Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Планета Марс: короткая жизнь.

Аватар пользователя krol_jumarevich

Марс не всегда был таким неприветливым местом, как сейчас. Когда-то его климат не сильно отличался от современного земного. Это было не так давно: всего лишь 4 миллиарда лет назад. Мы немного не успели!

Ссылка внизу статьи.

"Со времен нашего крайнего визита на Марс любопытные фениксы наскребли достаточно данных, чтобы можно было примерно восстановить ареологическую историю красной планеты. Дело было так:

Первая известная эра истории Марса – пренойская – протекала первые полмиллиарда лет от окончания формирования Марса 4,5 млрд лет назад и оставила после себя филосиликаты – листовые силикаты, примером которых на Земле является, например, слюда. Для образования некоторых из обнаруженных филосиликатов были необходимы кислые условия, для формирования других – щелочные, но главное – эти минералы образуются при взаимодействии мантийных пород с водой.

На Земле это время соответствует катархею. Период активной тектонической деятельности на нашей планете продолжался гораздо дольше (собственно, продолжается до сих пор), поэтому катархейские осадочные породы не сохранились – переплавились в дальнейших катаклизмах. Сейчас считается, что в то время на Земле не было никакой "адской жары", а существовали ландшафты неприветливой суровой пустыни со слабо греющим Солнцем (его светимость была на 25—30 % ниже современной) и во много раз большим диском Луны.

Рельеф обеих планет напоминал лунный пейзаж, и сложен был только монотонно тёмно-серым первичным веществом, однако на Земле он был сильнее сглажен из-за приливных землетрясений (в то время Луна находилась на границе предела Роша, то есть на расстоянии всего 17 тыс. км от Земли против сегодняшних 384,5 тыс.). По последним данным, на Земле уже тогда тоже были моря – гидросфера начала формироваться в первые 100 млн. лет существования планеты как твердого тела, что неудивительно – вода в большом количестве присутствовала в протопланетном веществе (иногда об этом забывают и пишут, что океаны были созданы исключительно падающими на Землю кометами – а в кометах-то вода откуда взялась?).

Марс на рубеже пренойской и нойской эр

Кратер Гусева в начале нойской эры

На Марсе же пренойская эра 4 млрд лет назад плавно перетекла в нойскую. Этот период времени в истории древнего Марса характерен глобальной вулканической активностью – именно тогда начали формироваться первые вулканы Фарсиды – и выбросами в атмосферу и на поверхность планеты огромного количества различных химических соединений – продуктов для кухни жизни. В плане вулканизма Земля не отставала – нойская эра соответствует земному эоархею – но главное, что к концу этого времени относятся самые древние земные строматолиты - ископаемые продукты деятельности цианобактериальных сообществ. Учитывая близость Земли и Марса, совершенно неважно, является ли возникновение жизни закономерностью или случайностью – обе планеты с большой вероятностью обменивались биологическим материалом при ударах астероидов. 

Кратер Гусева; нойская эра.

3.5 млрд лет назад на Марсе наступило самое интересное – гесперийская эра. В гесперийскую эру Марс имел постоянную гидросферу. Северную равнину планеты в ту эру занимал солёный океан объёмом до 15—17 млн км³ и глубиной 0,7—1 км (для сравнения, Северный Ледовитый океан Земли имеет объём 18,07 млн км³). В отдельные промежутки времени этот океан распадался на два. Один океан, округлый, заполнял бассейн ударного происхождения в районе Утопии, другой, неправильной формы, — район Северного полюса Марса. В умеренных и низких широтах было много озер и рек, на Южном плато — ледники. Марс обладал очень плотной атмосферой, аналогичной той, которая в то время была у Земли, при температуре у поверхности доходившей до 50 °C и давлении свыше 1 атмосферы. Три метеорита марсианского происхождения – ALH 84001, Накла и Шерготти – о в которых были обнаружены образования, схожие с окаменелыми останками микроорганизмов, были выброшены с поверхности Марса как раз в гесперийскую эру. 

Земля и Марс в архейскую/гесперийскую эру в масштабе.

