседству с иракским заповедником броуновского движения. Для Турции курды — давняя государственная мигрень. Но то обстоятельство, что курдская борьба за создание Великого Курдистана всегда шла одновременно по нескольким разбегающимся направлениям, дарило османам неоценимую возможность давить курдов по частям. И не только давить, но и не без успеха натравливать одних курдов на других курдов.

В конце концов, принцип «разделяй и властвуй» не сегодня придумали, да и курды неоднократно на деле доказывали, что если они по-настоящему что-то с блеском и умеют делать, так это именно разделяться. Тут хочешь не хочешь, а над ними повластвуешь… Чем, собственно, турки и занимались на своей территории довольно долгое время.

Барзани — друг турок?

Распад государственности на территории Сирии и Ирака, спровоцированный действиями США и «Арабской весной», дал Турции возможность попробовать поиграть с курдами уже за пределами своих границ. И если в Сирии у турок с этим ничего не выгорело, и они сделали ставку на сирийских туркменов (туркоманов), то в Ираке туркам удалось установить с Барзани хорошие деловые отношения. Вплоть до договора о поставках добытой на территории курдов нефти в Турцию без санкции Багдада.

В результате Барзани и пальцем не шевельнул, когда турецкая авиация проутюжила в горах Кандиль базы РПК — Рабочей партии Курдистана, борющейся за независимость турецких курдов от Анкары. Зато турки, в свою очередь, наладили поставки вооружения для Барзани. За это, кстати, барзанисты в нужный момент объявили, что бензовозы, контрабандно доставляющие нефть на территорию Турции и обеспечивающие туркам изрядный профит, на самом деле принадлежат не ИГ, а курдам. За это Турция…

Ну и т. д.

Короче, перед нами нормальный бизнес на основе алгоритма «ты — мне, я — тебе». Который вполне устраивает Турцию и Барзани, но, по понятным причинам, не устраивает Багдад. Таким образом, когда подвернулась возможность хоть как-то пнуть по этому бизнесу, Багдад этого шанса не упустил. Отсюда — громкая риторика Фуада Маасума и Ко. Риторика, как с самого начала было понятно, ничем весомым не подкрепленная. Ну, разве что Москва в пику Анкаре что-нибудь эдакое в Совбезе ООН заявит…

Танцы вокруг Мосула

С Багдадом разобрались, вернемся к Барзани и Турции. Первому в данный момент нужна помощь второй. Нет, даже не так. Очень нужна. Не надо только закатывать глаза: «Да не может быть! Да чтоб курды просили турок? Ах, нет-нет-нет!..» Еще как — да. Потому что речь идет не обо всех курдах, а о конкретном Масуде Барзани, который сам признавался, что получал оружие из Турции.

У Барзани довольно сомнительное положение в той самой Найнаве, где внезапно обнаружились турки. По-хорошему Барзани давно пора штурмовать центр провинции — захваченный в июне 2014 года боевиками «Исламского государства» Мосул. Но для этого лидеру Иракского Курдистана нужно консолидировать имеющиеся в провинции вооруженные отряды, а это у него не особенно получается. Пешмерга ДПК настаивает на том, чтобы ополчение езидов вошло в их состав. Езиды из-за довольно темной истории с обороной города Шингала и мелкого, но все же мародерства ДПКистов — против. Барзани как главу ДПК езиды, в общем-то, тоже в гробу видали. Примерно так же воспринимает главенство Барзани и действующее под Мосулом ополчение сирийских курдов…

Вот так и выходит, что навести хоть какой-то порядок в провинции и реально помочь Барзани с взятием Мосула могут только турки. Это вполне объясняет индифферентную реакцию Барзани на раздуваемый Багдадом скандал с турецким вторжением. Потому что лично главу Иракского Курдистана происходящее пока полностью устраивает.

Что же до Турции, то для нее передислокация своего почти тысячного воинского контингента к Мосулу — хороший пробный шар. «Не получится закрепиться в этом районе? — не проблема, отступим. Получится? — великолепно. Мосул — это нефть! К одному батальону добавим еще один и двинемся дальше. Если кто-то спросит, что мы тут делаем, то мы боремся с ИГ и тренируем курдов!» — примерно так, должно быть, рассуждают в Анкаре.

Кстати, о тренировках курдов турками. Кирилл Романовский считает это фикцией: «Почти уверен, что история с «обучением» пешмерга — откровенная выдумка турок и барзанистов. Барзани имеет контакты с турками по финансовым вопросам, но невозможно представить, чтобы пешмерга (пусть и ДПК) позволили туркам где-то себя «обучать»… Ну сами посудите: турки обучают стрельбе курдов, пусть и проамериканских, но курдов! Это как если бы ВСУ подрядились учить ополченцев Донбасса».

