Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Новосибирский аспирант случайно совершил прорыв в рентгенографии

Аватар пользователя Fanatic
В Новосибирске специалисты из Института геологии и минералогии им. Соболева СО РАН и НГУ сумели получить новое кристаллическое вещество, которое можно использовать в новейшей рентгенографии. Свойство кристаллов менять цвет при рентгеновском облучении было замечено случайно, однако это открытие может привести к появлению в России нового производства. До сих пор пластины для современного рентгена производились только в Японии, и из других материалов.

Как сообщает официальное издание СО РАН "Наука в Сибири", ученые готовятся запатентовать свой вариант пластин для регистрации рентгеновских изображений новейшим способом, который вскоре должен вытеснить привычные пленки, используемые в России. Метод рентгена с пластинами лучше "пленочного" тем, что требует меньшей дозы облучения и делается быстрее.

Открытие, которое сделало возможным синтезировать уникальные кристаллы, было совершено случайно молодым ученым, младшим научным сотрудником ИГМ СО РАН, а по совместительству аспирантом НГУ Сергеем Ращенко. Он помогал коллегам из лаборатории роста кристаллов расшифровывать структуры новых соединений, которые получили название "фторидобораты бария".

В ходе исследований Сергей заметил любопытную деталь: если подвергнуть кристаллические порошки рентгеновскому облучению, они меняют цвет с белого на фиолетовый. Причем этот процесс обратим - яркий свет возвращал им первоначальную окраску.

Открытие чуть не оказалось "на дальней полке" - практическую пользу Сергей Ращенко с коллегами разглядели в кристаллах опять же случайно, когда пришлось разбираться с работой новейшего детектора рентгеновского излучения. Оказалось, что принцип его действия основан на использовании пластин, в которых активное вещество меняет цвет и сохраняет изображение, используя эффект "оптической памяти". Это новейший способ рентгенографии.

Эти пластины производятся лишь на нескольких заводах в Японии, и российским исследователям приходится закупать их втридорога. Тут-то сотрудники НИИ и вспомнили об открытии свойств синтезированного ими вещества, который легко может заменить в пластинах японские порошки. У созданного новосибирцами вещества механизм действия тот же, но оно имеет гораздо более широкие перспективы применения как в науке, так и в медицине за счет того, что химический состав кристаллов можно варьировать и настраивать, чтобы усилить нужный эффект.

По словам исследователей, открытие "тянет" на запуск целого производства.

Группе ученых удалось довести работу до конца и описать свое открытие под руководством ведущего научного сотрудника лаборатории метаморфизма и метасоматоза доктора геолого-минералогических наук Юрия Сереткина. Теперь они подали заявку на получение гранта по программе УМНИК, которую реализует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Для дальнейшего синтеза и создания экспериментальных пластин в ИГМ СО РАН есть практически все необходимое оборудование, и работа будет начинаться уже не с нуля.

Справка "РГ"

Программа поддержки талантливой молодежи, ориентированной на инновационную деятельность, рассчитана на молодых ученых в возрасте от 18 до 28 лет, лучшие из которых получают финансирование в размере 400 тысяч рублей на два года. Во втором полугодии 2013 года программа «УМНИК» переведена на грантовую основу. Это означает, что все ее участники освобождаются от уплаты налогов и получают финансирование на свою банковскую карту.

http://rg.ru/2015/06/17/reg-sibfo/rentgen.html

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя ПиротехникЪ
ПиротехникЪ(4 года 6 месяцев)(20:14:09 / 17-06-2015)

"Просралиполимеры!" (с)

Емнип пеницилин был "изобретён"  примерно так же.

P.S. Молодцы ребята - благодаря им яппы имеют шансы лососнуть тунца - т.е. неплохо угореть на бабки, а мы, соответственно эти бабки сможем в стране оставить.

Аватар пользователя ДоброКот
ДоброКот(3 года 6 месяцев)(20:38:47 / 17-06-2015)

который вскоре должен вытеснить привычные пленки

привычные пленки? в новосибирске с конца девяностых производят рентген-аппараты на ПЗС линейках. доза у них на 2 порядка меньше чем у пленочных. по-моему пленки только в кино про стиляг и остались.

Аватар пользователя aporiy_zenonov
aporiy_zenonov(2 года 9 месяцев)(20:27:51 / 17-06-2015)

Ну, может, здесь дело в размере матрицы (и, соответственно, ее стоимости). Т.е. для стоматологии ПЗС - самое то (сам неоднократно пользовался в качестве пациента), а вот для грудной клетки - уже не катит.

