Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Очередная концепция Минобра, на этот раз – развития педагогического образования

Аватар пользователя lindorenan2
»." class="error">»." class="error">, – скроена по тем же неолиберальным лекалам, что и остальные проекты министерства.


Читателям этой заметки предлагается провести небольшой эксперимент. Упомяните о любом (буквально - любом) недавнем шаге Минобра в присутствии опытного учителя. Реакция скорее всего будет такой: сжатые кулаки, налитые кровью глаза, нечленораздельные междометия сквозь зубы. Мнение учителей о профильном министерстве вполне определенное. Сложилось оно давно и никогда не меняется.





Такая вот магия последних десяти, не меньше, лет: все, что делает Минобр, воспринимается учителями даже не как ошибка, а просто как личное оскорбление, плевок в лицо. Даже в Москве, где учителям платят относительно неплохо, повальная бюрократизация и административный прессинг, постоянные хаотичные изменения, нелепые и необоснованные требования делают преподавательскую работу невыносимой. В провинции все то же самое, только зарплаты нищенские.

Этот огромный, определяющий вопрос положения учителей и вообще бюджетников, ЗАРПЛАТА (не знаю, как еще выделить это слово, чтобы подчеркнуть его очевидную важность), - <слон в комнате>, о котором Минобр предпочитает вообще не говорить.

Например, недавно на сайте министерства (которое, видимо, от проснувшейся скромности перестало именоваться <министерством будущего>) был опубликован очередной плод работы неизвестных аналитиков. Называется <Концепция поддержки развития педагогического образования>.

Мысль в этом тексте бьет ключом. Например, утверждается, что учителями становятся после <двойного негативного отбора>, то есть, сначала поступают в педвуз по принципу <нет дороги - иди в педагоги>, потом из педвуза идут в школу (а не куда-то еще) по тому же принципу. Причем <немаловажную роль в сложившейся ситуации играет весь комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом>.

Вот только дальше идет список противоречий, и ни слова про зарплату в нем нет. Я прочитал, протер глаза, перечитал еще раз. И правда нет.

Зато есть пункт про <низкую эффективность механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников>. Что же это за таинственные механизмы? Какой среди них главный? Может быть, ДЕНЬГИ? Да нет, наверное, не деньги. Наверное, это печеньки. Если у школы есть печеньки - в нее пойдут самые способные выпускники. Потому что если не печеньки, то все-таки: ДЕНЬГИ. Но о них писать нельзя, потому что иначе придется протестовать против низкого уровня финансирования образования в РФ и в относительных (доля в ВВП), и в абсолютных показателях, и еще - против высокой доли административных издержек внутри соответствующих расходов, - а уж это в планы министерства не входит и никогда не входило.

http://infogr.am/----3349038355518



зарплата учителей в мире | Create infographics

В целом концепция предлагает размывание собственно педагогического образования в <общем> бакалавриате, т.н. <liberal arts> (последнее слово в реформистском очковтирательстве). Логика такая - если учить не преподаванию в школе, а чему попало, и обеспечить <возможность гибких и вариативных траекторий подготовки на программах бакалавриата>, то, наверное, все-таки найдутся желающие стать учителями. Почему? Потому. Много вопросов задаете.

Практические шаги, как всегда, сводятся к дополнительному бюрократическому прессингу (новые мониторинги, квалификационные экзамены и т.д.), с одной стороны, и перекладыванию всей ответственности на самих будущих учителей, - с другой.

Особенно мне понравилось такое предложение: <Самостоятельная педагогическая деятельность студентов-практикантов (подготовка и проведение уроков) с ее фиксацией в информационной среде, с последующим обсуждением совместно с учителями и преподавателями, создание цифрового портфолио работ студента и учащихся для использования при аттестации и предъявления работодателю>.

Есть, допустим, какая-нибудь районная школа города Соликамска. Ей нужен учитель математики. Нормально обученный и видящий школьный класс не в первый раз в жизни. При чем тут <портфолио>? Что оно будет демонстрировать? На всякий случай, опыт работы и заслуги уже сейчас можно зафиксировать в таком особом инновационном документе - резюме. Но резюме, конечно, вещь куда проще, чем <цифровое портфолио> в <информационной среде>.

Всего в девятистраничном тексте четыре раза повторяется выражение <сетевое взаимодействие> (и один раз - <сетевые гибкие программы>), пять раз - <мониторинг>, пять раз упоминаются <квалификационные> экзамены, испытания и требования; ни разу - <зарплата>, <достоинство>, <права>.

