Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Дешевых кредитов больше не будет

Аватар пользователя кислая

Резкое увеличение ключевой ставки Центробанка в конце прошлого года практически парализовало кредитование бизнеса. Сейчас ситуация начинает выравниваться: ключевая ставка ЦБ снижается, и вслед за ней идут ставки по кредитам и депозитам. Несмотря на позитивные моменты, компании по-прежнему испытывают трудности с кредитованием в России: в условиях нестабильности банки ужесточают требования к заемщикам. О том, на каком уровне сохранятся ставки в ближайшем году и почему, рассказали эксперты на прошедшей в Санкт-Петербурге конференции Клуба финансовых директоров.

Ошеломляющий эффект

По словам директора департамента по работе с клиентами «Банка СИАБ» Станислава Сысоева, стремительное падение курса рубля и такое же стремительное изменение ключевой ставки оказало «ошеломляющее влияние» на банковский рынок. «Фактически в этот момент наступила остановка кредитного процесса: банки оказались в ситуации, когда не только дальнейшее кредитование крайне стало затруднительно, но вообще весь процесс был под вопросом», - отметил он во время своего выступления. Ситуация начала выравниваться после того, как Центробанк России стал плавно понижать ключевую ставку: сейчас она на уровне 14%. Вслед за ключевой ставкой стали снижаться и ставки по депозитам - до 13-14%. Кредитные ставки в среднем по рынку установились на уровне 20-23% - это ставки уровня 2001-2002 годов. «В конце месяца, 30 апреля, будет очередное заседание Центробанка – с высокой долей вероятности будет принято решение о дальнейшем снижении ключевой ставки. Естественно, следом за ключевой ставкой вниз снова пойдут и кредиты, и депозиты», - добавил спикер.

Оборотные средства вместо кредитов

Тем не менее, о стабилизации ситуации говорить пока рано. Во-первых, из-за того, что произошел перебой с кредитованием, многие бизнесмены были вынуждены использовать оборотные средства своих компаний в погашение действующих кредитов и тем самым отвлекать средства. «Неопределённость многим не позволила планово провести перекредитовку по окончании срока кредитного договора», - пояснил Станислав Сысоев. Крупные банки, имевшие большие кредитные портфели в долларах и евро, в период резкого скачка валют столкнулись с тем, что в рублёвом эквиваленте эти портфели выросли почти в два раза, что повлекло проблемы с ликвидностью. Эти проблемы требовали оперативного решения, и поэтому все силы были брошены именно на привлечение средств. Кредитный портфель при этом не рос, подчас его необходимо было даже снижать. «В итоге многие компании оказались в ситуации, когда была, что называется, «вымыта оборотка». Естественно, все это повлекло за собой неплатежи (средства пришлось направить в погашение кредитов, а не в оборот, вследствие чего пришлось отложить и платежи), существенно увеличило риски предпринимателей и так далее», - добавил представитель банка. По его словам, «вымывание» оборотных средств произошло практически во всех отраслях.


Жесткие требования по обеспечению

Во-вторых, риски в России по-прежнему остаются достаточно высокими, в связи с чем банки начинают ужесточать требования к кредитным заемщикам. «Это касается и расчета финансовых коэффициентов, и вопросов обеспечения, и максимальной нагрузки на одного заемщика. Я уверен, что на протяжении всего 2015 года банки будут занимать достаточно консервативную позицию», - отметил спикер. К примеру, если раньше требования стопроцентного обеспечения недвижимостью применялись не так активно, то сейчас банки хотят видеть в качестве залога именно  недвижимость. Более того, банки хотят принимать ее с повышенным дисконтом - с учетом прогноза падения продаж по коммерческой недвижимости и так далее.


Короткие и длинные деньги

В-третьих, «длинных» денег у банков либо нет, либо они дорогие. Сейчас государство пытается предпринять определенные шаги для того, чтобы такие деньги появились на рынке - банковскому сектору выделен один триллион рублей, но это узкоспециализированные деньги, и доступны не многим. Сегодня в числе претендентов на этот триллион всего девять банков: в их числе «Сбербанк», «Газпромбанк», ВТБ, Банк Москвы и другие крупные игроки. Такие данные привела в конце марта глава Агентства Кредитных Гарантий Галина Изотова. «Что касается частных банков, то там ситуация несколько другая: им приходится делать упор на свои традиционные источники фондирования, а это источники короткие и дорогие, - отсюда тот объем предложений и тот тип предложений, которые могут сделать банки, не относящиеся к крупным системным игрокам», - объяснил Станислав Сысоев. По мнению финансиста, несмотря на тенденцию к снижению, ставки по кредитам в текущем году не будут такими, какими были до кризиса. «Деньги будут «короткими», как правило, на год-полтора, и будут достаточно дорогими. Несмотря на то, что ключевая ставка, вероятнее всего, повторно снизится, уровень кредитных ставок до конца 2015 года будет в районе 18-20%: ставок в 14% в этом году мы не ожидаем. В качестве исключения, возможно, будут выступать специальные кредитные программы по линии ВЭБа: там ставки будут ниже», - резюмировал он.

