Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Журналисты Reuters выяснили, куда тратились миллиарды РЖД

Аватар пользователя Xexen

Компания "РЖД", возглавляемая Владимиром Якуниным - другом президента Владимира Путина, заплатила миллиарды долларов подрядчикам, настоящие хозяева которых неизвестны. К таким выводам пришли журналисты агентства Reuters, проводящие серию расследований о коррупции в России.

На 43 тендерах на общую сумму в $340 млн, которые РЖД провели в 2010-2013гг., соперниками оказались всего две компании - ЗАО "МПЦентр ЖАТ" и "ТрансСервисАвтоматика". По данным Reuters, обе компании зарегистрированы в один день одним гражданином, имели счета в одном банке, а данные конечных бенефициаров так и остались тайной.

Загадочные компании

"МПЦентр ЖАТ" ("МПЦ"), выигравшая с 2010г. у РЖД и ее подразделений несколько контрактов в общей сложности на 9 млрд руб. ($270 млн), зарегистрирована в спальном районе на востоке Москвы (в особняке с красной крышей и детской площадкой во дворе). По данным корпоративного отчета, в компании трудились свыше 100 человек. По словам охранника, офис фирмы официально расположен на втором этаже, однако ее сотрудники появляются там раз в неделю.

"МПЦ" - одна из десяти компаний-подрядчиков, которые попали в поле зрения проводящих расследование журналистов Reuters. Судя по условиям тендеров и другой документации, все эти фирмы в сумме получили заказы от РЖД на $2,5 млрд с 2007г. Компании были выбраны из обширного списка, который Reuters предоставил банкир Герман Горбунцов, в настоящее время проживающий в Лондоне. Горбунцов вместе с бизнесменом Андреем Крапивиным ("советником" Якунина) был совладельцем Столичного торгового банка (СТБ). Все десять сервисных компаний из списка имели счета в СТБ.

Официально РЖД предлагали контракты частным фирмам по итогам открытых тендеров, но знакомые с делом источники сообщили Reuters, что некоторые из заявителей были тесно связаны друг с другом и работали вместе, чтобы выиграть заказ. Проверить эти заявления агентство не смогло.

Анализ заявок описанных выше десяти компаний показал, что они неохотно снижали цену. Из 185 исследованных тендеров в 79 случаях финальная цена контракта была на 0,5% ниже установленного РЖД максимума. В 35 случаях - на 1% ниже первоначальной цены. Крупнейшими бенефициарами среди этих фирм (по объему выигранных контрактов) стали "МПЦ" и "ТрансСервисАвтоматика" ("ТСА"). При этом с 2010г. по середину 2013г. эти компании были единственными соперниками в 43 тендерах на сумму $340 млн.

Головной офис "ТСА" зарегистрирован за пределами Москвы, в 15-этажном комплексе, расположенном недалеко от МКАД. В этом здании репортер Reuters обнаружил бизнес-центр, автосалон, фитнес-клуб, салон красоты, два отделения банков, цветочный магазин и бакалею, но никаких следов "ТСА". Охранник комплекса нашел упоминание о компании в служебном компьютере, но заявил, что у "ТСА" офиса здесь нет.

Еще одно сходство "МПЦ" и "ТСА" - обе компании были зарегистрированы в один день, одним человеком и одновременно открыли счет в СТБ. По словам источника, работавшего в обеих фирмах, это не совпадение: "МПЦ" и "ТСА" являлись частью одной корпорации, которая посылала обе фирмы участвовать в тендерах РЖД, чтобы гарантировать себе в них победу. Тем не менее в корпоративных отчетах у двух фирм разные управляющие, ни один из них не ответил на запрос Reuters.

"Эти компании работают добросовестно, исполняют контракты качественно и в срок. Доказательств их злонамеренности не находилось", - отметил пресс-секретарь Якунина Александр Пирков.

