Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Пушкин: "наше все" и "солнце русской поэзии"

Аватар пользователя Xexen

Он - первый национальный автор, которого можно читать, не спотыкаясь об архаизмы, создатель литературного русского языка, великого и могучего, несмотря на все наши попытки его испортить.

6 июня исполняется 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Юбилей отмечается не столь широко, как "круглая" 200-летняя дата в 1999 году, но событие все равно заметное.

Пушкин - главный поэт России и вообще "наше все". Мнение, которое не оспаривается, хотя порой и вызывает подтрунивание.

В ходе проводившегося в 2008 году интернет-опроса он занял четвертое место среди величайших россиян всех эпох, а из деятелей культуры - первое.

От Писарева до Сталина

Отношение к Пушкину переживало метаморфозы. Современники считали его талантливым поэтом, но никак не гением. Ивана Крылова и Василия Жуковского ценили больше, а Баратынского и Вяземского полагали равными.

В александровскую эпоху нигилисты во главе с литературным критиком Дмитрием Писаревым клеймили Пушкина как аполитичного певца "искусства для искусства". Когда Федор Достоевский на похоронах Некрасова сказал, что покойный талантом встал рядом с Пушкиным, из толпы студентов раздались крики: "Не рядом, а выше, выше!". Маяковский и футурист Алексей Крученых в 1915 году призвали "бросить Пушкина с парохода современности".

Большевики, напротив, "приватизировали" великое имя, объявив Пушкина революционером, убитым по прямому приказу царя.

"Я мстил за Пушкина под Перекопом [… ] Я с Пушкиным шатался по окопам, покрытый вшами, голоден и бос", - утверждал комсомольский поэт Эдуард Багрицкий. Вот интересно - обрадовался бы Александр Сергеевич такому времяпрепровождению и такой компании?

В 1937 году, когда отмечалось 100-летие смерти поэта, по воле Сталина утвердился его официальный культ.

Что в советскую эпоху в честь Пушкина переименовали Царское Село, где он  учился в лицее - это понятно.

Но какое отношение к Пушкину имеет  московский музей западной живописи, основанный через 75 лет после его смерти меценатом Юрием Нечаевым-Мальцевым и искусствоведом Иваном Цветаевым?

Имя России

Впрочем, ничего удивительного или предосудительного здесь нет. Каждая нация нуждается в именах-символах и общепризнанных авторитетах. У древних римлян Гораций, у англичан Шекспир, у немцев Гете, у итальянцев Данте, у поляков Мицкевич, у русских Пушкин. Другие впоследствии были, возможно, не слабее, но место на пьедестале уже занято.

Причем национальный кумир должен быть обязательно, независимо от его признания в мире. На надгробии "эстонского Пушкина", творившей во второй половине позапрошлого века поэтессы Лидии Койдулы, написано просто: "Койдула", и каждый эстонец обязан знать, кто это. За пределами маленькой страны ее произведениями, мягко говоря, не увлекаются, но смеяться над этим грех.

По вопросу о Пушкине между россиянами и иностранцами существует определенное недопонимание. Из русских авторов на Западе знают Толстого и Достоевского, кто образованнее - Чехова и Булгакова. А Пушкина, которого на родине ставят выше всех,  читают и почитают меньше.

Опять же, не удивительно.

Толстой и Достоевский глубоко заглянули в тайны души, сказали человечеству что-то новое и важное о своей стране и вообще о жизни.

Есть мнение, что они сформировали ложное и вредное представление о русских как о нации непонятных и непрактичных Карамазовых и Каратаевых, вместо дела предающихся сомнительной философии. Но факт остается фактом: мировую славу получили люди, сделавшие то, чего до них никто не делал.

Пушкин же был первым только дома. "Дубровский" и "Капитанская дочка" - кальки с английских и французских историко-авантюрных романов, "Евгений Онегин" - тривиальная любовная история с примесью модного байронизма.

Великая и непреходящая заслуга Пушкина в другом. Он - первый национальный автор, которого можно читать, не спотыкаясь об архаизмы, создатель литературного русского языка, великого и могучего, несмотря на все наши попытки его испортить.

Он был непревзойденным мастером слова и стихотворной формы. Несколько лет назад литературоведы с помощью специальной компьютерной программы проанализировали тексты русских классиков с целью определить процент слов, которые можно выбросить без ущерба для смысла. Оказалось, что именно в языке Пушкина практически нет лишнего, он весь литой.

Но это важно, главным образом, для соотечественников.

Непростой характер

"Пушкин - это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет", - писал Николай Гоголь.

