Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Как высушить море за полвека: трагическая история Арала

Аватар пользователя Satprem

Тысячи лет Аральское море входило в число крупнейших внутренних водоемов планеты. Стремительно обмелевшее всего за несколько десятилетий, это море, а точнее озеро, служит мрачным напоминанием: мы несем ответственность за антропогенные изменения в природе.

                                                                                                                                             Марк Синнот

3 июня

«Tак выглядит конец света, — говорит Юсуп Камалов, махнув рукой в сторону раскинувшейся перед нами степи, кое-где поросшей кустарником. — Если Апокалипсис когда-нибудь случится, жители Каракалпакстана точно выживут: мы уже сейчас оказались в преисподней».

В сопровождении Камалова я путешествую по северному Узбекистану. С высоты песчаного откоса открывается вид на бесприютную пустыню. Лишь проступающие из песка то тут, то там островки ракушек да с десяток насквозь проржавевших рыболовецких судов напоминают о том, что когда-то здесь была большая вода.

Мы стоим на оконечности полуострова, раньше вдававшегося в глубь Аральского моря, которое еще в 1960-е занимало четвертое место среди крупнейших внутренних водоемов планеты, раскинувшись на площади в 67 тысяч квадратных километров. За нами — Муйнак, город, который еще совсем недавно процветал благодаря рыболовству и интенсивно развивавшемуся консервному производству, ежегодно перерабатывавшему тысячи тонн рыбы. 50 лет назад здесь было южное побережье озера, а сейчас до ближайшей воды девять десятков километров на северо-запад.

Камалов привез меня сюда, чтобы показать, что осталось от былого великолепия Арала. Юсупу 64 года, он работает в Академии наук Узбекистана: специализируется на ветряной энергетике. Параллельно активно занимается экологическими проблемами региона — возглавляет Союз защиты Аральского моря и Амударьи. Камалов — представитель влиятельной узбекской династии, его отец был известным советским историком, а дедушка — последним избранным правителем, ханом, полуавтономного Каракалпакстана (в 1930-е годы эта республика вошла в состав Узбекистана).

На родине ученого до сих пор нет ни одной ветряной электростанции, но его это не останавливает. Камалов сам соорудил два дельтаплана, на которых, облетая окрестности, изучает поведение воздушных потоков в атмосфере.

«Я хочу поймать ветер — наравне с птицами», — говорит Юсуп. Он взялся показать мне, во что превратился когда-то огромный водоем, как перемены отразились на жизни региона и что осталось, после того как ушла вода.

  • Фото: Satellite Images: USGS.

Спутниковые снимки Аральского моря, сделанные с 1977 по 2014 год, показывают стремительное исчезновение этого природного водоема.

  • Фото: Райан Моррис, NGM Staff.

В 1987 году, когда Аральское море распалось на две части, Казахстан и Узбекистан пошли разными путями. В 2005 году казахи закончили строительство Кокаральской плотины, оживив северный Арал и предопределив судьбу южного. Лишившись подпитки от Сырдарьи, угнетенная неослабевающей ирригационной нагрузкой на Амударью, восточная половина южной части Арала окончательно высохла в 2014 году.

Аральское море расположено на территории двух государств — Казахстана и Узбекистана. Тысячелетиями его питали две крупные водные артерии: Амударья и Сырдарья. Из озера не вытекает ни одной реки, и уровень воды здесь всегда поддерживался за счет баланса между поступающей речной влагой и естественным испарением с поверхности.

К тому моменту, когда в IV веке до новой эры Александр Македонский захватил здешние земли, две реки уже давно служили источником жизни этого уголка Средней Азии.

Веками в их дельтах на берегах Арала существовали поселения, раскинувшиеся вдоль знаменитого Шелкового пути — караванной дороги, соединявшей Европу с Китаем. Эти земли населяли предки современных таджиков, узбеков, казахов и других народов, которые испокон веков зарабатывали на жизнь животноводством, рыболовством, земледелием, торговлей и разными ремеслами.

Кардинальные перемены произошли в 1920-х годах, когда земли сегодняшнего Узбекистана вошли в состав Советского Союза, и Сталин задумал превратить республики Средней Азии в гигантские хлопковые плантации. Засушливый климат региона не благоприятствовал выращиванию влаголюбивой культуры, и для осуществления идеи вождя пришлось реализовать один из самых амбициозных инженерных проектов в мировой истории. Практически вручную были выкопаны тысячи километров оросительных каналов, по которым воды Амударьи и Сырдарьи устремились в пустыню.

