Божья роса (USA16)

Аватар пользователя Already Yet

Всегда весело сесть и поспорить с сектантами.
Люди, истово верующие во что-либо, оказываются неспособны к анализу информации и на любые, даже самые прямые аргументы, согласны выдумать максимально витиеватую "отмазку", которая всё объясняет.
В особо же опасных случаях производится принудительное удаление неугодного мнения, после чего уютный мир сектанта может быть спокоен касательно его собственной, нерушимой картины мира.

При этом надо понимать, что любой человек может ошибаться — но только член секты будет безусловно и последовательно настаивать на своих ошибках, даже будучи носом ткнут в собственные заблуждения.

Особенно же интересно, если секта собралась не вокруг какой-нибудь непроверяемой экзотической идеи переселения душ или разговора с безвременно усопшими родственниками, а вокруг какого-нибудь явления физического мира, проверяемое знание о котором можно почерпнуть, при желании, из сотни открытых и общедоступных источников.

Например, в "этих ваших интернетах". оказывается, уже есть секта Сланцевого Газа Последних Дней. Поднимать им посещаемость неуёмным цитированием их сообщества в ЖЖ я не буду (понимающие читатели всегда найдут их через Гугл), я же приведу просто уровень аргументации идей Страшного Сланцевого Суда и Изгнания Газпрома из Газового Храма.

А начнётся наша история с сакраментального: "США к 2020 году станет независимым по нефти от внешнего мира!"



Революция ведь!


Надо сказать, что стоило США хоть чуть-чуть уменьшить свою зависимость от импортной нефти, как сотня американских и международных изданий и их подпевал разразилась одними и теми же, просто таки написанными под кальку заявлениями "America moved closer to energy self-sufficiency, a goal the nation has been pursuing since the 1973 Arab oil embargo!". Вот, как пример.

Надо понимать, что "пунктик" о зависимости США от импортной нефти и о тщетных попытках от него освободиться, и в самом деле у американцев уже где-то в крови. Это проклятие в чём-то схоже с проклятием российских либералов, которые до сих пор любят утверждать, что "Россия сидит на нефтегазовой игле" и "Россия погибнет от голода без нефти и газа".

Но, если в случае России реальная ситуация с экспортом нефти и газа и "костлявой рукой голода" отнюдь не столь зловеща, как это хочется русофобам, то в случае США зависимость от импортной нефти — суровая реальность, лишь немного подслащённая в последние годы за счёт освоения нефти плотных коллекторов (той самой, "сланцевой").

Вот последний отчёт EIA на эту тему. Пока это предварительный вариант (окончательный хотят бросить в Сеть где-то весной), но в эскизном наброске всё уже ясно и сейчас. В целом, положения этого отчёта зеркально копируют положения отчёта Международного энергетического агентства, которое вышло чуть раньше и которое я уже разбирал здесь. Вот, как пример, график добычи нефти в США:


"Сланцевая" нефть или нефть плотных коллекторов — это tight oil (жёлтая).

Данный отчёт лишь добавляет немного данных, специфических чисто для США и явяющихся их "пунктиком" — а именно, соотношение между добычей и потреблением нефти. Вот этот график из отчёта:


Как видите - США к 2035 году на 63% независима по нефти. Ну и, соответственно, на 37% - зависима. Помните, как в старом анекдоте: "Штирлиц оказался при этом чуть-чуть разоблачён, а радистка оказалась немножко беременна".

Что существенно, в отчёте EIA речь идёт именно о чистом импорте нефти и жидкого газоконденсата (к которому относятся и "полужидкие" фракции NGL). "Потребление" же — это именно то, что потрачено внутри самих США, то есть вопрос переработки импортной нефти в бензин и в дизель на американских НПЗ и экспорт американских нефтепродуктов в Мексику, Канаду и латиносам уже учтён в данном графике.

А вот что написано насчёт "горба" сланцевой нефти в 2019-2021 годах в отчёте:
"U.S. dependence on imported liquid fuels continues to decline in the AEO2013 Reference case, primarily as a result of increased domestic oil production. Imported liquid fuels as a share of total U.S. liquid fuel use reached 60 percent in 2005 before dipping below 50 percent in 2010 and falling further to 45 percent in 2011. The import share continues to decline to 34 percent in 2019 and then rises to about 37 percent in 2040, due to a decline in domestic production of tight oil that begins in about 2021 (Figure 11)."

Вот так — до 2019 года — строго вверх, после 2021 года — строго вниз. На максимуме добычи — страна (США) имеет 34% импорта по нефти. Сейчас (на графике стоит отсечка на 2011 годе) — 45%. Что в аккурат соответствует именно чистому импорту 2011 года.

Если интересно, кроме прогноза, посмотреть как обстояли дела с импортом нефти у США в исторической перспективе — для этого у меня для вас ещё одно исследование. Здесь есть ретроспективная картинка по импорту (и его доле в общем потреблении США) за период 1950-2011 годов. Вот этот график:


Как видите, ситуация с импортной зависимостью по нефти возникла у США отнюдь не в 2005 году, когда доля импортной нефти достигла эпических 60%, а появилась ещё в старом добром 1950-м году, когда деревья были большими, а американские автомобили — ещё больше. И, начав расти со скромных 8%, потихоньку, к середине 1970-х годов доросла до 40%.

Однако потом случилось чудо. Внезапно нефтяная зависимость США от импорта начала уменьшаться и в 1982 году США импортировало "всего лишь" около 30% нефти, или, в абсолютных цифрах — лишь 4 миллиона баррелей нефти в день.
В чём секрет этого чуда?
Чудо это называлось просто: Прадхо-Бэй. Сверхгигантское "классическое" месторождение нефти, найденное в 1968 году на Аляске, последний из нефтяных слонов на территории США. Именно Прадхо-Бэй обеспечил США безбедные 1980-е, когда их зависимость от нефти была минимальной за всю вторую половину ХХ века.

