Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Так почему Россия - не Америка

Аватар пользователя Chingis

Давеча прочитал текст Об антироссийской сути книги «Почему Россия не Америка» Семена Горбункова и ужаснулся тому, как неправильно понята книга. Ощущение, что Семен писал с чужих слов. А может, во время прочтения думал не о «законе Паршева», а о золоте и бриллиантах в своем гипсе.

Коротко, о чем писал Паршев в своей книге «Почему Россия не Америка», и почему издавалась она в серии «Библиотека патриота», а не в серии «Радость либерала».

В своей книге автор полемизирует с теми, кто утверждал в годы Перестройки, что стоит сменить государственное устройство СССР на более "демократическое", как тут же в страну хлынут иностранные инвестиции и Россия завалит весь мир качественными товарами. Как помнится, утверждали сие господа реформаторы и их идеологические союзники с года эдак 1987. К середине 90-х они, правда, поутихли. Придумали протез здравого смысла про «нам нужны институты» и постарались активно по этому вопросу не отсвечивать. Так вот.

На 1995 год (кажется), когда была написана книга, Паршев привел данные по иностранным инвестициям в пореформенную РФ и сравнил их с инвестициями в социалистическую Кубу и Китай, куда в сопоставимый период времени прямых иностранных инвестиций было в разы больше.

Автор стал искать объяснение такому положению вещей и пришел к заключениям:

1. Холодный климат приводит к удорожанию сложнопередельной продукции на каждом переделе, поэтому иностранные инвестиционные проекты в РФ в сложнопередельное производство менее привлекательны для инвесторов, чем аналогичные в, к примеру, Юго-Восточной Азии. Чем больше переделов нужно для производства, тем менее привлекателен проект за счет:

1.1 повышенного расхода энергоресурсов на сам производственный процесс, на каждый передел:

 

«...Очень интересный материал приводится, например, в работах профессора В. Клименко.

     В его  работах  исследуются уровни энергопотребления,  так сказать, для

бытовых целей,  а  не  для  промышленного  производства,  но  принципиальной

разницы  нет.  Даже  в   относительно   безлюдных  производствах  приходится

поддерживать определенный температурный режим,  будь  то химическая реакция,

перегонка нефти или обжиг цемента. Одно дело поднять температуру многотонной

печи, начав с плюс 20  градусов, другое - с минус 20.  Это обойдется в очень

большой   дополнительный   расход   топлива.   А  поддерживать   температуру

какой-нибудь  ректификационной  установки  размером с многоэтажный дом? Если

температура  наружного кожуха  какого-либо  агрегата  100  градусов,  то при

температуре воздуха минус 30  градусов  тепловые потери  через  стенку вдвое

выше,  чем при плюс 30. А чего стоит разогреть цистерну химического продукта

или разгрузить вагон  мерзлого угля? У нас в этом отношении  выгодно  только

пельмени морозить)»;

 

1.2 высокой, по сравнению с более теплыми странами, стоимости капитального строительства:

 

«…Первое,  с  чем  сталкивается  в  России потенциальный  инвестор -  это

поразительная  дороговизна капитального  строительства  по сравнению с любой

страной мира.

     Очень хорошо это видно, например, на карте промерзания грунтов, которая

построена  на  основе исходных  данных,  приведенных в СНиП -  "Строительных

нормах и правилах".

     Понятно,   что   глубина   промерзания   впрямую  зависит   от  силы  и

продолжительности  морозов, то есть особенности климата влияют не  только на

развитие плодоводства.

     Согласно СНиП  у нас необходим фундамент,  подошва которого расположена

глубже  границы промерзания,  а  ведь  чем глубже  он  залегает,  тем  такой

фундамент дороже, и цена его растет более чем пропорционально глубине. Вдвое

более  глубокий  фундамент  стоит  дороже  минимум втрое-вчетверо.  У нас на

юго-западной границе России глубина промерзания 110 см, а ближе к Поволжью -

уже  170.  Стоимость  даже  простого  фундамента  под  легкий садовый  домик

составляет у нас 30 % от общей стоимости строительства.

     Думаете, заводские  корпуса  всегда строятся  массивными,  и  фундамент

везде  делается  глубоким? Не скажите.  Чтобы  построить завод, например,  в

Ирландии  или  Малайзии,  достаточно  заасфальтировать площадку и  поставить

каркасную   конструкцию   типа   выставочного   павильона.   Фундамента   на

непромерзающем грунте практически не нужно, достаточно срезать дерн.

     Именно такими современные  заводы  и строятся, одноэтажными.  Ведь если

земля не дорога,  то  при  одинаковой полезной площади  многоэтажные  здания

дороже  одноэтажных и существенно сложнее, одни перекрытия сколько стоят. По

моей просьбе мои знакомые  поинтересовались, как строятся двухэтажные здания

в Баварии  - оказалось,  что на твердом грунте  -  вообще без фундамента.  В

английском  руководстве по индивидуальному строительству  приведены  разрезы

типичных особняков - там без фундамента строятся и трехэтажные здания.

