Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Энергоэффективность: где заканчивается целесообразность, и начинается маразм?

Аватар пользователя kot-obormot

Вчера неплохо так прошлись по теме сравнительной энергоэффективности многоквартирного дома и частного коттеджа. Там было всё: и конструктив, и треш угар содомия благоглупости, и откровенный стёб. И вот сегодня мне попалась на глаза статья, перекликающаяся со вчерашним трендом.

Предлагаю читателям самим оценить степень целесообразности/маразматичности решения, которе в обязательном порядке вводят  во Франции:

"Французский парламент недавно одобрил новый законопроект, согласно которому все владельцы коммерческой недвижимости обязаны обустроить так называемые «зеленые крыши»: кровельные насаждения, которые будут решать вопросы энергосбережения.

Посадки, которые должны покрывать большую часть каждой крыши, будут способствовать охлаждению здания летом и отоплению зимой (благодаря некоторой температурной изоляции), что значительно снизит расходы на кондиционеры и обогрев. Кроме того, растения будут впитывать дождевую воду, а это решает вопрос избытка осадков и перегрузки ливневой сигнализации. Власти так же рассчитывают, что «зеленые крыши» привлекут внимание птиц и повысят комфорт их существования в городских условиях.

В качестве альтернативы устройства городских джунглей владельцам зданий разрешается покрывать крыши солнечными панелями, что так же будет способствовать повышению энергоэффективности зданий.
Следует отметить, что французы не являются новаторами в отношении «зеленых крыш»: подобная практика популярна во многих городах Европы и Канады."

Источник.

Первоисточник на английском.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Баска
Баска(5 лет 2 месяца)(19:20:30 / 31-03-2015)

Посадки, которые должны покрывать большую часть каждой крыши, будут способствовать охлаждению здания летом и отоплению зимой 


что это за посадки такие? они что, предлагают на крышах траву выращивать?

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(19:22:19 / 31-03-2015)

Канабис. Дабы два раза не вставать.

Аватар пользователя Баска
Баска(5 лет 2 месяца)(19:23:08 / 31-03-2015)

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(20:05:27 / 31-03-2015)

+100500!!! Что поспособствует привлечению накроманов и снизит нагрузку на таможенную службу...;-)

Аватар пользователя Damage-bringer
Damage-bringer(2 года 8 месяцев)(20:25:42 / 31-03-2015)

хм.. а это мысль.

если чо, то я - не я, птички чо хочут, то и садют.

а ваще, если кровли такое и выдержат, то погниет все от органики

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(3 года 8 месяцев)(19:22:41 / 31-03-2015)

Бред.

Стоимость коммерческих зданий и их обслуживания только повысятся ничего не экономя.

Самый дешевый выход - замостить крышу солнцепанелями никуда не подключая.

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(19:27:16 / 31-03-2015)

Отож... На чьи плечи ложатся затраты по уходу за посадками, французские законотворцы стыдливо умалчивают.

Зато в качестве альтернативы предлагают вместо зелёных насаждений устанавливать солнечные панели.

Секёте фишку??? 

Под личиной "зелёного" закона принуждаем коммерсов устанавливать панели = субсидируем отрасль из чужого кармана.

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(3 года 8 месяцев)(19:30:07 / 31-03-2015)

Не секу.

Вариант  тут либо замостить крышу самыми дешевыми панелями и не подключать. Либо, таки подключить, но что бы этот гемор не мешал работе здания.

Но не подключать считаю оптимальным вариантом - нет затрат на проектирование, обслуживанме и ремонт.

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(19:36:03 / 31-03-2015)

Чиновникам вообще похер, главное чтобы панели продавались.

Есть дотационная отрасль, которая не растёт, несмотря на все дотации. А за неэффективное расходование бюджетных средств могут ведь и спросить... Так-что нужно сделать так, чтобы покупали. А будут использовать или нет - вопрос пятый. Пока.

Аватар пользователя Ali
Ali(5 лет 7 месяцев)(19:47:26 / 31-03-2015)

тогда уж замостить крыши "плитками имитирующими солнечные панели"...

