Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Субботние чтения. Рассказ Василия Макаровича Шукшина «Срезал»

Аватар пользователя Слон Пахом

Предлагаю почтенной публике, и всем прочим, кто еще сохранил незамутненный взор, прекрасный рассказ Василия Шукшина  «Срезал» из его сборника рассказов  «Характеры», изданного аж в далеком 1970 году.

Тем, кто читал - рекомендую перечитать, а тем, кто не читал - тем более. Времени потратите немного, а удовольствие гарантирую.

Этот небольшой по объему рассказ написан прекрасным русским языком, и очень наглядно иллюстрирует повадки т.н. "народных экспертов", в последнее время в изобилии расплодившихся на просторах инета, в том числе и на АШ.

 

Срезал

  К старухе Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать, отдохнуть.

Деревня Новая – небольшая деревня, а Константин Иванович еще на такси прикатил, и они еще всем семейством долго вытаскивали чемоданы из багажника… Сразу вся деревня узнала: к Агафье приехал сын с семьей, средний, Костя, богатый, ученый.

К вечеру узнали подробности: он сам – кандидат, жена – тоже кандидат, дочь – школьница. Агафье привезли электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Ждали Глеба. Про Глеба надо сказать, чтобы понять, почему у него на крыльце собрались мужики и чего они ждали.

Глеб Капустин – толстогубый, белобрысый мужик сорока лет, начитанный и ехидный. Как-то так получилось, что из деревни Новой, хоть она небольшая, много вышло знатных людей: один полковник, два летчика, врач, корреспондент… И вот теперь Журавлев – кандидат. И как-то так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню на побывку, когда к знатному земляку в избу набивался вечером народ – слушали какие-нибудь дивные истории или сами рассказывали про себя, если земляк интересовался,– тогда-то Глеб Капустин приходил и срезал знатного гостя.

Многие этим были недовольны, но многие, мужики особенно, просто ждали, когда Глеб Капустин срежет знатного. Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж – вместе – к гостю. Прямо как на спектакль ходили. В прошлом году Глеб срезал полковника – с блеском, красиво. Заговорили о войне 1812 года… Выяснилось, полковник не знает, кто велел поджечь Москву. То есть он знал, что какой-то граф но фамилию перепутал, сказал – Распутин. Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником… И срезал. Переволновались все тогда, полковник ругался… Бегали к учительнице домой – узнавать фамилию графа-поджигателя. Глеб Капустин сидел красный в ожидании решающей минуты и только повторял: "Спокойствие, спокойствие, товарищ полковник, мы же не в Филях, верно?" Глеб остался победителем; полковник бил себя кулаком по голове и недоумевал. Он очень расстроился. Долго потом говорили в деревне про Глеба, вспоминали, как он только повторял: "Спокойствие, спокойствие товарищ полковник, мы же не в Филях". Удивлялись на Глеба. Старики интересовались – почему он так говорил.

Глеб посмеивался. И как-то мстительно щурил свои настырные глаза. Все матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались. И вот теперь приехал кандидат Журавлев…

Глеб пришел с работы (он работал на пилораме), умылся, переоделся… Ужинать не стал. Вышел к мужикам на крыльцо.

Закурили… Малость поговорили о том о сем – нарочно не о Журавлеве. Потом Глеб раза два посмотрел в сторону избы бабки Агафьи Журавлевой.

Спросил:

– Гости к бабке приехали?

– Кандидаты!

– Кандидаты? – удивился Глеб. – О-о!.. Голой рукой не возьмешь.

Мужики посмеялись: мол, кто не возьмет, а кто может и взять. И посмотрели с нетерпением на Глеба.

– Ну, пошли попроведаем кандидатов,– скромно сказал Глеб.

И пошли.

Глеб шел несколько впереди остальных, шел спокойно, руки в карманах, щурился на избу бабки Агафьи, где теперь находились два кандидата.

Получалось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь.

Дорогой говорили мало.

– В какой области кандидаты? – спросил Глеб.

– По какой специальности? А черт его знает… Мне бабенка сказала – кандидаты. И он и жена…

– Есть кандидаты технических наук, есть общеобразовательные, эти в основном трепалогией занимаются.

– Костя вообще-то в математике рубил хорошо,– вспомнил кто-то, кто учился с Костей в школе.– Пятерочник был.

Глеб Капустин был родом из соседней деревни и здешних знатных людей знал мало.

– Посмотрим, посмотрим,– неопределенно пообещал Глеб.– Кандидатов сейчас как нерезаных собак,

– На такси приехал…

– Ну, марку-то надо поддержать!..– посмеялся Глеб.

  Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал насчет стола…

Гости скромно подождали, пока бабка Агафья накрыла стол, поговорили с кандидатом, повспоминали, как в детстве они вместе…

– Эх, детство, детство! – сказал кандидат.– Ну, садитесь за стол, друзья. Все сели за стол. И Глеб Капустин сел. Он пока помалкивал. Но – видно было – подбирался к прыжку. Он улыбался, поддакнул тоже насчет детства, а сам все взглядывал на кандидата – примеривался.

  За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде и забывать про Глеба Капустина… И тут он попер на кандидата.

– В какой области выявляете себя? – спросил он.

– Где работаю, что ли? – не понял кандидат.

– Да.

– На филфаке.

– Философия?

– Не совсем… Ну, можно и так сказать.

– Необходимая вещь.– Глебу нужно было, чтоб была – философия. Он оживился.– Ну, и как насчет первичности?

– Какой первичности? – опять не понял кандидат. И внимательно посмотрел на Глеба, И все посмотрели на Глеба.

– Первичности духа и материи.– Глеб бросил перчатку. Глеб как бы стал в небрежную позу и ждал, когда перчатку поднимут.

Кандидат поднял перчатку.

– Как всегда, – сказал он с улыбкой. – Материя первична…

– А дух?

– А дух – потом. А что?

– Это входит в минимум? – Глеб тоже улыбался.– Вы извините, мы тут… далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься – не с кем. Как сейчас философия определяет понятие невесомости?

– Как всегда определяла. Почему – сейчас?

– Но явление-то открыто недавно.– Глеб улыбнулся прямо в глаза кандидату.– Поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия-совершенно иначе…

– Да нет такой философии – стратегической! – заволновался кандидат.Вы о чем вообще-то?

– Да, но есть диалектика природы,– спокойно, при общем внимании продолжал Глеб.– А природу определяет философия. В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я и спрашиваю: растерянности не наблюдается среди философов?

 Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один… И почувствовал неловкость. Позвал жену:

– Валя, иди, у нас тут… какой-то странный разговор!

Валя подошла к столу, но кандидат Константин Иванович все же чувствовал неловкость, потому что мужики смотрели на него и ждали, как он ответит на вопрос.

– Давайте установим,– серьезно заговорил кандидат,– о чем мы говорим.

– Хорошо. Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера?

Кандидаты засмеялись. Глеб Капустин тоже улыбнулся. И терпеливо ждал, когда кандидаты отсмеются.

– Нет, можно, конечно, сделать вид, что такой проблемы нету. Я с удовольствием тоже посмеюсь вместе с вами…– Глеб опять великодушно улыбнулся. Особо улыбнулся жене кандидата, тоже кандидату, кандидатке, так сказать.– Но от этого проблема как таковая не перестанет существовать. Верно?

– Вы серьезно все это? – спросила Валя.

– С вашего позволения,– Глеб Капустин привстал и сдержанно поклонился кандидатке. И покраснел.– Вопрос, конечно, не глобальный, но, с точки зрения нашего брата, было бы интересно узнать.

