Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

"Детские сказки?!" или суровые реалии жизни? Злая мачеха из «Морозко» как идеальная мать.

Аватар пользователя неДобрый

Мы все сейчас умные и начитанные в области психологии. Прекрасно знаем, что во всех наших бедах-неудачах виноваты родители. Мало любили, или не любили вообще, или не так воспитывали, короче, виноваты. И у меня вагон претензий к моей маме, хоть я ее и люблю. А тут в выходные я пересматривала старые «новогодние» фильмы и нашла мать идеальную. Мощнейший кинематографический образ, созданный прекрасной актрисой. Пробрало прямо до печенок. Кто же она — идеальная мать? Ха!

 

Угу, та самая Мачеха из "Морозко". Она - идеальная мать: добрая, заботливая, поддерживающая, делающая все для своего ребенка. Дочка Марфуша для нее - смысл жизни и свет в окошке. Ради дочки она вышла замуж второй раз, как оказалось, неудачно - у мужа есть своя дочь, мерзкая Настенька, которой он отдает свою любовь и силы. Марфуша приемному отцу не нужна и неинтересна, поэтому Мачеха и любит девочку за двоих. Чтобы у дочки не возникло комплексов, Мачеха демонстрирует активную неприязнь к ее сводной сестре, всячески дает понять, что родная Марфуша для нее приоритетнее, чем неродная Настенька. Марфуша плохо спит ночами - мама наготове с петушком, чтобы успокоить нервное и тревожное дитя:

 

Причем, мачеха не слепая в своей материнской любви. Она прекрасно видит, что у ее девочки проигрышные внешние данные по сравнению с Настенькой, и старается помочь своему ребенку преодолеть этот разрыв. Марфуше ищут женихов, на базаре покупаются наряды и накладная коса, мать сама помогает дочери сделать макияж и прическу. Говорит поддерживающие слова: "Нет, не принцесса. Королевна!" Благоразумно удаляет с глаз жениха конкурентку-Настеньку. Не надо думать, что Мачеха никогда не критикует дочь. Нет, она иногда позволяет себе и прикрикнуть на Марфушу, и даже ударить. Но после срывов всегда извиняется: "Любимой дочке.. По румяной щечке... А все из-за тебя!" Расстроенному ребенку тут же вручается компенсация - петушок на палочке. Здесь можно спорить, правильно ли поступает родитель, компенсируя негативные эмоции ребенка сладостями, многие диетологи и психологи считают это неразумным, но результат, как говорится, налицо - Марфуша любит свою мать и не обижается на ее "срывы". 
  

Мачеха поддерживает дочь на протяжении всего фильма. В сцене ожидания возвращения Марфуши из леса она рассуждает: "Настьке старик один ларец да сундук подарил. А Марфушеньке-душеньке он четыре сундука с приданым подарит! И два ларца! Хотя нет... Почему это два? Четыре сундука, и четыре ларца!" Она слепо верит в успех своей дочери, такой матери можно только позавидовать. Защищенная материнской любовью, Марфуша растет сильной и уверенной в себе личностью, в отличие от сводной сестры. Настенька говорит тихим голоском, со всем соглашается, никому не перечит. Типичный "плизер" - человек, живущий ради удовлетворения потребностей других. Марфуша не такая. Она может громко заявить о себе, не боится повышать голос, отстаивать свои требования, открыто выражать свои желания. "Хочу! Хочу жениха! Хочу богаство! Хочу! Хочу! Хочу!" - это троекратное "хочу!" как бы демонстрирует зрителям, что женщина имеет право голоса. Фактически, Марфуша - это первая сказочная феминистка. Вторая - Баба-Яга, но это тема для другого поста. Вспомните, как ведут себя обе сестры при встрече с Морозко, когда он спрашивает: "Тепло ли тебе, девица?" 

 

Полумертвая от холода Настенька не может выйти за рамки стереотипа о том, что "девушка должна быть послушной и кроткой" и предпочитает умереть, только не огорчить Морозко:"Тепло, Морозушка. Тепло, батюшка!" Фактически, она врет старику. Но врет ангельским голоском. А Марфуша? На тот же вопрос она отвечает ПРАВДУ: "Ты чего, старый, не видишь? У меня руки и ноги замерзли! Подавай-ка скорее жениха, да приданого!"

