Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Небесный супертяжеловес завода Мясищева - М-52. СССР

Аватар пользователя Карбофос

В последнее время в мире стал ощущаться повышенный спрос на услуги тяжёлых транспортных самолётов. Например, таких как Ан-124 «Руслан». Российское руководство ещё до известных событий на Украине было близко к размещению заказов на Украине на постройку дополнительных машин. Но тут разразился Майдан и на этих планах пришлось поставить крест. Как, судя по всему, и на Ан-70, и Ан-140.

И вот, российское руководство приняло решение разработать замену украинским самолётам, а конкретно, «Руслану» в России. За эту работу должно взяться КБ Ильюшена. Больше того, оно уже осуществляет эту работу с лета 2013 года. Будущий самолёт получит название «Ермак».

Что там разрабатывают илюшенцы мне неизвестно. Однако, в 70-е годы в СССР уже был проект самолёта, который ильюшенцы только собираются разрабатывать. О нём и пойдёт речь в этой статье.

В 1970-е годы СССР напрямую связывал свое экономическое развитие с массовым освоением Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, что требовало доставки в эти районы тяжеловесных крупногабаритных грузов: атомных реакторов для строящихся АЭС, ректификационных колонн для нефтехимических производств, гигантских турбин и других компонентов энергетических установок.

Анализ показывал, что массы подобных грузов колебались от 100 т до 500 т, при габаритах до 70 м в длину и 8 м в диаметре. Железнодорожный транспорт не годился – узкие туннели не позволяли пропускать грузы таких габаритов на восток. Морская и речная транспортировка занимала много времени и по понятным причинам годилась только для доставки из порта в порт. Далее – только автомобильными трейлерами. Это превращало каждую перевозку в уникальную транспортную операцию, зачастую требовавшую реконструкции дорог, переделки мостов и эстакад, что многократно увеличивало как сроки, так и стоимость транспортной операции и никак не соответствовало предполагаемым темпам освоения огромных восточных пространств.

Авиационная же перевозка, несмотря на свою немалую стоимость, имела важное преимущество – сроки. А вовремя запущенный объект – дополнительные сэкономленные средства.

Был и еще один заказчик на воздушных гигантов – военные. В конце 1970-х в СССР вовсю велись работы по созданию уникальной космической системы, предусматривающей воздушный старт космического аппарата с гигантского самолета-носителя. Первым промежуточным вариантом такого самолета стала «Мрiя» – большегрузная модификация Ан-124 «Руслан», у которого удлинили фюзеляж, добавили секцию в крыло, прикрепили к ней по дополнительному двигателю и увеличили количество стоек в шасси. А экспериментальному машиностроительному заводу (ЭМЗ) имени Мясищева была поручена разработка принципиально нового большегрузного самолета – М-52.

 

Летающие катамараны

 

Новое – хорошо забытое старое. Еще полвека назад авиаконструкторы пытались увеличивать грузоподъемность, объединяя два самолета общим крылом, – достаточно вспомнить немецких летающих «сиамских близнецов» времен Второй мировой войны – Heinkel He.111Z Zwilling. В конце 1970-х идея вновь овладела умами – проекты двухфюзеляжных транспортных самолетов появились у Boeing (спарка B-747) и Lockheed (спарка C-5A Galaxy). Такой подход позволял быстро и сравнительно дешево удвоить существующую грузоподъемность, обеспечить удобную погрузку-выгрузку на внешней подвеске и сэкономить место на стоянке.

За основу отечественного летающего катамарана инженеры ЭМЗ взяли отработанный стратегический бомбардировщик 3М этого же завода. Главный элемент катамарана, объединяющий самолет в одно целое, – центральная секция крыла, центроплан. При кажущейся простоте центроплан – самый сложный элемент идеи. Немало проблем было и с исходным крылом 3М. Стратегический бомбардировщик проектировался в начале 1950-х годов с предельно упрощенной механизацией крыла, состоящей только из выдвижных однощелевых закрылков и посадочных щитков. Впрочем, для 3М этого было достаточно – вес стратегического бомбардировщика, заходящего на посадку, составляет всего 40% от взлетного. Для транспортного самолета это не годилось.

 

Всего же авиаконструкторы разработали четыре варианта катамарана, отличавшихся как формой центроплана, так и степенью доработки основных несущих крыльев.