– Да какой вопрос-то? – воскликнул кандидат.

– Твое отношение к проблеме шаманизма.– Валя опять невольно засмеялась. Но спохватилась и сказала Глебу: – Извините, пожалуйста.

– Ничего,– сказал Глеб.– Я понимаю, что, может, не по специальности задал вопрос…

– Да нет такой проблемы! – опять сплеча рубанул кандидат. Зря он так. Не надо бы так.

Теперь засмеялся Глеб. И сказал:

– Ну, на нет и суда нет!

Мужики посмотрели на кандидата.

– Баба с возу – коню легче,– еще сказал Глеб.– Проблемы нету, а эти…Глеб что-то показал руками замысловатое,– танцуют, звенят бубенчиками… Да? Но при желании… – Глеб повторил: – При же-ла-нии - их как бы нету. Верно? Потому что, если… Хорошо! Еще один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума?

Кандидат молча смотрел на Глеба.

Глеб продолжал:

– Вот высказано учеными предположение, что Луна лежит на искусственной орбите, допускается, что внутри живут разумные существа…

– Ну? – спросил кандидат.– И что?

– Где ваши расчеты естественных траекторий? Куда вообще вся космическая наука может быть приложена?

Мужики внимательно слушали Глеба.

– Допуская мысль, что человечество все чаще будет посещать нашу, так сказать, соседку по космосу, можно допустить также, что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут к нам навстречу. Готовы мы, чтобы понять друг друга?

– Вы кого спрашиваете?

– Вас, мыслителей…

– А вы готовы?

– Мы не мыслители, у нас зарплата не та. Но если вам это интересно, могу поделиться, в каком направлении мы, провинциалы, думаем. Допустим, на поверхность Луны вылезло разумное существо… Что прикажете делать? Лаять по-собачьи? Петухом петь?

Мужики засмеялись. Пошевелились. И опять внимательно уставились на Глеба.

– Но нам тем не менее надо понять друг друга. Верно? Как? – Глеб помолчал вопросительно. Посмотрел на всех.– Я предлагаю: начертить на песке схему нашей солнечной системы и показать ему, что я с Земли, мол. Что, несмотря на то что я в скафандре, у меня тоже есть голова и я тоже разумное существо. В подтверждение этого можно показать ему на схеме, откуда он: показать на Луну, потом на него. Логично? Мы, таким образом, выяснили, что мы соседи. Но не больше того! Дальше требуется объяснить, по каким законам я развивался, прежде чем стал такой, какой есть на данном этапе…

– Так, так.– Кандидат пошевелился и значительно посмотрел на жену. Это очень интересно: по каким законам?

Это он тоже зря, потому что его значительный взгляд был перехвачен; Глеб взмыл ввысь… И оттуда, с высокой выси, ударил по кандидату. И всякий раз в разговорах со знатными людьми деревни наступал вот такой момент – когда Глеб взмывал кверху. Он, наверно, ждал такого момента, радовался ему, потому что дальше все случалось само собой.

– Приглашаете жену посмеяться? – спросил Глеб. Спросил спокойно, но внутри у него, наверно, все вздрагивало. – Хорошее дело… Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать? А? Как думаете? Говорят, кандидатам это тоже не мешает…

– Послушайте!..

– Да мы уж послушали! Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство – это ведь не костюм, который купил – и раз и навсегда. Но даже костюм и то надо иногда чистить. А кандидатство, если уж мы договорились, что это не костюм, тем более надо… поддерживать. – Глеб говорил негромко, но напористо и без передышки – его несло. На кандидата было неловко смотреть: он явно растерялся, смотрел то на жену, то на Глеба, то на мужиков… Мужики старались не смотреть на него.– Нас, конечно, можно тут удивить: подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов… Но вы забываете, что поток информации сейчас распространяется везде равномерно. Я хочу сказать, что здесь можно удивить наоборот. Так тоже бывает. Можно понадеяться, что тут кандидатов в глаза не видели, а их тут видели – кандидатов, и профессоров, и полковников. И сохранили о них приятные воспоминания, потому что это, как правило, люди очень простые. Так что мой вам совет, товарищ кандидат: почаще спускайтесь на землю. Ей-богу, в этом есть разумное начало. Да и не так рискованно: падать будет не так больно.

– Это называется – "покатил бочку", – сказал кандидат, – Ты что, с цепи сорвался? В чем, собственно…

– Не знаю, не знаю,– торопливо перебил его Глеб,– не знаю, как это называется – я в заключении не был и с цепи не срывался. Зачем? Тут, оглядел Глеб мужиков,– тоже никто не сидел – не поймут, А вот и жена ваша сделала удивленные глаза… А там дочка услышит. Услышит и "покатит бочку" в Москве на кого-нибудь. Так что этот жаргон может… плохо кончиться, товарищ кандидат. Не все средства хороши, уверяю вас, не все. Вы же, когда сдавали кандидатский минимум, вы же не "катили бочку" на профессора. Верно? – Глеб встал.– И "одеяло на себя не тянули". И "по фене не ботали". Потому что профессоров надо уважать-от них судьба зависит, а от нас судьба не зависит, с нами можно "по фене ботать". Так? Напрасно. Мы тут тоже немножко… "микитим". И газеты тоже читаем, и книги, случается, почитываем… И телевизор даже смотрим. И, можете себе представить, не приходим в бурный восторг ни от КВН, ни от "Кабачка "13 стульев". Спросите, почему? Потому что там – та же самонадеянность. Ничего, мол, все съедят. И едят, конечно, ничего не сделаешь. Только не надо делать вид, что все там гении. Кое-кто понимает… Скромней надо.

– Типичный демагог-кляузник,– сказал кандидат, обращаясь к жене.Весь набор тут…

– Не попали. За всю свою жизнь ни одной анонимки или кляузы ни на кого не написал.– Глеб посмотрел на мужиков: мужики знали, что это правда.– Не то, товарищ кандидат. Хотите, объясню, в чем моя особенность?

– Хочу, объясните.

– Люблю по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи…

– Да в чем же вы увидели нашу нескромность? – не вытерпела Валя.– В чем она выразилась-то?

– А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. Подумайте – и поймете.– Глеб даже как-то с сожалением посмотрел на кандидатов.– Можно ведь сто раз повторить слово "мед", но от этого во рту не станет сладко. Для этого не надо кандидатский минимум сдавать, чтобы понять это. Верно? Можно сотни раз писать во всех статьях слово "народ", но знаний от этого не прибавится. Так что когда уж выезжаете в этот самый народ, то будьте немного собранней. Подготовленной, что ли. А то легко можно в дураках очутиться. До свиданья. Приятно провести отпуск… среди народа.

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он всегда один уходил от знатных людей.

Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидатов, говорили:

– Оттянул он его!..  Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то так знает? – Срезал.

– Откуда что берется!

И мужики изумленно качали головами.

– Дошлый, собака, Причесал бедного Константина Иваныча… А?

– Как миленького причесал!  А эта-то, Валя-то, даже рта не открыла,

– А что тут скажешь? Тут ничего не скажешь. Он, Костя-то, хотел, конечно, сказать… А тот ему на одно слово – пять.

– Чего тут… Дошлый, собака!

В голосе мужиков слышалась даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял, Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще.

Завтра Глеб Капустин, придя на работу, между прочим (играть будет), спросит мужиков:

– Ну, как там кандидат-то?

И усмехнется.

– Срезал ты его, – скажут Глебу.

