Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Карандашные пометки биолога на полях книги Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ»

Аватар пользователя krol_jumarevich

Тотальному геодетерменизму Джареда Даймонда оппонирует Кирилл Еськов. Его статья:

"Когда ученый вторгается в чужую для себя область науки, он рискует стать посмешищем для тамошних специалистов (как это произошло, например, с некоторыми вполне уважаемыми в профессиональном сообществе математиками, решившими «улучшить» историческую хронологию). Есть, однако, и удачные примеры таких вторжений, например метеоролог и физик атмосферы Альфред Вегенер (Alfred Lothar Wegener) — создатель теории дрейфа материков, произведший революцию в исторической геологии. Иногда наблюдательный «чужак» подмечает те странности, на которые давным-давно «замылился глаз» у «аборигенов». Именно это произошло и с Джаредом Даймондом (Jared Diamond) — орнитологом, сотрудником Эрнста Майра (Ernst Walter Mayr), одного из отцов-основателей СТЭ (синтетической теории эволюции). Даймонд провел многие годы в зоологических экспедициях на Новой Гвинее и островах Пацифики, где обратился к истории первобытных обществ.

Даймонд начинает книгу с изложения своего давнего диалога с папуасским вождем-реформатором Яли, получившим европейское образование; тот озадачил своего молодого белого приятеля простым вроде бы вопросом: «Отчего у вас, белых, столько разнообразногокарго, а мои чернокожие братья, хоть наизнанку вывернись, живут в нищете, хворости и невежестве? Что мы делаем/делали не так?» Или, в чуть другой модальности: отчего в процессе начавшейся с 1492 г. европейской экспансии при любых столкновениях европейцев с народами/цивилизациями обеих Америк, Африки к югу от Сахары и Австралии с Океанией вопрос возникал лишь о числе раундов до нокаута?

Ну, а поскольку по нынешним временам любая попытка указать на различия между «цивилизованными» и «отсталыми» народами (не антропологические даже, упаси бог, а чисто социокультурные!) однозначно неполиткорректно, это нежданно-негаданно сделало респектабельным давно, казалось бы, похороненный историками географический детерминизм. И неудивительно, что взгляды создавшего новейший вариант этого самого географического детерминизма Даймонда — естествоиспытателя, профессионально разбирающегося в вопросах биогеографии и биологической эволюции, стали весьма популярны, а книга его удостоилась Пулитцеровской премии и сделалась мировым бестселлером.

Суть концепции Даймонда в двух словах такова. Поворотным пунктом в истории человечества стал произошедший в послеледниковую эпоху переход к производству продовольствия (в привычных нам терминах — «переход от присваивающего хозяйства к производящему»), сиречь от охоты/собирательства к скотоводству/земледелию. Племя, располагающее избытком продовольствия, обретает возможность содержать некоторое количество «нахлебников», непосредственно не связанных с добыванием пищи, -сперва профессиональных воинов, а затем управленцев, ремесленников и проч. На множестве примеров из истории межплеменных конфликтов, главным образом в Пацифике (этот раздел книги Даймонда мне лично показался наиболее интересным), автор убедительно демонстрирует, что охотники/собиратели не имеют ни малейшего шанса победить в столкновении с соседями, обзаведшимися уже такого рода «профессиональной армией»; ну а дальше, когда «сытые» обзаводятся еще и централизованным управлением (позволяющим концентрировать ресурсы на стратегически важных направлениях), ремесленниками-изобретателями и т.п., положение первых становится совершенно уже безнадежным.

Важно, что появление означенного излишка продовольствия создает в системе множество положительных обратных связей — «автокаталитических петель» (например, связанный с переходом к земледелию переход к оседлости позволяет женщине рожать без длительных перерывов, что для кочевых собирателей в принципе невозможно из-за проблем с транспортировкой младенцев; это создает избыток населения, который в свой черед создает еще больший излишек продовольствия, который… ну, и т.д.). При этом Даймонд не забывает опровергать некоторые глубоко укоренившиеся стереотипы (вроде того, что «жизнь земледельца/скотовода более сытая и легкая, чем у охотника/собирателя»: ничего подобного, выигрыш земледельца, во всяком случае поначалу, не в количестве пищи, а лишь в стабильности ее источника). Как бы то ни было, в силу упомянутых положительных обратных связей разрыв между «сытыми-многочисленными-технологически развитыми» и «голодными-малочисленными-отсталыми» с течением времени только увеличивается: «Кто не успел — тот опоздал». Так что ключевым вопросом здесь становится то, кому какие карты пришли при первой раздаче.

Дело в том, что виды животных и растений, потенциально пригодные для доместикации (а их не так уж много), распределены по планете весьма неравномерно, и в некоторых крупных регионах их может не оказаться вовсе (и реально не оказывается). Кроме того, в силу различной конфигурации материков и фрагментирующих их преград (горы, пустыни, непроходимые джунгли) населяющие их племена/народы имеют очень разные возможности для того, чтоб обмениваться с соседями технологическими достижениями, начиная с одомашненных животных и растений (это знает всякий, кто играл в «Цивилизацию» Сида Мейера). Подобная ситуация порождает еще одну — и как бы не самую важную — «автокаталитическую петлю».

