Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

В ловушке микрорайона

Аватар пользователя вилюй

Россия — единственная в Европе продолжает строить железобетонные многоэтажки

Алексей Щукин

Россия — последняя страна в Европе, продолжающая возводить микрорайоны железобетонных многоэтажек. Виной тому устаревшие нормы строительства, а также нежелание властей и девелоперов что-то менять

Современные подмосковные новостройки вызывают неприятное дежавю: это те же микрорайоны многоэтажек, что строили 40 лет назад. За полвека лишь чуть добавилось цвета да дома выросли с 17 до 24 этажей. В остальном — все те же многоэтажные однотипные здания посреди огромных дворов-пустырей: не среда жизни, а пространство выживания.

Парадокс в том, что в Западной Европе, откуда к нам пришел этот концепт застройки, от него отказались еще в 1970-х. Россия же, несмотря на переход от социализма к капитализму, продолжает двигаться по этому тупиковому пути.
Потерявшиеся во времени

Микрорайон — парадигма российского градостроительства с начала 1960-х. Тогда идея казалась свежей и модной: вместо небольших «капиталистических» кварталов — огромные территориальные единицы, жилые микрорайоны. Они составлялись из свободно размещенных многоэтажных жилых домов и зданий соцкультбыта и представлялись концептом из будущего. Архитекторов завораживала смена масштаба: если квартал занимал площадь сто на сто метров, то микрорайон представлял собой структуру протяженностью с километр. Если в квартале здания располагались по периметру, вдоль улицы, то в микрорайоне многоэтажные дома расставлялись хаотично, не следуя каким-то правилам, — это создавало ощущение свободы.

Модернистская градостроительная парадигма микрорайона пришла в Советский Союз из Европы: в 1950-е и 1960-е именно так застраивались города, пострадавшие от войны. Концепт микрорайона хорошо сочетался с идеей панельного домостроения — строить надо было много и быстро. Однако уже к началу 1970-х в Европе стали отказываться от микрорайонов, а чуть позднее и сносить их. Почему?

Недостатки микрорайона к тому времени стали уже совершенно очевидны. Такая застройка не соразмерна человеку. Большие дома давят, огромные пустые пространства трудно освоить психологически — они остаются чужими. Большие общественные дворы можно очеловечить, но это очень затратно, и на практике они оказываются просто огромными и неблагоустроенными пустырями. Многоэтажная застройка в большинстве случаев является монотонной, что неблагоприятно сказывается на психическом здоровье людей. Микрорайон, зажатый между двумя крупными магистралями, оказался в транспортном смысле менее эффективным, чем квартальная структура с системой маленьких улочек. Разделение города на монофункциональные жилые микрорайоны и деловые районы резко увеличивало транспортные перемещения горожан. Наконец, в микрорайоне не возникало комьюнити: люди были отчуждены друг от друга. Все вместе это способствовало росту криминала на таких территориях. Во Франции связь преступности и негуманной жилой среды панельных микрорайонов является сегодня в рассуждениях урбанистов общим местом.

В США история модернистской градостроительной традиции оказалась еще более краткой. В Сент-Луисе в середине 1950-х был возведен район Прюит-Игоу, состоящий из 33 11-этажных домов. В то время это был самый крупный жилищный социальный проект в Штатах. Район со всеми прелестями цивилизации, включая водопровод и электричество, получил кучу архитектурных премий и был заселен. Но уже через 10 лет он превратился в криминальное гетто. На первом этапе оттуда начали массово съезжать белые семьи. На втором — обширные общественные пространства стали местом проявления вандализма. Коммунальщики не справлялись с поддержанием в порядке дворов и подъездов. Полиция перестала приезжать на вызовы. После того как власти повысили стоимость аренды, последовали многочисленные неуплаты по счетам. Все кончилось развалом коммунальной системы и отселением жильцов. В 1972–1974 годах район снесли — здания были взорваны. Это событие считается переломным моментом: закат эпохи модернистского градостроительства стал очевиден.

В таком контексте еще более парадоксальным кажется наш опыт. В Советском Союзе микрорайоны продолжали строить и в 1970-е, и в 1980-е, так как они отлично подходили под панельное домостроение. Более того, сама структура «здания посреди огромного общественного пространства» соответствовала концепции социализма. Затем последовал крах социализма и переход к капиталистической системе, однако микрорайон до сих пор является господствующей схемой при масштабном новом строительстве. Удивительную его живучесть можно объяснить только двумя причинами — невероятной инерционностью российского стройкомплекса и полным невниманием государства к градостроительству в целом.
Альтернативы микрорайону

Каковы же альтернативы микрорайону? Есть коттеджная застройка, на которую сделана ставка в США. Но вариант одноэтажной Америки отличается дороговизной (кроме США, ни одна страна этот концепт не реализовала в полной мере) и низкой плотностью застройки. Если мы говорим о высокоплотной застройке, то есть два альтернативных варианта: кварталы с домами в 6–9 этажей и высокоплотная малоэтажная застройка.