"До начала 1960-х годов системе хватало запаса прочности", — объясняет Филип Миклин, профессор географии из Университета Западного Мичигана. С начала 1980-х Миклин занимается изучением проблем водоснабжения в бывших советских республиках и за это время успел больше двадцати раз побывать в Средней Азии. Арал погибал на его глазах.

«В 1960-х инженеры решили построить дополнительные каналы. Это и стало соломинкой, переломившей хребет верблюду. В какой-то момент все начало разваливаться. Большие начальники в принципе понимали, что делают, но в тот момент не могли осознать всю тяжесть экологических последствий. Они просто не ожидали, что море обмелеет настолько быстро», — грустно говорит Миклин.

К 1987 году уровень воды в озере упал настолько сильно, что оно «распалось» надвое: северное море на территории Казахстана и большее по площади южное море, находившееся в Каракалпакстане. Обмеление продолжилось, и в 2002 году южное море, в свою очередь, разделилось на восточную и западную части.

В июле прошлого года восточная часть окончательно пересохла. Впрочем, и в этой печальной истории мрачные тучи безысходности пронзает лучик надежды.

В 2005 году Казахстан при финансовой поддержке Всемирного банка завершил строительство 13-километровой плотины на южном берегу северного моря, таким образом изолировав его и основной источник поступающей воды — Сырдарью — от южной части. Восстановление северного моря и его рыбных ресурсов пошло ускоренными темпами, превосходя ожидания ученых — правда, участь отсеченной южной части была предрешена.

«Самое удручающее в трагедии Арала — это хладнокровие советских чиновников из Министерства водных ресурсов, которые дали добро на разработку и строительство ирригационной системы. Ведь они знали, что идут на уничтожение водоема!» — восклицает Камалов. С 1920-х и до 1960-х годов они постоянно ссылались на работу русского климатолога Александра Ивановича Воейкова, в которой он называл Арал «бесполезным испарителем воды» и «ошибкой природы». На самом деле, если говорить начистоту, дело совсем не в трудах Воейкова: просто кто-то в высоких кабинетах решил, что урожаи хлопка приоритетнее рыбных ресурсов.

Геохимики считали: при высыхании на поверхности почвы образуется твердая корка из хлорида натрия, которая позволит избежать пылевых бурь. Они оказались в корне неправы.

Хлопок здесь выращивают и сегодня. Каждую осень около двух миллионов человек (из 29-миллионного населения Узбекистана) «добровольно» отправляются на уборку в среднем трех миллионов тонн хлопка. На сельскохозяйственные работы свозят всех кого можно: государственных служащих, школьников и учителей, врачей, медсестер, инженеров и даже пенсионеров — каждый должен внести свою лепту. «Вы можете себе представить, — говорит Камалов, поворачиваясь ко мне с переднего сидения нашего Land Cruiser, — что лет сорок назад в этом месте над нами была бы тридцатиметровая толща воды?!» Вдруг водитель показывает рукой на лобовое стекло: на машину быстро надвигается плотное коричневое пятно. Проходит несколько секунд, и нас окутывает облако густой пыли, которая тут же проникает в салон. Глаза щиплет, а во рту чувствуется сильный привкус морской соли. Пылевые смерчи — далеко не единственная беда, которую не смогли предсказать советские инженеры. «Геохимики считали: при высыхании на поверхности почвы образуется твердая корка из хлорида натрия, которая позволит избежать пылевых бурь, — рассказывает Миклин. — Они оказались в корне неправы». Вместе с пылью и хлоридом натрия, концентрация которого и так превышает предельно допустимую, в воздух поднимаются и пестициды, многие из которых — как, например, ДДТ, гексахлоран, токсафен и фозалон — канцерогенны. К сожалению, эти химические соединения уже просочились во все звенья пищевой цепи. Заболеваемость раком пищевода среди жителей Каракалпакстана в 25 раз выше среднемирового значения. А еще медики бьют тревогу в связи с распространением лекарственно устойчивых разновидностей туберкулеза, повышением уровня респираторных и разного рода онкозаболеваний, врожденных патологий и заболеваний иммунной системы.

