Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Может ли Россия вернуться к золотому стандарту?

Аватар пользователя sklyapas

В условиях распространения давления со стороны США и других стран Запада на остальные регионы все чаще можно услышать мнения об отказе от доллара и переходе к валютной системе, основанной на золоте.

Россия в этом вопросе действует вполне планомерно, сотрудничая в первую очередь с Китаем и другими партнерами про БРИКС. В краткосрочной перспективе слабость рубля подрывает российскую экономику, заставляя Банк России идти на не очень выгодные меры в виде повышения ставок для защиты валюты.

Санкции Запада против России имеют также экономическую цель. Такая политика, судя по рублю, упавшему к доллару более чем на 30% в этом году, работает.

За счет того, что ценообразование рубля в долларах США осуществляется через зарубежные биржи в том числе, позиция России в валютной войне не очень выгодна. Для решения этой проблемы некоторые аналитики предлагают привязать рубль к золоту, то есть использовать обменный золотой стандарт.

Кроме этого, авторы блога zerohedge.com приводят мнение профессора Стива Ханке из Университета Джона Хопкинса. Он предлагает использовать валютный совет, чтобы стабилизировать рубль.

По его словам, этот режим использовался в 1918 г., когда Великобритания и другие союзные страны вторглись в Россию. Тогда рубль был привязан к фунту стерлингов, и такая политика была успешной.

Ханке консультировал несколько правительств по валютной политике долгие годы, но, учитывая стремление России снизить долю расчетов в долларах, стоит вернуться к возможности золотого стандарта.

Идея о фиксации рубля к золоту в теории имеет право на существование. Внешний долг государственного сектора России составляет всего $378 млрд, при этом размер экономики составляет около $2 трлн. Валютные резервы достигают $429 млрд, из которых $45 млрд – это физическое золото, а дефицит бюджета в этом году, вероятно, составит около $10 млрд, а это менее 1% ВВП.

Такие показатели предполагают, что стандарт по обмену рубля на золото может существовать весьма долго и успешно при условии бюджетной дисциплины и умеренной кредитной экспансии.

После того как будет установлена ставка конвертации, власти не будут ограничены только покупкой или продажей золота для поддержания курса обмена. ЦБ РФ имеет все полномочия по управлению рублевой ликвидностью. Кроме того, могут выпускаться купонные облигации, которые будут привлекательными по сравнению с наличными рублями.

Доходность по таким облигациям будет привязана к золоту, но должна быть выше, чем процентная ставка на лизинг золота в Лондоне. Участникам рынка придется иметь дело со значительно более низкими ставками, чем сейчас, но в условиях более стабильной валюты это будет выгодно.

Очевидно, что Банку России тогда придется очень тщательно следить за ростом кредитования в банковском секторе, иначе низкие процентные ставки приведут к опасному увеличению кредитования и поставят под угрозу всю систему.

В целом Центральный банк сможет легко противостоять любой тенденции по массовой конвертации рублей в золото, выводя рубли из обращения и ограничивая кредитование.

Также необходимо обратить внимание на спекулянтов. Сейчас они продают рубль по отношению к доллару и евро, а при объявлении о переходе к золотовалютному стандарту может очень сильно расти внешний спрос со стороны иностранных валютных рынков. При этом сейчас на мировом рынке заметно снижение аппетита к физическому золоту, поэтому долгосрочные иностранные инвесторы вряд ли будут стремиться обменивать рубли на золото. Поэтому время для введения такого стандарта достаточно удачное.

Наибольшую угрозу для такой системы представляют центральные банки в Лондоне и Нью-Йорке, которые могут скупать рубли и предъявлять их Банку России для обмена на золото, что позволит им покрыть свои короткие позиции на рынке золота. С другой стороны, такие операции могут быть ограничены введением специальных правил.

Таким образом, управление курсом при золотом стандарте возможно, хотя и связано с определенными сложностями. Ставки могут быть установлены вблизи текущих уровней, например около 60 тыс. руб. за тройскую унцию золота. В таком случае ЦБ должен использовать свои валютные резервы для создания и поддержания достаточного объема драгоценного металла, чтобы спокойно корректировать курс в случае необходимости.

