Сланцевый газ США и мировые цены

Аватар пользователя АнТюр

Сегодня США стоят перед дилеммой: «выпускать» свой газ на экспорт или нет? В прошлом году в США добыли 220 млрд. куб. м сланцевого газа. Весь добываемый в США газ в них же и потребляется. Эксперты уверены, что в ближайшие 3-5 лет можно нарастить добычу сланцевого газа на 60-120 млрд. куб. м. И этот «лишний газ» может быть направлен на экспорт. Здесь критический показатель только один: как экспорт газа повлияет на уровень цен на него внутри США. Там многие не заинтересованы в их возрастании. Для решения этого вопроса выполнено два исследования.

//////Непосредственным поводом для проведения этого исследования явилась развернувшаяся в американском обществе острая полемика вокруг необходимости ограничения экспорта СПГ. В США лицензии на экспорт природного газа выдаются федеральным Министерством энергетики. Оно же вместе с Федеральной комиссией по регулированию энергетики согласует проекты строительства межштатных газопроводов, заводов по сжижению и экспортных терминалов. Чтобы предотвратить уход части постоянно растущей добычи газа на внешний рынок, сторонники запрета развернули широкую кампанию, утверждая, что экспорт приведет к серьезному росту цен внутреннего рынка и ударит по карманам налогоплательщиков и конкурентоспособности американской промышленности. Им удалось снискать и определенную поддержку в Конгрессе.

В то же время в 2012 году 15 компаний представили в минэнерго заявки на проекты по строительству около 20 экспортных терминалов общей мощностью более 280 млрд кубометров в год. В этих условиях министерство вынуждено было заказать консалтинговой фирме NERA специальное исследование вероятных последствий экспорта СПГ для внутренних оптовых цен. В вышедшем в декабре 2012 г. и одобренном минэнерго докладе утверждается, что наивысшего предела в 40 долларов за 1000 кубометров прирост цен может составить только после 5 лет непрерывного роста экспорта. В ближайшие же годы (до 2015 г.) он будет либо нулевым, либо не превысит 12 долларов за 1000 кубометров (текущая цена – 120 долларов).

Расчеты на модели Deloitte Center for Energy Solutions дали еще более благоприятные результаты для потенциальных экспортеров: в период с 2016 по 2030 г. внутренние цены могут вырасти примерно на 5,36 доллара за 1000 кубометров. Иными словами, авторы обоих исследований считают, что в целом экспорт американского СПГ на рынки Европы и Азии не приведет к значительному росту внутренних цен на этот энергоноситель. В то же время, появление на мировом рынке энергоресурсов дополнительного предложения относительно дешевого энергоносителя неизбежно должно оказать понижающее давление не только на цены на газ в Европе и Азии, но и на мировые цены на нефть и каменный уголь, которые природный газ уже начал замещать на рынке США. Соответственно усилится и начавшийся в прошлом году процесс отсоединения цен долгосрочных газовых контрактов от мировой цены на нефть. Что касается вариантов направлений экспорта СПГ, то исследователи из Deloitte Center for Energy Solutions рассматривали как наиболее вероятные два заведомо упрощенных варианта: либо весь газ (более 60 млрд кубометров в год) направляется в Азию, либо в Европу. Помимо общего понижающего влияния на цены европейского и азиатского рынков, дополнительный объем природного газа по более низкой, чем ныне действующей, цене неизбежно выдавит с рынка аналогичный объем с более высокой ценой. По расчетам на модели Deloitte Center for Energy Solutions, больше всех пострадают на азиатском рынке Австралия и Россия, а на Европейском - Россия. В Азии Россия может потерять 14%, а в Европе 22% своей доли, или от 2 до 4 млрд долларов.//// http://www.oilru.com/news/354995/

Ответ получен. При росте экспорта газа максимальный рост цен на него внутри США может составить $40 за 1000 куб. м. При сегодняшней цене $120 цена газа в 2018 г. составит $160. По другому варианту цена будет существенно меньше.

Но во всех этих расчетах для меня есть непонятные моменты. Себестоимость добычи сланцевого газа – гарантированно выше $200 за 1000 куб. м. То есть почти все фирмы, его добывающие, работают себе в убыток. Банки выдают им кредиты. Вся эта система живет надеждой (якобы) на то, что в ближайшем будущем цены на газ в США возрастут и добыча сланцевого газа будет рентабельна. Но по опубликованным результатам расчетов даже при экспорте газа из США внутренняя цена на него возрастет незначительно. Тогда на что надеются фирмы, добывающие сланцевый газ?

