Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Двойные деньги в СССР

Аватар пользователя Игорь Д.

 

В Советском Союзе была использована удивительная новация, связанная с двухконтурным характером денежного обращения.

Именно это разделение безналичных денег в промышленности и наличных денег в потреблении способствовало развитию СССР гиганскими темпами.

Необходимость разделения в деньгах функций накопления и обмена.

Реформы Либермана-Косыгина как реальная причина конца Советской экономики. Реформы Горбачева и крах Советской финансовой системы.

Семинар "Философского Штрума" (http://philosophystorm.org/). Состоялся 11.05.13.
Докладчик: Данилов Игорь (к.ф.н.) На основании материалов сайта  Aftershock)).

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя auditor
auditor(5 лет 2 месяца)(23:52:52 / 23-05-2013)

Данный вопрос более связно изложен в книге Краткий курс... ВП СССР. К тому же думаю, нельзя это называть новацией. Финансовая система СССР формировалась в 30-е годы методом проб и ошибок, о чём хорошо пишет Сталинский нарком финансов Арсений Зверев (мемуары "Записки министра"). Да действительно, к середине 30-х пришли к двухконтурной модели, которая была развалена Хрущёвым и окончательна добита Горби - кооперация.

Аватар пользователя Игорь Д.
Игорь Д.(5 лет 2 недели)(02:13:10 / 24-05-2013)

Да, Вы правы. Но все же это была новация- хоть и полученная случайно.

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(5 лет 10 месяцев)(01:12:55 / 24-05-2013)

Ну, вообще-то, трехконтурная система была....

Аватар пользователя Ngin
Ngin(5 лет 10 месяцев)(01:43:47 / 24-05-2013)

э? А подробности есть где почитать?

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(4 года 6 месяцев)(02:06:29 / 24-05-2013)

Тут вводный ролик, а на сайте - книги.

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(5 лет 10 месяцев)(11:09:24 / 24-05-2013)

На авантюре в архивах поищите... Там был года 4 назад подробный разбор, что чего и как... В том числе, и первоисточники какие-то приводили...

В общем, по контурам:

1. Наличный рубль - для розничной торговли, распределения благ населению

2. Безналичный рубль - для взаиморасчетов между предприятиями. Причем, по сугубо моим ощущениям, имел чисто учетно-контролирующую функцию. Так как создать таких денег можно было в любой момент сколько угодно, как сейчас это ФРС делает, а на инфляцию это никак не влияло. Поэтому когда говорят, что в СССР на что-то не хватало денег - у меня это вызывает легкую усмешку. Проблема была в структуре производительных сил.

3. Переводной (золотой) рубль - для международных взаиморасчетов. Причем наличие этого контура позволяло иметь стабильно баланс международной торговли болтающийся около нуля. То есть, покупать мы могли на западе на столько, на сколько заработали (без дефицита), и копить валюту впрок не копили (стремились к нулевому профициту). Резервы, разумеется были...

Как-то вот так...

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(4 года 6 месяцев)(16:48:03 / 24-05-2013)

"3. Переводной (золотой) рубль - для международных взаиморасчетов. Причем наличие этого контура позволяло иметь стабильно баланс международной торговли болтающийся около нуля. То есть, покупать мы могли на западе на столько, на сколько заработали (без дефицита), и копить валюту впрок не копили (стремились к нулевому профициту). Резервы, разумеется были...

Как-то вот так..."

Золотой (валютный) рубль существовал только для тороговли с капиталистическими странами.

Для торговли со странами СЭВ использовался убль СЭВ как учетная а не накопительная еденица и торговый баланс около нуля, что давало не торговлю чс целью наживы, а товарообмен с целью удовлетворения потребностей населения и промышленности.

Аватар пользователя Ngin
Ngin(5 лет 10 месяцев)(16:51:24 / 24-05-2013)

Да, логично. И безналичные рубли в наличные неконвертибельны. Дабы не путали свою шерсть с государственной.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(4 года 6 месяцев)(01:44:07 / 24-05-2013)

Четырехконтурная. Существовал еще рубль Стран Социалистического содружества, что позволяло тоговать внутри собружества по твердым ценам и без использования валюты, в отличие от капиталистических стран.

Аватар пользователя baa1964
baa1964(5 лет 10 месяцев)(04:03:58 / 24-05-2013)

Не понял. Наличный, безналичный и переводной. Какой четвертый контур?

Аватар пользователя tokomak
tokomak(5 лет 11 месяцев)(04:21:35 / 24-05-2013)

Вроде переводной был для наличного обращения во всяких берёзках, и ещё, что самое главное, был для внешней торговли внутри восточного блока...

