Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Близок ли Узбекистан к социальному бунту?

Аватар пользователя Satprem

Экономическая подкладка официальной пропаганды

Официальный Ташкент продолжает распространять радужные пресс-релизы о состоянии экономики Узбекистана. Посыл прост — при бессменном президенте Узбекистана (РУ) Исламе Каримове кризис просто невозможен. О статистике в РУ эксперты просто не говорят — ее просто нет, точнее, она давно стала пропагандой. Цель одна — показать невиданные успехи РУ после получения независимости и избавления от «колониальной системы экономики».

Однако данные мировых финансовых институтов свидетельствуют об обратном: несмотря на все официальные заявления о рекордном росте ВВП Узбекистана с момента распада СССР, по данным Всемирного банка, ВВП Узбекистана (по паритету покупательной способности) на душу населения остается одним из самых низких среди республик бывшего СССР — порядка 5 тысяч долларов США. Это почти в пять раз ниже, чем в России и Казахстане, в три с половиной раза ниже, чем в Белоруссии и Азербайджане, почти в три раза ниже, чем в Туркменистане и почти в два раза ниже, чем на Украине, в Армении и в Грузии.

Разговоры о неизбежном новом социальном бунте в Узбекистане (скорее всего, с религиозной окраской) идут уже минимум 10 лет с момента выступлений в Андижане в мае 2005 года. Пока режим демонстрирует внешнюю стабильность, хотя объективно ситуация для Каримова продолжает ухудшаться. Так при каких условиях социальный бунт в стране станет неизбежным?

Последние 10 лет экономика Узбекистана держалась на двух источниках поступления валютных доходов: росте цен на сырье (прежде всего, на нефть и газ, золото, хлопок) и на валютных переводах граждан страны, находящихся на заработках за рубежом, прежде всего в РФ.

Согласно исследованиям агентства Fitch Ratings, опубликованным в конце июля 2015 года, экономика Узбекистана по-прежнему является уязвимой к внешним потрясениям, так как для структуры ее экспорта характерно доминирование сырьевых товаров, а внешние финансы в значительной степени поддерживаются переводом средств гражданами Узбекистана, работающими за рубежом. Но в России кризис, и это уже сказалось на объеме денежных переводов в Узбекистан. Объем денежных переводов между Узбекистаном и Россией, совершенных физическими лицами, в 2014 году снизился на 13,3% по сравнению с 2013 годом — до 6,239 миллиарда долларов, свидетельствуют данные Центробанка России. В том числе объем денежных переводов из России в Узбекистан в прошлом году составил 5,581 миллиарда долларов против 6,633 миллиарда долларов в 2013 году (снижение на 15,9%). Из Узбекистана в Россию было переведено 658 миллионов долларов, что на 16,9% больше, чем в 2013 году. Сумма одной транзакции из России в Узбекистан снизилась с 593 долларов в 2013 году до 563 долларов в 2014 году, из Узбекистана в Россию — с 1,901 тысячи долларов до 1,876 тысячи долларов соответственно.

В то же время продолжается резкое падение мировых цен на основные экспортные товары Узбекистана: в июле этого года мировые цены на хлопок обвалились до минимальной с декабря 2012 г. отметки. Кроме двух вышеупомянутых факторов, Ташкент весьма умело пользовался теми торговыми привилегиями в рамках ЗСТ СНГ для беспошлинного доступа своей продукции на российский рынок. Но российский кризис сказался и на этой статье доходов Ташкента (надо отметить, что российские власти так и не ввели защитные пошлины на ввоз автомобилей из Узбекистана, хотя такой меры активно добивается АвтоВАЗ). Автопром Узбекистана в первом полугодии 2015 года реализовал на рынке России 10 357 автомобилей GM Uzbekistan, что на 57% меньше по сравнению с показателями прошлого года. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в июне 2015 года продажи автомобилей СП GM Uzbekistan в России по сравнению с июнем 2014 года сократились на 45% до 1735 единиц. То есть приток валюты в Узбекистан резко сократился, что сказалось на курсе национальной валюты, сума: если еще осенью 2014 года один доллар стоил на черном рынке около 3000 сумов, то сейчас за единицу американской валюты дают уже 4600—4650 сумов (правда, в последние недели укрепление доллара замедлилось, что может быть связано с истощением денежных средств у населения).