Аватар пользователя ДоброКот
ДоброКот(3 года 6 месяцев)(20:41:31 / 17-06-2015)

не понял, почему "не катит"? сам неоднократно пользовался в качестве пациента. флюрография делается на ура

Аватар пользователя aporiy_zenonov
aporiy_zenonov(2 года 9 месяцев)(21:55:45 / 17-06-2015)

Вы меня озадачили... )

Сам не сталкивался (флюорографию 100500 лет не проходил). Написал, исходя из теоретических соображений, что большие ПЗС матрицы - удовольствие исключительно дорогое и при росте размеров процент брака растет нелинейно. Опять же, можно прикинуть, исходя из стоимости цифровиков. Существенно сфокусровать (с площади грудной клетки на площаль ПЗС-матрицы типа цифровика) рентгеновское излучение на малых расстояниях - невозможно. Может, речь идет о матрицах большой площади, но с низким разрешением... 

???

Аватар пользователя BarBoss
BarBoss(2 года 12 месяцев)(21:34:19 / 17-06-2015)

ПЗС матрица сама по себе рентген не воспринимает. Она "пялится" на вульгарный ренгенолюминесцентный экран аналогично обычному фотоаппарату. Чем больше чувствительность матрицы, тем меньше требуемая экспозиция. Судя по статье, новый рентгеночувствительный материал позволяет существенно эту экспозицию уменьшить. При этом ПЗС матрице не требуется выдающейся чувствительности, поскольку материал сохраняет изображение на какое-то время.

Аватар пользователя aporiy_zenonov
aporiy_zenonov(2 года 9 месяцев)(21:43:14 / 17-06-2015)

Ну вот все и разъяснилось. Благодарю, доходчиво.

Аватар пользователя ДоброКот
ДоброКот(3 года 6 месяцев)(21:54:38 / 17-06-2015)

видимо есть разные схемы. в тех что делают у нас матрицы воспринимают рентген напрямую.

Аватар пользователя ДоброКот
ДоброКот(3 года 6 месяцев)(21:43:46 / 17-06-2015)

да, рентген не фокусируется. поэтому делают одну большую составную матрицу из нескольких десятков микросхем. стоит это все не дорого (относительно), потому что разрешение там большое не нужно, чтото около 1000 lpi. с цифровиками сравнивать не корректно, там у них мегапиксели на квадратном миллиметре, а тут какято тысяча линий на 2 сантиметра длинны. ну и тех. процесс тут не самый новый мягко говоря.

Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(3 года 2 месяца)(20:30:57 / 17-06-2015)

Да, это самые обычные рентгено-телевизионные комплексы. Их используют везде. В аэропортах, например.

Просто есть два разных способа рентгеновской съемки: а)обратно-рассеянное, когда и излучатель и приёмник с одной и той же стороны и б)"на просвет", когда излучатель в одном блоке, приёмник в другом, а вы становитесь посередине в позе орла )) 

Аватар пользователя ДоброКот
ДоброКот(3 года 6 месяцев)(20:44:06 / 17-06-2015)

все аппараты которые я видел - были по схеме Б. человек становится между источником и приемником излучения.  тут дело наверное в том что люди довольно плохо отражают ретгеновское излучение. они все больше прозрачны для него

Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(3 года 2 месяца)(21:25:32 / 17-06-2015)

Вот здесь можете посмотреть вариант а) - http://www.youtube.com/watch?v=iABPKd0vFxQ

Аватар пользователя Пятрусь Лукич

В пробке с таким фургоном рядом постоишь немколько часов и сам начнешь видеть все то что скрыто.

Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(3 года 2 месяца)(20:23:51 / 17-06-2015)

Да очень многие явления и открывались случайно. 

Гершель случайно обнаружил инфракрасное излучение. Измеряя температуру разноцветных лучей после дисперсионной призмы, разлагавшей белый свет в спектр, он случайно оставил термометр за предлами красного света и с удивлением обнаружил, что температура не упала, а наоборот чуть приподнялась.

Аватар пользователя BarBoss
BarBoss(2 года 12 месяцев)(21:38:05 / 17-06-2015)

Только отчего-то эти "случайные" открытия делают исключительно "неслучайные" люди.

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(01:12:54 / 18-06-2015)

Ну хорошие учёные постоянно что-то ищут по своей тематике- и бывает находят интересное.

Химик вряд ли откроет новый физический или математический закон или явление - и наоборот.

Так что ни фига это не случайные люди делают ЗАКОНОМЕРНО случайные открытия..;-))

Аватар пользователя Композитор

Если бы у химиков была адекватная теория - они бы вообще без экспериментов наоткрывали с три короба.

А если бы у физиков была адекватная теория - им бы химики были нужны как собакам пятая нога.

Аватар пользователя joum
joum(2 года 8 месяцев)(20:26:42 / 17-06-2015)

Если так рассуждать - то все открытия совершались случайно. Ничего случайного в том, что ученые обнаружили нечто новое и нашли этому применение - нет. Молодцы!

Аватар пользователя aporiy_zenonov
aporiy_zenonov(2 года 9 месяцев)(20:30:09 / 17-06-2015)

Ну не скажите - можно привести не меньше примеров открытий "на кончике пера". Можете поверить.

