Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Не субботнее. Это провал импортозамещения

Аватар пользователя bom100

Морская коллегия при правительстве РФ под председательством Дмитрия Рогозина пришла к выводу, что миллиарды, вложенные в импортозамещение в области строительства кораблей и судов, потрачены впустую. Доля иностранных комплектующих в судовых машинах и приборах — 95%

Днем 2 июля в здании Госуниверситета морского и речного флота имени Макарова прошло первое в 2015 году заседание морской коллегии при правительстве РФ (проходит дважды в год) под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. На ней несколько десятков участников — чиновников Минпромторга, глав судостроительных компаний, исследовательских институтов, — пришли к общему выводу: в идею импортозамещения в судостроительной отрасли вложены миллиарды рублей и, как выяснилось, бесполезно.

Наши машины и приборы никому не нужны


Настроение прошедшего заседания задал вице-премьер Дмитрий Рогозин в своем приветственном слове. Судовое машиностроение, по его мнению, отстало от необходимого технологического уровня и требований современности.

«Активная часть основных производственных фондов имеет износ более 70%. Удельная трудоемкость производства (время, затраченное на выпуск единицы продукции. — Прим. ред.) в отрасли в три-пять раз выше, чем за рубежом. Все ощутимей становится кадровый голод, вследствие чего падает качество производства. Степень использования мощностей — не более 25-30%. Понятно, что в таких условиях заказчики судов и морской техники на протяжении последних лет традиционно отдавали предпочтение импортным комплектующим, оставляя российским производителям в лучшем случае сборку корпусов и монтаж закупленного за рубежом оборудования», — заявил вице-премьер.

По его словам, несмотря на все указания, в том числе президента РФ Владимира Путина, в конкурсной документации на заказ судов и кораблей указывается конкретное оборудование с точным названием марки и фирмы иностранного производителя. В результате участие отечественных предприятий в строительстве судов исключается уже на начальном этапе их проектирования.

Более того, при создании новых типов гражданских судов, вопреки положениям ФЦП «Развитие гражданской морской техники», не предусматривается использование машин и приборов российских производителей, хотя их разработка была успешно завершена в том числе в рамках этой же самой программы, сказал Рогозин.

Вечные импортные комплектующие


Примеры приводил замглавы Минпромторга Андрей Дутов. По его словам, около 60-70% стоимости каждого военного корабля приходится на оплату изделий машиностроительных и приборостроительных компаниями. В России всего шесть предприятий, которые занимаются изготовлением приборов, это концерны «Морфлотсистема-Агат», «Гранит-электрон», «Океанприбор», ЦНИИ «Электроприбор», компания «Транзас» и НПО «Аврора». За последние пять лет в рамках ФЦП они выполнили 119 работ на 7,1 млрд рублей, выпустив «огромный перечень приборостроительного оборудования».

Однако вся элементная база в этих приборах — то есть составные части этих изделий — полностью иностранная. «Во всех программах импортозамещения элементная база занимает основную тему: что нужно замещать, как и от чего избавляться, как найти партнеров, которые будут надежно и качественно поставлять в Россию данную элементную базу, и так далее», — сказал замминистра.

С поиском надежных партнеров в последнее время у России большие проблемы. Например, как выяснила «Фонтанка», итальянская компания SORMEC S.r.L Unipersonale из-за санкций Евросоюза почти на полгода затянула сроки поставки грузовых кранов на дизельные ледоколы проекта 21900М (модификация ледокола «Санкт-Петербург», построен Балтийским заводом в 2009 году), который сейчас строится на Выборгском судостроительном заводе.

Завод, кроме того, в течение 158 дней не мог перечислить деньги основному поставщику кабельных линий для этого ледокола — финской компании компания Prysmian, — поскольку ее банковский счет находится в Nordea Bank, вынужденном подчиняться европейским санкциям. В конечном счете с финнами пришлось заключить договор перевода долга на его представительство в России.

Другая проблема в приборостроении – отсутствие серийности. «Практически все производится в единичном экземпляре, поэтому цена возрастает, а качество, которое необходимо достигнуть, не достигается», — отметил чиновник.

Аналогичная ситуация в судовом машиностроении, говорит он, в том числе в производстве двигателей. Минпромторг попытается сблизить производителей между собой, чтобы они подумали о выпуске российских комплектующих. Если получится, промышленники создадут «единое литейное производство, производство различного рода агрегатов, валов и так далее», считает чиновник. «Это снизит себестоимость, увеличит уровень локализации», — убежден Дутов.

