Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Технологии на линии фронта

Аватар пользователя t916

На самом деле объявленные санкции – верхушка айсберга. В отношении российского ВПК и компаний, работающих с технологиями двойного назначения ведется настоящая война. В некоторых отраслях нам будет сложно ее выиграть.

Уже в марте специалисты отметили ужесточение требований, предъявляемых властями США к российским компаниям, которые могут быть заподозрены в работе на оборонные отрасли промышленности. Даже косвенно. Известно, что Госдепартамент дал указание сократить до минимума сотрудничество американских компаний с аналогичными российскими*. Последствия этих решений уже ощутили некоторые высокотехнологичные компании, занятые в гражданском машиностроении. Примеры мы получили, опросив всего лишь несколько фирм. Одной из них, производящей электронное оборудование для транспортных средств, отказали в поставке электронных компонентов; другой, занятой производством электронного оборудования для строительных машин, — в поставке установки для вязки жгутов. Насколько известно, фирма Applied Materials отказалась поставлять оборудование для производства микроэлектроники компании «Крокус Наноэлектроника», которая пытается локализовать в России технологию MRAM. К сожалению, представители этих компаний, как и большинства других, сообщая о своих проблемах, просят на них не ссылаться, поскольку боятся «засветиться» и усугубить свои проблемы.

Чем сложнее, тем критичнее

Как заметил генеральный директор компании “Т-платформы” Всеволод Опанасенко, — хотя гражданских наукоемких отраслей санкции пока напрямую не касаются, многие партнеры, видя нагнетание истерии и боясь, что эти санкции могут зайти дальше, стали более аккуратно общаться даже с научными учреждениями, опасаясь, что санкции могут распространиться и на научную сферу».

В принципе любое государство и без всяких санкций имеет право в соответствии с так называемыми Вассенаарскими соглашениями по контролю над экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий двойного применения), в которых Россия тоже принимает участие, отказать в поставках изделий, указанных в этих соглашениях. Для контроля над выполнением соглашений и своего экспортного законодательства в Соединенных Штатах создано специальное ведомство — Бюро промышленности и безопасности, которое содержит в посольстве США в России своего представителя — специального атташе по экспортному контролю. Но до последнего времени на многие нарушения экспортного контроля американские власти закрывали глаза. Например, были ограничения на вывоз в Россию процессоров некоторых типов, но их вывозили. Нельзя было поставлять герметичные компоненты, нельзя было поставлять радиационно стойкие компоненты, тем не менее они поставлялись в Россию и шли даже в специальную технику. Более того, спецтехника, не говоря уже о гражданской, практически полностью комплектовалась импортными электронными компонентами. На это не обращали внимания и в США, практически никак нас не ограничивая, и в России. Как заметил один из разработчиков микроэлектроники, «нам давали любые технологии, любые САПР, любые возможности, даже уговаривали покупать. То есть нам никто не мешал. Но мы практически ничего не сделали для собственного развития, особенно в области коммерческой электроники. И в этом уязвимость нашей нынешней позиции». К сожалению, в России недооценивали угрозы30, которые могут возникнуть для нашей промышленности при ужесточении контроля со стороны американской администрации, хотя многие специалисты обращали на них внимание. По большому счету сейчас по отношению к многим экспортным позициям двойного назначения, к которым относится разного рода особо сложное и особо точное оборудование, например металлорежущие станки, электронное оборудование и электронные компоненты, не то чтобы ввели какие-то новые санкции, а просто стали строго выполнять действующие ограничения.

Чтобы понять, каковы наиболее уязвимые места нашей высокотехнологической промышленности, представим себе обобщенный процесс производства любого вида оборудования в виде пирамиды, на вершине которой его финишная сборка, а в основании — изготовление комплектующих деталей, которые распадаются на два класса: механические детали и электронные компоненты. Ясно, что наибольшую сложность представляет собой изготовление деталей и компонентов, требующее большого количества разнообразных станков и установок. Вот почему самыми критичными с точки зрения внешнего воздействия являются и сами узлы, и компоненты, например микросхемы, подшипники, станки и, главное, оборудование, необходимое для их изготовления. И чем сложнее и точнее машины, тем критичнее технологии. Источником же этого оборудования являются станкостроение и электронное машиностроение, которые обеспечивают технологическую независимость страны. В России, как отметил партнер Strategy Partners Group Артем Малков, эти отрасли, которые даже в советские времена были сформированы не до конца, находятся в числе наиболее сильно пострадавших за последние двадцать лет. Именно поэтому они являются предметом особого контроля со стороны экспортных ведомств Евросоюза и США (они не случайно включили ОАО «РТ-Станкоинструмент» в санкционный список) и предметом ограничений по Вассенаарским соглашениям и значительно более строгим американским экспортным правилам.

Встает вопрос: как смягчить проблемы, возникающие перед российской промышленностью и всей экономикой в результате воздействия санкций?

Вспомните об унификации

По мнению наших респондентов, проблемы замещения импортной микроэлектроники в изделиях спецназначения решить проще, чем другие, благодаря результатам, полученным на заводе «Микрон» в Зеленограде (ОАО «НИИ молекулярной электроники и завод “Микрон”«1), где в 2012 году была запущена производственная линейка интегральных схем с проектными нормами 90 нм, а в 2013-м завершена разработка собственной технологии создания интегральных схем по топологии 65 нм.