Море Гесперия; гесперийская эра.

Море Маринера; гесперийская эра.

2.5 миллиарда лет назад на Земле начался протерозой и земные фотосинтезирующие организмы начали поговаривать о том, что пора бы уже устроить этим анаэробам кислородную катастрофу. А вот на Марсе настала амазонийская эра. Климат стал катастрофически быстро меняться. Происходили мощнейшие, но постепенно затухающие глобальные тектонические и вулканические процессы, в ходе которых возникли крупнейшие в Солнечной системе марсианские вулканы, в частности Олимп, несколько раз сильно изменялись характеристики самой гидросферы и атмосферы, появлялся и исчезал Северный океан. Катастрофические наводнения, связанные с таянием криосферы, привели к образованию грандиозных каньонов: в долину Ареса с южных нагорий Марса стекал поток полноводнее Амазонки; расход воды в долине Касей превышал 1 млрд м³/с. Однако со временем вода стала исчезать - частью испаряться, частью замерзать.

Виной всему малая масса планеты – энергия для тектонической активности к тому времени иссякла, последним ее проявлением, по видимому, была долина Маринера. Однако вулканическая активность какое-то время еще продолжалась за счет радиоактивного разогрева недр – собственно, поэтому марсианские вулканы такие большие: движение плит отсутствовало и извержения многократно повторялись на одном и том же месте. Магнитное поле исчезло и атмосфера, плохо удерживаемая слабой гравитацией и не пополняемая извержениями, начала рассеиваться. А по мере рассеивания атмосферы слабел парниковый эффект. Эх, будь Марс побольше…

Испаряющееся соленое озеро в кратере Гусева; начало амазонийской эры.

Высыхающие озера в районе Хаоса Арама; начало амазонийской эры.

Кратер Гусева в период потери атмосферы. Солевая равнина на месте высохшего озера; в грязевых трещинах формируются зерна гематита. Метеоры не успевают сгорать, достигая поверхности планеты.

Умирающий Марс. Каньон Гебы.

Примерно миллиард лет назад на Земле изобрели половое размножение, а на Марсе прекратились активные процессы в литосфере, гидросфере и атмосфере, и он принял современный облик…

Дно кратера Гусева; осень 2005 г.

Кратер Виктория; осень 2006 г.

Закат на Марсе; 19 мая 2005 года.

Снег на Марсе; 1979 г.

Русло марсианской реки; наши дни. Ширина русла около 7 км.

Провинция Фарсида; наши дни. Два прыща слева – купола Библиды и Улисса, вулканов, образовавшихся в нойскую эру. Ширина их оснований – более 100 км, высота – 3 и 5 км соответственно. Большие фурункулы – вулканы Арсия, Павлина и Аскрийский, 9-, 14- и 18-тысячники соответственно, гораздо моложе. Справа – Лабиринт Ночи, переходящий в долину Маринера."

Ссылка: http://haritonoff.livejournal.com/215445.html

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 9 месяцев)(15:18:54 / 29-05-2015)

4 миллиарда лет назад? то есть через полмиллиарда после формирования - и уже земные условия?

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(15:20:38 / 29-05-2015)

Видимо, там вся эволюция планеты протекала, как при убыстренной сьемке.

Аватар пользователя Офисный планктон

Написано красиво, нарисовано ещё красивее, но НЕ ВЕРЮ! Больше всего смущает то, что на Марсе без всяких катаклизмов вдруг РАЗ, и изменились условия, после чего вода куда-то улетучилась. Куда денется вещество с планеты, из которого состоит атмосфера? Только если перейдёт в другое состояние (превратится в лёд) или вступит в химическую реакцию. Куда делась вода из океанов?

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(15:46:28 / 29-05-2015)

После исчезновения магнитного поля планеты произошла, так называемая, диссипация водорода в космос.

Погуглите это интересный процесс.

Магнитное поле исчезло по причине остывания мантии планеты.

Аватар пользователя Офисный планктон

Есть мысли, почему остыла мантия Марса? Если предположить, что источник тепла только внешний, то наоборот, со временем планета должна нагреться ещё сильнее, т.к. согласно Вашей статье Солнце тогда светило слабее, а сейчас ярче.