 

Однако в процессе работы над проектом инженеры все больше склонялись к традиционной однофюзеляжной схеме самолета: экономия в весе составляла 20–25 тонн, улучшалась аэродинамика, да и сама схема была хорошо отработана и не сулила неприятных сюрпризов. К тому же этот вариант требовал для переделки всего один бомбардировщик 3М, а не два. Такой подход и привел к появлению транспортной версии 3М «Атлант», который взвалил на себя основную тяжесть доставки частей комплекса «Энергия–Буран» на Байконур, совершив более 150 полетов. Но сейчас нас интересует совсем другой самолет.

 

Тема 52

 

У «Атланта» и появившейся позже «Мрiї» был крупный недостаток – крупногабаритные грузы они перевозили «на спине», что требовало строительства уникальных дорогих погрузо-разгрузочных комплексов. Пока весь грузопоток шел между заводами и Байконуром, проблема как-то решалась. Кардинальным решением была бы разработка самолета сверхбольшой грузоподъемности с нижней подвеской. Работа над проектом, получившим название «тема 52», была поручена заместителю главного конструктора ЭМЗ Р.А. Измайлову.

Грузовой контейнер для М-52А-1 в военно-транспортном варианте был оснащен самостоятельным 28-колесным шасси, стойки которого для обеспечения процесса погрузки-разгрузки предполагалось сделать «приседающими». К тому же контейнер должен был быть самоходным и чрезвычайно маневренным – с поворотными стойками.

 

Главной проблемой стало шасси. При классической компоновке для того, чтобы обеспечить подфюзеляжную подвеску крупногабаритных грузов, стойки шасси пришлось бы делать длинными, как ноги у цапли или вертолета-гиганта Ми-10. Однако длинные стойки не могли бы выдержать мощную нагрузку, на которую рассчитывался самолет-тяжеловес.

 

Решение этой проблемы и определило необычный внешний облик М-52 – высоко расположенный тонкий фюзеляж круглого сечения, отогнутая вниз огромная кабина экипажа, в которой размещалась передняя стойка шасси, и две обтекаемые гондолы с многоколесными тележками основного шасси, расположенные на вертикальных пилонах под консолями крыла.

Несмотря на эти ухищрения, высота носовой стойки шасси составляла шесть метров!

М-52А-1 в варианте «Воздушный старт» поднимал на высоту 8-10 км орбитальный самолет и подвесной топливный бак общей массой 400 тонн. Таким путем можно было вывести на круговую орбиту высотой 200 км полезную нагрузку массой около 9 тонн.

 

Была разработана уникальная трансформируемая конструкция, при уборке уменьшающаяся в два раза, которая была признана изобретением. Четыре основные стойки шасси оборудовались 12-колесными тележками, а общее количество колес равнялось 52-м, что совпадало с порядковым номером проекта.

 

Разгонщик

 

Основным требованием к М-52 оставалось все же обеспечить воздушный старт многоразовой космической системы. Для этого гигантский самолет должен был разогнаться на высоте 10 км с подвешенным кораблем до скорости свыше 700 км/ч и перед пуском выйти на угол тангажа 25–30 градусов. Использование М-52 в качестве разгонщика орбитальных самолетов накладывало на него интересные ограничения. В частности, он должен был обеспечить в экстренных случаях катапультирование вверх двух членов экипажа орбитального самолета. А как это сделать, если космический корабль прикреплен прямо под брюхом у гиганта? Специально для этого у разгонщика напротив люков катапульт были прорезаны вертикальные туннели с отстреливаемыми крышками! В случае экстренных ситуаций сначала отстреливались люки, после чего срабатывали катапульты, выбрасывая пилотов прямо сквозь фюзеляж разгонщика.

 

Транспортник

 

Еще интереснее был М-52 в транспортном варианте. На встроенных узлах внешней подвески самолет мог перевозить крупногабаритное оборудование массой до 400 т (!) на расстояние до 2000 км. Однако такие грузы можно сосчитать по пальцам. В обычное же время М-52 должен был доставлять стандартные грузы в уникальном транспортном контейнере на расстояния до 6500 км. На контейнере надо остановиться отдельно.

Грузовой контейнер, созданный по заказу военно-транспортной авиации, был оснащен самостоятельным 28-колесным шасси. Мало того, для облегчения погрузки-разгрузки шасси было спроектировано «приседающим». Но основным фокусом было то, что грузовой контейнер имел автономный привод на колеса, а все стойки могли синхронно поворачиваться как симметрично, так и в противофазе, превращая сам контейнер в сверхманевренное транспортное средство, способное самостоятельно перемещаться в пределах аэродрома. Грузовой контейнер подъезжал под самолет, подвешивался на пяти подъемных узлах и притягивался к фюзеляжу, надежно фиксируясь специальными захватами.