– Ничего,– великодушно заметит Глеб.– Это полезно. Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя…

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Fandaal
Fandaal(2 года 12 месяцев)(17:01:37 / 12-12-2015)

Где-то ближе к концу рассказа встал на сторону Глеба.

Хотел пару цитат скопировать, не получилось.

Спасибо за культпросвет.
 

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(17:17:12 / 12-12-2015)

Специально перечитал несколько рецензий на рассказ. Мнения в оценке действующих персонажей иногда расходятся до диаметрально противоположных. Наверное, все зависит от изначальной позиции читателя, и ассоциирования себя с той или другой стороной.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(17:10:00 / 12-12-2015)

В рассказе описан элемент "архаичного села". Буржуазная (городская) цивилизация ломает его, вытягивает наиболее активных людей. А "архаичное село" сопротивляется. Это и есть основа антагонизма.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(17:22:17 / 12-12-2015)

Ну да. "Село" изо всех сил пытается доказать, что оно тоже "не лаптем щи хлебает". Хотя знания "села" во многом поверхностны и неглубоки, а дискуссии выливаются просто в схоластику.

Аватар пользователя сnc
сnc(2 года 9 месяцев)(19:03:34 / 12-12-2015)

В рассказе--да, согласен...В жизни--нет. Мои наблюдения--знания 90% городских настолько высоко взлетели, что потеряли всякую связь с началом...до абсурда! Если знания городских помогают выжить в условиях города--это хорошо, мои знания -- помогают мне выживать в условиях природы...И эти знания--абсолютно разные...

И если вы знаете как надо правильно жить и правильно выбирать, в магазине, пакет молока и банку грибов маринованных , то я просто живу и знаю от какой козы (коровы) я буду брать молоко для себя( остальное вам)  .... где в лесу набрать грибов и как их вкусно замариновать...   

И не Вам рассуждать, кто от кого больше зависит--судя по всему вы знаете только один мир--город...Но уже во всем противопоставляете его деревне...Бывает...

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(19:25:25 / 12-12-2015)
Аватар пользователя сnc
сnc(2 года 9 месяцев)(20:27:07 / 12-12-2015)

На счет "скатился на личности"---это не так, это не лично на Ваш счет. говоря "вы"--я имею в виду городских жителей...дабы не было путаницы- лично в Вам буду обращаться с заглавной буквы "В"

Я читал Ваш ответ...такие "аргументы" я слышу регулярно...

"городской" трактор--это инструмент... и мне нужен только для того, чтобы   95-97%  его работы продать в тот же самый город...и купить себе телевизор)

на счет телевизоров, аквалангов и так далее...Скажите, а городские это делают не ради себя и денег? и в том числе, чтобы каждый день покупать себе еду повкуснее и посвежее? Или только о деревне заботятся?

смог город сделать то, что надо селу--хорошо, я только "ЗА" , не смог--не велика беда, покупайте себе еду где хотите или где дешево....было....пока было) зато с гордостью)

 

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(22:58:02 / 12-12-2015)

 Глеб Капустин перелогинься! Шукшин именно таких как ты и описал в этом рассказе...        surprise

Прочти ещё раз рассказ и там есть ответ - кто ты?  Демагог!       laugh

Аватар пользователя сnc
сnc(2 года 9 месяцев)(09:42:28 / 13-12-2015)

laugh))) Кандидат Константин Иванович перелогинься! Шукшин именно такого как ты и описал в этом рассказе...   Прочти ещё раз рассказ и там есть ответ - кто ты.  Начни отсюда:

– Послушайте!..

– Да мы уж послушали! Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат,

что Глеб молодец--для начала развел кандидата тупостью--тот даже не врубился куда разговор идет...И срезал...

  Так что мой вам совет, товарищ кандидат: почаще спускайтесь на землю. Ей-богу, в этом есть разумное начало. Да и не так рискованно: падать будет не так больно.

Аватар пользователя Рашидыч
Рашидыч(2 года 8 месяцев)(10:31:25 / 13-12-2015)

Ну да, а единственная претензия: приехали на такси с пятью чемоданами. Надо думать, от остальных он "слышал" примерно то же самое.

и как-то смысл всего их действия Вы стороной обходите. Это они пришли к нему в дом и сели за его стол только для единственного - посмотреть как хозяина "срежет" деревенский клоун. Достойные люди, чо.

Аватар пользователя сnc
сnc(2 года 9 месяцев)(15:20:26 / 13-12-2015)

Есть такое...гадить в чужом дому это не хорошо.

Но тогда почему кандидат, как нормальный мужик, не спустил его со ступенек? Зачем " дебилов" в дом звал? а пригласил--имей) А если пригласил людей, то с ними так не говорят: 

– На филфаке.

– Философия?

– Не совсем… Ну, можно и так сказать.

 Это ответ достойного человека? Нет, это ответ "дурачку" деревенскому...от дурака городского, который готов стать Хвилосовом из Хвилолога  ...такого грех не срезать....другой вопрос как резать)

За столом разговор пошел дружнее, стали уж вроде и забывать про Глеба Капустина… И тут он попер на кандидата.

Больше чем уверен, будь кандидат Человеком  все просто бы нажрались...

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(12:50:07 / 13-12-2015)

"Глебушка" ты наш поучающий Кандидатов, а скажи любезный - сколько марок стали применяется при производстве трактора, ась?

"городской" трактор--это инструмент... и мне нужен только для того, чтобы   95-97%  его работы продать в тот же самый город...и купить себе телевизор)

Вот без знаний этих самых подробностей, трактор у тебя будет "инструментом" - не более.  Умники, типа тебя, балаболы и любители выпендриться перед такими же как ты неучами.

А про "лунатиков" ты тоже курицам мозги компостируешь, просто интересно?        surprise

Аватар пользователя сnc
сnc(2 года 9 месяцев)(14:37:13 / 13-12-2015)

"Кандидат" ты наш поучающий , а скажи любезный - почему  корова и коза --оба из отряда парнокопытных, строение ЖКТ одинаково, едят одно и тоже..а вот гадят--одна шариками, другая лепешками, ась?

Вот без знаний этих самых подробностей, ты и пьешь молоко восстановленное, кушаешь мясо стероидное и аптека--твой любимый магазин)...  Умники, типа тебя, балаболы и любители выпендриться перед такими же как ты неучами.

А трактор это таки да, инструмент для обработки земли .....Так же как и кузнечный пресс--это инструмент для обработки металла...и не надо доказывать, что станок и инструмент это вам не это)

про "лунатиков" ты тоже курицам мозги компостируешь, просто интересно?        surprise

ну...если я Глеб то  твои "курицы" это Кандидаты...)) Читай рассказ...

Аватар пользователя кислая
кислая(3 года 5 месяцев)(10:57:48 / 13-12-2015)

– В какой области выявляете себя? – спросил он.

– Где работаю, что ли? – не понял кандидат.

– Да.

– На филфаке.

– Философия?

– Не совсем… Ну, можно и так сказать.

– Необходимая вещь.– Глебу нужно было, чтоб была – философия. Он оживился.

Очень показательно. 

Аватар пользователя toly49
toly49(2 года 4 месяца)(17:30:56 / 12-12-2015)

Однако гордские не забывают три раза в день (а кто и чаще) покушать.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(17:45:57 / 12-12-2015)

"Архаичное село" молопродуктивно. Оно с трудом кормило само себя. В Российской Империи с/х продукцию в промышленных масштабах производили помещики. Они руководили передовыми высокопродуктивными (для того времени) хозяйствами. Коммунисты всячески убивали "архаичное село" - продразверстка, раскулачиванием, коллективизацией, голодоморами, ущемлением социальных прав, невыдачей паспортов, укрупнениями поселков, ...  Эту цивилизационную задачу коммунисты успешно решили. И сегодня "городские не забывают три раза в день (а кто и чаще) покушать" за счет капиталистических форм организации с/х производства.