После того как будет установлена ставка обмена, весьма вероятно, что цены на золото начнут расти. Это может создать препятствия для создания необходимого объема валютных резервов, но у России сейчас около $380 млрд резервов в иностранной валюте, большая часть из которых может использоваться для покупки золота. Это соответствует почти 10 тыс. тонн в текущих ценах, а за счет доходов в иностранной валюте от экспорта энергоносителей возможно дальнейшее накопление. И если другие страны начнут использовать золотовалютный стандарт вслед за Россией, они также начнут менять доллары на золото.

Последствия для экономики

Темы роста стоимости жизни должны начать замедляться, так как рубль стабилизируется. Это также несете в себе сильные позитивные политические последствия, учитывая текущий рост продовольственных цен на уровне 11,5% в год.

Со временем начнут расти внутренние сбережения, позволяя снижать социальное обеспечение со стороны государства и обеспечивая долгосрочную денежную стабильность, низкие налоги. Это идеальная среда для развития сильной производственной базы, и это четко демонстрирует пример послевоенного периода в Германии, если не брать во внимание высокие затраты на социальное обеспечение и связанные с этим налоги.

Западным странам, кстати, будет трудно обвинить Россию в стремлении подорвать мировую валютную систему, основанную на долларе, тем более что официальная позиция ФРС предполагает, что золото уже не играет важную роль в денежно-кредитной политике.

Критика золотого стандарта

Все это хорошо работает в теории, но практики скажут о том, что это безумие. Великобритания, действительно, ввела подобный стандарт в 1844 г., и он долгое время был эффективным, но сейчас другие времена.

Кроме того, необходимо принимать во внимание огромное количество факторов.

С другой стороны, монетарная инфляция создает неопределенность для капиталовложений и разрушает сбережения, необходимые для финансирования. Возможно, экономический прогресс через управление валютой – это большое заблуждение, считают авторы zerohedge.com.

Тем не менее, если другие страны из G20 последуют такому примеру, это фактически будет означать начало конца долларовой международной валютной системы. Страны поделятся на два лагеря: те, кто использует золото, и те, кто не может или не хочет этого.

Скорее всего, определяющим будет уровень государственных расходов и долгосрочных обязательств.

Вполне возможно, что аналогичным способом поступит Китай. В настоящее время все больше и больше говорят, что золото бесполезно, но в Китае считают, что эти слова далеки от истины. При этом представители властей обвиняют в ситуации на рынке золота США, где хранятся 74% мировых официальных золотых резервов, которые используются для подавления других валют и сохранения гегемонии доллара.

Некоторые эксперты поддерживают такое мнение, так как рост доллара и британского фунта, а позднее и европейской валюты, был поддержан в том числе огромными золотыми запасами.

Подтвержденная стратегия Коммунистической партии Китая подразумевает активное накопление золота в резервах и стимулирование индивидуальных инвестиций в золото в целях укрепления китайской экономики и защиты от внешних и внутренних потрясений.

Стоит обратить внимание, что Китай, скорее всего, занижает реальные цифры спроса на золото, чтобы скрыть истинный дефицит. Фактический китайский оптовый спрос на золото в 2013 г. составил 2,197 тыс. тонн, по данным различных источников.

Главной целью как раз является интернационализация юаня. Такая "китайская мечта" может быть реализована, если сохранится тенденция на усиление роли Китая в мировой экономике и торговле.

Исторически золото играет незаменимую роль во время финансовых кризисов и войн, когда дело доходит до защиты экономической безопасности страны. В качестве монетарного актива золото выходит за рамки национального суверенитета, являясь мощным инструментом погашения обязательств. И это именно то, что обеспечивает силу резервной валюте.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(07:05:04 / 05-12-2014)

Бредятина. Вот, попробовали к нефти привязаться - так все взвыли. С золотом будет сильно хуже, тут цену мы вообще не можем определять (а враги - могут).

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 5 месяцев)(07:06:47 / 05-12-2014)

+1

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя gruzzy
gruzzy(3 года 5 месяцев)(07:07:44 / 05-12-2014)

неужели? Россия им бочку нефти - Запад нам кило золота. хотите дешевле - идите торгуйтесь с другими.