Т.е. переводных - два...

Но это чисто версия.

Аватар пользователя baa1964
baa1964(5 лет 10 месяцев)(04:32:47 / 24-05-2013)

В березках вроде чеки были. А они по сути были просто иностранной валютой. Если оборот иностранной валюты считать четвертым контуром, то тогда да.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(4 года 6 месяцев)(10:12:38 / 24-05-2013)

 "Наличный, безналичный и переводной. Какой четвертый контур?"

Я же написал, почему не прочитали?:

Существовал еще рубль Стран Социалистического содружества, что позволяло тоговать внутри содружества по твердым ценам и без использования валюты, в отличие от капиталистических стран. 

Чеки - это как раз для того, чтобы работники, работающие во внешних организациях (а значит нуждающиеся в валюте стран проживания) могли и эту потребность в валюте удовлетворить, и не тащили в СССР валюту тех стран,где они работают. Березки - для стерилизации чеков(бонов) привезенных в СССР. Т.е. чеки это не контур денежной системы, а один из барьеров денежной системы, имеющий целью защитить внутреннее экономическое пространство от одного из путей проникновения в страну иностранной валюты - через канал з/п людей временно работающих за границей - водителей, моряков, торговцев, дипломатов и проч.

Что вы подразумеваете под "переводным рублем" мне неведомо. Такого термина никогда не слышал.

Аватар пользователя baa1964
baa1964(5 лет 10 месяцев)(10:28:52 / 24-05-2013)

//Существовал еще рубль Стран Социалистического содружества, что позволяло тоговать внутри содружества по твердым ценам и без использования валюты, в отличие от капиталистических стран. //

Вот его я и назвал переводной.

Наличный, безналичный еще два. Какой четвертый контур?

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(4 года 6 месяцев)(11:44:13 / 24-05-2013)

Первый контур. Наличный, и безналичный рубль населения - это денежная еденица, существовал в виде купюр, в виде вкладов в сберкассы (это были именно сберкассы а не банки), и в виде облигаций госзайма . Его по закону было  нельзя перевести (конвертировать) в какой-нибудь иной вид (безнал для предприятий, валюту). Например, если предприятие торгует за безнал, то законно купить за нал никак нельзя . (Частично это осталось и сейчас, но тогда соблюдалось на 100%). Для обмена на валюту выезжающим за границу использовался обмен при выезде.

Второй контур. Безналичный для предприятий внутри страны, - на языке этого рубля общались между собой предприятия. При этом, основной задачей предприятия было не "заработать" эти безналичные рубли, а выпустить объем продукции соответсвующего качества. Никого не интересовало сколько рублей на счете предприятия, интересовало чего и сколько оно делает. Безналичный рубль нельзя было произвольно перевести в валюту или в рубль стран СЭВ. Таким образом безналичный рубль был защищен от любых "штормов" мировой финансовой системы.

Третий контур. Рубль стран СЭВ. Это даже не безналичный рубль, это еще более виртуальная еденица. По сути, - это всего лишь еденица учета. Его никто не стремился особо заработать. Например, когда нашему институту понадобилась выч. машина, нам выделили фоды в виде именно машины, а не денег, но так как это была продукция всего содружества, то она стоила сколько-то там рублей содружества.  Страны СЭВ стремились свести свой торговый баланс за период к нулю. То есть страны СЭВ по сути обменивались товарами. Хочешь что-то получить, - произведи что-нибудь, и поменяй. Рынок - огромный, - континет, плюс Африка. При этом производство намеренно диверсифицировалось по разным странам, и все были в выигрыше. Например, когда СССР начал выпускать свои большие вычислительные машины серии EC (IBM360), то в Болгарии разместили производство принтеров, в Венгрии - производство ленточных накопителей и проч. Хотя могли спокойно все себе заграбастать. Заботились мы о братишках. Чехи, молодцы,- делали трамваи на всех, и т.д. А Венегры со своими "Икарусами" непотянули, - не могли дать требуемые объемы. Третий контур защищал все пространство СЭВ, делал его монолитным и независимым от кризисов капитализма. 

Четвертый контур, - это собственно привычный нам контур рубли Госбанка <-> валюта капстран. Существовал в безналичном виде. Хотя официальный курс обмена доллара на рубль был всем известен (1$~0,6-0,7руб), обменять наличку долларов на рубли негде и не к чему,- внутри страны только рубли, ни купить ни продать некому. Бумажки. По этому контуру подробностей не знаю, так как сам почти не сталкивался.

