Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Лукьяненко: Субъективно о детской литературе

Аватар пользователя Гранд

Люблю Лукьяненко, обожаю его книги, особенно детские. даже не злюсь на откровенно коммерческие книги, т.к. кушать все хотят. Но говорить как он так открыто мало кто решается:

У российской детской литературы всегда была одна проблема - ее не было.
В принципе, детско-подростковая литература во многом напоминает живопись - еще в средние века живописцы изображали детей как маленьких взрослых, ну и литература не задумывалась о том, чтобы сочинять книги для подростков.

Но в девятнадцатом-двадцатом веке на Западе неожиданно возник особый вид литературы - для детей. Появились книги Жюля Верна, Буссенара, появились "Пиноккио" и Мудрец из страны Оз". 

В России, увы, к детско-подростковой литературе относились как к странной причуде, вроде бритья бороды или курения опия. То, что появлялось, было либо унылыми дидактическими побасенками (кошмарные и бездарные рассказики для детей графа Толстого - самый яркий пример), либо переделками, порой не менее талантливыми, чем оригинал, западных книг ("Буратино" красного графа Толстого - пример не менее яркий). 

Но в общем и целом русские дети читали о приключениях капитана Сорви-Головы и пятнадцатилетнего капитана, о стране Оз и копях царя Соломона. И, разумеется, идентифицировали себя именно с английскими, французскими, американскими детьми...

Только советская власть задумалась о том значении, которое имеет подростковая литература. По страницам книг забегали Красные дьяволята и Неуловимые мстители, армия Трясогузки и прочие Тимуры с командой. Их бодрый веселый дух учил детей приключениям и звал к правильной ориентации в борьбе за лучшее будущее. 

Может быть это и помогло выросшим детям победить в страшной войне.

Увы! Уже к шестидесятым годам все вернулось на круги своя. Детская литература скатилась до дидактики или подражательства. Советские дети с восторгом читали про приключения Томека - книгу настолько же русофобскую, насколько и скучную. Джанни Родари учил наших детей толерантности и непротивлению злу. Милн и Киплинг - прославляли Британскую Империю.

Ну и что уж тут удивляться результату - гибели СССР?

Увы, так и ныне наша детская литература - жалкая тень западной. Бредут по страницам книг клоны Гарри Поттера разного пола, бормочут унылые истины картонные положительные герои...

А читают наши дети и ныне - западных авторов. И, увы, идентифицируют себя с детьми западных стран.

...Подобно гадкому утенку, не знающему своего родства, мечется подросший читатель. Бросается то к горделивому британскому гусю, то к надменному галльскому петуху, то к суетливой итальянской курице, то к упитанной немецкой утке. Кукаречет и гогочет, кудахчет и крякает, пытается пробиться к чужой семье...

И мало, мало кто умудряется дорасти в тишине и уединении до зрелости, чтобы прочитать взрослые книги - и, поняв свою принадлежность к лебединой стае русской культуры, победно заклекотать.

Вот так-то


http://dr-piliulkin.livejournal.com/686818.html


Комментировать даже не собираюсь. Все ясно и четко: не начнем исправлять ошибки упустим еще одно поколение.


Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя eprst
eprst(5 лет 7 месяцев)(18:51:10 / 30-04-2015)

Ты когда работаешь, блогер? 

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(18:54:02 / 30-04-2015)
))))
Аватар пользователя YUKLA
YUKLA(4 года 6 месяцев)(20:29:43 / 04-05-2015)

-

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(23:58:11 / 30-04-2015)
я уже сделал это http://aftershock.news/?q=comment/1646250#comment-1646250
Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 9 месяцев)(03:10:08 / 01-05-2015)

Да и, навать книги Жуля Верна "детскими" может только такой маститый писатель, как Сергей Васильевич


Я читал Ж.Верна с 9 лет к 11 прочитал все книги полностью. Или Вы к детской литературе относите то что читают перед школой? Годков так в 4-5? Тогда да это не детский писатель. Айвенго кстати прочитал в 10 лет. Мушкетеров в 12. 

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 9 месяцев)(18:56:30 / 30-04-2015)

По ночам. Шо ви так волнуетесь? Боитесь, шо мне нечего будет положить на сковородку? Или хотите оказать материальное впомоществование?

