Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Сrimsonalter: Две руки российского импортозамещения

Аватар пользователя Anisiya

Любая государственная система существует в нескольких реальностях. Есть реальность программных статей и документов, написанных в тиши высоких кабинетов. Есть "народная реальность", которую ощущает обыватель, не имеющий возможность посмотреть на стратегические процессы кроме как через мутное стекло не всегда компетентных СМИ. Есть реальность профессионалов в разных областях — это жизнь и работа людей, которые пытаются что-то делать на конкретных предприятиях и лабораториях. Когда эти реальности оказываются полностью разъединенными, мы получаем во всей красе поздний СССР или сегодняшний США. 


Можно посмотреть на конкретном примере: в официальной реальности в США идет восстановление экономики и рынка труда. В профессиональной реальности, экономисты и специалисты-производственники знают, что восстановление получается странным: за годы после "первой волны кризиса" количество рабочих мест в промышленном производстве упало на 1,4 миллиона, а количество рабочих мест барменов и официантов выросло на 1,4 миллиона. Структура восстановления экономики получается какой-то бесперспективной. А на уровне "обывательской реальности" — все ок, Эппл изобрел iКарандаш и может скоро презентует iКолесо. Есть о чем писать, лайкать и шэрить.

Для преодоления проблемы непересекающихся реальностей, власть старается организовывать диалог между ключевыми профессиональными сообществами и ключевыми чиновниками. Обычно это происходит в рамках больших отраслевых конференций или специальных сессий ОНФ. Тут важно содержание диалога, так как слишком часто он сводился к нехитрой двухходовке:
Профессионалы: Дайте денег!
Правительство: Денег нет и не будет, и вообще у нас свободный рынок и либеральный курс. Зарабатывайте сами!

Совсем недавно, в Казани прошла знаковая конференция "Российская радиоэлектроника: новые вызовы и перспективы" по которой можно судить о состоянии диалога между властью и электронной промышленностью. Выборка получилась репрезентативной: приехали представители более 300 предприятий, плюс топовые управленцы и влиятельные чиновники. Состав главных спикеров проиллюстрировал саму суть российского госкапитализма в его лучшем проявлении. В качестве инициатора и вдохновителя выступал представитель Минпромторга, в качестве главного и очень требовательного заказчика — представитель Министерства Обороны, а организатором и моделью для подражания выступал Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который производит известные на весь мир средства радиоэлектронной борьбы. Российский госкапитализм выглядит как подтянутый чиновник с крутыми гаджетами российского производства, но под деловым костюмом у него все равно проглядывают погоны.

Очень приятно, что разговор получился предметным и не сводился к требованию денег. Государство, в лице замминистра обороны Юрия Борисова обозначило понимание экономической реальности и ведущей роли государства в технологическом рывке, который столь необходим российской экономике:
"Без серьезной поддержки государства, фактически без государственного регулирования придать нужную динамику высокотехнологичной отрасли невозможно. Без серьезного формирования емких заказов, которые государство должно сформировать административными методами, загрузить и обеспечить рентабельность производства невозможно. Это слишком дорогие вещи, чтобы отпускать их на волю стихийного рынка. Сегодня стоит вопрос о формировании как раз емкого заказа, определяются планы по закупке не на год и не на два. Только при таком подходе можно строить планы по развитию отрасли, потому что это очень дорого, только строительство одной фабрики это несколько миллиардов долларов"

Развитие отрасли через оборонный заказ — оптимальная форма работы в российской реальности из-за того, что армия обещанные приборы будет требовать и проверять, а для оценки качества и эффективности производства есть большой международный рынок оружия. И тут все просто: покупают и используют — значит, деньги были потрачены не зря. 

Очень важно, что мы уходим от слепой веры в то, что "рынок сам все сделает" в плане развития высокотехнологичной экономики. Одновременно, очень важно не перейти в другую "советскую" крайность, когда главным выгодополучателем от развития технологий была армия, а гражданские облизывались на японские кассетники. Минпромторг призывает производителей пользоваться низким курсом рубля для экспорта и пользоваться санкциями для замещения импорта. Для участия в отраслевом плане импортозамещения уже подано более ста заявок, и теперь министерству предстоит кропотливая работа в плане отбора обоснованных заявок. 