Другой страшный секрет ушедшей эпохи — военная лаборатория по тестированию биологического оружия, эвакуированная на остров Возрождения во время Великой Отечественной войны. Сюда свозили тысячи животных, на которых изучали последствия заражения сибирской язвой, оспой, чумой, бруцеллезом и другими смертельно опасными биологическими агентами. В наши дни страшный остров превратился в полуостров — преграда, отделявшая его от суши, исчезла. В 2002 году Государственный департамент США, обеспокоенный тем, что ржавеющие бочки со спорами сибирской язвы могут попасть в руки преступников, отправил сюда группу зачистки. [В 1988 году то же сделали советские войска химзащиты. — Прим. российской редакции.] Пробы пыли на наличие биологических агентов дают отрицательный результат.

…Мы продолжаем нашу поездку к морю, и по пути нам попадаются десятки нефтяных буровых установок. По словам Камалова, буровые появились здесь, как только вода начала отступать, и с каждым годом их становится все больше.

«Всем ясно, что из-за них правительству совсем не хочется возрождать Арал», — сетует он.

Вот уже несколько часов мы едем по избитой грунтовой дороге. На фоне белого песка и голубого неба мой глаз различает еще лишь два цвета: бледно-зеленые кусты саксаула, одиноко торчащие то тут, то там, и редкие розовые пятна цветущего кустарника тамариска.

Наконец на горизонте забрезжила серебрис-тая полоса воды, которая с каждой минутой становится все заметнее. Мы подъезжаем к поселению из нескольких юрт, расположившихся прямо на берегу озера. Их обитатели собирают Artemia parthenogenetica — рачков, населяющих соленые водоемы, одних их последних оставшихся в южном Аральском море живых организмов. В былые времена, когда Аралу ничто не угрожало, вода в нем была лишь слегка солоноватой — 10 граммов соли на литр (для сравнения: средняя соленость Мирового океана 33−37 граммов на литр). Сегодня этот показатель превышает 110 граммов на литр — в такой воде ни одна рыба не выживет, вот и остались практически одни артемии. Вблизи береговой линии песок мокрый, словно после отлива на океанском побережье. Однако лунные приливы и отливы на озере практически незаметны. На самом деле мы видим, как вода отступает прямо у нас на глазах.

Камалов пробирается по вязкой смеси песка и воды, проваливаясь в нее по колено. Я медленно бреду позади, пока не оказываюсь по колено просто в воде. Ныряю и пробую проплыть, но вода выбрасывает мои ноги на поверхность, и я не могу оттолкнуться. «Ложись на спину», — подсказывает Камалов. Я следую совету. Ощущения — словно лежишь на надувном матрасе, и даже голова мягко покоится на водной подушке.

Ту ночь мы провели на соседнем плато: разбили лагерь и приготовили ужин на костре из сухих и толстых веток саксаула. Камалов разлил по стопкам водку. Когда озеро было здоровым, и рыбаки то и дело сновали по нему на лодках, каждый день воздух насыщался влагой за счет активного испарения. «Теперь вместо живительной влаги только едкая пыль», — с горечью говорит Камалов и, морщась, опрокидывает очередную рюмку.

После распада Советского Союза пять азиатских республик с большим трудом пытаются согласовать режим использования самого ценного ресурса в регионе. Вопрос очень сложный, ведь русло Сырдарьи и Амударьи проходит через несколько государств, каждое из которых заявляет о праве собственности на воду, протекающую по его территории. В попытках договориться и решить задачу постоянной нехватки воды эти страны создали Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию, которая, по сути, занимается двумя вопросами: кому принадлежит вода и какую ответственность перед соседями несут государства, расположенные выше по течению рек.

Когда речь заходит о попытках возродить Аральское море, жителей Каракалпакстана, одного из беднейших районов Узбекистана, никто и слышать не хочет. Страны выше по течению Амударьи считают, что воды этой реки принадлежат им. «Это настоящая дискриминация по географическому признаку, — возмущается Камалов. — Ведь именно они отняли у Арала его жизненную силу!»

Все эксперты, с которыми мне удалось поговорить, сходятся во мнении, что узбекская часть Аральского моря в обозримом будущем не восстановится. Юсуп с этим не спорит — изменить что-либо он, увы, бессилен. А через несколько недель, когда снова придет пора отправляться на сбор хлопка, он выполнит свой долг, как делает это вот уже 50 лет.

