Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Аналоговое мышление: случай из жизни

Аватар пользователя piligrim04

"Мы много говорим и читаем об оцифрованности мышления представителей западной культуры и аналоговом мышлении у нас. Михаил Задорнов на этом уже лет двадцать публику собирает, но чаще всего дальше общих фраз никто не идет.

А там где идет, уж лучше бы молчали. Рассуждают о силе, получаемой нами не иначе как из космоса. О великих предках, о связи их с инопланетным разумом, выбравшим нас в качестве хранителей мировых ценностей. Короче, все из той же оперы, что и «глобус Украины».

Но ведь отличие нашего мышления от западного действительно есть. Попробую показать вам это на примере из своего личного опыта.

Противостояние между США и Советским Союзом в начале восьмидесятых достигло своего апогея. Создание новых вооружений велось непрерывно. Хочу рассказать об одном малоизвестном эпизоде этого противостояния.

В начале восьмидесятых Генеральный штаб МО СССР и Объединенный комитет начальников штабов США выдали два одинаковых технических задания. Американцы – FMC Corp. (в будущем – «Юнайтед Дефенс» с годовым оборотом в десятки миллиардов долларов), а наши – Волгоградскому тракторному заводу. Задание было создать для воздушно-десантных войск боевую машину с огневой мощью танка. Машина должна десантироваться с самолета, а самое главное – плавать и стрелять на плаву и одновременно быть легкой, пригодной для десантирования машина. А когда вы на такую легкую машину поставите танковое орудие, ей на гусеницах устоять будет сложно, а уж на плаву – вообще практически невозможно. Да и корпус из алюминиево-магниевого сплава отдачу должен выдержать.

Через 10 лет почти одновременно соперники выдали готовый продукт. Американцы  – легкий танк М-8, снабженный 105 мм пушкой М-35. Наши – самоходную противотанковую пушку 2С25 «Спрут – СД» со 125 мм гладкоствольной пушкой 2А75.

«Спрут» – 18-ти тонная уникальная десантная машина, созданная для уничтожения танков противника, плавающая, а главное, способная вести огонь на плаву при любом угле поворота башни.

Танк М-8 так же весит 18 тонн и имеет 105 мм пушку, впоследствии использованную в модификациях танка М-1.

Но вот беда. Танк надо было еще научить плавать и стрелять. Я не считаю себя большим специалистом по плавсредствам, но когда первый раз увидел это чудо техники, то сразу понял, что ЭТО плавать не сможет, а если сможет, то хреново.

Так оно и вышло. Плавать с горем пополам его научили, а вот со стрельбой вышла промашка. При выстреле с малейшим разворотом башни он прятал под водой пушку с башней и показывал всем гусеницы. Не знаю, много ли американцы утопили экипажей, но стрелять так и не научили.

Вот теперь о цифровом и аналоговом мышлении. Как рассудит наш конструктор? Он будет всеми способами опускать центр тяжести и размазывать машину (увеличивать ее площадь и снижать высоту), используя для этого все свое воображение. Американцы оставляют все как есть и нанимают умную компанию, составляют математическую модель танка, затем арендуют суперкомпьютер и долго обсчитывают эту модель. По полученному результату проводят корректировку размещения агрегатов, забыв, что математическую модель делали такие же, как они, оцифрованные парни. В результате научили разворачиваться башню градусов на 20 и все. Поняв, что это провал, на голубом глазу исправили в технических характеристиках плавучесть на водные преграды до одного метра. Через лет пять вообще заявили, что это был эксперимент и закрыли программу. Неплохой эксперимент длиной 15 лет.

Сказать, что у нас таких проблем не было, нельзя – были и еще какие. Ведь у нас пушку использовали гораздо мощнее американской. О компьютерах (даже не супер) тогда вообще понятия не имели – самой передовой техникой был программируемый калькулятор. Короче, для достижения цели была изготовлена масштабная модель, которую опустили в бассейн, где ее раскачивали и балансировали. Раскачивали иногда даже ногой (не от хорошей жизни). Конечно, все зависело от таланта, глазомера и сообразительности инженера, работающего с моделью (это как у виртуозного музыканта). Результат вы видели.