Аватар пользователя stil
stil(4 года 5 месяцев)(20:57:16 / 31-03-2015)

Скоро китайцы наладят выпуск :).

Аватар пользователя ЮГ
ЮГ(3 года 10 месяцев)(21:15:03 / 31-03-2015)

В таком случае лучше всего наклеить китайскую плёнку похожую на солнечнве батареи.

Как ставят из экономии "автосигнализацыи"-тупо мигающий светодиодик.

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(21:17:03 / 31-03-2015)

Постелить пластмассовую траву, а на неё поклеить плёнку, имитирующую панели.

Чтоб наверняка.

Аватар пользователя Дмитрий 777
Дмитрий 777(3 года 8 месяцев)(19:30:22 / 31-03-2015)

Купить билет и не поехать?

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(3 года 8 месяцев)(19:32:49 / 31-03-2015)

Ага, купить билет в Гватемалу, когда тебе надо в Марсель.

Аватар пользователя sklyapas
sklyapas(3 года 3 месяца)(22:59:04 / 31-03-2015)

"- Девушка, а вы куда летите?

 - в Москву.

 - А я в Петропавловс-Камчатский.

 - Вам бы в Киев лететь.

 - Поччему?

 - Легче выговорить."

из к\ф то ли "Государственный преступник", то ли "Золото" - старею, блин.

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(20:06:35 / 31-03-2015)

А за панели(дорогущие) кто платить будет? Арендодатель или арендатор?

Аватар пользователя Имперский шут

Земляные крыши весят прилично, а по теплосбережению проигрывают современным материалам. Если зелень в кадках, изоляции не будет. Многим придется перекрытия укреплять, а то не выдержат.

Ради красоты заставят многих переделать кучу бесполезной работы, хоть экономику немного оживят.

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(20:08:35 / 31-03-2015)

Ну я думаю можно исскуственным газоном застелить-недорого и незаметно, что не натуральный покров.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(19:26:54 / 31-03-2015)

Клоуны не понимают, что все нужно считать, особенно в инициативах "зеленых бесов".  

Например, следует посчитать сколько стоит данное мероприятие (и капитально, и операционно), и окупится ли оно хоть когда-нибудь.

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(19:29:45 / 31-03-2015)

У клоунов всё давно посчитано: поставить солнечные панели вместо зелёных насаждений будет дешевле, и энергоэффективность более очевидна, чем от посадки мутной травы.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(19:31:21 / 31-03-2015)

Панели-то дотируются, экономика там нарушена "бумажным вмештательством".  Кстати, может и эта канитель дотируется.

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(19:33:53 / 31-03-2015)

Панели-то дотируются

Денег много не бывает.

Панели-то дотируются, но их всё равно толком никто не покупает. Поэтому, раз не хотят покупать добровольно - будут покупать добровольно-принудительно.


Аватар пользователя Фома
Фома(2 года 11 месяцев)(23:06:02 / 31-03-2015)

Корни этой инициативы - в наших просчитанных 90-х (начало коммерческого строительства) и в прелести  Исландии.

По нормам (у нас тута) от 10 до 40% земельного участка под застройку должно занимать озеленение. При получении АРИ (теперь ГПЗУ), когда обосновываешь свои хателки АПУ -  должен это озеленение (помимо много-чего-ещё) показать на плане. Если застройщик хочет здание вертикальной проекцией накрывающее весь участок - надо хитрить,  озеленение вынесенное на эксплуатируемую кровлю на плане смотрится, как озеленение участка + немного обаяния = все довольны. А буржуинам просто понравился отпуск в Исландии, где цветочный газон на основе торфа  - действительно дополнительная теплоизоляция.

Аватар пользователя Баска
Баска(5 лет 2 месяца)(19:29:45 / 31-03-2015)

в Латвии недавно был случай, у них там из-за этой посадки крыша в супермаркете рухнула - не выдержала веса всех модных наворотов

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(19:32:19 / 31-03-2015)

Когда проектировщик делает расчёт здания, он не закладывает в него никаких зелёных насаждений на крыше. Отсюда и результат.