наманый расклад.

Аватар пользователя Aijy01
Aijy01(5 лет 2 месяца)(07:18:07 / 05-12-2014)

Это еще больше бредятина ибо привязка 2 товаров друг к другу. Зачем за счет своих ресурсов стабилизировать мировой рынок нефти? Кому надо, то пусть и стабилизируют, создают локальные запасы... 

В прочем, в главном все же соглашусь: экспорт сырой нефти из России нужно рубить, последние события показали, что это создает способ влиять на нас, что в корне неверно. И НДПИ  и эксп. пошлины пора фиксировать в рублях, это вопрос самоуважения страны. 

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 5 месяцев)(08:44:18 / 05-12-2014)

НДПИ на основной экспорт в рублях, а экспортная пошлина в рублях зачем? - она же экспортная, т.е. это чистый приток полезной валюты

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя Вован Толяныч

1. Золото и нефть связаны без участия доллара дольше чем вы живёте на этой планете.

2. РФ не может рубить экспорт сырой нефти, потому что этот экспорт финансирует добычу нефти и импорт почти всего прочего, что в РФ не производится, но что нужно не только для дальнейшего развития, но и для поддержания достигнутого размера экономики.

3. Все налоги на экспортёров должны быть выражены в той же форме, в какой экспортёры получают экспортный доход. Иначе валютный риск испортит этот бизнес, а от него зависит вся страна. Для вас это похоже новость.

Аватар пользователя sevik68
sevik68(5 лет 6 месяцев)(07:03:51 / 05-12-2014)

достаточно пощитать объемы мировой торговли и прикинуть сколько для этого понадобится рыжья, чтобы понять, что это бред

времена древнего рима давно прошли

Аватар пользователя Nordicx86
Nordicx86(5 лет 10 месяцев)(07:25:37 / 05-12-2014)

о опять гномы повылазили - снесите этот бред в блоги

Комментарий администрации:  
*** Криптобес ***
Аватар пользователя Савва
Савва(5 лет 11 месяцев)(07:32:10 / 05-12-2014)

Для стабилизации рубля - вполне возможно. Только необходимо очень осторожно смотреть на внешние перспективы золотого рубля, не допускать его экспансию на внешние рынки и не пускать сюда англосаксов!

Внимательно изучить вопрос с реформами Витте (помните такого?!). Он ошибся и в результате нас втянули в первую мировую на стороне Антанты.

Короче, на конечном временном промежутке - золотой стандарт я допускаю. Цель - подъем экономики и стабилизация валюты. Также и кредитование будет легче осуществлять, не оглядываясь на политику ФРС (сегодня - дешевый доллар, завтра зажали ликвидность - доллар стал очень дорогим - собирай урожай, ребята, Уолл Стрит вам в помощь!)

И печатать "минутки ЦБ РФ" - "сегодня мы решали вопрос с продлением золотого стандарта - в Лондоне могут спать спокойно, мы продлили его еще на три месяца!"

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(08:38:26 / 05-12-2014)

Все попытки введения золотого стандарта закончились в итоге потерями золотых запасов стран. Вроде бы уже достаточно граблей валяется?

Аватар пользователя Вован Толяныч

Это последствие дефицита внешней торговли. Все попытки жить не по средствам заканчиваются трагически, но с золотом они заканчиваются быстро и поправимо, с фантиками -- медленно и катастрофически.

Аватар пользователя Вован Толяныч

Ошибся там тот, кто решил набрать долгов в золоте под проценты, чтобы потратить их на войну. Результат был предсказуем, как пешее путешествие голой блондинки с фонарём по негритянскому кварталу в три часа ночи.

Аватар пользователя Вован Толяныч

Статья неконструктивная.

1. РФ не готова к золотому стандарту рубля юридически и организационно.

2. Золотой стандарт рубля даёт некоторые временные выгоды населению (возможность сбережения), но власть просто не умеет жить без дефицита (печати фантиков по прихоти) -- в результате кончится очередной конфискацией.

3. Золотой стандарт рубля не решает главной проблемы РФ -- существования нефтебакса.

