Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

О том, что сталось со школой - Александр Привалов

Аватар пользователя aндpeй_5870

Школы в России больше нет

Разумеется, по инерции остались ещё отдельно стоящие хорошие школы — покуда их даже и немало, — ну так какие-то островки жизни уцелели бы и после ядерной зимы. Школы как института формирования нации — нет, и осколки его рассыпаются на глазах прямо сейчас. Совсем скоро явное большинство школ в стране будет конторами по дневной передержке детей: чтобы по подвалам клей не нюхали; типовой выпускник будет неучем, не умеющим учиться, — то есть неучем пожизненным. Глупо говорить, что время для решения проблем школы упущено (хотя оно, конечно же, упущено): никто не проиграл, пока никто не выиграл. Наша страна не может существовать без сильной системы образования; на глобусе мы есть; стало быть, захотим жить — волей-неволей создадим школу заново. Но процесс этот не сможет и начаться, пока не признана открыто трагичность положения, не названы вслух причины случившейся со школой и с нацией беды.

 

Причин этих много — в том числе, очевидно, и внеположных образованию, но пока вожди образования твёрдо стоят на позиции «в школе всё очень хорошо, а завтра мы опять усовершенствуем ЕГЭ и всё станет просто отлично», а педагоги (порой и родители) боятся высказывать несогласие с происходящим, серьёзный разговор затруднён. Итоги дискуссий с участием начальства всегда подводит само начальство, и всегда одинаково: мол, всё, что вы тут наговорили, либо чушь, либо провокация, либо мы и без вас уже давно учли (обычно последнее — такая же ложь, как первое и второе). Разговоров же без своего участия начальство в расчёт не принимает. Но разговоры эти всё слышнее, что естественно: в кризис нечиновные речи всегда становятся жёстче и громче — и по крайней мере про две тяжёлые беды нашей школы уже сказано вполне достаточно, чтобы можно было начинать действовать. Одна из них — невыносимое чиновничье давление на школу: груды никчёмных бумаг, которые обязан строчить каждый педагог; непрестанные проверки (в основном на соответствие этих бумаг друг другу и представлениям очередного чинуши об идеале), всякий раз грозящие учителя прихлопнуть; право начальства в любую минуту без объяснения причин уволить директора школы и т. д. Впрочем, эта беда у школы общая с другими сферами, курируемыми Минобром (и, боюсь, не только им), и при всей её тяжести главная для школы не она.

Исток главной беды в том, что школу лишили самостоятельного значения. Она перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека; весь смысл её свёлся к тому, чтобы подготовить ученика к поступлению в вуз. Внешне это выразилось в воцарении ЕГЭ; недаром реформаторы образования видят своё главное свершение именно в едином экзамене — он и впрямь оказался фатальным. Имеющая собственный смысл школа оценивала своего выпускника на собственных выпускных экзаменах — выпускника «школы — ступеньки в вуз» проверяют на ЕГЭ, экзаменах одновременно выпускных и вступительных. Как эта новация сказалась на вузах, вопрос отдельный, но школу она просто убила.

(Оговорюсь: сама по себе идея независимой от школы аттестации её выпускников вовсе не дурна — ужасной оказалась реализация этой идеи здесь и сейчас. Но об этом уже много раз писано.)

Принято говорить о егэизации школы — о том, как гиперзначимость ЕГЭ (от его результатов и только от них зависит и судьба ученика — и доход и репутация учителя) неостановимо уплощает обучение, превращая его в натаскивание. Это чистая правда, но не в том «таилась погибель» школы. И не в том, что логика такого натаскивания львиную долю усилий многих учителей и большинства мотивированных учеников неизбежно уводит из школы в репетиторство. Со всеми этими радостями школа могла бы уцелеть — стать хуже, но уцелеть. Погибель таилась в полной отмене выпускных экзаменов. То есть поначалу-то могло показаться, что они отменены частично: как же! ведь ЕГЭ по русскому языку и математике обязательны, и ещё что-то надо выбрать — и это тоже обязательно. Но очень скоро стало понятно, что это отговорки — во всяком случае, для всех предметов, кроме двух. Их все: что физику, что английский, что историю — если не хочешь, можно и не учить, и ничего тебе за это не будет. То есть ничего — если ты лодырь; если же ты собрался поступать, скажем, на экономический, то тебя за то, что ты забил на физику да химию, будут даже хвалить: ах, какой целеустремлённый. Тройку и в том и в другом случае как-нибудь натянут. Тут и учителя смекнули, что они, со своей стороны, могут не учить этим дисциплинам. Во всяком случае, не учить большинство учеников — всех, кто сам не выбрал этот предмет. И им тоже ничего за это не будет: ведь их зарплату определяет средний балл по ЕГЭ, а те, на кого они махнут рукой, его сдавать не пойдут и на средний балл не повлияют. Исключения, конечно, возможны — и наблюдаются; но как правило, где можно невозбранно не учить и не учиться — там и учить, и учиться постепенно перестают. И не надо себя утешать тем, что хоть по двум-то стержневым предметам итоговое испытание осталось обязательным. Увы, с русским языком и с математикой происходит практически то же, что с какой-нибудь химией, — только выяснилось это чуть позже.

Окончательно — прошлым летом, по итогам знаменитого «наконец-то честного ЕГЭ». Тогда, если помните, властям пришлось задним числом сдвигать вниз минимально допустимые баллы обоих обязательных экзаменов — без такой подтасовки аттестатов не получила бы чуть не четверть выпускников. Тот скандал заставил публику впервые поинтересоваться: так что же считается удовлетворительным уровнем знаний? А вот что. По математике хватало решения трёх первых, то есть простейших, задач теста: «Шкаф стоит 3300 руб., а его сборка 10% цены. Сколько стоит шкаф со сборкой?»; «Сколько сырков по 16 руб. можно купить на 100 руб.?» Для верного подсчёта сырков за глаза хватит смутных воспоминаний о начальной школе, но аттестат-то дают за среднюю! Столь же элементарных знаний, никак не исчерпывающих школьную программу, хватит и для тройки по русскому. И хуже всего, что от силы пятая часть школьников получает по той же математике больше вот такой тройки. То есть явное большинство выпускников и по формально обязательному предмету имели возможность практически не учиться.

