Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

О прощении, которое хуже воровства

Аватар пользователя брат кондрат

Валентин Катасонов

К вопросу о списании Россией иностранных долгов

Россия — страна уникальная во многих отношениях. Одно из проявлений ее уникальности состоит в том, что сегодняшняя «демократическая» РФ в массовом порядке прощает другим странам внешние долги. Сначала имело место списание долгов по кредитам, которые мы выдавали еще в советское время, а в последнее время — и по кредитам, выдававшимся после развала СССР. Писать на эту тему статью меня подвигла появившаяся недавно информация, размещенная на официальном сайте МИД России. Она была посвящена Дню Африки (празднуется 25 мая). Нам с гордостью сообщалось, что за годы существования Российской Федерации мы простили (списали) странам «черного континента» долгов на общую сумму 20 млрд. долларов. У меня почему-то эта информация не вызвала чувства гордости за державу. Скорее, породила грустные размышления.

Свои размышления я подкреплю статистикой Парижского клуба (ПК). ПК — неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов. Была создана в 1956 году по инициативе Франции. Главная задача ПК - реструктуризация задолженности развивающихся стран. Постоянными членами являются 19 государств, в том числе Россия. По данным ПК, за период 1992—2014 гг. Российская Федерация списала внешних долгов на общую сумму 140 млрд долл. Например, Никарагуа в 1992 году мы списали 2,6 млрд. Монголии и Лаосу в 2003 году — 12 млрд. Алжиру в 2006 году — 4,7 млрд. Афганистану в 2007-ом — 11,1 млрд. Ираку в 2008-ом -12 млрд. Кубе в 2014 году — свыше 31 млрд. В списке тех, кому мы простили долг — Эфиопия, Мозамбик, Мадагаскар, Гана и т. д.

К настоящему времени процесс раздачи «рождественских подарков» в виде прощения долгов советского периода близится к своему завершению. Раздали почти все, что можно было раздать. Но, боюсь, что вслед за этим начнется вторая серия раздачи. Уже по тем долгам, которые возникли в результате выдачи кредитов и займов Российской Федерацией. Из открытых источников известно, что в 2013 году Россия списала Киргизии долгов на сумму около 0,5 млрд долл. В декабре 2014 года президент Путин объявил о прощении долга Узбекистану на сумму 890 млн долл. Запас «рождественских подарков» для второй серии филантропической кампании вполне солидный. По данным Банка России, на 1 января 2015 года требования Российской Федерации по государственным кредитам и займам другим странам составили в общей сложности 35,3 млрд долл. Готов держать пари, что часть этого долга будет «закрыта» не путем погашения должниками, а путем списания нашим «добрым» государством.

Для сравнения: международные резервы России на начало мая текущего года составляли 358 млрд долл. Внешний долг России другим государствам на 1 апреля 2014 года был равен 39,2 млрд долл., в том числе 1,8 млрд долл. - обязательства советского периода. Таким образом, наше государство списало долгов на сумму, которая в 3,6 раза превышает нынешний суверенный долг России другим государствам.

По данным Парижского клуба, за весь период его существования страны-кредиторы, входящие в клуб, снизили обязательства стран-должников на общую сумму 583 млрд долл. Либо путем прямого списания, либо в результате реализации разных схем реструктуризации долга. Это за период с момента образования Парижского клуба (1956 год) до сегодняшнего дня, т. е. за 59 лет.

Четверть всех списаний долга в рамках Парижского клуба пришлось на Россию, причем эти списания производились в течение 22 лет. Ни одна другая страна из 19 членов Парижского клуба и близко не приблизилась к России по масштабам подобной долговой щедрости. Еще одна удивительная деталь: Россию принимали в Парижский клуб не как кредитора, а как должника. Списывая долги другим странам, Россия одновременно выплачивала свои долги другим членам клуба. В августе 2006 года РФ сделала платеж на сумму 21,6 млрд долл., фактически закрыв все свои обязательства перед «партнерами» по клубу. После этого события клуб в значительной степени утратил дальнейший смысл своего существования.

Еще одна особенность: за все годы членства России в Парижском клубе ни один из его участников не списал нашему государству ни одного доллара, ни одного фунта, ни одного рубля наших обязательств. Впрочем, мои долгие исследования вопроса привели меня к выводу, что ни Российской империи (до 1917 года), ни Советскому Союзу, ни Российской Федерации никто никогда не списал ни одной копейки! А вот сколько мы успели списать другим государствам при царе-батюшке и при коммунистах, никто не считал. Но случаев столько, что можно написать целую книгу под названием «Русская щедрость».