Благодаря этому, по мнению президента НП «Содействие микроэлектронной промышленности» Карины Абагян, «микросхемы для военной и космической техники можно заместить практически все. Проблема в том, что разработчики спецтехники забыли, что такое стандартизация и унификация. В одном лишь Роскосмосе используется около четырех тысяч разных микросхем только для спутников, а в ВПК их на порядок больше. Естественно, столько аналогов не разработать. То есть сейчас импортозамещение — это не столько техническая проблема, сколько проблема технического регулирования». К слову сказать, НИИ стандартизации и унификации в советское время были в каждой отрасли промышленности, они как раз и должны были решать подобные задачи. Возможно, к этой практике следует вернуться.

С тем, что проблема микроэлектроники решаема, по крайней мере для военной и космической техники, согласен и руководитель крупнейшего дизайн-центра, расположенного в Зеленограде, к сожалению, попросивший не называть его имени. «Технологий на 180 и 90 нанометров вполне достаточно, чтобы обеспечить микросхемами практически всю нашу спецтехнику. И сейчас борются две концепции развития: либо повторять зарубежную базу двадцатилетней давности и отстать еще на десять лет, либо проектировать новую аппаратуру на новых принципах и опередить всех на десять лет. Кризис надо использовать для новых возможностей, для рывка вперед. Сейчас все колеблется на грани».

При этом наши респонденты обратили внимание на важность развития коммерческой микроэлектроники. Во-первых, потому, что только она способна сделать микроэлектронную отрасль по-настоящему рентабельной. «А пока, — как заметил Всеволод Опанасенко, — порядка десяти миллиардов долларов с нашего рынка утекают в карманы западных корпораций». Но для этого надо защищать наш рынок. И господин Опанасенко обращает внимание на опыт Китая, который, начиная развивать те или иные области электроники, тут же закрывает свои рынки для западных корпораций. Например, принято решение отказаться от использования серверов компаний IBM, Dell и HP в госсекторе.

Во-вторых, массовое производство коммерческой микроэлектроники, которое можно размещать на фабриках всего мира, способно маскировать производство оборонной микроэлектроники. Но, как подчеркивают наши респонденты, надо понимать, что вход на рынок коммерческой микроэлектроники стоит сотни миллионов долларов, и в России, кроме государства, никто такие средства вложить в отрасль не сможет.

Угроза подстерегает нашу микроэлектронику в другом: фабрика на «Микроне» нуждается в поставках различных материалов, кремниевых пластин, запасных деталей. И потенциально это очень уязвимые позиции. Хотя технологическим партнером «Микрона» является французская компания STMicroelectronics, поставка оборудования согласовывалась с Госдепом США, и от его позиции будет во многом зависеть дальнейшая эксплуатация самых современных линий.

Как восстать из праха

Как мы уже отметили, об электронном машиностроении в России можно однозначно сказать: как промышленная отрасль оно умерло. Это означает, что любая попытка, скажем, расширения производства на «Микроне», а тем более создание нового производства потребует покупки соответствующего оборудования на Западе. Ситуация усугубляется тем, что рынок этого оборудования очень ограничен. Например, современные установки фотолитографии производят фактически две фирмы в мире, ASML и Canon, поэтому перекрыть поставки очень легко.

А поскольку любая электроника потенциально имеет двойное назначение, то в нынешних условиях мы ее вряд ли получим. Значит, воссоздание электронного машиностроения — самая актуальная задача. И при всей своей сложности она облегчается тем, что в академических институтах, несмотря на все проблемы РАН, продолжаются на вполне мировом уровне разработки важнейших элементов ключевых установок для производства микроэлектроники нового поколения: фотолитографические, установки прецизионного травления и диффузии.

В частности, мы писали (см. «Сложить нанопасьянс», «Эксперт» №4 за 2012 год) о работах группы ученых, занятых созданием важнейших узлов самых современных фотолитографических установок и самой установки. Они сотрудничают с ASML, ведущей мировой компанией по производству подобных установок, и пытаются убедить наше правительство в необходимости восстановления современного электронного машиностроения в России, тем более что разработка и производство фотолитографических установок, сочетающих в себе прецизионную оптику и механику и уникальные источники излучения, могут стать хорошей школой для развития всего спектра наукоемкого машиностроения.

Известно также, что в компании НТ-МДТ в Зеленограде ведется проработка многолучевой электронной литографии, разрешение которой составляет единицы нанометров. В Физико-технологическом институте РАН разрабатываются установки прецизионного травления и диффузии. Несколько лет назад, основываясь на этих достижениях, генеральный конструктор ОАО «НИИМЭ и “Микрон”» академик РАН Геннадий Красников, академик РАН Александр Орликовский и член-корреспондент РАН Николай Салащенко обратились в правительство с предложением создать в России программу развития электронного машиностроения. Тогда правительство промолчало, но, может быть, санкции убедят его в том, что это необходимо.

Построить пирамиду

Если санкции ограничатся отказом в поставке самих станков, то мы, при всех сложностях, сможем заместить их продукцию своими разработками. В том числе потому, что самые сложные узлы, обеспечивающие основные характеристики станков, практически все станкостроители мира закупают у относительно немногочисленного круга компаний.

Конечно, ограничения могут коснуться и импортируемых узлов, например высокоточных шпинделей или блоков ЧПУ. Тем более что Вассенаарские соглашения предусматривают такую возможность. Но и эти узлы мы, скорее всего, сможем заместить своими.

Однако если Запад пойдет еще дальше и будет вводить дополнительные ограничения, которые коснутся уже следующего уровня комплектации, то могут возникнуть более сложные проблемы. Например, мы сможем сделать мотор-шпиндель, но высокоскоростные прецизионные подшипники, которые для него необходимы, — не сможем. Так же как направляющие качения, редкоземельные магниты и прецизионные червячные пары для приводов.