Для маскировки столь катастрофических результатов решено сделать новый шаг в развитии ЕГЭ: разделить экзамен по математике на базовый и профильный уровни. Тест базового уровня будет уже целиком состоять из задач, доступных смышлёному третьекласснику, но это вроде даже и не будет стыдно: да, мы считаем, что решения этой тривиальщины довольно для получения аттестата, так ведь уровень-то — базовый! А на средний балл (теперь уже профильного уровня) абстиненты от математики влиять перестанут, и он перестанет от года к году пикировать. Смотреть на всё это горько. Адепты образовательной реформы любят укорять её критиков, будто те бранят нынешний Минобр более всего потому, что идеализируют школу советского периода: та-де была лучшая в мире, а нынешняя… Мне нечасто встречаются люди, называющие советскую школу лучшей в мире, — слишком уж памятны её слабые стороны. Но школьная система математического образования, вне всякого сомнения, была тогда лучшей в мире, и то, до чего она сейчас докатилась — за какие-то двадцать лет! — национальный позор.

Уже многие весельчаки провели нехитрый эксперимент: дали экзаменационные выпускные тесты младшеклассникам, а то и дошколятам (тут с оговоркой: одарённым). Результат, говорят, всегда один и тот же: на тройку набирает большинство детей. А теперь сопоставьте эти шуточки со свежей информацией: в Удмуртии четырнадцать из семнадцати выпускников, сдававших ЕГЭ по математике досрочно, экзамен завалили. Есть две международные программы: PIRLS, в которой оценивают учебные достижения школьников начальных классов, и PISA, где оценивают пятнадцатилетних ребят. Малыши наши выигрывают почти у всех: в предпоследний раз мы были первые, Гонконг — второй, в последний раз мы вторые, Гонконг первый. А наши юноши каждые три года опускались на несколько позиций, оказавшись в предпоследний раз примерно сороковыми из семидесяти участников; так что в последний раз Россия и участвовать не стала. Увы, всё ведёт к печальному выводу: наша школа понижает интеллектуальный уровень детей — не говоря о том, что развращает их безнаказанностью безделья.

Если уж вспоминать про советскую, не лучшую в мире школу, то её абитуриент за месяц сдавал то ли семь, то ли восемь устных и письменных выпускных экзаменов; на каждом он должен был показать минимальную осведомлённость в пределах школьного курса очередной дисциплины. Конечно, средний школьник никак не уподоблялся Пико делла Мирандола, но такой минимальной осведомлённостью в разных науках он на момент выпуска худо-бедно располагал, а на устных экзаменах ещё и доказывал, что в некоторой степени обучен излагать какие-то мысли. Собственно, это всё и называлось полученным средним образованием. Сегодня средним образованием мы готовы называть натасканность на прохождение тестов конкретного типа по трём-четырём предметам — и это в благоприятном случае; в случае менее благоприятном аттестат о среднем образовании выдаётся, как мы видели, за умение с горем пополам читать и считать в пределах первой сотни. О навыках связной речи лучше не вспоминать.

Почему отчаянность ситуации до сих пор так мало осознана в обществе? Да потому, что кто хочет учиться, тот — во всяком случае, в крупных городах — учиться пока может. Ключевое слово тут, к сожалению, «пока». Если оставить в стороне репетиторство всех родов, к обсуждаемой теме почти не имеющее отношения, то число школ, пригодных для получения настоящего образования, с неизбежностью будет сокращаться. Потому, например, что проводимая в последние годы политика прямо враждебна к сколько-нибудь выдающимся школам. Подушевое финансирование и так бы их погубило, но на помощь ему поспело и бредовое убеждение многих начальников, будто само существование элитных школ противоречит священному (и неисполнимому) принципу равнодоступности качественного образования. Пришибить хорошую школу не проблема, а создать новую труднее с каждым годом — прежде всего потому, что беда с учителями. В любой сколько-нибудь серьёзной дискуссии о проблемах школы можно услышать, что учителя (не все, конечно, — многие) плохо знают предмет, плохо и невнятно говорят, не владеют базовыми методическими навыками и так далее. Система педагогического образования в стране практически разрушена. Многие десятки педвузов чуть не во всех регионах страны за последние годы просто закрыты, выжившие либо ждут своей очереди, либо странным образом переформатируются. Теперь они будут готовить не специалистов, как прежде, а бакалавров; иными словами, из педвузов превращаются в педтехникумы — прекрасная основа для школы XXI века, что и толковать.

Что нужно делать? Не помню, сколько лет я не видел связных выступлений о том, что нужно делать, а за последние недели прочёл уже три разных текста, написанных весьма квалифицированными людьми. Тексты различаются во многих деталях, но едины в главном: отмена ЕГЭ в нынешнем виде, то есть выпускного и вступительного экзамена вместе; возврат выпускных экзаменов по всем основным предметам, то есть возвращение школе субъектности, а с ней — права на жизнь. Но как раз на это нынешние вожди образования не пойдут никогда и ни за что. Тут их кащеева игла: если ЕГЭ оказался хуже чем преступлением, ошибкой, то кто они такие? Поэтому любой разговор об отмене ЕГЭ они сводят и будут сводить к его «совершенствованию» — занятию с точки зрения школы вполне бессмысленному. И ведь по сути-то ЕГЭ уже скончался: и выпускное сочинение, возвращённое в школу по прямому приказу свыше, и устные экзамены по некоторым дисциплинам поставили крест на хвалёном «единстве» теста. Но Минобр этого не желает признавать. Выпускное сочинение он превратил в какой-то невнятный зачёт, а устные экзамены, весь смысл которых в диалоге с экзаменатором, говорят, хочет свести к монологам, записываемым в звуковые файлы, — чтобы потом их «объективно оценивать»…

Торопиться нужно ещё и потому, что ЕГЭ укореняется. С каждым годом всё больше учителей с изрядным облегчением привыкают к нынешнему положению вещей. Они понимают, что натаскивать, да притом не всех учеников класса, куда легче, чем учить, да притом всех; что система, при которой детей не надо учить думать, говорить и писать, весьма удобна тому, кто сам всего этого не умеет. Возвращать выпускные будет поэтому всё сложнее: учителя будут всё более массово к ним не готовы — выяснилось же в этом году, что большая часть словесников не знает, как работать с возвращённым вдруг сочинением. Промедлить ещё совсем немного — не знаю, год или два — и может статься, что школу придётся восстанавливать не по живым воспоминаниям, а по книгам. Если кто-нибудь сумеет такие книги написать.

