Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Технологический взлет Китая: миф или реальность?

Аватар пользователя GreenWood

Еще недавно критики китайской модели развития, как на Западе, так и в России, в среде либеральной публики, ставили под сомнение темпы роста КНР, которые за первые тридцать лет реформ в среднем составили 8,9 процентов в год. Делая какие-то собственные расчеты, они их снижали в полтора-два раза. Но тут не сходились концы с концами. Действительно, если Пекин завышает темпы роста экономики, то каким образом Китай растет, как на дрожжах?

Перед лицом очевидных фактов критики «коммунистического Китая» сменили пластинку. Они стали говорить, что Китай, конечно, может в огромном количестве производить товары, включая и инновационные, но по западным технологиям и на западном оборудовании. А благодаря дешевизне рабочей силы он по низкой цене выбрасывает их на мировые рынки, но создавать собственную инновационную продукцию не в состоянии. И причиной тому якобы является неконкурентная государственная экономика и душащая частную инициативу политическая система. На поприще такой критики отличился профессор Евгений Ясин. Напомню, что он был министром экономики России в годы президентства Б. Ельцина, а ныне является научным руководителем Высшей школы экономики (НИУ-ВШЭ) и президентом фонда «Либеральная миссия». Выступая на радио «Эхо Москвы», он говорил: «Один американец меня убеждал, что тысяча авиационных компаний в Китае – все государственные, и все друг с другом отчаянно конкурируют. Может быть, дано было указание конкурировать, они и конкурируют. Но когда конкуренция между государственными предприятиями, ее в два счета можно прекратить. По команде». В другой раз на том же радио он сказал: «На сегодняшний день свойства китайской культуры таковы, что к самостоятельному производству инноваций, серьезных, крупных она не готова. И это связано, с моей точки зрения, с традициями бюрократического управления в Китае. Которые пытался разрушить Мао Цзэдун посредством культурной революции, но в конце концов сегодня это все восстанавливается». Право, интересная мысль насчет блага «культурной революции»!

Бывший министр экономики «лихих 90-х» стремится, как говорится, навести тень на плетень и косвенно оправдать политику шоковой терапии в России и ее исполнителей. Притом что их последователи до сих пор оказывают сильное влияние на экономическую политику нашего государства.

Успехи Китая для нашей либеральной публики, словно кость в горле. До начатых Дэн Сяопином реформ экономика Китая в три раза уступала российской, а ныне она ее превосходит в 5-6 раз.

Начиная шоковую терапию, либералы (а точнее, квалибералы) утверждали, что шоковая терапия – это единственно возможный путь перехода страны к успешному социально-экономическому развитию. Кстати говоря, и наши критики из либеральной среды, и их западные коллеги близки по своим позициям относительно китайской модели реформ. Так, один из руководителей Лондонской школы экономики (the Governor of the London School of Economics) Вилл Хуттон (Will Hutton) вопреки хорошо известным в мире китайским брендам, утверждает, что Китай сам ничего не изобретает, а лишь копирует и так будет продолжаться лет 200.

Как же на деле сегодня выглядит технологический потенциал Китая?

За очень короткий срок были достигнуты поразительные результаты в космонавтике. В 2003 году Китай стал третьей в мире космической державой, имеющей собственную пилотируемую космонавтику. В 2007 году создал противоспутниковые ракеты. В 2011 году запустил первую орбитальную станцию и произвел первую стыковку. В 2012 году осуществил первый пилотируемый полет на национальную орбитальную станцию и создал, наряду с США, Россией и Евросоюзом, национальную спутниковую систему навигации «Бэйдоу» («Компас»).

КНР добилась впечатляющих результатов в информационных технологиях. В числе наиболее крупных достижений в этой сфере следует назвать самый быстродействующий в мире компьютер Tianhe-1. А когда он перестал быть таковым, в 2013 году ему на смену пришел опять самый быстрый в мире компьютер Tianhe-2. При этом резко увеличилось производство продукции на вновь построенных и модернизированных предприятиях, а также в секторе высоких технологий. Так, в аналитическом документе, подготовленном коллективом ученых Института Дальнего Востока РАН во главе с заместителем директора, доктором экономических наук Андреем Островским, говорится: «В 2010 г. в товарной структуре китайского экспорта машиностроительная продукция составляла 933,4 млрд долл. (или 59,2% объема экспорта), продукция новых и высоких технологий – 492,4 млрд долл.(31,2% объема экспорта)». В России же доля в экспорте высокотехнологичной продукции (включая военную) держится на уровне 4-5 процентов.

За невероятно короткий срок взрывной характер в Китае имело и развитие науки. Не совсем с нуля, но близко к этому.

Так, в рейтинге лучших вузов мира, опубликованном британской газетой «Таймс» и агентством «Рейтер», в 2012 году в список 100 лучших университетов мира с доминирующим числом американских и британских университетов вошли три университета континентального Китая и два – Гонконга (который является особым административным районом КНР), но нет в нем ни одного российского университета. А согласно данным рейтинга лучших университетов мира от независимого агентства Quacquarelli Symonds (QS) 2011/2012, в список из 300 лучших университетов мира вошло 14 китайских университетов (вместе с университетами Гонконга) и только два российских университета. Четыре китайских университета вошли в список 100 сильнейших вузов.