Проблема в том, что для изготовления всех этих прецизионных механических узлов необходимо полноценное машиностроительное производство. То есть для создания станкостроительной промышленности, защищенной от превратностей мировой политики, потребуется не просто разработка станков, даже самых совершенных, но выстраивание всей пирамиды предприятий отрасли, от подшипниковых заводов до станкосборочного производства, объединенных в комплекс.

Прощай оружие?

Прототип EUV-фотолитографической установки компании «Интел»

Едва ли не самый демонстративный и при этом довольно болезненный удар США и ЕС нанесли по нашему ВПК. Причем произошло это еще до объявления секторальных санкций. Так, представитель Минэкономики ФРГ Таня Алемани прямо заявила, что на национальном уровне ее страна приняла решение о прекращении контракта между Rheinmetall и Минобороны России еще в марте, то есть в самом начале санкционной кампании Евросоюза против нашей страны. Напомним, что по этому договору общей стоимостью 120 млн евро немецкий концерн взялся построить и оснастить крупнейший в Европе учебный центр боевой подготовки Сухопутных войск в поселке Мулино Нижегородской области. Более того, этот полигон должен был стать еще и самым совершенным в мире. Сейчас примерно такой же есть в ОАЭ и у самих немцев в Летцлингер-Хайде, но последний строился более десяти лет назад, и примененные там технологии несколько устарели.

Предполагалось, что новый центр в Мулине будет оснащен трехмерными тренажерами, имитирующими движение и стрельбы боевой техники; лазерными имитационными целями, которые устанавливаются на танки, бронетранспортеры, машины; а также другими современными обучающими средствами. Все это позволит моделировать любые тактические ситуации, которые могут возникнуть в боевых условиях, и отрабатывать действия всех бойцов бригады, после чего их тщательно анализировать. Такое обучение не только лучше, чем реальные стрельбы3, но и более безопасно и экономично. Изначально планировалось, что ежегодно в центре будет проходить переподготовку до 30 тыс. человек. То есть при правильной загрузке за четыре года через Мулино можно было бы прогнать все армейские соединения наших Сухопутных войск. Еще в конце весны центр был готов на 90%, фактически оставалось лишь поставить программное обеспечение, без которого весь тренажерный комплекс теряет смысл. Но как раз этого-то сделано и не было. Уже в июне Минэкономики ФРГ официально аннулировало ранее выданное Rheinmetall разрешение на поставку оборудования в России. И это при том, что второй пакет секторальных санкций, вступивший в действие 1 августа, не распространялся на ранее заключенные контракты, которые, по идее, должны были исполняться. Несмотря на то что сам контракт с Rheinmetall не разорван, ясно, что выполнен он не будет. Как заявил замминистра обороны Юрий Борисов, руководство уже дало указание службам о подготовке документов для подачи искового заявления в суд. Учитывая, что контракт почти полностью оплачен, потери немцев наверняка превысят 120 млн евро. Что же касается России, то нам придется заменить почти все оборудование на отечественное, которое не идет ни в какое сравнение с немецким. «Это будет лишь жалкое подобие. Не тренировка, а так — игрушка», — сказал нам высокопоставленный эксперт, близкий к руководству Минобороны. Впрочем, сами военные трагедии из этого не делают. «Мы от этого особо не проиграем. Без боевой подготовки центр Мулино не останется, все будет оснащено. Все немецкие комплектующие заменены на российские аналоги», — заявил генерал-лейтенант Юрий Петров. Тем не менее срок сдачи центра уже сорван, он должен был состояться 1 сентября. И, судя по тендерам на оснащение и монтаж оборудования в Мулине, которые недавно провело Минобороны, произойдет это не ранее 2015 года.

Если блокировка сделки с Rheinmetall имела целью не допустить усиления российской армии, то следующие шаги Запада были направлены уже на то, чтобы осложнить нам еще и экспорт вооружений. Минфин США, также до введения секторальных санкций, запретил поставки в свою страну продукции концерна «Калашников». Это предприятие в начале года заключило контракт с американской компанией RWC на поставку в США и Канаду стрелкового оружия. Ежегодно «Калашников» продавал в эти страны от 80 тыс. до 200 тыс. автоматов, спортивных ружей и винтовок. Некоторыми из них, в частности карабинами «Сайга-12», даже оснащены некоторые полицейские подразделения США. В общей сложности весь контракт оценивался в 50–60 млн долларов. Юридически он тоже не разорван, а заморожен. Но шансов на то, что он будет выполнен, опять-таки нет. Кстати, американские потребители это поняли почти сразу и кинулись в магазины разбирать запасы. В результате цена гражданской версии автомата, по словам торгпреда России в США Александра Стадника, выросла более чем вдвое, с 600 до 1500 долларов. Более того, в Америке возник черный рынок этого оружия. Это побудило Минфин США выпустить специальное разъяснение, что перепродажа ранее ввезенных автоматов вполне законна.

Еще один враждебный шаг американцев — активные призывы к бойкоту российской космической отрасли, нашедшие понимание в Конгрессе. Глава частной космической компании Space-X Элон Маск прямо призвал Пентагон запретить запуски спутников на наших «Протонах», но пока что вразумительного ответа на свою инициативу не получил. «Проблема в том, что помимо объявленных и уже введенных санкций могут быть и необъявленные. И они могут коснуться как раз “Протонов”, потому что на большинство коммерческих пусков с американскими и европейскими спутниками нужно получать разрешение Госдепа. Пока это удается, но что будет дальше — не ясно, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. — Заменить “Протоны” пока сложно, но как только появится надежная альтернатива, которая рано или поздно придет с набором положительной статистики запусков ракеты Falcon-9 компании Space-X, санкции могут стать явными».