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(20:10:19 / 31-03-2015)

Дык с каких ёжиков проектировщик должен закладывать в крышу такую хрень? А если захотят на крыше стадион или бассейн устроить?

Аватар пользователя sorglos
sorglos(3 года 8 месяцев)(22:43:46 / 31-03-2015)

Не из-за этого, смотрите новости внимательнее

Аватар пользователя Баска
Баска(5 лет 2 месяца)(22:54:06 / 31-03-2015)

да что вы говорите.

я новости смотрю и читаю внимательно, и память у меня хорошая

1 ноября в самый час пик (около 17:45) в небольшом супермаркете на окраине Риги неожиданно обвалилась одна из стен и часть кровли здания, похоронив под собой большую часть посетителей. Удар был такой силы (кровля беспрепятственно падала с высоты 12 метров), что люди, оказавшиеся непосредственно под ней, по словам медиков, погибли мгновенно. 

Тех, кто находился рядом и был завален небольшими обломками, спасатели начали извлекать и отправлять в больницы уже через 20 минут. Но около семи часов вечера, когда на завале работали более четырехсот спасателей, рухнула вторая часть кровли, под которой погибли трое спасателей, двое из них – офицеры, командиры пожарных частей, руководившие работами. Через сутки, 22 ноября, последовало третье обрушение, к счастью, никого не зацепившее. 23 ноября из-под завала был извлечен последний погибший.

Результат катастрофы: 54 погибших (слава богу, среди них нет детей) и 40 раненых, из которых 23 человека еще находятся в больницах с травмами разной степени тяжести, есть – очень тяжелые. В стране был объявлен трехдневный траур: за всю историю современной Латвии, ни в советские, ни в независимые времена, не гибло одновременно такое количество человек. Причем где гибло – в магазине!

Хотели сделать радость детям 

Чем больше информации доходит до латвийского общества об этом инциденте, тем мрачнее выглядит общая ситуация. Смотрите сами. Обрушение кровли супермаркета произошло из-за строительства там детского прогулочного дворика: слой гравия-земли, лавочки, кустики, дорожки, качельки – куда проще? Строительство этого дворика было заложено в проект здания супермаркета изначально, и прочность кровли была спроектирована с соответствующим запасом. Строительство вела самая известная, солидная и даже «придворная» фирма страны Re&Re – не какой-нибудь бомж-монтаж. Проект делали самое крутое бюро и самый модный архитектор. Надзор осуществляла сертифицированная компания.

Казалось бы, чего уж проще и безопаснее – детский дворик? Ведь не экспериментальный же атомный реактор строился. И тем не менее все это рухнуло на головы несчастных рижан, случилась национальная трагедия. А вместе с рухнувшей крышей супермаркета рухнула вся красота и совершенство сотворенной по европейскому образцу латвийской строительной отрасли.
Аватар пользователя sorglos
sorglos(3 года 8 месяцев)(23:02:49 / 31-03-2015)

Там были нарушения в строительстве, причём очень сильные. Перекрытия не так и не тем материалом делали, вот и вышло! 

Аватар пользователя Поллитрович
Поллитрович(2 года 9 месяцев)(19:33:35 / 31-03-2015)

У нас то же самое. Сегодня в контору пришел приказ из департамента по тарифам - каждый год снижать затраты на энергоресурсы на 1,5-2%, составить под это дело программу энергоэффективности и ежеквартально отчитываться под страхом штрафных санкций. Трава, говорите? Надо будет вписать.

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(3 года 8 месяцев)(19:35:39 / 31-03-2015)

Завышаешь энергозатраты на 20%, и потом 10 лет их "снижаешь".

Аватар пользователя Ali
Ali(5 лет 7 месяцев)(19:48:20 / 31-03-2015)

или пробуешь трубы нормально заизолировать...

Аватар пользователя Обыватель
Обыватель(3 года 8 месяцев)(19:49:37 / 31-03-2015)

А если уже заизолировано всё?