«Никаких исключений здесь нет, — сетует Камалов. — Даже если тебе 90 лет, ты одноглазый и безногий, все равно придется собирать».

ФОТО


Когда-то здесь было дно Арала, а сейчас этот мертвый участок земли покрыт соляной коркой и слоем принесенных с хлопковых полей удобрений.

Фото: Кэролин Дрейк

Мужчина обрубает лишние ветви на карагаче в городе Казанкеткен (Узбекистан). Эти устойчивые к засушливому климату деревья все еще растут вдоль пересохших ирригационных каналов, когда-то направлявших воды Сырдарьи и Амударьи на орошение гигантских хлопковых плантаций в регионе.

Фото: Кэролин Дрейк

Эти шхуны тоннами перевозили добываемую в озере рыбу. С тех пор как в 1980-х годах началось обмеление Арала, все они догнивают на приколе неподалеку от бывшего узбекского порта Муйнак.

Фото: Кэролин Дрейк

Казахское село Таштубек на побережье северной части Арала: мужчина в сапогах переносит рыбака в лодку. Благодаря построенной недавно плотине здесь все еще водится рыба.

Фото: Кэролин Дрейк

Жители узбекского поселка Кубла-Устюрт, веками занимавшиеся рыболовством, после того как вода ушла, были вынуждены переключиться на охоту.

Фото: Кэролин Дрейк

Житель села Акбасты (Казахстан) купается в природном горячем источнике, заведенном в специальное помещение. Когда-то Акбасты находился прямо на побережье, сегодня до воды 11 километров.

Фото: Кэролин Дрейк

Пастухи гонят овец через высохшие болотистые низины Каракалпакстана. Государство использует эти земли для нужд сельского хозяйства — в основном на них выращивают хлопок. «Если отдать их в частные руки, фермеры сами решат, что выгоднее культивировать, — комментирует эксперт Филип Миклин. — А водные ресурсы станут использоваться более эффективно».

Фото: Кэролин Дрейк

Источник: http://www.nat-geo.ru/nature/217711-kak-vysushit-more-za-polveka-tragicheskaya-istoriya-arala/   Статья опубликована в журнале National Geographic, №141, июнь 2015.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 1 месяц)(18:31:45 / 02-07-2015)

Аральское море было обречено, через несколько столетий предположительно оно бы само дошло бы до нынешнего состояния. Но люди катастрофически ускорили этот процесс.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 5 месяцев)(18:33:15 / 02-07-2015)

Может быть, может быть. Таков человек наверное.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 1 месяц)(18:42:49 / 02-07-2015)

Но у Аральского моря как ни странно есть шанс - всё зависит куда пойдут повышенные объёмы осадков из-за повышения средней температуры в экваториальном атлантическом регионе, из-за нарушения температурно-перераспределяющих перетоков Гольфстрима, и оответственно повышенного там испарения. Может даже в пустыне Гоби опять поплывут парусники с суровыми рыбаками, вооружёнными торговцами и лихими корсарами.

Аватар пользователя Виктор1690
Виктор1690(5 лет 2 месяца)(19:03:47 / 02-07-2015)

Люди просто ускорили процесс

 

Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 5 месяцев)(19:09:59 / 02-07-2015)

Очень даже может быть.

Аватар пользователя Виктор1690

Причем скоро по геологическим меркам миг проблема будет решена, произойдет прорыв Черного моря в Каспий и новый потоп.см 2-й рисунок, земли Казахстана под затоплениям - расчет при таиньи Гренландии и частичном Антарктиды

Аватар пользователя roman.kuvaldin
roman.kuvaldin(6 лет 1 неделя)(22:52:54 / 04-07-2015)

Они вообще-то уже соединены несколькими каналами.

Аватар пользователя Виктор1690

Канал Волго-Дон значительно выше и если даже убрать шлюзы самотек не пойдет, иначе давно прикаспийскую низменость бы затопило (ниже уровня океана)

Аватар пользователя vleo
vleo(3 года 4 месяца)(19:30:51 / 02-07-2015)

Или НЕ ускорили - пока никто в параллельной реальности ситуацию не исследовал. Факт то, что там было огромное море, от которого осталось только Каспийское. И это огромное море исчезло задолго до антропогенного влияния существенных масштабов.