Что же касаются Европы в целом, то ее действия несколько отличаются от американских. На европейском рынке вооружений мы сейчас ничего не продаем, зато многое там закупаем. Прежде всего это различные инерциальные навигационные системы, которые устанавливаются на наши боевые самолеты, вертолеты, танки, БМП и проч. Например, автономной системой Sigma 95 производства Sagem часто оснащаются наши МиГ-29 и Су-30, которые идут как в нашу армию, так и на экспорт. Так вот, как минимум в одном случае французы поставку таких систем нам заблокировали. Правда, речь шла об оснащении самолетов МиГ-29 для ВВС Сирии. «Что же касается других контрактов, то никаких сигналов о том, что что-то не так, не поступало», — говорит замдиректора Центра АСТ Константин Макиенко. Вместе с тем известно, что Минобороны России вело активные переговоры о приобретении широкой номенклатуры как готовой военной техники в Европе, так и технологий для ее локализации. Это и шведские броневики, и австрийские снайперские винтовки, и израильские беспилотники, и многое другое. «В ряде случаев эти переговоры зашли очень далеко, но теперь под давлением американцев нам все это перекроют, — говорит глава Центра АСТ Руслан Пухов. — А там, где удастся что-то вытащить, технологический уровень будет понижен». В этом смысле очень показателен пример с вертолетоносцами типа «Мистраль». Сейчас мало кто помнит, но изначально Россия должна была закупить четыре таких корабля, а не два. И это отражено в контракте. «Причем он так сконфигурирован, что даже если нам все-таки поставят первые два корабля, то передачи ряда ключевых технологий, которые мы выбивали в жесткой переговорной борьбе, не произойдет», — говорит Пухов. Речь идет о технологии ускоренной крупносекционной сборки, а также о технологиях связи «корабль—берег» и «корабль—вертолет». Но для этого нам надо купить третий и четвертый «Мистрали», что в нынешних условиях нереально.

 

*1 марта Бюро экспортного контроля США выпустило релиз, в котором указало, что отныне оно будет отказывать в рассмотрении заявок на получение лицензий на экспорт или реэкспорт любых товаров, относящихся к высоким технологиям, предмету ограничений экспортного регулирования (Export Administration Regulations) в Россию или оккупированный Крым, которые используются для военного потенциала России. Кроме того, бюро принимает меры для отмены любых существующих экспортных лицензий, которые отвечают этим условиям. Все остальные заявки, находящиеся на стадии регистрации, и существующие лицензии будут время от времени подвергаться оценке, чтобы определить их вклад в усиление военных возможностей России. 

http://expert.ru/expert/2014/39/tehnologii-na-linii-fronta/
Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Пепелац
Пепелац(5 лет 4 недели)(18:20:50 / 23-09-2014)

В отношении российского ВПК и компаний, работающих с технологиями двойного назначения ведется настоящая война. В некоторых отраслях нам будет сложно ее выиграть

Трусов и паникеров во время настоящей войны расстреливают перед строем. Еще ничего толком с "санкциями" не произошло, а нытьевони - до небес. Авторы статьи Александр Механик и Алексей Хазбиев - еще два кандидата в чёрный список.

Аватар пользователя Вован Толяныч

А в Спарте ущербных вообще бросали с обрыва. Поэтому объясню в простых формулировках. В практике конструирования электроники космического применения есть компоненты, которые производятся только в штатах. Отказ от этих компонентов невозможен -- заменить нечем. Создать своё -- это десяток лет напряжённого шпионажа и вербовки, потому что людей нет, специальной научной и технологической тоже нет. Штаты это знают, разработчики также это знают, и вы теперь знаете. Но китайцы без лишнего махания руками уже помогают решить эту проблему, а в Спид-Инфо об этом ещё не написали.

Аватар пользователя Пепелац
Пепелац(5 лет 4 недели)(18:50:34 / 23-09-2014)

Со мной можно в сложных формулировках, я еще на последних проектах типа Энергия и Вулкан успел поработать. Чего и сколько скоммуниздила наша ВТР уже в последнее десятилетие никто здесь в полном объеме не знает (и не надо ). Так что с китайцами обмен двухсторонний, няп.

Аватар пользователя Вован Толяныч

Китайцы в последние лет 15 всё полезное спёрли для себя, поэтому им легко поделиться.

Аватар пользователя BorisAT
BorisAT(3 года 6 месяцев)(08:28:40 / 24-09-2014)

И что же случилось с этой вашей Спартой в итоге?

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 1 месяц)(10:05:00 / 24-09-2014)

А как же "Буран" летал ? Кста, в беспилотном режиме... Для него эту "электронику космического применения" делал наш Челябинский завод "Прибор" (в том числе). У меня брат там как раз работал.


Ничё, что в советские времена мы спокойно запускали спутники "на своём", что мы единственные, кто высадил "луноход" на Венеру ? А ведь там дикое давление и температура... Я могу продолжать про "электронику космического применения". ИМХО - сейчас мы просто зажирели. Привыкли, что можно ничего не делать - а просто купить. Ничего, "санкции животворящие" мозги прочистят !

