Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Электроэнергетика, Скандинавия, Прибалтика. Обзор

Аватар пользователя АнТюр

«Нефть России», 15.09.15, Москва, 10:46    Чего ждать от скандинаво-прибалтийской электроэнергетической интеграции
 
В конце 2015 года прибалтийские государства сделают очередной практический и весьма значимый шаг в сторону, противоположную России. На этот раз по направлению к Скандинавии навстречу "энергетической независимости" от "третьих стран", как дипломатично нас именуют в официальных прибалтийских документах.
 
В декабре 2015 года завершится прокладка стратегического электросоединения между Литвой и Швецией - 450-километрового кабеля NordBalt мощностью 700 МВт по дну Балтийского моря. Интеграция Прибалтики в единый общеевропейский энергорынок является конечной целью масштабной разносторонней программы BEMIP (Baltic Energy Market Interconnection Plan). Он предусматривает не только электрическую интеграцию вокруг Балтийского моря ("NordBalt", соединение Литва-Польша "LitPol", модернизацию системы передачи энергии между странами Прибалтики), но и газовые "смычки" (интерконнекторы Польша-Литва, Финляндия-Эстония и Литва-Латвия, а также СПГ-терминал в Клайпеде).
 
Документ был подписан в 2009 году Швецией, Финляндией, Германией, Данией, Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией. Его реализация стала возможна после того, как рынки электроэнергии европейских стран стали полностью открыты (последней это сделала Эстония в 2010 году), а необходима - когда Прибалтика с выведением из эксплуатации Игналинской АЭС (второй блок в 2009 году) из электрически самодостаточного региона превратилась в крайне энергодефицитный. Открытый рынок предусматривает запрет монополии на технологическую цепочку производство - транспортировка-сбыт электроэнергии, ценообразование на основе баланса спроса и предложения, а также возможность самим потребителям выбирать поставщика. Либерализация рынков позволила Литве, Латвии и Эстонии присоединиться к скандинавской бирже электроэнергииNord Pool Spot, а также продвинуться в решении вопроса синхронизации прибалтийских энергосистем с европейским стандартом ENTSO-E.
 
"Если мы хотим идти в ногу с Северными странами и Западной Европой, быть открытыми для конкуренции, смотреть в сторону открытого мира, то мы должны пустить на свой рынок и других. Другими словами: связав себя с Западом и открыв себя Западу, мы получим взамен честный рынок и возможность выбора", - объяснял в свое время эстонским потребителям Андо Леппиман, вице-канцлер министерства экономики и коммуникаций по вопросам энергетики Эстонии (1).
 
Между чем же будет выбирать Прибалтика после того, как полностью интегрируется в скандинавский рынок, и, главное, что выберет и кого пустит?
 
Объединенный энергорынок Скандинавии был окончательно сформирован к 2000 году с интеграцией в него Дании. Таким образом, слаженный механизм функционирует уже 15 лет, национальные энергосистемы каждой из скандинавских стран выгодно дополняют друг друга. Лидером по производству электроэнергии является Швеция. В 2014 году она произвела ее в количестве 151 млрд Квт·ч (2). Основу шведской электроэнергетики формируют гидро - и атомная энергетика. Около 42% электричества, вырабатываемого в стране, производят ГЭС, в Швеции их относительно крупных (более 1.5 МВт) около 700 штук. Примерно такой же объем электроэнергии (41%) генерируют три АЭС - Оскархамн, Форсмарк и наиболее крупная Рингхальс. Общая мощность 10 шведских реакторов составляет 9325 МВт. 10 лет назад эта цифра была и того больше - в 2005-м вывели из эксплуатации АЭС Барсбек. Немаловажным преимуществом Швеции в атомной энергетике является наличия в стране урановых руд. Доля ветрогенераторов в производстве электроэнергии составляет 8%, ТЭС - 7% и 2% это элекроэнергия с теплостанций, работающих на органическом топливе. Потребление же электроэнергии в 2014 году побило рекорд: оно стало рекордно низким за последние 29 лет - 135 млрд Квт·ч. Во-многом, нынешнее снижение можно было объяснить теплой зимой, но ведь снижение потребления зафиксировано не только в секторе домовладений, но и в промышленности. В таких условиях не удивительно, что страна наращивает экспорт и сокращает импорт электроэнергии - за 10 лет поставки за рубеж возросли более чем на 90%, а из-за рубежа в страну сократились на 40%.
 
