Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Новости нашего хутора. Вершки и корешки (UKR4)

Аватар пользователя Already Yet

Статья об "украинском сланце" будет короткая.
И не потому, что не хочется об этом писать — а лишь потому, что все особенности эксплуатации сланцев уже прописаны-переписаны в этом блоге много раз и поэтому всё, что надо сделать сейчас — это ещё раз скомпилировать разрозненные куски информации и приправить их небольшим количеством специй уникальной геологической информации, характерной именно для украинских сланцев.

Сланец, как уже, наверное, знают читатели данного блога — это не город в Ленобласти и не тапок без задника, а вот такая порода:


Однако, как и все другие геологические породы (граниты, песчаники, известняки, базальты) — сланцы это всего лишь некий общий класс пород, а не стандартизированное изделие, выпускаемое в строгом соответствии с ГОСТом. Поэтому — рассмотрим отдельно именно ту породу и именно в тех условиях и в том месте, где встретились государство Украина и американская компания Shell.



Вначале — немного теории из старых записей. Большинство сланцевых месторождений, которые сейчас разрабатываются в США, лежат выше "нефтяного окна" — той уникальной по своей сути зоны, между верхней и нижней границей которой, собственно говоря, и возможно преобразование керогена в нефть — самый ценный продукт, который можно выдавить из сланцев.
Если интересно прочитать о процессе преобразования керогенов сланцев в нефть и газ — про это статья тоже есть.

Некоторые, самые глубокие из американских сланцевых месторождений (например, формация Баккен в Северной Дакоте) своим нижним, наиболее глубоким краем заходят в зону "незрелой нефти":



При этом, вообще говоря, Северная Дакота и конкретно — Баккен) вообще является наилучшей сланцевой формацией для добычи нефти на территории США. Например, многолетние опыты компании всё той же компании Shell на формации Green River (Грин Ривер) в штатах Колорадо и Юта в общем-то закончились по ещё более банальной причине - на тех полях злополучно-критический для организации добычи EROEI вообще оказался близок к единице, если не меньше её.

На самом же Баккене, в силу его геологического местоположения, уникального именно с точки зрения образования нефти, с природным (сланцевым) газом вообще никто не мучается, предпочитая выжигать его тут же в прискважинных факелах. Ведь газ этот слишком непостоянного состава, содержит полно вредных примесей, да и выделяется его до обидного мало — десятки или сотни кубов в день — газопровод не подведёшь:



Но, если вы думаете, что такой маленький "факелок" даже не стоит вашего внимания — посмотрите, насколько невесело это выглядит в виде тысяч и тысяч факелов, коптящих небо на Баккене:



Как видите — тысячи факелов Баккена уже светят в объективы спутников ярче Миннеапольщины и почти сравнялись по яркости с Чикагщиной, кстати, оставив далеко позади огни канадских битумозных песков.

Однако Украине не "светит так светить". Потому что нефти на Юзовском и Олесском месторождении не будет в принципе. Не будет по той же простой причине, по которой нет нефти на многих американских сланцевых месторождениях, а на многих из них — наблюдается затык даже и с конденсатом. Потому что данные месторождения находятся вне "нефтяного окна".

Для понимания того, почему для разработки сланцевых месторождений так важно добывать одновременно и газ, и конденсат и почему невыгодно добывать только газ — советую внимательно ознакомится с исследованием глубокоуважаемого Александра Собко. Там всё разложено "по полочкам", доступно и ясно.

Основная часть американских сланцев лежит на глубинах 2-2,5 км, выше "нефтяного окна". Украинский же сланец (а точнее — плотный песчаник) лежит ниже "нефтяного окна", на глубинах 4-6 км и лишён нефти и, в значительной мере, конденсата ровно по тем же причинам — природой просто "не предусмотрено" формирование длинных цепочек углеводородов на таких глубинах залегания нефтематеринских пород.

Поэтому добывать "дешёвую" сланцевую нефть и весело жечь "ненужный" сланцевый газ Украине не придётся. Наоборот, Украине надо будет считать каждую копейку поступлений от эксплуатации месторождений, иначе её с удовольствием обоснуют экономисты Shell. Причём обоснуют так, что государству Украина останутся только корешки, а вот вершки вполне управляемо осядут в карманах американского партнёра.