Аватар пользователя PigPog
PigPog(5 лет 9 месяцев)(20:20:37 / 31-03-2015)

Лампочки через одну выключить, приносить на работу бутылки с горячей водой, скакать, человек выделяет 300 ватт тепла. Не выдавать больничных, с температурой пусть на работе сидят.

Аватар пользователя Строитель
Строитель(2 года 11 месяцев)(20:48:49 / 31-03-2015)

Можно еще на работе пысить в пластиковые бутылки - купировать утечку тепла в канализацию :-) 

Аватар пользователя PigPog
PigPog(5 лет 9 месяцев)(20:58:48 / 31-03-2015)

Блин, упустил..

Аватар пользователя Wasp
Wasp(5 лет 8 месяцев)(21:59:59 / 31-03-2015)

Слабак. Нам экономию надо показать на 15% к 2014 году, при том, что затратные договора валютные.

Аватар пользователя Поклонница Мопассана

  Зато сколько солнечных панелей продадут. Ну и смежникам..Хороший гешефт никогда не лишний.

  Похоже на нашу историю с электрическими лампочками в 100 свечей

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(19:36:54 / 31-03-2015)

Нувыпонели.

Аватар пользователя невежда
невежда(5 лет 5 месяцев)(19:53:34 / 31-03-2015)

Ну не знаю, обычные лампы жрут прилично.

Комментарий администрации:  
*** Почти любой вопрос могу свести к антисобянинской политоте ***
Аватар пользователя zelya
zelya(2 года 10 месяцев)(09:30:14 / 01-04-2015)

стоимость внедрения и обслуживания энергосберегаек сводит в глубокий минус всю эту экономию.

Аватар пользователя невежда
невежда(5 лет 5 месяцев)(12:11:10 / 01-04-2015)

не правда. Все окупается, на собственном опыте убедился.

Комментарий администрации:  
*** Почти любой вопрос могу свести к антисобянинской политоте ***
Аватар пользователя zelya
zelya(2 года 10 месяцев)(13:54:29 / 02-04-2015)

при каких объемах и наработках на отказ?

у меня более менее выгодными были только лампы 35 и 40 вт в кухне (большие груши дневного света).

но обе в разных квартирах подохли когда пошло превышение напряжения до 240 вольт.

а 20 и ниже ватт горят чаще обычных ламп накаливания.

Воронеж, жилые массивы, т.е. с какого фига напруга подтягивается на 10% вверх от номинала!!!

этим я баловался в собственной квартире еще более чем 10 лет назад. так что не надо мне рассказывать про энергоэффективность.

при стоимости лампочки энергосберегайки хренового скажем какчества в 20 лампочек накаливания и эта разница более 40 часов ))) - да, теоретически они экономны, но практически - горят также.

дешевле выходит поставить блок питания от ОПС и запитать стабилизированным напряжением в 12 вольт галогенки - и свет лучше глазами воспринимается (меньше устают глаза), чем у этого говна и живут дольше - но это не типовая схема, которую могут реализовать большинство.

на эти 12 вольт можно повесить и светодиодные ленты - там вообще ограничиваешься фантазией.

кстати - а вы стоимость утилизации ртутьсодержащих ламп учитываете? (это уже грубый наезд и сарказм)

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(19:47:43 / 31-03-2015)

Больше насаждений на крышах - больше птичек срать будет на французов! Химчисткам профит!   :-)))

Аватар пользователя Xenon_Raider
Xenon_Raider(2 года 11 месяцев)(19:55:04 / 31-03-2015)

Видел я такие крыши в Европе. Смотришь с балкона 6-го этажа, а дом стоит на зелёном лугу. На самом деле луг - это крыша подземного гаража. Между собственно водонепроницаемым покрытием и травкой пустота ок 20-30 см (травяной слой приподнят на пластиковых стойках).  Травяной покров приходит в рулонах, раскатывается как ковёр. Основа синтетическая. Всё это дело запросто разбирается и заменяется.  С нижних балконов выход прямо на это газон. Народ там ставит летом шезлонги, столики, загорают, пивом балуются.  Если учесть, что и обычные парковки у дома не асфальтированные, а сделаны из бетонных решёток, и тоже плотно засеяны травой, то жилой массив выглядит очень симпатично. Не сказал бы, что сие удовольствие стоит каких-то безумных денег, я не спец от дизайна. Но вся эта "технология" выполнена из достаточно простых материалов и однотипных штампованых деталей. Устанавливается эта красота за день-два, если не курить по 3 часа.  Самое сложное там это система автополива, банальные брызгалки.  