Аватар пользователя tokomak
tokomak(5 лет 11 месяцев)(18:57:58 / 30-04-2015)

У него напряжённая вовлечённость, это нормально, через три года отпустит.

Информационный фронт имеет свои особенности :-)

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 9 месяцев)(19:02:48 / 30-04-2015)

Абсолютно не угадали. У меня спад по заказам, бизнес в жопе, я грустю, отрываюсь тут, т.к. проплата по рекламам закончилась, спецов половину распустил, половина на неполном дне. Так что поскольку водку пить надоело а командировки только после майских буду вам мозги @ ...ть

Аватар пользователя tokomak
tokomak(5 лет 11 месяцев)(19:05:26 / 30-04-2015)

А ничего смешного. Я нечто подобное и подозревал, сам в похожей ситуации и бывал, и возможно, ещё буду.

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(18:58:02 / 30-04-2015)
"Пурга над карточным домиком", повести Радия Погодина, из более современного - цикл про Жихаря, многие книги А. Лазарчука.
Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 9 месяцев)(18:59:34 / 30-04-2015)

А теперь покажите ребенка, который это читал. Сможете?

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(19:03:26 / 30-04-2015)
1. это я. 2. часть я давал дочке.
Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 9 месяцев)(19:11:14 / 30-04-2015)

А у меня все дети на занятиях Лукьяненко и Остера читают. С удовольствием. Человек 200 могу привести.

Аватар пользователя Stay
Stay(4 года 11 месяцев)(09:35:53 / 01-05-2015)

Остер хорошему научит, таки да

Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 10 месяцев)(19:10:40 / 30-04-2015)

Радий Погодин - абсолютные бестселлеры писал. Одна только "Книжка про Гришку" чего стоит. ))

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(5 лет 2 недели)(20:38:20 / 30-04-2015)

Для мальчишек лет от 10-12 очень хороши книги Владислава Крапивина. Все.

Очень неплохие повести и сказки Кирилла Булычёва. Потому что о дружбе и без политики...

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(21:18:00 / 30-04-2015)

"Денискины рассказы" ещё.

Пока я их сыну не подсунул, он книги читал из под палки. А после Дениски - развязался 

Аватар пользователя Райвен
Райвен(5 лет 10 месяцев)(00:10:45 / 01-05-2015)

Денискины рассказы - это же класс. Сам зачитывался ими в детстве.

Сыну обязательно подсуну, когда подрастет :)

Да и Кир Булычев очень даже хорошо писал. Его тоже всего до дыр зачитал в детстве.

Аватар пользователя tokomak
tokomak(5 лет 11 месяцев)(19:03:14 / 30-04-2015)

Капитан Ульдемир Владимира Михайлова...

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(22:41:40 / 30-04-2015)

Классная книга. 

Аватар пользователя Атон
Атон(5 лет 8 месяцев)(19:06:09 / 30-04-2015)

Уже к шестидесятым годам все вернулось на круги своя. Детская литература скатилась до дидактики или подражательства. 

Советские дети с восторгом читали про приключения Томека

ну, неправда же. я, например, в 70-80-х читал почти исключительно отечественное, и не жаловался. один только носов чего стоит, буквально до дыр был зачитан. драгунский с дениской. а медведев (баранкин, будь человеком)? да пол дня можно перечислять.

Комментарий администрации:  
*** Верю слухам и распространяю их ***
Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 10 месяцев)(19:08:21 / 30-04-2015)

Ну да, не было литературы... зато были хиты на все времена

Просто для примера:

"Кондуит и Швамбрания" Кассиль 

"Белеет парус одинокий" Катаев

"Тимур и его команда" Гайдар

 "Молодая гвардия" Фадеев

"Болотные робинзоны" Радзиевская

"Педагогическая поэма" Макаренко

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(19:12:43 / 30-04-2015)
всё кроме болотных робинзонов читал. да и классику приключенческой литературы не стоит забывать - и трёх мушкетеров и Жуля Верна
Аватар пользователя брат кондрат

"Республика ШКИД","Школа","РВС". А Горький?Разве  вам в детстве не интересен был.Стругатские.Беляев.Обручев.Ильф и Петров

Из-за рубежных-к названным Дюма,Бусенару добавил бы Гюго,Мериме,В.Скотта,Э.Т.А.Гофмана ,О.Генри и мне очень в жизни помог Д.Лондон(прямо реально примеры из его рассказов вытянули меня)

Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 10 месяцев)(20:01:02 / 30-04-2015)

Естественно, всё это читалось. Но речь о российской литературе, написанной именно для детей и подростков. Что ни книга - то бестселлер. Важно не количество, важно качество. Если ребенок прочтёт хотя бы то, что я перечислил для примера, это уже будет хорошим толчком к становлению его личности.