Это Университет Гонконга – 22-е место, Китайский университет Гонконга – 37-е место, Пекинский университет – 46-е, Университет Цинхуа – 47-е, Фуданьский университет (Шанхай) – 91-е место. МГУ им. М.В. Ломоносова занял 112-е место, а Санкт-Петербургский университет – 251-е…

Но, может быть, ничто так объективно не отражает достижения той или иной страны в научно-технической области, как количество патентов. Поданные от Китая и Гонконга в 2011 году во Всемирную организацию интеллектуальной собственности заявки на выдачу патентов составили 526 412, в то время как от США – 503 582, Японии -342 610, Южной Кореи – 178 924, России – 41 414 заявок. По выданным патентам, однако, лидируют Япония – 238 323 патентов, США – 224 205, Китай – 172 113, Россия – 29 999 патентов.


«Кремниевые долины» Китая


Китай создал два крупнейших технопарка - научно-технические и производственные центры, которые условно называются «кремниевыми долинами» на манер того, как был назван в США созданный в Калифорнии знаменитый центр научно-технических исследований и производства высокотехнологичной продукции. (Это помимо того, что практически в каждом крупном китайском городе имеется свой научно-технический он же и производственный центр.) Первая «кремниевая долина» КНР - это Шэньчжэнь. Начнем с его географии. Шэньчжэнь расположен недалеко от Гонконга в дельте реки Жемчужной на юге страны в субтропической зоне, и благодаря влиянию Южно-Китайского моря зима в этом регионе мягкая и относительно сухая, а заморозки бывают крайне редко. Эта «долина» занимает огромную территорию (2000 кв.км) с приятным для жизни климатом, находится недалеко от крупных промышленных и торговых центров с развитой инфраструктурой и расположена вблизи морских путей и сама является крупнейшим морским портом. А еще и имеет огромной пропускной способности сверхсовременный аэропорт, способный доставить пассажира едва ли не в любую точку планеты.

Когда встал вопрос о создании здесь свободной экономической зоны (1979 г.), то судьба Гонконга, который был британской колонией, еще не была решена. И он нужен был команде Дэн Сяопина как источник валюты и высоких технологий. Гонконг перешел под юрисдикцию КНР только в 1982 году, когда между двумя странами было достигнуто соглашение о том, что Соединенное королевство в 1997 году его передаст КНР с условием, что до 2047 года там сохранится существующий социально-экономический строй. Шэньчжэнь официально стал СЭЗ в марте 1980 года.

Корреспонденту еженедельника «Аргументы и факты» Георгию Зотову адвокат из Гонконга говорил:

«В 1990 году мы смотрели на соседний Шэньчжэнь и усмехались. У нас – офисы банков, высотные здания, скоростные автострады. Там – убогие деревушки, горы рыбьих потрохов, копошатся люди, одетые в лохмотья. А сейчас… Гонконг по сравнению с соседом выглядит бедным родственником».

Действительно, за поразительно короткий срок Шэньчжэнь превратился в один из красивейших городов Китая, который называют городом–садом из-за обилия зеленых насаждений, составляющих 50 процентов его территории. Город поразительно быстро рос. В конце 1970-х на территории нынешнего Шэньчжэня проживало 360 тысяч человек, а в 2010 году – 10 380 миллионов, а вместе с мигрантами – 13, 22 миллиона человек. Он, как магнит, стал притягивать к себе творческих людей. Несколько лет назад, здесь уже работало более 20% китайских докторов наук, огромное число высокопрофессиональных инженеров, технологов и т.д. Тут разместились штаб-квартиры крупнейших китайских компаний - производителей телекоммуникационного оборудования и средств связи, тысячи филиалов западных научно-исследовательских центров и дочерних кампаний мировых корпораций. В том числе тайваньские, американские, французские, японские, британские, немецкие, голландские, швейцарские, корейские, итальянские, бельгийские, сингапурские, индийские, филиппинские, вьетнамские компании. Есть тут и российское присутствие, правда, весьма скромное. По данным на 2010 г., в Шэньчжэне насчитывалось около 30 тысяч иностранных предприятий. Точных сведений о стоимости производимой здесь продукции у меня нет, но это, скорее всего, несколько сот миллиардов долларов в год.


«Кремниевая долина» Чжунгуаньцунь


Вторая по времени «кремниевая долина», но скорее первая по выпускаемой технологической продукции возникла стихийно. Побывавший в «Силиконовой долине» США любознательный научный сотрудник Китайской академии наук по имени Чэнь Чунсянь загорелся идеей последовать примеру пионеров «первородной долины» и решил открыть в Пекине на улице Чжунгуаньцунь (что и дало название этому технопарку, условно именуемому «кремниевой долиной») частную компанию, специализирующуюся на разработке технологий, связанных с исследованием плазмы. Власти поддержали инициативу ученого и вскоре на этой улице стали одна за другой появляться новые компании, что приняло поистине взрывной характер. С одной стороны, сказалась активная поддержка этой инициативы со стороны центральных властей. А с другой – в Пекине и вокруг него сконцентрировано 39 вузов, Академия наук КНР, более 200 научно-исследовательских институтов, много лабораторий и экспериментальных баз. А еще сравнительно недалеко от Пекина находится мегаполис Тяньцзинь с мощным научно-техническим и промышленным потенциалом, который соединен со столицей скоростной железной дорогой. При этом Тяньцзинь является и крупнейшим морским портом на берегу Бохайского залива Тихого океана, связанного с великими китайскими реками Янцзы и Хуанхэ. Что позволяет легко доставлять производимую в «кремниевой долине» продукцию как во внутренние районы страны, так и на внешние рынки.

На территории, которая входит в зону технопарка Чжунгуаньцунь, по данным на 2010 год, было 10 промышленных парков, 27 тысяч компаний, в том числе 18 тысяч из числа крупнейших в мире.