Преимущества квартальной застройки очевидны. Это привычный всем классический западноевропейский город с очень живыми и активными улицами, где на первых этажах — кафе, рестораны и магазины. Размер квартала (в среднем сто на сто метров) и высота зданий в 5–9 этажей комфортны для человека. Особенность квартальной схемы — в четком разделении публичного пространства (улицы, бульвары, площади) и приватного. Приватное пространство располагается в глубине квартала и доступно только его жителям. В общем, это традиционная схема европейского города, отработанная тысячелетиями. Доказательство его гармоничности — количество туристов со всего мира, желающих хотя бы какое-то время провести в такой среде.

Менее известна в России высокоплотная малоэтажная застройка, которая следует из англосаксонской системы с акцентом на блокированные трехэтажные дома. Современный пример — район Борнео-Споренбург, возведенный в Амстердаме на месте бывших доков. Изначально площадку планировалось застроить 10–14-этажными домами, однако исследования показали, что такое жилье будет дешевым — несмотря на дефицит земли, голландцы не любят многоэтажки. И тогда архитекторы из компании WEST 8 предложили решение, позволяющее при трехэтажной застройке получить такое же количество квадратных метров, как и при застройке многоэтажками. Чтобы избежать монотонности, они предложили сразу несколько типологий жилья: с обычными блокированными домами, таунхаусами с выходом на воду, с квартирами вокруг маленьких двориков. Одно из решений — две линии таунхаусов, расположенные близко друг от друга (впрочем, расстояния хватит, чтобы поставить столики, кресла, кадки с цветами). За счет ряда остроумных решений голландцам удалось получить более 100 жилых ячеек с гектара земли. Сверху кажется, что застройка слишком плотная. Однако когда попадаешь в такой район, быстро убеждаешься: там весьма комфортно.
Высотки на пустырях

Заметим, что вариант застройки Борнео-Споренбург не мог бы быть реализован в России — наши градостроительные и санитарные нормы не позволят этого сделать. Нормы эти с 1960-х годов привязаны к микрорайону как основной типологии жилой застройки. В итоге у российского стройкомплекса, что бы он ни хотел сделать, на выходе получается одно и то же — «автомат Калашникова»: микрорайон с высокими домами и огромными пустырями между ними.

Издатель архитектурного журнала «Проект-Россия» Барт Голдхорн так описывает ситуацию с российскими нормами: «Московский девелопер пригласил голландских архитекторов и сказал, что не хочет строить микрорайон из многоэтажек. И попросил спроектировать что-то европейское, среднеэтажное, современное. Сделанный голландцами проект, основанный на сетке небольших кварталов, заказчику понравился. Количество жилья, получаемого с участка, его тоже удовлетворило. Проект передали российским архитекторам для адаптации к местным нормам. И тут началось: дома стали раздвигать, кварталы стали расти в размерах. Чтобы компенсировать потери на большие дворы, стали увеличивать этажность. Когда девелопер посмотрел на итоговый проект, он ничего европейского там не увидел. Получилось как всегда: высокие здания и огромные дворы-пустыри».

Одна из определяющих застройку норм — инсоляция, которая описывает прямое попадание солнечных лучей в квартиры. В 2–3-комнатных квартирах должна инсолироваться (не менее двух часов в день) хотя бы одна комната, в 4–5-комнатных — две. Нормы по инсоляции были введены в Советском Союзе еще в 1920-е годы для борьбы со вспышками туберкулеза и с бактериями, для профилактики рахита. Наверняка норма была очень нужна в то время, но сегодня ее можно считать устаревшей: туберкулез с рахитом уже не бушуют, с бактериями можно бороться и с помощью ультрафиолетовой лампы, к тому же существующие квартиры на первых этажах все равно не инсолируются из-за зелени. Заметим, что в Европе в большинстве стран нет жесткой нормы по инсоляции — там действуют комплексные нормы по освещенности жилых помещений.

Главный аргумент против отмены инсоляции: «Наглым девелоперам только дай волю, и они настроят домов-колодцев или зданий с квартирами окна в окна». Такое опасение имеет свои резоны. Однако плотность застройки должна регулироваться правилами землепользования и застройки — в российских городах многие годы специально тормозят их выпуск, чтобы существовал правовой вакуум. К тому же на практике норму по инсоляции в Москве научились обходить. Сейчас более четверти жилья на продажу по документам проходит как апартаменты, то есть нежилые помещения, для которых норм по инсоляции нет.