Страны «цивилизованного мира» (т.е. Запад) не привыкли никому ничего прощать. Более того, их позиция по отношению к должникам характеризуется некоторыми типичными особенностями.

Во-первых, они готовы прибегать к любым методам выколачивания долгов других стран. Вплоть до вооруженных интервенций. Так, Советская Россия своим декретом ВЦИК (январь 1918 года) объявила об отказе выполнять обязательства по кредитам и займам, которые получали царское и временное правительства (в общей сложности около 18,5 млрд. золотых рублей). Это послужило одной из основных причин того, что сначала против нашей страны бывшими союзниками по Антанте была объявлена торговая и морская блокада. Затем Запад способствовал разжиганию гражданской войны в России и начал против нее вооруженную интервенцию.

Во-вторых, Запад умеет ждать. Это хорошо видно на примере нашей страны. Советское государство за 70 лет своего существования так и не признало тех долгов, которые образовались до 1917 года. А кредиторы, тем не менее, не собирались переводить свои требования в категорию «безнадежных». И лишь в конце СССР и в начале существования РФ страны Запада (прежде всего Великобритания и Франция) сумели «дожать» сначала Горбачева, а затем Ельцина и долги почти вековой давности были «закрыты» с помощью разных схем.

Многие наши политики и государственные мужи, оправдывая неимоверную долговую щедрость «демократической» России, используют следующий аргумент. Долги, мол, безнадежные. Многие годы мы вели переговоры с другими государствами, а прогресса в деле урегулирования долгов никакого. Поэтому лучше списать (простить). В обмен, по крайней мере, получим хорошие отношения с государством-должником. Аргументация и логика — сплошное лукавство.

Начну с того, что некоторым государствам мы списали долги, а хороших отношений пока не предвидится. Взять тот же Ирак, которому мы «простили» в 2008 году 12 млрд. долларов. Сделано, кстати, это было не по причине того, что мы хотели закрепить свои позиции в этой стране, а под давлением Вашингтона. В Ирак рвались американские нефтяные компании, которые хотели немедленно получать большие прибыли от эксплуатации богатых месторождений этой ближневосточной страны. Но для этого, выражаясь бухгалтерским языком, надо было «расчистить» баланс корпорации под названием «Ирак». Вот Россия и помогла его «расчистить».

Мировая практика выработала большое количество различных схем урегулирования долгов, отличных от примитивного метода «прощения».

Во-первых, реструктуризация долга. Т. е. изменение первоначальных условий кредитов и займов по таким параметрам, как величина основной суммы долга, процентная ставка, график погашения. Самое простое — перенесение погашения на более отдаленные сроки, увеличение периода погашения, введение льготного периода и т. п.

Во-вторых, конверсия долга в активы. Сегодня эта схема используется широко странами Запада в отношении развивающихся стран. Иначе говоря, погашение долга происходит не деньгами, а активами в виде акций предприятий, объектов инфраструктуры, месторождений полезных ископаемых и другого имущества, которым располагает государство-должник.

В-третьих, конверсия в товары. Погашение осуществляется поставками товаров из страны-должника. В советское время это был широко используемый метод, часто он с самого начала предусматривался в соответствующих межгосударственных договорах и соглашениях.

В-четвертых, конверсия в политические уступки со стороны государства-должника. Например, в такие уступки, как предоставление права на размещение военных баз и объектов страны-кредитора на территории страны-должника. США и Великобритания широко использовали и продолжают использовать этот метод «урегулирования» долговых отношений, причем зачастую он им обходится очень дешево.

Актуальность применения Россией упомянутых методов сегодня резко возрастает в силу того, что Запад объявил нам экономическую войну. А завтра она, не дай Бог, может перерасти в войну «горячую». Разве нам не нужны опорные пункты в виде баз и военных объектов в тех странах, которые нам должны? Разве нам не нужны поставки стратегически важных материалов для военной промышленности? Разве будут лишними предприятия в странах-должниках?

