Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Кажется курбаши Бердымухамедов доразновекторился

Аватар пользователя Bledso

Прочел статью о том, что "Туркменистан ищет новые газовые рынки, чтобы избежать полной зависимости от Китая". Задумался: а с чего бы это такая трогательная забота о туркменах? Немного погуглил и выяснил, что там оказывается намечаются очень веселые события! Похоже, что виляния курбаши своей многовекторной задницей достали уже всех и его решили жестко поставить на место.

Последние несколько месяцев выдались для Туркменистана непростыми. Двое давних постоянных покупателей заявили, что больше не будут приобретать у республики природный газ, что потенциально может поставить Ашхабад в ситуацию полной зависимости от закупок газа Китаем.
В некоторой степени ослабить подобную зависимость мог бы газопровод в Индию и Пакистан через территорию Афганистана, известный как проект ТАПИ. Но, несмотря на видимость бурной деятельности в последние несколько месяцев, этот проект так же далек от реализации, как и в момент зарождения идеи о его постройке в 1990-е годы, считают эксперты.

Туркменистан стоит на четвертом месте в мире по запасам газа. Но нехватка инфраструктуры для транспортировки энергоносителей ограничивает экспортный потенциал этой не имеющей выхода к морю страны. Лишь газопровод из республики в Китай, построенный Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, объемы поставок по которому должны достичь 55 млрд кубометров к концу 2015 года, дает Туркменистану выход на рынок, обладающий реальным потенциалом.

Но для гордящейся своим «нейтральным» статусом страны растущая зависимость от КНР является проблемой, которая потенциально может ослабить позиции администрации президента Гурбангулы Бердымухамедова, являющейся, по утверждениям правозащитников, одним из самых репрессивных режимов на планете.

Этим летом министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане отметил, что Иран намерен сконцентрироваться на наращивании добычи газа и не будет больше покупать его у Туркменистана. В то же время представители правления российского энергетического гиганта «Газпром» неоднократно высказывали мысль об аннулировании контрактов с центральноазиатскими поставщиками, в частности Туркменистаном и Узбекистаном.

Россия и Иран, сами являющиеся крупными поставщиками газа, никогда не были для Ашхабада идеальными покупателями, но вместе они ежегодно закупали у Туркменистана 15-20 млрд кубометров газа, что служило приличной подушкой безопасности от не упускающего случая сбить цену Китая. Если КНР станет единственным покупателем туркменского газа, то это даст Пекину невиданные доныне возможности диктовать Ашхабату цены на голубое топливо.

Основным вопросом на данный момент является, насколько Иран тверд в своем намерении нарастить добычу газа. Хотя некоторые обозреватели посчитали заявление Зангане блефом с целью сбить цену импортируемого Ираном газа, Тегеран несомненно планирует увеличить добычу и развивать инфраструктуру, что может привести к обострению конкуренции со своим северным соседом — Туркменистаном.

Меньше сомнений вызывает то, что дни, когда Россия импортировала туркменский газ, подходят к концу, считает Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований российской инвестиционной группы «УНИВЕР Капитал». «“Газпром” и Россия молчат по поводу того, что Китай в будущем станет основным покупателем газа в Евразии, — сообщил он EurasiaNet.org. — Добыча газа [в России] растет. Закупки в будущем туркменского газа представляются маловероятными, если [Туркменистан] не предложит заметную скидку».

На этом фоне, и учитывая, что постройка Транскаспийского газопровода постоянно откладывается и осложняется нерешенностью вопроса о правовом статусе Каспийского моря, проект ТАПИ приобретает для Туркменистана все большое значение. Обращаясь к Совету старейшин 29 октября, Бердымухамедов заявил, что ожидает запуска ТАПИ к 2017 году.

Хотя проект получил поддержку Азиатского банка развития (АБР), нанявшего в прошлом месяце британскую инженерно-конструкторскую фирму Penspen для подготовки технико-экономического обоснования проекта, мало кто кроме подпевал и подхалимов в окружении Бердымухамедова разделяет его оптимизм, и не только потому, что газопровод этот пришлось бы проложить через территорию раздираемого войной Афганистана.