Но Прадхо-Бэй уже отыграно, добыча там монотонно падает, Транс-Аляскинский трубопровод всё ближе и ближе к точке замерзания, новых классических нефтяных слонов нет и на горизонте.
Что же есть в рукаве у США?

Вот эти нефтяные месторождения. Эти сланцевые гиганты по общим запасам даже больше любого из классических слонов, но проблема в темпе извлечения нефти на свет божий:



Как видите — Баккен не только самый известный из сланцевых "слонов", но ещё и самый большой. На пике, возможно, он выдаст около 1 миллиона баррелей в день. Оставшиеся же сланцевые гиганты, числом около десятка (причём — это именно что почти полный список всего имеющегося, да ещё и при удачном стечении обстоятельств и выполнении сакраментального условия "drill baby, drill"), выдадут на гора не более 2,5 миллионов нефти баррелей в день вдобавок к миллиону из Баккена.

Кроме того, даже этот оптимистический отчёт банка Citigroup уже раскритикован профессиональными геологами и нефтяниками. Аргументация критики уже давно знакома читателям моего блога — падающая выдача быстро умирающих сланцевых скважин, начало разработки месторождения от наилучших участков, бездумное перенесение истории разработки этих лучших участков месторождения на всю его площадь, где обычно "и труба пониже и дым пожиже". Короче — обычные болячки капиталистической экономики, да ещё и помноженые на специфику отнюдь не столь роскошных в разработке сланцев.

Итогом такой, более трезвой оценки сланцевого потенциала и является последовательные прогнозы того же EIA касательно перспектив сланцевой нефтедобычи:


После драматического изменения прогноза импорта в период до 2022 года (на фоне первой, самой мощной сланцевой волны) — с 14 Мбд в 2007 году до 9 Мбд в 2011 году, последующие изменения прогнозов EIA уже не столь радикальны. Прогноз 2012 года даёт оценку импорта для 2022 года, как 7 Мбд вместо 9 Мбд, а коррекция 2013 год и того меньше — от 7 Мбд прогноз импорта упал до 6,8 Мбд. Фактор сланца, на самом деле уже отыгран и посчитан — да, он позволит немного снизить импорт, но потом ситуация повториться — даже запасы сланцевых слонов не бесконечны.

Сейчас же уже, по факту, идёт разыгрывание этой "третьей дамы" в средствах массовой информации. Ну и сектанты Сланцевой Революции безусловно в теме — как же без них.
Потому что человеческий разум программируется: если сто раз сказать, что чёрное — это белое, то эти воспоминания станут твоими. Можно и старый фильм посмотреть, если есть время — он стоит каждой минуты, потраченной на его просмотр.

Господа, мы помним о Прадхо-Бэй. Мы знаем, чем закончится сланцевая "революция".

Одна пирамидка чёрная, а вторая — белая. Бабушка — не дедушка, если только у неё не выросли борода, усы и МПХ. И не думайте нас убедить в обратном, повторяя раз за разом одни и те же мантры.
Мы смотрели фильмы 1970-х годов и любим студию "Киевнаучфильм".

Поэтому — не стоит пытаться нас завербовать в Белое Братство Святого Сланца. Мы другие. И хорошо стреляем в тире.

Комментарии

Аватар пользователя Игорь Д.
Игорь Д.(11 лет 5 месяцев)

 Когда говорят о независимости США по нефтепродуктам имеют ввиду США вместе с Канадой. 

Сланцевая нефть - не сланцевый газ и проблем США по нефти - в отличии от газа-  не решит. Но в Канаде активно разрабатываются месторождения битума и после некоторой - небольшой преработки - этот битум превращается в нефть и подаётся на нефтеперерабатывающие заводы в США.

Поэтому США вскоре будут страной нефтенезависимой. Но не одни, а вместе с Канадой. И атомные станции будут активно закрывать - зачем ядерная архаика, если есть резко подешевевшая технология крекирования канадского битума?

И этого битума почти бесконечно много?

 

 

 

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в копипасте низкопробного оранжизма, деза) ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 1 неделя)

Уже разбирали этот миф.

Вы тут новенький? ;)

Аватар пользователя evgeniy72
evgeniy72(12 лет 3 месяца)

Пирамидки обе белые, что уж тут.

Аватар пользователя Игорь Д.
Игорь Д.(11 лет 5 месяцев)

Где разбирали?

Комментарий администрации:  
*** отключен (уличен в копипасте низкопробного оранжизма, деза) ***
Аватар пользователя trader
trader(11 лет 6 месяцев)

Вот здесь про Канадские битумозные пески http://aftershock.news/?q=node/8622

Наслаждайтесь :)

Атомные станции США будут закрывать, т.к. у них нет достаточного кол-ва урана, раньше дефицит урана штаты восполняли, "распиливая" свои боеголовки, + получая от России в рамках программы ВОУ-НОУ. В 2012 году программа ВОУ-НОУ закончилась, а чтобы "пилить" боеголовки и дальше, штаты хотят договориться с РФ о дальнейшем разоружении, но мы их уже послали, причем раньше уже озвучивали американцам, что дальнейшее сокращения ЯО возможно только с участием Франции, Израиля, Китая и прочих стран.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

 

 

 

Да что вы всё беспокоитесь за американцев.   У них основной расход топлива - на развлечения.   У них без нефти образ жизни станет как в книге "Приключения Тома Сойера".   А у нас - как в рассказе "Сон Ляхова":

http://1k2.io.ua/s192233/son_lyahova_ili_chto_budet_esli_ne

Надо бы призвать молодёжь любыми способами переселяться в те страны, где можно выжить без отопления.

 

 

 

 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Pash13
Pash13(11 лет 5 месяцев)

Ошибаетесь дважды

1 Они живут вот так:

До ближайшего магазина 6 км, до больницы 20 км, до школы 10 км. Впрочем, о какой школе я говорю. Бензин кончился, никуда не доедешь, все голодные и с оружием, мимо не пройдешь с продуктами - отберут, если не пристрелят. Про полицию все забыли, так как без машины бесполезно- никуда не уйдёшь. Дров нет. Разве что соседей пристрелить и их домик на дрова?