Следующей по объемам производства электроэнергии следует Норвегия. Однако, в отличие от Швеции тут структура куда менее разнообразная. 96% электроэнергии королевства вырабатывается, разумеется, гидроэлектростанциями, а остальное теплоэлектростанциями на природном топливе и ветряками. Таким образом генерируется в общей сложности 142 млрд Квт·ч, а потребляется 125.
 
Третьим китом единого скандинавского рынка является Финляндия. В отличие от двух предыдущих стран собственных мощностей для обеспечения экономики стране недостаточно. В 2015 году Финляндия выработала 65 млрд Квт·ч, тогда как промышленности, домовладениям и сфере услуг потребовалось более 83 млрд Квт·ч (3). Таким образом, почти пятую часть требуемого электричества (22%) - а это 18 млрд Квт·ч - пришлось импортировать - главным образом, из Швеции и гораздо меньше из России. Любопытно, что при собственном недостатке 3 млрд Квт·ч Финляндия экспортировала в Эстонию по подводному кабелям Estlink 1 и 2. При этом любопытно, как свидетельствует статистика за 2014 год, эстонское электричество проверку конкурентоспособностью, на которую рассчитывали местные власти, не выдержало - в Финляндию оно не поступало (4). В предидущие годы Эстония поставляла электроэнергию в Финляндию, но весьма незначительное количество.
 
Генерация собственных мощностей Финляндии по разнообразию способов и источников напоминает шведскую. В основном, это ГЭС, ТЭС, большая часть которых работает на древесных отходах, угле, природном газе, а также АЭС, доля которых наиболее значительна (35%). В Финляндии две атомных электростанции - это 4 реактора общей мощностью 2570 МВт. Росатом к 2024 году построит в Финляндии третью АЭС - Пюхяйоки (Ханхикиви) - с одним реактором мощностью в половину уже имеющихся - 1200 МВт. Кроме того, в 2018 году планируется запустить "французский долгострой" - третий блок на АЭС Олкилуото мощностью 1600 МВт.
 
А теперь - несколько слов о том, к каким выводам подталкивает такое положение дел.
 
Во-первых, создание единого европейского, внутренне связанного рынка электроэнергии вокруг Балтийского моря, с точки зрения Прибалтики, слишком ассиметрично. Два региона, которые соединили Estlink и NordBalt, несоизмеримы по масштабу и мощности своих энергорынков. Интеграция прибалтийского рынка в уже сформированный скандинавский на первых порах (а не исключено, что и впредь) предопределяет роли каждого из регионов. Скандинавия - поставщик, Прибалтика - покупатель. Расширение рынков сбыта, а следовательно, рост спроса играет на руку производителям. Однако неотлаженная система рождает пока и парадоксы: когда экспортирующей стороне свой же товар оказывается дороже, нежели импортеру.
 
Потребление электроэнергии в Швеции последние десятилетия сокращается. В Дании, к примеру, в 2014 году оно достигло 42-летнего минимума. Ситуация крайне любопытная: с 1980-го года ВВП страны увеличился на 80%, при том что, условно говоря, количество электроэнергии, необходимой для производства уже 180% ВВП - с тех пор не изменилось. Тенденция к повышению энергоэффективности производства - отличительная черта скандинавских стран (а внедрение энергоэффективных технологий всюду по планете - национальный бизнес). И это при том, что мощности для выработки электроэнергии остаются те же, и чем больше они работают, тем меньше издержки, тем больше дохода приносят. Поэтому логично предположить, что расширение рынков - то, в чем скандинавская электроэнергетика как отрасль экономики очень заинтересована.
 
Во-вторых. Программные документы ЕС, регламентирующие объединение скандинавского и прибалтийского рынка, синхронизацию систем, дабы избавить последних от пагубного влияния "третьих стран" никак не оговаривают, до какой степени это влияние должно быть ограничено. Иными словами: насколько крепки "северные узы" и помогут ли соображения экономической выгоды развивать энергосотрудничество с Россией? С технической точки зрения, разные параметры работы электросетей Европы и России/СНГ этому никак не способствуют. Равно как и миллиарды евро, вложенные ЕС (да и самими странами), в две ветки Estlink, NordBalt и LitPol, если смотреть с точки зрения логики.
 
