Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Почему прибалты стали «англотаджиками»?

Аватар пользователя Cyrax

Два разных человека в одно и то же время независимо друг от друга пишут два романа об эмигрантском рабстве... Вряд ли совпадение случайно. Что подкупает в этих текстах - искренность: обычно эмигранты предпочитают делать красивое лицо и, работая официантами и дворниками, пишут домой, что они - менеджеры...

- Проходите, - вернул мне паспорт латвийский пограничник, и я оказалась за границей Европы. И замерла...

Зал вылета был забит гастарбайтерами. Светловолосыми и голубоглазыми, одетыми по-европейски, но при этом очень похожими на тех таджикских мигрантов, с которыми я как-то вместе летела из Душанбе в Москву. И хотя в данном случае посадка шла на рейсы в Дублин и Глазго, было между этими людьми нечто общее, что делало их братьями. Нет, они совсем не выглядели, как те худые чугунные тени, что стоят сейчас на берегу дублинской реки Лиффи в память об ирландцах, которые в XIX веке от голода бежали в Америку. Но и радости от встречи с прекрасным будущим на этих лицах не было тоже. Обреченность, решимость и усталость - вот, пожалуй, то, что роднит эмигрантов всех кровей независимо от того, откуда они бегут и куда.

Неестественная убыль

Обидеть никого не хочу, но из песни слов не выкинешь: «англотаджики» - вот как называют на интернетовских просторах гастарбайтеров из стран Прибалтики. Сколько их покинуло свои маленькие, но гордые родины, точно никто не знает, но цифры называют такие: примерно 650 тысяч жителей Литвы, 400 - Латвии, 150 - Эстонии. Это официально, на деле - еще больше. По некоторым оценкам, в Европу из Прибалтики эмигрировали в общей сложности полтора миллиона человек. Мантры о сталинских депортациях можно больше не петь - за 22 года независимости страны Балтии потеряли народу гораздо больше...

К запаху кебабов и карри, а также двум миллионам эмигрантов-поляков в Европе уже привыкли. Ну а эти-то, из Прибалтики, откуда свалились? Там же свобода и демократия! И балтийские экономические тигры! Мало того что европейское платье, в которое три балтийские республики дружно влезли, отталкивая друг друга локтями, оказалось траченным молью - так его еще и носить стало некому: представители советской национальной элиты обнищали и умерли, а племя младое, незнакомое успешно сделало ноги. Пустые улицы, закрытые производства и разоренные за ненадобностью колхозы-миллионеры - вот что сделал с Прибалтикой Евросоюз, пообещав взамен хорошие дороги. Парень сказал - парень сделал: дороги в Латвии, Литве и Эстонии и правда неплохи. Только вот по ним теперь мало кто ездит.

Двойной гешефт


Почему из стран Балтии вдруг побежал народ?

С русскими, допустим, все понятно: если им и выпала судьба быть чужими - то лучше быть ими там, где климат теплее, причем во всех смыслах этого слова.

«Я уехала из Эстонии, потому что мне было неприятно там находиться. Там невозможно ни работать, ни учиться, ни процветать - потому что отношение к людям отвратительное. Эстонцы несли в себе благородное несчастное дитя в виде своей непростой истории, но все, что они сделали потом, ту их боль нивелировало. Я не вижу там будущего - ни экономического, ни морального. И я бы не хотела, чтобы ни я, ни мои дети заканчивали там свои дни», - гражданка Эстонии Кристина Брехова не скупится на жесткие пощечины... Раньше Кристина жила в Тарту, теперь в Дублине. И ей абсолютно все равно, что будет с ее родиной. А лондонскому парикмахеру Ире Зражевской столь же «фиолетово», что будет в ее родном Даугавпилсе: «Это город умирающий, а когда-то был вторым по величине в Латвии. Там остались только подростки и пенсионеры, все работоспособное население уехало в Европу». Ну а гражданин Литвы Юрий Комка, ныне - владелец лондонского магазинчика, который торгует продуктами из Восточной Европы, уехал из города Висагинаса, когда закрыли атомную станцию, благодаря чему электричество в сегодняшней Литве стало дороже, чем в Норвегии. «В моем городе ситуация самая грустная, потому что там нет детей. Только старики, которые доживают свой век. Вы не представляете, какая в Литве в середине 2000-х была волна суицидов! Вешались в день по три раза. А что человеку было делать, если он все потерял?»…