Аватар пользователя Mergen
Mergen(4 года 1 месяц)(19:51:51 / 31-03-2015)

Интересно там все этот цирк всеръёз воспринимают  или есть понимающие ? Я пока читал с комментами  чуть не лопнул  со смеху:)

Аватар пользователя Баска
Баска(5 лет 2 месяца)(19:54:09 / 31-03-2015)

Травяной покров приходит в рулонах, раскатывается как ковёр. Основа синтетическая. Всё это дело запросто разбирается и заменяется.

одно дело, когда рулон раскатывается на земле - трава пускает корни в землю.

а тут как?

Аватар пользователя Xenon_Raider
Xenon_Raider(2 года 11 месяцев)(20:06:22 / 31-03-2015)

Объясняю подробно.  Имеется обычная водонепроницаемая крыша, в точности как на наших панельных многоэтажках. Что-то на основе стеклоткани и битума.  На эту крышу устанавливаются пластиковые стойки, регулируются по высоте. То есть могут вкручиваться/выкручиваться на некоторую длину. На эти стойки, с упором на углы, укладываются пластиковые панели. Панели примерно 50 на 50 см.  Не очень плотно, где-то и по 2 см зазоры.  На получившуюся более-менее ровную поверхность раскатывается трава. Всё. Рулоны на вид не очень тяжёлые, землёй там и не пахнет. На срезе только корни и пластиковая основа ввиде сетки.  Подозреваю, что трава какая-то специальная, типа той, что используют на стадионах. Но подвезли её без охраны)), работяги из какой-то мелкой фирмы разгрузили-уехали. 

Аватар пользователя Баска
Баска(5 лет 2 месяца)(20:13:02 / 31-03-2015)

нет, ну если так, если это легкая недорогая конструкция, идея в общем-то неплохая.

тем более обязывают владельцев коммерческой недвиги, не жилой.

пусть раскошелятся, поддержат бизнес других, заодно улучшат внешний вид города.

у нас, кстати, тоже можно было бы такое сделать - было бы куда выйти в обед позагорать на солнышке

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(20:15:13 / 31-03-2015)

Так а как её подстригать? Или она однолетняя-на следущий год новую стелить?

Аватар пользователя Xenon_Raider
Xenon_Raider(2 года 11 месяцев)(20:24:12 / 31-03-2015)

За это сказать не могу, жил я там не очень долго. Но если по логике, то какая проблема пройтись с газонокосилкой?  Каждый год стелить новую траву тоже нет смысла. Если где-то участок засох, можно и поменять, а так... пусть себе растёт. 

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(10:22:26 / 01-04-2015)

Да я про то, что Вы говорили там нет земли, только корни и подкладка. На чём трава растёт, удобрений же нет, и как долго...

Аватар пользователя Дмитрий 777
Дмитрий 777(3 года 8 месяцев)(20:17:14 / 31-03-2015)

Любой газон требует ухода.Полив это самое простое.Простая стрижка газона и уборка травы сожрет любую экономию.