Сильное влияние на застройку оказывают пожарные нормы. Между домами предусмотрены пожарные разрывы в 10–25 метров. Многоэтажные здания со всех сторон следует окружать пожарными проездами с разворотными площадками. Причем эти проезды должны быть на установленном расстоянии от дома: существующие пожарные машины могут выдвигать лестницы только под определенным углом. В итоге пожарные нормы диктуют, что дворы не могут быть маленькими.

Кстати, другая пожарная норма — 6 метров между соседними коттеджами — не дает строить и «одноэтажную Америку», где дома могут стоять намного ближе. Большие расстояния между зданиями не дают возможности строить небольшие домики на компактных участках. Это одна из причин, почему коттеджная застройка у нас очень дорога. «Пожарные нормы чуть ли не ежегодно ужесточаются. Сегодня даже невозможно построить классический сталинский квартал», — жалуются архитекторы. Получается, что, вместо того чтобы применять новую пожарную технику или современные огнеупорные материалы, мы жертвуем качеством среды. При этом пожарные имеют сильное лобби на государственном уровне, и эксперты уверяют, что говорить с ними о смягчении каких-то норм невозможно.

Третий блок ограничений связан с градостроительными нормативами, которые у нас заточены под микрорайон. «Наши нормы позволяют построить только очередное Бирюлево, очередной социалистический микрорайон, — говорит архитектурный критик, член Архитектурного совета Москвы Григорий Ревзин. — Возьмем дорогу. Дома от нее надо отнести на 24 метра — там тротуары, какая-то зелень. Два раза по 24 —это почти 50 метров. В результате получается широченный Новый Арбат. Это могло быть уместно где-то в центре мегаполиса, но у нас такие дороги получаются даже в небольших поселениях».

Другой пример — жестко предписывается строительство отдельно стоящих школ и детских садов, а также большие расстояния от них до жилья. Нормы эти наверняка рождались из прекрасных интенций, но на практике в жилой зоне получаются большие пустые пространства. Они обычно плохо благоустроены и выглядят как пустыри. Другое следствие: теряя территории на все возможные отступы, застройщик потом компенсирует недополученные квадратные метры повышенной этажностью. И получается весьма рыхлая, но высотная застройка.

Еще один пример — наши нормы предписывают расстояние от стадиона до жилья не менее 500 метров. Поэтому в Москве кластер из спортивных объектов находится только на удалении от центра, на окраине района Крылатское, например. Но туда не ездят люди: в итоге баскетбольные матчи проходят без зрителей. Деньги на строительство потрачены зря, зал пуст. А, к примеру, в Мадриде 100-тысячный стадион «Сантьяго Бернабеу» окружен жилыми кварталами, но вряд ли кто скажет, что городская среда испанской столицы хуже.

«В европейских странах каждые 15–20 лет актуализируется представление о том, что такое современный город. Проводится анализ построенного, изучаются новые концепции. В Голландии каждые 10 лет идет корректировка норм. В России проблема в том, что последняя серьезная коррекция норм была проведена во времена Хрущева. С тех пор, по большому счету, ничего не менялось», — говорит архитектор Ярослав Ковальчук.
Меньше этажей, но больше квадратных метров

Дело, однако, не только в устаревших нормах. Они позволяют создавать продукт пристойного качества — правда, для этого надо проявить изобретательность, потратить время и силы. Проблема в том, что российские девелоперы мало заинтересованы в новом продукте: строится в стране мало, конкуренции практически нет. «Мое начальство понимает, что строить панельные микрорайоны — это отстой и позавчерашний день. Но квартиры продаются, и ничего менять не хочется», — говорит руководитель маркетинговой службы крупной девелоперской компании.

У девелоперов есть свои оправдания. В стране очень дорогие деньги: ставка дисконтирования не менее 15% годовых. Поэтому на первый план выходит не качество, а скорость реализации. Риски проекта также прямо пропорциональны времени его реализации. За последние два года сменился мэр Москвы и уже дважды — губернатор Подмосковья. Каждый новый начальник пытается разобраться со стройкой и пересмотреть правила игры. Регулярно случаются кризисы, которые банкротят чуть ли не половину застройщиков. В этих условиях девелоперам не хочется тратить время на эксперименты и поиски — выгоднее тиражировать устаревшие, но еще работающие модели.

Есть и еще один момент. Большинство российских застройщиков не разбираются ни в архитектуре, ни в урбанистике. Стройка им интересна только как финансовая операция: вложил деньги — продал — получил прибыль. Соответственно, важно только одно — плотность застройки. То есть количество квадратных метров, которые можно извлечь из данного участка.

