Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Вечная борьба России:геостратегическая справка

Аватар пользователя walrom
Stratfor (Strategic Forecasting Inc.) ; перевод: Дмитрий Медведев 

Основополагающей характеристикой России является её невозможность защитить себя. В отличие от большинства государств, которые являются в достаточной мере обороноспособными, Центральная Россия ограничена регионом средневекового Великого Княжества Московского. Тут нет рек, океанов, болот или гор, которые бы обозначили естественные границы — для защиты здесь полагаются только на относительно негостеприимный климат и леса. Русская история — это летопись борьбы с вторжениями, идущими одно за другим.

Набеги традиционно совершались с двух направлений. Первое направление — степи — широкие открытые пастбища, которые соединяли Россию с Центральной Азией и далее — этот путь использовали монголы. Второй — с Северо-Европейской равнины, откуда в Россию приходили все остальные захватчики, начиная с тевтонских рыцарей и заканчивая нацисткой военной машиной.

Для того, чтобы справиться с этими уязвимостям,и Россия расширялась в три фазы. Во время первой фазы Россия расширялась не навстречу коридорам вторжений с целью создания буферных зон, а наоборот, подальше от них для создания опорных пунктов. В конце XV века, во время правления Ивана III, Россия все же немного продвинулась на Запад, закрепив за собой Припятские (Пинские) болота, отделявшие Москву от Киева. Но основное направление экспансии России в этот период приходилось на север, к Арктике, и на северо-восток, к Уралу. Лишь незначительная часть этой территории могла быть полезной — основную часть составляла тайга или даже тундра, практически незаселённая — но для России это были единственно доступные земли. Они также обозначили естественный прирост Московии территориями, покрытыми лесами. Это были одни из самых удобных для обороны земель, к которым Московия имела доступ, и на которые она возлагала надежды в войне против монголов.

Монголы были кочевниками, доминировавшими на равнинах благодаря их быстро перемещающейся кавалерии. Их мощь, несмотря на то, что была существенной, снизилась, когда они вошли в зону лесов, где ценность их лошадей, их силового мультипликатора, уменьшилась. Монголам пришлось сражаться с пехотой в лесах, где преимущество было на стороне обороняющихся.

Следующая фаза экспансии была намного более агрессивной и рискованной. В середине XVI века, во время правления Ивана IV, Россия, наконец, выдвинулась для того, чтобы перекрыть монгольский маршрут набегов. Россия продвигалась на юг и на восток, глубоко в степи, и не останавливалась, пока не достигла Урала на востоке и Каспийского моря и Кавказских гор на юге. Частью этого расширения стал захват Россией нескольких стратегически важных территорий, включая Астрахань на Каспии, земли татар, давнего кочевого врага, и Грозный, который был вскоре превращён в военный форпост у подножья Кавказа.

В результате этой экспансии Великий Князь Московский Иван IV стал Царем всея Руси, предвосхищая рождение будущей империи. Россией, наконец, был достигнут стандартный уровень безопасности. Удержание северных склонов Кавказа смогло обеспечить достаточную защиту от Малой Азии и Персии, в то время как наличие миллионов квадратных километров степей сделали возможной ещё одну оборонительную стратегию: буферные зоны.

Россия, будь то её современный, средневековый или любой другой период, не может рассчитывать на то, что природный ландшафт защитит её. Припятские (Пинские) болота были малы, и во многих случаях их можно было просто обойти. Нет никого, кто бы захотел атаковать Россию со стороны Арктики. Леса замедлили кавалерию монголов, но, как продемонстрировала предшественник Московии — Киевская Русь, ключевым было слово «замедлить», а не «остановить». Монголы завоевали и уничтожили Киевскую Русь в XIII веке.

Таким образом, остаются только буферные зоны. До тех пор, пока страна контролирует территории, отделяющие её от врагов, даже если эти территории легко преодолеваются вражескими войсками, они смогут обескровить любое нашествие благодаря измору и нападениям на линии снабжения. Такие буферы, однако, имеют свой побочный эффект. На этих территориях проживают люди, которые не обязательно захотят становиться подобной буферной зоной. Сохранение контроля над такими зонами требует не только расквартирования значительного количества войск для их обороны, но и создания огромной службы внутренней безопасности и шпионской сети для обеспечения централизованного управления. И любые подобные институты, играющие ключевую роль для выживания государства, также должны контролироваться чрезвычайно жестко. Установление и сохранение буферных зон не только заставляет Россию казаться агрессивной по отношению к своим соседям, но и заставляет её в целях сохранения империи проводить чистки и террор против своих собственных ведомств.

Третья фаза экспансии была нацелена на борьбу с последним направлением, откуда шли атаки, — западом. В XVIII веке, во времена правления Петра Великого и Екатерины Великой, Россия присоединила Украину и достигла Карпат на юго-западе. Также Россия расширила свои границы на западе, введя в состав государства прибалтийские земли, тем самым обеспечив безопасность российского фланга на Балтике. Московия и Царство Русское теперь стали известны под именем Российской Империи.

Однако же, помимо закрепления на Карпатах, Россия не достигла границ, которые можно было бы защищать. Расширение до побережья Балтийского и Черного морей устранило внешние угрозы прошлых лет со стороны казаков и прибалтов, однако сделано это было ценой превращения этих угроз из внешних во внутренние. К тому же Россия расширялась так стремительно и так сильно, что удержание империи единой в социальном и военном смысле превратилось в монументальный и непрекращающийся вызов. И все это — ради достижения подобия защищенности с помощью создания буферных регионов.

Но это вопрос управления империей. В конечном счёте, разнонаправленные угрозы определили геополитические проблемы Московии. Существовала постоянная угроза нападения со стороны степей, но и на западе сохранялся риск атаки: в связи с отсутствием природных барьеров Северо-Европейская равнина позволяла развернуть огромную армию пехоты (и позволяла использовать морские силы, чтобы десантировать войска против Московии, чем воспользовались шведы). Леса обеспечивали определенную степень защищенности, также как и огромные размеры русских земель и их климат, но, в конце концов, Россия сталкивалась с угрозами, как минимум, с двух сторон. Для того чтобы справиться с ними, России постоянно приходилось жонглировать: восток против запада, внутреннее против внешнего.

География Российской империи «завещала» ей определенные характеристики. Прежде всего, империя была (и остается) слабозаселенной. Даже сегодня огромные территории России не заселены, а в остальной части страны население распределено по небольшим городам и гораздо меньше сконцентрировано в мегаполисах. Европейская часть России является наиболее густонаселенной, однако в процессе своей экспансии Россия как переселяла этнических русских, так и ассимилировала крупные меньшинства, возникавшие на её по пути. Таким образом, роль Москвы и окрестностей, конечно, критически важна, однако доминирование старой Московии (на территории всей России — прим. переводчика) не является абсолютно непоколебимым.

Результатом явились непрерывные застарелые конфликты, существующие внутри Российской империи независимо от текущей даты и обусловленные, в основном, её размерами и логистическими проблемами. Российская Империя, даже исключая Сибирь, является огромной территорией, расположенной на севере. Москва расположена на той же широте, что и Ньюфаундленд, в то время как русские и украинские житницы — на широте штата Мэн, следствием чего является чрезвычайно короткий посевной сезон. Помимо влияния на размеры урожая, климат также ограничивает эффективность перевозок — доставка урожая с ферм на отдаленные рынки сбыта являлась сложной задачей, сопоставимой по сложности задачей было поддержание большого городского населения, проживающего далеко от ферм. Это является базовой проблемой российской экономики. Россия может вырастить достаточно, чтобы прокормить себя, но она не может эффективно перевезти то, что вырастает на её фермах, в города и в отдаленные уголки империи до того, как оно испортится. Но даже если продовольствие и можно было доставить, стоимость подобной доставки делала его недоступным для людей.

Распределение населения также создает политическую проблему. Естественным результатом транспортной проблемы является то, что население стремится расположиться ближе к посевным районам и жить в небольших городах, чтобы не страдать от издержек транспортной системы. К тому же население на западе и на юге России, как правило, относится к покоренным народам. Таким образом, покоренные народы, как правило, распределяются с учетом экономической рациональности, в то время как потребность в продовольствии, которое необходимо перевозить в центральную Россию, существует вопреки этой рациональности.

Столкнувшись с необходимостью выбора между голодом в городах и стимулированием экономической нищеты в продовольственных регионах (заставляя продавать продукты питания в городах по ценам значительно ниже рыночных), русские правители, как правило, выбирали второй вариант. Второй вариант выбрал и Иосиф Сталин, стремясь создать и поддержать население городских и промышленных районов. Принудительное создание подобных экономических трудностей у завоеванных меньшинств только удваивало потребность в жестко контролируемом аппарате безопасности.

Российская география подразумевает, что Россия или будет иметь централизованные правительство и экономическую систему, или развалится на части, раздираемая националистическими движениями, восстаниями крестьян и голодом в городах. Урбанизация, а тем более индустриализация, были бы невозможны без сильного центра. В действительности, сама Российская империя или Советский Союз были бы невозможны. Естественным стремлением империи, да и самой России является её распад. Таким образом, для сохранения целостности страны необходимо было централизовать в столице бюрократический аппарат, действующий исключительно по установленным самодержавием правилам, а также содержать многочисленный аппарат безопасности, который принуждал бы сохранять единство империи. История России — это история контроля над от природы мощными центробежными силами, разрывающими ткань страны.

Россия, таким образом, имеет две стержневые геополитические проблемы, первая — это поддержание единства империи. Но создание и сохранение империи представляет собой вторую проблему — поддержание внутренней безопасности. Необходимо сохранять империю единой и защищать её границы в одно и то же время, хотя достижение одной цели подрывает усилия по достижению другой.