"Почвенники" (и Шукшин в том числе) с тоской описывали "умирание" "архаичного села".

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Ляксанд Рыгорыч

"Архаичное село" молопродуктивно. Оно с трудом кормило само себя. В Российской Империи с/х продукцию в промышленных масштабах производили помещики. Они руководили передовыми высокопродуктивными (для того времени) хозяйствами.

 

Отвечу цитатой и картинкой, ладно? (уточню, дело происходит в Вятской губернии, крепостных и помещиков у нас не было)

Основатель купеческого рода.
Иван Максимович Кардаков (1796 - ок.1854) родился в деревне Кардаковская.
Предки его были государственные черносошные крестьяне, основное занятие которых было земледелие. “За утеснением хлебопашества по приговору мирскому” приходилось им переезжать из деревни в деревню, пока не основали они новое поселение и название дали в честь своей фамилии вновь Кардаковская.

....

Петр Семенович Кардаков (1877-??) вместе с братом организовал в деревне Кардаковская в начале ХХ века завод овсяных круп и толокна. Продукция отправлялась на север России, пользовалась успехом в Вятской губернии. Толокно было отмечено Большими золотыми медалями на выставках в Брюсселе (1907), Ростове-на-Дону, Большой серебряной медалью от министерства финансов “ За трудолюбие и искусство”(1909, г. Казань), почетным крестом. В рекламе говорилось: “ Кушайте овсяную крупу и толокно “ Русский Геркулес”, предлагает завод П.С. Кардакова.  Ссылка, если интересно.

Почему в инструкции надписи на английском и французском - потому что овсянка экспортировалась в Европу. Больше про толокно.

58° с.ш., начало XX века.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(15:14:39 / 13-12-2015)

Вы путаете категории. В зоне Нечерноземья (крайне непродуктивной для промышленного с/х производства) активные люди создали эффективное капиталистическое предприятие, которое поставляло на буржуазный рынок эксклюзивную продукцию - овсянку. Крестьяне продавали купцам овес и покупали сахар, подсолнечное масло, каспийскую соленую рыбу, пшеницу, ....

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Ляксанд Рыгорыч

И опять всё не так. Я говорю конкретно про Вятку:

  • Вышеозначенные активные граждане торговали с буржуями через Архангельск. О Каспии не слышал;
  • Про рыбу - глупость. Речной рыбы в местных водоёмах - уйма. И как бы вы в начале 20 века решали задачу массовой доставки рыбы за несколько тысяч километров, учитывая логистику и электрификацию? Если что и возили, то точно не крестьянам.
  • Рожь вызревает без проблем. Вторая по распространённости культура. Выращивали и пшеницу - мягкие сорта, но тут как повезёт (пишут, раньше климат был ядрёней).

Вятский печеный ржаной хлеб так бел, как малороссийский пшеничный, и так нежен и вкусен, что лучше немецкого пеклеванного хлеба. Такового хлеба либо не умеют испечь, либо не имеют такой муки ни в Москве, ни в Петербурге.

Епископ Никодим (Казанцев) - о природе и климате на Вятке.
ТВУАК. 1913 год. Выпуск I-II. Вятка, 1913. Отдел III. С. 91-97.

  • Третья вятская культура - лён. Из него делали льняное масло, поэтому в подсолнечном не было нужды. Но главное предназначение льна - он всех одевал;
  • Про сахар единственно верно - он был привозной. Альтернатива - мёд и ягоды.
Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(18:04:11 / 12-12-2015)

...а в селе не против посидеть перед "городским" телевизором, и поля обрабатывать не сохой, а опять же "городским" трактором.

Аватар пользователя toly49
toly49(2 года 4 месяца)(18:09:00 / 12-12-2015)

Без телевизора прожить можно, без жратвы...

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(18:17:00 / 12-12-2015)

Ну давайте тогда будем двигаться в первобытно-общинное общество и все будем заниматься собирательством...

Все ведь взаимосвязано и сложилось исторически, а не по чьей-то прихоти: кто-то всегда добывал пропитание, а кто-то изготавливал оружие  для охоты и инструменты для работы.

Аватар пользователя toly49
toly49(2 года 4 месяца)(18:28:31 / 12-12-2015)

В первобытно-общинный строй не вернемся, потому что железа много даже под ногами, а для его плавления не нужно ископаемое топливо. Поэтому производительных сил будет достаточно, для более высоких ступеней общественных отношений. А то что спираль свернула на нисходящий участок траектории, что поделаешь? Такое страшное время нам досталось. Население планеты будет оптимизироваться в соответствии с доступными ресурсами.

Аватар пользователя Рашидыч
Рашидыч(2 года 8 месяцев)(10:28:45 / 13-12-2015)

А без АШ?

Аватар пользователя мамонт молодой

Если бы интернет был в России в то время, хрен бы удалось свалить нас....Ведьь чем они " философы" эти взяли?- да врали нам просто. А нам от станка да от сохи некогда в библиотеку бегать... А сейчас мы можем не выходя из дому, такие книги читать, такие пласты архивных данных, о существовании которых даже не знали тогда. Вот и выяснилось :советские " гуманитарии" врали народу. Шукшин это чуял. 

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(17:39:11 / 12-12-2015)

>> ...хрен бы удалось свалить нас

Да... если бы был инет, мамонты до сих пор щипали бы ягель в тундре :)))

 

Аватар пользователя мамонт молодой

" свежо, остро, по заграничному"...

 

Аватар пользователя Omni
Omni(5 лет 2 месяца)(14:36:45 / 14-12-2015)

Сейчас есть Интернет, но народу всё-равно некогда в библиотеку бегать, даже в электронную, хотя в советское время была учёба и повышение квалификации без отрыва от производства.

Аватар пользователя jerry
jerry(4 года 10 месяцев)(17:37:49 / 12-12-2015)

Теперь таких назыаают троллями.

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 10 месяцев)(17:53:47 / 12-12-2015)

очень наглядно иллюстрирует повадки т.н. "народных экспертов", в последнее время в изобилии расплодившихся на просторах инета

 

тем, кто "над схваткой", как бы со стороны, наблюдает и классифицирует этот "народец", моделей "Шариков-Швондер-Борменталь- Преображенский" уже не хватает

впору им замахнуться на Василия нашего, Макарыча

привлечь авторитет, так сказать, в союзники

облокотиться на столпа

 

 

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(17:55:40 / 12-12-2015)

Да бросьте вы: никто Макарыча замахивался. Не надо искать подтекста. Мне, например, наверное, как и вам, для оценки людей не нужны никакие авторитеты. Каждый исходит, так сказать, из своего жизненного опыта.

Аватар пользователя Evpraxia
Evpraxia(2 года 7 месяцев)(20:19:41 / 12-12-2015)

Персонаж с Вашей автарки в " рассказах Шукшина" как раз Глеба и играл. Просто аналогия. А персонаж, реальный , вызывает у меня отвращение, хотя его работа в ИДИОТе очень мне симпатична.

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 10 месяцев)(20:26:44 / 12-12-2015)

"реальный персонаж"

"симпатичное отвращение"

это в цитатник

 

Аватар пользователя Evpraxia
Evpraxia(2 года 7 месяцев)(22:10:15 / 12-12-2015)

Для актера " реальный персонаж" это жизнь, они не бывают настоящими, всегда играют какие -то роли. 

