Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

«Жизнь такая простая штука и жестокая»

Аватар пользователя qdsspb

Отец не любил, честно говоря, даже притрагиваться к этой теме. Скорее, было так. Когда взрослые между собой разговаривали и вспоминали что-то, я просто был рядом. У меня вся информация о войне, о том, что с семьей происходило, появлялась из этих разговоров взрослых между собой. Но иногда они обращались и прямо ко мне.

Вроде не было. тыц

Отец проходил срочную службу в Севастополе, в отряде подводных лодок, был матросом. Призвали его в 1939-м. А потом, вернувшись, просто уже работал на заводе, а жили они с мамой в Петродворце. Они там домик, по-моему, построили даже какой-то.
 
Война началась, а он работает на военном предприятии, где так называемая «бронь», освобождающая от призыва. Но он написал заявление о вступлении в партию, а потом еще одно заявление — что хочет на фронт. Направили его в диверсионный отряд НКВД. Это был небольшой отряд. Он говорил, что там было 28 человек, их забрасывали в ближний тыл для проведения диверсионных актов. Подрыв мостов, железнодорожных путей… Но они почти сразу попали в засаду. Их кто-то предал. Они пришли в одну деревню, потом ушли оттуда, а когда через какое-то время вернулись, там их уже фашисты ждали. Преследовали по лесу, и он остался жив, потому что забрался в болото и несколько часов просидел в болоте и дышал через камышовую тростинку. Это я помню уже из его рассказа. Причем он говорил, что, когда сидел в болоте и дышал через эту тростинку, он слышал, как немецкие солдаты проходили рядом, буквально в нескольких шагах от него, как тявкали собаки…
 
К тому же было уже, наверное, начало осени, то есть уже холодно… Еще хорошо помню, как он мне говорил, что во главе их группы был немец. При этом советский гражданин. Но — немец.
 
И что любопытно, пару лет назад мне из архива министерства обороны принесли дело на эту группу. У меня дома, в Ново-Огарево, лежит копия этого дела. Список группы, фамилии, имена, отчества и краткие характеристики. Да, 28 человек. И во главе — немец. Все как рассказывал отец.
 
Из 28 человек линию фронта назад к нашим перешли четверо. 24 погибли.
 
А потом их отправили на переформирование в действующую армию — и на Невский пятачок. Это было, наверное, самое горячее место за всю блокаду. Наши войска держали небольшой плацдарм. Четыре километра в ширину и два с небольшим — в глубину. Предполагалось, что это будет плацдарм для будущего прорыва блокады. Но так и не случилось использовать его для этих целей. Блокаду прорвали в другом месте. Тем не менее держали пятачок, держали долго, там были тяжелые бои. Очень тяжелые. Над ним кругом господствующие высоты, его простреливали насквозь. Немцы тоже, конечно, понимали, что именно там может быть прорыв, и старались просто стереть Невский пятачок с лица земли. Есть данные, сколько металла лежит в каждом квадратном метре этой земли. Там до сих пор сплошной металл.
 
И отец рассказывал, как его ранили там. Ранение было тяжелое. Он всю жизнь жил с осколками в ноге: все их так и не вынули. Нога побаливала. Ступня так и не разгибалась потом. Мелкие осколки предпочли не трогать, чтобы кости не раздробить. И, слава богу, ногу сохранили. Могли ведь отнять ее. Хороший врач попался. У него инвалидность была, второй группы. Как инвалиду войны ему в конце концов квартиру дали. Это была наша первая отдельная квартира. Маленькая двухкомнатная квартира. Правда, до этого мы жили в центре, а пришлось переехать. Не совсем на окраину, правда, но в новостройки. И это случилось, конечно, не сразу после войны, а когда я уже в управлении КГБ работал. И мне тогда квартиру не давали, а отцу наконец выделили. Это было огромное счастье. И вот о том, как он получил ранение. Они с товарищем делали небольшую вылазку в тыл к немцам, ползли-ползли… А дальше и смешно, и грустно: подобрались к немецкому доту, оттуда вышел, отец говорил, здоровый мужик, посмотрел на них… а они не могли подняться, потому что были под прицелом пулемета. «Мужик, — говорит, — на нас посмотрел внимательно, достал гранату, потом вторую и забросал нас этими гранатами. Ну и…» Жизнь такая простая штука и жестокая.
 
А в чем самая главная проблема была, когда он очнулся? В том, что это уже была зима, Нева скована льдом, нужно было как-то перебраться на другой берег, до помощи, квалифицированной медицинской помощи. Но сам он, естественно, идти не мог.
 
