Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Первая опытная ТВС с нитридным ядерным топливом сделана на СХК

Аватар пользователя Cyrax

Первая экспериментальная тепловыделяющая сборка с новейшим перспективным нитридным ядерным топливом изготовлена на Сибирском химическом комбинате (СХК, предприятие госкорпорации "Росатом"), такие сборки будут применяться в реакторах-прототипах ядерных установок для атомной энергетики будущего, сообщили РИА Новости в четверг в пресс-службе предприятия.

"Проведены приемосдаточные испытания первой полномасштабной тепловыделяющей сборки ТВС-4 с нитридным топливом. Это результат совместной работы СХК и нескольких отраслевых институтов… Данная сборка предназначена для загрузки в реактор на быстрых нейтронах БН-600 — третий блок Белоярской АЭС", — говорится в сообщении СХК. Далее эта сборка будет испытана с целью принятия решения о возможности эксплуатации нитридного топлива в реакторах нового поколения.

Главный технолог проекта "Новые технологические платформы" Владимир Троянов отметил, что первая полномасштабная сборка для реактора БН-600 — "это первый шаг к созданию замкнутого топливного цикла с реакторами на быстрых нейтронах".

"К тому же, данное изделие имеет столько конструктивных особенностей, что можно смело говорить о его несомненной инновационности. Например, применяемые материалы имеют повышенную радиационную стойкость, что позволяет существенно повысить ресурс их эксплуатации, а следовательно увеличить экономику реакторов на быстрых нейтронах. Но самое главное их отличие заключается в смешанном нитридном топливе, изготовленном на СХК", — сказал он.

Генеральный директор СХК Сергей Точилин отметил, что новая сборка — изделие уникальное и аналогов в мире ему нет. Он выразил надежду, что комиссия "Росатома" примет его, после чего "мы сможем изготовить следующее изделие — ТВС-5, уже для реактора БРЕСТ-ОД-300".

На площадке СХК планируется выполнить проект "Прорыв", в ходе которого будут отработаны новые ядерные технологии для атомной энергетики будущего. Реализация "Прорыва" включает создание опытно-демонстрационного энергокомплекса в составе реактора на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем БРЕСТ-ОД-300 с пристанционным ядерным топливным циклом и модуля по производству нитридного топлива для этого реактора. Реактор БРЕСТ-ОД-300 планируется запустить в 2020 году.

В прошлом году СХК изготовил экспериментальные тепловыделяющие элементы (твэлы) с нитридным топливом. Тепловыделяющая сборка представляет собой конструкцию из твэлов.

Энергоблоки АЭС с реакторами на быстрых нейтронах позволят существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать радиоактивные отходы за счет организации замкнутого ядерно-топливного цикла. Технологиями таких реакторов обладают очень немногие страны, и Россия является мировым лидером в этом направлении.

 

http://ria.ru/atomtec/20140918/1024642701.html

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Dark Side
Dark Side(5 лет 4 месяца)(01:55:34 / 19-09-2014)

Неужели каркас сборки из изотопно смещенного металла? Сила небес ... не думал что в этом году сделают.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 11 месяцев)(22:23:42 / 18-09-2014)

Наши "левши" и не такое могут сделать...

Аватар пользователя Xexen
Xexen(4 года 1 месяц)(09:01:18 / 19-09-2014)

Где об этом написано?

Комментарий администрации:  
*** Мистер "Сомнительная Копипаста" ***
Аватар пользователя Лектор
Лектор(3 года 7 месяцев)(12:10:49 / 19-09-2014)

Изотопно-смещенный металл? Этот термин ты в какой книжке вычитал?

Аватар пользователя jakodzun
jakodzun(5 лет 11 месяцев)(14:22:51 / 19-09-2014)

У свинца есть несколько изотопов, не все из них целесообразно использовать в качестве теплоносителя по ряду причин. В силу разработки и вступления в строй центрифуг нового поколения, освободилось большое количество "устаревших" мощностей обогащения, которые предполагается использовать для наработки изотопно смещенных материалов. В т.ч. и стабильного изотопа свинца, который будет экономически выгодно использовать в перспективных реакторах с жидким металлическим теплоносителем.

Аватар пользователя Лектор
Лектор(3 года 7 месяцев)(14:33:56 / 19-09-2014)

Ну да, только свинца в один реактор заливается столько, что все разделительные мощности России должны работать несколько лет на него. Этот свинец обойдется дороже всего остального реактора вместе взятого. Все эти моноизотопные материалы пока хотелки ТВЭЛ, покупателей нет. Зато есть масса других изотопов, которые ТВЭЛ отделяет и продает по всему миру, являясь одним из крупнейших поставщиков такой услуги - на их сайте есть список.

Аватар пользователя Xexen
Xexen(4 года 1 месяц)(14:42:01 / 19-09-2014)

А что,  каркас сборки выполняется из свинца?

Комментарий администрации:  
*** Мистер "Сомнительная Копипаста" ***
Аватар пользователя jakodzun
jakodzun(5 лет 11 месяцев)(14:49:10 / 19-09-2014)

Нет конечно. 

практически все внутрикорпусные устройства изготавливаются из циркония, вернее, его сплавов Э110 и Э635. Цирконий имеет очень малое сечение захвата тепловых нейтронов и высокую температуру плавления. Но и он не без греха. Так же, как и в ситуации со свинцом, цирконий под воздействием радиации внутри реактора имеет неприятную способность превращаться из циркония 92 в радиоактивный цирконий 93 с периодом полураспада 1,53 млн. лет.  Когда из активной зоны достают отработавшие свое «сборки», то оснастка «фонит» по бета-излучению на 200-300 ПДУ (предельно допустимый уровень радиационного излучения). Ну и куда его потом девать? Туда, откуда и взяли – в мать сыру-землю на веки вечные. Так никакого циркония не напасёшься.

