Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Американцы опасаются за свою электросеть

Аватар пользователя RomanSmirnov

1. Находясь в кандалах тарифных моделей с обязательной доходностью и мучаясь вопросом - на что бы еще потратить "инвест программу" (пускай и не дособрав ее с худеющего на глазах "потребителя", ну ничего энергопродразвестка еще впереди) отечественные энергетики рыскают по планете в поисках свежих и желательно как можно более дорогих "инноваций". Электромобили, ветряки с панелями, смартгриды уже надоели. Набирает популярность новое направление - так называемая "энергобезопасность". 

Также как и с смартгридом без четкого определения что это такое - очень удобно при распределении бюджета.

"Инновационность" в этой теме эволюционирует от договоров на отстрел собак в охранной зоне энергообъектов и содержания мини-армий ЧОПов к закупкам на миллиарды антивирусов для PC или "средств" защиты от врага у самого же врага.

А ведь еще же появился напичканный китайской электроникой смартгрид - тут вобще не паханное поле для легких бабок придворных "интеграторов" и "дистрибьютеров" с "голден партнерами".

Остается правда не ясным от кого собираются защищаться и кого могут интересовать, кроме сборщиков металлолома, наши, с каждым годом стареющие распредсети (не в "Сочах" с  77 и 78 ом регионах - там все ок) и "контрОллеры на них" и почему "это" именно энергобезопасность, а не просто защита телекоммуникационного оборудования.

Хотя может быть как обычно у "инноваторов" - "слышали звон" - америкосы то муссируют тематику достаточно давно. 

И это небольшое hatespeech вступление навеяно алармистской статьей  по итогам слушаний в конгрессе - http://www.usatoday.com/story/news/2015/09/11/power-grid-security-congress-blackout-electricity/72062108/ , специалистам рекомендую ознакомиться для расширения кругозора.

Вот выдержка из нее - микки-маусы собираются защищаться даже от пятен на солнце:

Among the natural threats are solar flares in which an explosion on the sun causes a release of electromagnetic energy, said Daniel Baker, professor of planetary and space physics at the University of Colorado Boulder. A solar flare could cause a disturbance resulting in widespread power blackouts that would disable everything that uses electricity, he said, and the total economic impact of such an event has been estimate to exceed $2 trillion.

Ущерб больше чем весь М2 России  - 2 триллиона резанной, бгг.

Летнее "слушание" в конгрессе - "Examining Vulnerabilities of America’s Power Supply" конгрессменам рассказывают страшные байки про вирус BlackEnergy (специально даже так назвали).

https://science.house.gov/sites/republicans.science.house.gov/files/documents/HHRG-114-SY21-20150910-SD001.pdf

картинка из отчета слушаний

 

Да действительно точек с уязвимостью добавилось, но выросла ли эффективность системы в целом? 

Национальная электросеть каждые четыре дня подвергается серьезным кибератакам - http://www.usatoday.com/story/news/2015/03/24/power-grid-physical-and-cyber-attacks-concern-security-experts/24892471/ 

мда, надеюсь нашим все таки не придет в голову за ними и на эту придурь деньги тратить, вслед за зеленкой и лакшери электромобилями.

Если серьезно - вирусы то ладно, но действительно интересная тема это защита от ЭМИ, наверняка спонсируется еще и по милитари линии - у наших вроде это как вторая, после атомной, вундервафля, спасибо советским ученым.

 

2. Кстати подумал - масло в огонь интереса подливают еще и гибридные войны.

Упоминал сервисы с точнейшими координатами базовых станций, по электричеству "потенциальным" противникам будут также полезны узловые точки энергосистемы.

10кВ и ниже относительно легко восстанавливаются, а вот 220 и 330 охранять стоит "тщательней" и отнюдь не антивирусами (приводить координаты не буду - хотя моэсковский гис почему то вывалили в публичный доступ).