2. Мы живем более компактно в городах и пешком походим, продукты по карточкам , но жить можно- жили же совсем недавно и ничего, выжили. В деревнях - там дрова и огород. Все выживут.

А насчёт нашей молодёжи, так Вы батенька подлец и провокатор. Наша  молодёжь там нужна только на мясо, на чужой то разборке, типа сирийской или ливанской.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Да, в мире без нефти будут большие перестрелки.  Вряд ли выживет хотя бы 10% нынешнего населения.   Но в России выживет только 0,1%.   Подумайте, каково будет горожанам после отключения центрального отопления. Большинство сразу погибнет. Меньшинство пойдёт грабить сельчан, и во взаимной перестрелке погибнут все.

А кроме Сирии есть ещё и вот это:

http://video.mail.ru/mail/olga.o-la-la/1430/2026.html

 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Во-первых, в отличие от полумифической FEMA наше МЧС вполне реально и осязаемо. Более того, с некоторых пор живёт на номере 01. И практики у него - уже четверть века.

Во-вторых, тем, кому за 35, помнят ежегодные поездки в совхоз на картофель-свеклу-морковку-капусту-турнепс. И, коль дойдёт дело до крайности, организоваться в подобном духе - не будет чем-то противоестественным.

В-третьих - таки да, компактное размещение таки стимулирует на коллективизм, тем более, что традиции эти не забыты. А вместе легче перекантоваться в тяжёлые времена.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

МЧС может исправить положение в 1 или 2 городах.  Но когда по всей стране будет происходить одновременно вот такое:

http://gazeta.zn.ua/ARCHIVE/alchevsk_lednikovyy_period.html

никакое МЧС не спасёт.

 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

По ссылке - UA. А в наших краях, разумеется, всё неидеально.... Но прорыв труб, при котором здоровью людей возникает угроза, у нас по телеку показывают, как КАТАСТРОФУ, где МЧС трудится в попе лица. А начальников, допустивших подобное, ждёт взъ...б. Именно потому, что цены на ЖКХ растут, и кто-то должен стать виноватым. И, судя по "трубопроводным" делам в Питере, "...Он ищет тебя, Нео, и скоро найдёт...." А крайним быть крайне неохота практически всем. Оттого жду я весной0летом мегадвижуху по обновлению труб магистралей отопления. Если будут трубы - будет и тепло. Разумеется, если войны не будет.

Аватар пользователя Ермек
Ермек(11 лет 8 месяцев)
Россия энергоизбыточна. Почему отключат отопление?
Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Ну хотя бы вот поэтому:

http://www.homokass.ru/SAMOTLOR-POD-UGROZOY-GIBELI.html

А ещё вот:

http://www.youtube.com/watch?v=RYyNChElAbc


Ну этот фильм о делах на планете в целом. А о российских делах вот тут:


http://press.lukoil.ru/post/2011/06/20/TYaZhELAYa-NEFT1.aspx


http://press.lukoil.ru/post/2011/06/21/TYaZhELAYa-NEFT-2.aspx


Фильм этот говорит, что всё хорошо, прекрасная маркиза.
Но если вдуматься, то получается вот это:

Тяжелая нефть, часть 1.

01:40 показана добыча тяжелой нефти в шахте. Даже неспециалисту видно, что эта тяжелая нефть отличается от нефти обычной. Голос за кадром сообщает - “Это будущее”.

03:10 Голос за кадром вопрошает - “Неужели наши нефтяные моря и озера действительно истощаются?” Это крамольная мысль и противоречит официальной точке зрения. Недавно Владимир Путин сообщил, что Россия будет добывать по 500 миллионов тонн нефти в год еще 40 лет!!!

05:20 В кадре старая хроника - бьющий из под земли фонтан нефти. Голос за кадром сообщает - “Эпоха фонтанирующей нефти позади”.

06:38 Автор передачи сообщает, что для того, чтобы преодолеть падающую добычу нефти, в нефтянке запущены такие модернизации и инновации, что остальным отраслям остается только мечтать.

06:55 Вставка на несколько минут, доводящая до зрителя идею о том, что нефть никогда не кончится и что образуется она в глубинах планеты. Зрителям продемонстрировали Виктора Гаврилова и “академика” Рената Муслимова. К сожалению авторы фильма “забыли” упомянуть, что из 100 тысяч ученых и инженеров, занимающихся в мире нефтью, только около 10 человек поддерживают теорию о неорганическом происхождении нефти. Все 10 находятся в России и все 10 имеют сомнительные научные квалификации. Этот десяток “ученых” выполняет правительственный заказ, осуществляет информационное прикрытие грабежа российских недр. Зачем рачительно и экономно добывать нефть думая о потомках, когда через несколько лет запасы сами по себе восстановятся?

10:00 Открытие Ромашкинского месторождения нефти в 1943м. Ветераны вспоминают, что все делали руками, в колхозе арендовали лошадей, но в разгар войны, практически без техники нашли крупнейшее месторождение нефти.

13:10 Первые цифры - одна скважина в Сибири, может стоить миллиард рублей. Цифры очень важны, поэтому давайте осмыслим из. Скважины становятся все дороже, но дают все меньше нефти. Вот скважина в океане стоит уже 20 миллиардов рублей. Вроде бы при росте цены на на нефть бурить будет выгодно и в океане, но если взглянуть на ситуацию не с точки зрения денег, а с точки зрения энергии, то становится ясно, что близок момент когда бурить будет бессмысленно. Почему? Представьте себе что 20 миллиардов рублей, это не 20 миллиардов рублей, а какое то количество материалов, на которое затрачено определенное количество энергии. Это наша энергия на входе, которую мы вкладываем, чтобы добыть нефть.
А потом, скважина начинает давать нефть и эта нефть содержит определенную энергию. Отношение энергии нефти к энергии на входе называется коэффициентом EROI. В 1943-м, когда открыли Ромашкинское месторождение, EROI был равен 100. То есть вложил единицу энергии и получил 100 единиц энергии. Начиная с 1960 EROI в мире начал падать на 2 в год и к 2000-му был лишь 20. Мы сейчас в 2012-м и возможно коэффициент уже меньше единицы. То есть все чудесные инновации о которых авторы расскажут ниже, никогда не окупят вложенную в них энергию.