А вот если в конструкции ТВС (тепловыделяющей сборки) использовать только изотоп цирконий 90, то получим весьма долгоиграющий материал. Внутри реактора он вначале перейдёт в цирконий 91, потом в цирконий 92, и только потом - в 93-й изотоп. Да и то - не факт. Вероятность того, что в один и тот же атом три раза попадет нейтрон, да еще с поглащением, крайне мала. Поэтому цирконий можно использовать вновь и вновь. Экономия денег просто огромная. Ну и про сечение захвата давайте упомянем. Тепловые нейтроны пролетают сквозь него без задержек и нагревают теплоноситель, а не сборку. Топливо равномерней выгорает, сами ТВС меньше деформируются, тех же высокоактивных отходов меньше в 5-10 раз - и это уже громадная экономия

Аватар пользователя Лектор
Лектор(3 года 7 месяцев)(14:52:18 / 19-09-2014)

Цирконий - это ВВЭР. В быстровиках все из, условно говоря, нержавейки.

Аватар пользователя jakodzun
jakodzun(5 лет 11 месяцев)(14:54:11 / 19-09-2014)

"нержавейку" тоже "особенную" делают?

Аватар пользователя Лектор
Лектор(3 года 7 месяцев)(15:10:42 / 19-09-2014)

Да, довольно хитро легированные и очень точно выдержанные стали, до 0,01% контроллируется содержание легирующих и примесных элементов. Марки стали - 16Х12В2ФТаР (ЭК181) и 20Х12НМВФБАР(ЧС139).

Аватар пользователя jakodzun
jakodzun(5 лет 11 месяцев)(14:49:38 / 19-09-2014)

.

Аватар пользователя jakodzun
jakodzun(5 лет 11 месяцев)(14:49:26 / 19-09-2014)

.

Аватар пользователя Лектор
Лектор(3 года 7 месяцев)(14:51:11 / 19-09-2014)

Нет, для этого изделия - из стали, типа ЧС139 и ЭК181. Для водяных реакторов - еще и сплавы циркония. 

Аватар пользователя jakodzun
jakodzun(5 лет 11 месяцев)(14:24:57 / 19-09-2014)

http://aftershock.news/?q=node/17323

Аватар пользователя AriesGoth
AriesGoth(3 года 7 месяцев)(22:21:36 / 18-09-2014)

Отличная новость!

Аватар пользователя ledoux
ledoux(6 лет 1 месяц)(01:04:43 / 19-09-2014)

ни х.... себе заявочки. плАчу от гордости!

Аватар пользователя redmax34
redmax34(4 года 1 месяц)(03:11:09 / 19-09-2014)

в двух словах для не понимающих, в чем прорыв и экономическая  выгода?

Аватар пользователя Nordicx86

238-уран и в перспективе торий

Комментарий администрации:  
*** Криптобес ***
Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(5 лет 5 месяцев)(07:01:54 / 19-09-2014)

А работающий БН на каких сборках пашет?

И в чем крутизна этих сборок?

Аватар пользователя psilar
psilar(5 лет 1 месяц)(09:49:38 / 19-09-2014)

А работающий БН на каких сборках пашет?


Старый, добрый, изученный оксид


И в чем крутизна этих сборок?

Более плотное топливо, а значит выше теплопроводность и меньше температура в топливе. Это один момент. А второй - больше загрузка при меньшем обогащении, причем урана-238 будет загружено больше, а значит КВ активной зоны (не бокового экрана!) приблизится к 1, что продлит кампанию топлива и увеличит интервалы между перезагрузками. Но это при условии достижения высокой глубины выгорания сравнимой или превышающей оксидное топливо, что под большим вопросом, поскольку нитрид нестабилен при высокой температуре. Но вот сделали полномасштабную твс, будут исследовать.

Аватар пользователя Лектор
Лектор(3 года 7 месяцев)(12:16:35 / 19-09-2014)

Смесь нитридов позволяет получить более плотное топливо, в котором меньше потери нейтронов, больше коэффициент воспроизведения. На оксидах получить нужные Кв для ЗЯТЦ невозможно.

В "БРЕСТе" одна из основных фикций - это использование нитридов, в основном по причине, что оксиды в свинце всплывают, т.е. в случае аварии с раплавлением АЗ, она будет плавать по поверхности, проплавляя органы управления, что некомильфо :)

Из минусов нитридов - их неисследованность, очень мало сборок стояло в реакторах до выгорания хотя бы 10% а.т.м., а те что стояли - были проблемными. Ну и некоторые сложности в переработке и фабрикации (топливо пирофорное, технологии работы с горячим нитридным ОЯТ не проходили промышленную обкатку). 

Аватар пользователя Лектор
Лектор(3 года 7 месяцев)(12:19:14 / 19-09-2014)

Никакой тут экономической выгоды, просто это важный этап на пути к созданию реактора "БРЕСТ-300", который группой товарищей считается основной будущей атомной энергетики. Скептиков, впрочем, тоже хватает.

Аватар пользователя jakodzun
jakodzun(5 лет 11 месяцев)(14:24:47 / 19-09-2014)

http://aftershock.news/?q=node/17323

Аватар пользователя Greathand
Greathand(4 года 8 месяцев)(06:19:41 / 19-09-2014)

чО, дровами пока можно не запасаться? 

Аватар пользователя С Правого
С Правого(3 года 4 месяца)(08:03:34 / 19-09-2014)

Хорошо еще и то,что вокруг ни"зеленые",ни"голубые"(были попытки "померять" речку) тише воды и ниже травы.Есть,но заняты другим.А так прям гордость за земляков,хотя и не удивительно-так и должно быть.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...