Он, правда, все же смог добраться до своих на этой стороне реки. Но желающих тащить его на ту сторону было мало, потому что там Нева была как на ладони и простреливалась и артиллерией, и пулеметами. Шансов дойти до того берега почти не было. Но совершенно случайно рядом оказался его сосед по дому в Петергофе. И этот сосед его, не раздумывая, потащил. И дотащил до госпиталя. Оба живые доползли туда. Сосед подождал его в госпитале, убедился, что его прооперировали, и говорит: «Ну все, теперь ты будешь жить, а я пошел умирать».
 
И пошел обратно. И я потом отца спрашивал: «Ну что же, он погиб?» И к этому рассказу он возвращался несколько раз. Это самого его мучило. Они потерялись, и отец все-таки считал, что сосед погиб. И где-то в 60-х годах, точно этот год не помню, я еще маленький же был, но где-то в начале 60-х годов он пришел вдруг домой, сел на стул и заплакал. Он встретил этого своего спасителя. В магазине. В Ленинграде. Случайно. В магазин зашел за продуктами и увидел его. Это же надо, что оба пошли именно в этот момент именно в этот магазин. Один шанс из миллионов… Потом они приходили к нам домой, встречались… А мама рассказывала, как приходила к отцу в госпиталь, где он лежал после ранения. У них был маленький ребенок, три годика ему было. А голод же, блокада… И отец отдавал ей свой госпитальный паек. Тайно от врачей и медсестер. А она его прятала, выносила домой и кормила ребенка. Ну а потом он в госпитале начал падать в голодные обмороки, врачи и медсестры поняли, что происходит, и перестали ее пускать.
 
А потом и ребенка у нее забрали. Делали это, как она потом повторяла, в явочном порядке с целью спасения малолетних детей от голода. Собирали в детские дома для последующей эвакуации. Родителей даже не спрашивали.
 
Он там заболел — мама говорила, что дифтеритом, — и не выжил. И им не сказали даже, где он был захоронен. Они так и не узнали. И вот в прошлом году не знакомые мне люди по собственной инициативе поработали в архивах и нашли документы на моего брата. И это действительно мой брат. Потому что я знал, что они жили тогда, после того как бежали от наступающих немецких войск из Петродворца, у своих знакомых, — и даже адрес знал. Они жили, как у нас говорят, на Водном канале. Правильней было бы сказать «на Обводном канале», но в Ленинграде его называют «Водный канал». Я знаю точно, что они жили там. И совпал не только адрес, откуда его забирали. Совпали имя, фамилия, отчество, год рождения. Это был, конечно, мой брат. И было указано место захоронения: Пискаревское кладбище. И даже конкретный участок был указан.
 
Родителям ничего этого не сообщили. Ну, тогда, видимо, было не до этого.
 
Так что все, что родители рассказывали о войне, было правдой. Ни одного слова не придумали. Ни одного дня не передвинули. И про брата. И про соседа. И про немца — командира группы. Все один в один. И все это позже невероятным образом подтверждалось. А отец, когда ребенка забрали и мама осталась одна, а ему разрешили ходить, встал на костыли и пошел домой. Когда подошел к дому, то увидел, что санитары выносят из подъезда трупы. И увидел маму. Подошел, и ему показалось, что она дышит. И он санитарам говорит: «Она же еще живая!» — «По дороге дойдет, — говорят ему санитары. — Уже не выживет». Он рассказывал, что набросился на них с костылями и заставил поднять ее назад, в квартиру. Они ему сказали: «Ну, как скажешь, так и сделаем, но знай, что мы больше сюда не приедем еще две-три-четыре недели. Сам будешь разбираться тогда». И он ее выходил. Она осталась жива. И дожила до 1999 года. А он умер в конце 1998-го.
 
После снятия блокады они переехали на родину их родителей, в Тверскую губернию, и до конца войны жили там. Семья у отца была довольно большой. У него же было шесть братьев, и пятеро погибли. Это катастрофа для семьи. И у мамы погибли родные. И я оказался поздним ребенком. Она родила меня в 41 год.
 
И не было же семьи, где бы кто-то не погиб. И, конечно, горе, беда, трагедия. Но у них не было ненависти к врагу, вот что удивительно. Я до сих пор не могу, честно говоря, этого до конца понять. Мама вообще была у меня человек очень мягкий, добрый… И она говорила: «Ну какая к этим солдатам может быть ненависть? Они простые люди и тоже погибали на войне». Это поразительно. Мы воспитывались на советских книгах, фильмах… И ненавидели. А вот у нее этого почему-то совсем не было. И ее слова я очень хорошо запомнил: «Ну что с них взять? Они такие же работяги, как и мы. Просто их гнали на фронт».
 