Вот вам Евразия (в широком смысле): большинство наших домашних животных и растений происходят из окрестностей Плодородного полумесяца в Передней Азии (корова-лошадь-овца-коза; ячмень-овес-обе пшеницы) либо из Китая (свинья-курица; рис-просо), плюс кое-что добавили вторичные центры — Индия, Египет, Абиссиния и т.п. Материк ориентирован широтно и не разделен непреодолимыми преградами, так что доместикаты и сельхозтехнологии беспрепятственно мигрируют по нему из конца в конец вдоль по ландшафтно-климатическим зонам, формируя «единое сельскохозяйственное пространство» от Японии до Ирландии. Доводы Даймонда тут вполне убедительны: популяционно-генетическая структура американских культурных растений (фасоли, перцев) показывает, что их виды выводили из диких предков в разных местах континента параллельно и независимо, тогда как в Евразии все окультуривания были однократными: в повторных попытках уже не было нужды.

Иное дело — Африка («Африка к югу от Сахары», в смысле): она изолирована от основных евразийских «центров производства продовольствия» той самой Сахарой, а юг ее — еще и сплошной полосой малопригодных для хозяйства (да и вообще для нормальной жизни) экваториальных лесов. Местная же мегафауна, при ее кажущемся разнообразии, оказалась непригодной для одомашнивания; Даймонд формулирует на сей счет свой «принцип Анны Карениной» (парафраз от «все несчастные семьи несчастны по-своему»): для одомашнивания животное должно обладать целым набором параметров, и «незачет» хотя бы по одному из них делает бесполезными все остальные его достоинства (например: гепард прекрасно приручается и являет собой великолепное охотничье животное, но все трехтысячелетние попытки его разведения в неволе оказались тщетными; зебры, напротив, отлично размножаются в неволе, но злобны до полной неприручаемости; слоны размножаются настолько медленно, что проще их отлавливать в природе и индивидуально приручать; и т.п.). Итоговый вывод Даймонда: всё, что не одомашнено на сегодняшний день, -неодомашниваемо в принципе (по тем или иным причинам). Что же касается Америк (обеих), то там и одомашнивать-то фактически некого: всю подходящую мегафауну там истребили еще первые охотники из культуры Кловис — вот и пришлось им, бедолагам, довольствоваться потом недорезанными ламами да морскими свинками. Ну, а в Австралии и того-то не было. Такая вот печаль.

Надо заметить, что биолога, ориентирующегося в зоогеографии, должны исходно насторожить некоторые географические построения Даймонда — ну, например, вышеприведенные его рассуждения об Африке. Вообще-то Афро-тропическая область изолирована от Голарктической ничуть не сильнее, чем Ориентальная (и объединяется с ними в составе Арктогеи). Сахара на протяжении большей части ее истории никакой пустыней не была (это не Атакама с Намибом и даже не Гоби) и серьезной преградой, соответственно, ни для чего не являлась: фрески Тассилии и крокодилы, обитавшие в речках нагорья Тибести еще в начале XX века, тому подтверждение. В любом случае, пустыня та прорезана не только степпинг-стоунами облесенных в недавнем прошлом нагорий (цепь Дафур — Эннеду -Тибести — Ахаггар), но и сквозным «коридором» долины Нила; дальше же к югу начинается Абиссинское нагорье и тянущиеся далеко за экватор меридионально ориентированные горы Восточной Африки, являющиеся таким же «коридором» сквозь зону влажных тропических лесов (именно этим путем многочисленные средиземноморские фаунистические элементы достигают Южной Африки).

То же относится и к Новому Свету. Обе Америки прорезаны ровно поперек широтных климатических зон Кордильерами и Андами с их полнопрофильной вертикальной зональностью; таким образом, животные и растения имеют возможность «просачиваться» сквозь чуждую им климатическую зону, меняя высотный пояс. Здесь есть свои ограничения (например, длина светового дня для растений), но то, что такие миграции реально происходили, можно видеть хотя бы из современных биполярных дизъюнктивных ареалов таксонов низшего ранга (Северная Америка — крайний юг Южной). Возвращаясь к «производству продовольствия»: никаким особым изолятом «Африка к югу от Сахары» в действительности не является; с учетом наличия вторичного Абиссинского центра доместикации, встроиться в «Единую Евразию» этим территориям было ничуть не сложнее, чем Индии, и намного проще, чем тропической Юго-Восточной Азии; но вот Азия -да, а Африка — нет.