Кроме того, замминистра известил участников заседания о разработке «концепции открытой верфи», которая позволяет «на отдельных предприятиях свернуть машиностроение, а на других — развернуть, сэкономив на инвестициях и обеспечив поставки оборудования». Центром для такого проекта может стать площадка Пролетарского завода, считает он. Более подробных параметров этого проекта он не озвучил.

ОСК сама разберется


Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов не стал поддерживать предложение создать единый центр судового машиностроения. «Для этого нужно как минимум сказать, что вы имеете в виду. Создание дизельных двигателей, энергетических установок [из российских комплектующих] — кто этим будет заниматься, мы или научно-производственные предприятия? Задвижки, штыри, барашки, лебедки — это что? Это ваше или наше? Если ваше, то что нам, собственно, останется в этой интегрированной структуре? Из кого она будет состоять? Из подразделений моих предприятий? Спасибо, я сам с этим разберусь. Тем более, работа в этом направлении уже ведется. Будет ли выбран для этих дел Пролетарский завод или какие-то другие площадки, мы еще не знаем», — отметил он.

По словам Рахманова, ОСК изучает возможность избавления от старого заводского оборудования и перевооружении производства. Где и как это произойдет, пока непонятно. «По нашим оценкам, мы можем вывести из эксплуатации порядка 3300 станков и различного рода приспособлений, распределенных по разным площадям общим размером 140 тыс. кв. м., заменив их на порядка 80-100 высокопроизводительных машин, сконцентрировав на площадке около 40 тыс. кв. м», — сказал глава корпорации.

Миллиарды потратили впустую

Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков взорвал заседание своим заявлением, в котором провозгласил идею импортозамещения в области судового машино- и приборостроения, по сути, провалившейся. По его мнению, у заказчиков военного флота и гражданских судов больше всего претензий к энергетическим установкам, будь то дизельным или газотурбинным, при этом на всех трех в России заводах, где их выпускают, эта продукция по-прежнему находится в сильной зависимости от импортных поставок.

«Вы посмотрите, что происходит. Военно-морской флот заказывает энергетическую установку, проводит НИРы, ОКРы, НИОКРы. То есть тратит деньги государственные. Пограничники морские — тратят деньги. Рыбаки — тратят деньги. Гражданское судоходство, морское — тратит деньги. Речники — тратят деньги. Можно бесконечно перечислять. От «Газпрома» и до частных компаний — все тратят деньги на одно и то же. Так вот, сегодня в России всего три предприятия, которые делают эти установки. Это Коломенский завод. Это Уральский дизель-моторный завод, который делает так, что крышки двигателей через два месяца просто-напросто морская вода разъедает. И это завод «Звезда» наш любимый. Двигатель-то новый у них (представлен на днях на МВМС-2015) — действительно их разработки, а изготовление — чье? Опять импортное! Я вчера с ними общался. А металл, говорю, из которого сделан двигатель, у нас в России способны сделать? А корпус и составные детали? Нет! Растеряли все технологии!

Электрооборудование? Нет! Задаю вопрос: турбонагнетающие установки для двигателя кто делает? Австрия, Швейцария, Швеция и так далее! Вы понимаете, что все здесь сидящие люди тратят государственные деньги, а на выходе-то ничего нет!» — объявил адмирал.

В завершение главком ВМФ предложил создать комиссию, которая разберется «со всеми ОКРами и НИОКРами, которые сегодня занимаются созданием энергетических установок».

Что решили

Вице-премьер Дмитрий Рогозин поддержал предложение главкома ВМФ, отметив, что у комиссии, которая займется изучением результатов работы научно-исследовательских и опытно-конструкторских изысканий, будет немало работы.

«Если мы начнем анализировать, куда были потрачены миллиарды рублей, то выяснится, что в принципе сегодня должно было быть уже все изобретено и давно иметься в демонстрационных образцах. Вот только на самом деле ничего нет. На бумаге все есть, а когда спрашиваешь о результатах, говорят: «Это просто назвали НИРом, а на самом деле это была форма поддержки нашего научно-исследовательского института». То есть деньги съели, а результатов ноль. Поэтому полностью поддерживаю предложение», — сказал Рогозин адмиралу.