Конечно, Узбекистан обладает своей спецификой, и не всегда корректно делать прямые параллели между событиями в этой стране и бурной «арабской весной». Но все же можно говорить о неких весьма общих моментах; тот же бунт против действующей власти в Египте начался после повышения цен на хлеб и ранее на топливо. В менталитете восточного общества власть должна гарантировать населению некий набор социальных продуктов (хлеб, растительное масло, сахар, чай) по фиксированным ценам и доступное топливо для приготовления пищи.

В многих городах (не говоря уже о сельской местности) жители забыли о централизованных поставках природного газа (Ташкент пытается максимальные объемы топлива направить на экспорт), газ в баллонах постоянно дорожает. Во многих областях Узбекистана сжиженный газ для автомобилей в апреле подорожал за два дня с 1100 сумов за литр до 1600 сумов. По официальным данным, доля автомобилей, использующих сжиженный газ, составляет в Узбекистане 20%.

Проблема с бензином в Узбекистане стала хронической — по информации условно оппозиционного нынешним властям в Ташкенте сайта Uzmetronom (хотя ходят упорные слухи, что сайт финансируется СНБ РУ для дезориентации умеренной оппозиции),

«в Ташкенте и столичной области вновь участились перебои с поставкой бензина. На ряде АЗС его попросту нет, либо он заканчивается во второй половине дня. Аналогичную ситуацию жители региона испытывают далеко не первый раз. Отличие нынешней от предыдущих в том, что дефицит топлива пока еще не достиг пикового уровня, а у АЗС еще нет сотен машин, часами стоящих в ожидании заправки. Что касается отдаленных регионов Узбекистана, то здесь дефицит бензина и дизельного топлива давно стал системным и хроническим. Отличается и стоимость бензина в Ташкенте и областях. Если в столице его реализация идет по централизованно установленным ценам, то в отдаленных регионах они почти на треть выше».

Но все-таки проблема с топливом вторична по сравнению с проблемой цен на продовольствие: что бы ни писали официальные СМИ РУ, страна в силу низкой эффективности сельского хозяйства не может обеспечить себя основными продуктами питания (кроме фруктов и овощей). И эти позиции — прежде всего зерно и молоко, молочные продукты, значительную часть растительного масла, сахара — Узбекистану приходится импортировать. Для импорта нужна валюта, которой Ташкенту все сильнее не хватает .

Запад после всех скандалов с отъемом собственности в стране явно не горит желанием финансировать режим Каримова. Выход один — просить деньги у России под очередные интеграционные обещания. Среди узбекских оппозиционных экспертов достаточно широко распространена информация, что Ислам Каримов запросил у Москвы срочный кредит в объеме до $1 млрд. Взамен Ташкент обещает присоединиться к ЕАЭС уже в 2016 году. Ташкент пытается пугать Москву перспективой резкого усиления радикальной исламской оппозиции, если запрашиваемые средства не будут получены и государство не сможет и дальше сохранять дотации на отдельные продовольственные товары.

Стоит отметить, что в декабре 2014 года Россия уже списала Узбекистану долг в размере более $860 млн из госдолга в $890 млн в рамках межправительственного соглашения об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015−2019 годы. Правда, до сих пор непонятно, какие выгоды Россия получила от этого шага?

Источник: http://regnum.ru/news/polit/1950036.html

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Дон Кихот
Дон Кихот(3 года 10 месяцев)(21:13:27 / 08-08-2015)

Последние 10 лет экономика Узбекистана держалась на двух источниках поступления валютных доходов: росте цен на сырье (прежде всего, на нефть и газ, золото, хлопок) ...

узбеки продают нефть? давно, кому и скока? как мало про них мы знаем, однако...

Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 5 месяцев)(21:14:20 / 08-08-2015)

Да, но ее у Узбекистана немного запасы в баррелях меньше добычи РФ в тоннах за год ,

http://www.oilngases.ru/geologiya/neft-uzbekistana.html

Аватар пользователя Дон Кихот
Дон Кихот(3 года 10 месяцев)(21:19:47 / 08-08-2015)

запасы и импорт - это из разных кохонь запахи...