В-третьих, можно с уверенностью констатировать, что электрокабель NordBalt стал могильной плитой на проекте Висагинской АЭС. Интегрируясь в единый рынок, Литва потеряла последнюю возможность возродиться в качестве государства, энергетически избыточного, снабжающего регион дешевой электроэнергией. В перспективе две ветки NordBalt, как предусмотрено в документации ЕС (5), суммарной мощностью примерно в один атомный реактор, обеспечат страну электроэнергией в такой степени, в которой ей необходимо для удовлетворения собственных потребностей, но недостаточно, чтобы сполна снабжать соседей.
 
В-четвертых. Создание единого рынка, выстроенного на основе конкуренции, предусматривает единые правила и условия для всех игроков. А это значит, что и экологические требования ко всем игрокам должны быть одинаковые. Скандинавские страны - это последние, с кем бы хотелось тягаться по части экологического сознания. Мало того, что доля альтернативных источников в производстве электроэнергии уже достигла впечатляющего уровня, так экологическая и энергетическая политика Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии нацелена на ее увеличение. В соседней же с Финляндией Эстонии большая часть энергии на электростанциях вырабатывается на местных горючих сланцах, что еще более низкоэкологично, нежели угольная генерация, сворачиваемая в Европе. Альтернативные зеленые технологии требуют колоссальных вложений (что уже чувствуют потребители: пятая часть счета эстонца за электричество - это налог на возобновляемую электроэнергию). Прибалтика, к сожалению, не располагает ни датскими ветрами, ни норвежскими гидроресурсами, ни финскими отходами лесной промышленности для работы ТЭС. Поэтому в альтернативной энергетике решение придется искать свое собственное.
 
На основе всего вышесказанного возникает вопрос: а нужна ли еще Прибалтике собственная энергетика? Чего точно не будут скандинавы делать с соседями - так это церемониться. Бизнес есть бизнес. Клайпедский СПГ-терминал (на который Норвегия поставляет газ по цене выше российской) лучшая тому иллюстрация.
 
Прибалтийские страны провозгласили курс на рассинхронизацию с электросетями России и СНГ и переход в европейскую систему ENTSO-E. Окончательный срок, когда это должно произойти - 2025 год. Готовы ли страны к этому переходу, насколько просчитан экономический эффект от такого перехода? Насколько станет дороже электроэнергия для конечного потребителя? На все эти вопросы пока нет внятных ответов. Впрочем, - это проблемы прибалтийских стран, а не России. Наша задача - найти решение, которое позволит Калининградской области не стать энергетическим островом и обеспечить энергией Калининградскую промышленность в достаточных объемах. А атомная это будет энергетика или какая другая - не так важно.
 
Владиславна Бондина
 
***
 
(1) Открытие рынка электроэнергии 2013. Издание министерства экономики и коммуникаций и Elering. Ноябрь, 2012.
 
(2) Entso-e: Monthly Statistics 2014
 
(3) Вся статистика по электроэнергетики Финляндии - Statistics Finland.
Energy in Finland 2015
 
(4)
Нарвская газета. Estlink-2 запущен в эксплуатацию
 
(5) Baltic Energy Market Interconnection Plan - 6th progress report - July 2013 - August 2014
Подробнее читайте на http://www.oilru.com/news/478469/

Источник: ИА REGNUM

http://www.oilru.com/news/478469/

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя sevik68
sevik68(5 лет 6 месяцев)(11:20:55 / 15-09-2015)
Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(11:26:42 / 15-09-2015)

Морской кабель - это часть электросоединения между Литвой и Швецией. Она включает и наземные агрегаты, и силовые линии.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(13:12:04 / 15-09-2015)

Простите, но ведь кабель должен пересекать трассу Северного потока. Как же они его поверх труб уложили? Да и СП-2 как-то тянуть скоро будут тоже... Как всё разруливается?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(14:15:31 / 15-09-2015)

Этого я не знаю. Не думаю, что это серьезная техническая проблема.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(15:31:27 / 15-09-2015)

Да я и не про технические проблемы! Газопровод кому принадлежит? А кабель кому? Должна же быть зона контроля или чего там? Ща ГП им этот кабель порвёт и скажет, что так и було, не?!