Согласно протоколу заседания, Дмитрий Рогозин также поручил Минпромторгу, ОСК и ЦНИИ «Курс» (проектирует судовое вооружение и радиоэлектронное оборудование) до конца 2015 года изучить вопрос создания научно-производственного центра «Судовое машиностроение», который объединит организации, «способные обеспечить проектирование и производство современного конкурентоспособного оборудования». Кроме того, до конца года должны быть внесены поправки в Стратегию развития судостроительной промышленности до 2020 года, которая создаст условия для учреждения такого центра.

Фонтанка

http://www.tks.ru/reviews/2015/07/03/02

"Вообще-то успехов немного. Но главное: есть правительство." © В.Черномырдин

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя M.x.
M.x.(2 года 6 месяцев)(18:11:09 / 04-07-2015)

На бумаге все есть, а когда спрашиваешь о результатах, говорят: «Это просто назвали НИРом, а на самом деле это была форма поддержки нашего научно-исследовательского института». То есть деньги съели, а результатов ноль. »

Аватар пользователя Ali
Ali(5 лет 8 месяцев)(19:29:40 / 04-07-2015)

И главное, все так "внезапно" всплывает... спустя лет десять. До этого, можно подумать, никто и не в курсе был?

Аватар пользователя GoldenWorm
GoldenWorm(4 года 10 месяцев)(18:17:14 / 04-07-2015)

Никогда такого не было, и вот - опять! © В.Черномырдин

Аватар пользователя onmor
onmor(2 года 10 месяцев)(18:17:55 / 04-07-2015)

Давно пора плановое управление машиностроением вводить. Рука рынка ведет куда-то не туда.

Аватар пользователя Samarin
Samarin(2 года 10 месяцев)(18:35:12 / 04-07-2015)

Для начала неплохо бы высшую меру ввести с конфискацией.

Аватар пользователя bom100
bom100(5 лет 11 месяцев)(18:38:34 / 04-07-2015)

"Кадры решают все".. А за кадры в этой епархии кто отвечает ? Не Рогозин ли ?

Аватар пользователя Доберман
Доберман(5 лет 6 месяцев)(20:29:32 / 04-07-2015)

где?

Аватар пользователя evgeniy72
evgeniy72(5 лет 11 месяцев)(18:37:09 / 04-07-2015)

Раскачал, так раскачал.

Аватар пользователя joum
joum(2 года 9 месяцев)(19:00:35 / 04-07-2015)

Заголовок в стиле "Фонтанки". На самом деле статья не о провале импортозамещения, а о его начале.

Аватар пользователя bom100
bom100(5 лет 11 месяцев)(19:03:52 / 04-07-2015)

Вы что имели в виду ?

Статья о - Начале импортозамещения или начале провала импортозамещения ?

Аватар пользователя joum
joum(2 года 9 месяцев)(21:31:37 / 04-07-2015)

Начало импортозамещения. В статье перечислины причины, которые требуют им заняться, чего раньше не делалось.

Аватар пользователя a_trukhin
a_trukhin(4 года 4 месяца)(19:08:39 / 04-07-2015)

Статья опубликована только фонтанкой и этим мутным сайтом по ссылке - все о таможне -. В остальных источниках просто подана информация о прошедшем заседании и обсуждаемых вопросах.

Наброс фонтанки !

А наброс потому, что нигде больше нельзя проверить, что там "взрывал" Чирков и что он "провозглашал по сути провалившимся".

Аватар пользователя кислая
кислая(3 года 6 месяцев)(19:45:27 / 04-07-2015)

Вот сайт морской коллегии:

http://mk.esimo.ru/portal/portal/arm-mk/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F

пока протокола заседания нет, но все можно отследить.

Аватар пользователя bb
bb(4 года 3 дня)(19:08:25 / 04-07-2015)

Ну что это за глава государства, который может,не  рассердившись, взять и не дать по морде?

Комментарий администрации:  
*** Флудер с оранжевым уклоном ***
Аватар пользователя Oslick
Oslick(5 лет 10 месяцев)(20:58:16 / 05-07-2015)

Мне кажется, что эта новость значимая и положительная, т.к. признание проблемы - первый шаг на пути к её решению. Ну а то, что деньги выделяли - так было понятно всем, и особенно тем, кто "выделял", что за такие суммы ничего сделать невозможно. Тяжёлое было время - потеряно более 20000 производств из 28000 на момент развала СССР. Ни я, ни разработчики рядом о мной, так и не дождались средств на свои изобретения. Они так и уходят, не успев реализоваться...