Кроме того, надо понимать, что "импорт революции", которая шатко-валко прошла в достаточно специфических американских условиях, будет осуществляться опять-таки с локализацией данной специфики на украинские условия.
Если учесть, что украинские скважины вдвое глубже американских — при прочих равных условиях они будут и вдвое дороже. Значит, не вдаваясь в подробности — ждать, что украинский газ, без поддержки нефти и газоконденсата, на скважинах, вдвое более глубоких, нежели в США, на условиях кабального договора на СРП, да ещё и заключённого на 50 лет, уже в следующем году (или на крайний случай — "уже к 2015 году!") спасёт украинскую экономику — это быть не то, что безнадёжным оптимистом, а тупым медведем из сказки про "вершки и корешки"

Ведь даже сейчас среднестатистический гидроразрыв сланцевого пласта в США выглядит вот так:



А умные северные медведи пока максимум, что делают — рвут тем же гидроразрывом традиционные песчаники и известняки на уже истощившихся полях вроде Самотлора. Вот так:


Видите разницу?

А вот так выглядит "рог изобилия", если вы забыли:



Ну а на Украине, с её глубинами залегания пласта и с гидравлическими потерями на гидроразрыв — "рог изобилия", скорее всего, будет выглядеть даже вот так:



Это вершки. Они большие и затратные.
А платить за всё надо корешками — которые ещё предстоит найти в многострадальной украинской земле.

В общем, 50 лет рабского труда — тысяча лет счастья. Сказал Мао в "Маленькой красной книжице".
Но насчёт второй части изречения, в применении к Украине, у меня есть большое число сомнений.

Потому что, подписывая страну на "50 лет адского труда" — всё же надо быть хоть чуточку умнее, дружить с математикой, интересоваться геологией родной страны и хоть немного любить свою Родину.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Читаювсё

хорошая статья, как и всегда, только вот ... прочтёт ли её кто-то могущий повлиять на принятие решений ??

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(14:41:12 / 08-02-2013)

Мы все влияем на принятие решений.

Если я буду стоять с плакатом под харьковской или донецкой облрадой - от меня будет гораздо меньше толку. Реально.

Надо распространять идеи. Идея, овладевшая массами, неостановима.

Аватар пользователя Читаювсё

Ах, в этам смысле .. тогда ясно, дело ближайшего времени, но отнюдь не "завтрашнего" отказа от "сладких сланцевых мечт".

Аватар пользователя r3po
r3po(5 лет 7 месяцев)(14:57:11 / 08-02-2013)

Всех деля на партии и классы,
Классики никак не брали в толк,
Что идея вброшенная в массы, -
Это девка, брошенная в полк.
(с) И. Губерман

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 10 месяцев)(15:56:52 / 08-02-2013)

А чего сказать то хотели?

Аватар пользователя maestro
maestro(5 лет 10 месяцев)(14:41:30 / 08-02-2013)

Тут политка, Ф.В.Я. подписал этот договор как отступные за то, что не майданили осенью 2012.
Спасибо

Аватар пользователя Realxupypr
Realxupypr(5 лет 9 месяцев)(14:42:54 / 08-02-2013)

Уважаемый Already Yet, я внимательно читаю Вас и даже даю на Ваши статьи ссылки у себя в ЖЖ. Вы много пишете о нынешних и будущих проблемах Украины. Но хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу "шо ж робыть" незалэжной? Я сам в России живу, но в Харьков езжу на рынок и на  концерты. И хотелось был быть уверенным, что Харьков не кончится.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(14:55:59 / 08-02-2013)

Харьков не кончится. И Днепропетровск не кончится. Эта земля уже стольких завоевателей и временщиков похоронила - не каждая империя такой послужной список имеет.

Что делать? Писал много раз - без новой Переяславской Рады - Украина не жилец. Но это должна быть именно Рада, чтобы новых мазеп и выговских ждала столь же незавидная смерть, как и их исторических прототипов.

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 11 месяцев)(15:35:44 / 08-02-2013)

как часть россии - да, как самостоятельное образование - нет.

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 10 месяцев)(15:57:50 / 08-02-2013)

Областями.

Аватар пользователя illegaljungle
illegaljungle(5 лет 10 месяцев)(19:31:16 / 08-02-2013)

нашли же вы ресурс где такое спросить) коммунистов которые доили Украину 70 лет и мечтают доить еще столько же.

тут ответ вам один только дадут, на поклон к России - больше тут у людей нет идей как жить в этом мире.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(19:48:29 / 08-02-2013)

... дотянулся проклятый Сталин! Вместе с Алексеем Михайловичем Тишайшим - дотянулся! ;)

Аватар пользователя Abyr
Abyr(4 года 8 месяцев)(12:13:44 / 06-04-2013)

Аватар пользователя illegaljungle
illegaljungle(5 лет 10 месяцев)(14:22:00 / 06-04-2013)

что ты мне суешь эту картинку? давай от 482 года н. э. картинку покажи

Аватар пользователя activ
activ(5 лет 9 месяцев)(14:50:44 / 08-02-2013)

поясни пожалуйста, что делают все эти грузовики на нескольких фото?

