Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

США запретили поставку чипов для российских спутников

Аватар пользователя Xexen

Российские производители уверяют, что уже используют европейские аналоги, а при возникновении проблем с ЕС перейдут на китайские компоненты

Как выяснили «Известия», предприятия Роскосмоса уже испытывают на себе санкции со стороны Госдепартамента США, контролирующего поставки за границу продукции военного назначения.

Впервые отказ в праве на закупку электронной компонентной базы последовал в июне прошлого года на фоне скандала с Эдвардом Сноуденом, бывшим сотрудников Агентства национальной безопасности США, выдачи которого американцы требовали от РФ. За истекшие месяцы российская сторона нашла решение проблемы.

— В конце весны — начале лета 2013 года, когда возник вопрос со Сноуденом и Сирией, американцы решили «поиграть мышцами». Они запретили поставку элементной базы для космического аппарата «Гео-ИК-2», назвав его военным, — рассказал «Известиям» информированный источник в Роскосмосе. — Тогда же прозвучал намек, что в будущем отказ может коснуться и спутников системы ГЛОНАСС.

«Гео-ИК-2» можно назвать военным спутником с натяжкой. Предназначение аппарата — геодезические измерения высокой точности, обеспечение потребности российской науки в обновлении модели Земли и уточнении ее геофизических параметров. Орбитальная группировка системы будет состоять из двух аппаратов. Первый спутник «Гео-ИК-2» был запущен в декабре 2010 года, но из-за нештатной работы разгонного блока был выведен на нерасчетную орбиту. В связи с этим запуск второго аппарата был отложен, а на замену первому ИСС имени Решетнева начали делать новый спутник.

Запуск группировки был намечен на 2015 год, однако летом прошлого года обозначились проблемы с комплектующими из США. Генеральный директор «Решетнева» Николай Тестоедов в конце июня прошлого года на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже заявил журналистам, что «спутник «Гео-ИК-2» «находится в процессе глубокой переработки, которая связана с его переводом на электронную компонентную базу класса space в соответствии с новыми нормативными документами».

7 марта в беседе с корреспондентом «Известий» Тестоедов заявил, что за истекший период решение удалось найти.

— Мы демарш американцев парировали полностью — это заняло у нас то количество времени, которое не повлияло на сроки выполнения программы. Мы где-то изменили системные решения, а где-то ушли на элементную базу из других стран. На проекте это никак не отразилось, — отметил он.

По словам Тестоедова, намеки американцев относительно запрета поставок электронной компонентной базы (ЭКБ) для ГЛОНАСС на сегодняшний день не реализованы. Однако в условиях конфликта вокруг Крыма Россия готова к любым действиям со стороны американцев. 

Экспорт американских (в том числе частично американских, например, прошедших проверку или наладку на территории США) деталей для систем военного и двойного назначения регулируется ITAR (International Traffic in Arms Regulations) — набором правил, устанавливаемых правительством США для экспорта товаров и услуг оборонного характера.

В соответствии с правилами ITAR, экспорт ЭКБ категорий military (для использования в военных системах) и space (радиационно стойкие комплектующие) в РФ возможен с разрешения Госдепартамента США.

— До лета прошлого года американцы смотрели на поставки ЭКБ для российских средств двойного назначения сквозь пальцы, — говорит собеседник в Роскосмосе. — Деньги есть деньги, а в данном случае мы говорим о поставках на ЭКБ в Россию на $2 млрд в год только в интересах космической промышленности. Были случаи, когда комплектующие официально покупали для одних проектов, но использовали в других. Так, к примеру, приобретались комплектующие для некоторых бортов ГЛОНАСС. Этим ни в коем случае не занимался сам производитель, всё делали посредники. Безусловно, американцы догадывались, для чего на самом деле приобретаются изделия, но делали вид что не замечали. К тому же тотального запрета на поставки для ГЛОНАСС от Госдепа не было. И мне известны сделки, когда американские комплектующие покупались для ГЛОНАСС официально.