Как притомила поганая Западна пропаганда - "мы все умрем". На самом деле УМРЕТ ПОГАНЫЙ БАНКСТЕРИЗМ-КАПИТАЛИЗМ, а "ученые", и "гуманитарии", находящиеся на содержании этой отмирающий политико-экономической системы все время путают смерть своих хозяев и смерть человечества, которое намного больше, чем паразитарные классы.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 5 месяцев)(19:34:33 / 02-07-2015)

На самом деле УМРЕТ ПОГАНЫЙ БАНКСТЕРИЗМ-КАПИТАЛИЗМ,


Я только ЗА!!!

Аватар пользователя Gruz1709
Gruz1709(3 года 9 месяцев)(19:09:23 / 02-07-2015)

Откройте любые спутниковые карты и зацените дельту реки Амударья. Либо так, либо вместо всего этого будет пустыня, но зато будет жалкое подобие моря.

Аватар пользователя Shalalak
Shalalak(5 лет 9 месяцев)(19:32:47 / 02-07-2015)

Дотянулся, проклятый Аменхотеп!

Аватар пользователя Виктор1690

Это не Аменхотеп.... А среднии века

 

Аватар пользователя andyt78
andyt78(4 года 2 месяца)(19:34:10 / 02-07-2015)

Когда речь заходит о попытках возродить Аральское море, жителей Каракалпакстана, одного из беднейших районов Узбекистана, никто и слышать не хочет. Страны выше по течению Амударьи считают, что воды этой реки принадлежат им. - но виноваты понятное дело кляты коммуняки. 

Ну и вообще, 30 млн населения  Узбекистана - это самое что ни на есть зверское надругательство большевиков над природой - в 20-х годах на территории узбекистана проживало не более 5 млн человек....

Комментарий администрации:  
*** Окрашиваю нашествие нацистов в розовые тона ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 5 месяцев)(19:45:33 / 02-07-2015)

Ну и вообще, 30 млн населения  Узбекистана - это самое что ни на есть зверское надругательство большевиков над природой - в 20-х годах на территории узбекистана проживало не более 5 млн человек..


Да, наверно, а стоило оно так расплождаться, и что далее ?

Дело не в СССР или Сталине или ещё ком то , дело (кмк) в отсутствие естественного отбора, который позволил за счет исчерпания дешевой энергии,  увеличить населения того же Узбекистана а разы за менее чем век, теперь же когда рухнет экономика, произойдет постепенное выравнивание и это будет не без потрясений. Проблема в пути что выбрало человечество.

В Йемене тоже кстати население выросло в разы , в Африке  на продуктах ГМО из США тоже, теперь что им есть, когда число их увеличилось , если произойдет обрушение экономик ? Наверное друг друга.

Больше, выгодней, рациональней, оптимальней, не всегда несет благо человеку, если смотреть не только через очки сиюминутные выгод. 

Аватар пользователя andyt78
andyt78(4 года 2 месяца)(19:53:18 / 02-07-2015)

Да, наверно, а стоило оно так расплождаться, и что далее ? - нет что вы можно вернуться в каменный век и жить охотой и собирательством))) бабы пускай таскают воду за 5 км от дома на коромыслах, дети пускай лечатся травой у знахарей, вместо домов - и землянки сойдут, мыться можно только летом - зимой мыться не обязательно))))

Дело не в СССР или Сталине - именно в них. Коммунистический строй дал гарантию определенного уровня жизни, при котором узбеки стали плодиться и размножаться. А что бы кормить этих людей - надо воду. В итоге встает вопрос - жалеть несколько тысяч рыбаков или продложать кормить и поить 30 миллионов человек.

теперь же когда рухнет экономика, произойдет постепенное выравнивание и это будет не без потрясений. - когда рухнет самолет, произойдет быстрое выравнивание, и это будет не без потрясений.  Не будем строить самолеты?

 
Проблема в пути что выбрало человечество,особенно. - хорошо расскажите какой путь должно выбрать человечество, что бы и арал не засыхал и население плодилося?


Больше, выгодней, рациональней, оптимальней, не всегда несет благо человеку, если смотреть не только через сиюминутные выгоды.  - эти критерии позволили построить нынешнюю цивилизацию. Даже критерий "выгоднее" до определенной поры развивал цивилизацию. Вам не нужна цивилизация? Просто ради интереса - сколько лично вы пожили дней в тайге без людей еды воды и средств свзязи?