Из-за лени девелоперов и узости их кругозора (после кризиса значительное число девелоперов — это новые компании, реализующие первый объект) чрезвычайно живуч стереотип «чем выше здания, тем больше плотность застройки». Но это не так. К примеру, квартальная застройка 9-этажными домами может дать даже большее количество квадратных метров, чем многоэтажки. В мире это аксиома, в России приходится использовать исследования. Такие расчеты, к примеру, были приведены в ведущем российском архитектурном журнале «Проект-Россия». Для сравнения был выбран застроенный панельными многоэтажками П44Т (17 и 22 этажа) квартал в районе Коньково. Плотность застройки составила 19,6 тыс. кв. метров на га. На том же участке архитекторы разместили 6 кварталов с 9-этажными домами и обеспечили плотность застройки даже выше — 24 тыс. кв. метров на га.

Высокую плотность можно получить и малоэтажной застройкой. «Почему нельзя создавать хорошую среду для жизни? Застройщики часто говорят, что экономика проектов требует высокой плотности, а значит, большой этажности. Это ложь. Трехэтажной застройкой можно получить плотность чуть ли не в 20 тысяч квадратных метров на гектар. Надо только вложить душу и ум. Для сравнения: плотность исторического центра столицы — 16 тысяч квадратных метров на гектар», — заметил на последней выставке «АрхМосква» главный архитектор города Сергей Кузнецов.
Госстрой не помощник

Кто мог бы стать в стране агентом, инициирующим переход от микрорайонной застройки к альтернативным вариантам? Застройщики вряд ли тянут на эту роль. Всего несколько девелоперов сегодня пытаются строить что-то новое. Один из наиболее ярких примеров — компания «Урбан груп». В целом застройщики не заинтересованы в создании качественной среды, так как у них короткий горизонт планирования: построил—продал—ушел.

Главный запрос на качественную жилую среду должно формировать общество. Но оно не имеет рычагов влияния на градостроительную деятельность и необходимых знаний. Пока россияне голосуют против убогой застройки только деньгами, скупая недвижимость за границей. Понятно, что соотношение цена/качество квартиры в железобетонной многоэтажке в затерянном в Подмосковье микрорайоне ужасающе.

Градостроительство, конечно же, — это государственное дело. Работу по совершенствованию нормативной базы и внедрению новых типологий жилья должен вести Госстрой. Над нормами работают постоянно, но результаты неутешительны. Нынешняя ситуация такова, что надеяться на активную и конструктивную позицию Госстроя не приходится: организация переживает не лучшие времена, за 20 лет катастрофически растеряв кадры и влияние. Теперь это малая и не очень боеспособная часть Министерства регионального развития, измученная чехардой министров. При этом в самом Госстрое, по мнению экспертов, практически нет специалистов по градостроительству. А в стране практически нет градостроительной науки. Что говорить, если годовой бюджет на НИОКР Госстроя составляет 10 млн рублей. Для сравнения: салют на острове Русский на саммите АТЭС обошелся в 40 млн с лишним.

Была надежда на пилотные проекты, инициированные государством. Пилотом в области градостроительства должен был стать инновационный центр Сколково, куда пригласили европейских урбанистов и архитекторов. В Сколкове можно было не применять российских строительных норм и поэкспериментировать. Полученный результат можно было бы трансформировать в новые градостроительные нормы и тиражировать по стране. Но еще до нынешних проблем с инноградом надежды на Сколково в этом смысле испарились. Никто из руководства не взял на себя ответственность за эксперимент, и проектирование пошло все по тем же российским нормам.

В условиях, когда федеральная власть практически устранилась от градостроительной деятельности, единственным агентом изменений могут быть власти региональные. Но очагов нового крайне мало. В Белгороде губернатор Евгений Савченко ведет сильную политику по малоэтажной застройке. В Перми продолжается эксперимент по трансформации мастер-плана, сделанного голландскими урбанистами, в конкретные градостроительные проекты. После ухода губернатора Олега Чиркунова проект, естественно, замедлил развитие, хотя и не отменен окончательно. Вот и все.

Отдельный вопрос со столицей и Московской областью. Новые власти признали проблему с застройкой и пытаются свернуть с накатанной колеи. Понятно, что поменять технические регламенты и санитарные нормы они не могут, но в их силах разработать и принять новые градостроительные регламенты. Такие работы вроде бы ведутся. Вообще, чтобы перейти от микрорайона к более гуманной застройке, надо резко ограничить этажность и принять правила землепользования и застройки, четко описывающие максимальную плотность застройки. Сделать это вопреки строительному лобби непросто. Однако тактически сейчас для этого удобный момент — совсем скоро состоятся выборы столичного мэра и губернатора Подмосковья.

источник http://expert.ru/expert/2013/23/v-lovushke-mikrorajona/?n=2299

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя SOLO3
SOLO3(4 года 11 месяцев)(21:27:51 / 17-06-2013)

Бред из разряда просрали полимеры. Столько натяжек и подотосовок фактов.