Вам эта аватарка очень очень подходит, на мой взгляд. За такой длительный период-ни одной статьи, некоторое количество комментариев. Подначивающих, или ядовитых, эдакий ироничный критик, ничего не написавший сам, маска без лица. Всегда  пытаетесь быть  в полете над ситуацией, потому что приземлиться может быть и больно? Я смешиваю здесь свои впечатления о Миронове с тем , кто прячется , как и все мы , за выбранными аватарками. К Вам , реальному человеку, это , скорее , имеет мало отношения.

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 10 месяцев)(21:49:46 / 12-12-2015)

см.

Аватар пользователя Evpraxia
Evpraxia(2 года 7 месяцев)(21:54:25 / 12-12-2015)

Чего см? 

" Симпатичное отвращение" -я не писала.

отвечу Вам Вашим же . И?

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(20:46:11 / 12-12-2015)

Как-то вы очень уж кудряво написали... Ну а Ричард Харрис, вообще был бы в недоумении, если бы был жив...

Аватар пользователя Evpraxia
Evpraxia(2 года 7 месяцев)(22:16:21 / 12-12-2015)

Я имела в виду Е. Миронова, спектакль по мотивам рассказов Шукшина и фильм по " Идиоту " Достоевского, где его работа мне понравилась.

 

Аватар пользователя skif-99
skif-99(2 года 1 день)(18:35:37 / 12-12-2015)

Нет здоровых

Есть необследованные

 

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(18:44:19 / 12-12-2015)

Такие ситуации и в городе случаются.

Человек, по какой-то причине недоучившийся, не реализовавший свои честолюбивые амбиции, очень хочет продемонстрировать свое превосходство тем, кто, по его мнению, занимает не по рангу высокое положение.

Бывает - судьба не дает человеку подняться, доучиться, он вынужден смолоду работать ради куска хлеба.

Но чаще всего причина другая, ее сформулировала моя дочка, еще будучи подростком. "Я к контрольной по математике готовилась, задачки решала, а они во дворе весь вечер гуляли, хохотали под нашими окнами. У меня за контрольную пятерка, а они завидуют..."

Аватар пользователя Fandaal
Fandaal(2 года 12 месяцев)(20:46:41 / 12-12-2015)

– Это называется – "покатил бочку", – сказал кандидат, – Ты что, с цепи сорвался? В чем, собственно…

– Не знаю, не знаю,– торопливо перебил его Глеб,– не знаю, как это называется – я в заключении не был и с цепи не срывался. Зачем? Тут, оглядел Глеб мужиков,– тоже никто не сидел – не поймут, А вот и жена ваша сделала удивленные глаза… А там дочка услышит. Услышит и "покатит бочку" в Москве на кого-нибудь. Так что этот жаргон может… плохо кончиться, товарищ кандидат. Не все средства хороши, уверяю вас, не все. Вы же, когда сдавали кандидатский минимум, вы же не "катили бочку" на профессора. Верно? – Глеб встал.– И "одеяло на себя не тянули". И "по фене не ботали". Потому что профессоров надо уважать-от них судьба зависит, а от нас судьба не зависит, с нами можно "по фене ботать". Так? Напрасно. Мы тут тоже немножко… "микитим". И газеты тоже читаем, и книги, случается, почитываем… И телевизор даже смотрим. И, можете себе представить, не приходим в бурный восторг ни от КВН, ни от "Кабачка "13 стульев". Спросите, почему? Потому что там – та же самонадеянность. Ничего, мол, все съедят. И едят, конечно, ничего не сделаешь. Только не надо делать вид, что все там гении. Кое-кто понимает… Скромней надо.

– Типичный демагог-кляузник,– сказал кандидат, обращаясь к жене.Весь набор тут…

– Не попали. За всю свою жизнь ни одной анонимки или кляузы ни на кого не написал.– Глеб посмотрел на мужиков: мужики знали, что это правда.– Не то, товарищ кандидат. Хотите, объясню, в чем моя особенность?

– Хочу, объясните.

– Люблю по носу щелкнуть – не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи…

– Да в чем же вы увидели нашу нескромность? – не вытерпела Валя.– В чем она выразилась-то?

– А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. Подумайте – и поймете.– Глеб даже как-то с сожалением посмотрел на кандидатов.

Хороший фрагмент. Но, честно, думаю "Глеб" и мне предъяву бы кинул, все мы немножко снобы, а выражается это в мелочах.

Ну это то, за что нетрезвый взгляд зацепился. Возможно, всё гораздо глубже, конфликт города и деревни, успешных и "быдла", и т.д. и т.п.
 

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(21:21:26 / 12-12-2015)

Я, вообще-то, разместил именно этот, вроде бы, простой на первый взгляд рассказ не просто "для почитать".  Очень была любопытна реакция на него других людей. Все очень по-разному расставляют акценты.

Впрочем, и сам Василий Шукшин из своего сборника "Характеры" выделял именно этот рассказ.

Аватар пользователя Попугай Флинта

очень наглядно иллюстрирует повадки т.н. "народных экспертов", в последнее время в изобилии расплодившихся на просторах инета, в том числе и на АШ.

Даааа... Срезал Вас народец, уважаемый Автор. Срезал под корень.

И правильно, должен Вам сказать, сделал, ибо - нефик.

Комментарий администрации:  
*** Дерзкий борцун ***
Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(22:15:39 / 12-12-2015)

Дорогой друг! Если Вы еще не поняли, то  это я здесь таких как вы "попугаев" препарирую.

Про "народец" - это интересно - ласкательно-уничижительно. 

А по делу сказать что-нибудь имеете?

Аватар пользователя Попугай Флинта

Ну давай, попробуй, ))) попрепарируй, убогое ты существо.

А для начала - научись любить пролетариат. Это тебя ответ на "по делу".

Комментарий администрации:  
*** Дерзкий борцун ***
Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(04:04:44 / 13-12-2015)

Попугай, а тебя и не надо специально препарировать. Ты  сам себя уже общипал.

Лучше купи себе лапсердак, а то простудишься

Аватар пользователя Попугай Флинта

Вот ты и подтвердил самостоятельно, что твои слова

очень наглядно иллюстрирует повадки т.н. "народных экспертов", в последнее время в изобилии расплодившихся на просторах инета, в том числе и на АШ.

написаны про самого тебя.

Ты ещё слишком юн, но уже не в меру заносчив и самоуверен. Ты опрометчиво задал мне вопрос:

по делу сказать что-нибудь имеете?

 позволив тем самым ответить тебе без права обид на мой ответ с твоей стороны.

И я тебе ещё раз повторю: люби пролетариат, люби его, СУКА.

Иначе пролетариат, который даёт тебе электричество в розетку и развешивает для тебя булки на деревьях однажды, как это бывало в истории неоднократно, развесит на ближайшем дереве самого тебя.

Ты обосрался и с постом, и с препарированием попугая. Сиди сейчас молча, обдумывай. И не умничай, коли нет на то ни повода, ни способностей.

Комментарий администрации:  
*** Дерзкий борцун ***
Аватар пользователя нюся
нюся(2 года 10 месяцев)(21:47:04 / 12-12-2015)

– Приглашаете жену посмеяться? – спросил Глеб.

Вот! Как привычно он это говорит. Потому что знает, что городские будут смеяться над ним. А человеку то что нужно, что бы послушали, что бы уважили. Он работает не разгибая спины и в своем деле он непревзойденный мастер. А с ним снисходительно, с высока посмеиваясь, мол чего он там разуметь то может. Вот и защищается Глеб как может, срезает ещё до взлета, на упреждение бьет.)))