Аватар пользователя Likn
Likn(4 года 5 месяцев)(17:46:47 / 29-05-2015)

Скорее всего, топливо в мантии закончилось. Трансурановых элементов стало мало, и, вероятно, железо спустилось в ядро.

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(22:05:46 / 29-05-2015)

Для Земли радиоактивный распад даёт меньше половины выделяемого тепла. Приливы вообще в районе процентов. А чуть более половины от общего количества выделения тепла даёт гравитационная сепарация. У Марса этот источник оказался слабее.

Аватар пользователя Офисный планктон

А чуть более половины от общего количества выделения тепла даёт гравитационная сепарация.

Вроде написано по-русски и я не пьяный, а ни черта не понял!

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(22:19:34 / 29-05-2015)

Звиняйте. Тяжёлое вниз, лёгкое вверх - по дороге трутся друг о дружку.

Аватар пользователя Офисный планктон

Тяжёлое опустится до самого низа, лёгкое поднимется насколько возможно и ... всё, Земля остынет?

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(23:00:21 / 29-05-2015)

Ну, миллиарда полтора лет у нас ещё есть

Аватар пользователя Офисный планктон

И кто проделал ту гигантскую работу, поднимая тяжёлое и опуская лёгкое, чтобы это всё тёрлось, тёрлось, тёрлось? Вам не кажется, что эта теория про тепло в планете от трения немного "сыровата"?

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(22:26:14 / 29-05-2015)

Круто! Я все понял, но не думал, что по этой теме есть такие точные расчеты.

Еще не все тяжелые элементы спустились в ядро планеты?

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(23:09:50 / 29-05-2015)

Ну, всё, конечно, относительно

Если интересно - вот ссылочка на книжку для студентов-гуманитариев. Читается легко.


О.Г.Сорохтин, С.А.Ушаков Развитие Земли М: Изд-во МГУ, 2002. 506 с. 
В книге в доступной форме изложена современная теория глобального развития Земли, рассмотрены ее происхождение, строение и состав, процесс выделения земного ядра, энергетика Земли и природа ее тектонической активности, происхождение Луны и ее влияние на развитие нашей планеты в катархее и архее. С единых позиций этой теории рассматривается происхождение гидросферы и атмосферы, их совместное влияние на климаты Земли и развитие жизни. Кроме того, описывается тектоника литосферных плит протерозоя и фанерозоя и приводятся реконструкции докембрийских суперконтинентов, а также рассматривается происхождение земной коры, полезных ископаемых, влияние геологических процессов на развитие жизни и влияние геологических процессов на развитие жизни.
http://www.evolbiol.ru/sorohtin.htm

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(23:35:43 / 29-05-2015)

Спасибо за наводку.

Полтора миллиарда лет для человечества, думаю будет достаточно, чтобы или распространиться за пределы Земли или.....или.

Аватар пользователя Офисный планктон

... или само виновато.

Аватар пользователя uzbek
uzbek(4 года 4 месяца)(17:47:56 / 29-05-2015)

Земле повезло, от участи Марса её спасла Луна.

Аватар пользователя Офисный планктон

А Марсу не повезло - у него две луны.

Аватар пользователя uzbek
uzbek(4 года 4 месяца)(18:40:10 / 29-05-2015)

Да не повезло, масса Деймоса и Фобоса на семь порядков меньше массы Луны, соответственно меньше  и их гравитационное поле...

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(18:25:53 / 29-05-2015)

Простите, не мантии, а внутренности планеты.

Источник внутренний - ядерный распад вроде, а масса Марса в несколько раз меньше земной, вот и остыл быстро.

Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 9 месяцев)(15:32:41 / 29-05-2015)

вода в большом количестве присутствовала в протопланетном веществе (иногда об этом забывают и пишут, что океаны были созданы исключительно падающими на Землю кометами – а в кометах-то вода откуда взялась?).