Аватар пользователя Vanek
Vanek(5 лет 10 месяцев)(17:00:03 / 15-09-2015)

территория, по которой проложен газопровод газпрому не принадлежит. газпрому разрешили там положить газопровод. точнее - разрешили провести вполне конкретные работы. что бы порвать кабель - надо провести новые работы. кто даст на них разрешение?

то же и с кабелем - работы согласовывались, они не должны были повредить газопровод. то же будет и с новым газопроводом - объем работ будет рассмотрен и на предмет возможности повредить кабель и будет требование обеспечить целостность кабеля.

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(17:56:00 / 15-09-2015)

Спасибо, камрад!

wink

Просто боюсь, что приебалты могут через свой кабель СП-2 палки в колёса ставить...

Аватар пользователя eric romanov
eric romanov(5 лет 8 месяцев)(17:01:17 / 15-09-2015)

Ну а как в городе всевозможные коммуникации пересекаются? Не вижу проблемы.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(11:24:32 / 15-09-2015)

После энергетически майданов в Армении, Грузии и Молдове я немного изменил свое мнение по планам Прибалтийских стран развития своих энергосистем. Сообщества понимают главное: за развитие  энергосистем, в том направлении, которое они определили, нужно платить. Всем. Домохозяйствам в том числе. И платят. А граждане Армении, Грузии и Молдовы (часть граждан) не согласны платить за э/э столько, сколько требуется для развития национальных энергосистем. Это принципиальное различие.  

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(5 лет 8 месяцев)(11:53:45 / 15-09-2015)

 Очень долго всё это было почти бесплатно, наследие совка ткс. Электроэнергия это очень дорого, но станции и сети достались бесплатно, а сейчас требуют гигантских вложений - вилка или развивай хозяйство или отправляйся в предыдущую эпоху, жизнь экзаменует на состоятельность вновь народившиеся гос. образования. Нищие граждане не потянут, это общенациональная задача. 

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(12:17:29 / 15-09-2015)

Ну да.

/////Нищие граждане не потянут, это общенациональная задача.////

Первый шаг в решении этой общенациональной задачи - это осознание нацией того, что Вы написали. Второй шаг - осознание того, что "гигантские вложения" приведут к существенному росту стоимости э/э.

Пример здесь Армянская АЭС. Электроэнергия совсем дешевая (плата на амортизацию нулевая). Но реконструкция реактора с целью продления срока его службы повысит стоимость э/э примерно в 2 раза.  Готовы к этому граждане Армении?

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Pa
Pa(5 лет 10 месяцев)(12:35:34 / 15-09-2015)

Тут ещё тема зависимости от скандинавских стран. До сих пор, например Латвия, частично энергию вырабатывает сама (каскад ГЭС), частично из покупаемого в России газа или напрямую закупает электричество в России. Т.е. по факту "энергонезависима" от стран гейропы. С реализацией проекта всё встаёт на пути своя, в том числе и цены smiley 

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(12:40:45 / 15-09-2015)

Латвийцы сделали свой цивилизационный выбор в пользу ЕС. Естественно, он имеет и издержки. Одна из них - повышение стоимости э/э. За все нужно платить.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Pa
Pa(5 лет 10 месяцев)(12:43:58 / 15-09-2015)

Я этот пост больше для информации написал. Здесь (в стране а не на АШsmiley) большинство (аборигенное) особо не задумывается что да почему.

Аватар пользователя вечный жид
вечный жид(4 года 5 месяцев)(00:24:49 / 16-09-2015)

провозгласили курс на рассинхронизацию с электросетями России

Россия постоянно смешивает поставки энергии и геополитику. Это крайне ненадежно.

поэтому прибалты рвут в ЕС даже если себе дороже.