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(14:58:11 / 08-02-2013)

Вот тут есть эти фотографии со всеми объяснениями.

Аватар пользователя activ
activ(5 лет 9 месяцев)(15:15:25 / 08-02-2013)

теперь ясно, спасибо.

но вообще жуть конечно.

Аватар пользователя Nordicx86
Nordicx86(5 лет 11 месяцев)(15:00:09 / 08-02-2013)

насосы это...собственно они и "Рвут" те  делают ГРП

Комментарий администрации:  
*** Криптобес ***
Аватар пользователя activ
activ(5 лет 9 месяцев)(15:15:52 / 08-02-2013)

да, понял, спасибо

Аватар пользователя Quiz
Quiz(5 лет 5 месяцев)(15:00:26 / 08-02-2013)

качают гидру до разрыва <это шутка такая>

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 7 месяцев)(15:09:05 / 08-02-2013)

 Не хочется показаться надоедливым, всетки задавал этот вопрос уже однажды где-то на четвертой странице комментариев.

 Как вы относитесь к затее СВБР? (малые свинцово-висмутовые реакторы)

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 2 месяца)(15:10:12 / 08-02-2013)

> украинские скважины вдвое глубже американских — при прочих равных условиях они будут и вдвое дороже.

Протестую.   Зависимость стоимости от глубины ВОВСЕ не линейная. 

Аватар пользователя Nordicx86
Nordicx86(5 лет 11 месяцев)(15:17:01 / 08-02-2013)

Не совсем  Алекс Там при промышленном подходе к  бурению Кривая  тоже есть но она  гораздо боле сильно сглажена... Вот если бы километров с 5 -6  бурится надо было тогда  ДА там каждые 150 метров  стоимость в 1,5 раза  возрастает

Комментарий администрации:  
*** Криптобес ***
Аватар пользователя Art78
Art78(5 лет 10 месяцев)(16:00:48 / 08-02-2013)

Вот именно, в тексте выше указаны глубины 4-6 км, это хардкор вообще, это все другое, больше и дороже, от собственно бурового станка в комплексе, до буровых двигателей, растворов, труб, долот, и т.д. Это, естественно, и усложнение самой конструкции скважины. А уж сколько надо времени на все это..

Аватар пользователя PA3
PA3(5 лет 10 месяцев)(17:16:17 / 08-02-2013)

на сегодня самая глубокая скважина на Украине - 5,5 км. Криворожская Сверхглубокая. Заброшена с 93-го года

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(17:29:34 / 08-02-2013)

Нет, уже не так.

Самая глубокая из продуктивных нефтяных скважин находится в округе Пекос (штат Техас, США) и имеет глубину в 7756 м.
Самая глубокая украинская скважина имеет глубину 6223 м и находится в Полтавской области. Введена в эксплуатацию в декабре 2005г и предназначена для добычи исключительно природного газа.

Но в общем - картинка именно такая, как на картинке в статье. Где-то глубже, где-то мельче - глубины "нефтяного окна" плавают, но везде оно есть.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(16:26:15 / 08-02-2013)

Алекс, зная меня вот уже год - вы должны были понять, что статьи у меня обычно многослойные - я никогда не даю самую пессимистическую оценку. Предпочитаю, чтобы читатели сами накопали весь пласт доводов и "за", и "против".

Хотя ситуация со сланцами в Украине отнюдь не так проста, как это кажется на первый взгляд. Я ведь работал с геологами, которые для Shell'a делали оценку этих и других площадей (был и такой факт в биографии).

Но это - проездной билет, который лежит себе в кармане (как в сюжете "Ералаша"). Ещё один довод, но он уже "ДСП".

А читатели могут и сами заняться арифметикой. Чтобы проверить, что им на уши навешивают:

Аватар пользователя yurasumy
yurasumy(5 лет 8 месяцев)(15:26:27 / 08-02-2013)

Слава богу. Успокоили. А тоя уже думал, что эти нефтегазовые червяки по настоящему перекопают нам Украину.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(5 лет 11 месяцев)(15:28:06 / 08-02-2013)

так они и перекопают. соглашение-то подписано... перечитайте внимательно.