По словам источника в Роскосмосе, контролируя поставки в Россию, американский регулятор особо не препятствовал продаже комплектующих для космических аппаратов, понимая, что это не наступательные вооружения. При этом ЭКБ для использования в наступательных системах американцы продавать в РФ не соглашались ни на каких условиях.

— После отказа американской стороны продать комплектующие для «Гео-ИК-2» недостающие компоненты удалось купить в Европе, — говорит источник в космическом агентстве. — У европейских поставщиков принципиально меньше денег, чтобы заниматься запретами на поставки. Но в случае если на фоне украинских событий проблемы начнутся и с европейскими производителями, будет рассмотрен вариант импорта из Китая.

Сегодня предприятия Роскосмоса ЭКБ из Китая не используют. Поэтому уровень их качества достоверно неизвестен. В то же время космическая программа КНР развивается быстрыми темпами и уровень аварийности изделий китайского космопрома в последние годы ниже, чем у российских.

— Сегодня мы не можем подтвердить уровень качества китайской элементной базы ни по одному элементу, — говорит представитель Роскосмоса. —« Но в ближайшие три месяца, если будет финансирование со стороны заинтересованных заводов-производителей, мы готовы дать информацию об уровне их элементной базы по критериям надежности и радиационной стойкости. Главное, что китайцы принципиально готовы поставлять нам элементную базу для космических нужд. С одной оговоркой: они готовы ее поставлять сюда через одну, максимум две структуры, чтобы избежать неразберихи среди поставщиков и посредников.

Американцы давно вообще не поставляют в Китай ЭКБ категорий space и military из опасений, что их начнут дублировать. Поэтому Китай был вынужден переходить на свою элементную базу. Сейчас Китай в своих спутниках использует до 98% комплектующих собственного производства.

— Кризис с приобретением ЭКБ может указать нам и путь к развитию, — говорит Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики. —Про спутники «Глонасс-М» говорили, что там от 75 до 80% западных комплектующих. И по другим аппаратам картина схожая. Возможный выходом — прекратить выпускать устаревшие спутники, а средства пустить на создание собственной ЭКБ. Пусть поначалу она будет отставать от западной, но зато это будет платформа для дальнейшего развития. Тем более что деньги на возрождение микроэлектроники и так выделяются, но многие проекты вязнут в бюрократическом потоке.

Отметим, что санкции со стороны США уже коснулись наземного сегмента ГЛОНАСС. В феврале 2013 года Роскосмос сообщил о принципиальном согласии американцев разместить на своей территории станции сбора измерений системы дифференциальной коррекции и мониторинга ГЛОНАСС. Однако осенью прошлого года американцы официально отказались размещать у себя любое оборудование для уточнения характеристик российской навигационной системы.

Источник

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя андрей
андрей(5 лет 9 месяцев)(13:02:32 / 11-03-2014)

Если отфинансируют наши двигатели, вообще никаких чипов не потребуется. Хватит возможностей обычного ноутбука средней цены.

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(13:03:15 / 11-03-2014)

Однако осенью прошлого года американцы официально отказались размещать у себя любое оборудование для уточнения характеристик российской навигационной системы.

Где-то слышал, что наши грозились решить  проблему уточнения за счет чисто математики.

Аватар пользователя AlexN
AlexN(5 лет 3 месяца)(13:23:01 / 11-03-2014)

Если в ответ убрать станции корректирования GPS с территории России, то GPS станет практически бесполезен. :-)

Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 10 месяцев)(14:28:47 / 11-03-2014)

Рогозин уже пообещал заняться этим вопросом. Тут ответка может быть зеркальной.

Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(5 лет 3 месяца)(14:18:08 / 11-03-2014)

Это невозможно.

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(19:47:23 / 11-03-2014)

Never say "never"

Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(5 лет 3 месяца)(06:39:47 / 12-03-2014)

На данном этапе развития научно-технического развития это невозможно. Так устроит?)

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(09:01:09 / 12-03-2014)

На данном этапе развития научно-технического развития это невозможно. Так устроит?)

Почти. С добавкой ", по моему скромному мнению".