Самое интересное произошло на одной из выставок в Европе – это я знаю из уст нашего директора. К нему со свитой подходит глава «Юнайтед Дефэнс», жмет руку, поздравляет с успехами и задает уникальный вопрос. Какую математическую модель вы использовали, чтобы так отбалансировать машину? Наш директор вдруг понимает, что правду сказать он американцу не может. Не потому, что секрет, а потому, что американец ему просто не поверит – он не в состоянии поверить в рассказ о бассейне и раскачивании модели ногой. Директор подумал, сделал серьезное лицо и сказал, что это пока государственная тайна. Как ни странно, американец обрадовался. Сказал: «О, я понимаю вас!» И ушел удовлетворенный, с пониманием, что у русских есть секретная математическая модель. У них просто программисты немного лучше, чем в Америке! Американцу обязательно нужно было объяснение и, получив его, он успокоился..."

http://www.odnako.org/blogs/show_25076/

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя невежда
невежда(5 лет 5 месяцев)(18:28:49 / 15-04-2013)

А теперь представьте. Наше образное мышление + вычисления и модели.

Комментарий администрации:  
*** Почти любой вопрос могу свести к антисобянинской политоте ***
Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(18:35:22 / 15-04-2013)

Образное мышление развивается в процессе... ЧТЕНИЯ. Ибо именно тогда мы в уме создаем целый мир, а такую вычислительную мощь не способны создать все компьютеры земного шара. Нестандартность и вариативность мышления, отсутствие шаблонов - это здорово!

Аватар пользователя e.ginseng
e.ginseng(5 лет 10 месяцев)(18:40:28 / 15-04-2013)

В начале восьмидесятых не было возможности промоделировать трехмерную гидродинамику такого сложно-угловатого предмета - слишком нереальные граничные условия получались. А простой гидро-статический расчет можно было сделать даже на в бумажке в столбик:

- центр тяжести
- центр приложения архимедовых сил
- центр приложения силы выстрела

В идеале все центры должны были либо совпадать, либо возникающие моменты сил взаимно компенсироваться.

На нашем танке возможно учли и гидро-динамическую стабилизацию (эффект удара о воду), но рассчитать ее на компьютере не могли ни мы ни американцы (да и сейчас вряд-ли смогут).

Подозреваю, что у амеров имелись некие коммерческие ограничения на комплектуху, а у наших не было (потому что некоммерческие мы были). В итоге мы сделали все как положено по теории, а они пошли на конструкторский компромисс. Вот что бывает, когда техническим вопросом управляют дельцы.

Заголовок надо переименовать на "Коммерческое мышление vs техническое".

Аватар пользователя e.ginseng
e.ginseng(5 лет 10 месяцев)(18:49:23 / 15-04-2013)

Забыл четвертый центр приложения сил - от сопротивления воды при движении в направлении, параллельном стволу пушки. А это в свою очередь зависит от угла выстрела. И этот центр вообще хрен просчитаешь - только на модельке, толкая ее ногой :)))

Кстати, при определенной комбинации формы кузова и угла атаки - получался эффект крыла - когда танк при выстреле либо выталкивало из воды, либо топило. Видимо наши поймали нейтраль.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(23:17:12 / 15-04-2013)

Короче, кораблестроителям все эти методики известны с конца 19 века.

Аватар пользователя e.ginseng
e.ginseng(5 лет 10 месяцев)(15:11:29 / 16-04-2013)

Согласен. Так что причина неуспеха Главных Водоплавающих (американцев) в статье нифига не раскрыта :)))

Аватар пользователя Ермек
Ермек(5 лет 3 месяца)(18:50:34 / 15-04-2013)

В принципе годный пепелац. Но я бы представив как прожаривается экипаж при пробитии тонкой брони изолировал бы автомат заряжания тоненькой броней и поставил внутри башни широкую трубу (короб) сброса давления при возгорании пороха зарядов. Сетевой экперд-аналитик.

 

 

 

 

Аватар пользователя DedPanas
DedPanas(5 лет 3 недели)(19:46:41 / 15-04-2013)

Байка в тему цифрового мышления (нашел на просторах инета).

Сказ о том, как один Российский лаборант Американских программистов посрамил.