Комментарий администрации:  
*** Окрашиваю нашествие нацистов в розовые тона ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 5 месяцев)(20:02:18 / 02-07-2015)

 нет что вы можно вернуться в каменный век и жить охотой и собирательством))) бабы пускай таскают воду за 5 км от дома на коромыслах, дети пускай лечатся травой у знахарей, вместо домов - и землянки сойдут, мыться можно только летом - зимой мыться не обязательно))))


Это я не предлагал, хотя очевидно, многим например Йемен, КСАравия, и мн.др. вернутся к верблюдам , земле и т.д. Вернется большая часть стран на планете.


 именно в них. Коммунистический строй дал гарантию определенного уровня жизни, при котором узбеки стали плодиться и размножаться. А что бы кормить этих людей - надо воду. В итоге встает вопрос - жалеть несколько тысяч рыбаков или продложать кормить и поить 30 миллионов человек.


Тогда выходит не нужно было менять их уклад жизни ? оставались бы в своем средневековье ? (не доросли...) 


эти критерии позволили построить нынешнюю цивилизацию. Даже критерий "выгоднее" до определенной поры развивал цивилизацию. Вам не нужна цивилизация? Просто ради интереса - сколько лично вы пожили дней в тайге без людей еды воды и средств свзязи?


Я тебя породил, я тебя и убью, вот что я думаю об этих критериях. На ограниченной планете ресурсов не безграничное количество.


Мне кажется нужен разумный баланс, между развитием цивилизации и темпами исчерпания энергии, ресурсов и т.д. 

Аватар пользователя andyt78
andyt78(4 года 2 месяца)(20:20:45 / 02-07-2015)

Это я не предлагал, хотя очевидно, многим например Йемен, КСАравия, и мн.др. вернутся к верблюдам , земле и т.д. - КСА имеет столько ресурсов что может прокормить миллиард людей)))) 

Вернется большая часть стран на планете. - мы вообще все умрем - не стоит и жить пытаться?))))

 Тогда выходит не нужно было менять их уклад жизни ? оставались бы в своем средневековье ? (не доросли...)  - если бы СССР не вытаскивал из срежневековья чурок и чухню - русские бы жили лучше - но были бы ничем не лучше нынешней пендосни. Что такое колония понимаете? Ваши моральные устои позволят вам жить за счет колоний, как сейчас это делают США? Это ведь серьезный вопрос на самом деле, почти такой же как "почему русских невозможно победить на войне?"


Я тебя породил, я тебя и убью, вот что я думаю об этих критериях - не вопрос - убивайте))) НО. Начните с себя. Убейте эти критерии сначала для себя. Я ведь не зря сказал про тайгу - проделайте такой эксперимент, просто ради интереса. Ну или хотя бы поинтересйтесь, отказываются ли выживальщики от изделий современной цивилизации - часов, нарезного огнестрела с унитарным боеприпасом, углепластиковых лодок)))  

 
Мне кажется нужен разумный баланс - вот это - правильно. Нужен баланс. НО. Нужно и развитие. Стагнация развития = смерть, любой биолог вам подтвердит. И далее - как найти этот баланс? А никак. Только опытным путем. Вот и экспериментирует цивилизация)))

Комментарий администрации:  
*** Окрашиваю нашествие нацистов в розовые тона ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 5 месяцев)(20:30:00 / 02-07-2015)

Всё оно верно, но баланс и поиск этого баланса будет продолжатся пока не будет найдет.

Вот если пожелаете , бедет время, желание, так сказать прочтите книгу, может если пойти так , возможно -устойчивое развитие : http://www.uhlib.ru/samosovershenstvovanie/chelovecheskii_cikl/index.php

Аватар пользователя greench
greench(3 года 6 месяцев)(21:08:25 / 02-07-2015)

Если бы СССР не тратил ресурсы на неблагодарных чурок и чухню, то был бы сейчас мировым гегемоном вместо США. Вы не видите разницу в колониальной эксплуатации и простом невмешательстве? Не помогать бедным странам задаром и не вытягивать их на свой уровень =/= колониальной эксплуатации. Так что не надо русским на совесть давить.