 

Бумажный гигант

 

К сожалению, работы по М-52 были прекращены на проектном этапе – в небо поднялась узкоспециализированная «Мрiя», предназначенная для транспортировки топливного бака «Энергии» и орбитального самолета «Буран». А сам «Буран» похоронил проект орбитального самолета воздушного старта. С украинского «Мрiя» переводится как «Мечта». К М-52 это название подходило гораздо лучше…

Источник - http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=232487754&journalid=762167&go=prev&categ=0

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(19:02:36 / 06-11-2014)

Лучше бы дирижабль сделали тонн на 100 ПН, вот от него пользы было бы много больше. Весовая категория - не для авиации.

Аватар пользователя Радионеслушатель

КБ Мясищева - наверное самое несчастливое КБ. Туполев постоянно отодвигал их смелые проекты, пользуясь своими выходами на первых лиц. И видимо не только он?

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(19:18:29 / 06-11-2014)

Не самое. Самое несчастливое КБ - Бартини. Потому что законченный гений. Учитель Королева, кстати, Бартини, а не Циолковский (как по совковой мифологии)

Единственный серийный самолет - Ер-2 - и тот отобрали.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(19:26:53 / 06-11-2014)

Конструкции Бартини - это кошмар для технолога. Гений не особенно задумывался над вопросом, а как собственно его гениальные творения будут производить.

К Ер-2 это тоже относится.

Именем Бартини пугали заводских инженеров :)

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(21:29:38 / 06-11-2014)

Я и говорю - законченный гений. До такой степени, что его уже перестают понимать, и перестают понимать, как это сделать.

Аватар пользователя ДК
ДК(5 лет 1 месяц)(09:23:00 / 07-11-2014)

всё гениальное просто. всё сложное есть изобретение изощрённого сознания, а не гения :)

Аватар пользователя Пианист
Пианист(3 года 4 месяца)(19:13:49 / 06-11-2014)

Как будто для таких монстров не нужно строить аэродромы, на которые и с которых нужно тащить груз по дорогам?!

Вот дирижабль для больших грузов - совсем другое дело! Безо всякого аэродрома с места прямо на место!

Аватар пользователя Карбофос
Карбофос(4 года 11 месяцев)(19:37:27 / 06-11-2014)

Думаю этот проект интересен  в первую очередь воздушным стартом. Это к вопросу о всяких там частных Вёрджинах

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(19:44:10 / 06-11-2014)

И чего такого нового и необычного в воздушном старте ??? Как впрочем и в частном Вёрджине именно в этом контексте :)

1961 год...

Аватар пользователя Добрый человек

Разве офигительная многоразовость первой ступени не снижает стоимость запуска?

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(21:21:48 / 06-11-2014)

Нет конечно - на первую ступень он не тянет. Жалких два с половиной процента прибавки к скорости и при этом солидное усложнение конструкции

Аватар пользователя Добрый человек

Минус стартовый стол

Минус самая плотная часть атмосферы

Плюс некоторая свобода точки пуска

Должно в итоге поболее экономии накапать, чем 2,5%

 

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(21:34:03 / 06-11-2014)

Первое - согласен. Но самолет, такой большой и уникальный, не проще.

Второе - мелочи по сравнению с гравитационной ямой.

Третье - тоже согласен.

Но и проблем хватает:

1. Две-три тонны Пн увезет, а больше - нет. Потому что требования к продольной прочности носителя при горизонтальном стартовом положении ракеты растут многократно.

2. Невозможность масштабирования системы по модульной схеме.

3. Для пилотируемой космонавтики реальных задач уже нет. Только политические. Следующий виток пилотируемой космонавтики будет, когда будет нехимический бесступенчатый носитель. Например, атомная ракета.

Аватар пользователя Добрый человек

1. МАКС предполагала ПН 18т.

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(22:00:25 / 06-11-2014)

Макс был не проработан. Хотя эту тему надо было копать вместо Энергии и Бурана.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(21:46:06 / 06-11-2014)

Главный и, в общем-то единственный, плюс воздушного старта - это возможность пускать аппарат на орбиту с произвольным наклонением. Не привязанным к космодрому. Менять наклонение орбиты в космосе - очень энергозатратная процедура.

Аватар пользователя valeryma
valeryma(3 года 3 недели)(20:20:41 / 06-11-2014)

Ага. Дирижаблям аэродромы не нужны. Нафига им аэродромы? Обойдутся!