 

И что мы видим? Ложь - вознаграждена, а правда - наказана. Как так? Почему врушка и подлиза Настенька - вознаграждена, а правдивая, открытая и прямая Марфуша - наказана? Ну, собственно, что мы хотим от сказки, написанной во времена патриархата? Тогда пропагандировались именно патриархальные ценности: девушка должна быть красивой, тихой и хозяйственной, чтобы удачно выйти замуж. Вспомним, что Марфушиному жениху показалось мало ее красоты - он затребовал еще, чтобы невеста приготовила ему гусиные потрошка!

 

И Марфуша против своего желания подчиняется этим патриархальным требованиям, но терпит закономерное фиаско, пытаясь поймать гуся. Так бывает с каждой женщиной, которая идет против своей природы и насилует себя, пытаясь вписаться в патриархальную модель отношений. Кстати, судя по жениху, появляющемуся в коротком эпизоде, то, что свадьба не состоялась - подарок для Марфушеньки. Неизвестно, как сложилась бы ее семейная жизнь с таким мелким тираном. Да и Настеньке еще неизвестно - повезло или нет. Да, она получила награду - сундук, ларец, тройку коней, красавца-жениха... Но будет ли ее жизнь безоблачной, вот в чем вопрос? 

 

Жених - законченный эгоист, нарцисс и бездельник. Настеньку он полюбил за ее внешность и бессловесный нрав. Когда внешность пожухнет, он будет разочарован. Если она попытается проявить характер - тоже будет разочарован. Какой будет семейная жизнь Настеньки лет через десять, это еще надо посмотреть. К тому же в фильме явственно промелькнул намек на тягу жениха Ивана к другой отрицательной героине - Бабе-Яге. В эпизоде с печью между ними успела сложиться болезненная, разрушительная близость, которая уже дала свои ростки. Последующая ненависть отвергнутой Бабы-Яги и ее месть - попытка заморозить Настеньку, сговор с разбойниками - говорят нам о том, что эта женщина не успокоится, пока не добьется своего. А значит, вся семейная жизнь Насти и Ивана будет отравлена незримым присутствием соперницы и постоянной опасностью. А ведь если бы у Настеньки была такая мать, как Мачеха в фильме - разве она допустила бы этот брак? Нет, у Настеньки есть только отец, равнодушный и отстраненный. Единственный раз срабатывает его отцовское чувство, когда он везет Настеньку в лес и на полпути разворачивается. Но и это продиктовано не столько любовью к ребенку, сколько попыткой бунта перед женой. Ему наплевать на дочь, ему главное - показать супруге, кто в доме хозяин. Вот почему он ни разу не обернулся во время дороги, и не увидел, что Настя спрыгнула с саней. "Изведет она тебя, батюшка. Поедом заест". "Морозко" - сказка красивая и романтическая, но крайне вредная для детей, особенно для девочек. Единственный прекрасный образ в нем - это Мачеха. Воплощение материнской любви. Образ Матери с большой буквы "М" великолепно раскрыла актриса Вера Алтайская. Я бы хотела, чтобы у меня была такая мать.

Автор статьи: TYOTASOFA

Источник: 
http://www.materinstvo.ru/art/9869 Materinstvo.ru 

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя неДобрый
неДобрый(2 года 11 месяцев)(15:24:50 / 14-05-2015)

В продолжение ЭТОЙ темы: http://aftershock.news/?q=node/307930

Аватар пользователя Туманный
Туманный(5 лет 9 месяцев)(15:32:01 / 14-05-2015)

У меня, кстати, похожие ассоциации возникали при просмотре этого фильма. Чем Настенька так хороша, кроме покорности? Да ничем. Да и фильм о том что рабская покорность в конце концов будет награждена царствием небесным приданым и завидным женихом.

Фильм этот не просто сказка, а явная клерикальная пропаганда.