Вот эти слова я помню с детства.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Mergen
Mergen(4 года 1 месяц)(16:03:02 / 02-05-2015)

Прочитав треть я понял чей это рассказ, видимо уже попадался. Война жестокая штука, кому-то больше повезло кому-то меньше.

Аватар пользователя andyt78
andyt78(4 года 1 месяц)(17:39:57 / 02-05-2015)

Надоели уже эти истории слезливые, как кто там страдал. Особенно - в Питере. Прямо кто в питере пережил блокаду - те прямо соль земли. Как будт-то остальная страна - она не воевала и не погибала и детей не хоронила от голода или болезней. 

Комментарий администрации:  
*** Окрашиваю нашествие нацистов в розовые тона ***
Аватар пользователя Mergen
Mergen(4 года 1 месяц)(19:37:19 / 02-05-2015)

Ну если надоели Карнеги почитай:) Я у автора не вижу что он об особенности блокадников говорит, но в моём понимании они особенные.

Аватар пользователя advisor
advisor(5 лет 10 месяцев)(22:04:52 / 02-05-2015)

оставь его, он просто мудак! ;)

если сравнить со страной, то в стране должно было погибнуть от голода около половины населения, причем четверть только за три первых зимних месяца.

а блокадники, да, ты прав, они действительно особенные.

Аватар пользователя nesvobodnye
nesvobodnye(2 года 8 месяцев)(02:35:30 / 03-05-2015)

Поддержу.

Аватар пользователя andyt78
andyt78(4 года 1 месяц)(09:09:31 / 03-05-2015)

мудак - это ты. Хотя бы потому что пиешь ахинею про остальную страну. Вся остальная страна мало того что голодала, так еще и ковала победу, а твои блокадники сидели нахлебниками на шее государства, да только и ныли как им плохо. Причем те кто в блокаде работали на заводах и за работу получали рабочую норму - те не ноют и неплачут, они как ни странно выживали. А вот как раз те самые илигенты, которые нихрена не умели руками а только звиздеть - те подъедались возле столовых, а теперь пишут про то как страдали. И детишки тех тилигентов, нихрена не умеющие РАБОТАТЬ очень красиво и умно пишут в интернетах - видимо наследственный талант плакать и стенать.

Комментарий администрации:  
*** Окрашиваю нашествие нацистов в розовые тона ***
Аватар пользователя advisor
advisor(5 лет 10 месяцев)(15:36:52 / 03-05-2015)

ты прав, я убедился, ты не мудак, ты козел!

Аватар пользователя andyt78
andyt78(4 года 1 месяц)(09:18:34 / 03-05-2015)

Я у автора не вижу что он об особенности блокадников говорит - ну что сейчас начнем разбирать всю ахинею которую аффтор понаписал? про "документы" диверсионной группы, про то как прятался и "дышал через тростинку"... 

но в моём понимании они особенные. - да да, особенные, особенно те особенные которые за год блокады скопили состояния из золотых цацек. Те кто на черном рынке торговал краденым у детей хлебом. Особенные. Есть еще Стругацике которые будучи здоровыми мужиками сидели в 4 рыла на иждевенческой норме. А русские пацаны со всей страны в 17 лет шли воевать. 

И обязательно, обязательно надо написать про то как на войне русские бросали своих с раздробленными ногами - это же так типично для русских. Написать надо обязательно окопную правЪду - что бы читатели принципиально не шли защищать свою страну - ведь там умирают да?
Написать про злобных дядек санитаров, которые выносили живых людей. Это - очередной плевок в советских людей - вот эта ахинея. Точно такое же пишут всякие евреи в публикуемых ныне "дневниках" - посмачнее плюнуть в тех кто сражался и умирал, при этом те кто сидел нахлебниками на иждивенческой норме становятся чуть ли не героями. А дальше что? эхо мацы и дождь? Этого хотите? 

Комментарий администрации:  
*** Окрашиваю нашествие нацистов в розовые тона ***
Аватар пользователя Mergen
Mergen(4 года 1 месяц)(13:36:25 / 03-05-2015)

Даже бросив в клозед кило дрожжей такого эффекта не получить:) 

Аватар пользователя advisor
advisor(5 лет 10 месяцев)(15:37:31 / 03-05-2015)

ржунимагу ))

Аватар пользователя skralex
skralex(3 года 10 месяцев)(17:53:50 / 02-05-2015)

Понял сразу, совместив КГБ и Невский пятачок. 