У российского импортозамещения теперь есть две руки: невидимая рука рынка, которая проверяет на прочность качество продукции, и видимая рука государства, без поддержки которой невозможно двигаться вперед.

Кстати, одним из самых популярных спикеров на конференции был представитель Внешэкономбанка, который уже финансирует проекты в этой сфере, а также кредитует российские компании-экспортеры. Субсидирование процентных ставок по кредитам Внешэкономбанка — один из важных инструментов поддержки отрасли в рамках соответствующей целевой программы правительства до 2025 года, которую курирует Минпромторг. Условия субсидирования — жесткие и желающих всегда больше, чем получающих субсидии, но важно само направление движения. 

Но не нужно все сводить к деньгами. Для того чтобы идти вперед нужно чтобы вся производственная цепочка работала значительно эффективнее. Заместитель генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» Игорь Насенков обозначил проблемы отрасли:
"Если возьмем такой показатель, как выручка на одного работающего, то она раз в 10 ниже, чем у наших европейских, американских, азиатско-тихоокеанских конкурентов. Мы должны сделать серьезный рывок по качеству производимых комплектующих, по их массо-габаритным характеристикам, потому что в этих вопросах ситуация тоже оставляет желать лучшего". Для рывка отрасли и экономики в целом потребуется вклад всех: от управленцев до рабочих.

Было бы неправильно завершить этот текст без упоминания новости, которая должна порадовать любителей военной техники, ведь в чем смысл "субсидий и целевого финансирования", если они не материализуются в конкретные летающие и стреляющие изделия? Представитель КРЭТ сообщил казанским журналистам, что Минпромторг, КРЭТ и другие российские компании активно работают над возобновлением производства стратегических ракетоносцев Ту-160 и считают это своей приоритетной задачей. Появление новых "Белых лебедей" станет красивым символом возрождения российской промышленности.

Оригинал публикации: http://politrussia.com/ekonomika/dve-ruki-rossiyskogo-920/

ПС: 
Текст писался "по горячим следам" конференции, и я очень рад, что буквально вчера вечером президент на профильном совещании лично подтвердил курс на использование госзаказа в качестве платформы развития отрасли:

"При этом подчеркну, что усилия государства и бизнеса должны быть направлены на становление микроэлектроники — самостоятельного, самодостаточного, коммерческого и привлекательного с точки зрения рынка, для инвестиций сектора российской экономики. Для этого, прежде всего, необходим консолидированный стартовый заказ, о котором я только что сказал. На долгий срок гарантирующий развитие отрасли. Речь идет о спросе со стороны государства на поставки микроэлектронной промышленности и продукции в банковский сектор, здравоохранение, транспорт, связь, а также для оборота регистрационных документов, то есть по тем направлениям, где госорганы выступают регулятором и способны предъявить высокий спрос", — отметил Путин.

Источник: http://crimsonalter.livejournal.com/75077.html

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя DimaPozitiv
DimaPozitiv(3 года 1 месяц)(14:13:26 / 30-09-2015)

Отлично! Надо развивать свое, а  не давать  государственные деньги иностранцам.

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(2 года 10 месяцев)(14:17:31 / 30-09-2015)

Да. Меня это касается практически напрямую. Я работаю в Компании, производящей (и разрабатывающей) промышленную электронику. И знаю, как нам пришлось при скачке доллара частично переориентироваться на китайскую элементную базу.

Надеюсь, если всё закрутится под строгим приглядом ВВП - у нас будет полностью своя элементная база.

Хотя надо признать, что уже сейчас на российском рынке есть уже кое-что и отечественное.