Вот я тоже не сторонник кометной версии. И насчет того, что "вода была изначально создана богом в нужных количествах" сомневаюсь. Все проще - при контакте разогретых оксидов (из которых на много % состоит планета) с водородом происходит реакция восстановления металлов из оксидов, побочным продуктом которой является вода. Восстановленные металлы предположительно, ввиду высокой плотности концентрируются в ядре планеты.

Аватар пользователя Спасибо
Спасибо(3 года 6 месяцев)(15:35:49 / 29-05-2015)

Фонтазмы..

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(15:44:42 / 29-05-2015)

да, убрал в блоги, никаких веских оснований утверждать это нет

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(15:49:40 / 29-05-2015)

Реки текли на Марсе однозначно.

Там где были реки, там и температура планеты должна была быть от 0 до 100 С.

А это земная температура.

Аватар пользователя Спасибо
Спасибо(3 года 6 месяцев)(16:09:52 / 29-05-2015)

Это всё, в лучшем случае -- гипотезы. Фактического материала, могущего подтвердить или опровергнуть (в рамках научного подхода) данные гипотезы, просто нет. 

А что там было на Земле в архейские и доархейские эры -- это тоже гипотезы, но на имеющемся фактическом материале, они могут быть доведены до уровня общих непротиворечивых теорий..

Аватар пользователя Пепелац

Реки текли на Марсе однозначно

Ну вы еще на Скиапарелли сошлитесь, однозначно, это ж он "каналы" на Марсе открыл .

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(18:29:59 / 29-05-2015)
Аватар пользователя Спасибо
Спасибо(3 года 6 месяцев)(21:46:08 / 29-05-2015)

Гипотеза..

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(21:54:31 / 29-05-2015)

Это русло высохшей реки на Марсе, а не гипотеза.

Аватар пользователя Спасибо
Спасибо(3 года 6 месяцев)(21:57:10 / 29-05-2015)

Доказательства есть?

Если нет -- с таким же успехом можно утверждать что это след волочения гигантского бычьего пениса..

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(22:31:04 / 29-05-2015)

Да, это след от бычьего пениса.

Пьяного гиганского марсианского быка.

Что доказывает, что быки там водились.

Аватар пользователя Спасибо
Спасибо(3 года 6 месяцев)(00:24:00 / 30-05-2015)

Ну вот видите, как вас легко сбить с любого пути, если ваш путь не основан на научном методе.

Вот и вы согласились с теорией ВолоченияБычьегоПениса..

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(06:41:07 / 30-05-2015)

Я согласен с теорией ВолоченияБычьегоПениса, но вы смотрите что получается дальше!

Ведь если есть бык, которому нужно пить, то значит есть и вода, которую он пьет! Вода на Марсе была! Что и было предметом спора.

Если вы будете говорить, что этому  быку возможно не нужна вода, то я скажу, что вы хитрите и это уж точно не научный поход.

Аватар пользователя Спасибо
Спасибо(3 года 6 месяцев)(13:45:31 / 30-05-2015)

Нет.

Бычий пенис доставили обитатели ТауКита. Поволочили его по Марсу, и уволокли обратно.

И где тут вода нужна?

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(09:00:12 / 31-05-2015)

Видимо, вы много знаете.

Вы глубоко внедренный таукитянский агент?

Будете нас захватывать?

А каналы на Марсе, проделанные с помощью вас, это отвлечение нашего внимания от ваших темных движняков?

Аватар пользователя Пепелац

Вам не нравится бычий пенис? Ну так вот вам более правдоподобная гипотеза - это след гигантского червя, завезенного с планеты Арракис, чтобы и в Солнечной системе появились залежи спайса. 

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(13:01:21 / 02-06-2015)

Я кстати об червях Аракиса сразу и подумал.

Как прилетим на Марс, сразу фрименами заделаемся.

Аватар пользователя Пепелац

Ну да, красные кроличьи глаза девкам не очень нравятся, а вот пронзительно синие - это пять! 

Аватар пользователя krol_jumarevich
krol_jumarevich(2 года 11 месяцев)(18:31:12 / 29-05-2015)

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...