 

Аватар пользователя Пианист
Пианист(3 года 4 месяца)(20:30:12 / 06-11-2014)

Ну есть такое, но это все-таки просто домик. Он по сути всего один на каждый дирижабль нужен. Вылетел из домика, взял груз, отвез, вернулся, и опять в домик.

А аэродромы для самолетов везде нужно строить, где надо взлетать и приземляться. Да еще и оборудовать их кучей техники.

Аватар пользователя Ali
Ali(5 лет 7 месяцев)(20:35:56 / 06-11-2014)

ну так и самолеты в ангарах строятся и чинятся... а в аэропорту самолеты  и дирижабли - стоят под открытым небом...

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(21:49:33 / 06-11-2014)

Да уж. Много у вас дирижабль прослужит под открытым небом без эллинга.

Аватар пользователя Ali
Ali(5 лет 7 месяцев)(21:52:45 / 06-11-2014)

Ага, и летать ему тогда лучше тоже с ангаром? для сохранности...

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(22:11:42 / 06-11-2014)

А вы книжку по американским флотским дирижаблям посмотрите

http://www.history.navy.mil/branches/lta-m.html

там и про эксплуатацию есть и много про что. Опыт огромный, с довоенных времён до 62 года эксплуатировали.

Аватар пользователя Ali
Ali(5 лет 7 месяцев)(23:40:59 / 06-11-2014)

52 года уже прошло... может не стоит ориентироваться на материалы прошлого века?

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(23:49:04 / 06-11-2014)

А других нет. Так что ориентироваться придется на тот опыт, что накоплен, а не на гипотетические умствования.

Аватар пользователя Ali
Ali(5 лет 7 месяцев)(23:56:42 / 06-11-2014)

"А других нет."  после этих слов понял, что мне не стоит с вами спорить...

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(21:40:17 / 06-11-2014)

Полужесткая схема: спустил низ и стал сам себе ангаром.

Аватар пользователя orlov
orlov(4 года 7 месяцев)(19:23:13 / 06-11-2014)

Ни  в какой мифологии не читал, что Циолковский - учитель Королева...

Комментарий администрации:  
*** Если елки стоят в ряд - это Путин виноват! ***
Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(19:25:08 / 06-11-2014)

Было-было-было. А пошло это с фильмы "Укрощение огня".

Аватар пользователя Извиняйте_что_не_так

«Руслану» в России. За эту работу должно взяться КБ Ильюшена.


Пардон за мои нравоучения, молодёжь уже не та... :)

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(19:35:56 / 06-11-2014)

Ну а вот что такое на самом деле М-52...

http://www.testpilot.ru/russia/myasishchev/m/52/m52.htm

Аватар пользователя Пианист
Пианист(3 года 4 месяца)(19:45:44 / 06-11-2014)

Точно! А я думаю, что за туфта. М-52 сверзвуковой стратег, а тут про коров каких-то.

Аватар пользователя sv717
sv717(5 лет 2 месяца)(02:22:44 / 07-11-2014)

Вообще-то, были воспоминания очевидцев парада 1957 года, что над Красной площадью кукурузник организовал многократное появление самолёта М-50, вот такого вида:

http://www.airwar.ru/enc/bomber/m50.html

Аватар пользователя Карбофос
Карбофос(4 года 11 месяцев)(20:29:31 / 06-11-2014)

вот Вам еще одна ссылка с этой же статьей но под картинками названия. Как я понял речь не о конкретно бомбере М-52 а ТЕМА-52 с возможными вариантами. ИМХО   http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/popul-meh/2005/11/an.pdf

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(21:49:56 / 06-11-2014)

А, это попмеханика...  Ну им можно. А вообще - такого рода картинок бригада общих видов любого КБ генерирует десятки в год. Ну, работа у них такая. Не стоит ко всем им относиться серьёзно.

Аватар пользователя Hamulus
Hamulus(3 года 2 месяца)(19:55:53 / 06-11-2014)

на последнюю картинку посмотрел - вспомнилась Dune для Сеги:)

вот откуда стырили идею:)

Аватар пользователя valeryma
valeryma(3 года 3 недели)(20:17:34 / 06-11-2014)

ИльюшИн, blin!

Аватар пользователя Пианист
Пианист(3 года 4 месяца)(20:31:09 / 06-11-2014)

А почему тогда Ленен, Стален, Путен?!

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(20:36:14 / 06-11-2014)

Потому что проверочное слово - "кросаффчег" ...

Аватар пользователя Доберман
Доберман(5 лет 5 месяцев)(21:13:53 / 06-11-2014)

Дирижабли вот это было бы будущее....

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(22:12:23 / 06-11-2014)

.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...