Что же касается одомашнивания, то тут Даймонд пишет иной раз удивительные вещи — вроде того, что гепард якобы не размножается в неволе, а антилопа канна не приручается, и даже описывает препятствующие этому физиологические механизмы. Описания те подробны и были бы весьма убедительны, если бы не одно «но»: фермы, на которых разводят канн, получая от них мясо и молоко, реально существуют (в том числе в заповеднике Аскания-Нова), а детенышей «неразмножающе-гося в неволе» гепарда уже много лет может видеть въяве и вживе любой посетитель Московского зоопарка. И проблема тут, похоже, лежит в совершенно иной плоскости, чем это представляется Дай-монду: собственно, зачем вообще нужно такое домашнее животное, как гепард? Что полезного он может дать человеку в обмен на несколько килограммов ежедневно съедаемого мяса? В общем-то ничего сверх того, что может собака… Именно поэтому охотничьи гепарды (равно как ловчие сокола) проходят по разряду «барской придури», а те мизерные их количества, на которые есть потребность, по-любому легче отлавливать в природе и приручать, чем заводить отдельный технологический цикл по одомашниванию.

Даймондовский «принцип Анны Карениной» (сам по себе вполне правильный) необходимо дополнить. ну, назовем его так: «принципом советского автопрома». То очевидное обстоятельство, что подержанные «форды» и «тойоты» «выносят» «волги» с «жигулями» в тот самый миг, как открывается граница, не должно заслонять от нас тот факт, что советский автопром десятилетиями, пусть и со скрипом, но обеспечивал потребности страны в автомобильном транспорте. Или, скажем, воспетая в куваев-ской «Территории» добыча оловянной руды на заполярной Чукотке: совершеннейшая бессмыслица для страны, нормально встроенной в мировую экономику (где есть Малайя и Боливия с их неисчерпаемыми запасами олова), но насущная необходимость для страны «осажденной крепости». Применительно к нашей проблеме: целый ряд животных, судя по всему, не был одомашнен не потому, что этого сделать нельзя, а потому, что уже имелся в наличии аналог, лучший по качеству; но вот если выбирать не из чего — тут уже начинается совсем другой разговор.

И если мы начнем разбирать ситуацию с цивилизациями Нового Света, без «принципа советского автопрома» никак не обойтись.

Интереснее всего протестировать концепцию Даймонда на любимом им самим материале противопоставления Евразии и доколумбовой Америки, где всё же возникли, хоть и с большим запозданием, большие технологически развитые империи. Автор полагает, что исходный дефицит в Новом Свете крупносеменных злаков (только кукуруза, заметно уступающая пшенице по содержанию белка) и особенно пригодных для одомашнивания животных (список их исчерпывается ламой, морской свинкой, индейкой и мускусной уткой, плюс собаки, разводимые ацтеками на мясо) крайне замедлил рост численности населения; дело тут не только в дефиците мяса и молока как таковом, а в отсутствии вьючных и тягловых животных, исключающем пахоту, транспортировку грузов и проч., что в свою очередь тормозит развитие сельхозтехноло-гий. Кроме того, три основных ареала тамошних городских цивилизаций — Анды, Мезоамерика и долина Миссисипи — изолированы друг от друга непроходимыми малярийными джунглями Панамского перешейка и пустынями Северной Мексики соответственно, что исключало межцивилизационный технологический обмен. Ну и итог: Писарро с тремя сотнями головорезов рушит, как карточный домик, великую империю инков, поскольку имеет за плечами управляемое «письменной» бюрократией государство с металлургическими и мореходными технологиями. Довершают дело болезнетворные микроорганизмы, почерпнутые некогда европейцами от домашнего скота; сами-то они за тысячелетия коэволюции к тем болезням более или менее адаптировались, а вот индейцев (как позже жителей Пацифики) те выкашивают напрочь. Но началось всё — еще раз! — с того, что индейцам 15 тыс. лет назад, при заселении континента, недодали местных животных и растений с соответствующими ТТХ…

На самом деле американская ситуация выглядит не столь плачевно. По основным группам сельскохозяйственных растений (бахчевые, бобовые, масличные, волокнистые) наблюдается примерный паритет с Евразией, а американский дефицит по зерновым вполне искупается тамошним преимуществом по клубневым и корнеплодам (картофель и тропические батат с маниоком). Если приплюсовать сюда потрясающую мезоамериканскую агротехнику (например, «плавучие огороды»-чинампы, дающие по 6 урожаев год),

а также кишащие рыбой и морепродуктами воды Перуанского апвеллинга (считается, что первые южноамериканские сложные общества с монументальной архитектурой середины III тысячелетия до н.э. возникли как раз на основе высокоразвитого рыболовства) — все не так уж страшно. Кстати, любопытно: про возможность снимать в тропиках, в том числе в Америке, по нескольку урожаев в год географический детерминист (так?..) Даймонд умудряется не упомянуть в своей 700-стра-ничной книге строго ни разу! Так что теории теориями, а по факту-то Ацтекская империя с ее многомиллионным населением (от 5-6 до 12-15, по разным оценкам) была одним из самых густонаселенных государств, а четвертьмиллионный Те-ночтитлан — одним из крупнейших городов тогдашнего мира.

