Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Почему прогнозы о пике нефти еще ни разу не сбылись?

Аватар пользователя prot

После того, как за последние четыре месяца цены на нефть упали на 25%, повсюду стали звучать заявления о пике добычи и начале спада производства. На самом деле ни о чем подобном не идет и речи. Прежде всего, нужно сказать, что в научном сообществе никогда не было единого мнения насчет пика нефти, то есть фазы прекращения дальнейшего роста добычи черного золота. Некоторые специалисты утверждали, что мы достигнем пика к 2005 году с объемом производства порядка 75 миллионов баррелей. Проблема в том, что единства нет даже вокруг определения самого слова «нефть». Понятие «нефть» охватывает как добытое на саудовских месторождениях, так и в песках канадской Альберты и дельте Ориноко в Венесуэле. При том, что последние два источника считаются «нетрадиционными». Суть отличий кроется в резервуаре, в котором находится нефть. Так, хотя производство обычной нефти с тех пор действительно застыло на месте, добыча из новых источников неуклонно растет.  

Поэтому, по данным ВР, общие объемы добычи нефти в мире идут дальше вверх и достигли отметки в 86 миллионов баррелей в 2013 году. 
Как бы то ни было, понятие «пик нефти» вновь вышло на первый план в этом году, потому что мировая добыча нефти за вычетом сланцевой снизилась на 1,5%. Бывший геолог ВР Ричард Миллер (Richard Miller) в очередной раз заявил, что мы достигли пика. Быть может, в сфере традиционной добычи пик действительно достигнут, однако рост производства сланцевой нефти позволит найти ответ на растущий спрос. Без сомнения, эти споры вновь выйдут на первый план в обозримом будущем, так как, по сообщению американского Министерства энергетики, добыча сланцевой нефти может пойти на спад уже после 2020 года. Поэтому чтобы избежать ежегодной паники по поводу пика нефти, нам следует изменить наши взгляды на нефть.  

Технологическая переменная
Главная проблема в том, что мы рассматриваем нефть как запас. В нашем представлении вторая промышленная революция выстраивалась на конечном нефтяном ресурсе. Но это совсем не так. Об истощении нефтяных ресурсов начали говорить уже через несколько лет после строительства первых нефтяных вышек на северо-востоке США в конце XIX века. В конечном итоге компании обнаружили другие ресурсы, в том числе в Техасе и Калифорнии. Точно такое же явление наблюдалось в 1970-х годах со спадом американского производства и появлением понятия «пик нефти» с подачи геофизика Мэриона Хабберта (Marion King Hubbert). В США этот пик был вполне реальным, однако мировое производство продолжило и дальше расти, так как нефтяники использовали технологии морского бурения для разработки шельфовых месторождений, в частности в Северном море. Опасения насчет мирового пика нефти были развеяны. 

Сегодня мы видим похожее явление. Применение технологий горизонтального бурения и гидроразрыва дало возможность для производства сланцевой нефти и газа. В результате американская добыча, которая переживала неуклонный спад в 2000-х годах, выросла с 5 миллионов баррелей в день до 8,5 миллионов баррелей в день в июле прошлого года. Прогнозы Министерства энергетики США, безусловно, вызывают тревогу. Некоторые полагают, что сланцевая нефть не позволит замедлить спад мировой добычи. Более того, разработка сланцевой нефти может даже обострить последствия пика нефти в экономике, потому что объемы добычи на таких скважинах сокращаются гораздо быстрее, чем на обычных. Таким образом, после 2020 года мир может столкнуться с резким спадом производства. Тем не менее, сланцевую нефть начнут добывать в других местах, и ее производство в России и Китае в свою очередь позволит скомпенсировать спад объемов традиционной нефти.   

Пределы экономики ископаемых ресурсов
У дальнейшей разработки нефти имеются два основных ограничения, причем ни одно из них не касается состояния ресурсов. Как считает консультант по технологиям из американской Apach Corp Джордж Кинг (George King), «в первую очередь перед нами стоят технические и экономические ограничения». Касательно технологий, специалисты по большей части с уверенностью смотрят в будущее. Они постоянно развиваются и идут вперед при том, что баррель, несмотря на нынешнее снижение цен, будет держаться примерно у 100 долларовой отметки. Сейчас, например, все ждут повышения доли забора сланцевой нефти с помощью нанохимии.   