Осуществлению проекта мешает множество других серьезных проблем. «Чтобы привлечь финансирование для проекта такого масштаба, необходимо, чтобы был мощный, кредитоспособный и надежный поставщик, способный гарантировать поставки газа по этому газопроводу, — говорит Лоран Русека (Laurent Ruseckas), эксперт по нефтегазовым вопросам в лондонской консалтинговой компании Veracity Worldwide. — [Государственная компания] Туркменгаз пока не обладает такой репутацией на рынках капитала».

Энергетические гиганты Chevron, ExxonMobil, Total и Petronas также проявляют интерес к ТАПИ. Но инвесторов отпугивает отказ Туркменистана предоставить им возможность получить долю не только в рискованном газопроводе, но и в месторождениях газа. «Пока ничто не указывает на то, что Туркменистан готов предоставить участникам проекта прямой доступ к газовым месторождениям», — отметил Русека в разговоре с EurasiaNet.org.

Хотя основным получателем голубого топлива по газопроводу стала бы Индия, где спрос на газ намного превышает предложение, индийские официальные лица публично высказали сомнения по поводу ТАПИ.

Дели смущает то, что газопровод пройдет по территории Пакистана, и тот может воспользоваться им в качестве инструмента политического давления, если только в рамках договора о ТАПИ не будут обеспечены значительные «финансовые и суверенные риски» для Исламабада, способные помешать этому, заявил Рахул Тонгиа (Rahul Tongia), эксперт по энергетическим вопросам при аналитическом центре Brookings India. Импорт сжиженного природного газа (СПГ) по морю дает Индии больше маневра и свободы, чем газопровод, добавил он, отмечая, что Туркменистан не является крупным производителем СПГ. «Все это легче сказать, чем сделать», — сказал он о ТАПИ.

Пакистан, судя по всему, больше бы устроил договор об импорте газа из Ирана, в случае подписания которого отпала бы необходимость строить ТАПИ. 31 октября пакистанские СМИ сообщили, что Пакистан и Иран договорились о поставках иранского СПГ через пакистанский порт Гвадар. Осуществлению данного договора могут помешать международные санкции в отношении Ирана, но Тегеран, по всей видимости, уверен, что их вскоре отменят.

В прошлом Туркменистан предпринимал шаги по диверсификации экспортных маршрутов только когда зависимость от одного покупателя представлялась «угрожающей стабильности», заявил Лука Анчешчи (Luca Anceschi) из Университета Глазго. Зависимость от Москвы заставила Ашгабат сделать разворот в сторону Китая в 2009 году. «Теперь Ашхабат достиг такой же точки в отношениях с Китаем», — добавил Анчешчи.

В большей мере, чем разрыв газовых отношений с Москвой, в рамках которых Кремль закупал топливо по дешевке и перепродавал его с большой выгодой на европейских рынках, «расторжение относительно успешных связей между Туркменистаном и Ираном приведет к значительным сдвигам» на газовых рынках Евразии, прогнозирует Анчешчи.

Оригинал публикации: Turkmenistan: Seeking New Markets to Check Dependency on China

Источник


Итак, что мы имеем?

Гурбангулы считал себя очень умным и очень хитрым саксаулом аксакалом, который сможет кинуть всех. Считал, что он сделает из Туркменистана центр силы в Средней Азии. При этом он как-то не обращал внимания на то, что и Иран, и ЕС, и Турция, и Азербайджан ему только обещали райские газовые услады в ближайшем будущем. А в настоящем у него покупали только Россия, с недавних пор - Китай, и немного - Иран.

С недавних пор Турция внаглую через задний проход Азербайджан полезла за туркменским газом (планируемый газопровод TANAP), хотя ее до этого неоднократно и Москва, и Тегеран предупреждали, что "туда не ходи! Снег башка попадет!".

И бабах!