Население дотирует промышленность

По словам директора аналитического департамента «Альпари» Александра Разуваева, сейчас ситуация на рынке кредитования обстоит таким образом, что по факту всех заемщиков дотирует население. «В экономической теории абсолютно справедливо сказано, что процентная ставка по депозитам в первоклассных банках должна быть сопоставима с инфляцией. У нас сейчас годовая инфляция - 17%, а процентная ставка в банках «первой руки» - ниже, то есть фактически держатели депозитов дотируют реальный сектор экономики», - пояснил он. При этом кредитная ставка по прямым заемщикам как раз отражает реальную стоимость денег - поскольку она выше инфляции. «Таким образом, люди, которые требуют немедленно снизить ставку, хотят, чтобы держатели депозитов -  а это, прежде всего, население - дотировали промышленные компании. Сначала мы снижаем инфляцию, и только потом мы снижаем процентную ставку», - добавил аналитик.


Инфляция будет падать

При этом директор аналитического департамента прогнозирует, что в скором времени инфляция начнет падать. «Важнейшим инфляционным фактором является скорость обращения денег», - отметил он и привел простой пример. Когда обывателю по телевизору говорят о том, что в стране все плохо – рубль упал и начался кризис – он бежит в магазин и покупает что-нибудь ненужное – пятый телевизор. Если человек рациональный, он старается тратить деньги быстрее, чтобы цены не успели вырасти: таким образом, скорость обращения денег начинает расти, а вслед за этим - и цены. Сейчас рубль укрепляется, по телевизору говорят о том, что в стране все хорошо, и на фоне этого скорость обращения денег начинает снижаться, что дает предпосылки к снижению инфляции. «Наши монетарные власти считают, что инфляция к концу года составит около 10-12%. Возможно, в результате этого ключевая ставка будет 8%. Скорее всего, на ближайшем заседании ее тоже снизят», - добавил Александр Разуваев.

Дешевая ставка ФРС

По мнению эксперта, российские компании уже окончательно потеряли зарубежные дешевые кредиты. «Когда в России будет дешевый кредит? Возможно, никогда, потому что, с моей точки зрения, санкции могут отменить только тогда, когда в США поменяется администрация. Но это будет не очень скоро, и к этому моменту Федеральный резерв уже повысит ставку, а от ставки ФРС пойдут вверх и все остальные ставки. Другими словами, когда мы вернемся на рынок капитала, ставки будут другими и придется занимать дорого», - сказал аналитик. По его словам, в усугублении кредитной ситуации в России отчасти виноваты власти. «Когда мы столкнулись с падением нефти, с санкциями и так далее, наши экономические власти, искренне думая, что ослабление рубля повысит рост экономики, сначала были не против этого падения, а потом упустили ситуацию из-под контроля», - отметил спикер. А сделать, по его словам, можно было многое. К примеру, можно было вернуть продажу экспортной выручки, повысить нормы обязательного резервирования для банков, спровоцировать продажу валюты или повысить ключевую ставку пораньше, или ввести какие-то административные ограничения на движения капиталов и так далее. «Так или иначе, надо было действовать на опережение, хотя бы в монетарной политике: ничего этого сделано не было», - подвел итоги директор «Альпари».


Таким образом, возвращение к старым добрым временам – к дешевым зарубежным кредитам и к более-менее приемлемым российским кредитам - в ближайшее время маловероятно.

Гелла Литвинцева

http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/expert-opinions/25245-deshevyh-kpeditov-bolyshe-ne-budet.html

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Mister
Mister(3 года 1 месяц)(12:02:15 / 23-04-2015)

Банкирчикам надо срочно осваивать новые профессии: дворник, мусоросборщик и т. д., так как нормальные токари и фрезеровщики из них все равно не получатся. Эта паразитирующая прослойка должна "умереть"

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 9 месяцев)(12:03:44 / 23-04-2015)

 "умереть"

без кавычек - иначе нельзя!

