Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

21 июня 1941 года на вооружение принята реактивная установка БМ-13 «Катюша»

Аватар пользователя PIPL

Этот день в истории:

21 июня 1941 г. накануне Великой Отечественной войны на вооружение советской армии была принята созданная НИИ-3 под руководством А. Г. Костикова многозарядная реактивная пусковая установка БМ-13, получившая неофициальное название «Катюша».

«Катюша» стала первой отечественной мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО), которая включала в себя реактивные снаряды, пусковые установки (ПУ), приборы управления стрельбой и транспортные средства. Самоходные пусковые установки на автомобилях получили обозначение боевых машин (БМ) реактивной артиллерии. Многозарядность РСЗО определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника. Боевая машина БМ-13 имела 16 направляющих для пуска 132 мм снарядов М-13, каждый весом 42 кг с дальностью полёта 8 тыс. 470 м.

25 декабря 1939 г. 132 мм реактивный снаряд М-13 и пусковая установка, получившая название «Боевая машина 13» (БМ-13) были одобрены Артиллерийским управлением Красной Армии. НИИ-З получил заказ на изготовление пяти таких установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. В течение лета и осени 1940 г. НИИ-3 изготовил шесть пусковых установок БМ-13. Осенью того же года пусковые установки БМ-13 и партия снарядов М-13 были готовы для испытаний. 17 июня 1941 г. на подмосковном полигоне во время осмотра образцов нового вооружения Красной Армии были произведены залповые пуски из боевых машин БМ-13.

21 июня 1941 г. после осмотра образцов ракетного оружия Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин принял решение о развёртывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей.

В конце июня 1941 г. под Москвой была сформирована первая отдельная экспериментальная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана И. А. Флёрова, которая 14 июля 1941 г. в районе железнодорожного узла Орша и на переправе через р. Оршицу впервые выпустила залпы по врагу.

В этот день немецкое командование получило паническое донесение с фронта: «Русские применили батарею с необычным числом орудий. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налёт подобен урагану. Потери в людях значительные».

Результаты обстрела с помощью «Катюш» оказались столь впечатляющими, что к сентябрю было создано ещё семь батарей, а в августе 1941 г. Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о сформировании восьми полков реактивной артиллерии, вооружённых боевыми установками БМ-8 и БМ-13.

Реактивная артиллерия использовалась массированно на важнейших направлениях советско-германского фронта и оказывала значительное влияние на ход боевых действий. По заявкам армии в годы войны были созданы различные варианты реактивных снарядов и пусковых установок (БМ13-СН, БМ8-48, БМ31-12 и др.). В июле 1941 — декабре 1944 гг. советская промышленность изготовила свыше 10 тыс. боевых машин «Катюша» и свыше 12 млн. реактивных снарядов к ним.

Происхождение народного названия реактивной установки БМ-13 точно не установлено. Наиболее распространены версии, связывающие его с популярной в то время песней; с характерным звуком, издаваемым при пуске ракет, и с заводским знаком производителя (воронежского завода им. Коминтерна) — буквой «К», стоявшей на пусковой установке.

Лит.: Каргопольцев С. Флёров Иван Андреевич [Электронный ресурс] // Герои страны. 2000-2013. URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5231; Ляховецкий Я. М. Дивизион резерва. О творцах «Катюши» [Электронный ресурс] // Вторая мировая война. 2005-2013. URL: http://www.world-war.ru/printer_1185.html; Нестеренко А. И. Огонь ведут Катюши. М., 1975; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.sinopa.ee/katusha/katusha01/katus00/katusha01.htm; Павлов Ю. А. По дорогам войны с «катюшами». М., 2002; Прохорков И., Трусов В. Реактивная артиллерия в Великой Отечественной войне // Военно-исторический журнал. 1966. № 1; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.rkka.ru/analys/reaktiv/main.htm#z1; Сушан Г. Такие разные «Катюши» // Техника молодёжи. 2002. № 8.

http://www.prlib.ru/history/Pages/Item.aspx?itemid=569

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя dr_eburg
dr_eburg(3 года 11 месяцев)(19:10:48 / 21-06-2015)

И на каких грузовиках монтировались они?

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(19:11:53 / 21-06-2015)

На картинке упомянуто.

Аватар пользователя dr_eburg
dr_eburg(3 года 11 месяцев)(19:14:06 / 21-06-2015)

Верно, Студебеккер. Спасибо деду за победу.

Аватар пользователя Красный аноним

Верно, Студебеккер.

Ужас какой.