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(5 лет 10 месяцев)(00:01:03 / 01-04-2015)

Во! Сам хотел написать, но уже опередил! Полив, полив и еще раз полив! Какая толщина дернины планируется? Сантиметров 20-25? Толще - это уже какое перекрытие надо? И то... Ну грубо говоря, на дом площадью застройки 100 м2 крыша будет 110-120 м2. На 25 см высоты насаждений с грунтом - получается объем около 30 кубов. При плотности примерно равной воде (органика в виде травы и корней - легче, почва тяжелее воды, и сама вода в виде влажности) - получается 30 тонн одна только крыша!!! Это полный ТБМ. Плюс, еще примерно 5 кубов в неделю на полив в жаркий период в отсутствие дождей... Очень экономично... Плюс, стрижка и утилизация зеленой массы... Или они планируют ее сушить, брекетировать и использовать для отопления в холодный период в свете грядущего энергокризиса???

P.S. Если делать толщину газона 15 сантиметров и ниже - сохнуть будет от легкого дуновения ветерка. Поливать придется чуть ли не каждый день без дождя...

Аватар пользователя Synapse
Synapse(5 лет 1 месяц)(20:07:28 / 31-03-2015)
Аватар пользователя Mergen
Mergen(4 года 1 месяц)(20:21:50 / 31-03-2015)

А тут поливают раствором  с удобрениями, гидропоника вроде называется.

Аватар пользователя meps
meps(5 лет 10 месяцев)(20:06:01 / 31-03-2015)

Не слишком оригинальный метод втюхать панели ящитаю. Надо было обязать поставить теплицы и поселить на крышах мелкий домашний скот и птицу. И непременно обязать местные кафе-ресторанчики полностью перейти на самообеспечение.

Аватар пользователя PIPL
PIPL(3 года 11 месяцев)(20:42:17 / 31-03-2015)

Аватар пользователя Поллитрович
Поллитрович(2 года 9 месяцев)(20:09:39 / 31-03-2015)

А что, ввести лимиты на кислород, владельцам газонов скидка. Через месяц даже исландию засеют.

Аватар пользователя Synapse
Synapse(5 лет 1 месяц)(20:12:05 / 31-03-2015)

Да, но, если Вы владелец газона в Калифорнии, то платите штраф за поливку во время засухи (в последнее время там она всё время). А если не будете поливать, то штрафы за попалённый газон. Ох, что-то нынче сиьоры-помидоры особенно лютуют...

Аватар пользователя Wasp
Wasp(5 лет 8 месяцев)(22:03:12 / 31-03-2015)

По статье:

Про ливневую канализацию я слышал, а вот что такое "ливневая сигнализация"???

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(22:08:32 / 31-03-2015)

Это такая сигнализация, которая сигнализирует о том, что идёт ливень 

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(22:21:38 / 31-03-2015)

А что, тривиальная теплоизоляция уже считается мракобесием?

Аватар пользователя kot-obormot
kot-obormot(4 года 4 месяца)(23:15:21 / 31-03-2015)

"Изыди, аццкий сотона!!!" - ответили-бы на этот пост "зелёные" 

Аватар пользователя Prikolist
Prikolist(2 года 10 месяцев)(10:27:08 / 01-04-2015)

Не кошерно...;-)

Аватар пользователя gloombal
gloombal(3 года 4 месяца)(11:31:45 / 01-04-2015)

На самом деле идея офигенная, вопрос только в том как грамотно ее реализовать. Толстый слой грунта вообще не нужен, если сделать капельную систему орошения. Не знаю как там насчет экономических факторов, но это гигантский плюс в создание комфортной и радующей глаз среды обитания. У Темы Лебедева в свое фремя был фоторепортаж из Китая, какие они там сады делают на верхних этажах небоскребов - это ж реально, как в советских книжках про наступишвее светлое будущее коммунизма выглядит. Причем дома отнюдь не элитные.

И вообще надо больше деревьев сажать в городе, везде, где только можно, причем в наших климатических условиях это должны быть елки или сосны. Вот взять например какое нибудь безрадостное шоссе с разделителем - а ведь достаточно вместо разделителя поставить к примеру две бетонные плиты с промежутком между ними сантиметров 50, и высотой метр, засыпать туда земли и насажать елочек, и станет куда красивее. Такие же берьеры, только чуть поуже, можно ставить и по краям тротуаров. Это и красиво, и естественный ненавящевый разделитель между проезжей частью и пешеходной зоной появляется.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...