Аватар пользователя Molekula
Molekula(4 года 6 месяцев)(21:38:17 / 17-06-2013)

Это да, вся статья о том, что дома неправильной высоты, и неправильно расставлены. Чего им нехватает - так это теплоизоляции. Поляки так модернизировали свои районы, и очень довольны. Прюит-Игоу развалилось не оттого, что там были неправильные здания, а оттого, что туда переехали неправильные люди

Аватар пользователя Kerk
Kerk(5 лет 6 месяцев)(21:48:59 / 17-06-2013)

Да нет, в статье все правильно написано. Эти модные дохренаэтажные здания посреди пустырей больше напоминают камеры хранения для человеков. Для жизни они не предназначены.

Аватар пользователя Molekula
Molekula(4 года 6 месяцев)(22:23:50 / 17-06-2013)

Это можно предъявить к любому городу, предназначенному для расселения людей в кратчайшие сроки, в максимальных количествах, при стесненных финансах. Читал статью на тему: почему в Украине себестоимасть жилья высокая. Там эксперт объяснял, что СССР много экономил из-за того, что строил "оптом" - микрорайонами. Сейчас же часто проектируют единственный дом, получают разрешение и создают строительную инфраструктуру ради него одного. Естественно эти расходы не "размазываются". Сейчас наши города давят на психику из-за того, что они старые. Посмотрите на их фото 70-80 годов. Они выглядели великолепно. А квартиры т.н. "чешского проекта" вполне современны и сейчас. И в масштабах наших стран, только с помощью постройки районов можно предотвратить массовое старение жилого фонда. Конечно, как ушли от коробчатости в автодизайне, так пора от нее уходить в дизайне городов. Но и панели могут быть разной конфигурации, так что все в наших руках, и старые технологии нам еще послужат

Аватар пользователя Shalalak
Shalalak(5 лет 8 месяцев)(23:40:03 / 17-06-2013)

Как раз для сохранения жизней такая застройка и предназначена. Когда по городу будет нанесен ядерный удар, обрушившиеся дома вашей квартальной застройки завалами так перекроют все дороги, сиречь пути эвакуации, что никакие ИМР их не разберут за нормативное время. А квартальная застройка позволяет оставить центральные проезды свободными и своевременно вывезти оставшихся в живых в районы рассредоточения. :-P

Аватар пользователя Turbo
Turbo(5 лет 2 месяца)(08:35:29 / 18-06-2013)

Может поэтому расстояния между домов 50м, не?

Аватар пользователя Shalalak
Shalalak(5 лет 8 месяцев)(08:47:45 / 18-06-2013)

А это уже "точечная застройка" - изобретение Лужкова сотоварищи. К советским микрорайонам не имеет никакого отношения

Аватар пользователя Turbo
Turbo(5 лет 2 месяца)(12:12:41 / 18-06-2013)

"Сильное влияние на застройку оказывают пожарные нормы. Между домами предусмотрены пожарные разрывы в 10–25 метров. Многоэтажные здания со всех сторон следует окружать пожарными проездами с разворотными площадками. Причем эти проезды должны быть на установленном расстоянии от дома: существующие пожарные машины могут выдвигать лестницы только под определенным углом. В итоге пожарные нормы диктуют, что дворы не могут быть маленькими."

- статью читали, не?

Аватар пользователя evm11
evm11(5 лет 1 месяц)(22:26:04 / 17-06-2013)

Во-во. Построили тут у нас в районе такие "правильные" четырех этажные домики, с дворами, детскими площадками и прочее... Только вот почему-то жители многоэтажек соседних обходят сие чудо стороной и желающих там приобрести квартирку не наблюдается. А причина простая - часть квартир там используется городом как социальное жилье (для не вписавшихся в рынок). Соответственно и криминальная обстановочка, подъезды загажены всяческими отходами жизнедеятельности человека и т.д.

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(21:34:37 / 17-06-2013)

Для России, где холодный климат, многоэтажки самое то, для экономии на отоплении, но концепция строительства это-же пиздец (простите, не сдержался) это всё откровенное дерьмо, перевод ресурсов в говно. Нужно полноценная концепция "вечной" и полноценной инфраструктуры, почти дармовая энергетика не вечна, баланс её использования нарушится. И нельзя забывать что человеку близка земля и потребна, и необходима для его развития, как и для самообеспечения - культура садоводства, огородов, пчеловодства .... . То есть дачи тоже абсолютно важная часть человеческой культуры.

Аватар пользователя Molekula
Molekula(4 года 6 месяцев)(21:42:18 / 17-06-2013)

Плюсую. И в скандинавских странах начали внедрять такой "советский анахронизм", как центральное отопление. Это потому, что советскую инфраструктуру проектировали ученые, а не бизнесмены

Аватар пользователя Амаду
Амаду(5 лет 8 месяцев)(07:05:04 / 18-06-2013)

Верно. Жить удобней в "муравейнике" с поликлиникой, школой, кинотеатром и прочими радостями.