14:30 Несколько минут нам показывают технику 21-го века и разные, но очень дорогие способы охоты за нефтью.

16:35 Автор сообщает, что несмотря на технику 21-го века, находить нефть удается в куда более скромных масштабах, чем это было в 40х - 60х. Заявление очень важное, хоть на нем и не акцентируют внимание и не приводят никаких цифр. Цифры мы приведем ниже.

17:00 Автор сообщает, что сейчас приходится добывать нефть по капельке, на старых нефтепромыслах, но ведь старыми скоро станут все

17:35 Вагит Алекперов сообщает автору, что более 80 процентов нефти в России добывается на месторождениях открытых до 1988 года. Два вопроса - более 80 процентов это 81 или 89. И почему до 1988-го. Ответы ошеломляющие. Более 80 - это 89 процентов. А 1988-й, потому что, в 1989-м нашли последнее крупное месторождение нефти в России - Ванкор. И если его посчитать, то фраза должна звучать так - 100 процентов нефти в России добывается на месторождениях нефти найденных до 1990-го.

 

 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Ермек
Ермек(11 лет 8 месяцев)
Россия загнется одной из последней. Если не разграбят с помощью смены власти на марионетку запада. Но и сворачивать экспорт энергии тоже нельзя. Это война сразу. В мире еще хуже. Блог Викторова почитываете?
Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Да, блог Викторова почитываю.  Я и не предлагаю сворачивать экспорт энергии. Я говорю, что надо призвать молодёжь любыми методами переселяться туда, где можно будет выжить без отопления.  Переберётся в Амазонский край 20 миллионов русских - уже хорошо.  Потому что на територии не то что РФ, а даже СНГ лет через десять не наберётся и одного миллиона живых людей.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 1 неделя)

Вам сюда. Тут же, на АШ, собрались люди, которые хотят остаться и героически замёрзнуть. Ну - или патриотично подохнуть с голода. Не мешайте нам, вы смущаете нас своими глубокими выводами.

Заводите скорее свой трактор!

Аватар пользователя Dvorkin
Dvorkin(12 лет 2 месяца)

т-щ слон, да вы больной на всю бошку.

стране нужны герои, а женщины рожают дураков...

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 1 неделя)

С какого хрена отключат отопление? Мазут закончится? Завтра? Весь и сразу?

Или вы потрудитесь выучить, что в большинстве городов России котельные на газу работают?

Да и вообще - посмотрите на энергобаланс страны - хоть одним глазком. Сколько добывается нефти, сколько - газа, сколько составляет экспорт по обеим позициям, сколько в стране есть угля, урана и банальных дров.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

 Про газ есть вот эта статья:

http://www.contrtv.ru/common/2584/

Что уран заканчивается, вы и сами писали.

Дрова все в Сибири.  Неужели вы думаете, что возможно отапливать дровами Москву и Ленинград?

Уголь тоже в тех краях, куда Макар телят не гонял.  Если возить его паровозами в европейскую часть страны, потребуется столько вагонов, сколько и на рельсах не поместится.

 

 

 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 1 неделя)

Вы как-то однобоко прочитали мои статьи об уране. Это раз.

Касательно же газа - читать статью, в которой говорят, что "В России газа нет, Россия - ледяная Нигерия" - весело. Статья 2006 года, и в ней, например, говорится, что "Ямал не пустят никогда, Газпрому это невыгодно".

На дворе 2013 год, Бованенково пущено, на подходе остальные Ямальские сверхгиганты.

Обновите методички, не позорьтесь.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Стал я читать в Википедии статью про Газпром. Написано, что выручка от продажи газа в дальнее зарубежье в 2011 году составила 1439 млрд руб. Затем я стал искать, в какую же копеечку это обошлось.  Вот здесь написано,

http://www.oilcapital.ru/company/196319.html

что только на капиталовложения вбухали 44 млрд долларов.  Т.е. практически всю валютную выручку. И дальше будут столько же тратить. А ведь есть ещё текущие затраты, которые финансируются за русских покупателей.

Получается что-то вроде анекдота про Ходжу Насреддина. Он покупал куриные яйца, варил и продавал за те же деньги. Спрашивают: "А какая тебе от этого польза?"  Он отвечает: "А мне остаётся навар". По-моему, такой бизнес должен скоро заглохнуть.

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 1 неделя)

Вы предпочитаете не строить газопроводы и заводы СПГ, а раздать всю выручку "Газпрома" детям и матерям-одиночкам?

Уже проходили, было такое предложение у Гайдара в 1991-м году:

"В журнале Гайдар повел линию, направленную, в частности, против строительства 5 крупнейших нефтехимических комплексов в Западной Сибири (40 млрд. долл. капвложений), за что получил отповедь шести союзных министров, в том числе В.С. Черномырдина: "В поспешном и недостаточно взвешенном экономическом обозрении кандидат экономических наук Егор Гайдар, не утруждая себя аргументами, ставит под сомнение необходимость комплексного развития производительных сил Западной Сибири, в частности Тюменской области". Впоследствии ни критик, ни критикуемый не возвращались к данному эпизоду. Как утверждают специалисты, если бы комплексы нефтепереработки были своевременно построены, Россия торговала бы на мировых рынках не сырой нефтью, а качественными и более дорогими нефтепродуктами. Гайдар же утверждает, что средства просто бы погибли."

http://www.r-reforms.ru/indexpub284.htm

Что приятно - ваша риторика один в один повторяет путь вот этой жирной скотинки:

НЕЛЬЗЯ ПРОСТО ТАК ВЗЯТЬ

И ПОСТРОИТЬ ЗАВОДЫ

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

А какая разница, продавать нефть или бензин из нефти?  Всё равно недра опустеют, и города останутся без отопления.