Есть же еще газопроводы - если например украинцы действительно так хотят, чтобы на них напала Россия (точнее зеленые человечки прилетели) или америкосам, которых транзитные деньги уж точно не волнуют, понадобится поддать пара в бане с европейскими проблемами, то достаточно десяток фугасов развезти по уже обозначенным на googlemaps адресам, ну или "блуждающий" миномет из зоны АТО - в КСку попасть легче чем в Донецкий детский садик. 

И эта угроза энергобезопасности гораздо серьезней "пятен на солнце".

Первое в зоне риска - это ключевая станция - Долина.

"Компрессорная станция "Долина"  - соединяет семь магистральных и несколько региональных газопроводов. Это одна из узловых станций на пути транзитных газопроводов Киев – Запад Украины, Ивацевичи – Долина, Торжок – Долина и начало двух нитей газопроводов Долина – Ужгород – Госграница."

Долинское ЛВУ МГ

Координаты:  48°58'3"N 23°55'6"E

 

Как видим по карте - прямо рядом проходит несколько дорог, не так далеко населенные пункты т.е. скрытно подвести сюрприз не составит труда.

КС - Гусятин, находится в более надежном месте - скрытно подобраться не так просто.

Координаты:  49°2'35"N 26°11'19"E

КС - Тернополь 

Координаты:  49°30'19"N 25°37'42"E

 

КС-18 «Гайсин»

Координаты:  48°51'44"N 29°16'40"E

Сумское ЛПУМГ

Координаты:  50°57'36"N 34°43'15"E

ну собственно остальные сами можете посмотреть 

Довелось как то по электрической части на магистральной КСке побывать и из пушки на сборах тоже стрелял - воронку видел -  думаю без вариантов. Багажник ЗАЗа с фугасами и ганс ы не дополучат минимум 200 миллионов м3 газа ежесуточно достаточно долго.

В принципе на месте европейцев срочно доп охрану организовал бы - настоящую "энергобезопасность". Правосеки же могут подоить (попробовать) своих партнеров - это перспективней, чем с несчастных дальнобоев около Крыма, последнюю шкуру снимать или пытаться прыгать на страну, которую не одолел ни Чингисхан, ни Наполеон, ни Гитлер.

Зря все это европейцы затеяли - ведь как говорится от любви до ненависти один шаг, если так подумать - даже в нынешнем состоянии, как бы это дико не звучало - украинская армия до Берлина дойдет без всяких виз. 

В домах бюргеров мародерство то помаржинальней, чем по шахтерским погребам. Тачки опять же немецкие, а не зазы с вазами, а СБУ так вобще раздолье - европейского бизнеса хватит даже внукам отжимать пряча по подвалам противников великой украины от Сум до Лиссабона. 

Сейчас под ружьем в UA больше 200 тысяч солдат это по боле, чем у немцев (160 тысяч на 2015 год) ))). Словацкую границу если хлопцы пощупают, то думаю сильно удивятся ))), венгры беженцами заняты, вон аж кадетов всех отправили ))), а там и жирная Австрия не далеко...  Hallo liebe Freunde!!!

Как Вам такой вариант вступления в евросоюз? 

3. Про амбар и октябрят.

Прошедшие выборы достаточно четко показали, своей низкой явкой, не только стабильность политической системы, но и ее полную виртуальность. В принципе это хорошо. Люди и ресурсы не отвлекаются от работы. Новая "комси-комса" праваков едросов и леваков справросов - не впечатляет, по понятной причине - если у предыдущей "комсы" было за что продавать родину - отсюда животная конкуренция с отбором сильнейших, то сегодня бюджетов хватает только на футболку и кепку со значком. К реальному влиянию на денежные потоки и активы этих "активистов" не подпустят даже на выстрел.

Собственно и конечная фаза трансформации личинки "полит-активиста" - голый статус депутата, уже не гарантирует никаких особо доходов кроме зп, даже профильные комитеты со своим лоббированием выглядят провинциальным театром, на фоне серьезных вопросов решаемых транснациками на нашей территории.

В контексте этого расклада, "Активность" идеалистов думаю переместится в "клубы". 