Аватар пользователя yurasumy
yurasumy(5 лет 8 месяцев)(15:41:02 / 08-02-2013)

Главное чтобы ничего не нашли. А если нашли, то чтобы это было не выгодно. Ну короче как в Польше.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(5 лет 11 месяцев)(15:43:18 / 08-02-2013)

ну только и остается уповать. мдаа...

Аватар пользователя serghey
serghey(5 лет 11 месяцев)(16:37:04 / 08-02-2013)

+

Аватар пользователя Dark Side
Dark Side(5 лет 3 месяца)(16:57:57 / 08-02-2013)

На зло поганым москальм сланцы гразть будем. Забавно.

Аватар пользователя Seriy Volk
Seriy Volk(5 лет 1 неделя)(17:13:08 / 08-02-2013)

Уважаемый Already Yet, а какие переспективы добычи сланцевого газа в Европе и в первую очередь в Восточной? Там геология похожа на украинскую?

Аватар пользователя Читаювсё

почитайте его блог, оно того стоит.

и вопросы будут более правильные.

Аватар пользователя Seriy Volk
Seriy Volk(5 лет 1 неделя)(17:45:28 / 08-02-2013)

Прочитал весь давным давно. А что с вопросом не так?

Видимо надо дополнить вопрос. Сложность добычи с точки зрения геологиии (без проблем воды и экологии) соизмерима с украинской?

Хоть где-то в Европе есть среднесрочная переспектива добычи?

Аватар пользователя Читаювсё

то, что не поможет гейропке "сланцевая революция", только - хардкор

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(17:54:21 / 08-02-2013)

Согласно отчёту KPMG - сланцевые залежи по всей Европе будет разрабатывать, как минимум, в полтора раза дороже, чем в США по целому комплексу факторов - вода, глубина пластов, густонаселённая территория.

Если реальность сланцевого газа в США - 200 долларов за 1000 м3, то в Европе будет минимум 300. Плюс - если США дотирует газ за счёт газоконденсата и нефти, то у Европы этого рычага не будет.

В общем, как-то не задалось в Европе с революциями.

Аватар пользователя Максим
Максим(4 года 10 месяцев)(17:34:53 / 08-02-2013)

Здравствуйте, уважаемый Already Yet. Какое значение для энергетики будет иметь метангидрат? Может есть статья? Спасибо.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(5 лет 8 месяцев)(17:40:27 / 08-02-2013)

Пока нет технологий с хорошим EROEI для добычи метангидрата. Статья была, но там особо вопросы добычи не разбирались.

Аватар пользователя Saimon_nsk
Saimon_nsk(4 года 10 месяцев)(19:00:37 / 10-02-2013)

Насколько я знаю канадцы пытались залить кипятком месторождение гидрата в Южно-Китайском море и получили пшик. Японцы совсем недавно начали экспериментальную добычу в районе эпицентра землятресения марта 2011 г., ссылка. Пока непонятно как они будут его добывать. Возможно вливая метанол в трубу, как делают газодобытчики на севере, чтобы наоборот избавиться от гидратной пробки. :)

P.S. Помню в годы учебы в лабораторию, где я писал диплом по гидратам приезжала японская делегация и руководитель сказал, что если вы найдете технологию добычи то Япония вас озолотит. На гидраты они возлагают ооочень большие надежды. :)

Аватар пользователя Stellar
Stellar(4 года 10 месяцев)(20:24:46 / 08-02-2013)

это UKR4 - значит где-то есть  UKR1 и UKR2. 

Друзья, помогите пожалуйста найти - гулил безрезультатно.

"site:http://new.aftershock.news/ (UKR1)"

"site:http://aftershock.news/ (UKR1)"

 

Аватар пользователя Читаювсё

просто некоторые статьи относятся не только к Украине,

все посмотрите в его блоге.

Аватар пользователя Quiz
Quiz(5 лет 5 месяцев)(01:11:34 / 09-02-2013)

ну вот 1

Новости нашего хутора (1) http://new.aftershock.news/?q=node/12426

а вот и 2, только в livejournal

Новости нашего хутора (UKR2) http://crustgroup.livejournal.com/23839.html

Аватар пользователя Stellar
Stellar(4 года 10 месяцев)(11:53:06 / 09-02-2013)

Спасибо огромное!

Аватар пользователя LAO
LAO(5 лет 1 месяц)(22:06:48 / 08-02-2013)

Старые вести о главном:ONEOK Partners отказались от постройки нефтепровода с Баккена.

http://danko2050.livejournal.com/17328.html

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...