Подставные владельцы

Из десяти исследуемых компаний только у одной - "ЖелТрансАвтоматики" - Reuters нашло зарегистрированный офис, где работали штатные сотрудники. В четырех случаях из десяти в тех местах, где должен был находиться офис фирмы, о ней никто даже не слышал. Эти места включали грузовой склад у автострады, станцию техобслуживания и престижный магазин детских товаров в центре Москвы.

Тип владения "МПЦ" позволяет не афишировать своих акционеров. По официальным данным, у каждой из остальных девяти - по одному-два владельца, всего десять женщин и три мужчины. Те владельцы, следы которых удалось найти Reuters, жили в простых московских многоэтажках. Один из этих людей (по документам, до недавних пор единственный владелец компании) заявил, что никогда этой фирмой реально не владел, а был лишь подставным руководителем, скрывая реальных хозяев.

Этот "липовый директор" рассказал, что знает: его компания работает по заказам РЖД, однако в детали операционной деятельности он не посвящен. По его предположениям, за фирмой стоит Андрей Крапивин, которого Якунин однажды назвал "безвозмездным советником". Собеседник Reuters также сообщил, что знает сына Крапивина Алексея и что тот организует бизнес между РЖД и компанией.

По телефону Крапивин-младший отверг связь его отца с сервисными компаниями и заявил, что тот никогда не был акционером СТБ. Напротив, сам Андрей Крапивин в письменном заявлении для полиции по делу Горбунцова подтвердил, что был акционером СТБ с 2007г. по 2009г. Это подтверждает корпоративный отчет СТБ за 2008г. Пресс-секретарь Якунина Пирков не прокомментировал возможную связь Крапивина с какой-либо из десяти компаний, но исключил возможность правонарушений.

Дорогие проекты

Одним из крупнейших инвестиционных проектов РЖД за последние десять лет стала организация скоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Поезд "Аллегро", который курсирует между Петербургом и столицей Финляндии со скоростью до 220 км/ч, был запущен в декабре 2010г. Инвестпроект стоил 79,7 млрд руб.

Одним из подрядчиков строительства стала компания "Сетьстройэнерго". Как пишет Reuters со ссылкой на документацию госзакупок и данные Горбунцова, с 2007г. по 2013г. эта компания получила от РЖД около $1 млрд. По словам экс-банкира, деньги зачастую переводились на счета нескольких фирм так, что аудиторы и налоговые органы не могли отследить их. Reuters подчеркивает, что в ходе расследования данные о закупках и движении средств РЖД, предоставленные Горбунцовым, были соотнесены с данными из неких независимых источников.

С 2007г. по 2009г. РЖД перевели $772 млн на счет "Сетьстройэнерго" в СТБ, пишет Reuters. 98 переводов на общую сумму $211 млн были немедленно переведены "Строймонтаж". Reuters не удалось установить, кто являлся владельцем компании "Строймонтаж", она была ликвидирована в 2010г., а "Сетьстройэнерго" отказалась от комментариев.

По данным Горбунцова, пишет Reuters, компания "Строймонтаж" быстро переводила полученные средства на счета других фирм. Reuters не удалось установить связь этих компаний с железнодорожным строительством, а их представители оказались недоступны для комментариев. Лишь одна треть полученных средств, сообщает агентство, пошла на строительство инфраструктуры и установку сигнального оборудования.

Одной из компаний, которые получали деньги от "Строймонтажа", стала фирма "Легатта". Ее выручка к декабрю 2007г. составляла всего $3,8 тыс. в год, отмечает Reuters. В то же время, согласно данным Горбунцова, "Строймонтаж" перевела на счет “Легатты” $115 млн.