Да и финансовая выгода от этих нефтеперерабатывающих заводов сомнительна. Хотя бы потому, что тогда бы пришлось тянуть на запад в несколько раз больше труб.  В каждой трубе своя марка бензина, солярки, пропана и бутана. Да и производственные затраты в Сибири гораздо выше, чем в тех местах, где вода не замерзает.  А кто бы нам компенсировал эту разницу в затратах?

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Synapse
Synapse(11 лет 7 месяцев)

Если у нас кончится, вот тут наковыряем: http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/77076/

И рядом там ещё есть желающие. А $$ им не надо. Им надо всякие железки полезные, чтобы летали и стреляли. Договоримся.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Железки, которые летают и стреляют, делают и в Китае. И Китай может предложить их за меньшую цену. Так что на большой товарооборот с Ираном  рассчитывать нечего. Кстати, в Иране тоже падает добыча нефти.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Synapse
Synapse(11 лет 7 месяцев)

Нам хватит. Ирану до фига всего можно предложить, от инфраструктурных проектов до военной протекции. В Китае из оружия только позавчерашняя хрень для папуасов. Копируют они пока хреновато. Всё-таки, именно мы второе место в мире по экспорту вооружений держим, и при этом никого демократией не прессуем. Да и далеко Китай, а Россия рядышком. Интерес общий есть.

Аватар пользователя Dark Side
Dark Side(11 лет 7 месяцев)

Да возможно и это просто необходимо слелать. Это очень выгодный и рациональный шаг. Только нужно это делать не как клинические дебилы и не в духе Павки Корчагина. Мозг вещь в быту полезная.

Аватар пользователя Dark Side
Dark Side(11 лет 7 месяцев)

Точно! Китайцы цуки зажали редкоземы чем мы хуже? Пошлину на экспорт древесины по ее физической энергоемкости, на экспорт дёготь и пресованный уголь. И пофигу дым )))

Аватар пользователя vadim144
vadim144(12 лет 4 месяца)

Да ну, а как в 90-е годы и тепло отключали и электричество. Наша страна от других отличается тем, что у большинства населения как минимум бабушки и дедушки живут в деревнях и плюс у людей дачных участков столько, чем кстати не одна страна мира похвастаться не может(за исключением республик бывшего СССР). Так что вы малось погорячились батенька.

Есть у наших людей запасные места жизни, а вот ненасытные банкстеры все это прихапать хотят через поощрение безудерного наращивания кредитов.

За сим с уважением.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

 Я сам живу в селе, причём сельсовет когда-то назывался Притаёжный. Здесь когда-то был леспромхоз, но всё уже вырубили.  За дровами приходится ездить на гусеничном тракторе за 35 километров.  Так что не будет горючего - придётся разбирать заборы.

Кстати, про дачные участки.  А где вы возьмёте дрова, чтобы отапливать дачные домики?

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

У нас в Лен.области, например,  торфа - чуть менее, чем до ....я. А если не повёзет на прогулке за клюквой - то и с головой. И весь Северо-Запад такой. Если речь зайдёт о выживании, то освоят добычу и утилизацию - мигом. Но сейчас-то нахрена? Газ кончился? У нас котельные с мазута перевели недавно.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Газ может и не кончится, но его добыча прекратится сразу же после прекращения добычи нефти.  На Ямале никуда без вертолёта не доберёшься, а он жрёт керосина дай боже. Что касается торфа - а как вы представляете его добычу без использования техники, потребляющей солярку?  Да и очень уж много его надо. Я как-то прикидывал, сколько его надо для отопления Москвы.  Получалось, в среднем за год - по вагону каждые 2 секунды.   Зимой, очевидно, ещё больше.

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Простите, но Вы-то рисовали картину практически одномоментного звездеца, от которого надо спасаться в Амазонии. Про Москву не знаю, но рядом с Питером полузаброшенных торфопредприятий - более чем. Это если чисто торфом топить.

Но ведь тут и АЭС под боком. Новый блок вот строят. А там уран вроде как чуть медленнее, чем вагон в две секунды уходит. И если совсем припрёт, то есть MOX-топливо.

Ясен-красен, если всем забить на свою работу, то "мы фсе умрёёёёём!!!!" Но я такого не наблюдаю. Вон, Ижорский завод с заказами на корпуса реакторов уже не справляется, новое производство где-то к северу открыли. К чему-бы это, а? Куршавелей не хватает, чтобы народное бабло потратить - решили остатки в дело пустить?

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

 Да, одномоментный звездец будет.   Приведу цитату из книги Максима Калашникова "Цунами 2010-х":

"В 2000 году интереснейшую штабную игру провели футуролог Сергей Переслегин и его товарищи, которые прогнозируют: в 2010-х годах в РФ произойдет опасное превышение потребления электричества над его производством. (Они ошиблись всего на два-три года: это произойдет в 2008-м – по официальному признанию главы РАО «Единая энергосистема» А. Чубайса.) Игру проводили на базе Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, причем она снималась на видео. В ролевой игре приняли участие писатели С. Лукьяненко, Ю. Латынина, Э. Геворкян и К. Еськов – вместе с сотрудниками МЧС (С. Переслегин. «Мифы Чернобыля» – Москва, «Яуза»-ЭКСМО, 2006 г.).

Итак, конец декабря. В Росфедерации наступает острый дефицит энергии. В Европейской части РФ ударяют двадцатиградусные морозы. 29 декабря происходит аварийная установка двух энергоблоков Смоленской АЭС. Это, к сожалению, совпадает с остановкой ряда тепловых станций из-за нехватки мазута и природного газа. Все это происходит до четырех часов пополудни. Но полчаса спустя потребление электричества резко подскакивает: включается скоростная железнодорожная трасса Москва – Петербург.

30 декабря в 16 ч 40 мин частота в сети «ЕЭС» опасно падает, грозя тяжелой системной аварией. Чтобы ее избежать, энергетики пытаются отключить часть потребителей. Но после грозных звонков из Кремля снова включают питание. Незадолго до пяти вечера глава «ЕЭС» пытается связаться с президентом страны. Но уже поздно.