Конечно, ждать от этого текста чего-то другого было бы странно. Образование обеспечивает воспроизводство общества и экономики, а педагогическое образование - воспроизводство системы образования. При систематическом отказе (на самом деле - невозможности) в последние двадцать лет говорить о национальных целях, стратегических потребностях общества и экономики образование не только финансировалось, но и реформировалось по остаточному принципу, как один их неопределенных элементов в ситуации общей неопределенности.

Проще говоря, что делать со школами и вузами, правительство просто не знает. Поэтому фиксирует их в неолиберальном капкане <регулируемого дерегулирования>, когда обязанностей у правительства все меньше, а <гибкости> у бюджетных учреждений все больше, вот только эта <гибкость> создается бюрократическими средствами, как полностью искусственная система наказаний и стимулов, где побеждают лишь те, у кого и раньше все было хорошо. Естественно, <стихийно> никакие прорывы в этой системе не происходят. Не выйдет ничего и в педагогическом образовании, и никакой надежды на <сетевое взаимодействие> и <гибкие программы>, благодаря которым должен сам собой появиться национальный корпус профессиональных и мотивированных учителей, нет и не может быть. Неолиберальный режим господства - неолиберальное образование - неолиберальное педагогическое образование. Только одновременное наступление общества на все узлы этой системы (и в политике, и в студенческих аудиториях, и на рабочих местах) может изменить ситуацию к лучшему. Будущее - за обществом, а не за министерством.

Илья Матвеев - исследователь и преподаватель.

openleft.ru/?p=1205

»." class="error">
Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(17:44:44 / 14-01-2014)

зря шоле вовку на западе расхваливают? вова, ты больше качай, у нас ведь кризис на повестке дня. а чурбанье твое потерпит!!!

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(17:46:35 / 14-01-2014)

Перенес в несортированное: заголовок огромной длины, нет ссылок на оригиналы критикуемых документов МинОбр, проблемы с форматированием.  

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(17:47:36 / 14-01-2014)

эх леха, что же ты свою точку зрения на жвачку променял! ну да ладно. каждый получает свое!

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(17:48:14 / 14-01-2014)

обурел что ли?  

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(17:52:11 / 14-01-2014)

не придуряйся. ты тут не бог. проект на коллективные бабки содержится.

Аватар пользователя iskatel istini
iskatel istini(4 года 6 месяцев)(17:49:56 / 14-01-2014)

Неадекватный взгляд на вещи изложен в статье.

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(17:52:35 / 14-01-2014)

ну-кас извольте ваш собственный!

Аватар пользователя iskatel istini
iskatel istini(4 года 6 месяцев)(18:04:43 / 14-01-2014)

Я без цитат, т.к. сама заметка не отображаетсялась.

До сих пор в пед. вузы, действительно, часто шли, т.к. больше никуда не брали (сильно условно, конечно). В результате есть провал по кадрам.

Этот провал не восстановить деньгами (зарплатой), потому что причинно-следственная связь обратная: работа порождает зарплату. Видя большую зарплату за ту же работу, что и вчера, никто реально больше (качественней) работать не станет.

Поэтому все эти стенания, что платят мало или вообще ничтожно - это всё припадки душевно больных людей.

Есть перекос в сторону торговли и пр. сейчас. Этого никто не отрицает. Но нормальные (адекватные) учителя всегда были, есть и будут в почёте. О неадекватных (что чрезмерно жестких, что чрезмерно мягких) речь вести не буду - бессмысленно.

Так что даже эмоциональный фон у статьи неправильный. Не говоря уже об отсутствии какой-то конкретики.

Up.: И да, сейчас другие условия, нежели 20 лет назад. Поэтому рисовать на доске мелом инфузории-туфельки, например, - это убожество. Именно поэтому все эти "электронные портфолио" и пр. Можете считать, что это электронный демо-урок.

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(18:14:49 / 14-01-2014)

приятно увидеть готового к дискуссии человека, а не очередного подпевалу )))

До сих пор в пед. вузы, действительно, часто шли, т.к. больше никуда не брали (сильно условно, конечно). В результате есть провал по кадрам.

у нас куда не плюнь везде провалы. вот тех же самых педов. где они все? почему садики не строятся, а финансирование постепенно перетекает на родителей? я сейчас сталкиваюсь с тем, что жена в новом городе будет сидеть дома с ребенком, ибо очередь уже далеко не за первый десяток тыс. детей.