Общие выводы.

1. США имеют технические возможности сработать на понижение меровой цены на газ.

2. США имеют возможность «подвинуть» России на мировом газовом рынке.

3. США не имеют возможности «обвалить» цену на газ и кардинально ухудшить в связи с этим положение России.

4. США имеют возможности работать в другом направлении: держать внутреннюю цену на газ в районе $100 при цене на него в Европе в 5 раз выше, а в Японии – в 8 раз. Этот вариант дает США огромные конкурентные преимущества.

Вопрос на засыпку: Так на что надеются фирмы, добывающие в США сланцевый газ?

Комментарии

Аватар пользователя Anatolich
Anatolich(11 лет 3 месяца)

Удивительно

Добыча газа в Сша убыточна, но газ дешевле чем в России, где это очень прибыльно:)))

http://fmimg.finmarket.ru/FMCharts/160512/price.png

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)
Цены газа в США и в России примерно на на одном уровне - порядка $100 за 1000 куб. м. На Вашем графике показана цена газа, который Газпром продает Европе. Радует, что она очень высокая.
Аватар пользователя Anatolich
Anatolich(11 лет 3 месяца)

Ага, рассказывай сказки:))

У меня в Ярославле цена для населения не имеющего газовых котлов 164$ за 1т кубов, 

В Сша цена для населения 95$

Ссылку дать? Или сразу про белогандонников с болотной запоешь?:)))

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 3 месяца)

Ссылку дать?

Не трудись, тебе вредно. Я это сделаю за тебя:

Департамент энергетики США, строка таблицы "Residential Price": на октябрь 2012 (самая низкая цена по году) -- $11.74 за 1000 кубофутов (1 кубофут равен 0,0283 кубометра), то есть -- $414,84 за 1000 кубометров. Для сравнения, тариф для населения Санкт-Петербурга, октябрь 2012: 4375,07 руб. за 1000 кубометров, по курсу 31 -- $141 за 1000 кубометров.

Так что там было про песни, сказки и белогандонников, м? ;)


Аватар пользователя vadim144
vadim144(12 лет 4 месяца)

Зачетно !!!

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 3 месяца)

Никогда, подчеркиваю, ни-ког-да, не верьте болотным на слово! ;)

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(12 лет 4 месяца)

и не кормите троллей ! )))

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 3 месяца)

и не тролльте не-троллей ;))

Аватар пользователя Егерь
Егерь(11 лет 7 месяцев)

Спасибо

Аватар пользователя Anatolich
Anatolich(11 лет 3 месяца)

Дарагуша моя, американцы платят не за куб или фут потребленного газа, а за терм - единицу энергии получаемой от сжигания примерно 2.83 куба газа.

 Давай посмотрим сколько обходится американцу один терм трубопроводного газа.

Вот например Атланта, получает газ по трубопроводу из Мексики

http://www.truenaturalgas.com/residential-natural-gas-rates

Что мы видим? 0.49$ за один терм по фиксированному тарифу.

Делим на 2.83 и получаем 0,17$ за куб.

То есть 170$ за 1т кубов. Импортируемого из мексики газа, против 164$ российского.

Да признаю, я ошибся.

Я в Ярославле платил дешевле на 6$ за российский газ,

Чем американцы за мексиканский.

P. s. Кстати, кто в курсе, на скока подорожает газ в этом году?

Аватар пользователя Moongear
Moongear(11 лет 6 месяцев)

Открываем и читаем подробности и "О, Чудо!" - там еще целая вереница дополнительных сборов в том числе и налоги. Так что итоговая сумма увеличивается...

Аватар пользователя Anatolich
Anatolich(11 лет 3 месяца)

Открываем крайний тариф -о чудо! Для пенсионеров и людей с низким доходом льготы и скидки.

Аватар пользователя Moongear
Moongear(11 лет 6 месяцев)

И что?! Не уж то в США все малоымущие и пенсионэры?! Или в России нет субсидий для таких категорий граждан? Тро-ло-ло!

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 3 месяца)

Два самых низких тарифа в Джорджии. (при типичном потреблении ~700 термов в год).

Даже с учетом скидок наши пенсионеры платят меньше, а не больше, как ты набросил в самом начале.