С другой стороны и кандидат попал, не ожидал такой атаки, был просто не готов и решил отшутиться, оно ему боком вышло.)))

Слон Пахом спасибо за внезапное субботнее чтение.)

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(22:01:45 / 12-12-2015)

Он работает не разгибая спины и в своем деле он непревзойденный мастер. А с ним снисходительно, с высока посмеиваясь, 

В рассказе про непревзойденного работника ни слова. Написано скромно - работает на пилораме.

Еще указано - начитанный и ехидный.

Ему не нужно, чтобы его послушали. Он целенаправленно идет, чтобы срезать.

Себя показать.

Аватар пользователя нюся
нюся(2 года 10 месяцев)(22:31:11 / 12-12-2015)

Думаете работа на пилораме не требует мастерства?  Но Вы заметили как внимательно следят за действием мужики? Как ждут когда Глеб срежет городского гостя.

Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж – вместе – к гостю. Прямо как на спектакль ходили. В прошлом году Глеб срезал полковника – с блеском, красиво.

Вы только представьте настроение этих мужиков! Нет, тут нельзя рассматривать Глеба отдельно от коллектива. 

И как-то так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню на побывку, когда к знатному земляку в избу набивался вечером народ

Знатный земляк это не просто городской, это уехавший из деревни в город вышедший в знатные люди. Понимаете?

Константин Иванович приезжает к матери, на родину, в деревню, где он всех с детства знает. Приезжает и смеется над глупым разговором мужика из деревни. Вот и все.)

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(22:52:44 / 12-12-2015)

Понимаете, работа на пилораме - это просто работа. Ни слова автор про мастерство не говорит.

Что поделаешь, ученье - свет, а неученье - чуть свет, и на работу.

Вот срезать заезжего городского - тут Глеб мастак. 

Кандидат наук вовсе не для пикировки с односельчанами приехал. Он мать навещает. Все прочие могли бы и не переться в гости в первый же вечер. Но - торопятся, идут как на спектакль. 

Пи.Си.

Тема знакома до боли. Мой муж - первый человек в своей семье, получивший высшее образование.Закончил вечерний факультет, работал, чтобы выучиться.

Когда приезжал на родину, мать собирала гостей: родню, соседей. "Учишься на кого? Автоматика и телемеханика? Почини мне телевизор! Что - не умеешь? Чему же вас там в городу учат" - стандартный разговор по молодости.

А  как телевизор голыми руками починить...

Аватар пользователя нюся
нюся(2 года 10 месяцев)(23:09:24 / 12-12-2015)

Да, у них там свой мир, все сообща, всей деревней. Мы тут даже не замечаем как походя друг друга задеваем, привыкли, толстокожие. А там все как на ладони. Другой мир.)

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(23:13:53 / 12-12-2015)

Этого мира осталась малая часть. Даже на плодородных землях Кубани в станицах доживают век старики, а молодежь вся уезжает в города.

Огороды по окраинвм не обрабатываются. Домишки на продажу выставлены за сущие копейки. Но - работы нет, а с огорода не проживешь.

Аватар пользователя Fandaal
Fandaal(2 года 12 месяцев)(23:17:13 / 12-12-2015)

первый человек в своей семье, получивший высшее образование.Закончил вечерний факультет, работал, чтобы выучиться.

Когда приезжал на родину, мать собирала гостей: родню, соседей. "Учишься на кого? Автоматика и телемеханика? Почини мне телевизор! Что - не умеешь?

Вот и примеры из жизни. Чел тупо сел жопой на диплом.
 

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(23:25:12 / 12-12-2015)

Вы действительно не понимаете, что "автоматика и телемеханика" - это не "ремонт телевизоров голыми руками"? Или прикидываетесь простачком?

Для справки, в станице (30 тыс. населения было) была мастерская по ремонту бытовой техники, но туда телевизор надо было, во-первых, отвезти,  во-вторых - заплатить за ремонт.

Простодушные соседи-родственники, годами не вспоминавшие про городского студента-вечерника,  почему-то были уверены, что он волшебным образом без приборов, без паяльника и запчастей, а главное - в редкие дни отдыха и встреч с мамой обязан починить их технику.

Аватар пользователя sv717
sv717(5 лет 2 месяца)(05:46:05 / 13-12-2015)

Но надо признать, что были, и сейчас наверняка есть в меньших количествах, спецы, в деревнях в том числе, которые многие неисправности телевизоров могут исправить голыми руками за считаные минуты. И среди 30-тысячного населения были люди, знавшие это.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(12:36:40 / 13-12-2015)

Голыми руками можно только предохранитель заменить. Но если у вас в кармане нет запасного - даже это не сделаете.

Для примитивной замены шнура питания надо повозиться с отверткой, разобрать полкорпуса. Да и - опять же - нужно иметь запасные шнур и вилку.

Любители покопаться в схемах везде были, но они Работали отнюдь не голыми руками. Имели и осциллографы, и тестеры, и кляссеры с запчастями. Опять же - имели коллекцию электрических схем телевизоров. 

Не забываем про главный аспект, человек в короткий отпуск приехал с матерью повидаться. Помочь  ей огород вскопать, в доме что-то мужской рукой поправить.

Сидит за столом с родней, радуется встрече. И вдруг троюродного дядю после третьей рюмочки "прошибает" насчёт ремонта телевизора.

Смолоду обидно было... Потом научилась парировать. Заводила встречный разговор - Ваша дочка, говорят, шьёт прекрасно? Не пошьёт ли мне по-быстренькому платье? Время есть, мы ещё два дня гостить собираемся. У вас отличная груша, может - саженец для нашей мамы привьёте? А нет ли у вас сапожного набора - набойки заменить? Как правило, разговор потом плавно и мирно переходил на другие темы. 

 

Аватар пользователя sv717
sv717(5 лет 2 месяца)(13:38:33 / 13-12-2015)

Я, вообще-то, практически всю жизнь проработал в наладке/техобслуживании ЕС ЭВМ "как простой инженер". А все неисправности в электронных схемах сводятся к двум видам: контакт и неконтакт. Или в схеме есть лишний контакт там, где его быть не должно, или нет контакта там, где он должен быть. Поэтому хорошо знающий своё дело специалист может иногда "по нюху" определить место неисправности и устранить его простым "передёргиванием" в схеме с такой неисправностью. 

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(14:30:30 / 13-12-2015)

Мой муж начинал ремонтёром КИПиА. Проработал в спецналадочном управлении 10 лет. Вместе с ним проработала 2 года в наладке. Байки все знаю. Старые наладчики шутили - зачем с тестером по схеме ползать, подать напряжение, все дефектное выгорит и проявится. 

Понимаете, время и место. Чтобы троюродному дяде протестировать неисправность дряхлого ТВ, надо на другой конец посёлка добраться, полдня потратить, и не факт, что фокус получится. А дней - наперечет, надо успеть крестного навестить, на кладбище к отцовской могиле съездить. Да и мать смотрит ревнивыми глазами, сын- то в первую очередь к ней приехал. 

Аватар пользователя sv717
sv717(5 лет 2 месяца)(14:37:58 / 13-12-2015)

Вы об обстоятельствах, а я о возможностях, о том, что в принципе специалист способен походя восстановить работу знакомого ему устройства, там, где менее опытный работник потратил бы уйму времени. Я такое видел неоднократно. 

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(22:07:55 / 12-12-2015)

Не за что. Интересно за комментаторами наблюдать - как в силу разной оценки жизненной ситуации, у людей различаются трактовки одного и того же события.