Дело было во времена стародавние, еще при «Совке» (да простят мне представители «старшего поколения» о котором, кстати, и пойдет речь, этот оборот).
И так, дело было в одном НИИ, да не простом НИИ а «ящике». И «тема» была – не просто тема а «работа имеющая большое народнохозяйственное и оборонное значение». Работа вроде бы и не сложная – да поди.. сделай её.. особенно «малыми силами, быстро и с высокой точностью»..
Суть же работы была в следующем (тут мы опустим все маловажные подробности и технические тонкости и постараемся изложить самую суть – иначе потом и не понятно будет о чем собственно и был рассказ):
Имелся некий образец сплава. Внутри исследуемого образца сплав мог находится в двух физически различных состояниях (фракциях). Необходимо было с высокой точностью определить в каком процентном отношении находятся эти фракции в образце.
Делалось это так – образец разрезался на множество очень тоненьких пластинок которые полировались и протравливались кислотой. Поскольку химическая стойкость у разных фракций не много, но отличалась, на полированной поверхности проступал «рисунок» и фракции можно было различить «визуально». Далее всё было «просто»- брался микроскоп, на образец наносилась координатная сетка и вычислялась площадь перекрытия поверхности образца каждой из фракций. Далее- всё суммировалось по всем образцам и получался ответ.
Эта работа была актуальна как для «нас» так и для «америкосов». Но, напоминаю, времена были стародавние, смутные и делится результатами работы никому не хотелось.
Поэтому работы велись в строгом секрете, параллельно и с надеждой «опередить конкурирующую сторону».
Поскольку «у нас» вычислительная техника конечно была.. но…… кто помнит — сам знает кто не помнит – пусть поверит на слово.. С Высокомощными вычислительными системами трудно было, а уж с программами распознавания образов…. Короче – у нас эту работу посадили делать лаборанта, естественно- «ручным способом». Сел этот «мальчик» и тихо мирно начал делать порученное…
Тем временем за дело взялась и «конкурирующая сторона». Американцы же, естественно, до такого опустится не могли- всё же «супер держава», «родина компьютеров» и всё такое прочее.. Задействовали свой хваленый (и не без основания!) Cray, кучу программистов, пробили многомиллионную программу поддержки этих исследований и спустя всего ДВА года получили полностью автоматизированный измерительный комплекс и радостные приступили к измерениям…
Однако (вот оно, начинается!) на очередной конференции представитель «лапотной России» как бы между прочим привел данные о «процентном соотношении фракций в исследуемых образцах». Причем с точностью в разы перекрывающей ожидаемую американцами… Американцы срочно проверили- нет ли утечки информации у них и не является ли результаты «цельнотянутыми» — выяснилось – нет, поскольку собственно измерения только-только начались и «тянуть» пока собственно нечего. Тогда американцы попробовали устроить скандал и объявить результаты измерений «подделкой и фальсификацией» — Наши очень удивились, сказали что результаты получены вообще ГОД НАЗАД! и потребовали сатисфакции предложив выдать результаты на американских образцах, по которым сами Американцы имеют уже результаты.. Америкосы подумали, посомневались.. но видимо любопытство и возможность «проникнуть в тайные технологии Русских» победило. Дали образцы и… через ОЧЕНЬ короткий срок получили ответ совпадающий со своими результатами НО всё с той же ФАНТАСТИЧЕСКОЙ (по американским понятиям) точностью.
Тут уже и наши заинтересовались – как же такое возможно. Пошли разбираться к лаборанту который всё собственно один и померил.
И выяснился поразительный факт говорящий о том что, во первых ЛЕНЬ-ДЕЙСТВИТЕЛЬНО двигатель прогресса, а с другой- демонстрирующий что не все проблемы надо решать «в лоб» и думать что чем больше денег и людей занято в проекте тем и результат будет «круче».
Посидел лаборант пару дней за микроскопом, помучался считая по квадратикам- сколько где какой «гадости».. Посмотрел на объем работы…. на время… подумал про свои усталые глазки – и призадумался. «как бы сачкануть». Но, поскольку времена были -«жесткие», контора- военная, то за откровенную лажу могли не просто уволить но и «в места отдаленные» определить. Поэтому пришлось не сачковать а применить, как тогда говорили, РАЦУХУ!
Как вы думаете – что он придумал? Догадались?.. Вот и Американцы- нет.
А сделал он очень простую но гениальную вещь!
1. Смотреть в микроскоп- себе дороже. Поэтому лаборант придумал фотографировать образцы с увеличением, чтобы «лучше видно было»
2. Ну а дальше- ход простой но гениальный.. А зачем вообще ПЛОЩАДИ считать? А не проще ВЫРЕЗАТЬ ножницами из фотографий каждую фракцию а потом просто ВЗВЕСИТЬ на весах получившиеся «кружева»? Отношение весов и будет отношение фракций в образце. Толщина фотобумаги величина (с большой точностью) постоянная, вырезать из бумаги всякую фигню еще в детском саду учат. Значит- так и надо сделать…

Так и сделал.

Аватар пользователя Ngin
Ngin(5 лет 10 месяцев)(21:34:19 / 15-04-2013)

Ааааа, рыдаю! :) история - супер!