Аватар пользователя sgerr
sgerr(12 лет 3 месяца)

Да признаю, я ошибся.

ничего страшного, это не единственная твоя ошибка.

Что мы видим? 0.49$ за один терм по фиксированному тарифу.

полюбопытствуем что написано по твоей ссылке и выясним чего ты НЕ видишь: 

"When you select this Standard Fixed Price Plan, you are committing to remain on the plan for 12 billing cycles. An early termination fee may be assessed (ну это-то еще ладно... ). (See True Natural Gas' Terms and Conditions of Service for details.) (там много всего интересного, про кредитную историю, и про обязательный депозит в $150, если с кредитной историей плоховато, и про ежемесячную доплату в $5.95, но и это -- ладно...)"

и далее:

"Price does not include AGL base charge, sales tax, or $5.95 customer service charge. The fixed price applies when the customer is enrolled."

Пример рассчета base charge: $31/мес. Налоги считать лень. В результате и набегает официальная цифра. Вот еще один пример: сравнение цен за терм в Нью-Йорке со Штатами в целом (сайт официальный).

На сладкое: Два самых низких тарифа в Джорджии. (при типичном потреблении ~700 термов в год).

Вобщем, "газ попиисят" -- байки. Ты в любом случае платишь за газ вдвое (а то и поболе, чем вдвое) мешьше условных Джорджа, Билла и Барака. Живи и радуйся! :)

Аватар пользователя arcman
arcman(10 лет 11 месяцев)

Газпром собирается привести цены на внутреннем рынке в соответсвие с экспортными ценами.
Радуйся!

 


Аватар пользователя Dim_26
Dim_26(12 лет 1 месяц)

Гы-гы,  ты изрыгнул очередную тупость в форме афоризма.

Аватар пользователя Игорь Бобровский
  1. Выткну себе глаз: пусть у тёщи зять кривой будет!
Аватар пользователя greygr
greygr(12 лет 2 месяца)

моровая цена на газ в п.1 - звучит зловеще... 

ну а кроме того, не вполне ясно: запасы у них бесконечные?

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)
Ресчеты по двум сценариям сделаны на небольшую глубину (на лет 20 вперед). Величина запасов здесь не критична.
Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Скважина на сланец работает не 20 лет. На ней падает добыча уже через 5 лет, а на некоторых уже после 2-3 лет.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)

Проблем нет. Сотни буровых станков обеспечивают бурение новых скважин. Конвеер работает.

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

Проблем нет с безработицей в тех штатах где из сланца добывают газ/нефть.

Только вот на одном и том же поле (газо-нефте-носном) новая скважина живет уже меньшее время чем, предыдущие.

Аватар пользователя Nordicx86
Nordicx86(12 лет 3 месяца)

Кхм...

а как они собираются наращивать добычу? доведут число скважин до 4000?

а  сколько тогда  будет стоить газ?

а  ресурс  скважин в 1 год?

 те им  надо что бы  наростить добычу просверлить не  2000 скважин те  существующие  плюс  еще 2000, а  полные 4000 те  существующие  + 4000 новых.... и сколько тогда  будет стоить газ? 

+)

 

Комментарий администрации:  
*** Криптобес ***
Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)
Во второй половине 2012 г. на добыче газа (не только сланцевого) в США было задействовано примерно 600 буровых станков. В 2012 добыли 220 млрд. куб. м сланцевого газа. Для добычи 60-120 млрд. куб. м сланцевого газа на экспорт нужно еще 160-320 станков (грубо и примерно). Проблем нет. Это не критично.
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Задачи...

1. Поддержания стабильно высокой добычи сланцевого газа.

2. Низкой его себестоимости.

3. Достаточного предложения природного газа на рынке США.

4. Низкой оптовой цены на природный газ на внутреннем рынке США.

5. Крупных объёмов экспорта.

6. Низкой "мировой" цены на природный газ.

...несовместимы в рамках одной реальности.