 по Вашей ссылке:

Узбекистан не производит достаточно нефти для удовлетворения внутренних потребностей

Аватар пользователя Полина
Полина(3 года 3 месяца)(22:43:39 / 08-08-2015)

Китайцам продают. Конкретно Узбекистан на предмет покупателей углеводородов не проверяла, но этот ответ еще ни разу не подводил ))

Аватар пользователя shaptmos
shaptmos(4 года 9 месяцев)(21:16:05 / 08-08-2015)

 расскачивают ситуацию поди? приучают узбеков к мысли, что скоро бунт будет?

Аватар пользователя valeryma
valeryma(3 года 1 месяц)(21:19:18 / 08-08-2015)

Узбекистан не-близок к социальному бунту. Точка.

Аватар пользователя Попугай Флинта

Записал в блокнотик.

Комментарий администрации:  
*** Дерзкий борцун ***
Аватар пользователя One Man Army
One Man Army(2 года 5 месяцев)(21:25:53 / 08-08-2015)
Нынешний режим в Узбекистане -- это максимально затруднённые поставки дешёвой плодово-овощной продукции в Россию. Чем быстрее он трансформируется во что-нибудь более-менее вменяемое, тем лучше.
Аватар пользователя Дон Кихот
Дон Кихот(3 года 10 месяцев)(21:28:44 / 08-08-2015)

имею маленький бизнес с узбеками. Из телефонных разговоров далеко не всё так мрачно.

Пару месяцев назад по Ташкенту прошелся слух среди коммерсантов о "секретном договоре Каримова с Путиным о вступлени Узбекистана в ТС 2016г". Все ждут облегчения таможенного режима. Повода никакого вроде бы нет, но сама почва зреет. Это не моё, сами узбеки мне рассказывали и строят планы на 2016.

Аватар пользователя VGlaz
VGlaz(3 года 3 месяца)(21:38:59 / 08-08-2015)

Обнаружил недавно на одном рынке недалеко от дома ларек в основном с узбекскими овощами-фруктами.

Вобщем, все остальное рядом не лежало, настолько все вкусное и натуральное. Всегда удивлялся, почему так мало на наших рынках среднеазиатской плодоовощной продукции. Ведь закупочная цена там мизерная, а  вкусовые качества самые что ни на есть высокие.

А вообще, узбеки получили то что заслужили, вернее так - заслужили то что получили. Ни капли сочуствия к ним нет.

Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(22:08:02 / 08-08-2015)

Не понятно -за что именно они "заслужили то что получили"? Они кому-то сделали что-то плохое? 

Узбеки совершенно не агрессивный и не воинственный народ.В быту вообще как дети малые.

Аватар пользователя VGlaz
VGlaz(3 года 3 месяца)(22:22:32 / 08-08-2015)

Иди, расскажи это девушкам разных национальностей, которых в конце 80-х - начале 90-х местные сначала насиловали человек в 10-12, потом забивали во влагалище бутылку из-под шампанского и там разбивали. Или еще что, не лучше. И это не единичные случае - ЭТО было там массовым явлением. Парней просто резали, без всякого повода, главное чтоб никто чужой  не видел. Эти звери, когда чувствуют что могут остаться безнаказанными - моментально впадают в самое дикое варварство.

Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(22:31:59 / 08-08-2015)

Вы бредите или наслушались сказок.Ничего подобного нет и не было.Ни в 80х ни в 90х.   Более того,за проявление национализма в Узбекистане реально сажают и на очень долго.К националистам здесь относятся так же как и к гомосекам - с презрением.

Аватар пользователя VGlaz
VGlaz(3 года 3 месяца)(22:48:12 / 08-08-2015)

К сожалению, нет. Это все происходило реально со знакомыми мне людьми, некоторые даже приходятся родственниками. И не сказки это были, а ужасающие по своей дикости рассказы людей, вырвавшихся оттуда.

Да, действительно, сейчас все не так. Каримов когда представил себе, что будет со страной, которую реально в массовом порядке начали покидать все неузбеки - резко закрутил гайки. Иначе Узбекистан году в 95-м оказался бы в 12-13 веке. потому что процент узбеков на всех промпредприятиях и инфраструктурных объектах был крайне низок.

Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(22:58:03 / 08-08-2015)

Вы совсем далеки от истины. Процент узбеков на промпредприятиях всегда был высок. Даже в лучшие годы русскоязычных в республике было всего 6%,включая корейцев,татар и собственно русских.