Ситуация с домашними животными в Новом Свете и вправду смотрится намного хуже Евразийской, однако набор потенциально пригодных для доместикации видов всё же не исчерпывается ламой, морской свинкой, индейкой и мускусной уткой.

Карибу. На территории Евразии северный олень был одомашнен как минимум трижды, независимо: в Лапландии, на Чукотке и в горах Восточной Сибири; оленеводство составляет основу жизненного уклада многих настоящих скотоводческих культур, а у народов Северо-Востока Сибири (юкагиров и чукчей) оленей использовали в войнах: нарты с возницей и стрелком представляли собой точный аналог боевых колесниц. Есть точка зрения, будто северный олень — это еще не настоящее домашнее животное, а так, полуфабрикат, мало чем отличающийся от дикого предка. Сторонники этой точки зрения, похоже, в глаза не видали эвенкского ездового учага: он едва ли не вдвое крупнее дикого оленя и ходит под седлом (а не только в запряжке). Как домашнее животное олень уж никак не уступает по ценности ламе. А вот ни единой попытки одомашнить карибу по ту сторону Берингова пролива, на Американском континенте, так и не предпринято.


Овцебык. 
Стадное копытное, не слишком крупное (200-250 кг), молодняк приручается без проблем. Эксперименты по доместикации начались в 50-е годы, вполне успешны: фермы в Канаде и Норвегии высокорентабельны (основной продукт — тончайшая шерсть, хотя и мясо весьма хвалят). Нет ни малейших сомнений в том, что, не окажись овцебык эндемиком Северной Америки (в Азии он вымер в доисторические времена) и попади он своевременно в руки селекционеров Старого Света, это копытное давным-давно уже стало бы обычным домашним животным с устоявшимися породами.

Лось. Вот тут — «принцип советского автопрома» в чистом виде. Одомашнить лося — задача сложная, но точно выполнимая: петроглифы из Фенноскандии изображают лосей как под седлом, так и в запряжке. До селекции дело не дошло, ибо в регионе появились лошади с коровами, и домашние лоси разделили судьбу отечественных автомобилей во Владивостоке. В новейшие времена было несколько попыток доместикации (в Скандинавии и СССР); эксперименты те неизменно демонстрировали принципиальную выполнимость поставленной задачи и неизменно прекращались ввиду ее полной экономической бессмысленности. Однако к ситуации в доисторической Америке (где ни лошадей, ни коров нет и не предвидится) эти ограничения никак не относятся; но — нет, так и не попытались.

Бизоны. Степной бизон (как и наш зубр) вроде бы считается не-приручаемым; относительно более мелкого канадского лесного бизона есть сомнения. На сторонний взгляд, более опасным зверем, чем азиатский як, лесной бизон не кажется; так что, за неимением выбора, можно было бы и поэкспериментировать с телятами.

Ошейниковый пекари (Pecari tajacu). Фото Adrian Pingstone с сайта "Википедии"

Пекари. Мелкая свинья, ведущая стадный образ жизни. Отлично размножается в неволе, но обладает скверным характером и достаточно опасна (для своих размеров). Тем не менее, найти управу на зверушку полуметрового роста, разводимую на мясо (это ведь не верховая зебра, с которой всаднику предстоит вести долгую совместную жизнь) -задача явно не запредельной сложности. Почему пекари не одомашнивают сейчас — вполне очевидно: мясо его сильно уступает по качеству свинине (т.е. «принцип советского автопрома» в чистом виде); а вот почему пекари не заинтересовал индейцев — загадка.

Тапиры (3 вида). Киплинговский слоненок с недохоботом списан явно с них. Легко приручается, без проблем размножается в неволе. Продолжительная беременность (13 месяцев) делает их малоперспективными как источник мяса, но как вьючное и тягловое животное — почему бы и нет? Уж никак не хуже ламы.

Центральноамериканский тапир (Tapirus bairdi). Фото с сайта "Википедии"

Кавиоморфные грызуны. Самая большая для меня лично загадка, почему на роль тамошнего «кролика» индейцы из всего разнообразия тамошних кавиоморфов выбрали наименее подходящих для этого кавий (морских свинок). Чем им не угодила, к примеру, водосвинка капибара (метр длины, полста кило веса, чудесный характер — бегает за приручившим ее человеком как собачка, без проблем размножается в неволе)? Или хутия, размером почти с бобра (вымерших ныне еще более крупных антильских хутий, похоже, разводили-таки тамошние индейцы). Что одомашнивать кавиоморфов, склонных к жизни группами со стайной организацией, достаточно просто, показывает пример выведенных в культуру буквально за считанные годы шиншилл и нутрий. А ведь крупных кавиоморфов в Америке множество.