Поэтому - выберите два любых пункта. Тогда реальность будет без каких-либо надуманных "дилемм". ;)

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)
Именно на это я и намекал. Но если "дилемма" - надуманная, то два выполненных исследования и их результаты - тоже не имеют отношение к реальности. Вернее, они являются частью некой виртуальной реальности, той, в которой существует виртуальная дилемма. То есть, в США целенаправленно создается некий виртуальный феномен (некоторые аспекты сланцевого газа - его часть). Но, тем не менее, этот виртуальный феномен имеет вполне реальное геополитической значение. В выполненных исследованиях имеется и практический аспект. Если на мировой рынок в ближайшие годы поступит 60-120 млрд. куб. м относительно дешевого газа, то это не «обвалит» цену на газ и кардинально не ухудшит в связи с этим положение России. Из этого вытекает мой третий вывод: 3. США не имеют возможности «обвалить» цену на газ и кардинально ухудшить в связи с этим положение России.
Аватар пользователя Moongear
Moongear(11 лет 6 месяцев)

Удар может прийти с другой стороны, так как есть замещающие виды товара. Относительно недавно (осень) проходила новость где плакался какой-то владелец угледобывающей компании, говоря, что мол государству российскому надо проспонсировать перевозку угля, а то у них вдруг убытки пошли, и всё это из-за низкой эффективности РЖД.Сам то он весь в белом и честно минимизирует издержки. В реальности произошло это из-за того, что замещение угля газом в одной известной стране привело к тому, что избыток этого сырья пошел на мировой рынок и понизил цены. Вот первое, что нашёл, есть еще про это. Поэтому факт использования комбинации печатного станка и информационной промывки налицо. И другой не проигрышной стратегии кроме как поменять правила игры не видать :-) Меняем ресурсы на технологии, рынки и никак иначе. Всё остальное - обмен на бусы и огненную воду.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)
Я это видел. Может быть и Здесь. Действительно именно благодаря сланцевому газу уголь из США пошел в Европу. Это привело к снижению на него цены. Резко уменьшилась конкурентоспособность российского угля.
Аватар пользователя vadim144
vadim144(12 лет 4 месяца)

Сланцевые песни про газ. Насколько я помню, если ошибусь, то уважаемый

Already Yet меня поправит, теплотворность сланцевого газа на уровне пердежа козы раза в три меньше чем обычного и соответсвенно примерно во столько же раз грязнее сей сланцевый газ. Вопрос второй, если добыча сланца убыточна, то когда протянут ноги газодобытчики. И вопрос третий когда в результате добычи сего чудного газика вода с химией проникнет в водоносные горизонты. Из всего вышеперечисленного у меня следует вывод:   1) Разворачивают свою систему газодобычи для выхода ее на проектную мощность. это год примерно и потом поддержания на нормальном уровне добычи - еще года 2-4.(Т.е. пока в мире будут идти безумные войны всех со всеми);   2) Только в результате подешевления кредитов и доллара и подорожания сланцагаза смогут выжить газодобытчики ;   3) Плевать им на загрязнение воды и на людей там живущих, т.е. падение уровня жизни и морали будет таково, что на такую "мелочь" как загрязнение водоносных горизонтов  не будут обращать внимания.
Конструктивная критика приветствуется.                           За сим с уважением.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)
Это все почти эмоции. Факт: в 2012 г. США добыли 220 млрд. куб. м сланцевого газа. И его добычу могут без труда нарастить на 60-120 млрд. куб. м. Не важно, как создана система "добыча сланцевого газа в США". Важно, что она работает и будет работать в ближайшей перспективе.
Аватар пользователя vadim144
vadim144(12 лет 4 месяца)

Это уважаемый вы погорячились. Помните Алреди писал как ушатали огромное месторождение нефти в Саудовской Аравии начав туда воду закачивать в диких количествах. И что вместо 80% нефти еле еле 60% выскребают. А для сланца Алреди тоже про это писал надо воды много и как я понимаю воды пресной. Без газа люди жили несколько тысячелетий, а вот без воды можно за три дня кончится. Так что это не важно становится очень важно.

                                      За сим с уважением.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)

/////А для сланца Алреди тоже про это писал надо воды много и как я понимаю воды пресной./////

Этот вопрос я рассмотрел. Нужно 2 литра воды для добычи 1 куб. м газа. При прошлогодней добычи в 220 млрд. куб. м это 0,44 куб. м воды. Годовой сток Мисиссипи - 200 куб. км. Годовая откачка в США подземных вод - 120 куб. м. Терпимо. Но дело не в этом. В США уже добыли сланцевого газа  220 млрд куб. м в 2012 г. Не вижу препятсявий для увеличения на 60-120 млрд. куб. м. С этим нужно смириться.   