Аватар пользователя невежда
невежда(5 лет 5 месяцев)(12:20:06 / 23-04-2015)

зачем нужны токари и фрезеровщики в постидустриальном укладе ? Хотите в пещеры.

Не будет банкиров, не будет бизнеса, нечем будет платить "токарю"

Комментарий администрации:  
*** Почти любой вопрос могу свести к антисобянинской политоте ***
Аватар пользователя Satprem
Satprem(3 года 4 месяца)(12:47:09 / 23-04-2015)

Да, как не печально, но это так, если рухнет банковская система, до полного краха государства останется пара дней/пара недель (в лучшем случае). Можно конечно по ТВ объявить "резервный план", с целью предотвратить развал вообще в крошку, объявив золотосеребряный стандарт, но спрос на продукцию токаря и фрезеровщика, упадёт почти в 0.

Ещё вариант ГКЧП 2:0 и талоны на питание, но это не работает долго.

Именно поэтому, нравится нам или нет, власть имущие, даже при падение нефти до 20 $ и ниже, будут сохранять банковскую систему, сколько смогут, ибо банки это кровеносные артерии государства.

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 8 месяцев)(12:02:18 / 23-04-2015)

А зачем нам дешевые кредиты? Торгаши вымрут, да и хрен с ними. Мелкий бизнес вымрет, да и хрен с ними нэпманами погаными. Все уничтожить, кроме банков и гос корпораций. Не так ли мои уважаемые оппоненты? Помните декабрь, когда мне бан влупили - я то же самое что в статье говорил, предрекая. что кранты бизнесу потихоньку. И что в ЦБ - тадарасы сидят.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(12:06:01 / 23-04-2015)

Надо было осторожнее в словах быть, не матюкаться.

А вообще - возможно создание параллельной банковской беспроцентной СИСТЕМЫ с энерго-рублём и нулевой инфляцией, а потом вытеснение основной, действующей паразитарной банковской СИСТЕМЫ и помойки из фиатных валют.

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 8 месяцев)(12:10:29 / 23-04-2015)

И когда ее создадут? К 22-му веку? Банкиров вообще каждого 2-го расстрелять, Грефа четвертовать. Мб остальные не такие жадные будут. А то как экскаваторы все к себе гребут.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(12:35:46 / 23-04-2015)

Банковская госмонополия, а значит и... курсы валют АВТОМАТОМ будет так-еж регулировать единый госбанк, а не спекулянты.

Аватар пользователя невежда
невежда(5 лет 5 месяцев)(12:20:49 / 23-04-2015)

По Федорову. Он тоже предупреждал, что денежную массу будут зажимать.

Комментарий администрации:  
*** Почти любой вопрос могу свести к антисобянинской политоте ***
Аватар пользователя житель провинции

А зачем нам дешевые кредиты? Торгаши вымрут, да и хрен с ними.

Из чего следует что кредиты нужны только "торгашам"?

Мелкий бизнес вымрет, да и хрен с ними нэпманами погаными.

Мелкий бизнес подходит для сферы обслуживания.

Все уничтожить, кроме банков и гос корпораций.

Вы полагаете, что если в одной сфере всё разрушить, то остальные ничего не заметят?

Может не "уничтожить", а изменять?

p.s. А почему вы в своем революционном порыве пожалели банки?

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 8 месяцев)(12:33:04 / 23-04-2015)

Я вообще то излагал мысли моих оппонентов, которые считают, что в малом бизнесе работают одни торгаши и нэпманы, и их следует уничтожить, чтобы не мешали работать сетям и госкорпорациям. Их крики, что надо все деньги направить на спасение "крупняка" и банкиров и что без помощи государства им не "выплыть", меня даже уже не бесят, так - немного раздражают. Я уже устал обяьснять, что без мелочи, которая дает основные поступления в региональные бюджеты те загнутся, и придется спасать уже их. Причем крупняк как раз сливает свои доходы в оффшоры, в отличие от мелочи. Так кого надо спасать? Тех кто обескровливает государство уводя оборотку в оффшоры, или тех кто исправно платит и у кого количество занятых рабочих мест побольше чем у госкорпаций? Пока все заявления государства о поддержке малого бизнеса - туфта.

Аватар пользователя Радионеслушатель

если вы помните, вы были не одни - меня тоже хотели порвать голыми руками, а ситуацию я описывал один в один как идет. Только я думал, что они бакс дальше в небеса погонят, а они сделали проще - превратили рубль по стабильности курса в нечто среднее между битком и серебром - налетай, рожи спекульские - время "зарабатывать".

И я говорил, что уже очень чувствительно пригреет к июню. И ведь пригреет. А к осени так и вообще будет праздник.