Аватар пользователя нюся
нюся(2 года 10 месяцев)(22:44:20 / 12-12-2015)

Да, жизненный опыт у всех разный. Мне приходилось бывать в деревне в качестве городской, много интересного и нового за собой стала подмечать.) Рассказ Шукшина просто кладезь.

Аватар пользователя sv717
sv717(5 лет 2 месяца)(05:47:52 / 13-12-2015)

Не рассказ, а рассказы, все практически. И другие произведения тоже.

Аватар пользователя a_trukhin
a_trukhin(4 года 3 месяца)(01:39:06 / 13-12-2015)

Вот и защищается Глеб как может, срезает ещё до взлета, на упреждение бьет.)))

Ведь это какой же гигантский комплекс неполноценности у Глеба образовался, что он в первый же день бежит к КАЖДОМУ новому человеку, приехавшему в деревню, чтобы очередной раз самоутвердиться. При этом он впадает в смертный грех, который зовется гордыней !

Аватар пользователя Ким Лит
Ким Лит(2 года 3 месяца)(21:54:39 / 12-12-2015)

"народные эксперты". Не полная цитата по памяти:

"Как жаль, что люди, знающие как решить проблему бедности, как создать колонии на Марсе, уже работают грузчиками, парикмахерами, уборщиками"

Или другая:

"Менделеев о химии говорил с химиками, а про чемоданы с чемоданными мастерами"

ИМХО - рассказ о местном зазнайке.

Аватар пользователя Fandaal
Fandaal(2 года 12 месяцев)(22:30:10 / 12-12-2015)

То есть в почёте кол-во звёзд на погонах, авторитетные корки, титулы?

Это, порой, "плюшевые" регалии.

Докажи, что ты полезен обществу. Вот в чём суть, как мне видится.
 

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 10 месяцев)(23:25:34 / 12-12-2015)

уточните - с кем говорили чемоданные мастера о чемоданах?

Аватар пользователя sv717
sv717(5 лет 2 месяца)(06:01:41 / 13-12-2015)

Существуют всякого рода предания, басни и анекдоты, повествующие о «производстве чемоданов», которым якобы прославился Д. И. Менделеев. Действительно, Дмитрий Иванович приобрёл некоторый опыт переплётных и картонажных работ ещё в пору своего невольного бездействия в Симферополе, когда ввиду Крымской войны и закрытия гимназии, находившейся вблизи театра военных действий, вынужден был коротать время, занимаясь этим делом. В дальнейшем, уже имея огромный архив, включавший массу документов, репродукций, фотографий, сделанных самим учёным (он с большим увлечением занимался этим, очень много фотографируя во время своих поездок и путешествий), печатных материалов и образцов эпистолярного жанра, периодически самостоятельно клеил для них в общем-то простые, незатейливые картонные контейнеры. И в этом деле он добился определённого мастерства — сохранилась даже сделанная им маленькая, но прочная картонная скамеечка.

Есть один «достоверный» анекдот, который, вероятно, и породил все остальные, этой темы касающиеся. Покупки материалов для своих занятий такого рода он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, когда учёный зашёл с этой целью в хозяйственную лавку, он услышал за своей спиной такой диалог: «Кто этот почтенный господин?» — «Неужели не знаете? Это же известный чемоданных дел мастер Менделеев», — с уважением в голосе ответил продавец.

Аватар пользователя SVGuss
SVGuss(2 года 10 месяцев)(01:26:13 / 13-12-2015)

Рассказ этот не столько о личностях, сколько о зыбкой и псевдообъективной основе рассудка и научного метода.

Аватар пользователя Ровлат
Ровлат(4 года 11 месяцев)(01:35:33 / 13-12-2015)

Думаю, что Автор, не акцентируя на этом внимание, изображает в рассказе древнее состязание в красноречии и силе воли - Беседу. Хоть здесь она и не частушками ведётся (как ранее), но смысл её - используя богатство русского языка и собственную смекалку, убедить оппонента и свидетелей в своей правоте в ходе полемики. В этом и смысл состязания в красноречии.

Сила воли же демонстрируется в умении сдерживать в ходе Беседы свои эмоции, не опускаясь до жаргонизмов, матерщины (обязательно присутствие женщин и детей!), и, тем более - драки. Именно поэтому собеседник так остро отреагировал на казалось бы невинную идиому "покатить бочку".

Обратите внимание, что деревня в рассказе называется "Новая", а Глеб - пришлый, из другой деревни. Можно предположить, что антонимично он из Старого мира, где искусство полемической Беседы поддерживалось и оттачивалось многими ораторами на протяжении ВЕКОВ. Здесь же он - единственный собеседник. Скорее всего - Последний мастер Беседы.

Так вижу.

Спасибо за статью!

Аватар пользователя a_trukhin
a_trukhin(4 года 3 месяца)(01:45:12 / 13-12-2015)

Ровлат, но ведь ни беседы, ни состязания в красноречии там не было. Глеб своей агрессивной демагогией не давал ошарашенному оппоненту даже рта раскрыть.

Аватар пользователя Ровлат
Ровлат(4 года 11 месяцев)(01:56:10 / 13-12-2015)

Беседы полноценной не получилось, потому что собеседник был фактически один. Но в способе ведения, в касании тем на уровнях слов, а не смыслов - я вижу именно попытку начать полемику. К чему его предполагаемый оппонент не был готов совершенно, поскольку в деревне Новой об этом обычае никто и не знает, кроме пришлого Глеба.

Разве Вам не доводилось, при общении с выходцами из села, слышать провоцирующие, даже бестактные, вопросы или утверждения? Мне - многократно. Поначалу это сильно раздражало, пока я не узнал про Беседы и не увидел в этом поведении отголоски их. Тогда и понял, что это - испытание красноречия и воли, а не селючье хамство.

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(2 года 4 месяца)(03:14:24 / 13-12-2015)

Может и были в  глебовской деревне вековые традиции разговор вести, только Глеб из них вынес только демагогические приемы, которые тут и применил. Пришел, чтоб незнакомым людям испортить настроение - никакой другой цели, никакого желания узнать их позицию по тем вопросам, что задал. Не удосужился даже уточнить специальность кандидата. Поэтому и погнал бочку, прыгая с темы на тему без всякой связи

А кандидат не был готов к полемике, потому что не за полемикой на родину приехал:)))

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(03:47:12 / 13-12-2015)

Вы заметили, что когда Глеб узнал, что его будущая "жертва" - филолог, он осторожненько скользнул с неудобной для себя темы, в которой его знания были равны нулю? Вот философия, инопланетяне, шаманы, "лунный трактор" - другое дело. А в конце - вообще перешел на личности.

"Товарищ кандидат" просто обалдел от потока слов и перепрыгивания с темы на тему. Глеба его визави совсем не интересовал, как собеседник, он заранее знал, что главная его задача именно срезать "умника", а не поговорить на умные темы. Ну и покрасоваться перед местной публикой..

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(2 года 4 месяца)(04:06:45 / 13-12-2015)

То, что филолог, он так и не узнал. "Ему надо было, чтоб была философия", а кандидат слишком щепетильно подошел к вопросу, ответил "не совсем". Мог бы просто сказать "филология" :))))

Ну а Глеб, конечно же всё равно бы свернул на свою "философию" про шаманов и зеленых челвоечков

Аватар пользователя Слон Пахом
Слон Пахом(2 года 11 месяцев)(03:30:12 / 13-12-2015)

Может, это из-за какого-то комплекса неполноценности? Может быть  таким поведением "селюки" как раз и пытаются утвердиться перед "городскими", которые - по мнению "селюков" - считают их, непонятно почему,  недалекими увальнями.