 

http://expert.ru/expert/2015/17/o-tom-chto-stalos-so-shkoloj/

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя 55aa
55aa(4 года 1 месяц)(11:20:33 / 20-04-2015)

Еще раз повторюсь - проблема - реальное отсутствие востребованности знаний на уровне науки от производства, по причине почти неживого последнего.

Аватар пользователя cardiolog
cardiolog(2 года 8 месяцев)(12:08:54 / 20-04-2015)

Мой сын поступил в университет только благодаря ЕГЭ. Единственный шанс опирающийся на собственные знания. Вернуться к экзаменам? Опять родителям лизать зады 11лет учителям и директору, а потом искать выход на приемную комиссию и платить там. Пока не перевоспитаем самих учителей, чтобы были морально нравственным примером, доверять им экзаменовать нельзя. 

Аватар пользователя aндpeй_5870
aндpeй_5870(4 года 4 месяца)(11:59:52 / 20-04-2015)

\Мой сын поступил в университет только благодаря ЕГЭ\

а может ему и не стоило поступать в университет в таком случае? у нас тут, говорят, людей с рабочими специальностями не хватает.

Аватар пользователя cardiolog
cardiolog(2 года 8 месяцев)(12:05:14 / 20-04-2015)

Он сечас лучший на курсе! Моя гордость! Но бюджетных мест по специальности мало, а я ни карьеру не сделал, ни воровать не научился и платить 115 т.  было бы очень тяжело :(

Аватар пользователя stil
stil(4 года 6 месяцев)(12:33:08 / 20-04-2015)

Университеты только для богатых? Молодецъ!

Аватар пользователя aндpeй_5870
aндpeй_5870(4 года 4 месяца)(12:43:00 / 20-04-2015)

для умных. сразу не смог догадаться?

Аватар пользователя stil
stil(4 года 6 месяцев)(13:00:46 / 20-04-2015)

С каких ваших слов я должен был это решить?  Я слышал только пожелание отправится на завод.

Аватар пользователя TenOClock
TenOClock(2 года 10 месяцев)(12:02:36 / 20-04-2015)

Правильно пишется - "опИрающийся". Я сдал выпускные и поступил в Бауманку сам. Никто никому зады не лизал.

з.ы. правильно пишется - морАльно-нравственный. Доверять Вашему мнению - нельзя.

Аватар пользователя cardiolog
cardiolog(2 года 8 месяцев)(12:07:15 / 20-04-2015)

Простите.Набираю на телефоне. Погорячился.

Аватар пользователя stil
stil(4 года 6 месяцев)(12:34:15 / 20-04-2015)

То есть раньше коррупции не было?

Аватар пользователя Aria
Aria(4 года 1 неделя)(11:30:25 / 20-04-2015)

Я знаю молоденькую сотрудницу у нас в одном из филиалов, 22 года. У нее так называемое "гуманитарное" образование. Еще со школы - с ее слов, там был какой то класс особый гуманитарный в какой то гуманитарной(!!!) гимназии. Я просто ради любопытства поспрашивал ее, знает ли она что такое фракталы, непрерывность и гомеоморфность, поняв, что вышка топологии в принципе девочке 22 лет не очень нужна, решил упростить вопросы, ушел по наклонной к матрицам и ангему, далее  к производным и первообразным. Потом совсем уже к логарифмам. Отчаявшись я назвал синусы-косинусы, она сказала что названия знакомые. двацать два года. У нее будут дети.

Я например безграмотен. но тут все понятно, старина Мэтт, как и я, допускает безграмотность у не глупых представителей человечества. Но вот отсутстиве элементраных прикладных знаний в фундаментальных областях, при современном уровне технологий и доступа к информации - вот это кошмар. Ужас и мрак. Но тут есть и объяснение - в нашей стране не нужны специалисты, которые будут образованы и иметь научные степени. Наукоемких производств ровно 1.5. Нет спроса, все идут "решать дела". Ох. Ну и работает вся страна в режиме "мы решаем дела".

Аватар пользователя roman.kuvaldin

А вы сами-то в воспитании детей тригонометрию как использовали? Ну кроме как в угол ставили...

Аватар пользователя jerry
jerry(4 года 11 месяцев)(16:55:10 / 20-04-2015)

Линейкой же

Аватар пользователя robin
robin(5 лет 10 месяцев)(23:11:20 / 20-04-2015)

давай сюда еще анекдот о том как значком интеграла шляпу из толчка выудил

Аватар пользователя roman.kuvaldin

Сразу видно гуманитария. Шляпа в толчок не пролезет, ее оттуда даже выуживать не надо.

Аватар пользователя robin
robin(5 лет 10 месяцев)(16:44:53 / 28-04-2015)

смотря какая шляпа https://yandex.ua/images/search?text=кипа&stype=image&lr=143&noreask=1&source=wiz&redircnt=1430228633.1 и какой толчок https://yandex.ua/images/search?text=огромный%20толчок&uinfo=sw-1920-sh-1080-ww-1209-wh-902-pd-1-wp-16x9_1920x1080

умник блин;) "технарь")))

Аватар пользователя roman.kuvaldin

Кипа - это не шляпа.