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 8 месяцев)(13:00:53 / 23-04-2015)

Насчет осени не знаю, но лето будет жуткое. К осени из мелочи мало кто останется. многие уже или бизнес продают или ужимаются до невозможности. Площади нежилого и торговых центров хорошо если  наполовину заполнены.

Аватар пользователя Радионеслушатель

Зашел в магазин с электротехнической продукцией в 11 часов сегодня. Год назад здесь было к витринам не протолкнуться. Сейчас два человека, включая меня. Сюр.

По своим строительным делам тоже просели все хорошо, кто почестнее, говорит упали продажи в 2-3 раза, кто нет - харахорятся, но в салонах продаж пусто.

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 8 месяцев)(13:17:54 / 23-04-2015)

По оптовикам не знаю, по мелочи сужу всегда  по продажам в Леруа Мерлен. Раньше всегда призежал к открытию по быстрому закупался и удирал, т.к. потом можно было проветси в очереди от 30 до 40 минут при работающих 9-11 кассах. Позавчера пришел в час пик (около 12 по местному) - 6 касс и к 2 вообще никого нет. Причем сейчас по идее должен начаться бум, т.к. дачи на носу. Сделаем скидку на "родительский день". Один фиг грустно как то.

Аватар пользователя сnc
сnc(2 года 9 месяцев)(14:00:39 / 23-04-2015)

15-20 июня уже будет ясно--то ли нищета и голод, и 1998-99 были раем, то ли прогнемся...а если не прогнемся--то первое) Все, с кем общаюсь, настроены абы год пережить. Но в стране--все хорошо) и вы, батенька,--пессимист !) Страна развивается и успешно преодолевает вызовы времени.

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 8 месяцев)(14:02:14 / 23-04-2015)

Подробнее можно про июнь? А то уже от информации крыша едет, игра в конспирологию надоела:)

Аватар пользователя сnc
сnc(2 года 9 месяцев)(15:01:18 / 23-04-2015)

а никакой игры...Вот пример: берется благодарственное письмо от любого начальника ДАИ (хоть районного) и показываешь вместе с ОСАГО--на область хватает гарантированно)..Называется "охранная грамота". Это надо знать всем ,а мне орать об этом на всю округу? Я так не думаю...Тут же--еще интереснее...

Аватар пользователя Радионеслушатель

пока что (внешне) все идет по плану тех, кто собрался эту самую страну обнулить. И Президент делает вид, что его все устраивает. А так -то да, переживали и 98, и 91-96 и все остальные - че нам будет-то?

Аватар пользователя koyot
koyot(2 года 10 месяцев)(12:11:48 / 23-04-2015)

Ну да, ну дай. Давайте понаблюдаем за страданиями ростовщиков, ога. :) Не, я понимаю, что это болезненно и для привыкшего обвешиваться кредитами бизнеса, но это хороший повод учиться работать без этого. Собственно все эти страдания как раз для того и лезут, что с одной стороны печаль у ростовщиков - ай-ай-ай, легкое бабло перестает  какпать! - с другой - тот же "бизнес", которому вдруг стало нужно думать, планировать и развивать. Что тоже не легче. 

Пардон, можете ругаться, но я в этой ситуации (по крайней мере в перспективе) ничего негативного не вижу. Авось научатся люди таки (вспомнят как, да) без этой прослойки работать.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(12:30:38 / 23-04-2015)

Если-бы семейные ценности были распространены, а родственные связи крепки - не понадобилась-бы людям эта банкстерская мафия.

Нужно квартиру - собрали деньги с 100-200 родственников - ГОТОВО! Всего-то! Нужна машина - собрали вместе с роднёй! Никаких банкстеров! А вот при финансировании экономической машины банкстеры всех поимеют, а потому банковская деятельность должна быть монополией государства.

Аватар пользователя сnc
сnc(2 года 9 месяцев)(12:38:41 / 23-04-2015)

Нужно квартиру - собрали деньги с 100-200 родственников-- вы сами хоть поняли, что предложили? 

Аватар пользователя alexvlad7
alexvlad7(5 лет 1 месяц)(14:50:25 / 23-04-2015)

  у нас просто это не работает, а был я с товарищем в одном гос-ве по делам, были в гостях у его дальней родни - так там на семейном совете в открытую: "мой сын хочет в универ поступить, надо (условно) 10.000, из них 5.000 есть", решают надо\не надо\, могут - скинулись.. следующий: "зять может начальником фонда в таком-то городе стать, надо (условно) 50, 20 есть" - решают, скидываются... но там и родню до не пойми кого как раз по паре сотен и более считают и уклад другой...