Вы, ведь, человек, а не Бог

Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(5 лет 3 месяца)(10:34:21 / 12-03-2014)

Это да, не дорос еще))). Но факты, вещь упрямая. Если бы могли обойтись без наземных станций корректировки - уже давно бы обошлись, и не вкладывали очень и очень большие деньги в создание этих станций.

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(14:51:49 / 12-03-2014)

Но факты, вещь упрямая. Если бы могли обойтись без наземных станций корректировки - уже давно бы обошлись

В свое время и без спутников обходились. Не очень нужно, наверное, было. А сейчас американцы так и не смогли повторить РД-180 уже более полутора десятилетий. Тоже, вероятно, желания недостаточно.

Аватар пользователя Tuktarov
Tuktarov(5 лет 3 месяца)(15:53:18 / 12-03-2014)

Без спутников обходились, но в то время и ракет межконтинентальных не было)))

А РД-180 пиндосам повторить - не судьба, вот такой он, постиндустриализм.

Аватар пользователя dr_eburg
dr_eburg(3 года 11 месяцев)(13:04:17 / 11-03-2014)

А почему компьютерные - чипы, а картофельные - чипсы?

Аватар пользователя SergeyVBNM
SergeyVBNM(5 лет 5 месяцев)(13:07:33 / 11-03-2014)

видимо так же как с баксами

Комментарий администрации:  
*** В бюджете нет денег, приватизация даст немного денег за хорошие активы ***
Аватар пользователя Federal
Federal(5 лет 10 месяцев)(14:29:19 / 11-03-2014)

Есть баксы, а есть бекасы.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(13:27:13 / 11-03-2014)

Потому же, почему залив - Гудзон, а миссис - Хадсон.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(14:24:07 / 11-03-2014)

:)

И потому, что Уотсон - Ватсон.

Аватар пользователя stolvi
stolvi(5 лет 11 месяцев)(13:22:36 / 11-03-2014)

Радоваться, или печалиться? Думаю, что скорее радоваться. Российская чиновничье - бюрократическая система годами тормозила развитие научно - технологического потенциала страны. Олигархической прослойке научно - техническое развитие России и даром не нужно. Большие капвложения на длительный срок и непредсказуемый уровень отдачи. Вот гнать сырьё на экспорт, а обратно пром и продтовары - это гешефт. Быстрая окупаемость и высокая прибыль, особенно, если в стране не развивается производство и не дотируется сельское хозяйство.

Вот и дождались прихода санкций, которые поспели в аккурат к устаревшей и разрушенной научно - технической базе России и неконкурентноспособному с/х, лишённому госдотаций, как у западных партнёров и держащемуся только на банковских кредитах. Может хотя бы теперь зашевелятся. Заводы по выпуску иномарок, бытовой техники - это хорошо, но ими сыт не будешь и в космос на них не полетишь.

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 1 месяц)(13:35:18 / 11-03-2014)

Может хотя бы теперь зашевелятся.

---------------------------

Нет.  Кремлевское сборище долбоебов под названием "правительство" неспособно к созидательному труду по развитию промышленности. Все на что они способны, это хомячить бюджет и как хор сусликов высвистывать песню про "иностранные инвестиции"

Аватар пользователя Акимыч
Акимыч(4 года 6 месяцев)(15:33:13 / 11-03-2014)

Ну, про с/х, это Вы зря. Россия - второй после США экспортер сельхозпродукции. Пол-года запрет на ввоз свинины из ЕС и из США, и? Свое мясо есть, хватает, курятину уже несколько лет экспортируем... В этом году рекордный урожай сахарной свеклы, свой сахар (его, кстати, тоже экспортируем).

Вот по электронике ,то да, догонять надо.

ПС А они Мастракакио спускать то собираются? Одного сегодня спустили, но ведь отказ от сотрудничества в космосе, то-сё, пусть сам как хочет, возвращается...

Аватар пользователя stolvi
stolvi(5 лет 11 месяцев)(18:30:49 / 11-03-2014)

На перекладных, ага))

Пшеницу продают, это да. Зерновая Компания не хуже Роснефти себя чувствует. Беда то не в том, что мало производят с/х продукции, а в том, что её государство не дотирует, из - за чего импорт получается дешевле. С/х производителю государство предлогает льготные банковские кредиты, что ни есть дотация. Даже льготный кредит - это удавка для российского фермера, живущего в зоне рискованного земледелия. Он не то, что два урожая собирает. Он за один то урожай трясётся.