Геополитические императивы

Для сохранения русского ядра — Московии, Россия должна:

1. Расшириться на север и восток, чтобы создать оплот в климатически враждебной территории, которая частично защищена Уралом. Таким образом, даже при самом неблагоприятном сценарии (например, падение Москвы), все равно будет существовать «Россия», откуда можно возродиться.

2. Расширяться на юг до Кавказа и на юго-восток в степи, для того, чтобы препятствовать набегам из Азии. Необходимо продвигаться так глубоко в Центральную Азию и Сибирь, насколько позволяют условия, чтобы создать там как можно более сильный оплот.

3. Расширяться как можно дальше на запад. На юго-западе не останавливаться, пока не будут достигнуты Карпаты. На территории Северо-Европейской равнины не останавливаться никогда. Глубокое проникновение повышает уровень безопасности не только в смысле создания буферов, Северо-Европейская равнина сужается по направлению на запад, благодаря чему оборонять её становится легче.

4. Управлять империей с помощью террора. В связи с тем, что большая часть территории вообще-то не исконно русская, твердая рука необходима для того, чтобы предотвратить возможность многочисленных меньшинств установить свой контроль над отдельным регионом или объединиться с вражескими силами.

5. Расширяться до незамерзающих портов, имеющих выход в открытый океан, чтобы империя могла противостоять экономическим проблемам, от которых страдают сухопутные империи.

Учитывая географию русского центра, становится понятно, почему русские расширялись именно так. Уязвимые к атакам как с Северо-Европейской равнины, так и из степей юго-восточной Европы и Центральной Азии, Россия не могла выдержать удар даже с одного направления, не говоря уже о двух. Помимо чисто военной проблемы, вызывала сомнения сама способность государственного аппарата сохранять контроль над страной, находящейся под таким давлением, так же как вызывала сомнения возможность властей прокормить страну не только во время войны, но даже и в мирное время. Обеспечение безопасности со стороны Кавказа, Центральной Азии и Сибири было первой — и самой лёгкой — частью в разрешении этой географически запутанной ситуации.

Расширение на Запад было не столь «простым». Независимо от того, как далеко на запад продвигались русские по Северо-Европейской равнине, не существовало той точки, на которой они могли бы эффективно закрепиться. В конечном счёте, последней эффективной линией обороны является 640-километровое пространство (также известное, как Польша) между Балтийским морем и Карпатами. За этой линией равнины расширяются так сильно (на восток — примечание переводчика), что оборона с использованием обычных вооружений просто невозможна, так как здесь слишком много открытой территории, требующей защиты. Поэтому СССР и шёл до самой Эльбы.

На пике своего могущества Советский Союз достиг всего, кроме своей финальной цели — обеспечения безопасного доступа в мировой океан. СССР закрепился на Карпатах, Черном море, Кавказе и Урале, что защищало его южный и юго-западный фланги. Сибирь защищала восточный рубеж своими необъятными пустотами. Дальше на юг Россия глубоко укоренилась в Центральной Азии. Русские имели защищенные рубежи везде, кроме Северо-Европейской равнины, следовательно, им требовалось оккупировать Германию и Польшу.

Стратегия Российской Империи

Современная Российская империя имеет три различных пограничных региона: Сибирь, Центральная Азия и Кавказ (теперь в большинстве своём независимые государства) и Западная Европа.

Первое — Сибирь. Существует лишь одна железнодорожная ветка, соединяющая Сибирь с остальной империей, и расположение там военных сил чрезвычайно сложно, если вообще возможно. На самом деле, риски России на Дальнем Востоке иллюзорны.

Транссибирская магистраль проходит с запада на восток, формируя петлю вместе с Байкало-Амурской магистралью. Транссиб является единственной дорогой, связывающей Россию с Сибирью, и он, в некоторой степени, уязвим. Нападение на Сибирь не представляет собой интереса, так как там нечего захватывать: территория региона огромна, однако суровые погодные условия ставят под сомнение не только возможность его удержания после захвата, но и целесообразность этого. Кроме того, атака со стороны Сибири на остальную Россию невозможна из-за наличия Уральских гор.

На восток от Казахстана граница России проходит в горах или по холмам; дорог, соединяющих север с югом, ведущих вглубь России, практически нет, а те, что есть, можно легко защитить. И даже тогда дороги эти заканчиваются в слабозаселённых местах. Период без грязи или снега длится меньше трёх месяцев в году. Вне этого периода возможность наземного снабжения армии отсутствует. Азиатской державе просто невозможно атаковать Сибирь. Это является главной причиной, по которой японцы в 1941 году предпочли напасть на США, а не на СССР. Единственным способом атаковать Россию в этом регионе является нападение с моря, что сделали японцы в 1905 году. После этого можно было закрепиться в приморских регионах (таких как Приморский край или Владивосток). Однако цена развития успеха вглубь материковой Сибири, с учётом необходимых затрат на инфраструктуру, высока до такой степени, что практически невозможна.

Мы начали разговор с Сибири для того, чтобы избавиться от неё, как от основной причины стратегической озабоченности России. Однако оборона Российской империи включает в себя различный круг вопросов.

Второе — Центральная Азия. Границы Российской империи в период своей зрелости, а также границы СССР в этом регионе располагались на целой гряде связанных между собой горных цепей, пустынь и водоёмов, что в совокупности давало отличную защитную позицию. Начинаясь на северо-западной границе с Монголией и двигаясь на юго-запад через Кыргызстан и Таджикистан, империя охранялась северным ответвлением Гималаев — Тянь-Шанем. Двигаясь на запад по границам с Афганистаном и Ираном до побережья Каспийского моря, империя заняла все низменности по линии горных границ. Но эти низменности, за исключением небольшого региона на границе с Афганистаном, являются суровыми пустынями, которые значительным военным силам было не преодолеть. Регион вдоль афганской границы преодолевался легче, что создавало причину постоянного русского беспокойства относительно возможных угроз в Афганистане, как со стороны коренных народов, так и со стороны иностранцев. Каспийское море защищало границу с Ираном, а на западном его берегу начинался Кавказский хребет, который Империя делила вместе с Ираном и Турцией, и который был одинаково труднопроходим в любом направлении. Кавказ заканчивался на берегу Чёрного моря, полностью защищая южную границу империи. Для неё данные регионы представляли собой большую ценность, чем Сибирь и, таким образом, стоили того, чтобы их захватить. Хотя бы раз география в действительности сыграла на стороне России вместо того, чтобы работать против неё.

И, наконец, есть западный рубеж, который начинается западнее Одессы и тянется на север к Прибалтике. Европейская граница является уязвимым местом. География южной части этой границы время от времени менялась, и то, где фактически проходила её линия, было жизненно важным. Карпаты формируют дугу, проходящую от Румынии через Западную Украину в Словакию. Россия контролировала центр этой дуги на Украине. Однако её рубежи не простирались так далеко, до Карпат в Румынии, там Россию от гор отделяла долина. Этот регион называется Молдова или Бессарабия, и он представляет угрозу российской национальной безопасности, когда принадлежит Румынии. Если же он находится в русских руках, то позволяет России опереться на Карпаты. В том случае, если регион является независимым, например, в виде Республики Молдова в наши дни, он может быть как буфером, так и очагом опасности. Во время союза с немцами в 1939-1941 гг. русские захватили этот регион, так же они поступили после окончания Второй Мировой войны. Опасность нападения из Румынии существует всегда.

Но для России не это место является самым опасным. Оное находится далее на севере, между северным окончанием Карпат и Балтийским морем. Эта территория, имеющая длину около 480 км в своей самой узкой части, начинается западнее Варшавы и тянется от города Эльблонг в северной Польше до Кракова на юге. Это — самая узкая часть Северо-Европейской равнины и примерное место прохождения границы Российской империи перед Первой Мировой войной. За этой точкой русские контролировали Восточную Польшу и три Прибалтийских государства.

Для России опасность представляет факт того, что в этом месте Северо-Европейская равнина расширяется на восток подобно треугольнику. По мере расширения этого треугольника русские войска вынуждены растягиваться все сильнее и сильнее. Таким образом, сила, атакующая Россию с запада через равнину, имеет дело с расширяющейся местностью, которая уменьшает плотность русских войск. Если захватчики сосредоточат свои силы, то атакующие могут прорваться к Москве. Это — традиционный русский страх: при нехватке природных барьеров, чем дальше на восток отодвигаются русские, тем более широким становится фронт и тем сильнее возрастает преимущество атакующей стороны. После образования империи русские имели дело с тремя силами, атаковавшими их в данном направлении — Наполеоном, Вильгельмом II и Гитлером. Вильгельм сосредоточил свои силы на атаке Франции, поэтому не сильно давил на Россию, однако это делали Наполеон и Гитлер, и оба почти повергли Москву в процессе.

На Северо-Европейской равнине у России есть три ключевые стратегические опции:

1. Использовать глубину российской территории и её климат, чтобы вобрать в себя силы врага и затем нанести ему поражение, что было проделано с Наполеоном и Гитлером. Данная опция, после того, как она была опробована на практике, представляется неплохим решением, однако в этом случае высока вероятность поражения, плюс нападающие опустошают территорию страны. В этом контексте интересно порассуждать, что бы произошло в 1942 году, если бы Гитлер продолжил движение по Северо-Европейской равнине в сторону Москвы вместо того, чтобы повернуть атаку на юг, по направлению к Сталинграду.

2. Сойтись с атакующими войсками силами большой пехотной армии на границе и заставить врага «умыться кровью», что и было испробовано в 1914 году. Этот вариант, на первый взгляд, является привлекательным, т.к. у России больше людских резервов, чем у её европейских противников. На практике, однако, выбор данного варианта опасен из-за волатильности социальных условий внутри империи, где ослабление аппарата безопасности может вызвать коллапс режима в результате солдатских бунтов, как это произошло в 1917 году.