Аватар пользователя Циклоп
Циклоп(4 года 7 месяцев)(18:24:03 / 23-09-2014)

А под ковром-то идет серьезная грызня

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(5 лет 10 месяцев)(18:25:42 / 23-09-2014)

Как было справедливо замечено в самой статье - ограничения вводились и до принятия санкций. Так что особой разницы нет.

Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(18:43:09 / 23-09-2014)

Всё перечисленное в статье имеет место быть, но последствия следует делить на 16. А еще господам аффтарам не худо бы указать, что все проблемы возникли не от того, что мы не можем, а что бы привязать к себе поставщиков, а через них политруководство стран НАТО. Ну и ускорить перевооружение. 

"Ну, не получилось" (с) т.Сталин при встрече с митрополитом Сергием и иерархами РПЦ в ночь с 4 на 5 сентября 1943 г.

Подумаешь, бяда.

Аватар пользователя taurin
taurin(3 года 4 месяца)(21:11:07 / 23-09-2014)

" еще господам аффтарам не худо бы указать, что все проблемы возникли не от того, что мы не можем, а что бы привязать к себе поставщиков, а через них политруководство стран НАТО."

серьезно... не смешно

Аватар пользователя mastak
mastak(4 года 11 месяцев)(18:48:40 / 23-09-2014)

"... используется около четырех тысяч разных микросхем только для спутников, а в ВПК их на порядок больше. Естественно, столько аналогов не разработать."

Какой быстрый на выводы специалист, часом не "английский ученый" ?!

Аватар пользователя юрчён
юрчён(5 лет 2 недели)(19:37:43 / 23-09-2014)

Если грубо, то вопрос подобной шняги в следующем - надо стране например в год под сотню другую только ОДНОГО НОМИНАЛА особо военно-космическую микросхему (далее МС), и таких разных специализированных номиналов надо ТЫСЯЧИ, много тысяч специализированных МС. Стоит эта каждая МС 500$, а то и более, то есть в год потратить только на этот номинал надо от 50 000$, до 100 000$. За десять лет до появления другой замены МС будет потрачено от 500 000$ до 1 000 000$. А разработка только этого номинало МС потребует около 5 000 000 $ до 10 000 000$ и более, и это без учёта производства такого маленького количества МС.


То есть, без гигантского рынка сбыта это жутко невыгодно и затратно, как по деньгам так и по времени. А специализированные МС НАДО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС ! Поэтому их и покупают, и разрабатывают проекты в которых это было бы не так сильно затратно. То есть это будет пипец как затратно и неизбежно, это все понимают, но не так что бы пипец пипец ващще пипец как дорого. Для этого и строят через все терни всякие БРИКСЫ и прочие шмиксы.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(21:16:32 / 23-09-2014)

Не. Британский.

Аватар пользователя Здешний
Здешний(3 года 4 месяца)(18:50:54 / 23-09-2014)

Как заметил один из разработчиков микроэлектроники, «нам давали любые технологии, любые САПР, любые возможности, даже уговаривали покупать. То есть нам никто не мешал. Но мы практически ничего не сделали для собственного развития, особенно в области коммерческой электроники. И в этом уязвимость нашей нынешней позиции». 

О бесплатности сыра только в мышеловке не думают лишь идиоты или предатели. Так кто эти топ-менеджеры российской политики и экономики, которые допустили такое - идиоты или предатели?

Что касается "ойкакстрашножить", а кто обещал легкости бытия? Идите, господа управленцы, вычищайте свое дерьмо и кладите вместо говенных куч фундаменты и стены. Работайте хоть 8 через 8, хоть лежа на печи, но с оценкой результата по объективному факту - как у всех,а не по субъективному отчету, как у неприкасаемой номенклатуры. Но при этом с презумпцией виновности и критической ответственностью за провал - как добровольно взявшиеся за престижный и высокооплачиваемый гуж.

100%, на таких условиях дело пойдет как надо, и все будет сделано качественно и в срок.     

 

Аватар пользователя nehnah
nehnah(5 лет 2 месяца)(19:25:21 / 23-09-2014)

С этой точки зрения глядючи, сейчас можно 90% менеджмента отправлять на метлу. Хрень в том, что грамотного технолога подготовить это лет 20 надо, учёного - 30, академика - 40. Так вот этого времени и нет, оно было упущено под управлением Горбатого и ЕБНа, под присмотром Запада. По вашей методе конечно можно попытаться выстроить новую управленческую элиту, но вот только где взять инженерные кадры? Здесь и сейчас?

Экономиста или юриста подготовить много ума не надо, причём с обоих сторон. А вот конструктора/технолога надо выращивать начиная с 3...4-го класса, фильтруя гениев, отбирая в школах детей по техническим склонностям, делая упор на математику, физику, логику, теорию систем, приправляя всё это ТРТЛ, а в технических вузах в обязательном порядке преподавать элементы ТРИЗ.

А ещё необходимы, жизненно, социальные лифты для подобных людей, причём преимущественно работающие на подъём.

Пока этого не будет, наука и технологии будут в загоне... ;-(

Аватар пользователя Здешний
Здешний(3 года 4 месяца)(19:46:35 / 23-09-2014)

Сегодня еще есть остаточная возможность заняться восстановлением на хорошей базе, а не строительством утраченной базы. Мощные и эффективные советские инженерные и технологические школы еще не окончательно исчезли, есть нужные для  восстановления старые кадры, есть методики и их носители. Нет системы мотивации, которая сведет вместе мэтров и молодых ради каких-то значимых целей. И эти цели не поставлены.  

После большевистского переворота ситуация была еще хуже. Тем не менее, в 30-е годы уже появилась мощная прослойка новой инженерной элиты.