Аватар пользователя elloco
elloco(2 года 3 месяца)(14:37:54 / 30-09-2015)

C элементной базой тяжко - некуда российской П\П промышленности прозводить некоторые вещи миллионными тиражами, а если делать тысячами то цены будут такие что китайское купите. Минпромторг выступает, ОКРы по элементной базе раздает, но когда ОКР заканчивается, тестовые кристаллы тихонько в шкаф кладут и забывают. А производители вынуждены в Китае закупаться.
 

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(2 года 10 месяцев)(14:58:27 / 30-09-2015)

Ну вот потому и хотят консолидировать госзаказ, чтобы можно было выпускать миллионными тиражами. Всё правильно решили.

А там и частники подтянутся, которые электронику производят.

Аватар пользователя elloco
elloco(2 года 3 месяца)(15:31:18 / 30-09-2015)

Ну как бы они этим минимум с 2007-8 года(в это время я начал работал по их ОКРам) пытаются заниматься. Выхлоп пока не очень. Ниши надо искать где возможны миллионы - "Микрон" кое что нашел - билеты, паспорта, пластиковые карты. Теперь дальше надо двигаться - я бы с какими нибудь сетевыми процессорами( в роутеры, концентраторы, свитчи и пр.) связался, - ВПК оно тоже бы пригодилось(сеть на поле боя)

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(2 года 10 месяцев)(15:38:34 / 30-09-2015)

Опять вы ориентируетесь только на изделия, которые идут к конечному потребителю)

Аватар пользователя elloco
elloco(2 года 3 месяца)(16:05:45 / 30-09-2015)

Потому что именно конечный потребитель должен оплатить всю суету вокруг проектирования и производства. Понятно что микрсхема для смартфона, и для промышленного станка стоит разных денег, в силу разных требований, и разного тиража.  Но и тот и другой НЕ должны оплачиваться из кармана государства(исключая военку и частично космоса).

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(2 года 10 месяцев)(16:08:51 / 30-09-2015)

Как видите, до конечного потребителя нужно пока насытить рынок электроникой для машиностроения,

для металлургии, для многих и многих производителей уже конечного продукта. Ибо это - суверенитет.

Потребительская электроника - это всего лишь вывеска пока. Реклама.

Аватар пользователя Здешний
Здешний(3 года 5 месяцев)(14:44:54 / 30-09-2015)

Если возьмем такой показатель, как выручка на одного работающего, то она раз в 10 ниже, чем у наших европейских, американских, азиатско-тихоокеанских конкурентов. 

И что? Неужели замдиректора КРЭТ не догадывается, что выручка зависит от цены проданных изделий - чем выше цена, тем больше выручка? Ну, попробуй продавать в три раза дороже, как французы. 

При этом государство в лице Минпромторга

призывает производителей пользоваться низким курсом рубля для экспорта и пользоваться санкциями для замещения импорта.

"Пользоваться низким курсом рубля" - это значит, уменьшать свою выручку в долларах! 

Одна рука не ведает, что творит другая? Тогда голова должна унять этот тремор и конвульсии. 

 

 

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(2 года 10 месяцев)(14:59:48 / 30-09-2015)

"Пользоваться низким курсом рубля"  - это значит, обходить конкурентов, вообще-то.

Но нам свой рынок сначала насытить нужно, я считаю.

Аватар пользователя elloco
elloco(2 года 3 месяца)(15:00:50 / 30-09-2015)

Не только - сидят два разработчика, индус в американском филиале в Бангалоре и росийский в Зеленограде. Сделали они по ТТХ один и тот же микроконтроллер -
Американцы свой впихнут производителям автомобильной электроники, в станки ЧПУ, в телеприставки, в бытовую технику- итого тираж миллионы. Наш куда ? 10.000 в ВПК в лучшем случае. Потому что в стране нет полноценного производства многих вещей(сборка телевизоров из привезенных комплектов не в счет).
Если делать миллионными тиражами - то только на экспорт.

Аватар пользователя def
def(2 года 7 месяцев)(15:15:58 / 30-09-2015)

Да для ВПК даже 10000 с перебором sad

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(2 года 10 месяцев)(15:36:44 / 30-09-2015)

Нам всё нужно заново развивать, к сожалению.