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 10 месяцев)(04:21:55 / 16-04-2013)

чтобы не извиняться (потом) - лучше не гадить (сразу)

Аватар пользователя SJU
SJU(4 года 8 месяцев)(09:03:58 / 16-04-2013)

Мне этот метод до боли знаком! Работая в начале двухтысячных в одном народнохозяйственном НИИ, ваш покорный слуга (тогда еще студент) замерял таким образом площадь заливной поймы в окр. Самары, кажется. Весы использовались торсионные, два знака после запятой!

Аватар пользователя mastak
mastak(4 года 11 месяцев)(20:25:23 / 15-04-2013)
А вот история с Бураном: Для укладки керамической плитки на корпус с высокой точностью у нас применили разметку с помощью мат модели и эвм. Сделали быстро и с заданной точностью. Получили только заданные размеры плиток - изготавливай и клей .. А вот наши "друзья" свои шатлы размечали под плитку вручную с помощью негров (в кавычках или нет незнаю) и все остальное в ручную подгонокой ...
Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(20:37:43 / 15-04-2013)

Дык Шаттл и сделан раньше был. Буран - это Шаттл после устранения недостатков собственно Шаттла. Еще бы Энергия подешевле была раза в два - и вообще порядок, а то она больно дорогой вышла даже для СССР.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(23:15:03 / 15-04-2013)

Да, было дело по молодости. Как сейчас помню.

Аватар пользователя Дануна
Дануна(4 года 7 месяцев)(21:31:51 / 15-04-2013)

Тока Буран летал один раз. А Шатлы не один.

Аватар пользователя Ngin
Ngin(5 лет 10 месяцев)(21:35:58 / 15-04-2013)

Это кагбе не инженерная проблема, увы :(

На Буране, кстати такой автопилот крутой стоял, который амеры вот только недавно делать научились.

Аватар пользователя Дануна
Дануна(4 года 7 месяцев)(22:00:24 / 15-04-2013)

Ну стоял...И чо? Смотрим на результат. Буран летал ОДИН раз.  

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 10 месяцев)(04:20:36 / 16-04-2013)

Отличный результат.

Пендосы лет через 50, возможно, смогут повторить (на модели).

Аватар пользователя Diogenes Sinopeus
Diogenes Sinopeus(5 лет 10 месяцев)(05:17:29 / 16-04-2013)

... По причинам не имеющим никакого отношения к технике.

Аватар пользователя Дануна
Дануна(4 года 7 месяцев)(08:33:13 / 16-04-2013)

А ЭТО уже не важно. Не шмогла...

Аватар пользователя Diogenes Sinopeus
Diogenes Sinopeus(5 лет 10 месяцев)(08:45:23 / 16-04-2013)

ЭТО как раз важно. Сравнивать надо сравнимое в одинаковых условиях. Политике в рамках космической программы противостоять невозможно. Как Буран получил пулю от руководства, так и умер. Как Шатл получил пулю от руководства так и умер. Почему Буран приговорили после первого полета а шатл после какогото-там, это разговор отедльный. Не технический и не космический. 

Хотите обсуждать экономику и политику? Да пожалуйста, тока шатлы тут уже не при чем. Убито огромное количество всего, что у нас что у них, и цепляться за детали - это только путаться.

 

Аватар пользователя Дануна
Дануна(4 года 7 месяцев)(13:04:15 / 16-04-2013)

Сравнивать можно всё что угодно. Но меня, обывателя, налогоплательщика , волнует  РЕЗУЛЬТАТ. 

Не шмогла...Или летали...

"Зелен виноград"...типо не очень и хотелось...

Аватар пользователя Информатик

.

Буран "летал" - не ОДИН раз.   Один раз он садился на автопилоте после подъёма на орбиту "Энергией".

А посадок было несколько - отрабатывалась автоматика при "сбросе" с "Мрии". Для взлёта по-самолётному на орбитер ставили авиационные реактивные двигатели, и он небыстро (не с орбиты) летел

.

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(20:45:02 / 16-04-2013)

Не путайте с БТС-01 - самолетом-аналогом с двигателями от Ту-154.

Аватар пользователя Информатик

.

Не, не "путаю" ... :-)

Его же (а не БТС-01) "присобачили" на "спину" Мрии и так и полетели-покатали его до городу Парижу, чтоб у заграницы глаза на ж--- от впечатлений повылазили :-)  Они и повылазили, и даже ниже ж...  :-)
.

Аватар пользователя shed
shed(5 лет 1 неделя)(00:38:34 / 16-04-2013)

классная история !

Аватар пользователя Дилетант33
Дилетант33(4 года 8 месяцев)(05:39:23 / 16-04-2013)

ЗдОрово!

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...