Внезапно выяснилось:

- что ТАПИ (Афганистан-Пакистан-Индия) нереален (что правда);

- что Ирану туркменский газ особо не нужен, поскольку он и сам собирается наращивать добычу, ну, если только по бросовой цене (что правда);

- что России туркменский газ тоже невыгодно покупать, опять же - если только по бросовой цене (что тоже правда! По оценке Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ), сейчас маржа «Газпрома» при продаже среднеазиатского газа составляет менее $20 за 1000 куб. м, хотя, например, в 2011 г. она составляла около $80).

Между прочим, в 2013 г. «Газпром» купил в Туркмении, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане почти 30 млрд куб. м газа, в среднем по $275,8 за 1000 куб. м.;

- что проложить Туркменистану газопровод по дну Каспийского моря в Азербайджан не позволят Россия и Иран в целях экологической безопасности (вспоминаем усиление Каспийской флотилии и недавнее соглашение прикаспийских стран).

Вот и решили дать дополнительный бонус Китаю за подписание дальневосточных газовых контрактов - несколько лет на "разграбление" Туркменистана. :)

И сразу же засуетились тараканы! Премьер-министр Турции Эрдоган подорвался и рванул в Ашхабад. О целях поездки крайне эмоционально и честно сообщает азербайджанская пресса:

Эрдоган всячески стремится пробить через Бердымухамедова Транскаспийский газопровод, имеющий для Эрдогана важное значение. Усилия Турции по строительству «Южного газового коридора», частью которого и должен стать Транскаспий, обеспечат Анкаре статус крупнейшего энергетического хаба, гарантирующего Европе независимые от Москвы поставки углеводородов, а Эрдогану - политическую выживаемость на долгие годы.

...А состоявшийся в конце сентября саммит глав Прикаспийских стран остудил подогретый было за лето пыл Бердымухамедова. Реализация проекта Транскаспийского трубопровода по дну Каспия для вывода туркменского газа через Азербайджан и Турцию в Европу невозможна без согласия Россия. А Россия четко дала понять, что будет блокировать строительство любых трубопроводов по дну водоема. Ответ Бердымухамедова был не менее четким: "Туркменистан твердо убежден, что строительство таких трубопроводов - это суверенное право государств, по участкам дна которых они проходят, и поэтому может осуществляться только с их согласия".

По итогам прошедших переговоров на высоком уровне госконцерн "Туркменгаз" и турецкая компания "Atagas" заключили рамочное соглашение о сотрудничестве в вопросах купли-продажи природного газа. Более того, Эрдоган заявил, что проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) мог бы рассчитывать на поставки в Европу и туркменского газа.

"TANAP может по территории Турции транспортировать в Европу газ как из Азербайджана, так и Туркменистана", - сказал он, отметив, что Анкара уделяет особое внимание вопросам энергетической безопасности Европы. А TANAP предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения "Шахдениз" через территорию Турции до Европы. Его планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. Анкара заинтересована в реэкспорте туркменского газа в европейском направлении. Наиболее оптимальный вариант для этого - прокладка 300-километрового газопровода через Каспий.

Но Россия и Иран выступают против данного проекта, исходя из вопросов "экологической безопасности", хотя всем ясно, что не желают отдавать европейский газовый рынок Ашхабаду и Баку. И теперь ясно вычерчиваются контуры двух противоборствующих в этом вопросе лагерей в каспийском регионе. Первый лагерь заинтересованных в прокладке стран Транскаспия – это Азербайджан, Туркменистан и Турция, которых поддерживают Грузия, Украина, Евросоюз и США. Противостоят же им Иран и Россия, которых никто более не поддерживает.