Аватар пользователя RikkiTikkiTavi
RikkiTikkiTavi(5 лет 10 месяцев)(13:25:09 / 11-03-2014)

Сейчас Китай в своих спутниках использует до 98% комплектующих собственного производства.

Ну вот это Позорище. Даже Китай уже смог перейти на свои комплектующие почти полностью.

Аватар пользователя Доберман
Доберман(5 лет 6 месяцев)(13:38:41 / 11-03-2014)

Почему ДАЖЕ? Китай первая экономика мира, и лидер в производстве ЭКБ, что касается перехода на отечественную элементную ьазу, то могу сказать, что мы можем на нее перейти уже завтра. Однако это будет связано со снижением ТТХ изделий где она будет использоваться. Кстати, китай столкнулся с аналогичной проблемой.

Аватар пользователя evgeniy72
evgeniy72(5 лет 10 месяцев)(13:54:12 / 11-03-2014)

Когда уже РД-180 перестанут поставлять?

Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(14:30:40 / 11-03-2014)
А чего Вас это так волнует? Пиндосы фактически оплачивают наши новые двигатели, мы плюс к этому вырабатываем остаточный ресурс старого оборудования, в металлолом его списать всегда успеем. Валюта, работа, практика для молодежи. Минусов не вижу.
Аватар пользователя BERES
BERES(5 лет 10 месяцев)(14:26:34 / 11-03-2014)
Семачки. Ну чуток осложнят жизнь нашим разработчикам, слегка поломав наработанную схему разработки. Которая заключается в том, что разработку ведут на основе покупных чипов, даже не заморачиваясь проблемой милитари - немилитари. Мы брали просто бытовуху. А когда технологические и схемотехнические решения найдены, тогда в Зеленоград идет ТЗ. И готовый аппарат оснащатся уже чипами только нашего производства, обычно милитари, но "Микрон" может и спэйс сделать, только дольше будет ковыряться, топология там сильно круче. Да и где эти пиндосские чипы спэйс и милитари?? Они всё равно сделаны в Китае, только протестированы и перемаркированы в Пиндостане.
Аватар пользователя nictrace
nictrace(5 лет 9 месяцев)(14:31:58 / 11-03-2014)

Лучше б белорусам подкинули денежку на развитие, чем в Китае закупаться.

Аватар пользователя butbka-md
butbka-md(3 года 9 месяцев)(14:32:03 / 11-03-2014)

Та скорость с которой производители микрочипов уходят в наномикроны, сообще абсурдна, они призваны обеспечить только 2 вещи, конкуренцию с другими такими же рвачами и скорость обработки корявого кода, давно это пора понять.

Второе пораждает кучу имбецилов-программистов, которые пишут по системе время/проект, от которого загибаются эти самые новые процы, производители процов говоря что есть необходимость.

Аватар пользователя evgeniy72
evgeniy72(5 лет 10 месяцев)(14:59:09 / 11-03-2014)

В десятку!

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(14:37:54 / 11-03-2014)

Тоже неплохо - будем развивать свои производства чипов, тем-более, что есть образцы, не имеющие аналогов по надежности.

Аватар пользователя sevik68
sevik68(5 лет 6 месяцев)(15:37:50 / 11-03-2014)

давече покупал сварочный инвертор для дома для семьи

пришел в магаз, там европейские типа аппараты стОят от 25 тыр, китайские 7-9 тыр

суть в том что продавца уломал снять крышки с дешевого и дорогого..

бабам!!... комплектация одна и та же.. у гейропейских поаккуратней монтаж.. и все!

Аватар пользователя faraon
faraon(4 года 8 месяцев)(17:24:44 / 11-03-2014)

И сделаны на одном заводе скорее всего.

Аватар пользователя sevik68
sevik68(5 лет 6 месяцев)(01:09:57 / 12-03-2014)

да, скорее всего, тока заказчики с приемкой разные

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...