Как решить проблему нефтебакса для РФ я уже писал. Для этого не нужно трогать рубль, ЦБ и привычки. Продажа нефтегаза за золото с последующей закупкой товаров и услуг для проектного развития промышленности -- вот где сегодня золото может поработать для РФ. Цена золота устанавливается в Лондоне, но эта проблема вообще не проблема -- цена нефти привязывается к количеству золота (она уже неформально привязана), цена газа к цене нефти, и только на таком принципе ведётся торговля. У кого нечем платить, тот пусть покупает за баксы у других -- это один из аспектов главного изменения, которое вносит золото в торговлю: бездефицитность. Дефицитная страна очень быстро потеряет своё золото и останется ни с чем. Профицитная страна будет накапливать золото (или купленные за него товары и услуги) по ходу торговли. Только сбалансированная торговля (сколько наработал, столько и потребил) стабильна при золотой цене экспорта. Германия, Китай, РФ и прочие профицитные могут так жить, и жить очень хорошо. Остальные осознают свою дефицитность в чудовищной полноте. А относительно рубля, не нужно его трогать, лучше отменить НДС на золото и сделать доступ к нему беспрепятственным для населения -- в Китае так сделали давно. Это решит проблему накопления для населения, даже если рубль останется деревянным.

Аватар пользователя Слон
Слон(4 года 11 месяцев)(07:58:52 / 05-12-2014)

К сожалению, РФ не будет накапливать.  Золото будет вкладываться в иностранные банки, так как там будут обещать проценты побольше.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Вован Толяныч

Банки не накапливают золото и не платят по нему проценты. Банки торгуют долгами.

Аватар пользователя aндpeй_5870
aндpeй_5870(4 года 3 месяца)(10:45:51 / 05-12-2014)

\цена нефти привязывается к количеству золота\

все импортные товары привяжите к количеству золота, тогда можно будет подумать. 

Аватар пользователя Вован Толяныч

Это автоматический результат экспорта за золото. Сколько экспортировали, столько и будет импортных товаров.

Аватар пользователя aндpeй_5870
aндpeй_5870(4 года 3 месяца)(11:33:12 / 05-12-2014)

оценивать стоимость импорта в золоте будет продавец.

Аватар пользователя Вован Толяныч

Я не веду дискуссии, в ходе которых мне приходится писать абзац аргументированных опровержений на каждую неаргументированную реплику. Поэтому кратко: нет.

Аватар пользователя aндpeй_5870
aндpeй_5870(4 года 3 месяца)(12:11:30 / 05-12-2014)

бгг

ну, фантазируй дальше

Аватар пользователя Ерема
Ерема(4 года 8 месяцев)(15:39:47 / 05-12-2014)

лучше отменить НДС на золото и сделать доступ к нему беспрепятственным для населения

Инвестиционные монеты "Георгий Победоносец" НДС не облагаются.

Но: малые тиражи монет (на всех точно не хватит), и непомерные премиумы дилеров (банков).

Аватар пользователя Вован Толяныч

Этого недостаточно. Когда принято решение "отменить НДС на золото", как недавно в Сингапуре, единственным условием делается его "инвестиционность" -- чистота 99.99%, всё остальное отсекается (ювелирка, монеты с примесями, старое 99.5% и прочее). Премии выше пары процентов быть не должны, при нормальном рынке розничные премии не поднимаются выше процента.

А для утоления жажды что-то позапрещать, полезно запретить банкам торговать золотом вообще, кроме "инвестиционных монет" с высокими премиями. Лучше всего металлами торгуют специализированные компании -- премии низкие, конкуренция высокая, рынок всегда ликвидный.

Аватар пользователя Слон
Слон(4 года 11 месяцев)(07:53:13 / 05-12-2014)

Читайте здесь:

http://army.lv/ru/Himera-zolotogo-rublya/882/546

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Вован Толяныч

Автор: Паршев Андрей Петрович

публицист, политолог, в качестве эксперта регулярно участвует в политических ток-шоу

Занимается научной работой, исследуя историю экономической политики российского государства.