Аватар пользователя baa1964
baa1964(5 лет 10 месяцев)(11:45:03 / 24-05-2013)

Понятно. Спасибо.

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(5 лет 10 месяцев)(11:19:31 / 24-05-2013)

В СССР была монополия на международную торговлю, которая осуществлялась соответствующими организациями. Предприятия доступа к реальной валюте не имели. То есть, они имели рублевые счета, эквивалентные по сумме, валютным. И более того, деньги на эти счета поступали на целевое финансирование (закупка станков, материалов, оборудования), а не так, что "у меня там валютка скопилась, на что бы ее потратить?". Предприятия через соответствующую организацию типа "Внешстанкоимпорт" или как она там называлась, заключала договор на поставку оборудования, переводила рублевуюсумму на счет этой организации, и уже эта организация осуществляла все манипуляции с реальной валютой (долларами, маркам, фунтами). Вот этот вот рубль, находящийся на валютных счетах предприятий и назывался переводным. То, что вы называете четвертым контуром - это просто попытка ввести единую валюту стран содружества, навроде евро. То есть, было той-же валютой, что и доллар (понятное дело, что не полным аналогом). И предприятия к этому рублю так же напрямую доступа не имели, а только через механизм инвалютных рублевых счетов.

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(4 года 6 месяцев)(12:32:18 / 24-05-2013)

насчет монополии на внешнюю торговлю и рублевых счетов все абсолютно верно.

Насчет "переводного рубля" - я лично никогда и нигде такого не встречал и не слышал. О чем сразу честно и указал. однако спорить не буду, так как не в терминах суть.

Насчет:

" И предприятия к этому рублю так же напрямую доступа не имели, а только через механизм инвалютных рублевых счетов."

совершенно верно.

Насчет вот этого:

"То, что вы называете четвертым контуром - это просто попытка ввести единую валюту стран содружества, навроде евро. То есть, было той-же валютой, что и доллар (понятное дело, что не полным аналогом)."

не соглашусь. 

Рубль СЭВ, в условиях стремления свести торговый баланс к нулю, является просто средством учета этого баланса, и по факту мы имем не торговлю (с ее накоплением денег, процентами и проч фигней,) а натуральный товарообмен в пределах необходимого. Т.е. рубль СЭВ был гораздо ближе к "идеальным деньгам" чем сратое вторичное евро, или любая нынешняя валюта.  

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(5 лет 10 месяцев)(15:58:11 / 24-05-2013)

С точки зрения хозяйствующего субъекта, рубль СЭВ ничем не отличался от всей остальной валюты. А с точки зрения межгосударственных расчетов, я так подозреваю, рубль СЭВ создавался по аналогии с советской денежной системой... В этом смысле, он коренным образом отличался от доллара или евро. А с точки зрения субъектов хозяйствования - разницы никакой...

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(4 года 6 месяцев)(18:11:40 / 24-05-2013)

Аналогии совершенно верные. А хозяйствующие субъекты, со своего маленького шестка, по определению не могут отличить "деньги" от "не денег". Да оно им и не нужно. Ведь в моем примене нам нужна была выч машина а не деньги. Машину мы получили. А сколько у нее на ценнике цифр - мало кому интересно.

Аватар пользователя gerstall
gerstall(5 лет 9 месяцев)(11:10:28 / 24-05-2013)

Ну и чем, кроме удара мочи аффтору в голову, можно объяснить  устойчивый ДЕСЯТИЛЕТНИЙ рост экономики СССР после смерти Косыгина? Из них 5 лет  во время, когда предатель уже добрался к власти. Благодаря тому росту, кстати, Россия сумела все-таки не стать Верхней Вольтой. 

Семинар "Философского Штрума" - жуть какое компетентное сборище. Еще одно подтверждение, что звание к.ф.н. и психическое здоровье -несовместимы. Суть реформ Косыгина была проста как грабли - башлять тем, кто пашет, а не жевать сопли про гегемон и руководящую роль.

Двухконтурная система нал - безнал существует во всем мире давным давно. С момента появления т.н. юридических лиц. Её суть проста - в рельном мире не существует юридических лиц. Облагать доходы юридических лиц бессмысленно - это перекладываение бумаг из одной стопки в другую (ноликов из одного компа в другой). Суть налогов - перераспределить часть материальных ценностей от тех, кто их генерирует, к тем, кто их генерировать не может в силу другой общественно полезной функции. И облагать налогами необходимо реальные доходы физ лиц(потребление), а не деньги, потраченные на развитие производительных сил - счета юрлиц (т.н. инвестиции).  Собственно, для этого и создавались юрлица - чтобы оптимизировать баланс потребление-развитие, используя в качестве балансира самый надежный инструмент - человеческую жадность (сожрать бананы сейчас, или посадить еще пальму, чтобы было что жрать завтра). Собственно, поэтому никакого ноу-хау в СССР в безналичных расчетах и не было. Этой теме лет пятьсот.