Упомянем для порядка страусов-нанду (вряд ли одомашнить их принципиально сложнее, чем без проблем разводимых на фермах африканских страусов), многочисленных гусеобразных (помимо мускусной утки) и перейдем к промежуточному резюме: Даймонд несколько сгущает краски, реальный набор кандидатов на одомашнивание в Америке был не столь уж мал, и по сравнению с Евразией это, как в известном анекдоте, — «да, ужас, но не ужас-ужас-ужас!». А если оценивать перспективы «производства продовольствия» в целом, сплюсовав животных (потенциальных и актуальных) с растениями, — то не такой уж и ужас…

Так что же выходит — в действительности при той «первой раздаче» аборигенам Нового Света карты пришли если и похуже, чем евразийцам, то совсем ненамного?.. Не совсем так. Я ведь вполне сознательно говорю всё время о «Евразии» и «двух Америках» как о чем-то едином; но для Евразии такое единство (обеспечиваемое межрегиональными обменами) былоактуальным, а для «двух Америк» -сугубо потенциальным! Ну, вот не сложилась в Новом Свете практика межрегиональных обменов, и картофель с ламами так и не попали в Мезоамерику, а мезоаме-риканская аквакультура — на Ти-тикаку. Рискну предположить, что, если б ирокезам или чероки и удалось одомашнить лося, ольмекам -пекари, а майя — тапира, эти достижения почти наверняка так и не вышли бы за границы соответствующих регионов; да и с местными лошадьми (если бы они каким-то образом избежали истребления охотниками Кловис), надо думать, была бы та же картина. В том-то и дело, что на палеолитических (!) стоянках Среднерусской возвышенности регулярно находят ракушки-каури из Южных морей, а кремневое сырье (сырье! — не изделия), как выясняется, регулярно таскали для дальнейшей обработки через пол-Европы, т.е. тогдашний Старый Свет был реально глобализован; а вот в Новом Свете — насколько можно понять — ничего похожего не наблюдается.

Почему? Ну, это вопрос уже не к биологам и географам, а к историкам… Предположение Даймонда, будто фатальную роль тут сыграла непроходимость джунглей Панамского перешейка и пустынь северной Мексики, явно «воды не держит»: в Старом Свете сплошные джунгли от Южного Китая до Ассама и Тибет с Гоби почему-то никаким миграциям и контактам не мешали… Более того, конфигурация континентов Нового Света такова, что, казалось бы, достаточно индейцам освоить толком одну-единственную технологию — мореплавание (да не дальние плаванья, как у их современников-полинезийцев, а сугубый каботаж), как транспортная связность Америк станет несравненно выше, чем у Евразии: водный-то транспорт всяко лучше наземного. Ан нет: и мореплавание вроде бы имелось, и до Малых Антил доплывали, и артефакты мезоамериканского происхождения на те Антилы попадали, а результатов (по части «новосветской глобализации») всё равно — почти никаких; и может, дело-то скорее в этом, чем в недоборе по части аборигенных копытных?

Железоплавильня готтентотов нама. Рисунок XVIII века (из книги Пауля Вернера Ланге «Континент коротких теней», М.: «Прогресс», 1990)

Одна из глав книги Даймонда названа «Яблони или индейцы» (с парафразом в другом месте «Зебры или африканцы»): здесь автор, рассуждая о причинах дефицита или даже отсутствия собственных доместикатов в Новом Свете и в Африке, связывает их исключительно (не преимущественно — подчеркиваю! — а исключительно) с особенностями тамошней фауны и флоры. Мне же, признаюсь, было бы очень любопытно почитать аналогичным образом построенную главу «Индейцы или железки»; ну, где автор попытался бы — с тех же позиций — объяснить, почему с металлургией в Новом Свете дело обстояло ничуть не лучше, чем с доместикацией: инки дошли-таки до ранней бронзы (благо у них медь с оловом буквально валялись под ногами), Мезоамерика не продвинулась дальше меди, железом вообще нигде и не пахло. Особенно поражает в этом плане мезоамери-канская ситуация: обработку меди здесь открывали несколько раз (тараско, миштеки), но никакихреальных последствий для региона это не имело, и все главные тамошние государства (ольмеков, майя, ацтеков) так и остались неметаллургическими (самородные металлы не в счет) — притом, что уж ацтеки-то должны были оценить медные топоры тарасков, от коих они потерпели единственное в своей доиспанской истории стратегическое поражение… Ну, и чем это объяснить «по Даймонду» — что всяческих руд обоим континентам злонамеренно недодали? химический состав их оказался не тот? или температура их плавления за 30-ым меридианом возрастает до недостижимости?