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(20:14:11 / 30-04-2015)

Носов, Крапивин, Смирнов... просто навскидку, давно дело было. Дело ещё в том, что читаемые книги в нашей стране почему-то были в дефиците. Их давали знакомым (а знакомые давали "на ночь" своим знакомым), записывались в библиотеках, покупали у спекулянтов, читали вслух по главе на уроках (вот, такая у нас была историчка).

Кстати, книги "взрослых" писателей тоже были вполне перевариваемы, тот же Задорнов-старший.

Аватар пользователя Алеман
Алеман(2 года 11 месяцев)(22:59:45 / 30-04-2015)

 Прочитав сборник Гайдара , впечатлился и начал читать книжки без картинок).

Аватар пользователя Кот Баюн
Кот Баюн(4 года 10 месяцев)(19:11:06 / 30-04-2015)

Ну, не знаю. Я Кавериным зачитывался, ждал каждый номер "Пионера", Булычева с его Алисой еще забыл Лукьяненко.

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(19:11:15 / 30-04-2015)

Командор же!

Аватар пользователя Замполит
Замполит(3 года 8 месяцев)(19:16:06 / 30-04-2015)

а Крапивин?

который весьма так повлиял на пилюлькина

было много хороших советских детских писателей - просто вспомните или пересмотрите подшивки журналов Пионер, Костер и т.д.

и кстати "Милн и Киплинг - прославляли Британскую Империю." - полная чушь


Аватар пользователя житель провинции

"Милн и Киплинг - прославляли Британскую Империю." - полная чушь

Не помню никаких ассоциаций с "британской империей" в процессе чтения.

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 9 месяцев)(19:20:20 / 30-04-2015)

Поскольку все тут правы, а Лукьяненко как человек творческий, склонен к преувиличениям сделайте мини соц опрос: спросите детей своих знакомых (лет так до 10-ти) что они читали и поймете кто был прав. Я такое уже делал. поэтому поддерживаю Лукьяненко. Многие еще ксатити забыли книгу 4 танкиста и собака и Волкова с его переработкой страны Оз.

Аватар пользователя ДК
ДК(5 лет 1 месяц)(20:02:03 / 30-04-2015)

гонит. один Носов чего стоит. не говоря уже об Остере, Усачёве, Успенском, Заходере, Козлове (ежык в тумане если что)... 

шото махнул кваску (с) ваш Лукьяненко.....

Аватар пользователя Болт
Болт(4 года 3 недели)(20:06:30 / 30-04-2015)

Правильно, ДК! Так их! Незнайка и Простоквашино - опровергают неучей. Голова профессора Доуэля не даст соврать!

Аватар пользователя ДК
ДК(5 лет 1 месяц)(20:51:12 / 30-04-2015)

недавно позабавил один футбольный комментатор фразой "фланг свободный, живите кто хотите" :) наш чел...

Аватар пользователя Болт
Болт(4 года 3 недели)(20:59:23 / 30-04-2015)

Согласен. Футбол пошёл тотальный - ни флангов, ни фронта, ни тыла. Всё по заветам Кутузова!

Аватар пользователя ДК
ДК(5 лет 1 месяц)(21:09:36 / 30-04-2015)

судя по всему не только лишь Лукьяненко махнул кваску :)

Аватар пользователя Болт
Болт(4 года 3 недели)(21:12:12 / 30-04-2015)

Опять же - согласен!

Аватар пользователя Xexen
Xexen(3 года 11 месяцев)(20:01:05 / 30-04-2015)

У российской детской литературы всегда была одна проблема - ее не было.

Жаль... :(

Хороший подростковый писатель, и такой прокол. Детская литература - это сказки, стихи, былины, песни для детей.