     А  сколько  стоят  инженерные  коммуникации?  В  Англии  водопровод   и

канализация  идут  практически по  поверхности земли,  а  у нас?  Со стороны

кажется,  что  копка  канав  -  наша  национальная  забава, но это  для  нас

неизбежно. По  тем же СНиП  трубы должны идти не мельче глубины промерзания,

даже газовые, чтобы не выперло на поверхность…

…В зависимости  от вида строительства его стоимость выше, чем в Западной

Европе,  в  2-3  раза.  По  сравнению с  субтропиками  -  в  несколько  раз.

Соответственно выше  и  амортизационные выплаты,  а здания менее долговечны.

Построить здание или арендовать уже построенное в России существенно дороже,

чем в других странах мира)»;

 

1.3 высокая, по сравнению с более теплыми странами, стоимость рабочей силы, которой требуется больше еды и больше одежды:

«…Что минимально нужно, скажем, малайцу? Сандалии, трусы, рубашку, бейсболку. Крышу от дождя.

Когда чувство голода становится  нестерпимым  - сникерс. Ну и  семье тоже. А

россиянину? В придачу к вышеперечисленному еще штаны, телогрейку, шапку и т.

д. А это дороже. И питание. Трагизм ситуации в том, что россиянин много ест.

     Даже   средний   рацион   россиянина   (татарина,  русского,   осетина)

существенно  дороже среднемирового.  Белка мы должны потреблять столько  же,

сколько любой человек,  а жиров и углеводов  - существенно больше,  примерно

втрое. Климат,  знаете. Вообще-то о структуре  питания в России и  остальном

мире хорошо говорится в книге Ю. Мухина "Наука управлять людьми".

     Низкие  температуры  вызывают усиленное  потребление  продуктов.  Когда

Фидель  Кастро  вернулся  на   Кубу  из  первого  визита  к  нам,  он  делал

шестичасовой доклад, из которого кубинцев больше всего поразил факт, сколько

мы  едим,  особенно мучного. Килограмм хлеба и мучного в  день! Немыслимо! А

тем не менее это факт - столько было заложено в рацион советского солдата, и

он в советские времена реально потреблялся. Для справки, солдатский рацион -

чуть меньше 3 кг в  день, из них  мучные изделия  и крупы - 1  килограмм,  и

столько же овощи и картофель…

…у россиянина в список необходимых  расходов входит еще и

7-месячный  отопительный  сезон.   Никто   ведь  у  нас  не  знает,  сколько

гигакалорий  расходуется  на  обогрев  его  квартиры  и  сколько  стоит  эта

гигакалория. Но  скажу, что  даже  для  европейца  то, что мы  расходуем  на

отопление  - чувствительная сумма, а  для промышленного  рабочего  "третьего

мира"  - целое состояние.  На  отопление  жителя Москвы расходуется  в год 4

тонны условного топлива. Бог его знает, сколько стоит в Европе или Сингапуре

тонна условного топлива, но если приравнять к  цене отопительного мазута, то

это  не  менее 2000 долларов на семью из 4 человек - как раз  зарплата  всей

семьи   из  "третьего  мира".   В  наших  городах  не   редкость  и  горячее

водоснабжение - в отличие от всего мира.

     А  вот  спросите  любого  человека,  который  ездил   туристом   или  в

командировку в  Голландию или Бельгию - они  подтвердят,  что  в зданиях там

вообще не предусмотрены системы  отопления. В  Австрии  и  Баварии - есть, и

обязательно - с регуляторами на батареях, чтобы не платить  лишнего. Это при

том, что в Баварии в апреле расцветают  магнолии, хоть  это и горная страна.

На что спорим - не знали про магнолии?»

 

2. При условии глобализации международных рынков инвесторам стало технически легко перемещать капиталы, быстро изымая их из одних национальных экономик и вкладывать в другие.

3. Дешевизна морского транспорта нивелирует транспортное плечо. Большие объемы грузов перемещаются по всему миру сравнительно быстро и недорого, что снижает преимущества региональных производителей перед глобальными.

Сведя вместе все три пункта, Паршев совершенно справедливо, на мой взгляд, делает вывод о бесперспективности иностранных инвестиций в РФ с целью организации экспортного производства ширпотреба (бытовая электроника, массовое производство одежды, автомобилей и пр.)  

«Из  пяти  составляющих  общего объема  затрат  на любое  производство в

условиях  нашей  страны   две  (сырье  и  нерыночные   изъятия)  -  не  ниже

среднемировых,  а три (капитальные вложения,  накладные расходы и минимально

необходимая зарплата) - существенно, в несколько раз, выше.

     Поэтому  в условиях свободного перемещения  капиталов ни один инвестор,

ни наш, ни зарубежный, не будет  вкладывать средства  в развитие практически

ни  одного  производства  на  территории  России.  И  дело  не в  отсутствии

патриотизма  у  наших капиталистов,  а  также жуликов и  коррупционеров  - я

вполне  допускаю,  что они  горячие  патриоты  -  дело в законах  экономики,

ориентированной на прибыль.