Проблема имеет не только геополитическое, но социально-нравственное измерение. Наше государство проявляет необъяснимую щедрость в отношении других государств, но при этом демонстрирует полное равнодушие к своим собственным гражданам. Впрочем, иногда это равнодушие перерастает в жестокость. Я имею в виду, что наша кредитно-банковская система (за которую, в конечном счете, должно отвечать государство) не допускает никаких сантиментов в отношении должников. Будь то физические лица (граждане) или юридические лица (особенно компании малого и среднего бизнеса). Достаточно вспомнить о недавнем обрушении российского рубля, который, кстати, был организован (да, да — именно организован) Центральным банком РФ. Десятки тысяч семей, которые до этого обрушения имели несчастье взять валютные ипотечные кредиты, сегодня оказались в тяжелейшем положении. Многие молодые семьи (с детьми) просто оказались на улице. Однако наше государство до сих пор не пришло на помощь своим гражданам. Зато сразу же после обрушения рубля мы приняли решение о прощении долга узбекам почти на 1 миллиард долларов!

Последнее. Подготовка и принятие решений по «прощению» внешних долгов осуществляются при закрытых дверях. Выражаясь современным языком, процедуры «непрозрачны». Формально, за «списание» долгов голосуют наши «народные избранники». Создается видимость «демократических» решений. Однако, поверьте мне, в детали схем «списания» посвящены буквально единицы депутатов Государственной Думы. «Народу» в нужный момент сообщают лишь название страны и сумму списания. Больше узнать ничего невозможно. «Прощение долгов» превратилось в большую «черную дыру» нашей экономики. В которую большинство наших политиков и «народных избранников» даже боятся заглядывать. Любой человек, который хотя бы слегка знакомится с проблемой «прощения долгов», неизбежно формулирует версию столь необъяснимой, загадочной «русской щедрости». Версия очень простая: коррупция в особо крупных масштабах. Впрочем, это пока лишь версия. Чтобы развеять наши сомнения, этим вопросом должны заняться правоохранительные органы.

http://svpressa.ru/economy/article/124906/?rpop=1

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Вован Толяныч

Лучше научиться говорить "нет" и не давать в долг чужим. У себя дома нет непрофинансированных полезных проектов? Вопрос безжалостно риторический. Вот им лучше дать, если руки чешутся.

Аватар пользователя jaff_13
jaff_13(5 лет 1 месяц)(18:09:04 / 13-06-2015)

есть так называемые связанные кредиты, которые с удовольствием раздают все развитые страны. Это в том числе и способ продвижения своих компаний на внешний рынок.

Аватар пользователя Вован Толяныч

У развитых стран нет "своих" компаний -- только частные. Поэтому банки, работающие в развитых странах, продают свои кредиты, а заодно частные компании, работающие в развитых странах, продвигаются на внешний рынок. В РФ ситуация существенно иная: есть проект двухкилометрового реактора у группы Беклемишева, и нет для него финансирования; а маленький быстрый реактор (СВБР) финансируется пополам с частниками. Всё что потрачено на эти проекты, останется в РФ, как было потрачено на проект ВВР-1000 при Союзе, который сейчас Росатом бодро продаёт на внешнем рынке.

Аватар пользователя jaff_13
jaff_13(5 лет 1 месяц)(18:35:49 / 13-06-2015)

нет "своих" компаний - это вы загнули. Все страны имеют так называемые Эксимбанки, которые кредитуют зарубежных заказчиков для приобретения продуции компаний этих стран. Таких образом продвигаются все крупные проекты, начиная от продажи боингов и заканчивая всякими электростанциями. Как правило, эти эксимбанки имеют существенное государственное участие и четко выраженный вектор деятельности. Но и другие банки, впрочем, всегда готовы помочь своим, особенно когда конкуренция у заказчика не слишком высока и можно слупить хороший процент.

ФРС, если на то пошло, тоже "частная лавочка". И что?

Аватар пользователя Вован Толяныч

И то, что собственниками частных лавочек являются акционеры -- это их банки и компании, а не "стран". В РФ крупнейшие экспортёры и банки (Сбер и ВТБ) -- государственные или полугосударственные. Модель, на которую вы ссылаетесь, описана в известной книжке.

Аватар пользователя jaff_13
jaff_13(5 лет 1 месяц)(22:24:15 / 13-06-2015)

Если "акционеры" срослись с "государством" - какая разница, частная это лавочка или государственная? главное - она работает в интересах того производственно-финансового конгломерата, который ассоциируется с этим государством. И при необходимости государство защищает его интересы неэкономическими методами. Не надо лечить меня тем, от чего вам надо вылечиться самому.