В честной борьбе победителем из конфликта вышел бы первый союз, от которого могли бы выиграть многие страны и даже целые регионы. Но коварство их противников, которыми кроме зависти и алчности ничего не движет, известно далеко за пределами региона, тут бы надавить на Москву и Тегеран. Но Запад, влипший в один конфликт на Украине, видимо, не хочет обострять ситуацию и дальше, оставив это поле боя в распоряжении противоборствующих сторон. И роль сильного в этом лагере, видимо, взяла на себя Анкара, амбиции которой растут с каждым годом.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(5 лет 1 месяц)(18:59:57 / 09-11-2014)

/////Туркменистан стоит на четвертом месте в мире по запасам газа.////

Это одна из сказок. Газ нового месторождения Галканыш (по моей оценке по запасам соизмеримое с Оренбургским, по официальной - на порядок больше) закантрактован Китаем. Старые месторождения на грани исчерпания. В акватории Каспия ситуация не очень понятная. И это прекрасно понимают власти Туркменистана. Поэтому реально и не дергаются ни по ньюНабукко (через Каспий в Европу), ни по ТАПИ. Проявяют видимую активность из уважения к суетливым политикам, приезжающим в Ашхабад. 

Кроме того, газ в Узбекистане кончается. Это даст Туркменистау порядка 10 млрд куб. м дополнительного экспорта в год.

Комментарий администрации:  
*** Угроза фашизма преувеличена нерусью... Перегибы не страшны. Русский фашизм должен быть в России в разумных пределах" (с) ***
Аватар пользователя Болт
Болт(4 года 3 недели)(19:06:00 / 09-11-2014)

И теперь ясно вычерчиваются контуры двух противоборствующих в этом вопросе лагерей в каспийском регионе. Первый лагерь заинтересованных в прокладке стран Транскаспия – это Азербайджан, Туркменистан и Турция, которых поддерживают Грузия, Украина, Евросоюз и США. Противостоят же им Иран и Россия, которых никто более не поддерживает.

В честной борьбе победителем из конфликта вышел бы первый союз, от которого могли бы выиграть многие страны и даже целые регионы. Но коварство их противников, которыми кроме зависти и алчности ничего не движет, известно далеко за пределами региона, тут бы надавить на Москву и Тегеран.

Спасибо, Бледсо - искренне посмеялся. Похоже, у некоторых азербайджанских журналисто-аналитиков имеется глобус Азербайджана на котором они и разрабатывают стратегию по примеру 404. Эдакий каспийский вариант свидомых граблей. Нелегко будет жить ребятам между Россией и Ираном - к гадалке не ходи!

Аватар пользователя Lehan
Lehan(3 года 9 месяцев)(19:18:23 / 09-11-2014)

Иран в явное экономическое противостояние с Туркменией не полезет. А иначе зачем было делать железную дорогу?

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(19:43:43 / 09-11-2014)

А это и не противостояние. Ведь все экономически обосновано. Невыгодно, и все тут. :)

Я помню как лет 5 (или 4?) назад Туркменистан договорился с Тегераном о двойном увеличении поставок ему газа. При этом цена была ниже газпромовской, но надо было "диверсифицировать поставки". После чего моментально показал козью морду Москве. Дескать, "я и без вас покупателей найду!". Я вот только не знаю, начал ли выполняться тот контракт и, если да, то насколько. :)

А сейчас Иран уверен, что все санкции снимут. Ему реально этот туркменский газ нафиг не сдался. При таких раскладах он его сможет получить по цене, которую сам назначит, потому что Туркменистану его девать просто некуда. Физически некуда.

Аватар пользователя alexvlad7
alexvlad7(5 лет 1 месяц)(20:07:16 / 09-11-2014)
Между Ираном и Туркменистаном достигнута новая договоренность по газу

    "07 ноября 2014

Между Ираном и Туркменистаном достигнута договоренность о продолжении процесса обмена туркменского природного газа на иранские товары и услуги, и в этой связи предполагается, что предстоящей зимой поставки газа из Туркменистана в Иран не сократятся. Новый раунд двусторонних переговоров по газу состоялся в ходе однодневного визита министра нефти Ирана Бижана Зангене в Ашхабад. ..."


22 октября 2014

Пакистан намеревается реализовать проект по строительству совместного с Ираном газопровода

   Министр нефти и природных ресурсов Пакистана Шахид Хакан Аббаси, выступая перед депутатами пакистанского парламента, заявил, что МИД Пакистана находится в постоянном контакте с Ираном и своими зарубежными партнерами с целью нахождения путей скорейшей реализации проекта по строительству совместного с Ираном газопровода. По словам министра, названный проект представляется весьма важным в плане обеспечения энергетической безопасности Пакистана.