     Никаких инвестиций в нашу промышленность нет и не будет. То есть каждый

буржуй понимает,  что  значительная часть  его денег, вложенная в российскую

промышленность,  будет  потрачена  просто   на  борьбу   с  неблагоприятными

условиями,  без всякой пользы для конечного продукта. Если этого не понимает

инвестор, то понимает  банкир, дающий  инвестору  кредит и  проверяющий  его

бизнес-план. А что бывает с промышленностью без инвестиций, мы знаем.

     "Хотят  русские жить в  холодильнике -  пусть  живут.  При чем  тут мои

доллары?" -  так  думает  наш буржуй, и он абсолютно прав. И напрасно ждать,

что вывезенные из России капиталы (по-русски говоря, краденое или выручка от

продажи  краденого) вернутся в Россию. Это  может произойти  разве  что  под

конвоем, а наш конвой туда не пустят.

     Конечно, мы вольны выбирать экономическую модель развития общества, что

и  сделали  несколько  лет  назад (текст писался в 1995 г – прим. Ч. Ожгибесов).  Но  при  этом  мы  должны  были   хорошо

представлять, что значительные отрасли  нашей  экономики (вся обрабатывающая

промышленность, все товарное  сельское хозяйство,  большая  часть  сырьевой)

попадут при вхождении в мировое  экономическое пространство под уничтожающий

удар  действующих  там экономических  законов.  Почему  не представляли? Это

отдельный вопрос.

     И ведь не поспоришь. А если у нас кто-то захочет поспорить, спросим для

уточнения диагноза  -  согласен ли  он лично  жить и  работать в  здании  из

кровельного железа без отопления, на работу ездить в шортах  и безрукавке, а

рацион  чтобы  был  как  у  вьетнамца  на его родине (проконсультируйтесь на

ближайшем вещевом рынке).

     Если согласен - значит, демократ в российском смысле этого слова, т. е.

сторонник свободного  мирового рынка  (в остальном мире  эти  идеи  называют

либеральными). Если задумался и  начал дополнительные вопросы задавать  - не

безнадежен.  Насчет  демократа  я  ничуть  не ерничаю. Сам читал весной 1996

года,  перед  президентскими  выборами,  интервью  с  каким-то  пенсионером,

который,  фактически умирая с голоду, собирался голосовать за демократов. То

же  будет и  в  1999-м,  и  в 2000-м. Такая самоотверженность,  доходящая до

идиотизма  и  даже  далее,  свойственна  части нашей "интеллигенции", о  чем

как-то рассказал С. Кара-Мурза в  одной из своих  публикаций. Но в  качестве

долговременной     основы    функционирования    экономики    приверженность

демократическим ценностям не годится,  так  как человек без пищи не проживет

даже 500 дней».

 

Итак, просто сравнив два инвестиционных проекта для производства ширпотреба: в Новокузнецке и, к примеру, в Гуанчжоу, иностранные инвесторы всегда выберут Гуанчжоу.

Но так ли все, согласно Паршеву, печально для российской экономики? Нужно ли волноваться Семену Горбункову?

Семен, не переживай! Есть, есть еще порох в пороховницах и свет в конце тоннеля! И далеко не от идущего навстречу поезда! Нужно было просто книжку читать внимательно.

Кроме производства ширпотреба – продукции для рынка с высочайшей конкуренцией, промышленность может производить продукцию с такой высокой долей научной или сырьевой ренты, что производство может быть вполне себе выгодным мероприятием.

Возьмем весь наш научный производственный кластер: например, вполне успешно себя чувствуют и отлично продаются наши медицинские лазеры (те самые, которые делают эксимер-операции, делают точнейшие микронные срезы на роговице), как горячие пирожки расхватываются т.н. «чистые» помещения в Зеленограде под производство наукоемкой продукции – от робототехники до новых материалов. Почему успешны эти бизнесы? Потому что рента в них закладывается такая, что с лихвой покрывает все издержки и дает высокую норму прибыли инвесторам. Продукция новая, такую нигде не купишь. Либо, как в случае с лазерной техникой, денег будешь тратить меньше, чем за европейские изделия, а результат будет сравнимый.

Ну, и сырьевая рента, куда без нее: относительно высокая цена на некоторые виды сырьевых ресурсов позволяет окупать даже нашу дорогую геологоразведку и добычу (см. п.п. про дороговизну кап.вложений и раб.силы.

В общем, российская экономика, по Паршеву, не так уж безнадежна. Просто нужно понимать, что мы сильны в производстве МиГ-ов и радаров с фазированной решеткой, ракет и лазеров, нефти и газа, а в производстве чайников нам с Китаем не тягаться. И те, кто валил СССР под крики об инвестициях и мечтах о том, как мы весь мир завалим дешевыми джинсами, были либо наивными городскими сумасшедшими, либо злонамеренными агентами наших геополитических конкурентов.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Chingis
Chingis(2 года 4 месяца)(18:27:47 / 10-07-2015)

Экономика

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(21:17:03 / 26-10-2015)

Del

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...