3. Отодвинуть российскую / советскую границу как можно дальше на запад, чтобы создать себе ещё один буфер против атак, что было сделано Советами во время Холодной войны. Это, очевидно, привлекательный вариант, т.к. он создаёт стратегическую глубину и повышает экономические возможности. Но он также распыляет русские ресурсы на обеспечение безопасности в государствах Центральной Европы и значительно увеличивает оборонные расходы, которые, в конечном счёте, и сломали Советский Союз в 1992 году.

Современная Россия

Величайшее расширение Российской империи пришлось на правление Советов с 1945 по 1989. Парадоксально, но это расширение предшествовало распаду Советского Союза и сокращению территории России до её нынешних границ. Когда мы смотрим на Российскую Федерацию в наши дни, важно понимать, что она в общем и целом отступила к границам России в 17 веке. Она удерживает территорию Московии, татарские земли на юго-востоке и Сибирь. Она потеряла западный буфер в виде Украины и Прибалтики, а также свой плацдарм на Кавказе и в Центральной Азии.

Чтобы понять ситуацию со столь эффектным расширением и сжатием, необходимо сосредоточиться на понимании советской стратегии. Советский Союз был внутриматериковым образованием, доминировавшим в сердце Евразии, но он не имел выхода в открытый океан. Ни Черное, ни Балтийское море не позволяли России иметь свободное океаническое судоходство, так как оба моря блокируются проливом Скагерра́к и Черноморскими проливами (Босфором и Дарданеллы) соответственно. До тех пор пока Турция и Дания находятся в составе НАТО, устойчивость российских военных позиций в Санкт-Петербурге, Калининграде, Севастополе и Новороссийске остаётся сомнительной.

Существует множество причин падения Советского Союза. Вот некоторые из них:

• Перенапряжение сил в Центральной Европе, которое ударяло по возможностям СССР контролировать регион и в то же время использовать его в своих экономических интересах. Регион этот обернулся чистым убытком. Растяжение сил создало дорогостоящие логистические проблемы поверх собственно затрат на саму армию. Расширение традиционной русской административной структуры распылило собственную административные структуру внутри России и превратило прибыльную империю в тяжелое экономическое бремя для её населения.

• Создание очевидной угрозы для остальной Европы, которая вынудила США вооружить Германию и развернуть там свои крупные силы. Это в свою очередь втянуло русских в массивное военное строительство и подорвало их экономику, которая была менее производительной, чем американская по причине присущих ей сельскохозяйственных трудностей и потому что стоимость внутренней логистики и нехватка доступа к океанским торговым путям сделала советскую (и российскую) морскую торговлю невозможной. В силу того, что морская торговля дешевле сухопутной, а также позволяет получить доступ на глобальный рынок, Советский Союз всегда существовал в крайне неблагоприятных экономических условиях по сравнению со своими европейскими и азиатскими конкурентами.

• Вступив в гонку вооружений с более богатыми странами, СССР мог противостоять им, только забирая у гражданского сектора экономики как материальные, так и интеллектуальные ресурсы. Лучшие умы попадали в ВПК, заставляя административную и экономическую структуру России разрушаться.

В 1989 году Советский Союз потерял контроль над Восточной Европой, а в 1992 году он распался. Россия фактически отступила к границам XVII века, кроме Сибири, над которой Россия сохранила свой контроль, но обладание которой или геополитически несущественно или является обузой. Россия потеряла Среднюю Азию, а её позиции на Кавказе оказались шаткими. Если бы Россия потеряла Чечню, её восточный фланг был бы полностью вытеснен с Кавказа, а страна осталась бы без геополитического якоря в регионе.

Ширина территории России между Казахстаном на востоке и Украиной на западе, подобно самому узкому месту Северо-Европейской равнины, составляет всего около 540 км. Это пространство является промышленным центром страны. Россия потеряла Украину и, конечно же, Молдавию. Но самое ужасное геополитическое сжатие России произошло на Северо-Европейской равнине, где она отступила с берегов Эльбы в Германии до точки менее чем в 160 км от Санкт-Петербурга. Расстояние от границы независимой Беларуси до Москвы составляет около 400 км.

Чтобы осознать русскую ситуацию, важно понимать, что Россия во многом вернулась к позициям периода поздней Московии. Её фланг на юго-востоке находится в относительной безопасности, так как Китай не проявляет склонности к поиску приключений в степях, и никакая другая держава не в состоянии бросить вызов России с этого направления. Однако на западе, на Украине и на Кавказе, русское отступление было ошеломляющим.

Необходимо, прежде всего, помнить, почему Россия расширялась. После столкновения с монголами у русских возникло два стратегических интереса. Самым необходимым было обеспечение безопасности своих западных границ путём поглощения Литвы и закрепления как можно западнее на территории Северо-Европейской равнины. Вторым стратегическим интересом было обеспечение безопасности юго-восточных рубежей России против возможных угроз из степей с помощью поглощения Центральной Азии, а также Украины. Без этого Московия не смогла бы выдержать удар с любого направления, не говоря уже об одновременном ударе с двух сторон.

Можно утверждать, что никто не заинтересован в нападении на Россию. С русской же точки зрения история полна драматических изменений в намерениях, особенно исходящих со стороны Запада. Немыслимое происходит с Россией раз или два в столетие. В своем нынешнем состоянии страна не может надеяться на выживание в столкновении с теми неожиданностями, что выпадут на её долю в XXI веке. Политика Московии была наступательной, просто потому что у неё не было хорошего оборонительного варианта. То же самое верно и в отношении нынешней России. Принимая во внимание тот факт, что НАТО серьёзно рассуждает об установлении доминирующего присутствия на Украине и на Кавказе и уже установило подобное присутствие в Прибалтике, загнав Россию обратно в глубину расширяющегося треугольника, с южным флангом, потенциально открытым Украине — члену НАТО, — русские должны смотреть на свою позицию как на катастрофическую. Как и в случае с Наполеоном, Вильгельмом и Гитлером, инициатива находится в чужих руках. Для русских стратегическим императивом становится либо ликвидация подобной инициативы, либо, если это невозможно, настолько прочное закрепление позиций России на географических преградах, насколько это вообще возможно, с концентрацией, но без растягивания по территории Северо-Европейской равнины всех доступных сил.

В отличие от таких стран, как, например, Китай, Иран или США, Россия не достигла своих стратегических геополитических задач. Напротив, она от них отдалилась:

1. Россия удерживает Северный Кавказ, но она более не может похвастаться глубоким проникновением в горы, включавшим в себя Грузию и Армению. Без обладания этими территориями Россия не может считать этот фланг безопасным.
2. Россия потеряла свои опорные пункты в горах и пустынях Центральной Азии и, таким образом, не может активно блокировать ситуацию, срывать планы или даже на необходимом уровне отслеживать любые изменения, происходящие глубоко на юге и угрожающие её безопасности.
3. Россия удерживает Сибирь, но в силу климатической и географической враждебности региона это просто (непроходимое — примечание переводчика) болото с точки зрения безопасности (и это именно оно с точки зрения экономики).
4. Потеря Россией Украины и Молдавии позволяет предполагать как вторжение других сил, так и возможное создание украинского конкурента у самых дверей. Державы за Карпатами особенно заинтересованы в получении выгод от подобной политической географии.
5. Прибалтийские страны восстановили собственную независимость, и все они находятся севернее и восточнее Балто-Карпатской линии (последняя возможная защитная линия на Северо-Европейской равнине). Их присутствие во враждебном России союзе неприемлемо. То же самое относится и к независимой или даже нейтральной Беларуси (также находится на неприемлемой с токи зрения защиты страны стороне указанной выше линии).

Более общие цели, такие как обладание портом, неблокированными проливами, находящимися под контролем других стран, могли преследоваться Советами. Сегодня подобные цели находятся вне зоны русской досягаемости. С русской точки зрения создание сферы влияния, которая бы вернула Россию к своим имперским границам, которые можно оборонять, является первостепенной задачей.

Очевидно, что силы в периферийных государствах, также как и великие державы за пределами региона, будут оказывать сопротивление. Для них слабая и уязвимая Россия предпочтительнее, так как Россия сильная и надежно защищённая имеет совсем другие аппетиты, которые могут привести к тому, что можно будет наблюдать Россию, продвигающуюся к Северному морю через Скагерра́к, к Средиземному морю через Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) и по направлению к Японии и далее через пролив Лаперу́за.

Основная (ключевая) стратегическая проблема России заключается в том, что она геополитически нестабильна. Российская Империя и Советский Союз никогда по-настоящему не были в безопасности. Одна проблема — это Северо-Европейская равнина. Другая же проблема, реальная и наиболее сложная с точки зрения решения — отсутствие доступа к глобальным морским торговым путям. Кроме этого, весьма важной остаётся существенная экономическая слабость России, не имеющей возможности для транспортировки сельскохозяйственной продукции по всей стране вследствие своих размеров. Независимо от того, насколько единой по национальному составу она будет, недостаточность инфраструктуры в России будет постоянно ослаблять её внутреннюю целостность.

Россия должна доминировать в центре Евразии. Когда она доминирует, она должна хотеть большего. Чем больше она хочет, тем больше будет сталкиваться с внутренней экономической слабостью и социальной нестабильностью, которые не позволят ей поддерживать свои амбиции. А потом Россия должна сжаться. Данный цикл не имеет никакого отношения к русской идеологии или к русскому характеру. Но он имеет отношение к географии, которая, в свою очередь, создаёт идеологии и оттачивает характер. Россия есть Россия и должна взглянуть в лицо своей постоянной борьбе.

http://sputnikipogrom.com/digest/30/09.php

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Туманный
Туманный(5 лет 9 месяцев)(11:33:12 / 11-06-2013)

По реставрации подлинной истории Фоменко - все выглядело по другому и намного более логично. Была Великая Империя, которая правила всем миром, потом изза предательства она распалась. Бывшие вассалы - западные страны, всячески борются с возрождением метрополии - России.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(11:44:47 / 11-06-2013)

Может быть я что-то не понимаю. Но предложенный текст явлется грубой антироссийской агиткой.