  Я не исключаю,что еденичные случаи бандитизма и хулиганства имели место,точно так же,как и на всём пространстве постссср. Лихие 90е всех затронули в той или иной степени.Но к настоящему национализму это не имеет отношения. Обычный бадитизм в переходный период. В Ташкенте даже перестрелки были между группировками.

Аватар пользователя VGlaz
VGlaz(3 года 3 месяца)(23:12:14 / 08-08-2015)

Даже в лучшие годы русскоязычных в республике было всего 6%,включая корейцев,татар и собственно русских.

Вот честно, лень даже продолжать разговор, требовать или самому искать про эти 6% и т.п.

г. Навои 1976-1985.

Удачи на стройках Узбекистона.

Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(23:29:48 / 08-08-2015)

А вы поищите,не ленитесь.Часто бываю в Навои и Зарафшане.Знаю этот регион в живую. Населения там мизер - как в 4х районах Ташкента,около миллиона.Основная масса народа - это Ташкент с областью и ферганская долина. В навоийской области до сих около трети населения русскоязычные,как и раньше. Даже на ТАПОиЧе в 80х узбеков было подавляющее большинство.Я там в то время работал мастером участка.

   А Навои - это вообще как бы отдельный регион,государство в государстве.При СССР полузакрытая территория,а сейчас источник доходов для республики - золото,уран,редкозёмы. 

Аватар пользователя sklyapas
sklyapas(3 года 4 месяца)(23:18:04 / 08-08-2015)

Такую х...ню несёшь, видно в башке дерьма полно. Я родился и 41 г. прожил в Узбекистане. Слинял в 93-м.

Уважаю узбеков искренне. Трудолюбивы, почтенны, хлебосольны и гостеприимны без кавказской показухи. Беда одна - клановость и чинопочетание.

Аватар пользователя Torino
Torino(3 года 9 месяцев)(21:15:26 / 10-08-2015)

Я слинял в 97м.

К узбекам неоднозначное отношение.

С одной стороны действительно хлебосольные, с другой стороны прекрасно помню «езжай своя Россия».

Ну и конечно их нескончаемая трусость и глупая хитрость.

Пока Каримов контролирует накачку населения извне (а у него это хорошо получается), никакого бунта не будет.

Но его окружение уже находится на низком старте, ждут его смерти. Вот тогда ии начнется раздербан.

Аватар пользователя Igoris
Igoris(4 года 1 день)(05:21:24 / 09-08-2015)
Почитайте про узбекских погранцов и трудности при пересечении узбекской границы. Недавно узбекские пограничники убили одного из двух казахов, которые ловили рыбу на пограничной реке. Возможно, они нарушили границу, но зачем сразу убивать?
Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(07:12:14 / 09-08-2015)

Там всё не так просто,как пишут журнализды. Не исключаю,что рыба - это повод,а причина - наркота или вахабисты.

А вот переход узбекской границы на пунктах перехода - это действительно жесть.

Аватар пользователя One Man Army
One Man Army(2 года 5 месяцев)(23:14:23 / 08-08-2015)
10-15 лет назад с узбекскими овощами-фруктами проблем не было. С тех пор власти Узбекистана сделали всё, чтобы лишить мелких, средних и большинство крупных с/х производителей-поставщиков возможности экспортировать свою продукцию. В результате -- у нас не купишь, а там девать некуда.
Аватар пользователя Дон Кихот
Дон Кихот(3 года 10 месяцев)(21:50:34 / 08-08-2015)

понравилось:

по информации условно оппозиционного нынешним властям в Ташкенте сайта Uzmetronom (хотя ходят упорные слухи, что сайт финансируется СНБ РУ для дезориентации умеренной оппозиции),

Аватар пользователя sklyapas
sklyapas(3 года 4 месяца)(23:27:15 / 08-08-2015)

Гд. ред. Uzmetronom-а   Сергей Ежков - мой однокашник, сайт официально запрещен в РУ.

http://www.uzmetronom.com

сайт финансируется СНБ РУ

- туфта голимая.

Аватар пользователя sevik68
sevik68(5 лет 7 месяцев)(23:30:22 / 08-08-2015)

- туфта голимая

при всем уважении, зная кухню СНБ РУ не понаслышке, слишком категорично

Аватар пользователя Антишок
Антишок(3 года 4 месяца)(22:01:34 / 08-08-2015)

Для импорта нужна валюта, которой Ташкенту все сильнее не хватает.