Научную базу этой «кремниевой долины» обеспечивали 140 вузов и 39 колледжей, в которых обучалось более 400 тысяч студентов и аспирантов, а общая численность сотрудников давно перевалила за один миллион. В 2010 году доход этой «кремниевой долины» составил 227 млрд долларов, притом что правительство поставило задачу к 2020 г. довести его до 1,5 трлн долларов. Но уже в 2013 г. доход вырос до 406 млрд долларов. В 2014 г. Пекин и Тяньцзинь подписали соглашение о создании научно-технологического парка Биньхай-Чжунгуаньцунь на территории особой экономической зоны, что еще больше увеличит технологическую и производственную мощность этой китайской «кремниевой долины». (Биньхай – это приморский район Тяньцзиня.).


Что обеспечило Китаю прорыв в инновационную сферу?


Во-первых, это глубоко продуманная стратегия страны на многие годы вперед. Официально – это построить социализм с китайской спецификой, а на деле – вернуть Китаю былое величие. Были хорошо просчитаны пути ее решения. Во-вторых, это собственная, а не заемная (как у нас) модель социально-экономических реформ. И тоже глубоко продуманная, лишенная шоковых методов. В то же время учитывающая не только национально-специфические условия, но и опыт соседних, быстро растущих стран. В-третьих, это подобранная Дэн Сяопином сильная команда реформаторов-исполнителей, преданных интересам государства и общества, а не первым его лицам, как это нередко бывает. В-четвертых, это решительный отказ от авантюрной внешней политики Мао Цзэдуна, создававших Китаю немало врагов, что неизбежно тормозило развитие страны. Ставка была сделана на то, чтобы создавать максимально благоприятные международные условия для развития страны. А для этого власти считали необходимым устанавливать если и не дружеские, то добрососедские отношения со всеми странами, особенно с соседями. Исключением, пожалуй, является случившееся обострение отношений Китая с Японией из-за островов. Могу предположить, что тут дала о себе знать и память китайского народа, которому, очевидно, трудно забыть о преступлениях японской военщины и особенно о «нанкинской резне». (В 1937 году тогдашняя столица Китая город Нанкин был захвачен японскими оккупантами и сорок дней продолжалась резня китайцев в буквальном смысле слова. По некоторым данным, более 300 тысяч человек были зарезаны, растерзаны, заживо похоронены и от 20 до 80 тысяч женщин и девочек еще и были изнасилованы.).

Руководство Китая прекрасно понимало, что на производстве игрушек, одежды и обуви вернуть стране ее былое место в мире в веках невозможно. И на экспорте сырья далеко не уедешь. (Кстати говоря, Китай экспортировал нефть до 1993 года.)

Нужна индустриализация страны и создание мощного сектора высоких технологий. И надо было параллельно решать острейший кадровый голод как следствие «культурной революции». И решено было начинать с повышения уровня школьного и высшего образования, развития академической и прикладной науки. Но команда Дэн Сяопина понимала и другое: собственными силами эти грандиозные задачи не решить, необходимо сделать так, чтобы в этом был заинтересован богатый и высокоразвитый Запад. Тут сказалась коллективная мудрость, накопленная страной за более чем пятитысячное существование. Для этого, во-первых, необходимо развернуть широкомасштабное строительство открытых экономических зон (их называют еще и свободными, специальными и проч.) и создать в них максимально благоприятные условия для деятельности иностранного капитала. В расчете на высокую прибыль и необъятный китайский рынок иностранный капитал обязательно придет в страну со своими технологиями, принесет с собой опыт современного менеджмента и т.д. А чтобы была для него широкая сфера приложения, необходимо одновременно развивать промышленность и сектор инноваций. И, во-вторых, кадры специалистов надо готовить в высокоразвитых странах. И все это хорошо сработало.

Школьное образование в Китае пошло в гору, что и продемонстрировали данные Международной программы образовательных достижений учащихся (PISA).

Лидером по уровню грамотности стали школьники Шанхая. По 1000-бальной шкале они набрали 556 баллов по показателю читательской грамотности, 600 – по уровню математической грамотности и 575 баллов – по естественнонаучной грамотности, в то время как российские школьники соответственно – 459, 468 и 478 баллов.

Конечно, Шанхай – это не весь Китай, но это мегаполис с 22-миллионным населением. А если учесть, что следом за Шанхаем по результатам достижений школьников идет Гонконг (Сянган), то это уже 30 миллионов, притом что и в других китайских мегаполисах наверняка высокий уровень школьного образования.

В университеты стран Запада ежегодно направлялись сотни тысяч студентов. Так, в статье китайского автора, ссылающегося на официальные данные, сказано, что, «начиная с конца 1970-х гг. более двух миллионов китайских студентов проходили обучение за пределами своей страны». В этой же статье говорилось о том, что в 2011 г. число китайских студентов, обучающихся за рубежом, достигло почти 340 тысяч. Какая-то часть студентов учится в Японии и Австралии и некоторых других странах, основная же масса в США. Параллельно с этим в китайских вузах стали преподавать многие зарубежные профессора. В том числе из России.

Власти Китая не жалели денег на развитие академической и прикладной науки и ассигнования на эти цели ежегодно увеличивалось порой до 20 процентов. В результате за период с 2000 по 2010 г. число исследователей выросло в 2,3 раза, достигнув 3,18 млн человек. При этом быстро росло и число научных публикаций.

Если в 1996 году США по публикациям (292 513 научных статей) в 10 раз обгоняли Китай, то в 2008 году этот разрыв сократился в 7 раз – Китай опубликовал 184 080 научных статей, в то время как США увеличили число публикаций до 316 317.


Что мы могли бы позаимствовать у Китая?