//////Основополагающей характеристикой России является её невозможность защитить себя./////

Это как это "невозможность защитить себя"? Сказку про монголов рассматривать не будем. От остальных вторжений Россия успешно защитилась. Смутное время, вторжение Наполеона, Крымская война, ПМВ, ВМВ. И в этом "защитилась" немаловажную роль играл географическо-ландшафтный фактор. Против Великой степи успешно решали свою задачу засечные линии.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(11:42:22 / 11-06-2013)

плюсую.

агитка и есть

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(11:50:44 / 11-06-2013)

после этой фразы читать даже не стала..поддерживаю.

Аватар пользователя Son
Son(5 лет 4 месяца)(09:19:43 / 09-12-2014)

.

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(16:54:14 / 11-06-2013)

они зубами будут скучать, отстукивая морзянку на нарах, эти Маркони..

Я ж казала шо это за ресурсик?? а кто-то мне предлагал еще и звыняться перед ними, хе-хе..

 

Аватар пользователя Son
Son(5 лет 4 месяца)(10:33:01 / 12-06-2013)

 .

Аватар пользователя Kilativ
Kilativ(4 года 5 месяцев)(12:57:05 / 11-06-2013)

Ну почему же агитка.

//////Основополагающей характеристикой России является её невозможность защитить себя./////

Здесь имеются ввиду географические особенности расположения страны, а не социальные. Вообще, если Вы заметили - статья пронизана целиком и полностью географией. И как раз с этой точки зрения описано что Россия всегда достигала правильных рубежей для обороны. С точки зрения географии и геополитики (в этом слове ГЕО - основная часть слова) статься справедливая и логичная.

Единственное что можно отнести к вражеской логике - выводы о причинах развала СССР. Вряд ли можно говорить о том что СССР подорвало распылени е сил по восточной Европе, что мы все прекрасно знаем.

Ну и есть передёргивания по поводу потери якобы влияния в Молдавии, Заказвказье (где у нас есть целая Армения) и на пространстве южнее Сибири.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(13:52:00 / 11-06-2013)

В Смутное время до Московии дошли отдельные отряды польских наемников. Казаки со Слободской Украины, участвующие в Смуте, это и не враги вовсе, а свои участники этого процесса. <?xml:namespace prefix = o />

Наполеон пренебрег географо-ланшафтным фактором. Результат - полный разгром его армии.

Коалиция мировых держав (Англия, Франция, Турции) в Крымской войне даже не мечтала ударить по собственно России тех лет. В Крыму повыпендривались и провели морские демонстрации.

В ПМВ никаких шансов на удар против собственно России у немцев и австро-венгров не имелось.

В ВМВ немцы пренебрегли географо-ланшафтным фактором. Результат - полный разгром их армий. 

В географическо-ландшафтном смысле Россия с Севера, Запада и Востока была защищена надежнейшим образом.  Это и подтверждено практикой. А с юга ее защищали засечные линии. Первую по Оке (с частичным захватом ее правобережья) построили в 15 веке. Потом их продвигали на юго-восток по отработанной технологии.

А автор текста пишет глупость, которая не соответствует реальному положению дел в прошлом.

И сегодня военное положение России в географо-ландшафтном смысле гораздо лучше, чем у США. Российские стратегические ядерные подводные лодки могут находиться в непосредственной близости от Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Нью-Йорка, Филадельфии, ... Российские стратегические самолеты могут выпустить ракеты на подлете к этим городам.     

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(14:26:05 / 11-06-2013)

Попробуй сформулировать свои взгляды в двух разрезах. Первый - возможная будущая война будет на уничтожение. Второй  - война на порабощение. У никаких глупостей у автора не найдешь.

Аватар пользователя Kilativ
Kilativ(4 года 5 месяцев)(15:17:53 / 11-06-2013)

АнТюр, Вы всё верно пишете! Но ведь автор и пишет о том что эти поражения (ВМВ, ПМВ, Крым и Наполеон) - результат верной политики русской империи по обороне засчёт расширения в правильных направлениях и достижения географически верных оборонительных рубежей. Ведь сегодня гораздо хуже географические рубежи обороны. И об этом автор пишет.

А вот засечные линии - это как раз временные меры за неимением природных, естественных рубежей. Согласитесь, были бы горы в районе Орла - не стали бы там строить засечные линии, так?

Суть статьи такова - у изначальной России не было естественных рубежей защиты, поэтому государство, а затем империю расширяли до достижения таковых. До великих хребтов (хотя бы их предгорий), великих рек. До тех линий, где не нужно ставить засечные черты протяжённостью в сотни километров, а достаточно выставить дазоры у основных перевалов/бродов. И тратить на оборону значительно меньшие суммы и людские ресурсы, чем при строительстве таких вот искусственных пограничных линий.

Аватар пользователя Huch
Huch(5 лет 1 месяц)(14:34:43 / 11-06-2013)

А вот этой фразы: "Управлять империей с помощью террора" вы не заметили? А она идет по тексту рефреном.

Видимо Вы согласны с тем, что злобные московиты из-за неспособности защитить Московкую область захватили и терроризируют полконтинента

Аватар пользователя Kilativ
Kilativ(4 года 5 месяцев)(15:13:00 / 11-06-2013)

Надо уметь отделять зёрна от плевел. Вот данные высказывания - лишний мусор, который тут только потому что это ангажированная статья.

Аватар пользователя Huch
Huch(5 лет 1 месяц)(15:44:37 / 11-06-2013)

Т.е. ангажированная статья это не агитка? Причем с откровенными передергиваниями? Я еще допущу, что завоевание среднего и нижнего Поволжья, Дикого Поля, Кавказа было вынужденным шагом, продиктованным безопасностью, но не как захват в качестве буферной территории земель мирных татар, а как принуждение к миру грабителей и охотников за рабами. Север, Урал, Сибирь как политика буферных зон? Смешно... Бодания  с поляками, шведами и немцами за Смоленск и прибалтику, Среднеазиатские походы тоже к созданию буферов отношения не имеют.

Аватар пользователя Kilativ
Kilativ(4 года 5 месяцев)(16:03:41 / 11-06-2013)

Я вообще считаю что с буферными зонами автор ошибся. Если назвать это поиском естественных рубежей защиты, тогда всё верно. Про них он как раз и писал всю основную часть статьи, и эти рубежи показаны на картах.

Если честно, всякие пропагандонские штучки типа "поддержание власти террором" и "уничтоженная в 13в. Киевская Русь" я как-то сразу после прочтения забыл. Вот основная мысль про выход на естественные рубежи защиты и к морским торговым путям мне понравилась и её я считаю очень логичной.

Насчёт ангажированности - ангажированы, на мой взгляд, только выводы. Исследование динамики расширения государства и сопоставление этого с естественными защитными рубежами - вот это интересно. А на основе исследования можно сделать уже свои, неангажированные выводы.

Аватар пользователя Huch
Huch(5 лет 1 месяц)(16:43:23 / 11-06-2013)

И куда ж тогда нас за Урал то понесло? Или в Закавказье? Остановились бы на хребтах, оборудовали бы границу и горя бы не знали. И чем рубеж по Бугу лучше, чем по Березине? Зачем нам правобережье Днепра нужно было?

А так да. Хорошие рубежи обороны и транспорные пути иметь удобно. Только, чтобы это сказать, не надо писать статью на 15 страниц. Статья написана именно для того, чтобы "пропагандонские штучки" озвучить. И вы их не забыли после прочтения. Это вам только кажется. Это один из методов манипуляции сознанием.

Динамику роста государства вообще-то в школе проходят. На уроках истории в 4-5 классе. И не только нашего. По крайней мере раньше так было. Но вам автор этого текста глаза открыл.

И еще. Где-то я логику похожую на вашу видел - "Да тут автор ошибся. Тут передернул. Тут обобщил. Тут такое вот у него авторское видение. Вот тут солгал да... Но простим его, ведь в главном то он прав!!!"

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(16:50:31 / 11-06-2013)

А в чем ошибка насчет буферных зон? Если начало истории то,  может быть, как-то, но отрицать наличие буферных зон в СССР? А кем же тогда были республики средней азии и прибалтики? Именно термин буферная зона уже использовался в то время.

Аватар пользователя Vend
Vend(5 лет 9 месяцев)(14:59:19 / 11-06-2013)

Набеги кочевников - непрерывная головная боль России аж до времён Екатерины Великой. Всё в статье написано верно в этом смысле. Засечные линии - не панацея, так... несколько упрощало перехват армий вторжения, сокращая количество возможных маршрутов и усложняло налёты небольших отрядов.

Аватар пользователя walrom
walrom(5 лет 10 месяцев)(19:37:26 / 11-06-2013)

Я специально перепостил этот текст надо же знать, о чем думают Западники. Кстати прошелся по коментам в сайте, где расположена эта статья, прочтите, не поленитесь, это ваши сограждане пишут.

Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(12:18:39 / 11-06-2013)

Посмотрите на источник и читайте внимально. Знать, что думает враг - 50% победы.

Аватар пользователя Бумс
Бумс(5 лет 6 месяцев)(12:36:08 / 11-06-2013)

...а текст переделать - не судьба (...шо таки думает враг - мона и по сцилке, в сообщении (твит) в 140 знаков узнать (кому надо))

Комментарий администрации:  
*** Канонический образец псевдовменяемого общения ***
Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(12:46:02 / 11-06-2013)

140 знаков - это, да :) С таким аргументом не поспоришь. Когда-то пришлось методичку делать, 27 страниц вышло, из них треть - список литературы. 