Кстати, если кому сравнения доколумбовой Америки с Европой покажутся оскорбительно неполиткорректными, пускай сравнит с Черной Африкой: там почему-то нормальная металлургия возникала повсеместно и автохтонно. Слово самому Даймонду: «Каким образом в субэкваториальной Африке в начале I тысячелетия до н.э. появилась железная металлургия, ученым до сих пор не ясно. Время ее появления здесь подозрительно совпадает со временем освоения ближневосточных металлургических технологий в Карфагене, на северном побережье Африки. Ввиду этого совпадения историки полагают, что умение выплавлять железо проникло туда с севера. С другой стороны, медная металлургия, которая существовала в западных частях Сахары и Са-хеля как минимум с 2000 г. до н.э. вполне могла быть предшественником независимого африканского открытия железной металлургии. Как подтверждение этой гипотезы можно рассматривать тот факт, что плавильные методы кузнецов субэкваториальной Африки существенно отличались от методов кузнецов Средиземноморья: африканцы придумали, как достигать высоких температур в своих деревенских плавильных печах и изготавливать сталь, на две с лишним тысячи лет раньше, чем в Европе и Америке появились первые бессемеровские печи». В итоге в Африке железо умели выплавлять даже готтентоты, а древнее Зимбабве экспортировало железо и медь в Индию (и это опять — о реальной глобализации Старого Света), а несопоставимо более развитые империи Нового Света так и застряли по этой части на уровне Африки начала II тысячелетия до н.э. Почему?..

Вот это, собственно, и есть главная претензия, которую следует предъявить Даймонду. Исходная идея автора (что неолитический переход к производящему хозяйству есть автокаталитический процесс, критически зависимый от исходного набора потенциальных доместикатов) кажется вполне здравой. Автор, однако, на этом не останавливается и пытается доказать, что тот набор доместикатов предопределяет весь дальнейший ход исторического процесса, как пишут в Интернете, «чуть более, чем полностью». Ну, вроде как прежде у нас вся история «чуть более, чем полностью», сводилась к «производительным силам и производственным отношениям»… Притом, что и «производительные силы с производственными отношениями», и «исходный набор потенциальных доместикатов» — штука чрезвычайно важная, кто бы спорил."

Ссылка: http://trv-science.ru/2010/06/08/karandashnye-pometki-biologa/.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(19:07:45 / 19-06-2015)

Здесь есть свои ограничения (например, длина светового дня для растений)

Бред

Длина светового дня на одной широте

Пофигу где, хоть на уровне моря, хоть на макушке горы одинакова

зы

где вы вообще такие странные книжки находите

и нафига их читаете?

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(19:12:05 / 19-06-2015)

Вам что-то может понравиться?

Или никогда и ничего?

В любой статье есть частности с которыми можно поспорить. Главное чтобы основная мысль не страдала.

Тут автор развенчает идеи тотального геологического детерменизма Джареда Даймонда.

.

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(19:22:18 / 19-06-2015)

никогда и ничего мне не понравится

не отвечающее действительности

и пофигу  кого кто и по каким соображениям развенчивает

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(19:25:20 / 19-06-2015)

Напишите свое, напишите ярко и правдиво, покажите как надо. 

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(19:29:47 / 19-06-2015)

зачем?

Аватар пользователя Атон
Атон(5 лет 8 месяцев)(19:31:05 / 19-06-2015)

вы взялись охаивать книгу, просто не поняв процитированного абзаца. автор имеет в виду, что вдоль гор живность и растения могут мигрировать из северной америки в южную. а чтобы не пересекать чуждые для них климатические зоны, они имеют возможность "идти" все время в одной климатической зоне, меняя высоту над уровнем моря.

и вот препятствием для такого похода с севера на юг и может стать изменение длины дня.

Комментарий администрации:  
*** Верю слухам и распространяю их ***
Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(19:43:48 / 19-06-2015)

да согласен

Аватар пользователя ПиротехникЪ

Эмигрос доставляет:

Бред

Длина светового дня на одной широте

Пофигу где, хоть на уровне моря, хоть на макушке горы одинакова

Эмигрос позиционировал себя как житель предгорий (помню картинки постил как себе дом построил). Так вот, тот кто изучал геодезию-географию-астрономию и прочие скучные науки или просто хотя бы раз в жизни был в горах, прекрасно понимает три вещи:

1) долины, зажатые между гор имеют короткий световой день - горы "отсекают" утро и вечер, темнеет зачастую практически мгновенно;

2) угол падения лучей солнца имеет большое значение;

3) с ростом высоты температура падает (будучи пЫонЭром, лично засовывал снежок человеку зашиворт в июле месяце на высоте 2200 метров).

Более того - имеет значение какую сторону закрывают горы - лично сравнивал "отсечку" восхода и заката.

Вывод: кто-то трындит.

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(19:47:33 / 19-06-2015)

Вы такой милый!

Жалко что дебил

Каких нахрен предгорий?!

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(19:46:42 / 19-06-2015)

Эмигросу все время что-то не нравится, но надо сказать, что есть плюс - он не хамит, как некоторые другие неадкваты.

Уже это позволяет с ним нормально общаться.

А за горы вы правы, я в Крымских горах это замечал, хотя они и маленькие.

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(19:51:32 / 19-06-2015)

я исправлюсь

кстати, можно личный вопрос

Вам сколько лет?

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(19:52:26 / 19-06-2015)

Не надо, я тоже ведь могу исправиться.

Но не хочу.