Аватар пользователя неДобрый
неДобрый(2 года 11 месяцев)(15:56:22 / 14-05-2015)

В фильме основной акцент ставится на смирение, покорность женщины. То есть, ярко выражена доминанта мужчины, где женщине отведена роль безхарактерной личности.
 Что в фильме, что в жизни в женщины присутствует потребность быть принадлежащей мужчине. Это не подвергается оспариванию и женщина изначально воспитывается в определенных ей (патриальхальным) социумом рамках. То есть, хранить очаг (суета по дому), ждать мужчину (дабытчика?), блюсти верность своему мужчине.
 Для девочки ее отец является ПЕРВЫМ мужчиной в ее жизни. Тот, с кого она всю дальнейшую жизнь "лепит" свои идеалы. А в фильме ее отец совсем не идеал мужчины и мужественности-твердости. Жалкий подкаблучник, трус, тихушник. У которого прослеживаются пробелы в его собственном воспитании.
 Личность формируется в семье. И глядя на него (отца Настеньки), можно с уверенностью утверждять, что он скопировал модель СВОЕЙ семьи. Где его мать (имеющая характер и цель в жизни) доминировала на его отцом, так как больше ни чего не оставалось. Либо ВСЕ сдохнут, либо: А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят.

Аватар пользователя Arsik
Arsik(3 года 4 месяца)(15:40:25 / 14-05-2015)

Есть ведь советский мультфильм как раз на эту тему) Название запамятовал

Аватар пользователя RUSLAND
RUSLAND(5 лет 3 месяца)(15:53:39 / 14-05-2015)

Протестантизм (сугубо личностный прагматизм) и Православие (долготерпение, обострённое чувство к справедливости), Земля и Небо, Ночь и День, и т.п. аллегории - стоит ли множить давно разжёванные сущности?..

Аватар пользователя Туфтонский рыцарь

Брак Настеньки со своим женихом выльется в типичную дуальную пару "тиран-жертва". Просто, пока конфетно-букетные дела, это не проявлено.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(16:13:41 / 14-05-2015)

Можно подумать, у женщин много вариантов!

Да любой нормальный самолюбивый и целеустремленный мужик в браке - тиран.

А нормальная жена вовремя глазки опускает и дурочкой прикидывается, делов-то.

И только в таком союзе достигается успех - муж делает карьеру, жена с ним не соревнуется, а занимается своим природным делом - деток растит и по мере сил подставляет мужу плечо.

У второй сказочной барышни шансов на создание семьи немного.

Ее удел - одиночество, ибо даже прилепиться к чужой семье и помогать не сможет, ленива.

Аватар пользователя Туфтонский рыцарь

Статистикой не владею, но встречал пары "тиранша-жертвенный", это ещё хуже, чем обратный вариант.

Аватар пользователя неДобрый
неДобрый(2 года 11 месяцев)(16:44:22 / 14-05-2015)

 "Самолюбивый", это уже диагноз, шлепающий от отношения к нему от его мамы. Мама внушила сынку его значимость, сынок головку поднял, проглотил слова-утверждения и поверил в свою исключительность.
 А разве "нормальная" жена, это бессловестное существо? Кому нужна такая жена?! Только тому, кому мама внушила его исключительность.
 Высший симбиоз достигается при равноправии партнеров. А не в "подставлении плеча". От куда женщина должна понять, когда ей "подставить плече"? SMSку получит?
 Разве детки не плод ВЗАИМНЫХ симпатий мущчины и женщины? И не надо мне о природе. Самцы пингвинов совсем не плохо заботятся о свом потомстве. На ровне с самками.
 

Аватар пользователя Туфтонский рыцарь

Добавлю, что тиран возникает только там, где возникает жертва. В криминалистике это называется виктимное поведение. Кто бы ни пытался в семье тиранить, ему всегда должен следовать отпор. Тиранами не рождаются, ими становятся.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(17:05:24 / 14-05-2015)

Какое равноправие может быть у мужчины и женщины?

Мы природой созданы неравными.

Коммунисты попытались уравнять, вывели всех женщин на работу.

Первое поколение держалось неплохо за счет неработающих бабушек, вывезенных из деревни. Пока молодые на работе, бабушки стряпали-убирали и внучат досматривали.

 

Когда эти святые женщины ушли на погост, их дочки не смогли встать на вахту, они выработались на производстве, а посему на внучат у них не осталось ни сил, ни здоровья.