Толчок - стандартный советский, времен возникновения анекдота.

Аватар пользователя robin
robin(5 лет 10 месяцев)(11:46:37 / 29-04-2015)

бобер выдыхай:)! вы слишком серьезны для такого треда:Ъ

Аватар пользователя messor
messor(3 года 8 месяцев)(12:01:37 / 20-04-2015)

А я знаю кучу "технарей", которые совершенно безграмотны в элементарных вопросах религии, в юриспруденции, литературе и философии. Прям от слова "совсем". Мне тоже можно "морщить нос"?

И к чему этот Ваш опус? Что есть "элементарные прикладные знания в фундаментальных областях" и зачем они девочке в 22 года и с гуманитарным образованием? Она лезет решать ваши дела?

Аватар пользователя Sander-007
Sander-007(4 года 6 месяцев)(12:11:21 / 20-04-2015)

Прошу прощения, а что вот этому "фракталы, непрерывность и гомеоморфность" учат в школе? Я учился еще в Советском Союзе, но что-то не припомню чтобы такому учили в школе. Не хочу обидеть но то что Вы написали больше похоже на попытку "умничать" перед девочкой. Да и положа руку на сердце, нужно-ли это ей?

Аватар пользователя Crador
Crador(3 года 11 месяцев)(12:25:24 / 20-04-2015)

Фракталы в школе не изучают. Это Мат.Анализ, соответственно на гуманитарных направлениях ВУЗов, как правило, тоже не изучают.

Я изучал интегрирование и дифференцирование почти два десятка лет назад. Пригодилось ли мне это хоть раз в жизни? Нет. Возможно, потому что я не работаю в НИИ, архитектором или преподавателем ВУЗа. Будет ли та девчушка работать по вышеуказанным специальностям? Сильно сомневаюсь.

П.С. Тезис "Нонешнее поколение тупее предыдущего" звучит в устах каждого следующего поколения ;) Классика же - "Самоутверждение путём унижения собеседника".

Аватар пользователя Руслан
Руслан(5 лет 3 недели)(12:29:52 / 20-04-2015)

Я учился в советской школе и советском ВУЗе. Но "фракталы, непрерывность и гомеоморфность" мне тоже неведомы. И, почему-то, неучем себя не считаю.

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(5 лет 11 месяцев)(13:04:21 / 20-04-2015)

Вы удивитесь, но после окончания ВУЗа по большей части я использую только арифметику. При том, что на первых курсах буквально фанател от численных методов, а когда купил МК-52 - реально ухудшил себе успеваемость. Посккольку тратил  большую часть времени на программирование. Метод Зейделя - какое чудо, просто моя прелессссссть, мммм...

Не могу так же не отметить один момент - во времена моей юности я постоянно сталкивался с темой "Забудьте, чему вас учили в школе(ВУЗе) - здесь всё по-другому".  Собственно, вот и результат - нахрена учить чему-то, что потом не потребуется? Как взялись денежки - так и выводы сделали. И кто ВУЗам и школам злобный Буратино?

Аватар пользователя Туфтонский рыцарь

Уважаемый! Да Вы куда-то не туда! С таким же успехом какой-нибудь филолог мог бы написать о Вас, что это просто ужас, как человек, да ещё с высшим образованием, пишет безграмотно, не говоря уже о том, что не может отличить деепричастный оборот от причастного! Разговор идёт о средней школе, однако.

Аватар пользователя Gruz1709
Gruz1709(3 года 9 месяцев)(11:40:52 / 20-04-2015)

Наброс.

Порешайте прошлогоднее ЕГЭ. Вопросы отпадут.

Аватар пользователя Podvalny
Podvalny(3 года 8 месяцев)(11:41:54 / 20-04-2015)

Массовое математическое образование в РФ было убито еще до всякого ЕГЭ, путем внедрения программы Петерсона. 

Аватар пользователя cardiolog
cardiolog(2 года 8 месяцев)(11:54:36 / 20-04-2015)

Те кто учился по Питерсону реально были сильнее и побеждали на олимпиадах. Когда вернулись на обычную программу у детей возникло недоумение: что за детский сад?

Аватар пользователя Podvalny
Podvalny(3 года 8 месяцев)(11:59:34 / 20-04-2015)

1) "Те кто учился по Питерсону реально были сильнее" - это неправда.

2) Олимпиады деградировали вместе с системой образования, разумеется.

3) "Когда вернулись на обычную программу" - да в общем, и не вернулись. "Обычной программы" не стало.

Не может массовое математическое образование состояться без классического Эвклидова подхода: определения, аксиомы, теоремы, доказательства теорем.

Петерсон это все убил.

Аватар пользователя Sander-007
Sander-007(4 года 6 месяцев)(12:13:55 / 20-04-2015)

Не соглашусь с Вами, моя дочь учится по программе Виноградской и судя по домашним заданиям и тому что они проходят легко учиться не стало.

Аватар пользователя Гранд
Гранд(3 года 9 месяцев)(11:48:06 / 20-04-2015)

Респект автор. Хотя реальных вариантов выхода из этой ситуации пока не видно.

Аватар пользователя barbudos
barbudos(5 лет 8 месяцев)(11:52:57 / 20-04-2015)

Полностью согласен с тем, что в школе нет выпускных экзаменов. ЕГЭ - это по сути вступительный экзамен в ВУЗ. Поэтому когда публикуют результаты - мы видим результаты только тех учеников школы - которые целенаправленно готовились именно по этим предметам для поступления.

Что касается выводов автора об отмене ЕГЭ - это странно. ЕГЭ сам по себе просто форма экзамена. Проблема же системная. И гораздо более глубокая.