"Модель, на которую я ссылаюсь" - это наиболее распространенная модель государственного протекционизма экспорта своих компаний. Она настолько общеизвестна, что искать ее описания по энторнетам нет никакого смысла. Я имел с ней дело, когда вы про интернет еще не знали.

Аватар пользователя Вован Толяныч

Никто ни с кем не срастается. Если у РФ большинство акций или голосов в компании -- это де факто госкомпания. Если большинство у частников -- частная. Частники такого уровня не ассоциируются с государством, а используют его возможности в своих интересах. Я вижу вас уже понесло в ad hominem, поэтому разговор окончен.

Аватар пользователя jaff_13
jaff_13(5 лет 1 месяц)(11:12:02 / 14-06-2015)

в России это более-менее верно, потому как многие "частники"-акционеры управляются (и поддерживаются) снаружи. Тем самым некоторая независимость от государства им обеспечивается, и они могут принимать решения, противоречащие интересам России.

В пиндосии, например, нет - потому как все значимые "частники" там под контролем государства (или того образования, которое его замещает и выполняет де-факто те же функции).

У меня тоже нет интереса к дальнейшей дискуссии.

Аватар пользователя layaratan15
layaratan15(2 года 9 месяцев)(18:38:09 / 13-06-2015)

для начала

Аватар пользователя АЛЕКС.....
АЛЕКС.....(4 года 4 недели)(15:41:46 / 13-06-2015)

ТУТ ВОПРОС ДУМАЮ СЛОЖНЕЕ......нужно смотреть пару РОССИЯ+КНР...и смотреть инвестиции , которые планируются, тут может быть велика доля влияния будущей "проектности".....что эти деньги, которые не получить? в новой ситуации их можно будет напечатать в необходимый период

Аватар пользователя DirectNik
DirectNik(5 лет 7 месяцев)(16:16:59 / 13-06-2015)

согласен. И еще добавлю. Цинично. Полагаю, немалое число из этих денег пошло на, как бы, подкуп конкретных африканцев и прочих. Это на этой стороне они минусы. Там они вложены и что-то дают. Выдирать их - не выдерутся, но отношения подпортят.

Хорошие отношения часто куда важнее денег. Хотя бы потому, что дадут больше денег, откроют больше дверей и возможностей.

Ну, это в цинично-прагматичной плоскости.

Аватар пользователя DmStanislav
DmStanislav(3 года 5 месяцев)(15:55:00 / 13-06-2015)

а как бы выбивались долги из братской кубы?

Комментарий администрации:  
*** Пресмыскаюсь перед западом ***
Аватар пользователя леонид немцов

Изза этих прощений ссср и развалился. У себя не было - разных козлов кормили

Аватар пользователя vleo
vleo(3 года 3 месяца)(16:16:10 / 13-06-2015)

Любые КРЕДИТЫ - ЭТО ЗЛО.

И для дающего (в конечном счете), и для берущего.

Сколько нужно мозгов иметь, чтобы понять эту простую мысль?

Аватар пользователя Телеграфист
Телеграфист(4 года 9 месяцев)(16:31:28 / 13-06-2015)

Обычное нагнетание псевдопатриотической истерии. Причем автор противоречит сам себе, надеясь непонятно на что. Есть такая порода, так называемых "промывателей ватников", которые полагают, что длинный язык и знание методички может скрыть любое вранье.

"Запад сам не прощает кредиты никому и никогда" - утверждение как-то не бьется с заявлением, что на СССР и РФ приходится почти четверть списанных долгов. А на кого тогда приходится остальные 3/4? На Ватикан что-ли? Кроме СССР и РФ все остальные члены Парижского клуба, как бы страны Запада.

"Сама РФ выплатила по различным мутным схемам долг царской России" - около 1% от суммы долга, да, выплатила. Но 1% это как бы не 100%.

Комментарий администрации:  
*** Количество взбешенных собянинским беспределом растет в геометрической прогрессии (с) ***
Аватар пользователя СергейВысокий.

 В конце 70-х к нам на завод приехал лектор, по международным делам, из самой белокаменной. И ему задали аналогичный вопрс - Нахрена? Мужичёк хитро улыбнулся и "по-еврейски" ответил - За что Министру Внешней Торговли т.Патоличеву на днях дали Героя Соц. Труда? За отличную работу. Мы ведь торгуем с развивающимися странами по буржуинским правилам. Т.е. маржа немерянная. По моему скромному мнению, мы списываем то, что "давно отбито" имея выгоды в будущем, не подлежащие огласке. И с тех пор я себе этот вопрос не задаю.