Первое. Высокие технологии не создаются походя, для этого требуются огромные усилия государства и общества и крупные средства. И должен быть специальный государственный орган, который бы непосредственно занимался этой проблемой. В Китае есть министерство науки и технологий. У нас такого министерства, как известно, нет. Но развитие высоких технологий должно идти рука об руку с созданием современной индустрии, иначе они не найдут спроса и будут уходить в другие страны. Все это требует и сильного инженерного корпуса, без чего нельзя решить обе названные проблемы. Не случайно в Китае, наряду с Академией наук, есть и Инженерная академия, и любой крупный проект прежде чем попасть в правительство, проходит экспертизу в этих двух академиях.

И поскольку в постсоветские годы у нас произошла деиндустриализация, то нам на деле нужна реиндустриализация, о необходимости которой ныне говорят и в тех странах Евросоюза, которые нерасчетливо отдали немалую часть своей индустрии развивающимся странам. Только реиндустриализация на инновационной основе! С роботизацией, компьютеризацией и минимальной долей ручного труда.

Второе. Поскольку развитие науки и в целом НИОКР требует немалых средств, то следовало бы обязать наши крупные сырьевые компании, которые до сих предпочитали не развивать отраслевую науку, а приобретать машины и оборудование в развитых странах, отчислять на эти цели какой-то процент из получаемой прибыли.

Третье. Свободные экономические зоны технологической направленности могли бы и у нас сыграть важную роль в решении проблемы инновационного развития, если их создавать в районах с наиболее благоприятным климатом и развитой инфраструктурой и, конечно, предоставлять иностранным компаниям наилучшие условия для их деятельности и жизни их персонала. Скажем, в Сочи. Так поступали в Китае, Индии и даже во Франции, где на Лазурном Берегу нашлось место и для процветающего технопарка. Живущий в США российский ученый и изобретатель Степан Пачиков, многие годы работающий в инновационных центрах «Силиконовой долины», пишет: «Не последнюю роль в успехе Кремниевой долины сыграл великолепный климат… Поездка на океан любимое времяпрепровождение сотрудников Кремниевой долины. В четырех часах езды в другую сторону расположено великолепное горное озеро Тахо калифорнийское озеро Рица с дюжиной фешенебельных горнолыжных курортов».

Четвертое.

Надо, как в Китае, поменять местами, с одной стороны, заработки и статус чиновников, а с другой – ученых, инженеров, физиков, технологов и др.

Если их материальное положение и статус не будут повышены, то талантливые молодые люди будут стремиться попасть в чиновничью гильдию, в ТЭК, банки, но только не в науку и не в реальный сектор экономики. Между прочим, могу напомнить, что в советские годы существовал Государственный научно-технический комитет Совета министров на правах министерства. И академик получал наравне с министром , если не больше. И даже рядовой ученый имел повышенную пенсию. И были крупные научные открытия и новые машины и технологии. А сейчас ничего этого нет. А вообще-то, надо было бы создать такой экономический механизм, чтобы капитал из сырьевого сектора естественным путем перетекал в реальную экономику и сферу НИОКР.

Специально для «Столетия»
Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя GreenWood
GreenWood(3 года 12 месяцев)(08:56:57 / 02-10-2014)

ну а чего удивительного - там все политбюро КП работает, а у нас только Путин, Лавров и Чуркин  за все окружение экономистов и политегов плюхаются

Аватар пользователя Chosen One
Chosen One(3 года 7 месяцев)(09:36:21 / 02-10-2014)

Вот именно, они там работают, а не создают видимость. Да и друзья детства председателя там не входят в списки самых богатых китайцев, как у нас.

Аватар пользователя Older
Older(3 года 6 месяцев)(10:40:51 / 02-10-2014)

Папаша Ван Цзяньлиня – самого богатого олигарха континентального Китая (состояние $15,1 млрд) – вместе с Мао участвовал в Великом походе. Сам Ван вполне себе "дитя перестройки" – до 30-ти лет служил в армии, потом работал чиновником в администрации Даляня, а затем прихватизировал девелоперскую компанию (в комплиментарной версии сказано "взял под контроль связанную с государством и погрязшую в долгах Xigang Housing Development Corporation"). Когда пал Бо Силай – обвиненный в корупции один из «наследных принцев» КПК – в Китае заговорили, что к Ван Цзяньлиню пришел полярный лис. Во всяком случае, полиция арестовала по обвинению в корупции другого регионального олигарха – Сюй Мина, главу Dalian Shide, связанного с Бо. Однако, Ван Цзяньлинь как-то выкрутился.

Так что, я не думаю, что китайцам удалось выстроить какой-то особый капитализм – без коррупции и олигархов. Все у них, как у людей. Ведь они люди, правда?

Аватар пользователя mentat
mentat(6 лет 3 дня)(09:40:51 / 02-10-2014)

Вы действительно считаете, что всю работу делают медийные персонажи?

Аватар пользователя GreenWood
GreenWood(3 года 12 месяцев)(09:50:44 / 02-10-2014)

убрать их  ?

Аватар пользователя mentat
mentat(6 лет 3 дня)(10:00:53 / 02-10-2014)

Зачем? У каждого свои функции.

Аватар пользователя GreenWood
GreenWood(3 года 12 месяцев)(10:18:43 / 02-10-2014)

Зачем?

для лучшего понимания их сегодняшней роли

Аватар пользователя k0lun
k0lun(5 лет 11 месяцев)(10:41:16 / 02-10-2014)

Вы немного не правы. В Китае тоже две противоборствующие политические группировки - "южане" и "северяне". И либеральных идей там тоже выше крыши. ТЫК 

Аватар пользователя Аббе
Аббе(4 года 4 месяца)(09:19:17 / 02-10-2014)

Что заимствовать?