Двести лет прошли. Является ли Пушкин идеалом личности и образцом для подражания во всем - честно говоря, сомнительно.

В школе об этом не рассказывают, но те, кто интересуется, отлично знают, что Пушкин брюхатил крепостных девок и впоследствии не проявлял никакого интереса к своему потомству.

Сделал рогатыми многих мужей и находил это весьма забавным, а сам впал в ярость при малейшем подозрении касательно своей супружеской чести.

В дневнике цинично-физиологически отозвался о той самой Анне Керн, которой посвятил знаменитые стихи: "Я помню чудное мгновенье".

Был азартным игроком и оставил после себя сто тысяч рублей долга (около двух миллионов долларов на современные деньги), которые заплатил "нехороший" Николай I.

Общеизвестно, что Пушкин, мягко говоря, не отличался деликатностью и уважением к окружающим, и общение с ним доставляло удовольствие не всем.

Чего стоит история с его пребыванием в Одессе? Модный столичный поэт дневал и ночевал в доме генерал-губернатора Михаила Воронцова, вместо благодарности за гостеприимство завел роман с его женой, да еще и припечатал хозяина эпиграммой: "Полу-милорд, полу-купец, полу-мудрец, полу-невежда, полу-подлец, но есть надежда, что будет полным, наконец". При том, что никто из современников, кроме Пушкина, подлецом и невеждой Воронцова не считал.

Когда губернатор единственный раз попытался заставить прикомандированного чиновника сделать что-нибудь полезное и отправил его проконтролировать ход борьбы с саранчой, Пушкин вместо отчета о проделанной работе прислал издевательскую записку: "Саранча летела-летела, и села. Cидела-сидела, все съела и вновь улетела".

Когда Пушкин находился в Кишиневе, в Греции началось восстание против Османской империи. Естественно, местные греки пришли в возбуждение. Пушкин описал происходящее так: "Раззевавшись от обедни, к Катакази еду в дом. Что за греческие бредни, что за греческий содом! Подогнув под ж…у ноги, за вареньем, средь прохлад, как египетские боги, дамы преют и молчат".

Хороши комплименты! И почему мечты о независимости своей родины - "бредни"? Раз у греков не было империи и могучей армии, то их дело - не рассуждать о политике, а ждать, что решит русский царь?

Постоянно пикировавшийся с Пушкиным Фаддей Булгарин как-то проехался по поводу неназванного поэта, гордящегося происхождением от африканского принца, который якобы был куплен у шкипера за бутылку рома. Тот отпарировал стихотворением "Моя родословная":

"Не торговал мой дед блинами, не ваксил царских сапогов, не пел на клиросе с дьячками, в князья не прыгал из хохлов, и не был беглым он солдатом австрийских пудреных дружин. С чего мне быть аристократом? Я, слава Богу, мещанин!".

Походя, ради хлесткого ответа Булгарину, Пушкин в восьми строках оскорбил пятерых известных и высокопоставленных людей, не делавших ему ничего плохого: морского министра Александра Меншикова, сенатора Павла Кутайсова, покойных графа Алексея Разумовского и канцлера Андрея Безбородко, и министра путей сообщения Петра Клейнмихеля.

Николай I наложил резолюцию: "В стихах много остроумия, но для чести его пера и особенно его ума будет лучше, если он не станет распространять их".

Даже лицейского друга Кюхельбекера Пушкин не пощадил для красного словца ("и кюхельбекерно, и тошно"), что едва не кончилось дуэлью.

Часть россиян считают это обывательским копанием в грязном белье и говорят, что к гению надо подходить с иными мерками, нежели к простым смертным. Другие призывают знать прошлое во всей полноте и вопрошают: а что, знаменитостям все позволено?

Стали ли стихи Пушкина хуже оттого, что их автор был донжуаном, картежником, и имел трудный характер? Нет. Но, как заметил судья в "Приключениях Тома Сойера", истина всегда почтенна.

Либерал, но не демократ

Политические взгляды Пушкина, на первый взгляд - клубок противоречий.

"Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!", и: "Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков". Эти фразы были сказаны с интервалом примерно в две недели.

"Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, твою погибель, смерть детей с жестокой радостию вижу"; "Мы добрых граждан позабавим, и у позорного столпа кишкой последнего попа последнего царя удавим!" - и: "Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений".

Восхищение Наполеоном, который "русскому народу высокий жребий указал, и миру вечную свободу из мрака ссылки завещал" - и ура-патриотическое стихотворение "Клеветникам России".