Аватар пользователя Бумс
Бумс(5 лет 6 месяцев)(13:30:43 / 11-06-2013)

...надеюсь, методичка то - не для Госдепа была, гг (...теперь понятно - чего она, так быстро кончилась))))

Комментарий администрации:  
*** Канонический образец псевдовменяемого общения ***
Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(13:46:29 / 11-06-2013)

" Краткий обзор спутниковых линий связи ВС США". наверное, у тебя не хватило бы сил дочитать до конца за один раз.

Аватар пользователя Бумс
Бумс(5 лет 6 месяцев)(14:06:04 / 11-06-2013)

...да куды уж мне-то - какие сурьёзные люди (...спалилиися).

Комментарий администрации:  
*** Канонический образец псевдовменяемого общения ***
Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(14:21:16 / 11-06-2013)

Не юродствуй, сиди и читай

Аватар пользователя Бумс
Бумс(5 лет 6 месяцев)(15:11:51 / 11-06-2013)

...так а Я шо - делаю (...читаю - паад столом (...последнюю треть - " Краткий обзор спутниковых линий связи ВС США" (сцилки)))

Комментарий администрации:  
*** Канонический образец псевдовменяемого общения ***
Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(15:25:40 / 11-06-2013)

моей не найдешь - ДСП, да и устарело, давно это было... "когда мониторы были зелеными, а флешки называли дискиетами" :)

Аватар пользователя Бумс
Бумс(5 лет 6 месяцев)(15:37:32 / 11-06-2013)

...дык, а мне твоя ДСП (в Госдепе Пиндостана) и не нужна (...у меня - своё ДСП имеется (...не чета - твоим))

Комментарий администрации:  
*** Канонический образец псевдовменяемого общения ***
Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(15:55:52 / 11-06-2013)

ладно, не отвлекайся, только не забудь уроки сделать, а я пойду у своих проверю ;)

Аватар пользователя Бумс
Бумс(5 лет 6 месяцев)(16:41:01 / 11-06-2013)

...ой, дяденька (20 часовое - ...ну не буим о вашей приключившейся пичальке - romx) - боюсь типо, боюсь Я ваших советов (...которые нахрен - не сдались (ни мне, ни кому либо в округе (а темболее на - АШ)))...а чё - уситель (сень типо сей) - звучит, ага. 

"...да куды уж мне-то - какие сурьёзные люди (...спалилиися)" - помнишь кловун сень типо сей...гг

Комментарий администрации:  
*** Канонический образец псевдовменяемого общения ***
Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(16:46:37 / 11-06-2013)

скучный ты, по делу - ни слова. Резвись на здоровье :)

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 1 месяц)(12:46:11 / 11-06-2013)

Я не понял, кто автор этой херни?

Аватар пользователя jerry
jerry(4 года 10 месяцев)(13:17:02 / 11-06-2013)

Не знаю кто автор, но переводчиком у него сам Медведев!

Аватар пользователя Pohlebkin
Pohlebkin(4 года 7 месяцев)(12:54:51 / 11-06-2013)

Сразу несколько передергиваний. Совершенно в голове не укладывается у пиндо-аналитика, что Сибирь может быть комфортной зоной проживания для кого то, и если насытить ее энергетикой и производствами, грамотным управлением создать полноценную инфроструктуру - то Сибирь вместо довеска к Московии, сама будет региональным локомотивом и запасным промышленным центром, защищенным как раз - со всех сторон. И когда это мы теряли контроль над Средней Азией?  Сейчас вполне возможно обойтись конвенциональными базами в Казахстане (в рамках ОДКБ), не восстановить приозерские пусковые, а создать там район позиционирования хотя бы тактических ракет и ПВО/ПРО совместно с контролем местной армией границ, то и мы уже мноооого куда гарантированно дотянемся, и много кто - будет плавать в индийском океане кверху пузом. 

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(14:12:03 / 11-06-2013)

что Сибирь может быть комфортной зоной проживания для кого то, и если насытить ее энергетикой и производствами, грамотным управлением создать полноценную инфроструктуру  

Вы серьездно? Вы сами то были в сибири хоть раз? Чтобы первично насытить её как минимум пищей нужно иметь плодородную подконтрольную территорию - ближайшая Астрахань!  Климат Сибири не позволяет безопасно заниматься с/х. 

Комфортной???  7 месяцев зимы в году это комфорт??  Из холодов далее вытекают высокая цена на строительство инфрастуктуры энергетики и производства! Помимо цены есть ещё и условия строительства, которые подъемны в стандартных условиях планеты только "ДальСтроями" "ГУЛагами"

 Сейчас вполне возможно обойтись конвенциональными базами в Казахстане (в рамках ОДКБ), не восстановить приозерские пусковые, а создать там район позиционирования хотя бы тактических ракет и ПВО/ПРО совместно с контролем местной армией границ, то и мы уже мноооого куда гарантированно дотянемся,

1.Это все расходы и затраты! Подобные расходы убили СССР, а в данный момент такое же "милитари" разъедает экономику США.

2.ОДКБ это лишь объединение, как называет это автор буферная зона. А она как исторически известно может с течением времени менять свои приоритеты и союзников.

3.Дотянуться не означает закрепиться. Доставка огня и разрушений на заграниные территории не повышает безопасность страны стратегически. 

Аватар пользователя Pohlebkin
Pohlebkin(4 года 7 месяцев)(14:34:01 / 11-06-2013)

Вы серьездно? Вы сами то были в сибири хоть раз? Чтобы первично насытить её как минимум пищей нужно иметь плодородную подконтрольную территорию - ближайшая Астрахань!  Климат Сибири не позволяет безопасно заниматься с/х.

Начнем, помолясь. Я - родился в Сибири, закончил там школу, более того - при школе был УПК. До сих пор валяется где то удостоверение тракториста-машиниста третьего класса))). Далее - жил в Казахстане. Представление имею. Зона рискованного земледелия, так это называется. При этом - прекрасно растут корнеплоды. В нашем районе - были хорошие урожаи картофеля, сахарной свеклы. Были неплохие травы и зеленая масса на силос. Регионально - развивалось овцеводство (район лесостепной части Хакасии). Позволяет климат Сибири подбирая культуры и технологии - прокормить свое население и обеспечить корма. Хлеб и фрукты - придется ввозить, большей частью. Кормовой ячмень и овес - вполне реально выращивать самим, также как гречку и рожь. Так что - мимо кассы. 

 Комфортной???  7 месяцев зимы в году это комфорт??  Из холодов далее вытекают высокая цена на строительство инфрастуктуры энергетики и производства! Помимо цены есть ещё и условия строительства, которые подъемны в стандартных условиях планеты только "ДальСтроями" "ГУЛагами"   

Если Вы негр, преклонных годов - Вам будет, вероятно, несколько не по себе))) Мне лично,  было более не по себе - в южном Казахстане. Холод я переношу значительно лучше. Большая часть русского народа генетически - прошла соотвествующий отбор. Тысячелетиями. Возможно "гусскому" народу все действительно кажется страшным, не мне судить. Цена вопроса - освоение новых территорий, стоит многих денег. Деньги не ценность, ценность - люди, технология, энергия, освоенная территория. Со временем Сибирь все окупает, как давно она уже окупила и пресловутый ГУЛАГ. Вы в курсе, что там и зарплаты платились с премиями? И вообще, куда-то нужно утилизировать гельминтов с ходорковскими, так что вопрос спорный))) 

1.Это все расходы и затраты! Подобные расходы убили СССР, а в данный момент такое же "милитари" разъедает экономику США.

Давно уже разобранная бредятина. СССР был прибыльным проектом, это-то его и убило - произошел сговор в интересах приватизации. Все расходы СССР - включая на ВПК, окупались. В том числе и косвенно. ДО сих пор разворовывают и растаскивают бедного "банкрота" - до сих пор не могут освоить наследство "несостоятельного должника". Фееричный бред, постесняйтесь пожалуйста дальше упоминать, стыдно за уровень. 

2.ОДКБ это лишь объединение, как называет это автор буферная зона. А она как исторически известно может с течением времени менять свои приоритеты и союзников.

Совершенно верно. Пока - буфер. И Хаб для интеграции, все зависит от вектора политики. Но и в том и другом случае - форма контроля, с разной степенью жесткости. Просто от задачи минимум - до задачи максимум. 

3.Дотянуться не означает закрепиться. Доставка огня и разрушений на заграниные территории не повышает безопасность страны стратегически.

Всюду, куда мы можем дотянуться - мы можем закрепиться. Весь вопрос - нафига. Сейчас нам действительно не стоит много куда лезть, важнее внутренние инфроструктурные проекты. Поэтому столбим и метим территорию. Базы, договора, Искандеры с Яхонтами.  Доставка огня - черезвычайно повышает безопасность страны. Весь ядерный щит тому - порука и упрек Вашей нелогичности. Просто для Пакистанов нам Тополей не надо. Хватит и Искандеров с Пионерами (если их восстановят). 

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(15:36:41 / 11-06-2013)

" Позволяет климат Сибири подбирая культуры и технологии - прокормить свое население и обеспечить корма. Хлеб и фрукты - придется ввозить, большей частью."

Прибавляем к уравнению мировую экономическую составляющую и геополитическую конкуренцию и Сибирь из самодостаточного Х превращается в сателит Y, про благосостояние сателита я думаю сами понимаете речи не идет. 

"Если Вы негр, преклонных годов - Вам будет, вероятно, несколько не по себе))) Мне лично,  было более не по себе - в южном Казахстане. Холод я переношу значительно лучше. Большая часть русского народа генетически - прошла соотвествующий отбор."

Я не негр. Живу на ДВ. Пуховик и зимнюю резину снял в середине апреля только, одену в октябре. Снег и вода с полей ушли только к концу мая! 

Генетически???  Посмотрите статистику смертности по регионам, а так же статистику туберкулезов и лор заболеваний среди северян. Забудете про генетически.  