1)Думать своей головой и в интересах СВОЕЙ страны

2)Думать системно

3)Регулярно расстреливать тех, кто мешает жить.

Смотрим на список бандеровцев в Киеве. Они, по большей части потомки тех, кто был известен ещё в 1946 году. Почему они вообще живы? 

Смотрим на униатов. Тот же вопрос.

Смотрим на кадры Эха Мацы. В чём их отличие от униатов? Ни в чём.

.

Китайцы решают подобные вопросы? ДА.

МЫ? Пока не научились. 

Убей бобра, спаси дерево.

Аватар пользователя mentat
mentat(6 лет 3 дня)(09:46:21 / 02-10-2014)

Опыт соседней 404-ой хотите позаимствовать? Расстрелять, остальных люстрировать, поскакать и сразу жизнь наладится? 

Аватар пользователя Gbanderlog
Gbanderlog(3 года 8 месяцев)(09:58:52 / 02-10-2014)

чет тролина из тебя никудышный)

Аватар пользователя mentat
mentat(6 лет 3 дня)(12:46:21 / 02-10-2014)

А я и не тролил)

Идея в том, что "крутость" наказания менее эффективна, чем неотвратимость наказания. У нас часто ужесточают законы, вместо улучшения контроля их исполнения. 

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 2 месяца)(11:00:59 / 02-10-2014)

С чем согласен без оговорок:

"1)Думать своей головой и в интересах СВОЕЙ страны

2)Думать системно"


А вот по поводу:

"3)Регулярно расстреливать тех, кто мешает жить."

Отвечать шкурой должны в-основном, управленцы.

"Смотрим на список бандеровцев в Киеве. Они, по большей части потомки тех, кто был известен ещё в 1946 году. Почему они вообще живы? " - потому что иначе пришлось бы расстрелять половину западной Украины ;-) Вместо этого достаточно было бы расстрелять тех, кто в позднем СССР начал разыгрывать "национальную карту".

"Китайцы решают подобные вопросы? ДА." - и даже они расстреливают далеко не всех. Вот если КРУПНЫЙ ЧИНОВНИК... тады - да... ;-)

Аватар пользователя Аббе
Аббе(4 года 4 месяца)(11:04:24 / 02-10-2014)

Значит китайцы нашли правильный рецепт, а Сталин - не смог. Половина ЗАпадной УкРуины? Смотрите на них сейчас и думайте, была ли бы ТАКАЯ цена избыточной?

Впрочем - сейчас появилась возможность сделать нечто ничутьне хуже. То есть - помочь УкРуине жить по рецептам, которую она САМА не стала отвергать.

Или геноцид половины ЗапУкрии тогда, руками НКВД, или же - геноцид ВСЕЙ УкРуины руками бандеровцев, но уже сегодня. 

Так что столкновение с реальностью - происходит. Рано или поздно.

Не хотели киевляне шевелиться тогда сами - значит из пошевелят люди, пришедшие прямо из Средневековья. 

Не желали принять помощь тогда? Значит будут искать помощь сейчас.

Баланс - тут уже ничего не поделать.

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 2 месяца)(11:28:53 / 02-10-2014)

"Впрочем - сейчас появилась возможность сделать нечто ничутьне хуже. То есть - помочь УкРуине жить по рецептам, которую она САМА не стала отвергать." - вот это вообще "пять" ;-)


По поводу действий времён Сталина - "дней вчерашних сегодняшней меркой не мерь" сказал поэт... Ну не мог Сталин ни в каком бреду представить, что кто-то начнёт возрождать национализм на Украине - и не будет немедленно расстрелян... ;-) Ну не мог он ТОГДА решить СЕГОДНЯШНИЕ проблемы.


"Баланс - тут уже ничего не поделать." - эт точно... ;-)

Аватар пользователя BarsMonster
BarsMonster(5 лет 9 месяцев)(09:54:53 / 02-10-2014)

Доступность дешевого капитала, дешевая и быстрая логистика, прозрачная таможня - вот необходимые факторы.

И предпосылок к изменению ситуации нет.

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 2 месяца)(11:35:59 / 02-10-2014)

"вот необходимые факторы" - это необходимые факторы для того варианта, что был в Китае. Но это не единственный возможный вариант. Я приводил пример - индустриализация СССР. Я НЕ говорю, что это то, что надо. Но наличие одного варианта доказывает возможность других вариантов ;-)

Аватар пользователя Older
Older(3 года 6 месяцев)(09:57:52 / 02-10-2014)

Нормальная картина для страны, переживающей индустриализацию. Плюс много свободных денег в мире. Вот, нарыл немножко: в соответствии с переписью 1982, численность городского населения Китая была определена в 206 588 582 человек, что составляло 20,6% населения, в 2011 году уровень урбанизации в стране достиг 51.27%. То есть, в течение одного поколения Китай, практически, использовал все свободные людские ресурсы. Понятия не имею, как у них там с эффективностью сельского хозяйства, но, думаю, донышко уже видно.

Аватар пользователя Gbanderlog
Gbanderlog(3 года 8 месяцев)(10:02:29 / 02-10-2014)

Сельское хозяйство на уровне голандии, плюс закупают хавчик по всему миру, плюс всеядны как тараканы. Даже у хохлов пытались зерно покупать. Статья уже была на АШ. По прогнозам могут без сильного напряга еще на треть вырасти. а там и африканские поля подтянутся.