Аватар пользователя сnc
сnc(2 года 9 месяцев)(15:12:24 / 23-04-2015)

Да...родовая община это хорошо...цитирую:  мой сын хочет в универ поступить... решают надо\не надо\---решили не надо--носи воду, нужнее). Все правильно, никто не равен по факту рождения. У нас такое КУМАВСТВОМ называют, и зачем с ним боремся???

Аватар пользователя Радионеслушатель

Роман, в Дагестан перебирайтесь, борода небось есть уже :)))

А если серьезно, то Китай именно так и поглотил под себя всю округу и сам так развивался.

"в четверг я звонил Ли, мы с ним договорились экструдер купить с обвязкой. Мой дядя Чень и его двоюродный брат из Пекина обещали дать по 200 тысяч нам на полгода".

Аватар пользователя Greathand
Greathand(4 года 6 месяцев)(12:29:37 / 23-04-2015)

А чО, были дешевые кредиты?

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 8 месяцев)(12:34:07 / 23-04-2015)

в 19-м веке.

Аватар пользователя nesvobodnye
nesvobodnye(2 года 7 месяцев)(13:16:30 / 23-04-2015)

Всё познаётся в сравнении. Дешёвыми их называют относительно сегодняшнего положения. У меня кредитка под 19%, а на днях из Сбера звонили и по 22% предложили, в из ВТБ - под 24%.

Аватар пользователя cethtot
cethtot(4 года 5 дней)(12:39:18 / 23-04-2015)

Это краткий момент перехода, нет, перескакивания на новую систему, без бакса. Так видится. Пару монтов не стонать.

Аватар пользователя Дядюшка АУ
Дядюшка АУ(2 года 10 месяцев)(12:48:15 / 23-04-2015)

Ага, мы знаем общество, в ктором и кредиты дешёвые (до 5% годовых) и дают всем. Сумму госдолга вроде все знают, её аж на табло вывели. Дешёвые деньги неизбежно расхолаживают.

А вообще, кредиты - это инструмент. Любым инструментом надо пользоваться с УМОМ!

Берешь кредит на покупку(ну или строительство) актива, создающего добавочный продукт - держи под ноль % на №-цать лет. Только потом будь готов отчитаться на что пошли деньги и какую пользу обществу ты принёс этим.

Берешь деньги для себя любимого на новый мерседес, потому что в старом пепельница засорилась и уже вышла новая модель, которая "на 3% быстрее, на 5% экономичнее и на 100% лучше показывает что вы не нищеброд" - извини, плати по полной 25% годовых. Это плата за прихоти.

Аватар пользователя nesvobodnye
nesvobodnye(2 года 7 месяцев)(13:21:54 / 23-04-2015)

А давайте-ка я вас сходу обману.

Я покупаю мерседес для элитного такси, оно будет приносить налоги государству. Для порядка отчётность (фиктивнонабумажную) за полгода составлю и покажу, что нерентабельно и дело закрою.

А мерс - это неликвид и ещё за него какой-нибудь ништяк себе потребую - типа поддержите предпринимателя.

Аватар пользователя Дядюшка АУ
Дядюшка АУ(2 года 10 месяцев)(17:42:10 / 24-04-2015)

Поэтому я и уточнил про "прибавочный продукт" и "пользу обществу" а не барыжничество и перевозки толстых залниц в комфорте. Прибавочный продукт создаёт только с\х или производство, ну и вклад в фундаментальную науку и прикладные исследования, но тут отдельная песня. Поэтому производство листового проката - это одно, такси - другое.

Если обощенно , то всё что берёт сырье, а потом обрабатывает его в более сложную и пригодную для потребления форму, увеличивая стоимость этого сырья будем считать общественно полезным.

Вообще, производство есть базис экономического благополучия, а такси - это уже способ распределения доходов с этого производства. Без производства у таксистов не будет заказов, ибо нет денег на такси.

А обмануть всех можно, тут главный фактор - неотвратимость наказания.

Аватар пользователя layaratan15
layaratan15(2 года 9 месяцев)(12:56:56 / 23-04-2015)

"В-третьих, «длинных» денег у банков либо нет, либо они дорогие. Сейчас государство пытается предпринять определенные шаги для того, чтобы такие деньги появились на рынке - банковскому сектору выделен один триллион рублей,"

порочная практика. До тех пор пока длинные деньги не будут выдавать отраслевые госбанки, кровососное заглавие статьи вероятно будет справедливым

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...