 

Аватар пользователя arcman
arcman(10 лет 11 месяцев)

> Нужно 2 литра воды для добычи 1 куб. м газа.

Может быть и подтверждение/обоснование приведете для своих фантазий?
 

Аватар пользователя arcman
arcman(10 лет 11 месяцев)

Воды много нужно когда занимаются подержанием пластового давления - этим больше нефтяники страдают.
Но закачивают они при этом ту же воду что с нефтью вышла.
Воды на гидроразрыв нужно не много, это капля в море.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Презентация специально для Вас. Много фактов. Нарастить добычу сланца на 60-120 млрд. м3 в год - это не столь тривиальная задача, как Вам представляется.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)

Спасибо за ссылку. Внимательно просмотрел презентацию.

Добыча сланцевого газа стабилизировалась с конца 2011 г. При этом добыча на газосланцевых полях Haynesville и Barnett сокращается. Добыча на Marcellus и Eagle Ford растет. Ситуация на Fayetteville непонятная (по графической информации). Средняя продуктивность работающих скважин на Haynesville и Eagle Ford резко падает. На Barnett и Fayetteville плавно снижается. На Marcellus – растет.

На Haynesville продуктивность работающих скважин падает с конца 2011 г при росте их числа. Однако, это связано со снижением ввода новых скважин. График числа работающих скважин с середины 2011 г. начал выполаживаться. А срок работы скважин примерно 3-4 года. При этом дебиты в начале их эксплуатации в разы превышают их в последующие годы. Ввод новых скважин уменьшился с сентября 2011 г. В октябре 2012 г. на Haynesville было 20 буровых станков. Для поддержания добычи на достигнутом уровне на Haynesville необходимо бурить по 774 скважины в год. В 2011 г. пробурили 811. Я думаю, что основной их объем пробурили в первой половине года. Потом бурение сократили, и началось падение добычи.

На Barnett продуктивность работающих скважин возрастает. Но темпы возрастания в последнее время ниже роста числа скважин. В 2011 г. пробурили 1112 скважин. А для поддержания добычи нужно бурить 1507 скважин в год. В октябре 2012 г. на Barnett было 42 буровых станка.

Мой вывод однозначен. Сокращение добычи на газосланцевых полях Haynesville и Barnett связано со снижением бурения новых скважин. Если добавить примерно по 50 буровых станков , то добыча газа на этих полях стабилизируется.

Добыча на Marcellus и Eagle Ford растет за счет того, что новых скважин вводится в эксплуатацию заметно больше, чем необходимо для поддержания достигнутого уровня добычи.

Всего буровых станков, задействованных на сланцевый газ в октябре 2012 г., – примерно 780. Эти станки обеспечили добычу газа в 2012 г – 220 млрд. куб. м. Для ее наращивания на 60-120 млрд. куб. м и стабилизации на достигнутом уровне необходимо 210-420 буровых станков. Никаких других лимитирующих факторов для обозначенного роста добычи сланцевого газа я не вижу.

Главные выводы.

1. Стабилизация добычи сланцевого газа с конца 2011 г. связана с насыщением рынка США.

2. Сокращение добычи на газосланцевых полях Haynesville и Barnett связано со снижением бурения новых скважин.

3. Добыча сланцевого газа в США в 2012 г. составила 220 млрд. куб. м при работе примерно 780 буровых станков. Не имеется никаких ограничений для роста добычи сланцевого газа на 60-120 млрд. куб. м. Для этого нужно 210-420 буровых станков.

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)

Похоже, я не до конца врубился в проблему.

Не до конца понял смысл двух слайдов.

<?xml:namespace prefix = o /> 

Haynesville Well Quality - Top 20% with Highest One Month Production of >10989 mcf/day in black

 

Barnett Well Quality - Top 20% with Highest One Month Production of >2436 mcf/day in black

 

А он простой. В газосланцевых полях Haynesville и Barnett имеются высокоперспективные зоны, где получают высокие притоки газа и низкоперспективные с низкими притоками. Похоже, что высокоперспективные зоны почти разработаны, а разработка низкоперспективных зон не рентабельна в рамках проекта «сланцевый газ». Поэтому бурение на этих газосланцевых полях сокращается. Сокращается и добыча газа.

 

Если это так, то добыть сланцевого газа в 2013 г. столько, сколько в 2012 г. будет проблематично. И этому есть замечательное косвенное подтверждение.    