Панталоне и остальные

Что же у нас в итоге получается? Получается настоящая комедия дель арте с участием Барзани в роли Панталоне, Анкары в роли Бригеллы и Багдада в роли Арлекина. При этом Барзани почему-то считает, что на самом деле он Бригелла, а Багдад-Арлекин наивно ждет, что в ответ на его крик «Наших бьют!» на сцену немедленно сбегутся все зрители театра. И всерьез примутся помогать!

Тем временем состоялась столь алкаемая Арлекином закрытая встреча Совета Безопасности ООН, где обсуждалась ситуация с вводом турецких войск на север Ирака. Попытка публично поставить Бригеллу в угол не увенчалась успехом — турки отмахались тезисом, что «а» — ничего не было, и «б» — если что-то и было, то только ради общей борьбы с «Исламским государством».

Аплодисменты. Занавес. Конец первого акта…

Российский экспромт

И тут из первого ряда зрителей поднимается постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин и заявляет: «Надеемся, что та обеспокоенность, которую проявил генеральный секретарь ООН и ряд членов Совета Безопасности в ходе созванного нами обсуждения, охладит горячие головы в Анкаре, что они урегулируют ситуацию в Ираке так, как это удовлетворяло бы правительство Ирака… Россия рассчитывает, что Турция не будет предпринимать каких-либо новых безрассудных шагов, в том числе на территории Сирии».

Вместо предусмотренной исходным сценарием сцены «Арлекино изменившимся лицом бежит пруду» на сцену вразвалку вывалился русский Мишка. С увесистым «Калибром» под мышкой.

На этом второй акт иракской комедии дель арте неожиданно и закончился. Но продолжение, несомненно, последует. Какое? Время покажет.

Андрей Союстов

http://riafan.ru/488342-tureckoe-vtorzhenie-v-irak-komediya-del-arte

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя pob_ol
Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 2 месяца)(09:03:47 / 13-12-2015)

Хороший обзор. Спасибо.

Началась ломка турецкой игры в Иракском Курдистане. Барзани пока сделано мягкое предупреждение. Автор намекнул на то, что журналисты Турции троллят свое исламской правительство. RT троллит США. В Багдаде митинг - тролление Турции. Начинается тролление Барзани. Эти системные действия принесут свои результаты.  Условия игры Турции ухудшатся.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя hardknap
hardknap(5 лет 2 месяца)(14:24:20 / 13-12-2015)

За счёт каких ресурсов (чьих территорий, при поддержке каких союзников?) Турция планирует воссоздать свою Османскую империю? Разве это возможно в наше время? Они хотят оттяпать часть Ирака и Сирии? Они на Россию с Крымом, Абхазией и Ю. Осетией насмотрелись и подумали, что у них получится так же? Они не надорвутся?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 2 месяца)(15:01:38 / 13-12-2015)

//////Турция планирует воссоздать свою Османскую империю/////

Это симулякр, созданный в ходе информационной войны. Исламисты, находящиеся у власти в Турции, борются сами за себя, за свою сегодняшнюю и завтрашнюю власть. Для этого им нужно проводить активную политику на территории Сирии и Ирака. В том числе и участвовать в курдских делах. Для этого нужно было сбить наш самолет.

///////Они не надорвутся?//////

Турки, как сообщество, уже надорвались. Они не смогли быстро продвигаться по кемалистскому пути. И теперь они медленно погружаются в тот ислам, который является реакцией на быстрое изменение Западного мира. Этот же ислам является основой ИГИЛ.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 9 месяцев)(09:18:21 / 13-12-2015)

Довольно много натяжек, но, в целом, отражает действительность.

Удивил Романовский. Если по поводу отсутствующей армии Ирака и шиитского ополчения он прав, то по поводу невозможности тесного сотрудничества турок с пешмергой откровенно удивил. Не думаю, что человек настолько не в теме, значит у него явно свой интерес.

И последнее: меня всегда умиляют любые обзоры по Ираку, в которых нет ни слова об Иране. Как-то сразу пропадает серьезное отношение к автору.

Аватар пользователя korvintorson
korvintorson(2 года 3 месяца)(11:54:23 / 13-12-2015)

Справедливости ради, одно слово об Иране есть:

Всю работу за нее делают соединения шиитских ополченцев типа «Хашд аль-Шааби», де факто подконтрольные командованию иранского КСИР

Аватар пользователя DirectNik
DirectNik(5 лет 8 месяцев)(09:54:24 / 13-12-2015)

кучи броуновского движения. А основной поток где ?

Не верю в создание Курдистана. Скорее, курды получат офиц. автонимии и тем дело кончится. Центробежного больше чем центростремительного. Да и не в безвоздушном пространстве они, есть более сильные игроки вокруг, чем курды. Думаю, скоро мы увидим что-то вроде конфедераций на этой площадке. Насколько прочных - покажет время.