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 1 месяц)(21:19:06 / 17-06-2015)

Вот если бы научное открытие сделал сантехник, полируя в задумчивости унитаз, то это было бы случайное открытие. А в среде научных сотрудников "случайных открытий" не бывает, для этого приходится ходить на работу, и думать о проблеме после работы.

Аватар пользователя eprst
eprst(5 лет 7 месяцев)(20:50:33 / 17-06-2015)

Открытие произошло случайно, а случайность открытия его практического применения просто феерична. Это показатель того, что систематизация накопленных знаний никакая, никакая и прикладная часть, всё спонтанно в этой куче. Как и в интернете - начиная искать что-то, вскоре забываешь, в этом мусоре, что хотел найти изначально.

Аватар пользователя joum
joum(2 года 8 месяцев)(21:07:00 / 17-06-2015)

Для науки это нормально. Вот если бы дворинк сделал это открытие - это было бы случайно.

Аватар пользователя Де Пердье

  Заметьте - "британские учОные" вообще ковыляют где-то сзади. При таких раскладах.

Аватар пользователя breduin
breduin(2 года 5 месяцев)(20:43:32 / 17-06-2015)

какая же это случайность? Это нормальная научная работа, методично проводимая квалицифированными учеными.

Аватар пользователя Krich LI
Krich LI(2 года 8 месяцев)(21:03:45 / 17-06-2015)

"Он помогал коллегам из лаборатории роста кристаллов расшифровывать структуры новых соединений, которые получили название "фторидобораты бария"".

Случайный лаборант, в случайно построенной лаборатории, случайно изучает рост кристаллов. Случайно расшифровывает структуры новых соединений, случайно полученных от действия случайно купленного втридорога в Японии, случайного детектора рентгеновского излучения. Этот детектор оказался случайно новейшим. И его как бы случайно изучали в разных режимах.



 

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 1 месяц)(21:20:18 / 17-06-2015)

Прелестно!

Аватар пользователя Маргинал
Маргинал(5 лет 10 месяцев)(21:23:43 / 17-06-2015)

лаборант сам вообще родился случайно

Аватар пользователя Де Пердье
Де Пердье(4 года 1 месяц)(21:27:50 / 17-06-2015)

Группе ученых удалось довести работу до конца и описать свое открытие под руководством ведущего научного сотрудника лаборатории метаморфизма и метасоматоза доктора геолого-минералогических наук Юрия Сереткина

===========================

 Всё. Сижу и буду думать! О метаморфизме и метасоматозах! (Мать их за ногу!)

Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(3 года 2 месяца)(21:33:19 / 17-06-2015)

Ну это же новосибирский аспирант. Поэтому и случайно. Очевидно же, что какой-то там зауралец может открыть что-либо только совершенно случайно. Ведь не в Новосибирске же Сколково построили, правильно? Значит все открытия новосибирцев - дело случая. Вот если бы сколковский аспирант сделал открытие, вот это было бы закономерно и кошерно, а новосибирец.. ну случайно же, ну..

Аватар пользователя aporiy_zenonov
Аватар пользователя ДоброКот
ДоброКот(3 года 6 месяцев)(22:06:56 / 17-06-2015)

КЭП, вы раскрыли секрет этой шутки :)

Аватар пользователя aporiy_zenonov
aporiy_zenonov(2 года 9 месяцев)(22:15:57 / 17-06-2015)

Надеюсь, на ее качестве это не скажется :)

Да, каюсь, заносит иногда в плане занудства...

Аватар пользователя Skygoo
Skygoo(3 года 2 месяца)(22:12:40 / 17-06-2015)

Тем не менее, когда ответственного чиновника спросили, почему инновационный центр открыли в Сколково, а не в Новосибирске или Томске, он ответил, потому что в этих городах отсутствует необходимая инфраструктура.

Действительно инфраструктура попилов и откатов в Новосибирске возмутительно неразвита, какие тут вообще могут быть вопросы?

Аватар пользователя aporiy_zenonov
aporiy_zenonov(2 года 9 месяцев)(22:16:35 / 17-06-2015)

+++

Аватар пользователя VGlaz
VGlaz(3 года 3 месяца)(15:37:28 / 18-06-2015)

Вот эта улица под названием Институтская тоже неглупая, места навалом, до мск всего 100 км по автобану, но надо было выстроить Сколково на полях ведущего в России семенного совхоза.

Что это как не вредительство в натуральном его виде?

Аватар пользователя EcuaRED
EcuaRED(3 года 10 месяцев)(21:42:41 / 17-06-2015)

не очень понятно в чем собственно "прорыв"

Эти пластины производятся...

...У созданного новосибирцами вещества механизм действия тот же...

Аватар пользователя Композитор
Композитор(3 года 1 неделя)(23:50:30 / 17-06-2015)

Ну вот такая в официальной науке фундаментальная теория, Стандартная Модель, что теперь открытия приходится делать мэнээсам, совершенно случайно, в ходе многочисленных экспериментов.

А вовсе не на кончике пера теоретикам.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...