Ничего особого выдумывать не надо. Все уже давно выдумано. Нужно всего лишь качественно адаптировать.

Ну и метафизику не забывать: человек должен заслуженно гордиться своим делом созидателя как таковым, а не просто как источником хорошего дохода.   

Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(20:02:19 / 23-09-2014)

Абсолютно верно. Причем, смею нескромно добавить - наше поколение выросло сытым (спасибо т. Сталину за наше счастливое детство) в довольно-таки чистой экологии. Моим коллегам многим далеко за 70, а они в турпоходы ходят  по горам, где молодежь дохнет на первом же переходе. Да я и сам 15 км каждый день по лесному бурелому с собаками пробегаю. Так что есть еще возможность выучить техническую элиту методом бригадного ученичества "делай как я". 

Ощущение, что среди молодежи либо умные задохлики, либо наркота клубная, либо тупые качки-спецназеры. Кто-то спохватывается во время, вот сын у меня вдруг начал качаться, правильно питаться и из ботана превратился в кабана, за что его только больше ценить и продвигать в руководство на работе стали.

Аватар пользователя nehnah
nehnah(5 лет 2 месяца)(20:13:27 / 23-09-2014)

Нет системы мотивации, которая сведет вместе мэтров и молодых ради каких-то значимых целей. И эти цели не поставлены.

ВОООТ!!! Вот это в точку! Именно эти задачи и должны быть поставлены во главу угла, пока старое поколение не ушло, а молодое окончательно не деградировало! Целеполагание и мотивировка всех поколений на совместный труд во благо Родины!

Аватар пользователя taurin
taurin(3 года 4 месяца)(21:15:37 / 23-09-2014)

"После большевистского переворота ситуация была еще хуже."

гм...После Октября и Гражданской свои разработки ставились во главу угла. Другое дело что много ученых и инженеров уехало или погибло... но воспитывать смену им стали сразу, а не потреблядей...

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(00:47:04 / 24-09-2014)

Ещё маленький штришок.

Всех гениев в начале пути надо чем-то поразить/заинтересовать. Склонность к работе головой должна быть пробуждена и постоянно подпитываема интересом. Потому и пропаганда достижений науки/техники должна быть большого калибра. Политехнические и естественно-исторические музеи требуется сделать в "шаговой доступности" большинству населения, передачи по ТВ (интернету) лекций по физике-химии с яркими опытами должны идти постоянно. Ну и дальше в том же духе.

Аватар пользователя Пианист
Пианист(3 года 4 месяца)(01:09:30 / 24-09-2014)

К сожалению, сейчас состояние науки таково, что поразить и заинтересовать юных гениев можно, пожалуй, только "зелеными человечками", сосущими кровь у людей по ночам, когда они превращаются в оборотней.

Просто нереально, на мой взгляд, закинуть взгляд юного гения за передний край науки. Уж слишком далеко наука зашла и разветвилась. Слишком большая дистанция от юности до переднего края науки. Нужно уже быть по крайней мере аспирантом, чтобы просто понять, о чем речь...

Может я и ошибаюсь, но у меня сложилось вот такое мнение.

Аватар пользователя Partisan
Partisan(5 лет 7 месяцев)(09:21:44 / 24-09-2014)

Передний край и не нужен в начале. Кому-то хватит хромового вулканчика, кто-то удивится мягкому камню или "левитирующему" магниту. А передний край потом, после ещё сотни удивлений и учёбы по профилю.

Аватар пользователя DimVad
DimVad(4 года 1 месяц)(10:10:43 / 24-09-2014)

"О бесплатности сыра только в мышеловке не думают лишь идиоты или предатели" - амеры тоже на ВОУНОУ проср..и своё обогащение урана ;-)


"Но при этом с презумпцией виновности и критической ответственностью за провал - как добровольно взявшиеся за престижный и высокооплачиваемый гуж." +100500. Единственный способ. При Сталине человек мог работать на заводе и ничем не рисковать. Но если он становился "управленцем" - то рисковал ШКУРОЙ.

Аватар пользователя житель провинции

Но для этого надо защищать наш рынок. И господин Опанасенко обращает внимание на опыт Китая, который, начиная развивать те или иные области электроники, тут же закрывает свои рынки для западных корпораций. Например, принято решение отказаться от использования серверов компаний IBM, Dell и HP в госсекторе.

Раз уж дождались жаренного петуха, надеюсь сделают выводы.

Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(19:52:22 / 23-09-2014)

Не далее как вчера Рогозин у Соловьёва четко обозначил границу, когда было покончено с прекраснодушным разгильдяйством: "Как только я пришел на руководство ВПК (справочно: 23 декабря 2011 г - BERES), я первое что сделал - приказал полностью отвязаться от инопоставок" (с) не дословно.

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(4 года 10 месяцев)(19:33:13 / 23-09-2014)

"Например, мы сможем сделать мотор-шпиндель, но высокоскоростные прецизионные подшипники, которые для него необходимы, — не сможем. Так же как направляющие качения, редкоземельные магниты и прецизионные червячные пары для приводов" - вот и я об этом: нужно переходить к линейным двигателям, нафиг выбросив все червячные пары и т.д. Но нет научной школы, вот и в НИУ ИТМО делают прецезионную технику на червячных парах. Эхе хе...

Аватар пользователя Добрый человек

Не, я понимаю линейные двигатели в лабораторном оборудовании, оптике и т.п., но где вы их  видели в металлорежущих станках?