скупой платит дважды. Доверять русским крайне сложно.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в набросах ***
Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(06:49:44 / 16-09-2015)

Куда они рвут - это не наше дело. К этому нужно относится спокойно. Они строят систему э/обеспечения, такую, какая им нужна. Наша дело - подстраиваться под планы прибалтов. Эта подстройка идет: остановлено строительство Балтийский АЭС, ведется реконструкция энергоотбъектов  Калининградской области, разработаны планы поставки в нее газа не через Литву.  

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя kw
kw(3 года 5 месяцев)(11:40:42 / 15-09-2015)

Трибалты не вписались в рынок. Где мой попкорн?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(12:11:08 / 15-09-2015)

Пока находятся в процессе "вписывания".

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя der sad
der sad(2 года 8 месяцев)(11:45:45 / 15-09-2015)

никто и не сомневался, что из прибалтики готовят выгребную яму

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(12:08:55 / 15-09-2015)

Это эмоции. Реально же Прибалтийские станы успешно реализуют план встраивания их энергетической системы в ЕС.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя acname
acname(2 года 2 месяца)(12:25:50 / 15-09-2015)

обожаю такие лозунги. 'достигли, укрепили, реализовали...'. а на деле месячный платеж за электричество около 60 евро, и это при экономном использовании

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(12:33:27 / 15-09-2015)

Они согласны платить такие деньги для того, чтобы их э/энергетика была такой, какую они хотят. Имеют право.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя acname
acname(2 года 2 месяца)(13:15:41 / 15-09-2015)

это не про хотелки и права. это долгая и печальная сага о скандинавском бизнес лобби в прибалтике.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(13:26:18 / 15-09-2015)

Так и здесь у прибалтов был свободный выбор. У них в промышленности и инфраструктуре было мощнейшее пророссийское лобби. Они его придавили, выбрав лобби скандинавов. И все это в рамках реализации цивилизационного выбора в пользу ЕС.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя acname
acname(2 года 2 месяца)(13:53:22 / 15-09-2015)

цивилизационный выбор это не про прибалтику. звучит красиво, но сводится к простому  - а как кормиться будем? как в россии смута, так эти территории сразу под нож. и в 90е выбора и в помине небыло.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(14:12:58 / 15-09-2015)

/////в 90е выбора и в помине небыло////

Был.

///// а как кормиться будем? как в россии смута, так эти территории сразу под нож////

Каждый вариант выбора имеет свои риски. У цивилизационного выбора цивилизационные же риски. По другому не бывает.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя serzhant
serzhant(5 лет 10 месяцев)(12:47:11 / 15-09-2015)

С нового года либерализовали рынок электроэнергии ,теперь можно выбирать поставщика, из трёх вроде как.Так вот цены на электроэнергию выросли ,у всех , где то на 10-15%. Вот что конкуренция животворящая делает,так шо идите лесом мил человек....

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(12:51:41 / 15-09-2015)

И что? Жители вышли на Майдан? Перекрыли главный проспект города? Не слышал о таких проявлениях активности. Стоимость электроэнергии в Прибалтике будет расти по объективным причинам. И большинство граждан это понимает. 

 

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Ё-member
Ё-member(4 года 2 месяца)(13:03:29 / 15-09-2015)

:Жители или уехали или сидят дома не включая электроприборов и освещения:

Вот жонина тётка из Риги не уехала, а просто сидит без света и отопления - дорого. Да, и я сомневаюсь, что она это "выбрала".

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(13:14:11 / 15-09-2015)

А как тетка может получить свет и отопление дешево? Только если Латвия (ее граждане) встанут на путь проедания основных фондов э/генерации. Этим путем пошла Украина. Второй вариант, это Латвия найдет богатого дядьку, который возьмет на себя часть платы за э/э.

//// Да, и я сомневаюсь, что она это "выбрала".////

Конечно, сама выбрала. Могла ведь продать свою квартиру в Риге и купить аналогичную в Смоленске. Жила бы и с теплом и со светом.

 

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Ё-member
Ё-member(4 года 2 месяца)(13:29:12 / 15-09-2015)

Зачем ей квартира в чужой стране? Она коренная, не из "оккупантов"

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(13:55:54 / 15-09-2015)

Это не принципиально. Принципиально то, что у нее есть выбор и финансовые возможность (квартира) его реализовать. 