Даже планы по созданию Суннитистана кажутся более жизненными. Особенно, если проект будут реально кормить и поддерживать, а не для отвода глаз. Общая религия - вполне заманчивая связка для клиентов. Не определяющая, но как крючок для мозгов - годится.

Аватар пользователя by@huk
by@huk(2 года 3 месяца)(10:40:57 / 13-12-2015)

на мой взгляд нам даже выгодно турецкое вторжение в Ирак:

а) перенос турецких ресурсов с Сирии на Ирак. (если не перенос, а второй фронт - тоже нормально)

б) перенос всяких соглашений Турции с ЕС по объединению (Европе нужны турки, а не курды-иракцы-сирийцы, которых получается слишком много в "турецком мире")

в) а как нам ещё заставить Иран перестать заигрывать с Западом и вступить в более плотное противостояние с последним, начиная с военного конфликта с Турцией?

г) пора уже Китаю перестать выёживаться и глянуть на карту, чтобы убедиться, что никакой Великий Шелковый Путь так никогда не состоится, если он (Китай) не впишется по-настоящему (если ты не идешь на войну, она сама к тебе придетsmiley)

д) ну и у старушки Европы должны пропасть иллюзии диверсификации транспортных маршрутов углеводорода

е) а российской дипломатии воспользоваться этой ситуацией и осознать (совместно с европейскими коллегами), что Россия всё-таки европейская держава

Аватар пользователя Emp_IL
Emp_IL(2 года 7 месяцев)(16:34:15 / 13-12-2015)

Браво! Согласен полностью.

Аватар пользователя just_a_men
just_a_men(5 лет 3 недели)(11:52:57 / 13-12-2015)

Протурецкая хрень.

Аватар пользователя nemich24
nemich24(3 года 3 месяца)(12:48:52 / 13-12-2015)

Так точно. Маскарад...

 

Аватар пользователя Ильич_08
Ильич_08(2 года 1 неделя)(12:33:43 / 13-12-2015)

Интересный обзор, многое поставил на место, но, как говорят, тема Ирана не раскрыта. С другой стороны, самим тоже надо думать. Конечно, турок надо размазывать по большему кол-ву врагов. За курдов обидно: используют их для личной выгоды (бизнес, амбиции) все, кому не лень и, даже, сами курды. На сколько я помню, Асад обещал своим курдам широкую автономию, которая вряд ли устроит турков. Интересно, что поначалу американская инициатива по созданию иракского курдистана была турками встречена в штыки, но прошло лет пять и ... туркам даже понравилось, похоже. Пока ни чего не слышно об иранских курдах, там их, похоже, прессуют покруче РКП в Турции. 

Аватар пользователя Загрядкин-Ватников

Почему-то все это напомнило хапок Польшей Тешинского района у Чехословакии под шумок надвигавшейся II МВ.

Аватар пользователя grand1987
grand1987(5 лет 1 месяц)(15:02:17 / 13-12-2015)

Масуде Барзани, который сам признавался, что получал оружие из Турции.

У Барзани довольно сомнительное положение в той самой Найнаве, где внезапно обнаружились турки. По-хорошему Барзани давно пора штурмовать центр провинции — захваченный в июне 2014 года боевиками «Исламского государства» Мосул

.. т.е. некто Барзани должен нападать на детище турков при помощи оружия турков ? .. вопрос в другом: почему Ирак вдруг обнаружил турков на своих территориях, а Россия созвала СБ ООН ? .. потому что пердогашу потихоньку сливают, и скоро турков начнут постреливать ... со всех сторон.

Аватар пользователя Octane
Octane(2 года 6 дней)(16:12:54 / 13-12-2015)

А если нам Ирак предоставит право наносить удары по своей территории, и мы его примем? А потом уронем пару калибров как бы рядом с турецкими войсками. Я думаю, что посыл все правильно поймут.

Какие тут риски кроме турецкой "вони" ? Турция находится на чужой территории, и прав вроде как никаких не имеет.

Аватар пользователя Emp_IL
Emp_IL(2 года 7 месяцев)(16:38:21 / 13-12-2015)

А кто вообще сказал что курды должны наступать на Мосул? ;-)

Если курды есть часть Ирака, то наступать могут и долны. Но кто такой Барзани? Если лидер СВОБОДНОГО Курдистана, то пусть сидит и не дёргается. Правительство Ирака ему навряд ли в оный Свободный Курдистан Мосул подарит... 

Аватар пользователя Emp_IL
Emp_IL(2 года 7 месяцев)(16:47:03 / 13-12-2015)

Вообще есть один момент. 

Или правила и законы работают автоматически или они не законы. 

Я склонен думать что международное право умерло. Потому когда появляются немного беременные вторгшиеся и это сходит с рук тогда закон мёртв. США это иллюстрируют а Турция подтверждает аксиому.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...