Иначе пойдет тупой и никому ненужный срач.

Аватар пользователя ПиротехникЪ

Эмигрос давно "исправился" - хамит и флудит. Ну и пальцы топырит, куда ж без этого. Начинал на ресурсе с любопытных постов, а дальше превратился в Ёбурха-2.

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(21:38:11 / 19-06-2015)

Советуете почитать его ранние посты?

Аватар пользователя ПиротехникЪ

Было два любопытных поста (тема строительства и ремонта очень любопытна мне как с теоретической, так и с практической точек зрения):

1) "Строительство в Эквадоре"2) "Строительство в Эквадоре 2"

по сути хамской выходки о предгорьях

пост "Строительство в Эквадоре" начинается с красноречивой фразы: 

Стройплощадка

До океана 2 км, высота 300 м

КагбЭ перепад высот очень красноречивый, фотки там тоже куда как убедительные...

смотрим словарики:

  • ПРЕДГОРЬЯ — окраины горных стран и хребтов с холмистым или низкогорным рельефом. В некоторых регионах имеют местные названия (напр., прилавки и адыры в Ср. Азии) …   Большой Энциклопедический словарь

  • предгорья — Пониженные окраинные части горных стран, отличающиеся холмистым или низкогорным рельефом, прилавки на Северном Тянь Шане …   Словарь по географии

  • Предгорья —         пониженные окраинные части горных стран (См. Горные страны), характеризующиеся холмистым или низкогорным рельефом …   Большая советская энциклопедия

  • ПРЕДГОРЬЯ — окраины горн. стран и хребтов с холмистым или низкогорн. рельефом. В нек рых регионах имеют местные назв. (напр., прилавки и адыры в Ср. Азии)

Смотрим Википедию:

Географические данные

Основная статья: География Эквадора

Экватор, пересекающий страну в 25 километрах севернее столичного города Кито, дал ей название.

На западе страны, вдоль побережья Тихого океана, протянулись низменности и предгорья Анд, в центре страны расположены Анды, состоящие из двух параллельных хребтов — Западной Кордильеры и Восточной Кордильеры — с конусами потухших (Чимборасо, 6310 м, самая далёкая от центра земли вершина) и действующих (Котопакси, 5896 м, один из самых высоких вулканов, действующий вулкан Тунгурауа — 5023 м, периодически извергается). Восточная часть страны расположена в пределах Амазонской низменности.

......

Я не понял от чего эмигрос так нервно среагировал на мою фразу и перешёл на оскорбления:

Эмигрос позиционировал себя как житель
предгорий (помню картинки постил как себе
дом построил).

В каком месте я настолько сильно погрешил против истины?

 

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(22:14:11 / 19-06-2015)

патамушта я на побережье живу

до гор киломметров двести пилить

и возвышенность на которой расположена конкретно моя финка никакого отношения к андам не имеет

низменности и предгорья Анд

Аватар пользователя ПиротехникЪ

"Низменность" это 300 метров высоты в 2 км от берега, да с такими уклонами что видны на фото?! Даладна!

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(23:06:44 / 19-06-2015)

да

вот такая хреновая низменность

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(21:44:23 / 19-06-2015)

да, есть у меня такая слабость

и похамить и пофлудить

был бы тока подходящий дебил

да, кстати, а я уже сообщал вам какой вы милый?

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(21:50:11 / 19-06-2015)

А вам скока лет, если не секрет конечно?

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(22:00:03 / 19-06-2015)

почему секрет

ща прикину на калькуляторе ...

о! в следущем году будет пятьдесят

юбилей блин!

Аватар пользователя ПиротехникЪ

да, есть у меня такая слабость

и похамить и пофлудить

был бы тока подходящий дебил

да, кстати, а я уже сообщал вам какой вы милый?

Пожилой емнип физик - интеллектуал из Вас, как из говна пуля.

А Ваши повторные "голубоватые притирки" дополняют образ старого импотента, которому неинтересны колоритные местные красотки (жена не велит, ага).

Вы из любой темы создаёте обычный холивар.

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(23:08:40 / 19-06-2015)

вы определенно очень милый!

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(19:53:53 / 19-06-2015)

Между 33 и 40-ка.

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(20:04:10 / 19-06-2015)

Вполне взрослый человек

а че вы друг надумали эту гринго ерунду читать?

Кстати рекомендую если интересует центральная южная америка посмотреть "хроники перу" очень увлекательно и познавательно

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(20:07:22 / 19-06-2015)

Просто интересно. 

"Хроники перу" - это документальный фильм?

Еще простите нескромный вопрос: Как вам эквадорки вполне или не очень?

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(20:21:39 / 19-06-2015)

"Хроники перу" это такая ссуко рукопись

шестьсотлетней давности

(в интернете есть)

повествует в частности о том что известно вообще о доколумбовой эпохе центральной и южной америк

(перу тогла таких ахренительных размеров была)

рекомендую к прочтению

эквадорки во первых зело разные бывают

например такие

или такие

во вторых мне никак

у меня жена вполне себе меня устраивает

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(20:24:42 / 19-06-2015)

Ничо так, особенно на первом фото.