Аватар пользователя DmStanislav
DmStanislav(3 года 5 месяцев)(17:12:17 / 13-06-2015)

В общем то да - большиство кредитов выдано на покупку технологического оборудования, производства ссср. И оружия.

Комментарий администрации:  
*** Пресмыскаюсь перед западом ***
Аватар пользователя a_trukhin
a_trukhin(4 года 3 месяца)(19:27:51 / 13-06-2015)

Поддержу камрада в отношении маржи.

В 80-м году попал я в Ливию с нашими военспецами. И завсклада, которому я помогал, как-то показал мне патрубок (обычный кусок резинового шланга) для какой-то системы МИГ-21, которые мы продавали в Ливию. Он говорит: ты знаешь сколько он дома стоит ? 80 копеек по ведомости. А здесь в накладной указана цена  190 долларов.

Аватар пользователя СергейВысокий.

И это не смотря на патологическое жлобство М.Каддафи. Мы ему предложили С-300 за 1лярд, цифры близкие к реальным. Он был 1лярд должен. И этот бедуин заявляет - Вы мне долг спишите и тогда я С-300 куплю. Т.е подарите мне ракетный комплекс. Его дипломатично направили  в известную сторону. А ведь мог и сегодня править Джамахирией. Однокашник строил в 80-х оружейный завод в ВСНЛАД. Швейцарцы и шведы супротив ливийцев были помоечными босяками.

Аватар пользователя Усинегоморя

Любой человек, который хотя бы слегка знакомится с проблемой «прощения долгов», неизбежно формулирует версию столь необъяснимой, загадочной «русской щедрости». Версия очень простая: коррупция в особо крупных масштабах.

А в чем проблема?  В СССР были расстрельные статьи для казнокрадов.
«…нарушение правил валютных операций в особо крупном размере (ч.3 ст. 88), хищение социалистической собственности в особо крупном размере (ч.3 статей 89, 90, 91, 92 и 93)…»

Комментарий администрации:  
*** Регулярно распространяю невменяемые набросы ***
Аватар пользователя Василич Вася
Василич Вася(2 года 9 месяцев)(17:58:53 / 13-06-2015)

Не понимаб Катасонова. Он что не понимает, что возврат царских долгов ПК и списание долгов тому же Ираку это одна и таже картина маслом. Для того и помогали или лучше сказать разваливали СССР и продолжают разваливать РФ, что бы и долги возвратить и недра забрать даром а может и всю территорию.

Аватар пользователя SONIC
SONIC(2 года 5 месяцев)(21:16:48 / 13-06-2015)

так было недавно http://aftershock.news/?q=node/313959

 «Касьянова я знаю давно. С 1995 года за ним в Минфине, банках и коммерческих структурах железно закрепилось прозвище Миша Два Процента. Он, работая с государственными и коммерческими долгами России, брал с заинтересованной стороны два процента от общей суммы подписанного документа. А уж подготовил и пролоббировал Касьянов не одну сотню бумаг, где фигурируют суммы до миллиарда долларов. Так что он человек не бедный. Я ему помогал осуществлять его дела с западной стороны, размещая его деньги на различных счетах, пуская необходимые слухи среди западных банкиров и финансистов — в частности, о том, какие долги будет платить Россия, а какие нет. Также я работал с коммерческими кредиторами, обеспечивая через Касьянова проплату именно тех долгов, которые были необходимы. То есть люди готовы были продавать российские долги за копейки, а мы через некоторые фирмы (в частности, принадлежащие Александру Мамуту) их перекупали.
       Потом Касьянов включал такой долг в список приоритетных, подписывал его у ЧВСа (Черномырдина. — О. Л.), и разница шла в карман целой цепочке перекупщиков. Конечно, свою долю имели и Мамут, и Касьянов. И тут уже речь идет не о стандартных двух процентах, а о двадцати—тридцати...


На оплате долгов неплохо зарабатывали, могу предположить что и на прощении долгов свой интерес не забыли..

Аватар пользователя mastak
mastak(4 года 11 месяцев)(21:53:56 / 13-06-2015)

Прощение - штука святая и недоступная.

Да и пословица звучит: Простота - хуже воровства.

А значит есть что то, что получено взамен, но до нас, простых налогоплательщиков, это небудет доведено. И "простые" рассуждения на эту тему - "хуже воровства".

Хочеш знать больше - поступай в МГИМО.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...