Моя мать зиму 41\42-го проработала на токарном станке, обтачивая заготовки мин, отец воевал с 42-го, мать ещё что-то про немцев говорила, отец же, закончил войну комбатом в Кенигсберге, говорил так о немцах:"Если верить вашим мультика, так он называл фильмы о войне в 50/60-е годы, то мы воевали с дураками и недоумками. Кто же тогда мы, если столько лет с ними валандались?

Нет, немец был серьёзный противник, дисциплинированный, стойкий и цепкий, сбить его с занимаемых позиций, это не раз плюнуть, поэтому надо к немцам относиться с уважением, уважая противника, мы уважаем себя!"

Это послевоенный снимок, теперь уже не могу спросить, почему один орден "Красной Звезды" и медаль "За Победу над Германией", орденову него много, и "Красная Звезда" не одна, их две, может этот самый первый, самый дорогой.

Аватар пользователя Kawa
Kawa(3 года 7 месяцев)(18:17:46 / 02-05-2015)

ну дык

Славянские племена лужичанлютичейбодричейпоморянруян издревле заселяли территорию современной восточной, северной и отчасти северо-западной Германии[1][2], а также часть Баварии[3]. Как утверждается в настоящее время некоторыми исследователями — во второй половине VI века они сменили племена лангобардовруговлугиевхизобрадоввариноввелетов и прочих обитавших здесь в античные времена народов[4][5]. Однако, как отмечают многие исследователи, существует «удивительное совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями рубежа первых веков нашей эры», упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати[6].

Позднее, в ходе средневековой немецкой экспансии, славянское население в течение нескольких столетий подверглось постепенной ассимиляции.

Сейчас как минимум немцы из нормальных этот факт признают и сделали даже сайт славянские поселения в дойчланд

http://slawenburgen.npage.de

Аватар пользователя andyt78
andyt78(4 года 1 месяц)(18:17:24 / 02-05-2015)

а брат моего деда не был героем. Ни одной медальки нет у него. Как в 42ом под харьковом попал в плен - так до 44го по концлагерям в польше и мотался. А потом опять воевал до 45го. 

А дед три войны прошел, с финской по японскую. И ордена и медали, а он сам - сын казка, раскулаченного, лишенец. Вернулся домой - а сыну 4 года уже. И работал потом не председателем, а сначала трактористом, потом бригадиром трактористов. И дом новый строил на ссуду выданную государством, за который потом до 80-х бабка расплачивалась.

А другой дед в голод 32го года сохранил 5-рых детей. Полуофициально, самостоятельно растил зерно на дальней деляночке. Каждый росток пшеничный разделял надвое ножичком, что бы в два раза больше колосьев росло. 

Но про них никто не снимет кино, не напишет слезливой истории в интернетах. Ибо кому быдло нужно колхозное? Вот про слезинку питерского тилигента или еврейского мальчика - это всегда пожалуйста.

ЗЫ: А Шолохова, который написал "Судьба человека" еврейские "истогики" уже испиннали, что он де украл все свои произведения.  

Комментарий администрации:  
*** Окрашиваю нашествие нацистов в розовые тона ***
Аватар пользователя Kawa
Kawa(3 года 7 месяцев)(18:21:19 / 02-05-2015)

а кто питерский тилигент и евреЙскиЙ мальчег то ?

Аватар пользователя andyt78
andyt78(4 года 1 месяц)(09:58:34 / 03-05-2015)

начнем разбираться:

Но они почти сразу попали в засаду. Их кто-то предал. Они пришли в одну деревню, потом ушли оттуда, а когда через какое-то время вернулись - то есть маразм командира группы не приходит в голову, сразу - ПРЕДАЛИ. ничего не напоминает? могу озвучить: "Народ победил ВОПРЕКИ Сталину!" никогда не слыхали такой фразы? так и герой статьи - всю войную боролся против советской власти, которая только и думала как бы его с семьей уничтожить. Про реальные боевые действия - два предложения, все остальное – блевота про «как тяжело жить». 

Они с товарищем делали небольшую вылазку в тыл к немцам, ползли-ползли… - и кто интересно дал разрешение ДВУМ людям вылазку делать?  Или может хотели едой у немца разжиться? Или сдаваться ползли?

 А дальше и смешно, и грустно: подобрались к немецкому доту, оттуда вышел, отец говорил, здоровый мужик, посмотрел на них – это немцы то? У которых орднунг превыше всего? Немец заорал бы хальт, а потом начал бы СТРЕЛЯТЬ. Потому что инструкция караульной службы не предусматривает закидывание гранатами. Именно из-за орднунга немец дошел до москвы и сталинграда – но под питером какие-то особые немцы стояли – орднунг не блюли совсем ага.