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(4 года 10 месяцев)(19:59:19 / 23-09-2014)

Да уже везде и даже тут.

Аватар пользователя Добрый человек

Не стоит преувеличивать. Электроэрозионные, это ещё не везде, да и из плюсов у эрозионника на линейном двигателе только точность(очень не бесплатная и в большинстве случаев излишняя). Что первый, что второй пример - экзотика. Линейные двигатели нужны, но в массовый сегмент они не пролезают по цене, и ещё долго не будут пролезать. 

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(4 года 10 месяцев)(20:30:41 / 23-09-2014)

Производители утверждают что они уже с червячными парами по цене/качество начинают конкурировать. Есть примеры. Прецизионные линейные приводы давно известны. Будущее за электрическими машинами типа вентильных - линейных (там где нужно такое перемещение) - у них больше удельное усилие, а вопрос КПД - в свете дешовой эл.энергии - уходит на второй план. Пневматику линейные привода уже отодвигают (в маломощных и средних по мощности приводах). Думаю перспективы у линейных двигателей - радужные. Они проще по конструкции. Главное - уметь управлять.

Аватар пользователя Добрый человек

Приводимая полезная нагрузка: до 1 кг
ИМХО: лабораторный класс.
Хотите чтобы этот девайс тянул стальной портал с десятикиловатным шпинделем? Придётся всыпать в него несколько вёдер редкозёмов и меди. И цена станет...

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(4 года 10 месяцев)(21:05:56 / 23-09-2014)

Ну, редкоземы- дешевеют и будут дешеветь. А усилия в 6 кН и скорость до 3 м/с - уже давно пройденный этап. Есть и 10 кВт линейные двигатели. Так чта: вопрос открыт и очень широко.

Аватар пользователя Добрый человек

Редкозёмы - ограниченый ресурс. Нефть тоже дешевеет, это ни о чём не говорит.
Единственная надежда на метаматериалы - многослойные магниты из обычного железа и никеля. Если эту технологию допилят, то многие мечты в области электропривода станут реальностью.

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(4 года 10 месяцев)(21:22:02 / 23-09-2014)

Эт точно. Нужно работать! :)

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(4 года 10 месяцев)(20:33:35 / 23-09-2014)

Ну конечно про "везде" я для связности брякнул, но это то и: цель!

Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(19:47:55 / 23-09-2014)

Обратитесь в ЛЭТИ и Военмех (или как там оне ноне). И школа, и спецы, и технологии в наличии и в ассортименте. 

Аватар пользователя DenverElrond
DenverElrond(4 года 10 месяцев)(20:01:38 / 23-09-2014)

Спасибо, слежу за их успехами.

Аватар пользователя t916
t916(3 года 2 месяца)(20:21:44 / 23-09-2014)

А вот еще одна технология http://itar-tass.com/nauka/1461306

Сегодня Dragon доставил на МКС 3D-принтер. Ожидается, что с его помощью астронавты смогут прямо на орбите печатать из пластика необходимые им запчасти и инструменты.

Аватар пользователя Vanek
Vanek(5 лет 10 месяцев)(20:46:34 / 23-09-2014)

1. вопрос реально больше раздувается чем имеется в наличии (могу утверждать, т.к. фирма занимается поставкой измерительного оборудования собственной разработки и производства, в достаточно широкий спектр предприятий оборонки).

2. сейчас очень многие образцы закупаются в азии. азиатские производители с санкциями послали США далеко и очень похоже, что на долго.

3. как бы бонусом: даже если и возникнут проблемы - ну не напугать ими тех, кто до вчерашнего дня разрабатывал и испытывал передовые образцы высокотехнологичной техники на выставочных платах 80х годов (по контракту - низя, а на выставке - можно). часть стендов уже обновили, на них и будут разрабатывать новое, а текучку оставят на старом - те, кому за 40 только обрадуются, что их переучиваться не заставят.

Аватар пользователя Ещё не решил.
Ещё не решил.(3 года 8 месяцев)(21:35:27 / 23-09-2014)

...но высокоскоростные прецизионные подшипники, которые для него необходимы, — не сможем. Так же как направляющие качения, редкоземельные магниты и прецизионные червячные пары для приводов...

Под "хорошую санкцию" грех не выреветь деньжат на распил.

... высокоточные подшипники G.... по индивидуальному заказу на заводе в Англии



Наши в "сарае на коленке":


Первые радиальные лепестковые газодинамические подшипники (foil bearings) созданные в СССР в 70-х годах Брагиным А.Н. (АЗ "Наука", г.Москва) и Пешти Ю.В. (МВТУ им. Баумана, г.Москва).



ООО «ПОЗ-Прогресс» осуществляет производство постоянных магнитов на основе сплавов Sm-Co и Nd-Fe-B под заказ, а так же продажу имеющегося ассортимента (различные форма, типоразмер и магнитные параметры) в наличии.


Далее, даже искать не стал, ибо считаю,- наброс на вентилятор или нытьё с целью доступа к бюджету.

Аватар пользователя Redvook
Redvook(4 года 6 месяцев)(22:03:29 / 23-09-2014)

Такое обучение не только лучше, чем реальные стрельбы...

Что за экперды?

Аватар пользователя Весельчак Ю

Зато мы добрые: летайте на наших ракетах в космос, запускайте спутникишпиёны! Ведь главное денежка в бюджет

Аватар пользователя Boba
Boba(3 года 7 месяцев)(22:46:52 / 23-09-2014)

Насчёт БИНС для боевой техники автор врёт. Западные ставили только на экспорт. У нас есть куча БИНС на ВОГ и КОГ.
Например в статье КРЭТ устроил революцию описана БИНС для СУ-35. Обратите внимание на посты ИнженерЯ, профи по их разработке из НПО "Прогресс".