Cобственно "идеологи", краешком глаза взглянувшие или самостоятельно допетрившие до реальной политкухни - уже прочухали фишку.

Есть такой украинский, хотя скорее снговский, деятель Разумовский - как и водится бывший полковник спецслужб ныне трущий с олигархами, сначала что то многозначительно вещал о развале России и будущем на ютубе для "не трущих", кстати стоит отметить достаточно складно вещал - один его прогон про "закрывающие технологии" чего стоит.

Затем, во время американского передела территории UA, переобувшись налету, организовал собственный добровольческий батальон - монетизация наверняка выше, чем от просмотров ютуба.

Или тот же  Гильбо  (советник вице-президента А. В. Руцкого и прч. прч. прч.), в итоге всей своей деятельности создал классическую секту и продает в нее билеты. 

Про классику жанра - коб итак все знают.

И только Максим Калашников с "партией дела" (от слова делить что ли) - пытается вскочить на подножку давно ушедшего поезда "публичной политики". Какая может быть партия "предпринимателей", когда во всем мире остались только в лучшем случае лавочники, не имеющие никаких интересов (да и ресурсов), олигархат и крупные транснацистские корпорации с особняком стоящим ВПК и кастой силовиков.

Растущая не по дням, а по часам клиентская база ФССП (в которую стоит отметить легко может попасть _любой_ гражданин РФ) вот это еще может быть партия, но никак не "предприниматели".

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(2 года 9 месяцев)(09:19:43 / 24-09-2015)

Роман, не соединяйте в одну заметку три такие большие и интересные темы. Каждая отдельная очень большая и интересная тема.

 

Аватар пользователя theTurull
theTurull(4 года 2 месяца)(09:44:22 / 24-09-2015)

не стреляйте гармониста, он играет как умеет.

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(2 года 9 месяцев)(10:15:46 / 24-09-2015)

Я ж по доброму, по отечески :)

Аватар пользователя LLORD
LLORD(2 года 7 месяцев)(09:43:28 / 24-09-2015)

С трудом, но осилил. И что это было?

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 9 месяцев)(12:33:57 / 24-09-2015)

Да, связность мыслей страдает. У меня лично читать и вникать как то не получилось.

Аватар пользователя Системник
Системник(2 года 9 месяцев)(09:44:22 / 24-09-2015)

Спасибо. Про укротрубу и так понятно. А вот про вход урков в европу - мысль не лишённая притягательности. laugh

Аватар пользователя evgeniy72
evgeniy72(5 лет 10 месяцев)(10:10:35 / 24-09-2015)

Про Берлин позабавило.

Логично так то.

Аватар пользователя Светланка
Светланка(4 года 8 месяцев)(10:56:03 / 24-09-2015)

Надо просто перевернуть на 180%. Они готовят атаки на сети других стран, ну и как следствия - превентивно будут защищать своё от таких же атак, но чужих. 

Оформить агрессию как "случайный индукционный удар" - достаточно просто. Вырубает как сеть, так и все подключённые к ней приборы -компы, телефоны, электроплиты, стиралки и пр.  Огромное разорение мирному населению. 

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(3 года 6 месяцев)(10:58:21 / 24-09-2015)

Да скорее всего так и есть. Защита инфраструктуры гораздо сложнее нападения.

Аватар пользователя kost6000
kost6000(5 лет 10 месяцев)(11:02:27 / 24-09-2015)

мда, надеюсь нашим все таки не придет в голову за ними и на эту придурь деньги тратить, вслед за зеленкой и лакшери электромобилями.

Пришло.

Чуть позже тебя камрад запостил ФЗ №35

ЗЫ

Согласен с Кричем - много инфы за раз. Тема интересная.

Аватар пользователя Хмурый ослик

Пока нет диверсий на объектах упомянутых типов, всякие войны - договорняк.