И уже в 16 ч 55 мин разражается авария на узловой подстанции, обеспечивающей энергообмен между еврочастью РФ, Уралом и Сибирью. Энергетическое кольцо приходится разомкнуть. Сначала – всего на несколько минут. Но в 16 ч 56 мин частота в сетях падает на пять герц. Начинается массовое автоматическое отключение трансформаторов. Экипаж орбитальной станции с изумлением кричит в эфир о том, что на предуральской части РФ, только что переливавшейся огнями, гаснет свет! Это отключаются генераторные подстанции. В четверть шестого вечера энергетическое кольцо полностью разомкнуто. Случается системная авария, и теперь на восстановление подачи энергии придется затратить как минимум сутки. В стране вспыхивает паника. Резервных дизель-генераторов не хватает, а на тех, что есть, – нет запаса горючего. А еще – предновогодние дни, часть ответственных работников уже ушла домой. В 17 часов 15 минут на большинстве подстанций выбиты предохранители, на части – сгорели трансформаторы. Аварийно остановлены турбины генераторов на многих электростанциях.

Обесточивание касается больниц, родильных домов. Там умирают пациенты. Кто-то – на операционных столах. Кто-то – из-за остановки медицинской аппаратуры вроде систем искусственной вентиляции легких или «механических почек». Замирают троллейбусы, застывает метро – и уже десятки тысяч человек оказываются в кромешном мраке под землей. Паника, давка… Еще тысячи застревают в лифтах. Их некому вызволить из плена. Давка начинается и в больших торговых центрах, где гаснет освещение. Выходят из строя уличное освещение и светофоры. Полностью дезорганизуется дорожное движение в городах. Связь нарушается. Сначала отключаются стационарные телефоны городских сетей. Затем – мобильная связь. Вырубаются кассовые аппараты: останавливается торговля. Начинаются массовые беспорядки и грабежи. Останавливаются банковские транзакции".

Добавлю, что при хорошем морозе перемёрзнут все трубы с водой, в том числе и в системах отопления. И если это произойдёт по всей стране - наши города навсегда станут непригодны для жизни.

А что касается АЭС. В каждом городишке есть котельная.   А в Москве, кажется, 22 ТЭЦ.  Да разве сможем мы вместо них построить тысячи АЭС.   Да вдобавок каждые 40 лет эти АЭС надо закрывать и строить рядом новые.

Насчёт "народное бабло потратить".  Тратят, надеясь, что это может как-то спасти страну.  Только это бесполезно.   Вот тут цитата из ЖЖ Вадима Викторова, где он пишет про Англию, но она вполне применима и к нашей стране:

Что знают в британских нефтяных компаниях и в британском парламенте, и что недоступно рядовому гражданину? Ответ прост - темпы падения добычи. На первый взгляд 12 и 13 процентов - это немного. Но важно не это. Важно понять, что процесс пошел и еще важнее понять суть процесса.
Для того, чтобы понять суть процесса, проще всего нарисовать картинку. Нарисовать картинку, которая отображала бы суть падения добычи нефти очень непросто, подавляющее большинство людей никогда с такими процессами не сталкивались. Поэтому придется рисовать необычную картинку - вместо скучных сотен тысяч скважин, представьте себе город Глупов, где уже много лет не шли дожди и пересохший горный ручей, протекающий по городу. В ручье нет воды, а именно вода символизирует в нашей необычной картинке падение добычи нефти. Мир просто с падением добычи нефти до недавнего времени (добыча все время росла), никогда не сталкивался.
Но вот в нашем ручье появилась первая вода (началось естественное падение добычи нефти). Что сделали жители? Они построили плотину - остановили течение воды (падение добычи нефти). Плотина у нас символизирует бурение дополнительных скважин, с целью скомпенсировать падение добычи на существующих, а также другие мероприятия, с целью остановить падение добычи на существующих скважинах.
Плотина первоначально представляла из себя просто мешки с песком, но со временем воды становилось все больше и больше, и плотина сегодня возвышается над городом Глуповым на сотни метров, сдерживая огромный резервуар воды. На строительство плотины сегодня завязана вся экономика города Глупова.
Но вот наступил момент, ради которого мы эту картину нарисовали - впервые за всю историю, через плотину начала переливаться вода, много воды. Экономика города Глупова, не смогла, не смотря на неимоверные усилия, обеспечить необходимые темпы строительства плотины. Перелившаяся вода парализовала экономику Глупова, а в плотине появились трещины - предвестники того, что в самое ближайшее время город Глупов смоет в небытие. Вопрос только когда? А ответ на него знают в БиПи и в британском парламенте.

 

 

 

 

 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

А на гхыра возле каждого населённого пункта АЭС ставить? Кабель протянуть или ЛЭП построить - насколько мне известно, Церковь наша не запрещает подобных вещей. И мусульмане с буддистами вроде как не против. Так что запретов идеологического порядка нет. Кончатся дешёвый мазут и газ - какие варианты останутся? На кладбище ползти? Или таки помучиться?

А про мегааварию... Да, разумеется, может быть всякое. Но вот пассажа с размораживанием труб после аварий электросетей - не вполне понял. Пока вроде как газом с мазутом греемся. Если же на электричество перейдём - так и подстанций построят побольше, и резервирование станет похитрее. Уже сейчас и строят. Да - не везде. Да - не всё сразу.

"А в Москве, кажется, 22 ТЭЦ.  Да разве сможем мы вместо них построить тысячи АЭС.   Да вдобавок каждые 40 лет эти АЭС надо закрывать и строить рядом новые."