… а они не могли подняться, потому что были под прицелом пулемета.  – под прицелом чьего пулемета? Не нашего случаем?

«Мужик, — говорит, — на нас посмотрел внимательно, достал гранату, потом вторую и забросал нас этими гранатами. Ну и…» -  мужик вообще оружие держал в руках? Положение для стрельбы лежа? Нет, не слышал?

Но желающих тащить его на ту сторону было мало, потому что там Нева была как на ладони и простреливалась и артиллерией, и пулеметами.
– конечно не было – там же командиров не было, партизаны только. Кто захотел – полез вдвоем в вылазку, кто захотел – отказался от эвакуации раненого. Это войска или бардак придорожный?

А потом и ребенка у нее забрали. Делали это, как она потом повторяла, в явочном порядке с целью спасения малолетних детей от голода. Собирали в детские дома для последующей эвакуации. Родителей даже не спрашивали. – злобные коммуняки морили детей с голоду. Тогда как попасть в детдом многие считали за благо – родителям оставались карточки, а детей в детдоме кормили больше чем по карточкам, именно потому там была возможность недодавать детям, чем некоторые из ОСОБЕННЫХ блокадников пользовались. А детдомовских и кормили лучше и эвакуировали быстрее населения, в основном в среднюю азию, где ташкент – «хлебный город».

«Ну что с них взять? Они такие же работяги, как и мы. Просто их гнали на фронт». – а еще гнали на фронт поляков, французов, словаков – вся европа шла воевать русских недочеловеков, а простые работяги – не при чем. Ну подумаешь там убивали, грабили и насиловали русских, они не сами, их заставили. А так-то они – цивилизованные.


Кто вот эту ересь написал? В расчете на кого?

Из моей родни, кто прошел войну, кто в тылу растил детей и даже тот, кто в плену был два года, НИКОГДА не жаловались. Потому что знали – ТАК НАДО.
Но про ТАК НАДО опять же писать неинтересно – как это творческая личность и евгей станет кому то чего-то должен?   

Комментарий администрации:  
*** Окрашиваю нашествие нацистов в розовые тона ***
Аватар пользователя qdsspb
qdsspb(5 лет 3 месяца)(10:14:03 / 03-05-2015)

Кто вот эту ересь написал? В расчете на кого?

Если верить пионеру, то Путин. Песков не опровергал.

Аватар пользователя Kawa
Kawa(3 года 7 месяцев)(18:04:28 / 02-05-2015)

Вот недавно ролик зацепил флешмоб в магАзине поют смуглянку красиво

Аватар пользователя Mergen
Mergen(4 года 1 месяц)(19:34:32 / 02-05-2015)

Самушевский красава, отлично поёт, почему до сих пор не звезда российского тв  не понятно.

Аватар пользователя Kawa
Kawa(3 года 7 месяцев)(20:00:24 / 02-05-2015)

жидовско Российского ТВ ? бгг

Аватар пользователя BobberRu
BobberRu(3 года 3 недели)(18:14:08 / 02-05-2015)

...Мы здесь привыкали, что быть убитым входит в обязанности врага... /К.Симонов/

Аватар пользователя Джон Маклейн

Это рассказ Путина? я не совсем понял. 

Аватар пользователя qdsspb
qdsspb(5 лет 3 месяца)(18:30:15 / 02-05-2015)

Ну да.

Аватар пользователя MikhailES
MikhailES(5 лет 8 месяцев)(19:46:26 / 02-05-2015)

Самое интересное - это про сидение с головой  в холодной  воде и дышание через тростинку. Несколько часов. На на ядре он не летал?

Комментарий администрации:  
*** Гнида ***
Аватар пользователя Kawa
Kawa(3 года 7 месяцев)(22:11:03 / 02-05-2015)

Почему нет ? Вьетнамцы и прочие кЕтайцы и не такое вытворяли типа жить захочешь не так раскорячешся

Аватар пользователя advisor
advisor(5 лет 10 месяцев)(22:07:03 / 02-05-2015)

ну куда им до японцев и американцев, те "вытворяли" с миллионами гражданских жертв.

Аватар пользователя Kardan
Kardan(2 года 8 месяцев)(22:34:41 / 02-05-2015)

офф.

Навеяло комментами.

А нет ли функции здесь на ресурсе.Э (или может стоит  сделать!?) позволяющей ставить свои метки для коментаторов (видимые лишь мне и может модераторам?) для формирования характеристики высказывающихся?

Чтоб увидев в других темах коментаторов с этими метками сразу иметь возможность понять (вспомнить) с кем "имеешь дело".

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...