Этот провал не восстановить деньгами (зарплатой), потому что причинно-следственная связь обратная: работа порождает зарплату. Видя большую зарплату за ту же работу, что и вчера, никто реально больше (качественней) работать не станет.

по мимо зарплат, которые в регионах на уровне 2007 г., есть такая фигня, как инфляция. все дорожает ежегодно: образование, лекарства, бензин, еда, техника и тд и тп. люди бегут туда, где еще можно заработать.

Поэтому все эти стенания, что платят мало или вообще ничтожно - это всё припадки душевно больных людей.

вы говорите, так как-будто вы москвич или питерец. вы в регионы сгоняйте. там зарплата на двоих еле-еле до 30ки дотягивается, при том, что комуналка и еда на уровне городов (где равноправие???)

Есть перекос в сторону торговли и пр. сейчас. Этого никто не отрицает. Но нормальные (адекватные) учителя всегда были, есть и будут в почёте. О неадекватных (что чрезмерно жестких, что чрезмерно мягких) речь вести не буду - бессмысленно.

откуда ему не быть этому перекосу, если директору с его замами на контракте по 50-100 тыс., а учителям 10-15???

Так что даже эмоциональный фон у статьи неправильный. Не говоря уже об отсутствии какой-то конкретики.

эмоции не на пустом месте. пообщайтесь с молодежью и вы увидите все проблемы. кому они сегодня нужны вообще? я про тех, которые из деревень и моногородов.

Аватар пользователя iskatel istini
iskatel istini(4 года 6 месяцев)(18:34:20 / 14-01-2014)

С дет. садами опаздываем по строительству. У этого вопроса есть решения. Но здесь и сейчас не вижу смысла их озвучивать.

Ещё раз. Не зарплата порождает качественную работу, а наоборот. Инфляция - это нюанс, но не такой критичный, как, например, в 90-е годы. А заниматься надо делом, которое по душе. Тогда и проблем с "зарабатывать" не будет.

В регионах население сильно меньше. И хорошего педагога знает каждый в лицо и по имени-отчеству. Также, как и хорошего врача. Кстати, расходы в регионах тоже несколько другие. А равноправие только на Полюсе: там легко замёрзнет и богач, и бедняк.

Это проблемы конкретной организации. Министерство имеет к этому вопросу крайне опосредованное отношение.

Я не так далеко ушёл от молодёжи, если честно. Но я скажу, что уже давно "никто никому не нужен". Хорошо это или плохо? Это по-другому, нежели при Союзе. Кто не может к этому привыкнуть - это их проблемы.

Думай не над проблемой, думай над решением (с)

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(18:52:12 / 14-01-2014)

С дет. садами опаздываем по строительству. У этого вопроса есть решения. Но здесь и сейчас не вижу смысла их озвучивать.

вы прикалываетесь? их вообще не строят. 2-3 детсада в год это уровень города-миллионника?

Ещё раз. Не зарплата порождает качественную работу, а наоборот. Инфляция - это нюанс, но не такой критичный, как, например, в 90-е годы. А заниматься надо делом, которое по душе. Тогда и проблем с "зарабатывать" не будет.

уровень зарплаты в сравнении с коллегами это не только отношение к учителям. это еще и фактор удержания кадров. не нравится? "вали! незаменимых нет, нас так на факультете экономики учили". с такими зарплатами остаются соответственные по качеству кадры.

В регионах население сильно меньше. И хорошего педагога знает каждый в лицо и по имени-отчеству. Также, как и хорошего врача. Кстати, расходы в регионах тоже несколько другие. А равноправие только на Полюсе: там легко замёрзнет и богач, и бедняк.

ваша правда только большинство их на пенсии. молодые - не тот уровень, т. к. в современной России не принято учить как раньше. сейчас вообще никто никому не должен. В регионах не от того ли расходы другие, что в Москве и Питере в 10-20 раз больший бюджет, приходящийся на единицу, нежели в других городах?

Это проблемы конкретной организации. Министерство имеет к этому вопросу крайне опосредованное отношение.

довелось мне поработать в одной бюджетной организации. деньги то есть то нет. все время попытки перевести на самообеспечение или слиять с другой организацией.

Я не так далеко ушёл от молодёжи, если честно. Но я скажу, что уже давно "никто никому не нужен". Хорошо это или плохо? Это по-другому, нежели при Союзе. Кто не может к этому привыкнуть - это их проблемы.