Газон перед домом покрашен?

Аватар пользователя miha
miha(2 года 6 месяцев)(19:47:59 / 21-06-2015)

А у нас подобные идиоты выискивают жовто-сыне сочетание цветов на знаменитостях и неистово дрочат.Складывается впечатление,что паренек коренной амер и владелец марки "Студебеккер",так его прет,как свидомого от вышиванки.

Аватар пользователя Красный аноним

Да не заводись. Он местный несмешной клоун, безобидный. Так сказать, глупый брат овцы.

Аватар пользователя miha
miha(2 года 6 месяцев)(19:57:12 / 21-06-2015)

Это не смешно.Он опошляет классный лозунг:"Спасибо деду..",а за такое в морду надо.

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(20:04:55 / 21-06-2015)

Мы незнаем про его деда. Вполне возможно он воевал на студебеккере и да тогда мы были союзники.

Аватар пользователя miha
miha(2 года 6 месяцев)(20:08:16 / 21-06-2015)

И то.Пусть уточнит тогда.А если нет-то провокация.

Аватар пользователя dr_eburg
dr_eburg(3 года 11 месяцев)(20:11:03 / 21-06-2015)

А ты насыпь. Что ж ты в монитор плюешь?

Аватар пользователя miha
miha(2 года 6 месяцев)(20:23:00 / 21-06-2015)

Я монитор берегу.А попадешься,дам транды.Ты еще и гаденыш,оказывается.

Аватар пользователя dr_eburg
dr_eburg(3 года 11 месяцев)(20:26:42 / 21-06-2015)

В интернетах все смелые. Лелик мне с 2008 года обещает с ноги в харю заехать, но базар не держит.

Аватар пользователя miha
miha(2 года 6 месяцев)(20:27:55 / 21-06-2015)

Пошел вон,мразь..

Аватар пользователя dr_eburg
dr_eburg(3 года 11 месяцев)(20:32:46 / 21-06-2015)

Любимый сетевой спорт - вывести собеседника из себя за наименьшее количество реплик.

Вам тоже всего хорошего.

Аватар пользователя miha
miha(2 года 6 месяцев)(20:45:07 / 21-06-2015)

Да ты еще и идиот.В бан

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(19:50:39 / 21-06-2015)

Предлагаю остановиться на достигнутом.

Аватар пользователя Arsik
Arsik(3 года 3 месяца)(19:54:38 / 21-06-2015)

Монтировались на всём.

На Студебеккерах, лёгких танках, тракторах СТЗ, даже на Виллисах

Сравните с убогими РСЗО амеров)) 

Аватар пользователя partya
partya(4 года 10 месяцев)(20:08:20 / 21-06-2015)

ЗИС-6

С 1943 на Студебекерах.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(5 лет 2 недели)(20:36:12 / 21-06-2015)

Аватар пользователя aldr
aldr(2 года 5 месяцев)(21:11:21 / 21-06-2015)

первые установки были на ЗИС-6, Студебеккеры стали использоваться, только после поставок по ленд-лизу.

Аватар пользователя Project Mayhem
Project Mayhem(2 года 5 месяцев)(01:57:49 / 24-06-2015)

зис этот был кстати осевоен из машинокомплектов амерской Autocar Dispatch SA

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(19:21:04 / 24-06-2015)

По подрбней можно? Со сылками, пожалуйста.

Аватар пользователя BobberRu
BobberRu(3 года 4 недели)(19:13:03 / 21-06-2015)

Ждём описание подвига Флёрова )))

Спс! Инт!!! (С) ))

Аватар пользователя SkySheep80
SkySheep80(3 года 5 месяцев)(19:57:52 / 21-06-2015)

Настоящим папой «Катюш» стал американский «Студебекер»

За четыре года войны наибольшее число «Катюш» было смонтировано на полноприводных трехосных «Студебекерах». Как бы непатриотично это ни звучало, но именно благодаря мощным и надежным американским грузовикам, наши батареи реактивных установок получили нужную фронту мобильность, а в словарь русского языка прочно вошло новое слово «студебекер», означающее — «военный грузовик». Многие не догадывались, что это была фамилия братьев-голландцев — Генри и Клема, основавших в середине Х1Х века производство конных повозок для нужд армии. Накануне Великой Отечественной компания входила в десятку крупнейших автопроизводителей США. Первые трехосные армейские машины этой марки, получившие индекс US-6, сошли с конвейера «Студебекера» в конце 1941 года. Тогда же и решено было отправлять их в армии союзников, в основном — в СССР.