Аватар пользователя MindTaker
MindTaker(5 лет 9 месяцев)(21:36:30 / 17-06-2013)

Да, типа, давайте строить "одноэтажную америку". Нет уж, нахуй.

"Большие дома давят, огромные пустые пространства трудно освоить психологически — они остаются чужими." - гы. Тараканам просьба не читать :)

Аватар пользователя rrrooomano
rrrooomano(5 лет 4 часа)(21:39:51 / 17-06-2013)

полнейший прогон . сам живу в европейском союзе, работаю в недвижимости и по европе езжу постаянно. строят такиеже районы даже в италии, надо только выехать из курортной зоны и сами всё увидите ...

Аватар пользователя вилюй
вилюй(5 лет 10 месяцев)(21:52:31 / 17-06-2013)

Мое мнение для производства может и надо большую плотность, для жилища этот метод не очень.

Жил по молодости в хрущевке 5 этажной. Знал всех соседей и их родственников в подьезде, сейчас живу в 16 этажной. Кроме 3 семей и соседей по площадке никого не знаю. 

 

Аватар пользователя shaptmos
shaptmos(4 года 8 месяцев)(21:56:46 / 17-06-2013)

та не плодите сущности, люди просто изменились, стали менее общительны. эт от высоты дома не зависит.

Аватар пользователя walrom
walrom(5 лет 10 месяцев)(23:09:05 / 17-06-2013)

В России нужно продолжать строить по принципу: многоэтажный дом в центре города, гораж на одной окраине, а дача на другой, желательно противоположной.

А что денег, так их никогда не будет в достатке, вот и будут строить для будущих поколений уродные, безликие мноогоэтажки.

Нет. Страну нужно выстраивать основательно, чтобы можно было потом радоваться сделанному, а не гробить жизнь всех будущих поколений ущербностью и бесчисленными проблемами коммунального жилья.

Аватар пользователя woddy
woddy(4 года 10 месяцев)(22:05:00 / 17-06-2013)

Рассчетов не хватает, например по отоплению. А так во многом согласен. 5этажная застройка (те же хрущевки) куда комфортнее чем сегодняшние 20этажки. У хрущевок бы пересмотреть планировку (комнаты и кухню побольше), добавить лифт, и был бы для меня идеал.

Аватар пользователя paulspb
paulspb(5 лет 9 месяцев)(22:12:27 / 17-06-2013)

с одной стороны, в статье написано много полу правды и неправды, особенно про нормы. 

с другой стороны, правда же, что души нету  в 'спальниках'. Особенно зимой.

истина, как обычно, не с краю

Аватар пользователя nhfvdfq71
nhfvdfq71(5 лет 5 месяцев)(22:27:29 / 17-06-2013)

Идея, изложенная в статье, импонирует. Классические города обеспечивали достаточно высокую плотность населения. А относительно узкие улицы, близко расположенные здания уменьшают транспортное плечо. Если при этом сделать упор на использовании общественного транспорта, то так можно и конец углеводородов пережить.

Сильное влияние на застройку оказывают пожарные нормы.

Если строить классический квартал как одно здание, наверное, можно эти нормы обойти.


Аватар пользователя Turbo
Turbo(5 лет 2 месяца)(12:16:33 / 18-06-2013)

Боюсь вас огорчить, на высотки и всякие многофункциональные здания нормы самые строгие. Иногда дешевле размазать по площади и раскидать по территории.

Аватар пользователя Remchik
Remchik(5 лет 9 месяцев)(22:28:38 / 17-06-2013)

"Дизайнерский" взгляд без учета главных факторов - коммуникаций всех видов, климата и передвижения населения по городу. Электро- и прочие сети, отопление, транспорт - раскатайте город в блин трехэтажки и будет он потом впятеро больше по площади - и накатаемся и траншей напрокладываемся вволю, заодно больше земель испоганим.

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(22:30:36 / 17-06-2013)

Парадокс в том, что в Западной Европе, откуда к нам пришел этот концепт застройки, от него отказались еще в 1970-х.

Угу, отказались... Как же! П*здить - не мешки ворочать. Прокатитесь по пригородам крупных городов Польши, Чехии, Германии - вот дофига таких новостроек.

Аватар пользователя Базин
Базин(4 года 11 месяцев)(23:03:39 / 17-06-2013)

Это из той же оперы,что - "в европейских магазинах всё дешевле,паравалить!"-

Аватар пользователя Forosenko
Forosenko(5 лет 9 месяцев)(22:52:46 / 17-06-2013)

Прочитал первый абзац... Кричащая манипуляция, наброс. КГ/АМ

{позже добавил} Хотя вопросы к главным архитекторам это не отменят. Погоня за баблом... невидимая рука рынка наводит такой звивздец в Москве и МО...