С русскими, допустим, разобрались. Но тут осваивать британско-ирландские просторы активно поехали представители титульных наций. И выяснилось много интересного. Что, после того как были разрушены и проданы на металлолом советские производства с «оккупационными» станками и по велению Евросоюза умерщвлено сельское хозяйство, работать стало негде. Стабильно плохие отношения с Россией обеспечили высокую цену за отопление. А запредельное доверие Западу - кредитный капкан. И после кризиса 2008 года другого пути, кроме как поехать в Европу, чтобы эти кредиты отрабатывать, у людей не осталось. То есть Евросоюз получил двойной гешефт - сначала подсадил латышей, литовцев и эстонцев на кредитную иглу, а потом еще и обеспечил себя дешевой рабочей силой.

Эпидемия или пустыня?

Тех, кто устроился хорошо, прошу этот текст не читать. Таких немало - люди с опытом выживания в СССР находят применение везде. И, наверное, вовсе не их имели в виду журналисты из лондонской «Индепендент», публикуя на своих страницах обидную карикатуру с пачкой литовцев, аккуратно уложенных рядком в банке шпрот... Есть те, кто смог и на Западе сделать неплохую карьеру и весьма успешно работает в отелях, офисах и банках, но они в меньшинстве. Чаще на слуху другие истории: как одна девушка из Литвы мыла ночами автобусы, а поляк-бригадир ничего не сказал ей про опасные химикаты - и у нее выпали все зубы… Или как зажиточные финские бабушки, ходящие под себя, брезговали отдавать свои горшки санитаркам-эстонкам. Или как ушлые латыши торговали своими соплеменниками, заставляя их работать за еду. Вот вам и отношение к представителям народов, которые считались советской элитой…

- Мы всегда смотрели на Латвию, Литву и Эстонию как на филиал Европы. И тут вдруг началось самое для меня непонятное, потому что обнаружилось, что гастарбайтеры из Прибалтики счастливы получить любую, даже самую бесперспективную работу, - рассказывает живущая в Лондоне российская поэтесса Лидия Григорьева. - Через мой дом прошло несколько десятков помощников. И если начиналось все с мигрантов-поляков, то закончилось литовцами с высшим образованием. И теперь атомщики, специалисты высочайшего класса, готовы стричь мой газон… Они не ходят в музеи, не посещают театры и не пользуются никакими благами этого великого города. Они тупо зарабатывают на хлеб. В газетах писали, что летом полиция накрыла палаточный городок безработных прибалтийских ребят, которые подворовывали в супермаркетах и жили в лесу, как цыгане. Выслать из страны их не могут - у них европейские паспорта. Однажды спросила в магазине красивого викинга литовского происхождения: «Что ты тут делаешь? Может, все-таки дома лучше?» Он ответил: «Нас там уже почти не осталось! Ощущение, что то ли эпидемия, то ли пустыня».

«То, что вы не хотели знать об Англии»

Гастарбайтеров из Прибалтики в Европе так много, что кажется, они везде... Газеты на латышском и литовском языках, национальные хоры и ярмарки - ничто меня не поразило так, как затертая табличка в дублинском автобусе, исполненная на четырех языках - английском, испанском, немецком и… литовском. То есть прибалты окопались там надолго. Скорее всего, навсегда.

Прошлым летом российский интернет взорвал дневник рижанина Алексея Лукьяненко «То, что вы не хотели знать об Англии». Потеряв в 2008 году бизнес, автор отправился знакомой тропой - сначала на лососевый завод на отдаленный шотландский остров, потом - на судоверфь, где производят элитные моторные яхты. И то, что в рассказах Джека Лондона казалось художественным вымыслом из XIX века, вдруг явилось к нам в виде документального привета Алексея Лукьяненко из века XXI:

«Я часто слышал о том, что многие уезжают, и знал многих, кто уехал. Но никогда не думал, что поеду сам. А на тот момент я отправлялся в удивительную страну, где живут удивительные люди, где все хорошо и где все счастливы.