Сделанный в Михайловском рисунок, изображавший пятерых повешенных декабристов с подписью: "И я бы мог" - и, по словам самого Пушкина, "слезы радости на глазах" в ответ на заявление императора: "Отныне я сам буду твоим цензором".

Откуда такие перепады настроения?

Вероятно, разгадка кроется еще в одной фразе: "Правительство - единственный европеец в России".

Пушкин ощущал ценность личной свободы и достоинства, как мало кто не только в России, но и на Западе, не только двести лет назад, но и в наши дни, но не отличался наивным народолюбием и был невысокого мнения об умственных и нравственных достоинствах толпы.

Не любил самодержавие, цензуру, властный произвол, когда дело касалось его самого и его просвещенных друзей, но готов был, скрепя сердце, мириться во имя стабильности с отсутствием политических прав ("Я не ропщу, что отказали боги мне в сладкой участи оспоривать налоги, или мешать царям друг с другом воевать").

Верил в прогресс, но сомневался в возможности быстро переделать мир сей.

В душе считал себя равным царю, но предпочитал просвещенный абсолютизм ужасам пугачевщины и французской революции. Сначала цивилизация, культура и гуманность, а демократия потом.

В одном из писем жене Пушкин заметил, что способен жить без парламента и свободной прессы, но не может оставаться спокойным, когда чужие заглядывают в его личную корреспонденцию.

А наиболее полно изложил свою политическую платформу в стихотворении "Из Пиндемонти": "Зависеть от царя, зависеть от народа - не все ль равно? Бог с ними. Никому отчета не давать, себе лишь самому служить и угождать. Вот счастье! Вот права!".

По отношению к Западу Пушкин не испытывал ни пиетета, ни отторжения. Он был органичный русский европеец. Гордясь величием и победами России, ощущал европейскую культуру и ценности своими по праву, и не имел потребности все время себя с кем-то сравнивать.

Можно сказать, что любое общество окажется созревшим для демократии, когда будет состоять из Пушкиных - не по таланту, но по отношению к жизни.

Источник

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(09:46:04 / 08-06-2014)

Солнце нашей Поэзии...живой человек со всеми...даже слишком,но Мы его таким принимаем и Любим!

Аватар пользователя msrzai
msrzai(4 года 1 месяц)(09:54:15 / 08-06-2014)

Он состоял в пятой колонне и якшался с декабристами.

Комментарий администрации:  
*** Подаю как факт невменяемую отсебятину ***
Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(09:59:42 / 08-06-2014)

Александр Сергеевич не был на Сенатской Площади,хотя Сам сказал,что был бы))))От Нас его спасла случайность,или Наша прозорливость....теперь ОН "Солнце Русской Поэзии"!

Аватар пользователя viewer
viewer(5 лет 2 месяца)(20:32:10 / 08-06-2014)

Он состоял в пятой колонне...

Он ещё и жертва 37-го года!

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(6 лет 1 неделя)(10:03:11 / 08-06-2014)

неприятный тип, но великий поэт.

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(10:03:59 / 08-06-2014)

Солидарен))))

Аватар пользователя Cat-Advocate
Cat-Advocate(3 года 11 месяцев)(10:14:23 / 08-06-2014)

когда честь выше жизни, многое можно простить

Аватар пользователя Читаювсё

вот как раз насчёт "чести", я бы не стал педалировать эту тему.

в этой статье, например, написано "считал себя равным царю". Надо признать, что такие основания у Пушкина были, они с царём иногда пользовали одну и ту же женщину..

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(11:40:23 / 08-06-2014)

Рыжий,а вот это поклёп...не доказано!)))

Аватар пользователя Читаювсё

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(11:51:21 / 08-06-2014)

Не доказано!))))

Аватар пользователя Читаювсё

тот, что справа, насколько я понимаю

тыц

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(11:56:01 / 08-06-2014)

Фсё бывает...никто не докажет,что Я спал с женой директора завода!))))))))))

Аватар пользователя Читаювсё

люди говорили.

а эти сволочи - знают, что говорят (с)

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(11:58:27 / 08-06-2014)

Именно...Мне легче не верить...

Аватар пользователя Читаювсё

насчёт "чести", я бы не стал педалировать эту тему.

я тоже, вощемта, недавно узнал, и не стану утверждать, что это знание сделало меня более счастливым..

се ля ви..