Аватар пользователя Игорь Д.
Игорь Д.(5 лет 2 недели)(11:13:45 / 24-05-2013)

Спасибо большое. Особенно понравилось "звание к.ф.н. и психическое здоровье -несовместимы".

Ваше мнение особенно важно для меня. 

 

Аватар пользователя gerstall
gerstall(5 лет 9 месяцев)(11:26:41 / 24-05-2013)

Вы когда свои философские изыскания проводите - хотя бы календарик не забывайте под рукой держать. И не надо тянуть за уши Косыгина, который с 1945 года экономикой страны рулил, и, надо отдать ему должное, неплохо рулил, к развалу страны. Дабы анекдоту не уподобляться: "Пришли мыши к мудрой сове попросить совета, как им избежать участи быть съеденными обнаглевшими котами. Сова говорит им: "Станьте ежиками. Если вы будете колючими, вас никто не съест!" Обалдевшие от восторга мыши побежали домой, там опомнились и снова вернулись к сове. "Сова, расскажи - а как нам стать ежиками?" А Сова им в ответ: "Мое дело - стратегия!". 

Аватар пользователя Oslick
Oslick(5 лет 9 месяцев)(11:32:08 / 24-05-2013)

Сейчас мне кажется, я готов назвать основной МЕХАНИЗМ, который привёл экономику СССР к краху. Причин было несколько, но МЕХАНИЗМ, забивший гвоздь в крышку гроба экономической моделии Союза следующий:

1. Производитель производит товары для сбыта на рынке с очень слабой степенью конкуренции, т.к. всё планировалось, чтобы товары примерно соответствовали спросу с небольшим перепроизводством. Были товары, такие как полупроводниковые интегральные схемы, которые производились массово с гигантским перепроизводством и исключительно "на склад" для реализации в будущем.

2. Так как товары народного потребления находили спрос, у производителей не было особых стимулов совершенствовать качество товаров. Качество требовало инвестиций, т.е затрат.

3. Постепенно качество товаров отстало от западных товаров настолько, что потребители, нуждаясь в товаре, предпочитали его не покупать. Вследствие чего, началось затоваривание складов предприятий.

4. В связи с уменьшением спроса и затовариванием при неизменных ценах рентабильность предприятий производящих ТНП стала отрицательной, т.е. такие предприятия стали убыточными.

5. Убыточные предприятия стали дотироваться из бюджета, иначе в социалистической экономике нельзя: не было механизма признания предприятия несостоятельным.

6. Подсаженные на иглу дотаций предприятия быстро сообразили, что можно вообще ничего не выпускать, кроме липовых отчётов о произведённых товарах и понесённых убытках, что было основанием на получение дотаций.

7. Товаров стало катастрофически не хватать, началась эпоха тотального дефицита, а бюджет Союза на 65% состоял из дотаций предприятиям, которые в большом проценте занимались приписками, т.е жульничали. Пришлось закупать западные товары и спустить на них все золото-валютные резервы.

8. Всё накрылось медным тазом...

Аватар пользователя Homo 2.0
Homo 2.0(4 года 6 месяцев)(14:48:06 / 24-05-2013)

Зауправлять до смерти можно любую систему.

Либерасты отводят вам глаза от главного - система не при чем, важно грамотное управление и цели.

Аватар пользователя Ngin
Ngin(5 лет 10 месяцев)(17:24:43 / 24-05-2013)

Вот-вот. Покажите мне хотя бы одну "типа рыночную" корпорацию в которой нет отдела планирования. Прогнозирование спроса, планирование производства и поставок, ну и, в итоге, финплан. Понятно, что в ритейле спектр задач будет совсем разный по сравнению с агро или добычей - но в той или иной степени планирование есть в любой и каждой серьезной компании.

Аватар пользователя slw068
slw068(5 лет 9 месяцев)(21:32:40 / 24-05-2013)

КГ/АМ. СССР - это была суперкорпорация. В рамках любой корпорации наличные деньги и внутрифирменные взаиморасчеты нигде не пересекаются (кроме взаимоотношений со внешними поставщиками).

Аватар пользователя Игорь Д.
Игорь Д.(5 лет 2 недели)(23:39:26 / 24-05-2013)

Этот так. Но блогодаря реформам Либермана пересеклись. И некоторые колхозники даже начали думать, что они эти деньги заработали.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...