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(21:48:36 / 19-06-2015)

на первом фото побережье

на втором горы

впрочем и побережье разное бывает

вам негры как?

у нас местами и их есть

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(21:51:52 / 19-06-2015)

Негры не очень.

А вот мулатки вроде путевые бывают.

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(19:19:45 / 19-06-2015)

за северную америку не скажу

а вот за центральную и север южной таки да

ниче особо не одомашнивали потому что это было  тупо не нужно

(почему то помимо "недорезаных" ламм и куёв(морская свинка) забыли собачек помянуть)

потому как вся ерунда на пожрать сама по себе на вольной волющке вполне водится

Аватар пользователя Бедная Олечка

Да у них там на Западе вечно то глад, то мор, то чума, то ещё какая-нибудь хитрая хрень.

Аватар пользователя korsunenko
korsunenko(5 лет 11 месяцев)(19:51:55 / 19-06-2015)

Самое поганое для меня лично во всём этом, что приняв их ценностные ориентиры и энергично их прославляя с самого верха через СМИ, мы тем самым согласились, что «это нормально™». «то глад, то мор, то чума, то ещё какая-нибудь хитрая хрень».

Цивилизованные значит. Такая вот «логика».

 

 

Аватар пользователя Аббе
Аббе(4 года 4 месяца)(20:08:27 / 19-06-2015)

Саму по себе книгу читать не буду. Мне достаточно перечитать книги Тура Хеердала о заселении Новой Зеландии, и островов в центре Тихого океана.

Так вот, есть такая штука, называются ТЕЧЕНИЯ. И по этим течениям с учётом ветра и сам Хеердал и его предшественники из Южной Америки перкрасно плавали в центр океана. И следы полностью перевода целого острова под плантацию кокоса - есть. 

И заселение Новой Зеландии через острова Берингова моря - им доказана. Сел в течение напротив Китая и плыви себе потихоньку. Тут и Запад США, тут и вдоль Кордильер. И такие прекрасные плоты, что уже в эпоху начала пара - с ними едва ли на равных ходили лучшие европейские парусники.

Ещё раз!

Плоты из бальсы или тростника против цельнооболочечных кораблей из лучшего корабельного леса. Там и железо, и медь на обшивку и много чего.

А против них - в разы меньше номенклатура материалов! Кто понимает суть вопроса - снимет шляпу.

И скорость и грузоподъёмность и крутизна лавирования к ветру - если не лучше, чем у европейцв, то НЕ ХУЖЕ.

Ну и под какую задачу нужно Панамериканское шоссе? Если вдоль всего побережья - УЖЕ есть трасса, где можно возить и сотни людей и грузы в десятки тонн массы?

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(20:12:23 / 19-06-2015)

Путешествие на Кон-Тики класная книга.

Аватар пользователя Аббе
Аббе(4 года 4 месяца)(20:16:31 / 19-06-2015)

Я читал вероятно более половины им написанного и переведённого на русский язык. Торопился, искал сведения.

И вот, наказан страшно

Среди прочего кгде то увидел строчку, что среди изображений (но где?) он увидел двуглавую птицу!

А не сделал отметку...

Теперь - не могу ни вспомнить этот раздел, ни найти заново.

Прикиньте ситуацию! или два народа нашли символ независимо? Или же они принесли символ из АЗИИ! А это не больше и не меньше, как сохранность символа не менее, как на 20 000 лет. 

ещё раз - ДВАДЦАТЬ тысяч лет.

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(20:25:40 / 19-06-2015)

два народа нашли символ независимо

вы про какие два народа?

Аватар пользователя Аббе
Аббе(4 года 4 месяца)(20:27:46 / 19-06-2015)

Хеты в Малой Азии и кто то из древних американцев/океанцев. Если Вы - ТАМ, то может глянете в Вашем сегменте сети прро двуглавык изображения птиц?

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(20:36:18 / 19-06-2015)

а...

вы аж про хетов

Аватар пользователя SJU
SJU(4 года 8 месяцев)(22:08:22 / 19-06-2015)

Еськов, вообще-то, матерый либераст и гнида

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(22:09:43 / 19-06-2015)

Я читал, что он вроде был либералом, но перековался.

Аватар пользователя Dormant
Dormant(5 лет 2 месяца)(11:28:37 / 20-06-2015)

Да куда там. Вы зайдите к нему в ЖЖ, только нос зажимайте.

Аватар пользователя Алеман
Алеман(2 года 11 месяцев)(22:40:51 / 19-06-2015)

 Верования/мистицизм возможны же, как причина запрета одомашнивания, какого-либо вида? 

 Инков социальные явления/потрясения загнали в горы. Прошли по грани выживания,а найдя и освоив формы для выживания и развития, придерживались их. По заветам предков не меняли уклад.

 

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...