Вы, кстати, только потребительские товары учитываете, а есть у нас уже свой довольно развитый рынок промышленной электроники. Той самой, которая нужна и ЖКХ, и заводам самым различным - начиная от медицины и заканчивая металлургией.

У нас, например, после скачка доллара просто промышленный бум в Компании)  Клиенты повалили, которые раньше вообще не обращались (хотя мы и так, в общем-то, не страдали отсутствием заказчиков). Расширяем производство бешеными темпами. И это при том, что мы и раньше более 2-х тысяч приборов и несколько тысяч самых разнообразных датчиков выпускали ежедневно.

Так что вот мы и есть те самые будущие потребители элементной базы. И сотни других производителей.

 

Аватар пользователя elloco
elloco(2 года 3 месяца)(15:59:08 / 30-09-2015)

Я конечно обычные инженер ). Но помечтаю ...
Вот если бы встретилися за рюмкой коньяка вы как представитель крупного заказчика, (коих заменили менеджеры по закупкам) и представитель крупного производителя(коих заменили менеджеры по продажам). Сели бы с бумажками и экселями - рассмотрели номенклатуру ваших комплекутующих, рассортировали, сгруппировали, прикинули - а потом айда в Минопромторг, вы со словами - вот жить не могу, очень надо вот-это семейство фитюлин в России делать ), Он со словами дайте льготный кредит, я 10 человек посажу фитюлину проектировать, потом еще кристалл делать, мерять и заказчику продавать - вот он стоит так хочет, импортозаместить трясется аж ), он обещает купить, я обещаю кредит вернуть.
Вот тогда бы  через пол-года год может десяток строчек в в накладных производителя бы и поменяли. А уж если не вы одни такие будете - то вообще хорошо.



 

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(2 года 10 месяцев)(16:04:16 / 30-09-2015)

А вы думаете, мы не ищем поставщиков российских?) Насколько я поняла по разговорам в курилке со снабженцами - сейчас уже есть, есть российские производители элементной базы)

А я ни к поставкам, ни к продажам, отношения не имею) Мы больше к внутреннему контуру отношение имеем, то бишь к производству.

Аватар пользователя Рашидыч
Рашидыч(2 года 8 месяцев)(15:07:30 / 30-09-2015)

Извините, но логика на уровне: если вы хотите, чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее нужно меньше кормить и больше доить.

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(2 года 10 месяцев)(15:30:59 / 30-09-2015)

Это вы кому, простите?

Аватар пользователя Рашидыч
Рашидыч(2 года 8 месяцев)(15:33:40 / 30-09-2015)

Здешнему. Это ответ на его комментарий. У Вас разве не так отобразилось?

Аватар пользователя Anisiya
Anisiya(2 года 10 месяцев)(15:39:16 / 30-09-2015)

Нет. Отобразилось, как комментарий на статью.

Аватар пользователя Здешний
Здешний(3 года 5 месяцев)(15:35:49 / 30-09-2015)

Не, логика еще проще.

Чтобы корову вообще была нужда регулярно доить, а для того еще и кормить, надоенное молоко надо так же регулярно куда-то девать.

Поэтому и удивляют стенания руководителя КРЭТ по поводу "низкой выручки на одного работающего". Концерн ведь не однотипные двойного-тройного применения детали миллиардами штампует, а выпускает сложные технические комплексы на жестко детерминированный, узкий и окученный рынок.  

 

Аватар пользователя Рашидыч
Рашидыч(2 года 8 месяцев)(15:43:49 / 30-09-2015)

А я не простоте, а об инфантильности. Цитат Вы не узнаете.

Отсутствие достаточно емкого рынка для этой продукции - проблема, согласен. Но в этих сферах мы должны быть самодостаточны.

Аватар пользователя lataragan
lataragan(2 года 3 месяца)(17:08:44 / 30-09-2015)

интересный обзор ...

Комментарий администрации:  
*** Клон nopasaran (почти дословные дубли комментов), блокирован ***

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...