Аватар пользователя Ермек
Ермек(5 лет 4 месяца)(10:06:26 / 02-10-2014)

Китай индустриализировал Запад. Энергокризис 70-х, пик нефти в США вынудили искать страны с энергоносителями. Китай подходил идеально. Нефть, и очень много угля, других ресурсов и много дешевой рабочей силы. Китаю открыли рынки, привезли технологии. Вот и весь секрет. Для России такой путь врядли возможен. России Запад поставил задачу сырьевого придатка для ЕС, и вскоре для Китая. 

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 6 месяцев)(10:11:46 / 02-10-2014)

+

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 2 месяца)(11:15:09 / 02-10-2014)

У Китая три проблемы.

Одна, внешнеэкономическая - переключить мощности с экспорта на решение национальных задач.  Вполне решаемая.

Вторая, структурная - финансовые и долговые пузыри.  Это уже чревато обесцениванием сбережений и социальной нестабильностью.  Социальной проблемой, связанной с этой, можно назвать также быстрое развитие паразитарных классов (олигархия и коррумпированная номенклатура). Из открытых источников масштаб проблемы оценить сложно.

Третья, энергетическая - близится пик угля. Очень серьезная проблема.

Аватар пользователя Oslick
Oslick(5 лет 10 месяцев)(12:02:20 / 02-10-2014)

Я убеждён, что "успех" Китая в целом и Ден Сяо Пина в частности спланирован в штатах... Именно поэтому при всём богатстве выбора, другой альтернативы, как шоковой терапии, нам штаты не предложили... Осознанно. Штатам надо было экономически поднять Китай и опустить нас, чтобы в последствии, в смертельной схватке, мы бы уничтожили друг друга, как два, более-менее, равных соперника...

НО...

Случился ШОС. И планам фаншигтонского обкома случился катар. Они сейчас из кожи вон лезут, чтобы нас поссорить, при этом допуская стратегические ошибки, сближающие нас. Они осознали, что их планы остались утопией, и сейчас перешли уже к совершенно грубым приёмам.

А Китай без штатовских разработчиков вряд ли бы чего достиг. Я более полугода работал в Китае и кое-что понял в их менталитете. Обычные урывалы...

Аватар пользователя SKonst
SKonst(5 лет 8 месяцев)(13:29:33 / 02-10-2014)

Четвертая - нехватка чистой воды. Об этом ув. ОЙ здесь писал, как и о нехватке угля.

Пятая - демографическая. Политика "одна семья - один ребенок" уже в ближайшие 10-15 лет приведет к резкому росту лиц пенсионного возраста. Учитывая то, что в Китае всеобщей пенсионной системы нету, бремя на содержание престарелых родителей ляжет на относительно немногочисленных детей.

Шестая - вот: http://trasyy.livejournal.com/298945.html

Обратная сторона экономического чуда, такскть.

Седьмая - дикое расслоение между правящей верхушкой и основной массой населения. Россия тут отдыхает, кстати, т.к. ВВП per capita у Китая минимум вдвое ниже российского.

При желании можно и ещё найти...

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 2 месяца)(11:16:47 / 02-10-2014)

Вообще, главная ошибка автора - он таки пытается перенести опыт Китая в Россию. Теперь, когда стало ясно, что опыт запада в Россию "не перенёсся" многие стали это делать ;-)

А ведь Китай при выработке стратегии ни на кого не смотрел - думал о том, что может помочь именно этому народу именно в этих исторических условиях. Например, если бы у Китая не было огромной массы сельского населения - номер бы не прошёл. Он вообще для любой страны "одноразовый" - используется энергия селюков, перебирающихся в города. Да, конечно, нужно еще чтобы хватило ума их использовать. Они их скрестили с западными капиталами, которые искали дешёвую раб. силу.

А вот отличие 30-х годов в СССР от китайской ситуации в том, что нельзя было расчитывать на иностранные деньги. Поэтому проводили связку "коллективизация + индустриализация" именно так, а не иначе...

Вот электроника китая. Сперва пришли западные производства на "дешёвую рабочую силу". Потом - они часть технологий попёрли + начали своих обучать. И уже потом, на базе инженерно-промышленного корпуса пошли свои разработки... Может это повторить Россия ? Нет, конечно. На первом же этапе обломимся... У нас нет ни массы "селюков", ни возможности привлечь иностранные деньги. Так что - ТОЛЬКО СВОИ ПУТИ, КАМРАДЫ... ;-)

Аватар пользователя jamaze
jamaze(5 лет 10 месяцев)(11:35:38 / 02-10-2014)

Самое главное: пока не понятно, сможет ли Китай делать что-то, кроме копирования. Ибо весь его взлет - это перенимание чужих технологий. Да, их адаптация, но прорывов (нового качества) нет.

Очень показательна история с китайским космосом. Казалось бы, уже почти полвека прошло с первых полетов, появились новые технологии, материалы, электроника. А темп освоения Китаем космоса - такой же, как и полвека назад. С истребителями вообще и их двигателями в частности тоже какой-то несмешной анекдот.

В этом смысле индусы гораздо адекватнее. И в космосе многим утерли нос со спутником Марса, и в военной технике не пытаются строить из себя гуру, а делают совместные разработки.

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 2 месяца)(11:40:49 / 02-10-2014)

Подозреваю, что сможет. Ибо прикладную науку там развивают - "мама не горюй"... Тут вылазит другой, более интересный вопрос. А надо ли по всем направлениям "делать своё" ? Может быть можно сказать - хотим быть передовыми вот по этим направлениям, а по остальным - будет копировать (или просто воровать и копировать). Понимаем, что будет отставание, но согласны на него в перечисленных направлениях...