Владельцы некоторых компаний, получавших деньги от "Строймонтажа", заявили Reuters, что ничего не знают о зарегистрированных на них фирмах. Так, генеральным директором одной из таких фирм - "Трасткома" - числилась Надежда Коростелова, проживающая по документам в южной части Москвы. Когда корреспондент Reuters пришел по указанному адресу, дверь открыла дочь Надежды Василиса. "Несколько лет назад друг друга моей мамы попросил зарегистрировать компанию на ее имя. И до сих пор компании оформляют", - рассказала Коростелова Reuters.

С 2010г. по 2013г. "Сетьстройэнерго" выиграла тендеры РЖД на еще $223 млн. Доступ к информации о компании ограничен, а ее представители отказались отвечать на вопросы агентства. Офис компании занимает одну комнату в одном из бизнес-центров Тушино. Когда корреспондент Reuters приехал туда в рабочие часы, в офисе никого не было.

Источник

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(08:18:10 / 24-05-2014)

снёс в блоги

Аватар пользователя hvv
hvv(5 лет 9 месяцев)(12:09:10 / 24-05-2014)

А почему?

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(12:10:52 / 24-05-2014)

по совокупности

Аватар пользователя hvv
hvv(5 лет 9 месяцев)(12:09:57 / 24-05-2014)

Так что,  леша навальный был в чем-то прав?

Аватар пользователя Почтальон
Почтальон(4 года 5 месяцев)(13:03:08 / 24-05-2014)

Пусть лучше займутся коррупцией в соединённом королевстве больше толку будет.

Аватар пользователя PavelCV
PavelCV(5 лет 2 недели)(13:15:59 / 24-05-2014)

Якунин, корупция, нетрудовые доходы, и, чего там - открытые хищения. Так?

Или нет?

Не так давно, Якунина включили в санкционный список, что само по себе показательно.

Казалось бы: коррупционер, миллиарды, нажитые непосильным трудом, шубохранилище, дом с бассейном опять же.

Нужно приглашать к себе, зазывать в монакские казино, на Лазурный берег и прочие Ниццы, предлагать местные замки по сходной цене - ан нет, водят санкции и аннулируют визы.

Так может господин Ёпрохоров и его журношлюхи всего навсего отрабатывают свои печеньки? А все вышеприведённые "скандалы интриги, расследования" не стоят выеденного тухлого яйца?

===========================


Независимые СМИ в стране нужны. Независимых СМИ в стране не хватает. Правда с независимостью у СМИ всегда проблемы, а все потому, что работать длительное время бесплатно хороший коллектив не может, да и плохой в общем-то тоже. А когда находится спонсор, то независимость постепенно куда-то уходит. Уходит и все тут. Даже попрощаться забывает.

Но деньги - это еще не самый опасный враг независимости. Самый опасный враг независимости - идеи и убеждения. Но от них тоже никуда не денешься. Тут ведь как: если у человека нет ни идей, ни убеждений - значит перед нами черствая циничная сволочь, которой что цветочки в поле снимать, что обгорелые трупы - все одно. И так получается, что если у человека нет ни идей, ни убеждений, то их место под каской занимают либо деньги, либо карьера, либо то и другое одновременно. Поэтому такой человек, без идей и убеждений, как раз самая продажная сволочь или, что еще хуже, прожженый карьерист, который готов публиковать любую грязь самого провокационного характера только потому, что это повышает его рейтинг, цитируемость и так далее.

Получается, что если мы хотим видеть человеческие СМИ - их должны делать человеки с большими буквами Ч. А у таких человеков с их большими буквами Ч есть большие человеческие идеи и убеждения. Ну не могут они быть абсолютно объективными и беспристрастными и работать как камера наблюдения, приколоченная к стене и способная круглые сутки снимать пустую улицу с писающей собачкой по принципу "если что-то произойдет, значит не зря меня тут поставили". Да и вам самим не будут интересны репортажи с пустых улиц - вы первыми назовете их унылой консистенцией и проголосуете переключателем каналов в пользу чего-нибудь повеселее.