Аватар пользователя bb
bb(4 года 3 дня)(21:13:24 / 05-07-2015)

Мне кажется это мистика !!!!ОН очень активны и в то же время удивительно спокойны. Это в какой-то мере напоминав замедленную съемку.
они любят и умеют говорить и обладают дар убеждения. Но еще больше они любят слушать. Это особенно важно перед принятием ответственного решения.
В этих случаях они выслушают как можно больше мнений, причем не только своих заместителей!. но и секретаря, и подчиненных, непременно поинтересуются, что думают по этому поводу жена, адвокат и даже привратник, и только потом, взвесив все "за" и "против", примут решение. Они боятся ответственности, а в случае, если решение окажется неверным, всегда можно сказать, хотя бы для собственного утешения: "В конечном счете это была не моя идея, а моего адвоката (или моей жены)".

Комментарий администрации:  
*** Флудер с оранжевым уклоном ***
Аватар пользователя dimonsky
dimonsky(3 года 8 месяцев)(19:21:13 / 04-07-2015)

Пытаюсь придумать что они дальше будут делать. не получается.

Проблема с комплектующими начинается с заводов по выращиванию кристаллов. Затем - по напылению полупроводников. И уж затем только - производству самой электроники в виде микросхем.

Эти заводы в РФ вообще есть???

Один маленький нюанс. Машины для пайки интегральных сборок в РФ не производят вообще. Все покупается в Германии, в основном. Разработка таких машин занимает годы, если вы хотите получить приемлемую точность, хотя бы 5микрон, плюс программное обеспечение.

А комплектующие для этих машин? Угадали, тоже в РФ не производят. (под комплектующими понимаются моторы с котроллерами, граниты, направляющие и детали сборки машины - кстати режутся тем же Бошем или подобными станками купленными за рубежом)...

Короче пипец..... Долго можно подобные цепочки выводить, их много. Решения нет которе в разумные сроки можно было бы реализовать.

Аватар пользователя DmStanislav
DmStanislav(3 года 6 месяцев)(20:19:47 / 04-07-2015)

Этих заводов не просто нет. Нет технологии. И никогда не было. 

Комментарий администрации:  
*** Пресмыскаюсь перед западом ***
Аватар пользователя dimonsky
dimonsky(3 года 8 месяцев)(20:51:07 / 04-07-2015)

ну во Фрязино в 60-70-х годах вроде не оставали от запада. по технологиям, для военных. До гражданского производства так и не дошли. это другая тема но с тем же исходом.

Аватар пользователя maskim
maskim(3 года 3 месяца)(19:24:07 / 04-07-2015)

Фонтанка, она такая..."Фонтанка". Интересно, программе импортозамещения сколько лет - 3, 5  или 10? Это когда успели - принять программу, выделить деньги, разворовать, провалить и это все за год? Одно слово - Фонтанка...

Аватар пользователя кислая
кислая(3 года 6 месяцев)(19:45:51 / 04-07-2015)

Так точно. Вот сайт Морской коллегии: 

http://mk.esimo.ru/portal/portal/arm-mk/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F

Пока еще протокол заседания не появился, но все можно отследить.

А вот другое сообщение:

Заседание прошло в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Участники заседания обсудили перспективы и проблемы развития отечественного судового машиностроения и приборостроения в условиях введенных санкций и меры по снижению их негативного воздействия, вопросы подготовки инженерных и рабочих кадров для отечественного судостроения и судоходства, а также проект ежегодного доклада Президенту России «О комплексной оценке состояния национальной безопасности Российской Федерации в области морской деятельности в 2014 году и предложения по ее обеспечению». 

В ходе заседания Дмитрий Рогозин отметил, что приоритетным для нашей страны остается применение в кораблестроении исключительно отечественных комплектующих. 

По словам заместителя министра промышленности и торговли России Андрея Дутова, одной из проблем в этой сфере является то, что почти все корабли изготавливаются в единственном экземпляре, а это, в свою очередь, не позволяет достигнуть определенного уровня качества. По его словам, решением проблемы должна стать стандартизация производства, что позволит снизить себестоимость производства судов. 

http://karelinform.ru/news/politics/63511/aleksandr_hudilaynen_prinyal_uchastie_v_zasedanii_morskoy_kollegii_pri_pravitelstve_rossii_pod_predsedatelstvom_dmitriya_rogozina


И никаких охов-вздохов...