Аватар пользователя jamaze
jamaze(5 лет 10 месяцев)(12:01:59 / 02-10-2014)

Подозреваю, что сможет. Ибо прикладную науку там развивают - "мама не горюй"...

Вот и посмотрим. Пока - прорывов, нового качества - нет.

Аватар пользователя constant
constant(4 года 8 месяцев)(12:33:56 / 02-10-2014)

 Достижения Китая (т.е. Чины) в космосе - действительно анекдот в стиле незнаек на луне.

http://www.arracis.com/vostok/china.html. У индусов похоже тоже....

Аватар пользователя GreenWood
GreenWood(3 года 12 месяцев)(11:38:01 / 02-10-2014)

согласен - все именно так

Но интересует вопрос : в Китае сколько и чего государственного и сколько частного ?

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 2 месяца)(11:45:25 / 02-10-2014)

Видел описание переговоров с китайцев с нашей коммерческой фирмой (вроде - газпром). Ихняя делегация состояла из "бизнесменов + чиновников". Бизнесмены просто обязаны делать то, что выгодно Китаю. А если чиновник будет препятствовать развитию бизнеса - ему будет плохо... А если обвинят, что препятствовал, потому что взятку хотел - "из калаша в затылок на городской площади при скоплении народа в национальный праздник" ;-)

Вот и судите "сколько и чего государственного и сколько частного" ;-)

Аватар пользователя mentat
mentat(6 лет 3 дня)(12:52:15 / 02-10-2014)

А вот это полезная практика - одобрямс. Нулева терпимость к коррупции - это то что сделало Китай таким мощным сейчас, на мой взгляд. 

Аватар пользователя GreenWood
GreenWood(3 года 12 месяцев)(13:01:28 / 02-10-2014)

не ..по этому судить сложно

Вот к примеру тамошняя вино-водочная  промышленость чья ?

Аватар пользователя Sibirsky Partizan
Sibirsky Partizan(3 года 9 месяцев)(11:33:01 / 02-10-2014)

следовало бы обязать наши крупные сырьевые компании, которые до сих предпочитали не развивать отраслевую науку, а приобретать машины и оборудование в развитых странах, отчислять на эти цели какой-то процент из получаемой прибыли.

Повторяется старый миф - нефтяные компании забирают себе доходы от нефти и должны делиться. На самом деле они и так отдают кратно больше государству, чем остается на поддержание производства. И именно государство должно проводить грамотную промышленную политику как в Китае, напрвляя деньги не на олимпиады, а на науку и технологическое развитие под потранажем государства и через госзаказ. С политикой фискальной по отношении к нефтянным компаниям давно уже все хорошо со времен заката Ходорковского, что не скажешь о РАСХОДОВАНИИ средств бюджета.  Если сравнивать доходы государства (НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых) с доходами нефтянных компаний (прибыль), то это 5:1-10:1. Сегодня нефтяные компании - самые большие должники и совсем не потому, что управляются неэффективно. Основная причина - нехватка прибыли для инвестиций в поддержания существующего уровня производства, что компенсируется внешними заимствованиями, при падающей по геологическим причинам эффективности (EROI).

Отрасль характеризуется самым высоким уровнем капитальных затрат. Окупаемость 1 нефтяной скважины более 10 лет в текущих условяих в Западной Сибири. Поэтому нужно не налоги на сырьевую отрасль увеличивать, а эффективнее управлять использованием средств с уже имеющихся. А иначе мы как арабы вместо использования нефтянной паузы в интересах развития страны - все средства потратим на мерседесы чиновников.

Насчет приобретения машин и оборудования в западных странах - тоже абсолютное вранье. Санкции Запад ввел, напомню, против нефтяных компаний (Роснефть, Газпромнефть и т.д.). Что производство и инвестиции остановились без западных поставок? Кто-то что-то слышал, что какой-то проект остановился (не западные компании вышли из проекта, а сам проект)? Потому и не слышали, что 90% закупаемого нефтяными компаниями производится в России, а это колоссальная часть реально работающего в России машиностроения. Сейчас на Западе закупаются только уникальные технологии, которые пока еще не созданы в России или объемы производства недостаточны, но ничего санкции нам помогут.

Аватар пользователя Dark Side
Dark Side(5 лет 3 месяца)(11:51:05 / 02-10-2014)

Сталинская индустриализации в СССР была и быстрее и эффективнее. При этом строилась исключительно на внутренних ресурсах и в условиях внешних экономических санкций и постоянного внешнего военного давления. Не там ответы ищете. 

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 2 месяца)(12:01:49 / 02-10-2014)

Да. Но проводилась она "на энергии селюков, перебирающихся в города". Она была связкой "коллективизация + индустриализация". Я много разговаривал с человеком, который был её активным участником...

Сейчас так прыгнуть - не удастся... Нужно думать о том, что может работать в данный исторический момент.

Аватар пользователя Dark Side
Dark Side(5 лет 3 месяца)(14:41:49 / 02-10-2014)

В Китае все тоже самое. Только организационно сделано хуже.

Сейчас можно "прыгнуть" на обратном процессе.

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 2 месяца)(15:04:14 / 02-10-2014)

Прямой прыжок понятен - коллективизация увеличивает производительность труда в деревне - высвобождающиеся руки едут в город и развивают промышленность. А обратный прыжок ?

Аватар пользователя drinkens
drinkens(4 года 1 месяц)(21:11:45 / 02-10-2014)

насчет внутренних ресурсов, поподробней можно?

тысячи амерских рабочих на днепрогесе это тоже внутренний?