Комментарий администрации:  
*** Кризис создан Путиным! ***
Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(23:06:23 / 17-06-2013)

прочитал всю статью

и коменты

дважды.

истина ближе к середине.

Аватар пользователя Eugm
Eugm(4 года 10 месяцев)(23:10:56 / 17-06-2013)

Огромные пустыри между домами? Да полно, по нынешним временам даже этих пустырей не хватает для стоянок личных автомобилей жильцов этих домов. Все эти расчеты, по которым поставив квартиры друг на друга, можно было освободить площадь между домами оказались посрамлены, поскольку автомобили пока еще друг на друга не ставят.

Аватар пользователя agafonoff2000
agafonoff2000(5 лет 11 месяцев)(23:23:53 / 17-06-2013)

Купил в ипотеку квартиру в Бутово Парк в 25и этажке на 18м этаже. Хотел выше, но жена отговорила. Пока все идет по плану. Если достроят инфраструктуру, как обещали, то будет отличное место. Парковки, детские площадки, вокруг лес. Автор, завидуй молча ;).

Аватар пользователя dormendo
dormendo(5 лет 4 месяца)(23:27:14 / 17-06-2013)

Есть и ещё одна причина использования микрорайонов. План развития города создавался всё в том же СССР. Под него планировалась и строилась инфраструктура. Вкупе с полным отказом от перспективного планирования в течение последних 20 лет это дало ожидаемый эффект. Поскольку планы всё-таки нужны, используются существующие. Благо, они далеко не худшего качества.

Аватар пользователя True
True(5 лет 8 месяцев)(00:09:04 / 18-06-2013)

Автор текста - сферический дизайнер-архитектор. Навидался таких. Вместо мозгов навоз, кроме "креатива" ничем не интересуется.

В представлении таких деятелей Европа выглядит вот так:

 

А на самом деле, она - вот такая:

 

 

Комментарий администрации:  
*** Уличен во лжи ***
Аватар пользователя comp
comp(4 года 9 месяцев)(00:36:29 / 18-06-2013)

А мне вот наоборот нравится свободная планировка и просторные дворы. И против дешевого быстровозводимого жилья ничего не имею. А вот квадратно-гнездовая планировка с крохотными двориками, в которых одна песочница, пара скамеек и чахлый куст еле помещаются, меня совершенно не впечатляют.

Не знаю чего вдруг у аффтара засвербело. Видать очень уж захотелось кровавый быдлосовок пообличать.

Аватар пользователя tokomak
tokomak(5 лет 11 месяцев)(00:43:57 / 18-06-2013)

Бред...

Аватар пользователя Баркал
Баркал (не проверено)(47 лет 11 месяцев)(02:09:32 / 18-06-2013)

ага даже комментировать нечего

Аватар пользователя Xtriss
Xtriss(5 лет 1 месяц)(08:07:28 / 18-06-2013)

Внимательно прочитала статью, но никакой внятной аргументации против высокоэтажных микрорайонов не обнаружила. Всё крутится вокруг таинственных и неформализуемых словосочетаний "комфортная среда для жизни", "благоприятный психологический климат". Видимо, фраза "строить панельные микрорайоны — это отстой и позавчерашний день" должна по мнению автора окончательно убедить сомневающихся.

А призывы отменить пожарные и санитарные нормативы на основании того, что они мешают креаклам "творить как в европе", - на мой взгляд вообще преступление!

Между прочим туберкулёз и рахит - очень серьёзные и, к сожалению, до сих пор широко распространённые заболевания. Несмотря на то, что фармацевтика давно выпускает удобный к применению титрованный витамин D, у многих детишек до года появляются симптомы рахита, т.к. участковые педиатры мало внимания уделяют подбору индивидуальной дозировки. В наших широтах и так солнца не хватает катастрофически, чтобы ещё позволить всяким архитекторам-халтурщикам напланировать непросвечиваемые тараканьи лабиринты.

Аватар пользователя ZUCKtm
ZUCKtm(5 лет 3 недели)(08:35:44 / 18-06-2013)

>>Недостатки микрорайона к тому времени стали уже совершенно очевидны. Такая застройка не соразмерна человеку. Большие дома давят, огромные пустые пространства трудно освоить психологически — они остаются чужими. Большие общественные дворы можно очеловечить, но это очень затратно, и на практике они оказываются просто огромными и неблагоустроенными пустырями. Многоэтажная застройка в большинстве случаев является монотонной, что неблагоприятно сказывается на психическом здоровье людей. Микрорайон, зажатый между двумя крупными магистралями, оказался в транспортном смысле менее эффективным, чем квартальная структура с системой маленьких улочек. Разделение города на монофункциональные жилые микрорайоны и деловые районы резко увеличивало транспортные перемещения горожан. Наконец, в микрорайоне не возникало комьюнити: люди были отчуждены друг от друга. Все вместе это способствовало росту криминала на таких территориях. Во Франции связь преступности и негуманной жилой среды панельных микрорайонов является сегодня в рассуждениях урбанистов общим местом.