И пошла расти-произрастать беспризорщина с ключом на шее...

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(16:11:46 / 14-05-2015)

Татьяна Ивановна Пельтцер - одна из моих любимейших актрисс.

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 11 месяцев)(16:18:23 / 14-05-2015)

ттааллиинн

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(16:29:09 / 14-05-2015)

Это к чему и о чём?

Мне не понравился креакловый высер креаклши, который запостил камрад неДобрый, поэтому я отписался о любимой актрисе, как нечто нейтральное, да и напоминание тоже будет нелишним.

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 11 месяцев)(16:52:14 / 14-05-2015)

Татьяна Ивановна - великая одной уже своей судьбой, об актерском мастерстве нечего и говорить, тут не поспоришь

а Таллинн - это к дребезгу клавиатуры

как и actress

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(16:55:08 / 14-05-2015)

а Таллинн - это к дребезгу клавиатуры

как и actress

Моя вина. Устал после работы, врождённая грамотность во второй раз уже не сработала. :)

Аватар пользователя неДобрый
неДобрый(2 года 11 месяцев)(16:54:12 / 14-05-2015)

 Я создаю подобные (сказочные) темы только за тем, что очень много уделяется внимания "глобальным" проблемем на этом ресурсе.

И присутствующим здесь, мне хотелось бы напомнить, что наша жизнь состоит не только из котировок нефти, доллара и акций НО, и из тех мелочей, которые составляют нашу жизнь.
 И если вы не согласны с мнением автора, то это не позволяет вам охарактиризовывать источник, как "высер креакшли". 

 Актриса действительно замечательная. И эта роль ей удалась. Хотя, я даже не сомневаюсь в том, что она очень старалась. Талант он или есть, или его нет.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(17:04:30 / 14-05-2015)

Это моё личное мнение. Посыл статьи товарища TYOTASOFA очень не понравился. Во-первых намешала в кучу "людей и коней", во-вторых из этой мешанины сделала вывод, что быть бодливой козой занозливой стервой выгоднее, чем обычной русской девушкой. Хотите - баньте, но я воспитан на других принципах. Да, они (принципы) может и немного шовинистичны, но наша страна так веками жила, и врага била. Всегда. Потому что был крепкий тыл, а не экзальтированные феминистки.

Аватар пользователя неДобрый
неДобрый(2 года 11 месяцев)(17:24:00 / 14-05-2015)

Сразу!!! Я ни кого не баню!!!
 Дело не в "бодливой козе", а в разнице характеров. Обычная русская девушка, это же не глупо-податливое существо не имеющее своего мнения?
Не стану скатываться на личности НО, в моем понимании РУССКАЯ девушка не тупая безхребетная блядь. У РУССКОЙ девушки есть характер, есть свое мнение, есть свой взгляд. Одним словом в характере РУССКОЙ девушки ЕСТЬ стержень. Который и избы гасит и коней валит. Я о характере, а не о жиме 150 кг. лежа. И врагов херачили девушки не в массе, а девушки со стержнем.
 А вы не задумывались о природе происхождения феминизма? 

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 11 месяцев)(17:30:25 / 14-05-2015)

вы с высокой достоверностью описали характер Настеньки

Аватар пользователя неДобрый
неДобрый(2 года 11 месяцев)(17:38:14 / 14-05-2015)

Настенька по характеру ближе arma.
 

Ту личность которую я описал, в этой сказке отсутствует. 
 А та кторую я описывал, сейчас редкость.

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 11 месяцев)(17:45:53 / 14-05-2015)

"отсутствует" => "я не увидел" (не смог)

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(18:39:50 / 14-05-2015)

Зайчик, мы, настеньки,  и коней останавливпаем, и врагам отпор даем, и избы... того, и строим, и гасим. А еще мы плаваем как рыбки, прыгаем с парашютом и гоняем на мотоциклах.

Только все это с умом делаем не напоказ и не во вред мужнину авторитету.