Аватар пользователя roman.kuvaldin

Аватар пользователя meps
meps(5 лет 10 месяцев)(12:01:24 / 20-04-2015)

По логике автора -- а что "было" бы учителям по старой системе? Ну вот та же тройка по истории или физике -- их что, выпорят и на улицу выбросят что ли? Кто хочет работать и учить -- тот учит, кто не хочет -- никакие егэ или их отсутствие не заставят. Не школа изменилась, а общество в целом, концептуально другое целеполагание.

Кстати а что за беда не получить аттестат? Дворники и водители маршруток тоже нужны. А то все ходят с аттестатами и дипломами незаслуженными, претендуют на что-то. Проще и честнее диплом купить тогда, хоть время не надо тратить на профанацию образования.

Аватар пользователя sn-mak
sn-mak(3 года 1 месяц)(12:06:24 / 20-04-2015)

Описанную автором ситуацию подтверждаю.
Сам вынужден заниматься с собственными детьми до глубой ночи по всем предметам, фактически ЗАМЕНЯЯ ШКОЛУ, т.к. она совершенно ПЕРЕСТАЛА УЧИТЬ чему-либо.
Когда учились мы сами, то я не помню вообще, чтобы родители занимались с нами уроками : говорили "в школе вам объясняли ?".
А сейчас в школе НЕ ОБЪЯСНЯЮТ !
Дети приходият после уроков - и у них ПОЛНОСТЬ ЮОТСУТСТВУЕТ ПОНИМАНИЕ (потому, что возможно оно отсутствует и у "обучавших" их "учителей").
Формулу им сказали.
А что это такое ПО СМЫСЛУ - они так и не поняли.
Приходится садиться с ними и "распутывать" с самого начала, с обрахов, с базовых понятий.
И обнаруживаешь, что НИЧЕГО !!! практически НИЧЕГО им никто не говорил.
ЛОГИКИ ПРЕДМЕТА детям не дается.
(а уж тем более логики МЕЖПРЕДМЕТНОЙ).
---
Ситуация действительно катастрофическая.
Сейчас нужно срочно гнать этих "педагогов" умеющих только бастовать и требовать себе повышение зарплаты.
А на их место объявлять Государственный набор (как при Сталине - "комсомольцы на самолет !"), только не комсомольцев, а заслуженных инженеров, заслуженных ученых, умных разработчиков с производства и т.д. (у кого из них есть задатки педагогов, кто способен излагать свои мысли и обучать - как раз на "последние 10 лет" до пенсии они бы и поработали с максимальной отдачей - были бы не просто "преподавателями", а именно УЧИТЕЛЯМИ, НАСТАВНИКАМИ) - и вот их делать "предметниками".
Тогда что-то еще возродится...
Мне с этой точки зрения безумно повезло... У меня были удивительные, талантливешие учителя ! Так например учителем физики был бывший зам. главного инженера одного из автозаводов, сменивший профессию и ставший учителем.
Какие он вел уроки !!!
Лекции Ландау после этого я воспринял просто как нормальное продолжение уроков моего учителя физики (искренне считая что именно такими и должны быть НОРМАЛЬНЫЕ ОБЫЧНЫЕ уроки).
---
А сейчас многие мои знакомые ученые, инженеры, управленцы (настрадавшись с обучением собственных детей) готовы бросить все и пойти в школу хотя бы по совместительству, на пару часов в день.
Но это ЗАКОНДАТЕЛЬНО ЗАПРЕЩЕНО !!!
Совершенно вредительтская ситуация :(
---
Видимо кому-то очень нужно разрушить нашу школу до основания :(

Аватар пользователя barbudos
barbudos(5 лет 8 месяцев)(12:13:35 / 20-04-2015)

Система сама себя забюрократизировала. Сейчас косметическими изменениями ничего не изменить принципиально.

Аватар пользователя Sander-007
Sander-007(4 года 6 месяцев)(12:21:20 / 20-04-2015)

Не много не так, им объясняют, но дети сейчас совсем другие чем 20 лет назад. Им по 12 лет, но у мальчиков к примеру поведение первоклашек. Детский сад штаны на лямках. У моей старшей (12 лет) уже грудь растет ростом жену догнала, но ум... Это просто нечто. Они перегружены компьютером, телефоном и т.д.. Я своим детям ограничил компьютер 1 часом в день, потому что иначе это просто отключение мозга. Мультики тоже ограничил, я мелкого (7 лет) на улицу хитростью выманиваю чтобы погулял и на велике покатался, может целый день с лего возится. Он очень трепетно относится к здоровью, и я ему говорю "Посмотри на себя! Ты бледный, под глазами круги." вот тогда он быстро собирается и идет гулять.

Я сам отвлекся, но подчеркну у детей сейчас в разы больше отвлекающих факторов чем 20 лет назад. Они просто не могут концентрировать внимание.

Аватар пользователя sn-mak
sn-mak(3 года 1 месяц)(12:52:08 / 20-04-2015)

Согласен, сенсорная перегрузка (а у нас наоборот был в детстве сенсорный голод и мы его утоляли знаниями, книгами...)
По поводу ТВ и комп.игр - тоже согласен.
Более того, своим детям АБСОЛЮТНО ЗАПРЕТИЛ комьютерные игры в любых видах. Ни разу мои дети пока в игры на компе не играли. Говорю им, информацию искать - пожалуйста ! Программировать учиться - да ради Бога ! В MathCAD е работать - сам буду помогать, и т.д.
А вот в игрушки - увижу когда, не обижайтесь.
(+ все пять компьютеров в домашней сети, пароли, мониторинг, протоколирование, централизованный брандмауэер и прочая безопасность "от игрушек").
Но зато старшие дети с 4-х лет потихоньку все читать начинали (сейчас младшенькая тоже, 4-х еще нет, а уже буквы знает, простые слова читает, скоро начнем с ней предложения, а там к осень и простенькие сказочки, как со старшими уже прошли все это в это же время) . А с пяти старшие мои (сейчас 9 и 12 лет) уже сами сутками читали Волкова и Меленьтьева...
А сейчас сын всю мою библиотеку перечитал, полные собрания Хайнлайна, Бредвери, Шекли, Лукьяненко... + "толстую" классику от Твэна и Стивенсона до шаших Гайдаров и прочих КОртиков с Бронзовыми птицами. И теперь подбрасываю им только "вкусное" типа Крапивина (Колыбельная для брата), или "Проект АЦ", и подобных (будящих воображение книг).
---
А ТВ у нас вообще от эфира отключен. Смотрим его только вечером всей семьей, когда из фильмотеки выводим на него какой-нибдут коллекционный хороший фильм (вот вчера очень понравился всем 6 членам моей семьи "Призрак", Бондарчука)
---
А бесконтрольно - ни-ни!!! Дети мгновенно "пропадут"

Аватар пользователя picozoid
picozoid(3 года 8 месяцев)(12:39:30 / 20-04-2015)

Дочь во 2 классе. Задолбали со всяческими "проектами". Проект "покажите красоту гор, воды".