Аватар пользователя gerstall
gerstall(5 лет 9 месяцев)(23:17:32 / 23-09-2014)

Помнится, автор лабуду тянул про лосося белорусского. Очень в тему статья для "кормильцев". Не было никогда в РФ точного машиностроения. И не будет в обозримом будущем, не нужно тешить себя надеждами. Точным машиностроением занималась именно Беларусь.

"современные установки фотолитографии производят фактически две фирмы в мире, ASML и Canon, поэтому перекрыть поставки очень легко" -  в мире таких предприятий не два, а три. Третье - Планар. Который РФ до сих пор не выкупило, а Беларуси она нахрен не упало - спрос невозможно обеспечить в принципе. 


Ну и далее по тексту:


"«Крокус Наноэлектроника», которая пытается" - это Чубайсовское детище. Кроме "пытаться" ни один из проектов Роснано ничем не кончился. И причины не в западных контрагентах. А в изначальной форме проектов как продолжения микроскопически (простите, нано-) полезных западных технологий с полной технологической зависимостью от подрядчиков.


" 2013-м завершена разработка собственной технологии создания интегральных схем по топологии 65 нм" - не надо врать самим себе. То, что ребята сделали замечательную нашлепку на импортную линию - высочайшее достижение. Но не имеет никакого отношения к "разработка собственной технологии"


" ведется проработка многолучевой электронной литографии" - угу, центр производства электронных мироскопов в СССР был в городе Сумы, Украина. И если старые пердуны оттуда еще не сидят в Зеленограде, то вестить ближайшие лет десять будет именно ПРОРАБОТКА.


"используется около четырех тысяч разных микросхем...столько аналогов не разработать" - чушь, это чисто количественная задача. Разработка сложна при освоении типа изделий, а не типономинала. Сегодня любой дизайн-центр имеет в своем багаже 100-500 изделий. Количество этих центров перевалило за два десятка. Задачу нужно ставить правильно и правильным людям. Проблема в том, что разработка ведется под конкретную технологическую базу. Которая как раз и является импортозависимой. А количество в 40-50 тысяч артикулов уже не видится неразрешимой задачей при сегодняшних САПР даже с текущим уровнем кадров.


"мы сможем сделать мотор-шпиндель, но высокоскоростные прецизионные подшипники, которые для него необходимы, — не сможем. Так же как направляющие качения, редкоземельные магниты и прецизионные червячные пары для приводов" - чепуха. Все сможем. Потому как "нам никто не мешал. Но мы практически ничего не сделали для собственного развития... И в этом уязвимость нашей нынешней позиции»" Достаточно, если эти мычащие "мы" не будут мешать тем, кто может и хочет работать. И "мы" в данном случае - не разработчики, а люди, в чьи служебные обязанности как раз и входит  "выстраивание всей пирамиды предприятий отрасли" для "создания станкостроительной промышленности", как и любой другой промышленности. Но кто-то предпочитает транжирить государственные деньги в "нанотехнологиях", а когда "обратились ... с предложением создать в России программу развития электронного машиностроения" -мылчать.


"импортозамещение — это не столько техническая проблема, сколько проблема технического регулирования" - из этого тезиса следует только то, что Карина Абагян - клиническая дура. Ни одна писулька "регулирования" не приводит к созданию новой продукции. Регулирование нужно, чтобы одну и ту же продукцию не разрабатывать по десять раз.


"Едва ли не самый демонстративный и при этом довольно болезненный удар США и ЕС нанесли по нашему ВПК." "новый центр в Мулине будет оснащен трехмерными тренажерами, имитирующими движение и стрельбы боевой техники...в конце весны центр был готов на 90%, фактически оставалось лишь поставить программное обеспечение"

 - кретины. Полные кретины. Несут в эфир эту откровенную чушь, а потом сами же по вечерам садятся в танчики играть. По сравнению с которыми это Мулино - жалкая поделка. Трудно постучаться в дверь отчественному Варгеймнгу со 120 мегаеврами? Этот проект нельзя было В ПРИНЦИПЕ немцам отдавать.

"о технологиях связи «корабль—берег» и «корабль—вертолет»" - а нельзя эту технологию заказать у своих? которых более, чем достаточно. Или отлаженная отечественная технология связи "самолет-самолет" на скоростях под три маха видится этим людям проще?

Надоело дальше эту цидульку разбирать. Обидно, что это "стон над страной раздается" устраивается при ограничениях финансирования собственной оборонки. На предприятиях люди уже по три месяца без зарплат сидят, а правительство все умствованиями про санкции занимается, вместо того, чтобы хотя бы своевременное финансирование обеспечить по подписанным госпрограммам. Путину приходится брать под ручное управление еще и ВПК, хотя это не его работа, да и не понимает он в этом ничего. Нахрен тогда правительство вообще нужно? Сопли жевать?

Аватар пользователя Klement
Klement(5 лет 10 месяцев)(06:01:01 / 24-09-2014)

Я с gerstall вполне согласен.

ВСЕ нужные технологии можно заполучит в РФ/РБ или в Китай.

Все ноющие ноют потому что внос от запада связан с валютными командировками. А вот в Сибири не так густо, нет пляжей.

Аватар пользователя Arsik
Arsik(3 года 3 месяца)(01:21:50 / 24-09-2014)

Подготовка к войне - вот и объясынение

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...