 

Слайд: U.S. Natural Gas Supply by Source, 2010-2035, EIA Reference Case 2012

Пик добычи сланцевого газа приходится на 2012 г. На 2013 г. прогнозируется стагнация. На последующие годы – умеренный рост добычи.

 

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Слайд №30

"Annual Well Cost to Offset Decline (million $US)": 41,829 млрд. долларов.

Почти 42 млрд. бакинских надо тратить только на "удержание штанов" у 220 млрд. м3 годовой добычи.

Дальше имеем: 41,829:220*1000 = 190,13 USD за 1000 м3 природного газа

Это не я придумал. ;)

Аватар пользователя АнТюр
АнТюр(11 лет 6 месяцев)

//////Дальше имеем: 41,829:220*1000 = 190,13 USD за 1000 м3 природного газа/////

Да. До этого я тоже догадался. Это стоимость только бурения. Эксплуатационные расходы включают ГРП (три ГРП на одну скважину в год) и по мелочам.

Похоже Вы правы. Информацию на слайдах можно интерпретировать просто. Пик добычи на газосланцевых полях Haynesville и Barnett уже в прошлом. В этом году будет резкое падение добычи на  Haynesville. То есть неоднородность газосланцевого поля по площади, высокая скорость бурения (2 месяца - скважина) и выработка основного ресурса скважины в первый год приводят к специфическому эффекту: пик добычи на газосланцевом поле достигается на 5-7 год от начала его разработки. На обычных месторождениях газа - примерно на 20-й.

Я почти согласен с Вами. США не только не смогут заметно нарастить добычу сланцевого газа, но в ближайшие годы им будет трудно удержать ее достигнутый уровень.

Аватар пользователя arcman
arcman(10 лет 11 месяцев)

Бурить меньше стали, что бы удержать цены на газ. Они уже упали в США так сильно, что добыча перестала быть рентабельной.
Это назывется "перепроизводство", но идиоты посчитали, что это "лопнул пузырь".

Аватар пользователя greygr
greygr(12 лет 2 месяца)

Вот очень похоже на правду. 

1.  барнет или нет, суть в том, что выработка скважины довольно быстрая при современных технологиях,что согласуется с задачей по выходу на рекордные объемы.

2.  халибёртон тоже говорит, что хотелки огромные.

Учитывая выработку скважин, надо полагать, что будут бурить такими темпами, что мало не покажется. Кривая опыта в этом случае не работает, и производство дешеветь не будет. Что там с аммортизацией производства - вообще вопрос. 

3. Ну и, наконец, - да, на качество воды и проблемы для с/х всем плевать

Аватар пользователя arcman
arcman(10 лет 11 месяцев)

Выражения "теплотворность сланцевого газа на уровне пердежа козы раза в три меньше чем обычного и соответсвенно примерно во столько же раз грязнее сей сланцевый газ" выдаёт в вас настоящего эксперта.

Теплота сгорания зависит от компонентного состава и в случае сланцевого газа колебания составляют от минус 7% до плюс 9,5% относительно стандартного природного газа.

В России нефтегазовые компании активно применяют гидроразрыв пласта, и Газпром в том числе. И конечно же ак же закачивают в пласт разнообразную химию.

Так что, Превед!

 

 

 

 

Аватар пользователя Чифир
Чифир(12 лет 2 месяца)

я вообще плачу за газ по счётчику 20 рублей в месяц...

Аватар пользователя Чифир
Чифир(12 лет 2 месяца)

а Питер без счётчика 39 руб чела платит

Аватар пользователя AlterDraconis
AlterDraconis(12 лет 3 месяца)

У меня касперский ругается:

Обнаружен опасный объект Not.a.virus.Win32.Troll.Anatrollich.ch

Удалите его, пожалуйста!

Аватар пользователя arcman
arcman(10 лет 11 месяцев)

«Газпром» становится одной из главных угроз экономике России 

 Минпромторг и Минэкономразвития выполнили заказ президента Владимира Путина и представили главе государства доклад о последствиях для ТЭКа присоединения России к ВТО.

Вывод – не ВТО страшна, а родной «Газпром».

 

http://www.km.ru/economics/2012/09/28/gazprom/693468-gazprom-stanovitsya-odnoi-iz-glavnykh-ugroz-ekonomike-rossii