Посему и дочки у нас замужем и детные. Хоть и с дипломами и амбициями, но место свое в семье понимают. И зятья, представьте, замечательные попадаются,  амбициозные да работящие.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(18:54:41 / 14-05-2015)

Армуша, уважаемая, вот почему-то я ни разу не сомневался, что именно всё так и есть. Долгих вам всем лет жизни и счастливых семей.

В диалоге Вы даже жёстче Ко_мон. :)

Хотя казалось-бы.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(17:38:33 / 14-05-2015)

А вы не задумывались о природе происхождения феминизма?

Я именно про это и написал пост. Эх, вечно меня моя сестра подводит. :)

Разверну таки мысль, раз был непонят.

Феминистка - это и есть та самая блудливая/бодливая коза. Которая мечтает взять от жизни всё.

Исторически Русская девушка с русским-же стежнем - и табун лошадей в горящую избу загонит, если её попросит её любимый, и хобот слону оторвёт.

Так что не стОит сопоставлять две большие разницы и четыре разных человека.

Аватар пользователя неДобрый
неДобрый(2 года 11 месяцев)(17:56:43 / 14-05-2015)

Про хобот, удачная аналогия)))
 Феминизм вырос из характера Настеньки. Подобные ей считали, что достойны больше, чем у них есть. Их перестали "удовлетворять" их мужья. И в бытовом и в интимном плане. Далее, группки "недовольных" стали рости. И все, что они хотели, это РАВНОПРАВИЯ в правах с мужчинами. Акцентируя внимание на правах, они соверешенно "забыли" об обязанностях. И "сильные" мужчины позволили данный каприз их "слабым" женщинам. В итоге МЫ получаем "дом-2". Я ОООЧЕНЬ утрирую конечно НО...

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(18:12:36 / 14-05-2015)

Мои мысли прочитали, друг. Про не только права, но ещё и обязанности. И, в совершенно справедливо названной (года два назад) мною гейропой европе - мужики вполне закономерно отхватывают по полной программе от ихнего извращённого законодательства. Вон, даже онорвеженный YUKLA сбежал с ресурса в ужасе, потерев свои коменты. Довольно показательно. Бытиё таки определяет сознание.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(5 лет 1 месяц)(19:09:55 / 14-05-2015)

У РУССКОЙ девушки есть характер, есть свое мнение, есть свой взгляд. Одним словом в характере РУССКОЙ девушки ЕСТЬ стержень. Который и избы гасит и коней валит. Я о характере, а не о жиме 150 кг. лежа. И врагов херачили девушки не в массе, а девушки со стержнем.

Аватар пользователя неДобрый
неДобрый(2 года 11 месяцев)(18:57:24 / 14-05-2015)

Нет:)) К сожалению данная функция мне не доступна :)))))
 Тот тип "мужчин", о котором вы говорите вполне присутствует в России. В России дохера "музчин" которые являются по своей сути "домохозяинами". И это не зависит от законодательства, места расположения и политического строя. В любой стране есть "мужчины", и есть МУЖЧИНЫ. Одна моя знакомая говорила: Бабы ДУРЫ!!!, не потому что они бабы, а потому что они ДУРЫ!!! И это, ее отсылка к стремлению женщины принадлежать. И более чем дохера "музчин" этим пользуются. Ибо иного они не умеют-не знают. Их МАМЫ так воспитали. А "папа" присутствовал чисто номинально.
 То что YUKLA "сбежал", это еще вопрос. У нас у "всех" есть личная жизнь которая ну ни как не связана с инетом.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(19:28:00 / 14-05-2015)

То, что у нас много "мужчинок" - это неоспоримый факт. Впрочем, как и в любой другой стране. Про ЮКЛУ скажу сразу - именно сбежал. Высокомерность очевидна. Неохота ему с ватой общаться. Прямое оскорбление. Да и пшло нах. От того и получил восточный ветер в спину. Ибо нехер трогать русского медведа. Медвед нынче гейропейса кроме как за насекомое животное и не воспринимает. А у них розовые очки как приклеились к мозгу, так и не могут отклеиться. Они уже нахер никому не нужны, но никак этого не могут понять, считают себя на уровень выше нас. Хотя опустились в такое говнище, куда только навальный с компанией способен рыло задолбить.

А с технологиями мы разберёмся. Надо будет - украдём. :)

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...