Аватар пользователя layratan189
layratan189(2 года 6 месяцев)(19:35:23 / 04-07-2015)

любопытные аспекты. Вопрос ---что с посадками , параллельно с "изучением вопросов судостроения"?

Аватар пользователя всеПРОсто
всеПРОсто(2 года 6 месяцев)(19:47:53 / 04-07-2015)

"Я вахты уж больше не в силах стоять в котлах нет российских деталей, сказал кочегар кочегару"

Аватар пользователя woddy
woddy(4 года 11 месяцев)(20:00:55 / 04-07-2015)

Взаимоисключающие параграфы в статье.

Если производство штучное (до 1000шт), то 70-80% цены будет ниокр. И лишь 10-15% цена микросхем и прочих комплектующих.

Аватар пользователя Pavel-ch
Pavel-ch(2 года 6 месяцев)(20:15:29 / 04-07-2015)

Давайте без иллюзий - правильно отметили - начало импортозамещения.

Кроме того - полная изоляция в риски не входит, соответственно все-таки без фанатизма надо.

По поводу "назвали НИРОМ, а на самом деле на зарплату" - так пардон, тогда за зарплату надо было делать НИР - это уже пусть органы разбираются.

А за год импортозамещения конечно ни кадров ни основных средств, ни качество труда не вырастет - вот основная ошибка "эффективных манагеров" - это как раз то, что считают - сейчас деньги вбухаем - и все решится.

В крупных проектах деньги - это не все, и далеко не все. Нужна квалификация, нужна инфраструктура, рычаги управления и выстроенные механизмы учета. Пока к сожалению до этого еще очень далеко.

По поводу наброса - судя по заявлениям совещание было вполне в рабочей атмосфере, никто никого не увольнял. Надо вносить коррективы - вносим. Так что "провал" - он да, такой провал...

Аватар пользователя Доберман
Доберман(5 лет 6 месяцев)(20:32:33 / 04-07-2015)

Вы абсолютно правы. В этом деле важна ритмичность и постоянство. ТО есть промышленность надо поддерживать постоянно, искать ей заказы, загрузку. ТОлько тогда все будет. А так как сейчас делают это глупость. Типо дали заводу 10 млрд и сделай за три года....НУ не реально..

Аватар пользователя partya
partya(4 года 11 месяцев)(20:20:47 / 04-07-2015)

Всю историю российского кораблестроения не весь пароход, так полпарохода было из Англии, Франции, Германии, Польши, Финляндии. Чё щас то рыдать?

Аватар пользователя Добренький
Добренький(4 года 2 месяца)(20:37:31 / 04-07-2015)

Впереди ЗИМА ( каждый год) и без газа не прожить, как и нам ... без европы. Все мы живем на одной планете.

Аватар пользователя dimonsky
dimonsky(3 года 8 месяцев)(20:43:48 / 04-07-2015)

известная песня. только время не то уже.

Хоть один рубль вложен был с той прибыли за все эти десятилетия - в то чтобы сейчас было что-то кроме газа?

Аватар пользователя Добренький

А разве в газ вкладывать не надо? Сравните необходимые вложения для газа и для микрокросхем и соответственно выхлоп с вложенного. Всему свое время.

Аватар пользователя Доберман
Доберман(5 лет 6 месяцев)(20:53:21 / 04-07-2015)

Спокойно. Оттого, что у нас с рядом позиций не так хорошо как хотелось бы, не означает, что ничего кроме газа мы не производим. НАпрмиер АЭС мы производим и самолеты, что уже не газ...А вообще основная проблема не во вложениях, хотя и они важны, а в отсутствии специалистов, ну и мотивации им идти в промышленность.

Аватар пользователя Добренький

Мотивация, затем кадры. При хорошей мотивации(Газ) и кадры найдутся.