ИМХО, но скорее 1 АЭС заменит до хрена ТЭЦ. Потом, АЭС не закрывают вообще - целиком. Старый блок закрыли, новый пустили в работу. В чём проблема-то? Инфраструктура всё та же, содержи её в порядке - и будет тебе счастье. И в случае с АЭС это имеет место быть. Я не идеализирую мирный атом. Но ровно потому, что созданием отрасли занимался Лаврентий Павлович, а попытка упрощения доступа к высоким энергиям привела к Чернобылю, сейчас на АЭС и в отрасли ситуация с обновлением и модернизацией едва ли не лучшая среди всех отраслей РФ.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

На электричество перейти невозможно. Вот посмотрите, у вас в комнате есть батарея водяного отопления и лампочка. Обе греют, но батарея даёт тепла в десятки раз больше. Если её отключат, придётся подключить десятки лампочек. Если это произойдёт повсеместно, придётся в десятки раз увеличить количество электростанций, ЛЭП и трансформаторных подстанций. Также заменить проводку в помещениях, чтобы не поплавилась от перегрузки.  Это совершенно нереально. Тем более, что это надо успеть сделать всего за несколько лет.

Почему ставить возле каждого населённого пункта?  Потому что атомная станция, используемая для отопления, должна будет греть воду, которая затем будет подаваться в здания.

И немножко цифр. Москва за год сжигает для отпления 30 миллионов тонн условного топлива. Одна т.у.т. примерно равна 8000 квтч тепловой энергии.  Разбивку по месяцам не знаю, допустим, за январь 5 миллионов тонн, что равно 40 миллиардам квтч. Реактор - миллионнник за месяц выработает 700 миллионов, значит, для Москвы потребуется 60 реакторов, а с запасом на  случай сильных морозов - 100 реакторов. Из такого количества какой-нибудь да взорвётся за период жизни одного человека.

 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

"На электричество перейти невозможно. Вот посмотрите, у вас в комнате есть батарея водяного отопления и лампочка. Обе греют, но батарея даёт тепла в десятки раз больше. Если её отключат, придётся подключить десятки лампочек. Если это произойдёт повсеместно, придётся в десятки раз увеличить количество электростанций, ЛЭП и трансформаторных подстанций. Также заменить проводку в помещениях, чтобы не поплавилась от перегрузки.  Это совершенно нереально. Тем более, что это надо успеть сделать всего за несколько лет."

Эмммммммм..... Вы, типа, прикололись, да? Уважаемый AY был совершенно прав, когда поднял вопросы сектантства.  "Я верю только в то, что мне нравится видеть". Вот есть масляные радиаторы в магазине, и нет никаких обогревателей, кроме них. Представить себе бойлерную в подвале многоэтажки, которая питается от электричества - это табу и смертный грех. То, что сейчас такие есть, только на газу работают - в расчёт не берём, а уж продолжить мысль до электрического их аналога - невозможный подвиг.

"Почему ставить возле каждого населённого пункта?  Потому что атомная станция, используемая для отопления, должна будет греть воду, которая затем будет подаваться в здания."

Угу, точно. Газовая ТЭЦ в городе - это реально. ЭлектроТЭЦ в городе - мозговой беспредел. Составы с мазутом и железно-дорожная ветка к котельной - ну дык елы-палы, это ж везде. Отдельная ЛЭП - да как можно.

"И немножко цифр. Москва за год сжигает для отпления 30 миллионов тонн условного топлива. Одна т.у.т. примерно равна 8000 квтч тепловой энергии.  Разбивку по месяцам не знаю, допустим, за январь 5 миллионов тонн, что равно 40 миллиардам квтч. Реактор - миллионнник за месяц выработает 700 миллионов, значит, для Москвы потребуется 60 реакторов, а с запасом на  случай сильных морозов - 100 реакторов. Из такого количества какой-нибудь да взорвётся за период жизни одного человека."

"Жил-был на свете Антон Городецкий... На теплоцентрали чего-то взорвалось..." Жизнь вообще усложняется, равно как и её обеспечение. Так что надо привыкать.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

А какая разница, 50 лампочек, 5 масляных нагревателей или бойлерная в подвале?  Всё равно им нужна будет электроэнергия, которую негде будет взять.

Если для одной Москвы надо 100 реакторов, то для страны в целом счёт пойдёт на тысячи. А сколько времени у нас в запасе? Бритиш Петролеум говорит - 20 лет, а по данным из ЖЖ Вадима Викторова - только 3 года. В любом случае не успеть построить.

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Всё бл...., пи....ц. Бритиш Петролеум - БП - читаем, как Большие Пи....ны. Вадим Викторов - голова, ему палец в рот не клади, да...

Собственно, БП и впрямь не отличаются правдивостью, но тем не менее, их данные - это их капитализация, в том числе. которую много кто перепроверяет. Семикратная разница - маловероятно. А Вадим Викторов - он кто?

"А какая разница, 50 лампочек, 5 масляных нагревателей или бойлерная в подвале?  Всё равно им нужна будет электроэнергия, которую негде будет взять."

Уж проводку в каждую квартиру менять точно не придётся.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Биографию Вадима Викторова не знаю.  Главное, что это человек, размещающий в интернете информацию про положение дел с нефтью.  Почти каждую неделю новая информация.   Прочитайте для начала вот это:

http://vvictorov.blogspot.ru/2012/03/48.html

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(12 лет 3 месяца)

Чорные Лебеди, Финансовый Гуру, Ещё Один Пациент, Фантастические Прогнозы.... О да, да, дааааааа......

Похрен на этих звездунов-геологов, похрен и на нефтянников. Более того, похрен и на олигархов - ибо общеизвестно, что они заняты исключительно растратой денег по Куршавелям и скупкой фабержиных яиц.  Это такие идиоты, которым недоступна сама идея планирования, и им в оголову не приходит задумываться о завтрашнем дне. Все альтернативные - один я Д`Артаньян. Я один николечки не ангажирован и делюсь со всеми вами тайным знанием, недоступным правительствам и промышленно-финансовым магнатам, совершенно бесплатно. Да, Верьте Мне, люди!!!

Аватар пользователя Larikol
Larikol(11 лет 2 месяца)

для одной Москвы надо 100 реакторов.