Не удивительно, ведь Центральный банк Узбекистана (как и российский) способен подсчитывать валютные переводы гастеров и устанавливать не нулевую ставку рефинансирования  http://cbu.uz/ru/section/monet_policy/refinancingrate (под 300% в 1995 году)

Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(22:03:39 / 08-08-2015)

 Статейка заказная,явно видно откуда ушки торчат.

Живу в Ташкенте,имею свой бизнес - небольшая строительная фирма. Проблемы есть,но всё не так плохо. Как говорится "а кому сейчас легко". Узбеки(простые) очень тепло и доброжелательно относятся к России.

 По повобу якобы "назревающего бунта" - бред сивой кобылы. Власть полностью и беспощадно зачистила всю левую (и правую) оппозицию,за что ей большое спасибо.Уровень жизни низкий,не отрицаю,но не настолько,что бы "нечего терять".Во всяком случае существуют огромные очереди за автомобилями местной сборки,которые продаются за валюту при 85% предоплаты и поставкой в течении года(по факту 2-6 месяцев).

   Доллар действительно укрепился.Но впрочем это произошло во всём мире,а не только в Узбекистане.И самое главное - внешний долг страны меньше 10% ВВП при наличии приличного пакета инвестиций в реальный сектор.Так что в экономика страны в ближайшее время не рухнет. 

  Основная проблема - это демография,рост населения значительно опережает рост экономики.В последнее время значительно снижены налоги.НДФЛ составлят от 7%,налог на прибыль предприятия - 6%.Но из-за демографии до сих пор остаются высокие ставки по социалке - совокупно 33%. 

Аватар пользователя Прозектор
Прозектор(2 года 6 месяцев)(22:10:57 / 08-08-2015)

Не верю.

Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(22:13:19 / 08-08-2015)

Чему именно не верите?

Аватар пользователя Прозектор
Прозектор(2 года 6 месяцев)(22:28:04 / 08-08-2015)

Возможному социальному бунту в Узбекистане

Аватар пользователя Alex Grybin
Alex Grybin(2 года 6 месяцев)(22:40:17 / 08-08-2015)

Фиг знает. Чтоб сделать подобный прогноз надо проехатся по стране и глянуть собственными глазами.

Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(23:03:17 / 08-08-2015)

Ежемесячно мотаюсь по стране по своим объектам. И нигде ни разу не видел признаков социальной напряжённости . Да - люди жалуются на относительно низкую зарплату.Но делают вс,что бы заработать больше. И никому в голову не приходит выходить на майдан - урок Украины пошёл в прок.

Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(23:03:19 / 08-08-2015)

Ежемесячно мотаюсь по стране по своим объектам. И нигде ни разу не видел признаков социальной напряжённости . Да - люди жалуются на относительно низкую зарплату.Но делают вс,что бы заработать больше. И никому в голову не приходит выходить на майдан - урок Украины пошёл в прок.

Аватар пользователя sevik68
sevik68(5 лет 7 месяцев)(23:11:29 / 08-08-2015)

социальный бунт Ташкенту не страшен, узбеки весьма терпеливы и довольствуются очень малым в быту в основной своей массе, наше безумное потреблядство им почти несвойственно

Ташкенту страшна смена власти в посткаримовское время и война между кланами, которые собсно население легко могут провоцировать в собственных интересах

почему то в статье об этом ни слова

Аватар пользователя Монгол
Монгол(2 года 12 месяцев)(23:15:35 / 08-08-2015)

Согласен.Посткаримовский период возможен потрясениями.

Аватар пользователя Доберман
Доберман(5 лет 6 месяцев)(23:35:46 / 08-08-2015)

Единственное , не понимаю почему мы так легко списываем долги? Ничего ж не дает....Более того, как только мы перестаем домокловить долговым мечом, к нам сразу поворачиваются крупом.

Аватар пользователя sevik68
sevik68(5 лет 7 месяцев)(23:52:46 / 08-08-2015)

если не промахнуться и поставить/купить/перекупить на клан который придет к власти после Каримова, то это того стОит

в остальном случае конечно деньги на ветер

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...