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(3 года 6 месяцев)(11:21:27 / 24-09-2015)

100%

Аватар пользователя evgeniy72
evgeniy72(5 лет 10 месяцев)(11:43:02 / 24-09-2015)

146%

Ибо их уязвимость очевидна.

Аватар пользователя eric romanov
eric romanov(5 лет 8 месяцев)(17:38:58 / 25-09-2015)

Если задача стоит вбомбить противника в каменный век, то тут вы правы. Но цели войны,они далеко не всегда только такие. Что-то я например не слышал о массовой бомбёже ливийских нефтяных прийсков, хотя Каддафи бомбили далеко по не договрняку, по край не мере с ним :)

Аватар пользователя Хмурый ослик

А Каддафи мог во время войны нефть экспортировать?
К тому же, единственно, где американские "геологи" "засветились" в Ливии (и - очень сразу) - как раз объекты добычи и переработки нефти - охрана и логистика были взяты ими под полный контроль.

Аватар пользователя eric romanov
eric romanov(5 лет 8 месяцев)(19:53:43 / 25-09-2015)

Вот видите, если инфраструктуру не взрывают, при всей ее уязвимости во время войны, это совсем не говорит нам о том, что это  100% договорняк, вполне вероятно что противник хочет потом всё это использовать в свои целях :)

Аватар пользователя МГ
МГ(2 года 7 месяцев)(12:44:38 / 24-09-2015)

если украинская армия соберётся в Берлин, то только за политическим убежищем

Аватар пользователя O6OPOTEHb
O6OPOTEHb(4 года 8 месяцев)(13:19:26 / 24-09-2015)

Понятно, скорее всего Вы по жизни оптимист.

 

Аватар пользователя 1_Студент
1_Студент(2 года 8 месяцев)(16:32:35 / 24-09-2015)

Роман, интересно пишите, но хотелось бы от Вас услышать более развернутые мысли на эти очень животрепещущие темы.

Аватар пользователя eric romanov
eric romanov(5 лет 8 месяцев)(01:03:51 / 25-09-2015)

Есть такая книжка, правда на буржуйском, Смарт сети для чайников. Рекомендую почитать.
Сматр сети это ведь только концепция, поэтому и определение несколько размывчатое. Это ни эдакое руководство к действию, вставьте шплинт А в отверстие Б и будет вам счастье.  Концепция смарт грид включает в себя целый ряд комплексных и возможных решений, а тот кто эту концепцию решил использовать сам, для себя решает, какие элементы ему необходимо использовать и для каких целей. Это как скальпель, можно с помощью него человека лечить, а можно и в подворотне зарезать.

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(3 года 6 месяцев)(09:20:02 / 25-09-2015)

Раньше был такой подход costs & benefits, сейчас его заменили на "наилучшие доступные технологии".

Смартгрид прекрасный образчик этого - никто не оценивает экономическую целесообразность его внедрения.

Что это такое знаю... - кстати для не специалистов картинка в заметке дает максимально полное представление в сжатом виде ) о том что это.

Она взята из смартгрида "не для чайников" - International energy agency - smartgrid roadmap

https://www.iea.org/publications/freepublications/publication/smartgrids...

 

Аватар пользователя eric romanov
eric romanov(5 лет 8 месяцев)(11:39:57 / 25-09-2015)

С  чего это вы взяли, что экономическую целесообразность никто не оценивает? Тут как раз нам есть чему у них поучиться, процесс оценки рисков в том числе, costs versus benefits, у них на порядок лучше поставлен. (Другой вопрос, что и они тоже иногда ошибаются, преднамеренно или случайно это уже другой разговор конечно).
То что у вас на схеме и в документе - это сферический конь в вакууме - концепция и даже в вашем документе написано :
 "These challenges must also be addressed with
regard to each region’s unique technical, financial
and commercial regulatory environment.
бла-бла-бла...