Выполнение проекта: распечатать и наклеить на лист бумаги фотографии гор, моря, озера и т.п...

Проект "профессия" - выбрать профессию, дать краткое описание, наклеить фотографию представителя професии.

Печатать все надо красиво, на цветном принтере.

В итоге - мама ищет описание, фотки, папа печатает на работе на цветном принтере. Ребенок, в лучшем случае - читает. За комп ее не пускаем практически - зрение падает.

За несделанный проект - двойка, за напечатанный не в цвете - оценка снижается.

Учительница - заслуженный учитель. Не молодая. Ссылается на программу, говорит, что у них в классе все в порядке.

По поводу "бросить все и пойти в школу хотя бы по совместительству, на пару часов в день" - и хорошо, что запрещено.

Я по молодости работал в школе не очень долго. Практиковал, так сказать, обучаясть в педогогоческом. Так вот, проработав 21 год инженером, я не пошел бы в школу без предварительной подготовки, да и других не пустил бы. Нужно уметь вложить знания в голову ученику. Даже будучи отличным специалистом в своей области,  нужно иметь технологию обучения других в голове и методику обучения, отточенную годами.

Детям, помимо подачи материала и решения задач важна методика и антураж, начиная со "здравствуйте, садитесь". Тогда у них в голове "щелкает" включатель процесса обучения.

Мыслительный процесс противоречит приоде человека. Его нужно уметь запустить, но и не только. Нужно научить ребенка самостоятельно запускать мыслительный процесс, а вот с этим в нашей школе проблема.

Аватар пользователя barbudos
barbudos(5 лет 8 месяцев)(12:29:41 / 20-04-2015)

А зачем вы эти проекты делаете тогда?

Аватар пользователя picozoid
picozoid(3 года 8 месяцев)(12:53:33 / 20-04-2015)

А чтобы двойки не ставили.

Я понимаю, что такие "проекты" введены в программу для того, чтобы ребенок сам искал информацию, учился работать с источниками, анализировать, обобщать. Но тогда (для начала, для начальной школы) нужно дать ребенку источники, и желательно - природные материалы, а не посылать в интернет. И потом - непонятно, что за требования к цветной печати, оформлению на компьютере во 2 классе. А если у ребенка нет компьютера, нет доступа в интернет ?

Я помню аналогичные "проектам" задания из своего детства.

Например - сделать карточку с семенами.  Наклеить на бумагу семена, подписать, как называются растения, наклеить листья растения, дать дополнительную характеристику растению.

Или - наклеить на бумагу кусочки минералов 5-6 штук в порядке возрастания твердости, дать названия образцов (по возможности), описать, как определяли твердость минералов.

Вот это, да еще в сезон, а не в снежную зиму, дает реальную пользу, учит ребенка работать самостоятельно.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(16:10:43 / 20-04-2015)

Мне кажется - из такой школы надо ребенка забирать срочно и переводить туда, где дети  учат таблицу умножения и рисуют красоту воды или гор собственноручно, карандашами или акварелью, как умеют.

Это ведь не обучение - а показушничество в чистом виде.

Аватар пользователя barbudos
barbudos(5 лет 8 месяцев)(16:39:43 / 20-04-2015)

Напишите заявление на имя директора с просьбой объяснить вам на каком основании Марья Ивановна требует у ученицы 2-го класса комп с инетом и цветной принтер дома. Сообщите что считаете эти требования незаконными и попросите директора дать учительнице соответствующие разъяснения. )))

В случае отрицательной реакции дублируете в управление образованием.

Аватар пользователя sn-mak
sn-mak(3 года 1 месяц)(13:05:59 / 20-04-2015)

> По поводу "бросить все и пойти в школу хотя бы по совместительству, на пару часов в день"
Вы не правы.
Есть такой закон информатики (кстати удивительно созвучный с законами термодинамики, теплопередачи) : чтобы выполнить единицу "осмысления", нужно иметь в 10 раз больше информации чем необходимо для этого "единичного осмысления".
Грубо говоря, если тебе дадут ТОЛЬКО СТРАНИЦУ УЧЕБНИКА - ты поймешь В ДЕСТЬЯ РАЗ МЕНЬШЕ, чем на ней написано.
А за пределами "страницы учебника" нынешние "преподаватели" уже полный ноль.
Вот для этого и нужны люди "из жизни" : чтобы дать эти самые недостающие "9/10" за пределами страницы учебника !
Это крайне важный момент !
---
А про "не все способны преподавать... запустить процесс знания..." - согласен.
Но я говорил только о тех, кто способен !
Таких нужно искать, выявлять и "командировать в школу" чуть ли не в обязательном порядке.
(как сейчас делают "наставниками" на предприятиях)
И научиться преподавать такой "наставник с производства" сможет гораздо быстрее, чем тупой студент после школы, без царя в голове и особой мотивации.
Гораздо быстрее, и главное КАЧЕСТВЕННЕЕ !!!
Потому как студент после педвуза сможет только "преподать".
А Наставник пришедший "из реальной жизни" - еще и ВОСПИТАТЬ !