Прибавляем сюда  экономические расходы: еда, обогрев, цену создания инфраструктуры, снимаем вопрос с повестки. 

"пресловутый ГУЛАГ. Вы в курсе, что там и зарплаты платились с премиями?"  Улыбнуло

 а перед этим:не ценность, ценность - люди, технология, энергия, освоенная территория"  Теперь заканчиваем мечтать и берем наглядную ситуацию на ДВ : Люди (образованные и ценные кадры) сваливают отсюда при первой возможности; технология, энергия и территория соответсвенно. 

"Давно уже разобранная бредятина. СССР был прибыльным проектом, это-то его и убило - произошел сговор в интересах приватизации."  - 100% конспирология и оправдание совковцев. Если систему способен разрушить сговор кучки, то система факт прогнила сама.

 

Аватар пользователя Pohlebkin
Pohlebkin(4 года 7 месяцев)(16:00:01 / 11-06-2013)

Прибавляем к уравнению мировую экономическую составляющую и геополитическую конкуренцию и Сибирь из самодостаточного Х превращается в сателит Y, про благосостояние сателита я думаю сами понимаете речи не идет. 

Вычитываем из уравнения мировую и геополитические составляющие, так как в советское время это решалось перераспределением ресурсов внутри системы завязанной прежде всего на внутренние рынки, и регулировкой тарифов - обеспечивалась необходимая себестоимость затрат, вернее - расходы перераспределялись. 

Я не негр. Живу на ДВ. Пуховик и зимнюю резину снял в середине апреля только, одену в октябре. Снег и вода с полей ушли только к концу мая! 

Генетически???  Посмотрите статистику смертности по регионам, а так же статистику туберкулезов и лор заболеваний среди северян. Забудете про генетически.  

Прибавляем сюда  экономические расходы: еда, обогрев, цену создания инфраструктуры, снимаем вопрос с повестки

Примите извинения, дальневосточников уважаю. Только вот речь шла о Сибири. Вы - несколько отдельная песня и разговор особый. Хотя и тут есть параллели.  Статистика Ваша - говорит о развале нормальной системы здравоохранения, профилактики и предупреждения болезней. А не о невозможности освоения региона. Нужно разделять эти вещи. С чего это я , потомок первого наказного атамана Сибирского Казачьего войска - должен позабыть о своей славной наследственности? Не дождетесь))).

Улыбнуло ? Ознакомьтесь с источниками. http://warrax.net/93/14/gulag.html Очень рукопожатый источник , между прочим Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929-1953 гг.). – М.: РОССПЕН, Фонд «Президентский центр Б.Н.Ельцина», 2010.


 Теперь заканчиваем мечтать и берем наглядную ситуацию на ДВ : Люди (образованные и ценные кадры) сваливают отсюда при первой возможности; технология, энергия и территория соответсвенно.

Теперь заканчиваем ныть и расшифровываем - капиталистическое государство мыслящее категориями монетарной прибыли неспособно обеспечить глобальные проекты освоения территорий, обеспечить население данных территорий должным уровнем занятости, здравохранения, социального досуга. Ну и люди мыслящие категорями прибылями - относятся к нему соответсвующе. 

 100% конспирология и оправдание совковцев. Если систему способен разрушить сговор кучки, то система факт прогнила сама. 


Действительно сильный аргумент. И я - действительно совок. Но. Я предпочту спорам по этому пункту - немножко усилий вложить в восстановление государства, где деньги и прибыль не является главной ценностью и мерилом успеха. И где прежде всего думают о своих жителях, а не об внешних инвесторах. Где внутренние тарифы, являются вопросом  важнее внешней ситуации на рынках, а вся внешняя торговля - монополизирована государством. И перераспределение благ идет внутри замкнутой системы, позволяющей поднимать "невозможные проекты" и быть независимой от кризисов. Где Вам возможно - места действительно не найдется. 

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(17:09:21 / 11-06-2013)

"Вычитываем из уравнения мировую и геополитические составляющие, так как в советское время это решалось перераспределением ресурсов внутри системы завязанной прежде всего на внутренние рынки, и регулировкой тарифов - обеспечивалась необходимая себестоимость затрат, вернее - расходы перераспределялись. "

Согласен. Но эту составляющую не вычтешь, увы пока мы на этом шарике застряли. 

 "Статистика Ваша - говорит о развале нормальной системы здравоохранения, профилактики и предупреждения болезней. А не о невозможности освоения региона. Нужно разделять эти вещи"

Ссогласен. В статистике есть процент развала системы здравоохранения. Но он маленький. Как раз здравоохранение в разных регионах это наследие советской системы, а следственно одинаково. А значит определяющей причиной статистик является климат. 

"Улыбнуло ? Ознакомьтесь с источниками. http://warrax.net/93/14/gulag.html Очень рукопожатый источник , между прочим Суслов А.Б. Спецконтингент в Пермской области (1929-1953 гг.). – М.: РОССПЕН, Фонд «Президентский центр Б.Н.Ельцина», 2010."

НЕ сомневался в подлинности аргумента. Улыбку вызвал факт полезного эффекта меры, он просто несерьезен. Слабо веритсяя что премии могут настолько привлекать людей. Я знаю как в советское время и ранее шло переселение (писал небольшую работу на эту тему), да экономическое стимулирование! Но так много было романтики в этом вопросе. Люди шли за идеей, за мечтой какой-то.. 


По последним аргументам про капиталистическую систему тоже согласен. Но советы пробовали не вышло!  Все потому что природа такова!! Если бы природа в процессе эволюции руководствовалась социализмом нас с вами небыло бы. Не факт что вообще эволция имела бы место как понятие. 


И я - действительно совок. Ну так лечитесь: http://www.2045.ru/ читайте сдесь и смотрите в будущее. Мое мнение совок не смог потому что не пришло время технологически. Вот если идеи этого проекта обретут плоть - будем вынуждены строить подобие социализма. 

Аватар пользователя Антон
Антон(5 лет 10 месяцев)(12:58:22 / 11-06-2013)

Спутник погром - это яркооранжоидный, антироссийский ресурс. Зачем это говно здесь ? 

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(13:06:20 / 11-06-2013)

А это показывает толерантность ресурса. дальше поднимем вопросы о "демократии" и прогрессе ЦРУ, тьфу, пиндосов..

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(13:54:14 / 11-06-2013)

Заканчивайте с предвзятостью. Текс абсолютно беспристрастен. 

Аватар пользователя Huch
Huch(5 лет 1 месяц)(14:42:24 / 11-06-2013)

Я спрашивал тут уже. И вас тоже спрошу:

А вот этой фразы: "Управлять империей с помощью террора" вы не заметили? А она идет по тексту рефреном.

Видимо вы согласны с тем, что злобные московиты из-за неспособности защитить Московкую область захватили и терроризируют полконтинента

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(15:31:32 / 11-06-2013)

Да работает оно тут, законопачивая моск Ваньке-дурака шибкаумным текстом, а вы о рефрентах..

В ЦРУ голову пеплом посыпают и рвут волосы на всех местах, пичалька у них - Экс-сотрудник ЦРУ просит у РФ политического убежища.

Если властям РФ поступит просьба о политическом убежище от экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, виновного в крупнейшей утечке данных Национальной разведки США, его прошение «будет рассмотрено». Об этом заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

29-летний Эдвард Сноуден пытается получить убежище в стране, которая не выдаст его США, которая, по его словам, «верит в свободу слова и выступает против нарушения неприкосновенности частной жизни». В пример он привел Исландию. Однако сейчас Сноуден находится в Гонконге, где нет исландского представительства, зато есть Генконсульство РФ. Российские власти отнеслись с пониманием к экс-сотруднику ЦРУ, пишет «Коммерсантъ». «Действовать будем по факту. Если подобное обращение поступит, оно будет рассмотрено», — утверждает Песков. Хорошей идеей это назвал и член комитета Госдумы по информационной политике Роберт Шлегель.

Что касается Сноудена, то он сбежал из США, потому что не хочет быть частью «системы, которая причиняет больше вреда, чем пользы». Сноуден решил «открыть глаза обществу на то, что делается от его имени, но против него». Сноуден пояснил, что передать СМИ задания спецслужб он решил исключительно из стремления к справедливости. По его словам, он пытался рассказать общественности об операциях, проводимых правительством США под эгидой заботы о безопасности. Несмотря на свое стремление обнародовать информацию, он неоднократно настаивал, что сам хочет избежать внимания СМИ.

Причем Сноуден в США жил крайне комфортно: его годовой доход составлял около 200 тыс. долл., у него была подруга, с которой он жил на Гавайях, работая на АНБ и гиганта ВПК Booz Allen Hamilton. Однако в середине мая он скопировал ряд секретных документов АНБ и улетел в Гонконг, откуда связался с репортерами. «Если бы меня интересовали деньги, я мог бы слить секреты России или другим странам. Я пожертвовал всем, потому что не могу позволить властям США выстраивать механизм, нарушающий право людей по всему миру на личную жизнь», ― отметил он. «Даже если вы не сделали ничего плохого, за вами следят, вас записывают», — прокомментировал он действия спецслужб США.

Скандал о получении спецслужбами США доступа к личной информации американцев разгорелся 5 июня 2013 года. В британских СМИ появились репортажи о том, что Вашингтон потребовал от компании мобильной связи Verizon доступ к деталям телефонных разговоров абонентов за период с конца апреля по начало июня 2013 года. На прошлой неделе директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер заявил, что правительство США с помощью Интернета следит только за пользователями, не являющимися гражданами США и проживающими за рубежом. А газета Washington Post сообщила, что американские спецслужбы имеют прямой доступ к серверам девяти крупнейших интернет-компаний: Microsoft, Yahoo, Google, Facebook, PalTalk, AOL, Skype, YouTube, Apple.