- Мы, мол, не такие дремучие, как ты думаешь. Что - съел? - И здоровей видали!

Кстати, нечто похожее иногда проскакивает и у жителей небольших городков из глубинки в беседах со "столичными штучками". Отсюда, видимо, и вечная, на все времена, неприязнь к москвичам - зажрались, мол.

 

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(2 года 4 месяца)(04:18:37 / 13-12-2015)

А москвичи действительно зажрались:))) Ведь если московская фирма выигрывает тендер в каком нибудь региональном проекте, то она берет себе сливки посредника, нанимая для выполнения работ тех же местных, тендер проигравших.

Аватар пользователя sv717
sv717(5 лет 2 месяца)(06:15:26 / 13-12-2015)

Вообще, временами создаётся впечатление большого сходства некоторых москвичей и жителей маленького, но гордого государства в том, что они страдают. Всё держится на них, но никто этого не понимает. Это было заметно и в "раньшие" времена. При этом я лично настолько беспардонного трёпа о выдающихся трудовых победах, кроме как от москвичей не видел.

Аватар пользователя nnon.
nnon.(2 года 9 месяцев)(18:11:32 / 16-12-2015)

Вы одну существенную деталь упускаете из виду: все нынешние и "раньшие" москвичи состоят в подавляющей массе из приезжего люда - из деревень и маленьких городов.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(12:13:19 / 13-12-2015)

В данном случае все традиции нарушены.

Явились незваными гостями. Испортили вечер.

По традиции, все не так происходить должно - мать приглашает в гости близких, родню и соседей, чтобы вместе порадоваться приезду сына. Это праздник- долгожданные приехали, и на такой праздник скандалистов не зовут.

Соревнование в других условиях устраивали. Когда игра на равных, когда у обоих участников есть охота посоревноваться. Частушки - из этой области.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(03:18:07 / 13-12-2015)

Нигде в рассказе нет указаний, что Глеб из другой деревни. Кстати, деревня Новая - а люди- то все те же, сельские.  Городские в деревню - даже Новую - не возвращаются.

Соревнование, говорите? Тут просто удар по лежачему. Верх бестактности и нарушение традиций.

Явились в гости толпой, кандидат их друзьями повеличал, за стол усадил, угощать начал. Тут должен бы деликатный и доброжелательный разговор состояться. Про здоровье, погоду, городские и сельские новости. 

Но Глеб- жесткий, даже жестокий человек. Он пришёл для того, чтобы срезать. Посему начинает свой спектакль. 

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(2 года 4 месяца)(04:11:35 / 13-12-2015)

Вообще-то есть указание: "Глеб Капустин был родом из соседней деревни и здешних знатных людей знал мало."(с)

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(14:36:17 / 13-12-2015)

Да - спасибо, нашла в тексте. Тогда этот Глеб не имел морального права вваливаться в дом - он чужак был.

Вводили его в дом бывшие приятели и одноклассники кандидата. Они в этой истории выглядят наименее симпатично - общими усилиями свинью гостю подкладывали. Воронья слободка в полный рост, причём за чужой спиной.

Аватар пользователя ctrl_points
ctrl_points(2 года 4 месяца)(14:46:30 / 13-12-2015)

Да всё верно, но деревенские отношения не коррелируют с городскими. Даже ввалится в дом в любое время для деревни - норма, ибо нет незнакомых соседей, все годами на виду, все детские впечатления о друг друге сохраняются до зрелости и старости. Поэтому для сельчан Глеб - "наш боец" вышедший против бойца с соседней улицы (именно так описано их шествие к дому кандидата), чтобы сразиться в честном бою пересвета с челубеем:)))

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(16:53:18 / 13-12-2015)

Ну, приемчики и против бойцов с соседней улицы имелись. Превентивные.

На моих глазах одному из нежелательных гостей хозяйка сказала - что-то зачастил ты к нам, Петрович.

Петрович насупился, замолчал, в застолье посидел маленько, и потом на полгода дорогу забыл.

Аватар пользователя NewsAnalizer
NewsAnalizer(2 года 11 месяцев)(01:47:00 / 13-12-2015)

О чем сыр бор? Описан типичный троллинг.  Любому кто служил известно, что при желании можно и до столба придраться. Глеб - обычный тролль. Навыками анти-троллинга обладают очень не многие даже среди тех кто много раз с этим явлением сталкивался и знает что это такое во множестве разновидностей. Я вот почти не  обладаю. И что ? Глубокого философского смысла тут нет ибо все знания и навыки тролля не конструктивны - он может только выискивать слабые места для унижения оппонента, но не может из своих знаний создать хоть что-нибудь полезное или хотя бы заметное. И без разницы кого троллить = хоть соседа хлебопекаря. Схема то проста - ты пекарь? Испеки мне китайский хлеб . Не можешь - не знаешь рецепта? Так какой ты тогда пекарь, так подмастерье необразованное!... и т.п.

Аватар пользователя Alex Alex
Alex Alex(3 года 8 месяцев)(02:44:38 / 13-12-2015)

Исключительно "для справки".

Филфак - Филологический факультет.

Аватар пользователя shed
shed(5 лет 2 недели)(03:04:46 / 13-12-2015)

Путешествуя по инету, постоянно этот рассказ вспоминаю.

Токшоу редко и кусками только смотрю, но там этих Глебов - море. Вроде Миши Бома (из понаехавших), или Бори БезНадеждина (пока еще не уехавшего)... Ну, а уж про хохлов у Соловьева и говорить нечего...

Такие же гордые, как Глеб, когда, по их мнению, срезать оппонента получается

Аватар пользователя Йорген
Йорген(4 года 11 месяцев)(07:15:45 / 13-12-2015)

Мужики, смотрящие такому вот Глебу Капустину в рот, подзуживающие, подначивающие, одобряющие, поддерживающие, наслаждающиеся им... тоже нездоровые.

Аватар пользователя Такскать
Такскать(2 года 4 месяца)(07:37:24 / 13-12-2015)

.

Аватар пользователя Такскать
Такскать(2 года 4 месяца)(07:34:48 / 13-12-2015)

Мужики, смотрящие такому вот Глебу Капустину в рот, подзуживающие, подначивающие, одобряющие, поддерживающие, наслаждающиеся им... тоже нездоровые.

Они на его, Глеба, уровне, такие же невежественные. Глеб дает им возможность повысить самооценку, за что они ему и благодарны, хотя и не любят его - он все же похитрее и поизворотливее, а кому же хочется это признать?

Ошарашив оппонента, Глеб встает и уходит - для того, чтоб опомнившийся после потока бреда кандидат не вывел его на чистую воду, он бежит с поля, понимая, что в серьезной дискуссии ему не выдержать - позор один выйдет в итоге.

А кандидат, начни он лопотать что-то после ухода Глеба, в глазах невежд будет выглядеть оправдывающимся, который машет кулаками после драки, о чем они назавтра и сообщат Глебу, весьма довольному собой.

Тролль и его свита.

Аватар пользователя Йорген
Йорген(4 года 11 месяцев)(08:31:02 / 13-12-2015)

Согласен.

Аватар пользователя shaptmos
shaptmos(4 года 9 месяцев)(08:43:31 / 13-12-2015)

эк как народ взбудоражился, я этот рассказ еще в детстве читал, чей то не впечатлил. видимо тогда я не знал, что надо грудью встать на защиту "родного села"/"куда вы без городов то" или выяснять кто стране нужнее пилорамщик/кандидат наук.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...