Аватар пользователя digger2012
digger2012(5 лет 9 месяцев)(12:06:44 / 20-04-2015)

Георгий Малинецкий, российский математик,  Доктор физико-математических наук, профессор, бывш. заместитель директора Института прикладной математики (ИПМ) им. М. В. Келдыша РАН,
Про образование: Завтрашний день России с [17:00Если кратко - полный 3,14зд... Аминь

Аватар пользователя Бумс
Бумс(5 лет 7 месяцев)(12:10:09 / 20-04-2015)

(Оговорюсь: сама по себе идея независимой от школы аттестации её выпускников вовсе не дурна — ужасной оказалась реализация этой идеи здесь и сейчас. Но об этом уже много раз писано.)

Чем жеж интересно... дебилам ужо сказано: "Кретины, вы сдаете экзамен на права категории В... любители т.е. лохи!" - ПДД ЕГЭ, а практическое вожение... хрен вам тузики - ОНО в стоимость обучения не входит.

Т.е. дебилко - онижетети: могут ездить строго под надзором, управлением / маниплцие по правилам ППД Большого брата и при возникновении маалейшей критической ситуации из серии ДДД на Ренже - баринам Мигалковым... все пипец - полная задница: потому то сегодня в тачке и так ценится количество набитой в нее соломки - подушек безопасности! Только ведь не всегда они помогают, когда вашу 800-т килограмовую барсетку, бьют на валящей под 200-и 3,5 тонной эксклюзивной тачке; даже если вы все такие из себя креативно-модные и одели на свое ведро с болтами (Ведровер) КАСКО и У со знаком восклицательным))))

Комментарий администрации:  
*** Канонический образец псевдовменяемого общения ***
Аватар пользователя gerasimenko-vla
gerasimenko-vla(2 года 9 месяцев)(12:30:28 / 20-04-2015)

Нам дан шанс. Школы советские генерировали инженеров. Школы следующей формации будут генерировать  создателей. Главнре не запутаться в часностях.  Из 10 килограммов плода в матери ( плацента околоплодная жидкость и др.) Появляется 3х килограмовый ребенок. Плохо или хорошо это. Миллиарды клеток стали ненужными плохо это или хорошо?.; Чему обучала система образования в Ссср? Качественно делать работу. Следующий уровень- качественно мыслить.  Плацента отмирает, плод развивается в виде заготовки человека.

Сам все видел и чужие 2 плода воспитал и на своем вижу все. -;. Трое детей у меня. Так что опыта лопатой черпай.

Комментарий администрации:  
*** Если ребёнок родился с браком - родителям следует положить ладонь на рот и нос, и с любовью разьединить душу и тело (с) ***
Аватар пользователя sn-mak
sn-mak(3 года 1 месяц)(12:58:44 / 20-04-2015)

Полная чушь (про СССР).
Я кончил школу в 84-м с медалью, в маленьком районом городке, в провинции, но ничего плохого про школу СССР сказать не могу. Образование там давали такое, что после 8-го без какой-либо подготовки (просто проездом был - посоветовали зайти, зашел и сдал с порога) поступил в физматшколу при МФТИ. Причем все экзамены сдал "с запасом" (профессора говорили, зватит, хватит, мы уже поняли что Вы идеально знаете предмет, а я их управшивал : давайте еще и вот это расскажу, а потом еле и вот это !)
И в школе нас в СССР учили именно МЫСЛИТЬ ЦЕЛОСТНО.
Так что не надо зря болтать про школу СССР.
Кто хотел - те учились и для этого были все мыслимые возможности (т.к. "сверху" ориентация была именно такая как надо, а не как сейчас).

Аватар пользователя picozoid
picozoid(3 года 8 месяцев)(13:08:46 / 20-04-2015)

Задача советской школы кратко формулировалась так: "учись учиться". Инженеров советская школа не генерировала. Она генерировала человека, умеющего пользоваться удочкой. В сегодняшней школе дают удочку, дают рыбу, дают информацию о том, что удочкой можно поймать рыбу, но навыков пользоваться удочкой не дают.

Аватар пользователя DioDao
DioDao(3 года 8 месяцев)(13:01:52 / 20-04-2015)

Школа (и родители) должны прежде всего научить ребенка работать и учиться, а не вдалбливать "знания". Большинство детей, которые провели десять "лучших" лет своей жизни от рассвета до заката сидя в продвинутых классах специализированных школ, кружках, секциях, у репетиторов - после поступления в ВУЗ дорываются до "свободы", и бросают учиться, наверстывая упущенное детство. К окончанию первого курса ВУЗа  разница между "вундеркиндом по необходимости" и "обычным ребенком" резко стирается, а к началу осознанной трудовой деятельности нужных знаний набирается тот, кто больше мотивирован и лучше умеет учиться/работать (не имея отвращения к этой самой учебе), практически без корреляции с результатами школьного обучения. 

Год назад сын сдавал ЕГЭ. Справился сам, без излишнего фанатизма и истерик. 256 баллов хватило для поступления на бюджетное место (не Москва). Я согласен, что заточенность учителей в последнем классе под натаскивание по ЕГЭ - это плохо. Но уровень заданий в тестах (та часть, которая определяла балл на отлично) был однозначно выше, чем уровень заданий у меня в итоговом экзамене в 1991 году. Это касается математики, химии, биологии. Остальные тесты я просто не видел.

Слышал, что результаты ЕГЭ покупаются, но это сложно и дорого, поэтому не так распространено, как при обычной экзаменационной системе.

Аватар пользователя Newm
Newm(2 года 9 месяцев)(13:09:02 / 20-04-2015)

Статья наброс, который не хочется даже разбирать. Автор вообще не в теме.

Проблемы в результатах школьного образования есть? 

Ответ на данный вопрос зависит от того, какая ЦЕЛЬ ставится перед этим школьным образованием.

Если целью является максимизация количества людей, имеющих знания выше определенного уровня (те, кто будет двигать вперед развитие человечества), то наша школа однозначно имеет проблемы и идет совершенно не туда.