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя serzhant
serzhant(5 лет 10 месяцев)(13:39:23 / 15-09-2015)

Очень меня радуют подобные рассуждения.А давайте экстраполируем это на Крым? Исходя из этой логики все несогласные с тем ,что оказались вна Украине ,патриоты России и им сочувствующие должны были за эти 23 года переехать в Смоленск ну или там где их ментально всё устраивало. И где бы тогда сейчас был Крым наш? Так до Урала переселятся можно....

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(14:01:00 / 15-09-2015)

Ну да. Почти все несогласные рускоязычные уехали из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. В основном - в Россию. В Крыму ситуация была другой. Там ментально русские составляли большинство. При первой возможности они "уехали" в Россию. Вместе с Крымом.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Ё-member
Ё-member(4 года 2 месяца)(14:37:57 / 15-09-2015)

Точно! Вот и мой брательник был несогласен с тем, что его пустят на фарш, поэтому уехал из Фрунзе. Правда "отъезд" больше напоминал бегство в чём мать родила, но ведь это тоже был "выбор", правда?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(15:06:45 / 15-09-2015)

Да. Это реализация права свободного выбора. Точно такой же выбор я сделал в 1995 г. И никого не виню в том, что мне довелось его сделать.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя serzhant
serzhant(5 лет 10 месяцев)(14:47:41 / 15-09-2015)

Рига до сих пор на 54% русский город( русские ,украинцы,белорусы,все так называемые русскоговорящие), Даугавпилс ,второй по величине город ,96% русские.Учитывая ,что у многих тарелки ,смотрят Триколор и НТВ+,остальные в кабеле, всякие Россия -планета,Нтв-мир и т д с ментальностью всё впорядке,достаточно зайти на рускую ветку Delfi и почитать комментарии,при том что там периодически это всё модерируют. Так что не прокатило,пытайтесь ещё.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(15:12:28 / 15-09-2015)

Ну и хорошо. Значит в Риге и Даугавпилс им хорошо. Устраивает и плата за э/э. Более того, у них не было ужасных 90-х, через которые прошли россияне. И они граждане ЕС. Не все, а только те, кто не поленился выполнить соответствующие процедуры. И с какой стати меня должны заботить их проблемы с оплатой э/э?

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя serzhant
serzhant(5 лет 10 месяцев)(15:29:15 / 15-09-2015)

Абсолютно не должны и я абсолютно не понимаю с какого перепугу именно вы должны судить кому ехать и куда и уж тем более решать кто и чем доволен,ни имея об этом никакого понятия, поверьте вам это абсолютно не нужно потому ,что вы несёте абсолютную пургу.

Аватар пользователя serzhant
serzhant(5 лет 10 месяцев)(13:29:00 / 15-09-2015)

Здесь жители не выходят на  массовые митинги протеста,кстати одна из основных причин именно разделение на русских и латышей.(принцип разделяй и властвуй никто не отменял и тут его внедрили достаточно успешно).Здесь просто уезжают из страны,выражают протест ногами

Аватар пользователя Comrade_as
Comrade_as(2 года 6 месяцев)(13:58:02 / 15-09-2015)

:facepalm:

Вы так говорите про электроМайдан, как будто он был стихийным выражением воли народа, а не срежисирован госдепом.surprise

Никто там ни на что не согласен. Но диванных военов там подавляющее большинство, так же как у нас или той же укре.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(14:06:42 / 15-09-2015)

  ////срежисирован госдепом////

Майдан в головах у людей. Майдан - это показатель низкого уровня развития сообщества. Это первично. А кто использует Майдан в своих целях - это дело десятое.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Comrade_as
Comrade_as(2 года 6 месяцев)(14:21:24 / 15-09-2015)

Феерично. То Майдан - это показатель несогласия с политикой партии, то вдруг - показатель концентрации быдла в обществе. :facepalm:

 

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(14:25:39 / 15-09-2015)

Майдан - это инструмент политической (и экономической) борьбы в сообществах, в которых много людей с Майданом в голове. Проще написать не смогу.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Comrade_as
Comrade_as(2 года 6 месяцев)(14:30:10 / 15-09-2015)

Ага, т.е. от бредней, что в Прибалтике все прямо "за" и рады повышению цен на электричество, ибо не организовали Майдан - отказываетесь, посыпаете голову пеплом, больше так не будете, правильно?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(15:14:49 / 15-09-2015)

В Прибалтике основная часть жителей понимает, что повышение цен на э/э неизбежно. И Майданом эту объективную реальность не переломить. Это и означает, что у них нет Майдана в голове. 