а я в принципе скажу, что власть занята своими проблемами и работой на поддержание запада в энергетическом тонусе. что касается населения - это ваши личные проблемы!

Аватар пользователя iskatel istini
iskatel istini(4 года 6 месяцев)(18:58:26 / 14-01-2014)

Да. Это наши личные проблемы.

Это наши проблемы, как дать нашим детям хорошее образование, как их воспитать, чем их накормить, одеть, вылечить.

Государство обеспечивает защиту населения и даёт некоторые минимальные блага.

Остальное - головная боль конкретного человека. Если я чего-то хочу (в рамках закона) - я сам создаю условия, чтобы у меня это было (возможно, пользуясь некоторой государственной поддержкой).

Но я не жду, что кто-то мне что-то принесёт на блюдечке с голубой каёмочкой.

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(19:02:38 / 14-01-2014)

тоесть налоги собирать мы первые, а исполнять бюджет без откатов и распилов - не получается. да и зачем нам это когда мы в замен вывоза ресурсов получаем ровным счетом ничего. жил в гермашке. благо видел как это у них работает.

Аватар пользователя iskatel istini
iskatel istini(4 года 6 месяцев)(19:04:24 / 14-01-2014)

Сядь и посчитай, сколько налогов ты заплатил в 2013 году.

Оцени цифру на обслуживание себя любимого за тот же период.

И прекращай уже нести бред.

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(19:15:55 / 14-01-2014)

я сейчас прошелся по городу. на проезжей часте - "рельсы", на тротуаре - лед. расходы бюджета города  сократили на 15%. доходы - на 18%.

как так? я не стал платить меньше налогов, плачу ндс, плачу штрафы и тд, а бюджет города валится? опять масква всех нае+ала?

где с+ка налог на прибыль по месту деятельности предприятия, где ля прогрессивный налог. в гермашке он не плохо уравнивал в правах население.

мы мля придаток запада - только идиоты этого не замечают или  те, кто в доле с этим бл+дством. хотя кто поумнее из последних давно от сюда свалил. вон как тот веселый мэр Красноярска или той же Перми.

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(21:08:58 / 14-01-2014)

             

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(21:30:53 / 14-01-2014)

какой-то идиотизм

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(22:02:13 / 14-01-2014)

Конечно, ты же придаток запада.    Пора тебе уже свалить из России, будешь наслаждаться большим количеством садиков.  Там Путина нет и ты можешь там себя идиотом не считать.  Попутного ветра и перо в жопу ( на запад без пера в жопе не пускают, ДМП проверял ).   

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(22:09:59 / 14-01-2014)

ты не поверишь. я уже успел  пожить на западе! я теперь знаю, что такое наебалово госмасштаба. есть с чем сравнивать. а вы пока веселитесь. пока не пришло судилище. ваш любимый запад вас потом всех и скормит своиму же населению, как это делали с другими странами.

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(22:22:55 / 14-01-2014)

Чо ж не остался-то?  В придаток вернулся?  Там на твой скулёж никто внимания не обращал чтоль?    Ну ну, здесь поскули, могет полегчает.....   Вы , как я посмотрю, все "пожившие на западе", какие-то шизанутые.  Там вам по башке настучат, потом вы нас учить жизни здесь начинаете.  Продолжай в том же духе.   

Как говорится, дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих.  Кто ты, думаю догадаешся сам.

Аватар пользователя deepinspace
deepinspace(5 лет 10 месяцев)(09:29:07 / 15-01-2014)

представь себе понял, что мое место на родине, не смотря на всю мерзость, которая с ней происходит! про шизанутость - не надо. у меня такое мнение про местных воротил, которые думают, что им тут все можно и в том числе срать людям на головы по поводу мнимого благополучия.

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(15:34:47 / 15-01-2014)

Ну и славненько, раз понял.   Просто на АШ не чиновники сидят, которые тебе на голову гадят, а такие же как ты, так что не надо ярлыки людям лепить и они к тебе будут прислушиваться.   

Аватар пользователя ZUCKtm
ZUCKtm(5 лет 3 недели)(18:02:14 / 14-01-2014)

Интересная статья. Есть и передерги, но где ж их нынче нет.

И да, вот ссылка на Концепцию. Посмотрите и увидите, что у Минобра оформление 404-й страницы никакое.

Видать, допиливать будут.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...