В статье незнайкина чушь, но после этого читать невозможно:

> Наконец, Екатерина II изданием ассигнаций сперва изумила, но скоро облегчила народ во всех платежах и торговых сделках. Увидели удобность и пользу.

Вот кто увидел удобность и пользу, и на сколько "облегчили" народ:

> В 1769 были введены бумажные ассигнации; к 1810 они потеряли 75% стоимости в серебряных рублях. В 1839 был введён серебряный стандарт, и ассигнации были официально девальвированы на 71%.

Эта традиция облегчения народа уничтожила империю и много миллионов жизней народа (так уж всегда получается с девальвациями), но не прервалась до сего дня. Поэтому сомневаюсь что даже Путин (без иронии) способен её изменить и удержать это изменение -- это будет исторически невиданный успех.

Чтобы трындеть о пользе народу от ассигнаций, нужно не знать что у народа столько денег не бывало -- достаточно посмотреть на номиналы. Народ, будучи основой экономики, получал свою часть девальвации опосредованно, потому что прямая девальвация народных денег оказалась "опасной": в 16 веке власть перечеканила иностранную монету с прибылью 100%; в 1645~1676 власти удалось перечеканить медную монету стоимостью 5 рублей в монеты номинальной стоимостью 312 рублей, которые вскоре были девальвированы; в 1689~1725 серебряный рубль был девальвирован на 42%.

Очень полезно почитать хотя бы википедию о медном бунте -- там прямым текстом показана причина (или мотиватор) для девальвации. Он был тем же и в 1914 -- ничего не изменилось:

> Затяжная война с Речью Посполитой из-за Украины потребовала огромных расходов. Чтобы найти деньги на продолжение войны, А. Л. Ордин-Нащокин предложил выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью. Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками, однако вскоре чрезмерный выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, привёл к обесцениванию медных денег. За 6 рублей серебром давали 170 рублей медью. Несмотря на царский указ, все товары резко подорожали.

Высокопоставленные дебилы абсолютно необучаемы. То же самое пытались делать в Римской империи, с известным результатом:

> runaway inflation caused by the Roman government issuing base-metal coinage but refusing to accept anything other than silver or gold for tax payments

Аватар пользователя брат кондрат
брат кондрат(2 года 11 месяцев)(07:54:35 / 05-12-2014)

Зачем велосипед изобретать-Как Сталин освободил рубль от доллара.-http://aftershock.news/?q=node/272264

Аватар пользователя Вован Толяныч

Этот велосипед имеет недокументированную особенность: он едет только в одну сторону -- на кладбище.

Аватар пользователя lindorenan2
lindorenan2(5 лет 10 месяцев)(07:57:35 / 05-12-2014)

поскачите

Аватар пользователя lindorenan2
lindorenan2(5 лет 10 месяцев)(07:57:10 / 05-12-2014)

как минимум чтобы обесценить зеленую макулатуру---подумать как поиграть чуть стоит. Тем более опыт Сталина есть.

Но вообще разумнее привязка к ржи, гречке, энергии и руде

Аватар пользователя sklyapas
sklyapas(3 года 3 месяца)(07:58:24 / 05-12-2014)

А пресная вода уже не в тренде?

Аватар пользователя cethtot
cethtot(4 года 1 неделя)(08:04:21 / 05-12-2014)

Когда проталкивають мнение, что золото-отстой, когда немцам не дают вывезти своё, когда ЕЦБ заставляют не упоминать о выкупе золота, когда США своё официально не продает (хоть его уже и нет в резервах), когда в ходу торгуется фиат золото, которым искуственно сдерживают цену-всё уже давно поняли, золото это антидоллар. Сегодня золото-сила, и надо быть достаточно сильным, что бы даже заявлять о этом. И о серебре, нынешнее соотношение серебро-золото также неравноцено. Но весь мир загоняют в долларовые бумаги, бесконечно это делать нельзя. В РФ в условиях снижения нефть/рубль многие вкладываются в доллар, в конечном итоге патриоты выиграют, остальным-так вам и надо.