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Comrade_as
Comrade_as(2 года 6 месяцев)(15:27:01 / 15-09-2015)

Опять за рыбу деньги.

Вы, в подтверждение согласия прибалтов на повышение э/э, привели аргумент, что они де не вышли на Майдан. А теперь - они не вышли на Майдан, потому что согласны. Сказка про белого бычка. 

Не надо с таким уровнем аргументации засорять комменты.

Аватар пользователя Samuel_nsk
Samuel_nsk(2 года 7 месяцев)(11:50:10 / 15-09-2015)

Здесь еще такой вопрос - насколько я помню у нас нет нормального снабжения Калининграда и он был в энергокольце с Прибалтикой. Т.е. есть здесь есть риски.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(12:10:19 / 15-09-2015)

Российские риски прибалтов не волнуют. И никаких претензий по этому вопросу к ним быть не может.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Ё-member
Ё-member(4 года 2 месяца)(13:06:43 / 15-09-2015)

Вот это главный вопрос, поднятый в статье. Остальное вообще не наше дело. Пока они там окончательно не "рассинхронизировались" нужно решить вопрос энергобезопасности российских территорий

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(13:16:26 / 15-09-2015)

Вопрос энергобезопасности Калининградской области решается на самом высоком уровне. Варианты решений прорабатываются два последних года. Что-то конкретное делается.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Pa
Pa(5 лет 10 месяцев)(12:26:40 / 15-09-2015)

Феерично - "Если мы хотим идти в ногу с Северными странами и Западной Европой, быть открытыми для конкуренции, смотреть в сторону открытого мира, то мы должны пустить на свой рынок и других. Другими словами: связав себя с Западом и открыв себя Западу, мы получим взамен честный рынок и возможность выбора."

Выбор простой - платить или не платить. С "демонополизацией" рынка сумма счетов за электричество увеличилась вдвое. Нормативное регулирование стало таким, что там чёрт ногу сломит. А ведь ещё есть зелёные бесы (без кавычек)

Сами себе злобные бБуратины.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(12:37:22 / 15-09-2015)

Нация сделала свой выбор. Хочет иметь такую э/энергетику, которая ее устраивает. Не только "хочет" но и подвигается к своей цели. Готова платить столько, сколько потребуется.

Идеологические лозунги и слоганы могут быть фееричными. Но это ничего не меняет.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Pa
Pa(5 лет 10 месяцев)(12:46:18 / 15-09-2015)

Ну это да, тем более, что им до укров (о фееричности) по-любому далеко...

Аватар пользователя Стас78
Стас78(5 лет 10 месяцев)(12:44:35 / 15-09-2015)

Сколько еще людей уедет из Литвы после получения очередных счетов за электричество?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(12:54:01 / 15-09-2015)

Это не наше дело. Могут поехать на Украину. Там плата за э/э минимальная. Могут поехать в Германию. Там э/э дешевле чем в Литве?

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Shock
Shock(3 года 8 месяцев)(13:14:34 / 15-09-2015)

Пока что минимальна, но стоит задача догнать и перегнать ЕС по тарифам.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(13:22:46 / 15-09-2015)

Такую задачу на Украине ставить не обязательно. Основные фонды э/генерации проедены. В том числе и фонды угольной промышленности. "Догоняние" ЕС по тарифам будет идти естественным путем. Спасают ситуации АЭС. Их основные фонды амортизированы. Себестоимость электроэнергии низкая, поскольку включает только стоимость топлива (и возврата России ОЯТ) и операционные расходы. 

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя RomanK
RomanK(2 года 8 месяцев)(13:46:52 / 15-09-2015)

Самое время строить в прибалтике заводы по производству алюминия   прочие энергоемкие производства.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...