Однако в экономическом плане, как мне кажется, препятствие на порядок серьезнее. Насколько масштабными ни были бы сегодня технологические инновации вроде гидроразрыва, они не позволили рынку вернуться к ситуации до «третьего нефтяного кризиса», то есть ценам порядка 110 долларов за баррель, которые держались в 2010-2011 годах. Сегодня цены действительно падают и уже опустились ниже отметки в 100 долларов, что существенно отражается на рентабельности любого предприятия. 

В конечном итоге сланцевая нефть и в целом новые источники добычи позволяют смягчить спад производства традиционной нефти. Хотя это не отменяет того факта, что пик нефти — на самом деле реальность. Достаточно поинтересоваться об этом у крупнейших компаний, которым становится все труднее и труднее обновлять свои нефтяные резервы.

Флоран Детруа — независимый журналист, консультант, специалист по экономике, сырью и развивающимся странам.

Источники:
1-й 
Pourquoi les prédictions sur le pic pétrolier se sont systématiquement révélées fausses depuis 40 ans

переводчик: http://inosmi.ru/world/20141027/223918801.html 

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Читаювсё

фигня.

несколько недостаточных условий - и уже делаются далеко идущие выводы.

статья - шлак.

Аватар пользователя Старичок
Старичок(4 года 4 месяца)(09:53:03 / 27-10-2014)

Я правильно понимаю, что дело не только в количестве нефти, но и в стоимости её добычи и переработки? Любимый алредиетский растущий EROI - из этой оперы?

Аватар пользователя Читаювсё

именно так.

прошёл пик дешевой нефти, но сама она не перестала быть кровью наблюдаемой нами реальности, посему - её продолжат добывать где только можно, чем дальше - тем менее считаясь с затратами (точнее перекладывая затраты на кого-то другого..)

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 6 месяцев)(10:07:06 / 27-10-2014)

Важен не столько ерой сколько абс.объём дОбычи. К примеру можно добывать 100 уе нефти с ерой 10/1 или 112,5 с ерой 5/1. Как ты заметил, разница в дОбыче не критичная.

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя Читаювсё

платить за очистку от серы придётся больше

вангую, это будут конечные потребители (читай - люди)

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 6 месяцев)(10:19:48 / 27-10-2014)

Люди будут платить больше, да. Однако подтверди что ты понял, что ерой не является важным показателем и что намного важнее это абс.объём ресурса, а ерой годится как некая сфероконевакуумная оценка. Вот тебе ещё пример, при добыче 100 ерой 10, и тут ерой упал аж в 5 раз!!! до 2-х и добыча должна быть 200. Прикольный этот ерой)))

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя Читаювсё

нет, не соглашусь.

при таком падении палюбе уйдёт то, или те, кто не сможет себе позволить дорогую (с небольшим ерои нефть).

т.е. при падении в пять раз - не до 500 добыча растёт, а всего до двухсот

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 6 месяцев)(10:31:04 / 27-10-2014)

>при таком падении палюбе уйдёт то, или те, кто не сможет себе позволить дорогую (с небольшим ерои нефть).

Уйдут. И тогда для тех, кто обладает возможностями добычи такой нефти наступят золотые годы.

>т.е. при падении в пять раз - не до 500 добыча растёт, а всего до двухсот
В этом и уловка ерой, ведь хороших запасов нефти мало, а плохих много, т.е. пик нефти это пик хорошей нефти и начало эры плохой, но человечество всё так же будет пользовать нефть и хватит её надолго, она будет дорогой, да, не все за неё смогут заплатить, но она будет с человечеством ещё очень долго.

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя Читаювсё

пик нефти это пик хорошей нефти и начало эры плохой, но человечество всё так же будет пользовать нефть и хватит её надолго, она будет дорогой, да, не все за неё смогут заплатить, но она будет с человечеством ещё очень долго.