Ничего не скажу за психологические и экологические (в широком смысле) особенности современных микрорайонов. Коснусь транспортного вопроса. Тут имхо имеет место некоторое передергивание. "Разделение города на монофункциональные жилые микрорайоны и деловые районы" не имеет никакого отношения к планировке и застройке жилых районов. Это разные уровни градостроительной документации: первое - это зонирование территории всего поселения, второе - это проект планировки или даже проект межевания ограниченной территории.

Ну и разделение территории поселения на жилые, производственные и общественно-деловые зоны совершенно оправдано. Насчет промзон, думаю, все ясно; насчет деловых зон - мало кому понравится жить рядом с огромным торговым центром или учреждением с десятками тысяч посетителей. В любом случае, микрорайоны тут ни при чем.

Аватар пользователя MikeCurious
MikeCurious(5 лет 11 месяцев)(08:42:11 / 18-06-2013)

Получилось как всегда: высокие здания и огромные дворы-пустыри

Интересно где автор виде "огромные дворы-пустыри". Сейчас с таким трудом найдешь место для парковки авто, а он еще жалуется на огромные пустыри. Бред натуральный.

Я бы понял, если бы втирали про маленькие города, чтобы не так плотно и т.п. Или про "современные" материалы. А тут даже наброса нормального нет. Чушь какая-то.

Аватар пользователя Turbo
Turbo(5 лет 2 месяца)(08:47:09 / 18-06-2013)

То, что наши противопожарные и санитарные нормы подрезают крылья архитекторам это точно. В принципе, в статье достаточно корректно это отражено.

То, что иностранцы охуевают от наших норм - это тоже правда. Ну не понимают они тройных запасов.

То, что в европе не строят микрорайонами - ЛПП. Но там строят многоэтажки в основном для нищебродов.

То, что строя у нас многоэтажки, экономят на земле для стоянок - это правда. Экономит или девелопер или муниципалитет.

То, что нормы нарушать нельзя, но если кому-то со связями в муниципалетете очень хочется, то можно - это правда. А у кого нет связей, то ему нельзя и его дом разломают по решению суда, это тоже правда.

То, что руководители стройфирм в основном жадные и наглые ублюдки, тоже правда.

Но, статья ничего дельного не предлагает. Если понизить этажность, то это вызовет другие проблемы. Какие-то, конечно, решит. Если упростить нормы, то при нашем менталитете это приведет опять к "хромой лошади". Лучше уж быть последовательным и не сворачивать с намеченного пути.

Аватар пользователя Райвен
Райвен(5 лет 9 месяцев)(10:13:00 / 18-06-2013)

Херня, а не статья. Чем это микрорайоны плохи? И дома современные очень даже.

Аватар пользователя Victor
Victor(4 года 6 месяцев)(13:39:18 / 18-06-2013)

<<< Есть и еще один момент. Большинство российских застройщиков не разбираются ни в архитектуре, ни в урбанистике >>>

<<< Из-за лени девелоперов и узости их кругозор... >>>

<<< В целом застройщики не заинтересованы в создании качественной среды, так как у них короткий горизонт планирования: построил—продал—ушел >>>

Много букофф в статье, а суть выразить можно и тремя цитатами.

Мешают им градостроительные нормы? Ну так некоторым танцорам постоянно что-то мешает. Полонский яркий тому пример.

Нормы пока еще хоть как-то население защищают от таких продвинутых "девелоперов".

Аватар пользователя Byzantum
Byzantum(4 года 7 месяцев)(14:03:17 / 18-06-2013)

Статья мягко сказать не однозначна. Призывать к периметральной застройке с дворами колодцами - бред, все равно что сказать вперед в 18 век. Где то в маленьких и уютных центрах европейских городов это умиляет, но основой для массовой застройки это стать не может, так же как и наличие маленьких лавченок и ресторанчиков в первых этажах при низкой плотности расселения, возможно только если большая часть проживающих будет богатенькими бездельниками. Про то что магистрали хуже нескольких маленьких узких улочек - просто бред.

Потрясает большое количество комментариев. Дома, кстати, не расставляют хаотично, при проектировании учитывается много ограничивающих факторов, не очевидных для стороннего наблюдателя. Конечно жилая среда в пятиэтажной застройке лучше для психологического восприятия человеком, но она дороже. Концепция высотной застройки в теории была сформирована, как "вертикальный город-сад". Просто не нужно экономить на благоустройстве, и люди спускаясь из под облаков должны попадать в комфортную и дружелюбную среду.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...