Они всегда были и всегда будут. Огромный пласт рассказов, легенд, сказок, былин...  - все это то? чего не заметили Лукьяненко.

Кстати, Лукьяненко.разрабатывает то же месторождение, отсутствие которого он постулирует. :(


Комментарий администрации:  
*** Мистер "Сомнительная Копипаста" ***
Аватар пользователя Poison981
Poison981(3 года 8 месяцев)(20:06:10 / 30-04-2015)
Я сыну Булычева по вечерам читаю, уже томов пять осилили :) пытались кондуит Кассиля начать, но не пошло пока....
Аватар пользователя Болт
Болт(4 года 3 недели)(20:09:13 / 30-04-2015)

Мой сын по-малолетству очень любил "Бородино" Лермонтова - раз пять ему вслух читал, пока он сам читать не научился.

Аватар пользователя Fandaal
Fandaal(2 года 12 месяцев)(20:14:14 / 30-04-2015)

"Незнайка" Носова это вообще шедевр, особенно "Незнайка на Луне". Всё у нас есть. А детей сейчас воспитывают Голливуд и компьютерные игры.

Аватар пользователя Older
Older(3 года 5 месяцев)(20:37:24 / 30-04-2015)

Тащем-то ни Жуль Верн, ни Дюма, ни Скотт для детей не писали. Давайте еще Гюго в детскую литературу запишем. А Ф. Баума без адаптации читать даже взрослому трудно. Очень уж наркоманские книги у него.

Аватар пользователя рыжиков
рыжиков(3 года 7 месяцев)(20:46:57 / 30-04-2015)

Воспитывают детей родители, а никакие не голивуды сами по себе.

Комментарий администрации:  
*** Ретранслятор набросов ***
Аватар пользователя Boba
Boba(3 года 7 месяцев)(21:22:21 / 30-04-2015)

Я может неправильным ребятёнком рос. Но в период с 10 до 14 зачитывался Тургеневым, Андреевым, тем же Толстым (графом) (Севастопольские рассказы). А уж над "Князем серебрянным" просто рыдал. А уж Пушкина зачитал додыр писем. Особливо, где этот гигантэфиопской половозрелой мысли писал - "Вчерась, с Божьей помощью я иоб А.П. (Керн для танкистов. Токмо не ентот, а енту). Правильной ориентации мужик был.

ПыСы. У Вас, милок, библиОтеки дома не было.

ПыПыСы. Всё это было написано ранее 20-го века.

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(5 лет 8 месяцев)(21:49:09 / 30-04-2015)

 И почему-то распад СССР используется однозначно, как отрицательный аргумент. 

 Да и какое значение имеет литература (да, конечно для писателя имеет) при наличие компутерных игр и ящика. 

 

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(22:36:23 / 30-04-2015)

Луи – Буссенара было приятно читать пока его Сорви – Голова бегал по Африке.

А потом:

"Герои Малахова кургана"

http://iknigi.net/avtor-lui-bussenar/10414-geroi-malahova-kurgana-lui-bussenar/read/page-1.html

Аватар пользователя Bolek
Bolek(5 лет 9 месяцев)(22:50:42 / 30-04-2015)

Жаль нет автоматического "слияния" двух тредов коментариев, отсюда и из ЖЖ. Чтобы абоненты сразу получили ответы.

Аватар пользователя Omni
Omni(5 лет 2 месяца)(23:12:46 / 30-04-2015)

Либераст про воспитание детишек вспомнил... сильно ему что-то прищемили, даже странно после последних его работ от которых тошнило из-за охаивания всего нашего. Может он с Зильбертрудом по-ссорился?

Аватар пользователя Йорген
Йорген(4 года 11 месяцев)(20:02:45 / 02-05-2015)

Четыре раза в детстве перечитывал:

И эту серию почти всю прочитал не по разу:

И эту раза два:
 

И это, все выпуски, что смог достать:

 Суровое, видно, у меня было детство.
А я и не знал.

P.S. Конан Дойл, вполне кажись, детский автор. 

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 9 месяцев)(04:34:19 / 03-05-2015)

Рыболова не читал:) с остальным и К.Д. согласен.

Аватар пользователя Йорген
Йорген(4 года 11 месяцев)(20:06:20 / 02-05-2015)

Ещё вспомнил:
 

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...