 

 

Аватар пользователя Бумс
Бумс(5 лет 6 месяцев)(17:38:34 / 11-06-2013)

"Хорошей идеей это назвал и член комитета Госдумы по информационной политике Роберт Шлегель" - опаньки: всплыл - не имеющий понятие о суверенитете и государстве (...троцкист). «Действовать будем по факту. Если подобное обращение поступит, оно будет рассмотрено», — утверждает Песков (...поступит, поступит...). 

Тем более: "На прошлой неделе директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер заявил, что правительство США с помощью Интернета - следит только за пользователями, не являющимися гражданами США и проживающими за рубежом" - «Если бы меня интересовали деньги, я мог бы слить секреты России или другим странам. Я(израильтянин) пожертвовал всем, потому что не могу позволить властям США выстраивать механизм, нарушающий право людей (израильтян) по всему миру(Израэль) на личную жизнь»: отметил  Сноуден (...или Шлегович... шот я типо запуталси)... короче - telegrafist, стучит (США - сливает Израиль): кому, то это ну очень не правится... преступный режим Обамки давно потерял остатки разума и тянет эту страну в пропасть экономического краха. Тысячи гражданских активистов и гражданских журналистов  Америки вынуждены бежать из этой страны, чтобы избежать карающей длани ФБР... тихо капает слезинка из глаза, после очередной напрасно проведенной ночи в посольство России в США. Аналогичная ситуация в Исраэле. Совестливая интеллигенция на грани отчаяния (...непонятно только - причём таки здесь АШ, кловуны))))

Комментарий администрации:  
*** Канонический образец псевдовменяемого общения ***
Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(15:44:59 / 11-06-2013)

Про "Управлять империей с помощью террора" не заметил!  НЕ стебу реально незаметил! По текту идет историческая раскладка с причинами, выводами и их подтверждениями. Про что злобные московиты из-за неспособности защитить Московкую область захватили и терроризируют полконтинента  - это ваш перефраз в тексте такого объективно нет. А любые войны были и московская экспансия была, отрицать это бессмысленно! Вопрос в том, что попадает на окупированные территории после: школы, больницы, инфраструктура или голод и нищета экономики. 

Аватар пользователя Huch
Huch(5 лет 1 месяц)(15:55:40 / 11-06-2013)

Вы текст вообще читали?

"2. Сойтись с атакующими войсками силами большой пехотной армии на границе и заставить врага «умыться кровью», что и было испробовано в 1914 году. Этот вариант, на первый взгляд, является привлекательным, т.к. у России больше людских резервов, чем у её европейских противников. На практике, однако, выбор данного варианта опасен из-за волатильности социальных условий внутри империи, где ослабление аппарата безопасности может вызвать коллапс режима в результате солдатских бунтов, как это произошло в 1917 году"

Черным по белому написано, что стабильность государства поддерживается только и исключительно штыками. И этим весь текст пропитан. Если это причины и подтверждения, то и выводы - мусор.

Я не отрицаю экспансии и завоеваний, но причины этого совсем в другом и к неудобству обороны на границах Московского княжества отношения не имеют.

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(15:16:28 / 11-06-2013)

беспристрастен  надо заковычить, Сава..

НЕТ, Сава, беспристрастных текстов, как и кошки просто так не рОдятся, усекли?

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(15:48:59 / 11-06-2013)

почему это заковычить? 

НЕТ не усек. И кошки родятся тока в путь просто так! их же не в пробирках спецом разводят! 

Есть взгляд на вещи! И если у вас он через призму "всепидарасы а я дартаньян", то аналитически правильные выводы делать неприходится. 

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(15:53:13 / 11-06-2013)

Да не надо мне "слона на веревочке водить", как и вкурчивать многаумных фраз.

Что же ты так палишься-то с пробирками, "родной"? Да это вы себя Д*Артаньяном считаете, а нас с соломой в голове и с вилами под мышкой. 

Видать Госдеп внял моим просьбам и прислал более подготовленного хомяка, хе-хе..

Вот я сижу и думаю, командовать по тебе "расстрельный взвод, пли", или вас  в пробирку загнать размножаться?

Аватар пользователя вилюй
вилюй(5 лет 10 месяцев)(13:18:27 / 11-06-2013)

По ссылке же виден автор - Stratfor .

Аватар пользователя constant
constant(4 года 7 месяцев)(13:19:57 / 11-06-2013)

 Дочитал до фразы "— этот путь использовали монголы." и бросил - опять изТорические  антинаучные сказки.

Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(13:39:38 / 11-06-2013)

Почти притча... Тот день заполнился мне двумя фактами. Первый - нам выдали вторые наши сапоги, первые не запомнились в мешанине событий КМБ. Ноги бастовали отчаянно. Второй - прийдя на занятие по иностранному языку получили (я по крайней мере) разрыв шаблона. В наушниках вдруг на фоне веселенькой музычки прозвучало: "You're Listning The Voice of America". Еще был вполне себе крепкий Советский Союз и гудение на некоторых частотах. Майор, которого мы за глаза звали девяносто девятым (вариантов у него не было, будучи однофамильцем знаменитого тогда канадца) просто сказал: "Вы когда-нибудь научитесь извлекать правду даже из лжи".

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(13:48:24 / 11-06-2013)

Текст точен, очень глубок и в то же время понятен и логичен. 

Последняя карта вызывает восхищение по информативности!

В большинсттве своем текст полноценно демонстрирует геополитеческие сложности России.

Прочтение текста необходимо людям имеющим хоть какое-то отношение к управлению страной в макро масштабах

т.к. текст кратко изображает всю геополитику России, её проблемы, и направления развития. 

Агиткой это могут посчитать только мыслящие поверхностно паранноики, неспособные трезво рассматривать геополитику. Даже если текст написала сама Клинтонша вместе с Макфолом он точен, верен и правилен. 

//////Основополагающей характеристикой России является её невозможность защитить себя./////  Это вас смущает??? 

Стоит добавить  Основополагающей характеристикой России является её невозможность защитить себя географически(для тупых). Именно это и является: основой существования русских, а так же  причиной развития страныи высечь в камне

Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(14:06:43 / 11-06-2013)

чтоб совсем понятно для... вобщем, совсем понятно "Основополагающей характеристикой России является её невозможность защитить себя географическими особенностями" Ну, не на острове мы, как наглосаксы обоих версий.

Про "высечь в камне"  - двумя руками за.

Аватар пользователя higo
higo(5 лет 11 месяцев)(14:25:48 / 11-06-2013)

За что мне нравятся подобные материалы, так это за то, что ярко высвечивают врагов России ;-) а что касается самой статейки, околонайчный бред, построенный на навязанных нам догматах.

Аватар пользователя Kilativ
Kilativ(4 года 5 месяцев)(15:21:10 / 11-06-2013)

Вот, верный комментарий.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(14:07:25 / 11-06-2013)

||||||Стоит добавить  Основополагающей характеристикой России является её невозможность защитить себя географически(для тупых). Именно это и является: основой существования русских, а так же  причиной развития страныи высечь в камне|||||

Неа. Основой существования русских в прошлом являлась неограниченная экспансия на север, восток и юг, вплоть до естественных рубежей и выход за эти рубежи (Аляска, Закавказье).  На запад возможности экспансии были ограничены. Но и в этом направлении русские вышли за естественные рубежи (Закарпатье). <?xml:namespace prefix = o />

Сегодня ничего не изменилось. Продолжается экспансия на север - за экономическую зону России до Северного полюса; начало освоения ресурсов северных морей, развитие СМП. Продолжается экспансия на "потерянные земли" на Украине. Продолжается экспансия на Балканы (пол лейблом "Южный поток"), наметились элементы экспансии в Восточное Средиземноморье. США от туда ушли и уступили этот регион России.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(14:20:18 / 11-06-2013)

"Неограниченная экспансия" слишком сильное обобщение. Если не сказать больше.

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(14:35:46 / 11-06-2013)

Основой существования русских в прошлом являлась неограниченная экспансия на север, восток и юг, вплоть до естественных рубежей и выход за эти рубежи (Аляска, Закавказье).  На запад возможности экспансии были ограничены. Но и в этом направлении русские вышли за естественные рубежи (Закарпатье). 

Неограниченная должно подразумевать неограниченность! Вспоминаем про Кавказские войны на юге, про суровй климат который досих пор то "непроэкспансирован" на Севере. Это сразу дескридетируют "такую основу" 

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(15:21:05 / 11-06-2013)

Именно это и является: основой существования русских, а так же причиной развития страны.

а как на счет разрыва шаблона? какая-то богба противоположностей, не иначе..

ну например..

еврейская конница была конечно  не такая как монгольская, но зато евреи хорошо маскировались на местности...

Аватар пользователя Synapse
Synapse(5 лет 2 месяца)(14:06:34 / 11-06-2013)

Во время монголов не было СЯС. Кончились времена монголов.

А стараниями евроглиномесов даже отфыркнувшиеся от нас молодые постсоветские демократии (чуть не стошнило, пока набирал) вернутся на базу по причине, что альтернатива гораздо хуже.

Так что, не одной географией...

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(14:26:22 / 11-06-2013)

Дело в том что Россия не добиласть одной важной стратегической детали: качественный выход  к мировому океану (сказки про СевМорПуть - это пока именно сказки). А это есть экономическая основа успешности. А без экономических надежностей у России нет противовеса центробежным внутренним деструктивным силам, против которых СЯС бесполезны. 

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(15:22:28 / 11-06-2013)

Дурак вы, Сава. простигосподи... непроинформированный дурак.

Давайте цифры-факты и прочее, а не пишите х*ню.

 

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(15:52:13 / 11-06-2013)

Переход на личности является первым признаком отсутствия аргументов. Что лишь подтверждает мою правоту. Конкрестно с чем не согласны? 