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(21:45:16 / 09-11-2014)

К сожалению, нигде не нашел параметров договоренности. Поэтому сложно судить об этой новости.

Аватар пользователя obkos
obkos(4 года 5 месяцев)(19:23:17 / 09-11-2014)

Азербайджан опять же не очень то и мечатает о Транскаспии. Да, у него появится статус транзитера заметных туркменских объемов, но вот только интерес к его собственному дорогущему газу у ЕС сразу снизитсяю

Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(19:36:45 / 09-11-2014)

Зря так думаете. Мечтает, очень мечтает.

Во-первых, бабло лишним не бывает. Во-вторых, это нужно прежде всего Турции, а в Баку турецкое лобби крайне сильное.

Аватар пользователя neofit
neofit(5 лет 10 месяцев)(19:35:10 / 09-11-2014)

В прошлом году на газовой конференции всё радужно было. Вот комментарий местного: Туркмены были обижены на Россию, поскольку она обещала покупать газа в пять раз больше чем покупает. После этого пустили иностранцев на правах концессий. Запад сделал ставку на туркменский газ и отказываться не намерен. Впившись зубами в Азербайджанский газ, ему теперь нужно вытащить его из Туркмении.  Про 40% конечно не серъёзно но его там достаточно чтобы обеспечить TANAP газом и сделать альтернативный путь поставки в европу. Сейчас начинается самое интересное, как и когда этим новым конфессиям дадут по рукам.

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(5 лет 8 месяцев)(22:00:54 / 09-11-2014)

 У http://iv-g.livejournal.com/ были интересные обзоры по Туркмении и по месторождению Галканыш (которое типо 2-ое в мире), аудит делала какая-то мутная джентельменская конторка, запасов там не так много, но есть, но надо вкладываться в добычу, а план по ней все как-то не взлетает, который год. Полный алтын асыр с эпохой могущества под предводительством многоуважаемого и солнцеликого. 

 А так да, Туркмения фактически отправила Россию в пешее эротическое путешествие, газ - это Китай с трёх-ниточным газопроводом и крупный завод, всё сделано китайцами, все строительство ( сравнимо с Сочи, если не больше)+большие вложения в электроэнергетику осваивается Турцией, только Камаз из наших поставляет технику + военные поставки. На данный момент Туркмения старательно выходит из под остатков влияния России. 

Аватар пользователя MDS
MDS(3 года 1 месяц)(22:51:06 / 09-11-2014)

Очень интересно, спасибо.

По-моему роль транскорпораций несколько занижена. Вряд ли они безучастно смотрят на то, как делят этот пирог. Вот только какую роль они играют, пока не ясно.

ПС Сегодня Киселёв в "Вестях" вещал, что Азербайджан потихоньку разворачивается в нашу сторону. Поживём увидим. Вот только про турецкое лобби ни слова не сказали.

Аватар пользователя Полина
Полина(3 года 3 месяца)(02:02:37 / 10-11-2014)
тоже обратила внимание. регулярно гоств сообщает о дружественном азербайджане. кажется в основном устами киселева. это интересно.
Аватар пользователя Bledso
Bledso(4 года 8 месяцев)(08:12:57 / 10-11-2014)

ПС...

Что-то в это крайне не верится... Местные Ылиты чуть менее чем полностью лежат под США (кто пожирнее) или Турцией (кто похилее).

Конечно, организовать там глобальный передел участков для России не проблема - достаточно всего лишь депортировать туда все азербайджанское ворье, которое в России окопалось. Но, во-первых, они уже все поголовно "россияне", во-вторых, эти - не грузины, эти уже сами во власти, и, в-третьих, наше ворье с этим ворьем прекрасно ладит.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(13:42:36 / 10-11-2014)

Закрутился, как вошь на гребешке.

Аватар пользователя rayidaho
rayidaho(4 года 1 месяц)(13:49:41 / 10-11-2014)

Смотря на Каспий - вспоминается Беловежская пуща...

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...