Для каждой конкретной системы, нужно прорабатывать индивидуальный подход, вот это нам выгодно, а вот это нет. Если вам некоторые решения  в рамках концепции Смарт Грид представляются не эффективными, это не значат что они такими являются, просто иногда бенефиты для того кто только поверхностно в теме, не очевидны.
Я вам приведу пример, весьма недавно одна довольно большая распределительная компания автоматизировала не все свои, но несколько тысяч  трансформаторных подстанций  СН (ТП российские энергетики их называют) потратив несколько миллионов и два года на внедрение. В наших российских реалиях, это более чем сомнительная инвестиция. Теперь посмотрите как думают буржуи, у них регулятор требует не выходить за определённые показатели перебоев электропитания, за соблюдение критерия, премия несколько миллионов, за не соблюдение - штраф. Показатель - количество минут без питания помноженное на количество клиентов. Теперь смотрите если у нас, в РФ, происходит перебой питания на кольце СН, то диспетчер или автоматика,  отключают фидер и отправляет оперативную бригаду локализовать повреждение. И похрен сколько клиентов будет в это времени без питания, 10 или 100, сколько минут 5 или 60, с финансовой точки зрения для РС разницы нет или она незначительна.
У его коллеги, в западной стране, другая задача в силу местной специфики, максимально быстро локализовать повреждение, то есть если на кольце произошло короткое замыкание то он может благодаря автоматике, за несколько секунд локализовать повреждённый участок и восстановить снабжение для остальных потребителей. Критерии выполнены, потребители довольны, сети получили свою премию.

П.С И я извиняюсь если, кого обидел своими комментариями, но я против поверхностного взгляда на вещи.

Аватар пользователя RomanSmirnov
RomanSmirnov(3 года 6 месяцев)(12:13:29 / 25-09-2015)

Спасибо за развернутый комментарий, 

Картинка для не специалистов это подчеркнул.

Думаю сами знаете, что у нас есть точно такой же показатель категория надежности см пуэ

И аварийная броня и прч 

Категории были рассчитаны еще  при советах исходя из экономической и технической (военной-мобилизационной) целесообразности

И штрафы тоже есть

Надежность это не совсем смартгрид

С мобилы - ссылок под рукой нет

Аватар пользователя eric romanov
eric romanov(5 лет 8 месяцев)(15:28:21 / 25-09-2015)

Конечно по пуэ есть категории и показатели надёжности, но это было разработано для плановой экономики сейчас у нас к сожалению другие экономические реалии. Повышенная надёжность стоит денег, и кто-то должен эти деньги заплатить.
Задача смарт грида в идеале, с помощью всяких умных решений, сэкономить деньги. Вот я вам привёл пример как сэкономить с помощью умных решений :)
Классический пример, который есть в учебниках по Умным сетям, у вас 10 миллионов холодильников, вставь в каждый по одному приборчику который будет выключать холодильник на некоторое время по радиосигналу на несколько минут. Инвестиций долларов по двадцать на холодильник, а в целом экономим 1000МВт высокоманевренной мощности, сколько стоит установить и обслуживать 1ГВт производственных мощностей, наверное не надо говорить. Электромобили если их достаточное количество,  ночью заряжаются, сглаживают график ежесуточной нагрузки, итд.
В концепции Смарт Грид есть много разумных элементов, но их как не каламбурно звучит, надо умно использовать. А иначе получится как с дураком и хрустальным членом :)
Иногда да, специально или по ошибке встречаются какие-то мягко сказать неоднозначные решения.
Лично мое мнение которое я не в коем случае не навязываю, надо изучать опыт, концепции такие как Смарт Грид, брать лучшее и подходящие , пробовать и внедрять.  При этом не стоит ломать бездумно уже существующие, хорошо работающие и зарекомендовавшие себя практики. Просто у нас сейчас вся реформа крутиться вокруг того, чтоб бездумно скопировать какую-то модель с кого-то, а потом попытаться запихнуть в эту модель существующую систему, как из анекдота про десантников, которые кубы в треугольные отверстия пихают. Не удивительно, что получается это плохо :)
 

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(07:35:16 / 25-09-2015)

Спасибо, Роман, есть над чем подумать.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...