Это чё? Поясните с выкладками в в МВт.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Ну ведь чуть выше написано:

"И немножко цифр. Москва за год сжигает для отпления 30 миллионов тонн условного топлива. Одна т.у.т. примерно равна 8000 квтч тепловой энергии. Разбивку по месяцам не знаю, допустим, за январь 5 миллионов тонн, что равно 40 миллиардам квтч. Реактор - миллионнник за месяц выработает 700 миллионов, значит, для Москвы потребуется 60 реакторов, а с запасом на случай сильных морозов - 100 реакторов. Из такого количества какой-нибудь да взорвётся за период жизни одного человека."

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Виктор1690
Виктор1690(11 лет 6 месяцев)
Вообщето кроме э/э АЭС вырабатывает тепло, Сосновый бор с оранжереями отапливает, остаток тепла в реку/море сбрасывает 100 реакторов/4 = 25 реакторов 25 реакторов 7 -8 АЭС немного
Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

Реакторы надо пристраивать на существующие теплотрассы. Значит, вместо существующих 22 ТЭЦ, точнее, рядом с ними, надо строить 22 реактора вразброс по Москве.  Однако вокруг реактора должна быть санитарно-защитная зона. Это сколько же народу надо выселить?  Пол-Москвы?  А через 40 лет, когда эти реакторы надо будет заменять на новые? Кстати, Москве около 1000 лет, и нам хочется, чтобы простояла ещё как минимум тысячу.  Это значит, 25 раз обновлять реакторы.  22х25=550 реакторов внутри города.  Не многовато ли?

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Larikol
Larikol(11 лет 2 месяца)

Янки, давай (вытирая слёзы)  есчё!

Аватар пользователя Dvorkin
Dvorkin(12 лет 2 месяца)

да, феерический звиздец. и ведь кто-то ведётся!

Аватар пользователя Synapse
Synapse(11 лет 7 месяцев)

Как там дела у Калашникова? Собрал бабки на научно-техническое чудо? В приличном обществе его труды цитировать некомильфо. У мужика реальный талант, только ему фильмы катастроф снимать надо, а не заниматься политическим прогнозированием.

Короче, я не знаю, сколько там умерло из-за того, что сели батарейки на аппаратах вентиляции легких, а вот паникерство, алармизм и упадничество отравляют жизнь миллионам.

Почаще "Сделано у нас" читайте. Непохоже на страну, которую собираются слить.

Аватар пользователя Слон
Слон(11 лет 4 месяца)

 

 

Посмотрел "Сделано у нас"

"Новая российская технология для космических телескопов / Космонавтика
Новая базовая технология для изготовления деталей зеркала-рефлектора новой космической обсерватории «Миллиметрон» разработана в Физическом институте РАН. 
Технология повышает точность и уменьшает стоимость изготовления этой важнейшей детали прибора, поэтому может быть успешно использована при создании новых орбитальных обсерваторий, рассказали ИТАР-ТАССв Физическом институте РАН (ФИАН), который является головной организацией в проекте создания новой космической обсерватории «Миллиметрон». 
читать дальше
Doc
12.02.13 16:03
Комментарии: 8
Обсерватория "Миллиметрон", "Спектр-М", Астрокосмический центр Физического института им. П.Н. Лебедева, НПО им. С. А. Лавочкина

Производство самолётов Ил-76МД-90А (видео) / Авиация
Первые серийные образцы самолета Ил-76МД-90А начнут поступать на вооружение ВТА с 2014 года. 
В настоящее время идет корректировка гособоронзаказа на 2013 год, госпрограммы вооружений до 2020 года, поэтому были скорректированы сроки и количество поставок - вместо 40 ранее, принято решение о поставке 48 единиц.
Справка: Транспортник Ил-76МД-90А представляет собой глубокую модернизацию Ил-76МД. Самолет выполнил первый полет 22 сентября 2012 года. Самолет оснащен новыми двигателями ПС-90А-76 и усиленным крылом. При максимальной взлетной массе в 210 тонн самолет способен перевозить грузы массой до 60 тонн. Ил-76МД-90А оборудован «стеклянной» кабиной пилотов. Транспортник способен развивать скорость до 850 километров в час и выполнять полеты на расстояние до шести тысяч километров. Серийное производство Ил-76МД-90А предполагается вести на авиазаводе "Авиастар" в Ульяновске (Ил-76 производился ташкентским авиазаводом).
Самолет отличается от Ил-76 новым модифицированным крылом с применением длинномерных панелей кессона, новыми двигателями, модернизированой топливной и системой управления, цифровыми прицельно-навигационным комплексом и системой автоматического управления самолетом, а так же новой "стеклянной" кабиной (приборы управления выполненные с использованием ЖК-дисплеев). 
slavavpole
12.02.13 14:01
Комментарии: 16
авиация, Ил-76МД-90А, Авиастар-СП, Ульяновск

Як-130 на Иркутском Авиационном заводе / Авиация
Вашему вниманию фоторепортаж с Иркутского Авиационного завода о Як-130, сделанный фотографом и блогером Мариной Лысцевой. 
1. В октябре 2012 года ОАО "Корпорация "Иркут" начала поставку ВВС России учебно-боевых самолетов Як-130. Передача Як-130 ВВС России продолжалась до 19 декабря. В это день летчики ВВС перегнали "крайнюю" (по планам 2012 г.) партию Як-130 из Иркутска в Борисоглебск, где эти машины готовят к обучению курсантов. В рамках гособоронзаказа 2012 г. ИАЗ выпустил и передал ВВС РФ пятнадцать Як-130. 
читать дальше
mar1y
12.02.13 18:37
Комментарии: 26
Авиация, Як-130, Иркутский Авиационный завод, ВВС

Летчики осваивают новый вертолет «Ночной охотник» / Армия и Флот
На вооружение поступили новейшие боевые машины Ми-28Н".

 

Этой техникой можно гордиться, можно защититься от нападения какой-нибудь Грузии, но она не спасёт людей от поголовного вымерзания.

 

 

 

 

 

 

Комментарий администрации:  
*** Альтернативно адекватен ***
Аватар пользователя Synapse
Synapse(11 лет 7 месяцев)

От Грузии, да...

В общем, читайте регулярно. Это поможет.

Страницы