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(16:03:43 / 11-06-2013)

это не переход, а констатация факта. Как и понятно зачем ты тут, работающий четко по методичке.

У меня вопрос, а куда смотрит администрация АШ в лице рыжего котяры? Или мы уже на столько стали толерантными??? ..

 

 

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(14:44:00 / 11-06-2013)

В защиту правильности и достоверности утверждения автора об Украине геополитечески, можн почитать сдесь (современность, как есть)  http://new.aftershock.news/?q=node/30894

Аватар пользователя вилюй
вилюй(5 лет 10 месяцев)(15:31:05 / 11-06-2013)

Все обсуждают перлы текста, не обращая внимания на вывод.

//Россия должна доминировать в центре Евразии. Когда она доминирует, она должна хотеть большего. Чем больше она хочет, тем больше будет сталкиваться с внутренней экономической слабостью и социальной нестабильностью, которые не позволят ей поддерживать свои амбиции. А потом Россия должна сжаться\\

Перевод на русский- Россия не может вернуться к своей недавней форме СССР(можете назвать русский мир). Почему янки занялись этим вопросом? Просто они сами надорвались, не хватило ресурсов для управления глобальным миром. Вот и занимаются психотеропией своих граждан -  СССР-2 не будет(типа научно это доказываем).

Статья посвящена совсем не географии и даже не России. Это чистая геополитика.

Насчет сжатия русской цивизации это верный пункт. Только сейчас периуд разжатия пружины. Мы или вернемся в свои нормальные пределы(близко к СССР). Или умрем как геополитическая сила.

Хиллари неистово аплодирует посту. 

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(15:27:26 / 11-06-2013)

Перевод на русский- Россия не может вернуться к своей недавней форме СССР(можете назвать русский мир). Почему янки занялись этим вопросом?

Совершенно верно, камрад. Как раз из заметки, которую я ща буду выкладывать, надеюсь с 5й попытки  прокатитъ на АШ, хе-хе..

Они живут на мировом острове. Да, они отвоевали себе пространство, и в отношении к Европе они уже многие десятилетия, а то и столетия, исповедуют роль исторического оператора. 

Европа, Евразия, Азия  – для них это то поле, где они пытаются решать свои проблемы. Сила американской модели, как и слабость, в том, что они переносят решение своих проблем  на чужую территорию, как и решать свои проблемы за чужой счет. 

Бессмысленно и иллюзорно искать романтизм в политике англосаксов, как было в наших мечтаниях конца 80х начала 90х. Да, это где-то и свойство нашего характера – видеть во всем добро. Но с одной стороны это и наш плюс, и наш минус, когда мы начинаем оценивать политику,   в моральных ценностях  русской цивилизации. А она никогда этими моральными ценностями не оперировала, а тем более политика англосаксов. Она спокойно, прагматично и цинично решала свои вопросы на чужой территории. Так было в периоды  Первой и Второй мировой войны, так продолжается и сейчас. 

Для Америки это очень удачная стратегия. Таким образом ослабляются конкуренты, сталкиваются  лбами потенциальные соперники, подпитывается собственная экономика,  есть возможность иметь специфическую военную доктрину экспедиционного корпуса, в отличие от нас и Европы, воюя на чужой территории.

Тогда как мы и Европа воевали всю жизнь на собственной территории, сжигали собственные города,  разрушать собственные мосты, причем вначале при обороне, а потом при наступлении, а потом все это восстанавливали.

Короче, одни в позе мирового гегемона, вторые вовремя сдались, а русским опять МИР СПАСАТЬ.

Аватар пользователя Pohlebkin
Pohlebkin(4 года 7 месяцев)(15:35:05 / 11-06-2013)

(голосом сантехника, вызываемого на очередную протечку): "Мля... опять нам мир спасать?!!! "

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(15:43:18 / 11-06-2013)

А НЕКОМУ больше. Вона, все в очередь выстроились и глядят на Россию глазами надежды..

На политиков и продажные СМИ не обращаем внимание. Те вообще в конандойлевском затерянном мире давно живут в рамках установленной Матрицы по лекалам Сити. Че взять с убогих?

 

Аватар пользователя Pohlebkin
Pohlebkin(4 года 7 месяцев)(16:04:37 / 11-06-2013)

Предлагаю в этот раз спасать с разбором. Хватит, наспасались уже.  Не страна, а чистый Дед Мазай. Корми их еще потом. Так что пусть в две колонны строятся. Тех, кто нам в спину плевал и ножики совал, и тех кто еще  - приличные люди. Как то нам пора умнее становится. 

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(16:11:05 / 11-06-2013)

предлагая выстроить фильтрационные лагеря. остальные , для остратски, хай на проводах висят.. На каких? Да по периметру границы Евраз для начала. Дальше - Ирландия, Балканы , вплоть до Испании. Короче гальский пояс. Ну и  Пруссия, как для начала, с Данией и со всей скандинавией.

Йохан Бекман: «Финляндия должна оперативно развивать сотрудничество с ОДКБ»http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/8/johan_bekman_finlyandiya_dolzhna_operativno_razvivat_sotrudnichestva_s_odkb/

вот так, ту Люсю)))

 

 

Аватар пользователя Pohlebkin
Pohlebkin(4 года 7 месяцев)(16:26:08 / 11-06-2013)

У финнов мозги как то вправляемы, переодически. Все ж таки взаимообмен генофондом сказывается. Встречались даже публикации, где финские националисты (ссылаясь на научные данные, тех же генетиков - что расстояние между русским и финским генокодом ближе, чем между русским и польским или чешским) делали интересный кульбит мозгами. Так как русские, оказывается не столько великий славянский, как великий финно-угорский народ - нужно срочно пересмотреть к ним отношение! 

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(16:37:26 / 11-06-2013)

эта риторика  была когда им надо было оттяпать "кемску волость", Выборг и питерско-новгородские земли, как и часть Севера хапануть. А получили - ухи от дохлого осла (с)

Правда народ туды-сюды ездит свободно в приграничье.

 

Аватар пользователя Zve_rr
Zve_rr(5 лет 11 месяцев)(15:34:02 / 11-06-2013)

 "...Частью этого расширения стал захват Россией нескольких стратегически важных территорий, включая Астрахань на Каспии, земли татар, давнего кочевого врага, и Грозный, который был вскоре превращён в военный форпост у подножья Кавказа."

========================================================

Грозный не захвачен, а основан.

Смотрим буржуазную Википедию:

"В 1818 году в низовьях Сунжи была основана крепость Грозная. С 30 декабря 1869 — город Грозный" http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%EE%E7%ED%FB%E9

Аффтар и в недавней истории не разобрался. И так полтекста. Смесь туфты и полуправды.

Аватар пользователя Сава
Сава(5 лет 4 месяца)(16:41:19 / 11-06-2013)

Обратите внимание автор не говорит город или како-либо иной пункт!  Грозный упоминается как координата на карте, так же как и Астрахрань . Подразумевается земля! Тем более есть слово  превращён что дает однозначную смысловую нагрузку. И в заключение не забываем что это перевод и именно эта формулировка предложения переводческая. 

Аватар пользователя Korkin
Korkin(5 лет 3 недели)(15:39:31 / 11-06-2013)

Ландшафты у нас удивительные. И люди душевные... если не трогать... а если трогать - удивительные. (с)

Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(15:59:18 / 11-06-2013)

Точно-точно! пусть к нам не приходят, а то потом еще больше землицы русской оборонять нам придется :)

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(16:47:32 / 11-06-2013)

Они нам Аляску должны вернуть, Калифорнию, да и о.Змеинный надо вертать .. короче замахаются отдавать))

Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(16:07:48 / 11-06-2013)

На Змеиный я согласен только в комплекте!!

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(16:30:40 / 11-06-2013)

само-собой)))

та-а--а-к... и Комсомольский тоже. 

Аватар пользователя viewer
viewer(5 лет 1 месяц)(16:35:13 / 11-06-2013)

В комплекте с укрскими змеями или румынскими? Или теми и другими вместе? ;))

Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(16:38:56 / 11-06-2013)

Ой, и хде, ви, уважаемый, в Одессе видели румын?

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(16:46:45 / 11-06-2013)

а тетя Песя говорила))

Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(16:49:44 / 11-06-2013)

у вас несвежие новости, то были 41-44 года :)

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(16:51:58 / 11-06-2013)

да ладно... ))) на сколько я знаю, в Одессе ругаться румынами - самое  плохое оскорбление..

Аватар пользователя romx
romx(4 года 5 месяцев)(16:58:55 / 11-06-2013)

таки да, правда ваша, назвать румыном даже хуже чем молдаваном.. :)

Аватар пользователя NNiks
NNiks(5 лет 7 месяцев)(16:46:06 / 11-06-2013)

румыны пойдут под Молдавию ))) 

Исторический анекдот по поводу Змеинного:

Россия, потеряв Дунай, оставила за собой островок, который как пробка запечатал Австрии выход в Черное море.

Канцлер Буоль (Австрия), кричал: Как вам не стыдно? Ваша армия высадилась на о.Змеинном и контролирует все дунайское устье!!

граф Орлов ответил: Змеинный - известковая скала, на которой, по предания, погреблено тело Ахилеса. Размером о.Змеинный не больше тарелки, и я не понимаю вашей горячности, упрекающей нас в наличие русской прислуги на маяке о.Змеинный.

А там есть маяк? - тихонько спросил Брунов ( посол в Лондоне, представитель России на переговорах)

Если нет, завтра будет - шепнул Орлов...

Аватар пользователя mashenka
mashenka(5 лет 10 месяцев)(00:55:11 / 12-06-2013)

Да, многие думают, что Стратфор - во! И что Гриша Фридман - гигант мысли. А он не гигант, и мысли у него мутные. Что-то правдоподобное, а в действительности - мелководье.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...