Если целью является создание было населения, для описания которого наиболее емкое слово - "быдло", то именно сюда наша школа и двигается. Для этого проводится "гуманизация" образования, индивидуальный подход (в массе своей к дебилам), дополнительные предметы в ущерб базовым: математике и русскому языку.

ЕГЭ к этому вообще не имеет никакого отношения. Он градусник.

Мы ежегодно готовим к ЕГЭ пару тысяч учеников. И видим падение уровня тех, кто к нам приходит.

Если же есть желание выращивать в школе тех, кто будет двигать вперед науку, то да, мы вынуждены будем применять методики середины прошлого века. Причем скажу крамольную мысль: методики не с точки зрения выпускного экзамена... Мы будем должны отказаться от этих индивидуальных подходов и прочих "продвинутых" вещей, которые приходят с запада. 

Мы должны будем вспомнить, что максимальных прогресс достигается только в жестком противостоянии, соревновании.

Мы вспомним, что 60 лет назад 10% оставалось на второй год. А сейчас - это ЧП. Это оказывается не ученик является ленивым дятлом (а может он просто альтернативно одаренный), это просто учитель его не научил. И если кто-то думает, что можно чему-то научить того, кто учиться не имеет никакого стимула, то рекомендую подумать еще раз. Ну а в качестве практического занятия попробуйте научить ребенка забивать гвозди (молотком), но учитывайте, что ребенку лень брать в руки молоток, да и вообще это небезопасно.

Отсюда мы получаем, что у ребенка нет никаких стимулов к обучению, в классе все остальные такие же неучи, как и он сам, отметки ставят исходя из среднего уровня, чтобы как-то поделить учеников по знаниям. Соответственно полный дебил получает тройку, ну а тот, кто может сказать цвет учебника по предмету уже вполне достин четверки.

Плюсом все это накладывается на неограниченное количество вариантов альтернативного времяпровождения без напрягов и с удовольствием: куча программ по телевизору, компьютеры... 

Вот это коротко о направлениях в образовании и о том, что в соответствии с текущими целями (которые далеки от продвижения науки), каких-то особых проблем в образовании НЕТ. Надо понимать, что цели именно такие.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(4 года 7 месяцев)(13:11:05 / 20-04-2015)

Нынешяя система образования полностью и точно отрабатывает заказ властьпридержащих.

То что при этом получаются дебилы, не волнует никого.

Аватар пользователя digger2012
digger2012(5 лет 9 месяцев)(13:35:37 / 20-04-2015)

Нынешяя система образования полностью и точно отрабатывает заказ властьпридержащих.

Нет потребности в промышлнности - не  нужны ни ученые, ни инженеры, ни студенты,.. школьники шибко умные тож пофиг.

Появится потребность в промышленности... эээ... - ну че... российские власти ученых-инженеров за баксы из-за границы привезут, как привезли импортных "российских" олимпийских чемпионов на Олимпиаде в Сочах.

Аватар пользователя Тит.ВВ
Тит.ВВ(5 лет 2 недели)(13:12:34 / 20-04-2015)

А зачем современному человеку образование.Для покупки фастфуда в новой сети ,,Едим дома,, скоро и мелочь не понадобится,всё будет оплачиваться по карточке,следовательно удурку -дитяте и деньги считать не нужно.А там синусы,катангенсы,сдвиг фазы-это только обременяет.Ну и в танчики популять тоже баллистику вычислять не надо.Так что Путинская кодла ведёт нас в нужном направлении.Стойло с хавчиком кошерным обеспечат Михалковы с Кандиловскими ,а образование Мединские и иже с ними.

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 1 месяц)(13:17:41 / 20-04-2015)

Очередные стоны про ЕГЭ начались, каждый год перед экзаменами это происходит и каждый год Российское образование хоронят.  Да, в советские времена все 100% в ВУЗы поступали? НЕТ! Не было двоешников? БЫЛИ И ПОЛНО! Так образование ли в этом виновато?

Сами "писуны и хоронильщики" образования в школе-то работали, чтобы оценку учителям давать? НЕТ!

Так пойдите и поработайте, покажите КАК НАДО детей учить. Потом придёте и нам расскажите, как это...

Аватар пользователя digger2012
digger2012(5 лет 9 месяцев)(13:31:19 / 20-04-2015)

 del

Аватар пользователя Tcheluskin
Tcheluskin(5 лет 10 месяцев)(15:19:07 / 20-04-2015)

«Шкаф стоит 3300 руб., а его сборка 10% цены. Сколько стоит шкаф со сборкой?»; «Сколько сырков по 16 руб. можно купить на 100 руб.?»

На месте автора я бы не был так сильно уверен, что большинство людей предыдущего поколения, воспитанных в "правильных советских школах", без проблем решило бы эти задачи.

Ряд мох знакомых не в состоянии вычислить % цены без калькулятора с кнопкой "%".

А уж если человек может практически использовать раскрытие скобок в арифметических выражениях, это большой умница.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(16:16:36 / 20-04-2015)

Бутылка с пробкой стоит 11 коп., бутылка дороже пробки на 10 коп. Сколько стОит бутылка без пробки?

Аватар пользователя Tcheluskin
Tcheluskin(5 лет 10 месяцев)(16:39:15 / 20-04-2015)

Нереальная задача какая-то, чтобы за 1 бутылку без пробки давали 5/8 сырка )

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(20:34:20 / 20-04-2015)

Задачка вполне реальная.

Видно - Вам не довелось в советские времена сдавать пустые бутылки в пункт приема стеклотары. Или в молочном магазине сдавать пустые бутылки, покупая бутылочное молоко.

Задачка, кстати, из дореволюционного учебника.

Вспомните фильм "За спичками" - там двое небедных друзей-хуторян собираются вино на свадьбу покупать в свои бутылки, чтобы сэкономить. Бутылка имела ощутимую цену и не была одноразовой вещью. 

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...