К нам было завезено большинство из 197 тысяч выпущенных грузовиков. Причем поступали они к нам в разобранном виде. Отверточную сборку грузовиков и монтаж на них реактивных установок осуществляли на эвакуированном заводе ЗИС.

Американцы выпускали дюжину различных модификаций US-6 — с ведущим передним мостом и колесной формулой 6Х6, с обычным — 6Х4 и т. д. В Красной Армии предпочитали машины в варианте 6Х6. Их шестицилиндровый карбюраторный двигатель развивал мощность до 95 л.с., а максимальная скорость с полной нагрузкой достигала 70 км/ч по шоссе. Полного бака хватало обычно на 300−400 км.

Во фронтовых условиях «Студебекеры» (или, как их еще называли, «студеры») зарекомендовали себя достаточно надежными и прочными машинами, на которые запросто можно было загрузить пять тонн грузов. Единственным недостатком американцев была повышенная требовательность движков к качеству топлива и смазки. Но и это проблему удавалось решать — часто за счет трофейных бензина и масла.

Так и провоевали до конца войны эта пара: наша «Катюша» на американских колесах.

Комментарий администрации:  
*** Начальник Генштаба либерального диванного похода против Трампа и Путина ***
Аватар пользователя BobberRu
BobberRu(3 года 4 недели)(22:16:54 / 21-06-2015)

Ждём описания подвига г-на Студебеккера ))))

За Студебеккеры уплачено. Только бизнес, ничего личного )

Спасибо Павлу

...За 5 лет войны из 3374 использованных под боевые машины шасси на ЗИС-6 приходится 372 (11%), на «Студебеккер» – 1845 (54,7%), на остальные 17 типов шасси (кроме «Виллиса» с горными пусковыми установками) – 1157 (34,3%)...

Правильная методика ) Не то что Ваша ))) Фраза точна и понятна.

Аватар пользователя dr_eburg
dr_eburg(3 года 11 месяцев)(20:17:32 / 21-06-2015)

Нет, не уплачено. Должок висит.

Аватар пользователя BobberRu
BobberRu(3 года 4 недели)(22:08:40 / 21-06-2015)

Плин!!! Точно!! Платить и каяться (с) Но все же уплачено ) Не спорьте. Инфа 200%!

Аватар пользователя jaff_13
jaff_13(5 лет 1 месяц)(12:48:50 / 24-06-2015)

"долг за ленд лиз был долгом правительству США, то есть частью долга Парижскому клубу. Россия полностью погасила свою задолженность перед Парижским клубом в августе 2006 года."

Аватар пользователя SkySheep80
SkySheep80(3 года 5 месяцев)(03:12:19 / 22-06-2015)

За студебеккеры было заплачено примерно 1% от их стоимости. Остальные 99% были подарком.

Комментарий администрации:  
*** Начальник Генштаба либерального диванного похода против Трампа и Путина ***
Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(13:14:15 / 22-06-2015)

"Бойтесь данайцев дары приносящих". (с)

Аватар пользователя jaff_13
jaff_13(5 лет 1 месяц)(12:50:48 / 24-06-2015)

может, лучше так - остальные 99% были списаны под прибыль от поставок Германии? ))

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(19:48:52 / 24-06-2015)

Настоящим папой «Катюш» стал американский «Студебекер»

Не будь «Катюш» что бы делал «Студебекер»? Студебекер» не папа, он даже не мама, так лакей коляску с дитём возящий.

Аватар пользователя M.x.
M.x.(2 года 5 месяцев)(20:10:39 / 21-06-2015)

А почему обошли тему "Ванюш"?

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(20:20:24 / 21-06-2015)

Вы каких «ванюш» имеете ввиду?

Интересно, что советские солдаты называли 150-мм Nb.W 41 “Ванюшами”, по аналогии с M-13, называемыми “Катюшами”.

http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/rocket-projector-d/rocket-projector-d.shtml

Это не наше изобретение.

Аватар пользователя miha
miha(2 года 6 месяцев)(20:27:03 / 21-06-2015)

Это потому,что русские незлобливы и великодушны.Немцы называли "Катюшу" "Сталинским органом",если не ошибаюсь.

Аватар пользователя BobberRu
BobberRu(3 года 4 недели)(22:40:11 / 21-06-2015)

Согласно серии книг "военные мемуары" шестистволки называли "ишаком" ) из-за характерного звука. Не встречали такого названия?