Аватар пользователя korsunenko

Что-то эта песня с покупкой за народные деньги творческих ученых без конкретных национальных заданий на берегу озёр у фешенебельных отелей уже порядком задолбала. Зачем вообще тратить средства на обучение гоноровой учоной швали, трудящейся исключительно за хорошую еду, если можно просто купить за те же деньги готового, откормленного за чужие бабки свина в очках без трат на откорм  и поместить его в хороший климат, изредка тревожа просьбами о чем-либо подумать. Ведь это животные натуральные в подобной модели «развития» науки. Ни привязанностей, ни принципов, ни тем более патриотизма — одно рыло и корыто.

Я лично уверен, что китаёзы долго не протянут по объективным причинам о которых написал Алекс и субъективным — пути, который как и нас ведёт в никуда или конец истории нации. Очень понравилась в этом плане история с гонконгом, очень показательная для демонстрации хода мысли настоящих стратегов, понимающих что для продвижения их интересов является главным, а что сто двадцать пятым в табели.

Повелителям мира при делёжке не понадобились гонконгские супер-мозги, чипы, часы или банки с золотом и эффективнейшими управляющими — гениями бизнеса. И даже не райские когда-то территории со священной недвижимостью. Они только одно условие поставили — плёвенькое — «королевство передаст гонконг КНР с условием, что до 2047 года там сохранится существующий социально-экономический строй». Еще пять раз перечитайте требование и поймите наконец, что необходимо транснациональной олиграхии от колонии для полного управления отсосом из неё ресурсовСтавьте в ней петрушками кого угодно, — с любой харизмой и вонючими кланами из тысячи хохлов с евреями; диктаторов или демократов, либералов или коммунистов — похрену! Оставьте только «социально-экономический строй», а остальное будет как надо, как в лучшие времена колониализма только под новым названием неоколониализм. Не понимать этого может только последний дебил и еще реформаторы рыночного капитализма в нашей стране.

Аватар пользователя Woland_1967
Woland_1967(5 лет 9 месяцев)(12:49:50 / 02-10-2014)

Корсуненке +2 в карму ! Всё верно...

Аватар пользователя GreenWood
GreenWood(3 года 12 месяцев)(13:15:47 / 02-10-2014)

Они только одно условие поставили — плёвенькое — «королевство передаст гонконг КНР с условием, что до 2047 года там сохранится существующий социально-экономический строй».


а оно конечно не сохранится и заберут его гонконго взад

Не рановато начали забирать ? )

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 10 месяцев)(12:51:54 / 02-10-2014)

может и оффтопом, но важной проблемой в РФ следует признать ВШЭ, МГИМО, частично МГУ и пр. Вот там самый настоящий лагерь подготовки террористов. А мы их держим.... А некоторые ещё и слушают.

Аватар пользователя bobouvik
bobouvik(3 года 9 месяцев)(13:22:06 / 02-10-2014)
На войне как на войне. Идет как бы "сражение" организационных структур: кто больше подготовит специалистов для следующего поколения. Но в целом, ещё в классическом труде "б-гоизбранной" мысли было сказано: "Готовьте еврейскую молодежь принять эстафету поколений. Пусть каждое поколение неевреев сталкивается с нашей глубоко эшелонированной обороной. Каждый раз, когда со сцены уходит старшее поколение, на его смену должна встать еще более мощная когорта заблаговременно подготовленных и окрепших молодых евреев. Для этого необходимо как можно раньше выдвигать на руководящие должности наших молодых людей, доказывая их зрелость и гениальность. Пусть пока это не так, они дозревают на должности. КТО У ВЛАСТИ, ТОТ И ПРАВ. Мы должны передать нашим детям больше, чем мы приняли от отцов, а те, сохранив и, преумножив принятое, передадут его в свою очередь потомкам. В преемственности поколений - наша сила, наша стабильность, наше бессмертие"..
Аватар пользователя green
green(4 года 9 месяцев)(12:52:02 / 02-10-2014)

А куда вы собрались прыгать?Темпы роста объемов не есть показатель эффективности для развитых стран .В условиях нарастающего дефицита ресурсов пора забыть об этом показателе.

Надо думать о качестве,а не о количестве.А в этом деле на селюков рассчитывать не приходится.

Что касается  Китая,то  это бедная, развивающаяся страна.Когда она достигнет Россию по уровню ВВП на душу населения,тогда и посмотрим на китайские темпы.

Аватар пользователя rayidaho
rayidaho(4 года 2 месяца)(14:03:38 / 02-10-2014)

чтобы понять - что делать, надо сначала понять, что нас ждет в целом как цивилизацию, возможно надо решать совсем другие проблемы, китайские проблемы мы решали ранее

Аватар пользователя Vanek
Vanek(5 лет 11 месяцев)(16:13:43 / 02-10-2014)

очередное идолопоклонничество. кто-то верит в страну эльфов на благородном западе. кто-то в страну хоббитов на рабочем востоке.

при развале СССР запад поживился материально, а Китай - научно. а в областях где не смогли найти специалистов - затык. затык и с авиационными двигателями, затык и с композиционным крылом.

так что не надо создавать себе идолов. а желающим покивать на Китай можно лишь предложить поинтересоваться, кто в Китае имеет пенсии и количеством рабочих дней в неделе. можно поинтересоваться использованием природы по-китайски. ну и далее по списку.

Аватар пользователя Dark Side
Dark Side(5 лет 3 месяца)(16:54:41 / 02-10-2014)

Вчера Девятов специально для аффтора высказался ))))Посмотрите раз 10! Должно помочь!

ссыув нв место в ролике: http://youtu.be/3BA3K6s4_kc?t=13m9s

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...