ага,

водный мир, катамараны у каждого стотысячного (а их и всего тыщ 50), танкер с остатками нефти на веслах, всё такое..

Аватар пользователя Старичок
Старичок(4 года 4 месяца)(10:25:53 / 27-10-2014)

Ну да, стриптизёршам придётся дольше крутиться на шесте, чтобы заправить машинку, к примеру...

Аватар пользователя Читаювсё

именно.

а Сереже придётся больше уделять времени работе, а не постить бездарные коменты )))

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 6 месяцев)(10:33:04 / 27-10-2014)

ты опять забыл частицу "не")) Если нефть станет дорогой, то я буду ездить на датируемом трамвае и думать как снизить зависимость от этой дорогой нефти.

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя Читаювсё

))

Аватар пользователя Старичок
Старичок(4 года 4 месяца)(10:38:27 / 27-10-2014)

Пить квас, вместо кокаколы...тут народ глобальную войну вангует(надеюсь - не камлают), а ты про трамвай. Трамвай на лепиздричестве ездиет, как пердичество кончится - усё. Поэтому молимся на атомщиков: "Многая лета, мно-о-огая леета-а-а!..."

Аватар пользователя Mikhail_T
Mikhail_T(5 лет 1 месяц)(11:07:28 / 27-10-2014)

Нефть ведь практически не используют для электрогенерации.

Аватар пользователя Старичок
Старичок(4 года 4 месяца)(11:15:07 / 27-10-2014)

Тогда, конечно, беспокоиться не о чем. Так и трамваи не понадобядся - авто неплохо ездят на газе. С углём только не очень хорошо ситуация обстоит...

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 6 месяцев)(11:17:08 / 27-10-2014)

Ну если нефть подорожает, то установка ГБО станет разумной идеей.

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя Старичок
Старичок(4 года 4 месяца)(11:22:31 / 27-10-2014)

Мне за установку ГБО на КИА"Церато" заломили 18тыр. И всё равно поставил, бо читаю "афтершок" 

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 6 месяцев)(11:27:20 / 27-10-2014)

А мне неоправдано ставить ГБО, ибо пробег за год 6-7 тыщ.

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 2 месяца)(09:55:50 / 27-10-2014)

Прогноз классика - Хаббарда - действительно не сбылся.  Он был оптимистом, и считал, что мирный атом успеет прийти на замену легкодоступным углеводородам:

Но все гораздо хуже.

А статья, да, неинформативна.  Во многие страны энергетический голод УЖЕ пришел.

Аватар пользователя Старичок
Старичок(4 года 4 месяца)(10:49:23 / 27-10-2014)

В какие? Я имею в виду: в какие страны пришёл энергоголод, которого там раньше не было, именно из-за роста ероя при падении темпов роста добычи? Я не сомневаюсь, что такие страны есть, но конкретное уточнение было б шикарным доказательством...кубинцы гонят на СССР

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 2 месяца)(10:48:55 / 27-10-2014)

вот пара хороший графиков - http://aftershock.news/?q=node/264805

плюс пик угля на Украине.  А теперь представьте как будет выглядеть пик угля в Китае :-).

Аватар пользователя Старичок
Старичок(4 года 4 месяца)(11:03:43 / 27-10-2014)

Да. Пик угля Украина уже прошла, алредиет вообще очень мрачно описал украинскую угольную попу и нет оснований ему не верить. Пик угля в Китае легко читается в движениях современной политики - не просто так же РФ с Китаем настолько резко "задружили", причём, штаты явно в доле - бо очень уж к месту Украина, санкции и прочие неоднозначные движения. Рядом, рядом эта китайско-угольная дупа...

Графики по Сирии и Египту - не показательны, к сожалению. Они вполне в схеме искуственной организации энергоголода ЕС, активно двигаемой США для превращения ЕС в своего 100% донора. Некоторые думают - для списания госдолга. Я не согласен, думаю - просто неоколониализм. Ничего личного. 

 

Аватар пользователя baur
baur(5 лет 2 месяца)(11:36:03 / 27-10-2014)

с чего бы ваше несогласие отменяло сам факт энергоголода?

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...