Аватар пользователя Доберман
Доберман(5 лет 6 месяцев)(21:07:42 / 04-07-2015)

Ну вообще это одновременно. Что бы мотивировать без кадров, это надо в промышленность заливать свободные деньги и контролировать ,что б их не разворовывали, а зарплату повышали. ТОгда пойдут кадры, но делать это надо долго, не олдин год. Короче тупиковый путь. Есть другие варианты. Напрмиер бесплатное образование для технарей в ВУЗ, увеличение бюджетных мест, а всякие эконом/юридические сделать ччисто платными. Распределение после вузов, повышенная стипендия. Социалка. Сейчас же нет ничего. Реально, в большинстве случаев сегодня инженеру нет смысла вообще по профессии идти работать.

Аватар пользователя Добренький

Ну вообще это одновременно. Что бы мотивировать без кадров,

Кадры рождаются каждый день и каждый год поступают куда то.

"Эта музыка вечна.."

Аватар пользователя Доберман
Доберман(5 лет 6 месяцев)(21:31:19 / 04-07-2015)

Я про выпускающихся инженеров. Их нехватает.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(22:56:11 / 04-07-2015)

Пмсм, не идут, потому, что некуда после выпуска идти. Да и учить, насколько я понял, на физтехе особо некому. (Хотя я разговаривал с парой преподавателей довольно преклонных лет, когда довозил их - вот это острота ума, вот это интеллигенция настоящая. Восхищаюсь до сих пор. Старая школа. Люди до мозга костей. Преклоняюсь перед подобными людьми). Бабла на лабы/приборы нет. Хотя, ТБМ, ярды выделяют на каждый субъект. Вот и появились вопросы к Маркину. Где деньги, Зин? Не, на наш ДВФУ выделяется с лихвой, но у нас же не только ДВФУ! Что насчет ДВГТУ, ВГУЭС, да и средне-специальных учебных заведений АКА колледжи АКА техникумы и ПТУ, а? Вопросы есть, и их надо задавать властям. Только без болотных за зелёные "листовки", как выразилась уважаемая камрадесса Лидия Гринчий. :) Дружеский огонь, насколько я понял.

Аватар пользователя Снег башка попаду

Так их еще и брать не хотят сами предприятия. Даже разговаривать не хотят-нет опыта работы, знач пошел вон. 

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(22:38:23 / 04-07-2015)

Реально, в большинстве случаев сегодня инженеру нет смысла вообще по профессии идти работать.

(Будущему инженеру нет смысла на инженерный фак даже поступать. Только на юраста или экономаста. Которых и так уже, как собак нерезаных.)

Вот это я понимаю, конструктивная критика, не то, что некоторые... Поддерживаю, камрад.

Аватар пользователя Попугай Флинта

От как!!! Строительства кораблей курировал Рогозин - провал. Строительство космодрома курировал Рогозин - строители голодовки объявляли.

А ведь местные клованы Диму здеся президентскими полномочиями наделить готовы были. ))) Если Кожугетыча на всё не хватит.

Эх, Дима, Дима. Это тебе не деревца в нате сажать.

Комментарий администрации:  
*** Дерзкий борцун ***
Аватар пользователя Доберман
Доберман(5 лет 6 месяцев)(21:49:35 / 04-07-2015)

Да откуда же вы все лезете....

Космодром построят, корабли тоже....Дадим полномочия?

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(22:02:44 / 04-07-2015)

Обратно либероидный вой подымается. А давайте резко отключим ваш цивилизованный запад от колониального грабежа и халявного героина, и посмотрим, в какойм жопе веке он окажется лет эдак через 20, а? И где будем мы. Ска, ТБМ, задолбали своей одноклеточной онолитегой...

Аватар пользователя dimonsky
dimonsky(3 года 8 месяцев)(23:02:34 / 04-07-2015)

Давайте отключим, чего. найди хоть однгого кто против! Только при рогозиных толку мало будет от этого отключения.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(23:08:42 / 04-07-2015)

Предлагаю тебя отключить от ресурса, провокатор.

Вторая волна закладочников набижала, ТБМ...

Аватар пользователя dimonsky
dimonsky(3 года 8 месяцев)(23:15:07 / 04-07-2015)

ярлыков-то навешал, матом обложил.

А что делать-то знаешь реально? Отключатель.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(23:36:34 / 04-07-2015)

Да, посмотрел. Коменты качественные. Только не забывай, что над каждым из нас, здесь присутствующих, занесён тот самый меч. Если я неправ, камрад, нарисуй пару слов в личку, пожалуйста. Я не имею в виду "Пошел на...", просто я потерял нить разговора.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...