"Ванюша" это крупнокалиберная ракета с надколиберной боевой частью, как сейчас бы сказали, контейнерного типа. Малая дальность, невысокая точность, высокое фугасное действие. Как найду описание, так допишу инфу. Их не "обходили". ) Тема про БМ-13 ) Только и всего. 

UPD: засомневался с " ванюшей" (( я говорил про ракету М-31. Вот тут http://night-panther.com/military_themes/military_equipment/luka-i-katyusha-protiv-vanyushi/ Широкорад пишет про РСЗО. Запутался я ( или не я ))) но он пишет:

С 1942 г. миномет «Д» немцы начали именовать 15-см Nb.W 41, т. е. дымовой миномет (пусковая) обр. 1941 г. Наши солдаты миномет такого типа называли «Иваном» или «Ванюшей». 

Для многих Широкорад не авторитет. ) Знаю ) Но что попалось )

Так как же называли М-31(30)?

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(23:51:11 / 21-06-2015)

22 июня против Брестской крепости были выставлены 9 батарей четвёртого полка минометов спецназначения. Ими оказались 6-ти ствольные 150-миллиметровые минометы «Небельверфер» которые были названы в честь того кто их создал - Рудольфа Небеля. У нас их называли по разному: «скрипун», «ишак», «дурилка», «Ванюша»... Первые два прозвища были получены из-за характерно резкого звука взлетающих мин.

http://topwar.ru/5649-katyusha-protiv-vanyushi.html

Так как же называли М-31(30)?

За характерную форму фронтовые остряки назвали эти снаряды «Лукой» по аналогии с произведением Баркова. Понятное дело, что агитпроп не мог это пропустить, попытки назвать его "Ванюша" провалились, какой же это «Ванюша» если это «Лука», именно поэтому М-31(30) упоминали крайне редко и только по индексу.

Что, на мой взгляд, несправедливо по отношению к очень хорошему оружию.

Аватар пользователя BobberRu
BobberRu(3 года 4 недели)(00:25:14 / 22-06-2015)

Ага!!! Спасибо!

А ещё есть прозвище "Иван-долбай" ) не знаю чьё ))

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(00:27:50 / 22-06-2015)

Тот же "Лука".

Аватар пользователя Barminolo
Barminolo(3 года 7 месяцев)(11:09:14 / 22-06-2015)

Он видимо имеет в виду "иван сараями стреляет". Немцы так говорили из-за того, что они (М31 - третья сверху на картинке) шли в деревянных упаковках, и зачастую улетали вместе с ними :-) 

Вот неплохая статья

Аватар пользователя M.x.
M.x.(2 года 5 месяцев)(20:29:42 / 21-06-2015)

Это не наше изобретение.

А вы зацените различия в ттх и в способах применения. А также просмотрите кинохронику, где показаны залпы "катюш»

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(5 лет 2 недели)(20:35:23 / 21-06-2015)
Сегодня - день ракетных войск и артиллерии.

В этом материале подробно расписано о становлении нашей реактивной артиллерии, про Катюши, Ванюши и многое другое...

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(20:39:25 / 21-06-2015)

Спасибо.

Аватар пользователя aldr
aldr(2 года 5 месяцев)(15:35:20 / 23-06-2015)

"... к сентябрю было создано ещё семь батарей, а в августе 1941 г. Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о сформировании восьми полков реактивной артиллерии, вооружённых боевыми установками БМ-8 и БМ-13"

Это из области мифологии.

В первых числах августа было 9 батарей: на западном направлении (точнее на Зап и Рез фронтах) действовали 8 батарей, всего 43 установки (3 батареи по 7, 9, 3 уст., 4 бат. по 4 уст, 1 бат 6 уст, 2 установки "потерялись" на пути из Москвы в 24-ю Армию), одна батарея (Дегтярева )- на Ленфронте - 6 установок.

Батарея Небоженко (6 уст.) была на Резфронте с 4 по 8 августа (не стреляла), затем была переброшена в Киев, на ЮЗФ, где и дала свой первый залп. После возвращения в Москву в середине сентября, вновь вернулась на Резфронт в конце сентября.

К 2 сентября было сформировано уже 4 полка БМ-13 по 48 установок, но в августе действовал только 1-й гмп на Брянском фронте.  План по выпуску БМ-8 в августе был провален.

Кому интересно, может ознакомиться с моим документальным расследованием "Катюши (БМ-13) на западном направлении к началу операции Тайфун" http://aldr-m.livejournal.com/8509.html

и "Продолжение истории батареи старшего лейтенанта Небоженко" http://aldr-m.livejournal.com/9178.html

 

 

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...