 

Аватар пользователя sevik68
sevik68(5 лет 6 месяцев)(08:12:00 / 05-12-2014)

хочется дожить и увидеть это так вам и надо ;)

Аватар пользователя sklyapas
sklyapas(3 года 3 месяца)(09:44:55 / 05-12-2014)

+++!  Рынок золота - отдельно "стоящий" рынок. Ни какая экономика не свернет шею золоту.

Аватар пользователя AlexN
AlexN(5 лет 3 месяца)(08:32:10 / 05-12-2014)

А на что мне золото, если я не химик? Я понимаю зачем мне дрова, уголь, нефть, зерно, мясо и молоко. Я даже понимаю на что мне кожа, меха, лен и конопля. Золотом мне что делать?

Аватар пользователя sklyapas
sklyapas(3 года 3 месяца)(09:45:38 / 05-12-2014)

Чахнуть над ним.

Аватар пользователя Вован Толяныч

Не надо -- значит не надо. Выгодным отличием золота от фантика является добровольность. На любом фантике написано примерно такое: "это ваши деньги, а если вы против, мы вас покараем". На золоте может быть не написано ничего вообще, и его точно никто никому не навязывает. Однако насчёт мехов у меня недоумение, если вы не женщина.

Аватар пользователя Len
Len(4 года 3 месяца)(08:43:17 / 05-12-2014)

Большие риски. Особенно потому, что золото контролируется финолигархами.

Аватар пользователя Вован Толяныч

Золото, которое у вас в руке, контролируется только вами. Олигархами контролируется лишь финансовая абстракция. Хотя некоторыми олигархами контролируется весьма существенные количества золота, на которое рук не хватит.

Аватар пользователя kw
kw(3 года 5 месяцев)(10:42:07 / 05-12-2014)

Золотой стандарт фигня. Во первых после отказа от золотого стандарта США никто уже в него не поверит. Во вторых на самом деле стандарт валюты определяется основным набором экспорта страны. Например у России основной экспорт нефтянка, отсюда следует что основное обеспечение рубля нефть, по факту у рубля в данный момент нефтяной стандарт, сколько стоит нефть, столько имеет наполнения и рубль, правило 3600. Другими словами стабилизация валюты заключается в стабилизации цены на то что является основным экспортом, если не будет стабилизации цены экспортного товара то хоть что там придумывай нифига не выйдит. Ну вот привяжите к золоту и что? Какой-нибудь ДеГоль пригонит пару параходов вашей валюты и всё ваше золото закончится, другими словами чтоб гарантироваить золотой стандарт надо чтоб золото и было одним из основных экспортных товаров. Самое лучшее если экспортировать широкий спектр товара, разной природы, и самое главное высокого передела, ибо продукция высокого передела не может быть так просто обрушенна в цене ибо не так просто нарастить объёмы производства продукции высокого передела по конкурентной цене.

Аватар пользователя aндpeй_5870
aндpeй_5870(4 года 3 месяца)(10:47:22 / 05-12-2014)

всё так.

Аватар пользователя Вован Толяныч

1. Нефть уже привязана к золоту -- выше давал график с 1950 года. Это ваше условие с тех пор выполняется, даже ещё раньше.

2. При золотом стандарте потерять золото можно только при торговом дефиците. Иначе никак не закончится -- арифметически невозможно. Де Голь сделал это в результате амовской девальвации и во избежание фиксации потерь от неё, пока было возможно.

3. Условием стабильности любой валюты является нулевой торговый баланс -- сколько продали, столько купили, минус небольшой профицит для подстраховки.

4. К золотому стандарту РФ не готова -- ни власть, ни население. Но экспорт нефти за золото по фиксированной цене (20 грамм за тонну) можно сделать легко и быстро, без нарушения процессов для компаний и государства. Это устраняет механизм влияния на РФ через бакс, делает невозможным блокирование баксовых активов РФ и торговую блокаду через изоляцию от баксовых расчётов, а также получит немалую поддержку от других экспортёров.

Аватар пользователя Слон
Слон(4 года 11 месяцев)(15:42:17 / 05-12-2014)

http://gromada-ks.blogspot.ru/2011/01/blog-post_2157.html

Здесь объяснено, почему продукция высокого передела требует субсидий при экспорте из России.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...