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(12:03:24 / 08-06-2014)

мы понимаем Друг-Друга)

Аватар пользователя Читаювсё

вот видишь

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(12:03:31 / 08-06-2014)

мы понимаем Друг-Друга)

Аватар пользователя Simych
Simych(5 лет 10 месяцев)(14:06:49 / 08-06-2014)

(кашлянув) а поподробнее можно узнать кто чево?

Аватар пользователя Читаювсё

выражайтесь яснее, будьте любезны!

Аватар пользователя Simych
Simych(5 лет 10 месяцев)(14:11:30 / 08-06-2014)

извольте ! 

 "Надо признать, что такие основания у Пушкина были, они с царём иногда пользовали одну и ту же женщину.."

где поподробней почитать про таковые факты коли они имели место быть?

Аватар пользователя Читаювсё

про Пушкина довольно много написано

и в мемуарах, и исследований.

а фотку сына я уже дал.

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(12:01:27 / 08-06-2014)

Хотя...вспоминая Себя-любимого...может и так....

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 2 месяца)(12:41:02 / 08-06-2014)

Хоть вы и считаете себя большим умником, а похоже еще и "пушкинистом", но в реальности вы ушлепок и потомственный холуй, пытающийся дриснуть на все что выше его.

Аватар пользователя Читаювсё

всё сказал ?

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(14:48:04 / 08-06-2014)

РЫЖИЙ ГЕТЬ ЕГО ...Я ЗА..ДАВНО ЗА!

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 2 месяца)(13:53:12 / 08-06-2014)

Автору записи - замечание, что допускает неинформативный срач в комментах.

Поляру - предлагаю недельку провести на ресурсе молча, аккаунт блокируется на неделю, при рецидиве - по нарастающей.

Аватар пользователя Dowmont
Dowmont(5 лет 1 месяц)(17:23:26 / 08-06-2014)

Ну, по сравнению с Лермонтовым, он просто душка.

Аватар пользователя Читаювсё

согласен

Аватар пользователя Cat-Advocate
Cat-Advocate(3 года 11 месяцев)(10:08:36 / 08-06-2014)

А.С.Пушкин

ПРИЗНАНИЕ

 

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(10:10:33 / 08-06-2014)

"Мы все учились понемногу.."

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(10:13:22 / 08-06-2014)

У Пушкина есть удивительная разница в тексте и во внутреннем звучании...в голове ...Он-Гений!

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(6 лет 1 неделя)(10:39:16 / 08-06-2014)

Это поэзию Пушкина можно читать, не спотыкаясь об архаизмы. Абсолютно современный язык. А вот проза - нет. Проза у него ещё от архаизмов не избавлена. Тут Гоголь понадобился.

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(11:46:19 / 08-06-2014)

Я чертовски люблю архаизмы...и там много!)))

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(12:12:47 / 08-06-2014)

Согласен...а ещё Щедрин и Чехов...

Аватар пользователя Лем
Лем(5 лет 2 месяца)(12:38:05 / 08-06-2014)

 По совокупности комментов:

 Плебей на гения? Как мило,

 Трясти исподнем..Так уныло,

 Всё это ныне наблюдать.....

 И враз "под ложечкой" заныло,

 И хочется по роже дать.

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 2 месяца)(13:01:05 / 08-06-2014)

Совершенно идиотское замечание, но вполне в духе щелкопера ВВС, что вот Достоевского и Толстого на Западе знают, а Пушкина нет.

Надо бы знать и копипастеру статьи, что поэзию переложить на чужой язык может только поэт равный по таланту.  У Шекспира основные произведения это пьесы, которые переложить на русский язык "белым стихом" не так уж и трудоемко. С Гёте та же история; с ним знакомы подавляющее большинство по пьесе "Фауст", а вот стихи Гёте кроме искусствоведов никто в России не читает.

"Пушкин же был первым только дома. "Дубровский" и "Капитанская дочка" - кальки с английских и французских историко-авантюрных романов, "Евгений Онегин" - тривиальная любовная история с примесью модного байронизма."

---------------------------------------

Конечно "Дубровский и "Капитанская дочка" это кальки с авантюрных романов,... ага а Пугачевский бунт в России случился ровно по пиесе, написанной Дюма в соавторстве с бальзаком. 

Какой-то очередной еврейчик обделался заказной статьей "на русскую тему", а на АШ ее тут же скопипастил кто-то из поцреотов

Аватар пользователя SBSebek
SBSebek(4 года 7 месяцев)(15:02:45 / 08-06-2014)

"Война и Мир"-"Иллиада"...с элементами."Одиссеи"...Достоевский,конечно же Макиавелли...Знай ваших...мы тут не причём!)))

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...