Аватар пользователя Redvook
Redvook(4 года 7 месяцев)(19:53:28 / 02-07-2015)

Проезжал я на поезде мимо Арала в начале 90-х. С утра начинали носить разнообразную копченую рыбу (от суперской по качеству до сильно с душком). И так целый день. Что туда, что обратно. А Арал и засоление там изучали не только и даже не столько в мичиганских университетах, а во вполне себе советских. И с проблемой боролись. Как Союза не стало, так Арал изчез за 15 лет. А виновато проклятое советское наследие.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 5 месяцев)(19:57:29 / 02-07-2015)

Если бы СССР существовал, проблему бы решали, и в принцыпе в зависимости от руководства, могли бы и решить, в виду развала страны теперь она не решаема в принципе.

Аватар пользователя Redvook
Redvook(4 года 7 месяцев)(20:39:15 / 02-07-2015)

Осталось вбить последний гвоздь в гроб этого региона - по совету профессора из мичиганов отдать все в частные руки. Частники же все сделают правильно! При этом расход воды не учитывается практически никак.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 2 месяца)(21:34:20 / 02-07-2015)

Да. Аральский копченый жерех - это класс! В поездах продавали среднего по качеству. А на заказ в Ташкент привозили с Каракалпакии. В октябре-декабре это супер-пупер. Четыре года назад заезжал в Аральск. На базарчике купил жериха. Прямо там и сожрал его. Ловят не в остатках Арала, а в озерах.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Redvook
Redvook(4 года 7 месяцев)(22:33:57 / 02-07-2015)

Точно, жерех! Домашнего копчения! Ни с одной рыбой промышленного копчения не сравнится!

Аватар пользователя tirl
tirl(2 года 9 месяцев)(20:44:25 / 02-07-2015)

1. А озеро Чад уменьшилось в 26 раз за нескольео лет - это тоже Сталин?

2. Только благодаря сталинской ирригации и милиорации сейчас живы 3 узбека из 4-х. То есть три узбека из четырех должны благодарить за то, что они живут не аллаха, а ИВС.

3. У СССР был отличный проект, о котором в статье, естествеено, ни слова - поворот сибирских рек. А точнее отбор части воды сливающейся в Ледовитые океан и направление его в Арал. И можно не сомневаться, что эта задача была бы решена. 

4. По-ходу у них там в Узбекистане аналог Мертвого моря постепенно образуется. Такое же лечебное будет,тоже объявят, что прибрежная грязь от всех болезней и бизнес попрет. Кстати, Мертвое море тоже пересыхает на 1 метр в год, тоже наверное Сталин.

Аватар пользователя Монгол

Почему же не решаема? Проект переброски сибирских рек - вот решение.

Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 5 месяцев)(20:53:51 / 02-07-2015)

Это скорее усугубит , чем решит проблему.

Аватар пользователя Виктор1690

6м перепада или 12-14км прокопки канала приведут к колапсу прорыва Черного моря в Каспий.

Аналогичная катастрофа ужо была, прорыв Средиземного моря в Черное, некоторые ученые утверждают что это и было библейским потом 

 

Аватар пользователя Монгол

Чем же усугубит? Нормальный такой проект.Важно просчитать всё,до мелочей.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 2 месяца)(21:37:31 / 02-07-2015)

/////Мужчина обрубает лишние ветви на карагаче в городе Казанкеткен (Узбекистан).////


Автор не въехал в местную специфику. Этот карагач выращивают на дрова. Каждые 4-5 лет ветви обрубают.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Производственник

мы несем ответственность за антропогенные изменения в природе.


Это перед кем же интересно? Планете Земля такое слово, как ответственность и все, что за ним стоит - не нужно.

Аватар пользователя geoman
geoman(5 лет 10 месяцев)(23:29:40 / 02-07-2015)

У Арала периодичное пересыхание. Так он, конечно, не высыхал. Но высыхал. Геологические исследования ясно и однозначно это показывают. Арал пересыхал не раз. Так что расстраиваться не стоит. После кризиса народа поменьше будет, а Арала побольше.

Аватар пользователя geoman
geoman(5 лет 10 месяцев)(23:33:07 / 02-07-2015)

Вода в Каракалпакии плохая. Но другой нет. Привыкнуть невозможно. Раз пять там бывал.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...