Где же выход? Казалось бы, выход в том, что доминирующей идеей у журналиста должна быть идея правды. Но правда - она тоже бывает разная. Можно разную правду выделять из окружающей действительности и по-разному ее подавать. Увидел бандеровца со свастикой, переводящего бабушку через дорогу, снял, опубликовал - правда? Правда. А то, что бандеровец переводил бабушку потому что она мешала проехать колонне танков с карателями - ну это уже другая правда. А то, что колонна карателей объявляется патриотами, направленными на защиту страны - это уже третья правда, тоже в определенном смысле правда, потому что сами каратели искренне верят, что они именно патриоты и направляются именно защищать страну, а не добивать ее.

Получается и так плохо, и этак нехорошо. И независимые СМИ нужны, и правда нужна, а эти самые долгожданные независимые СМИ как выдадут тебе правду - всем правдам правду, как объявят бандеровца патриотом, да как объявят собственных коллег с другого канала террористами только потому, что их бандеровские патриоты им так объяснили.

И вот смотришь на эту "независимость" и понимаешь - за что боролись, на то и напоролись.

Самое паршивое, что так же, как бандеровец верит в то, что он патриот и защитник своей страны (в том виде как он представляет ее в своих националистических мечтах), точно так же некоторые журналисты, не будем показывать пальцем, транслируют Киев и Вашингтон и при этом свято верят, что тем самым они несут правду в массы. С теми, кто понимает, что он врет - как раз не так сложно, их выдает бегающий взгляд и нездоровое выражение лица. А вот с теми, кто сам себе верит - с ними сложно.

Смотрит на тебя такой журналист или даже не журналист, а простой гражданин, который верит в святость и непогрешимость Киева и Вашингтона - и понимаешь, что он не за деньги это говорит, а реально верит. Вот верит и все тут. А ведь здесь, как говорил классик, никому верить нельзя. Все надо проверять и снимать минимум с двух точек, желательно на месте, по возможности в упор. А они верят...

А хотите скажу, почему они верят каждой Псаке? Потому что выросли они из тех прыщавых пацанов, которые 30-40 лет назад ловили Голос Америки и Би-Би-Си с Новгородцевым. И тогда это был такой глоток свободы и альтернативной точки зрения на советскую действительность, что пару раз вдохнули - и все, до сих пор выдохнуть не могут. Все, подсели. Впитали с молоком матери. Сожрали в прикуску к первой банке сгущенки. И первый раз под эту музыку с девчонкой целовались. Любой психолог вам подтвердит, что это уже навсегда. Объяснять им теперь, что нынче в Вашингтоне другие люди и они там изменились ничуть не меньше, чем мы здесь - бесполезно. На рациональном уровне это уже никогда не будет понято. Потому что все. Первый экстаз, полученный под Голос Америки - он на всю жизнь. Так и будут они возвращаться мыслями в кладовку или на дачный чердак, где курили первый Marlboro и пили первое пиво под сладкий голос свободы, доносящийся из прекрасного далёка через хрипящий советский приемник, скорее всего отцовский, а значит авторитетный вдвойне.

Так что здесь не столько госдеп виноват, сколько мы сами. Мы просто пожинаем плоды еще советской цензуры. Она ударила по нам бумерангом спустя 30 лет. Этот удар надо просто пережить. Пережить и постараться сделать так, чтобы не отправить в будущее новый бумеранг. Это я к тому, что не надо их запрещать. Даже тех, кто называет бандеровцев героями. Они все равно будут их так называть. Просто надо поменьше их слушать. Пусть сами себе говорят - в своих кладовках и на чердаках, под пиво и Marlboro, листая старый советский Playboy...
Аватар пользователя constant
constant(4 года 7 месяцев)(13:22:50 / 24-05-2014)

 "Компания "РЖД", возглавляемая Владимиром Якуниным - другом президента Владимира Путина," - как говорится, скажи кто твой друг, и я скажу кто ты...

 

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...