…Если ты заболел или травмировался - это твои проблемы. Я ударил коробкой предплечье правой руки. Когда я поднимал тяжелые коробки, боль была дикая. Но на тот момент у меня не было контракта, и я понимал, что если не смогу работать, то меня уволят. Я перебинтовал руку и, когда боль была совсем нестерпимой, клал руку в лед. Через пару минут становилось легче, и я продолжал работать. Все простуды я переносил на ногах, поедая лекарства прямо в цеху. Местные в таких ситуациях сразу уходят на больничный и могут не появляться неделями.

Все более или менее толковые мастера - это люди предпенсионного возраста. Молодежи почти нет. В реальности заменить их некем. Единственная замена - это мы. Иммигранты. Или, как они говорят, fucking immigrants (гребаные иммигранты). Главный управляющий всегда говорил, что, если бы у него была возможность, он набрал бы всех из Прибалтики. А я думаю, что все эти ребята с удовольствием жили и работали бы дома, если бы нам дали такую возможность. Но в нашей стране уничтожены практически все рыбные предприятия и весь рыболовецкий флот.

Время от времени наш супервайзер (бригадир. - Авт.) впадал в бешенство. Начинал швырять пустые палеты и коробки, ломать их и бить ногами. Его никто не трогал только потому, что на это место никого не найти. И, попав туда один раз, ты останешься там навсегда, если, конечно, не уйдешь сам. А уходить ему было некуда. В свои 40 лет он больше ничего не умел, остров был маленьким, и предложений по работе было не так много.

По сравнению с другими регионами здесь очень мало прибалтов, в основном поляки. А вот в Бостоне - целое литовское поселение. Друг-литовец рассказывал: первое, что его удивило, это количество крепких лысых ребят в спортивных костюмах с золотыми цепями на шеях, разъезжающих по району на ВМW. Его не оставляло ощущение, что он вернулся домой в Литву. А еще там бродили люди, которые собирали бутылки и алюминиевые банки из-под пива. В кафе зашел какой-то оборванец, который, услышав литовскую речь, упал на колени и, целуя руки, стал просить дать ему покушать. Литовец вернулся в шоке. По его словам, такой плотности бомжей на квадратный километр он не видел даже в Литве.

Я очень хорошо понимаю, что многие люди в странах Балтии доведены до ужасного состояния и что вынуждены ехать в Европу, потому что там после оплаты счетов хотя бы остаются деньги на еду и одежду. Хотя в Англии я знавал тех, кто после оплаты счетов и выплаты месячной ставки по взятому когда-то в Латвии кредиту жили семьей из четырех человек на 8 фунтов в неделю.

...Я решил уходить. Надоело валять дурака и изображать работу. Надоело, когда твое начальство тупее тебя. Надоело получать деньги и разносить их по счетам. Надоело это общество рыгающих и портящих воздух за столом и разговаривающих только о футболе, пиве, сиськах и размере члена...

Перед самым моим отъездом премьер-министр Великобритании заявил, что государство будет сокращать размеры помощи иммигрантам, и определил группы, которым пособия будут урезать. Это опять были злополучные прибалты и поляки - самая работящая группа среди всех приезжих иностранцев. А всех остальных иммигрантов это не коснется, потому что это бывшие колонии и у англичан перед ними моральные долги за то, что они их когда-то колонизировали, - поэтому они и дальше могут жить за счет государственной казны и наших налогов...»

«Когда-то я был человеком...»

Эссе Алексея Лукьяненко, конечно, надо издавать отдельной брошюрой и вручать ее каждому эмигранту на вылете из страны. Или, наоборот, на влете в ЕС, счастье от союза с которым испытали еще не все граждане бывшего СССР.

Текст потряс интернет, потому что показался необычным. Тем, в каких скотских условиях живут в России таджикские и узбекские дворники, уже, к сожалению, никого не удивишь. А тут! Где файф-о-клок с печеньем и королева с Биг-Беном! И принц с принцессой, которые ласково улыбаются из каждого утюга! Какое может быть рабство в просвещенной Европе?

- Самое обыкновенное, - сказал дублинский журналист и издатель Сергей Тарутин. И прислал почитать еще один текст, который написал уроженец Таллина Алексей Иванов - он работал в Ирландии на грибной ферме, а до того жил в Йошкар-Оле и был профессиональным юристом. Итогом его пятилетнего рабства стала книга - «Аллергия на магические грибы». Ирландцы читают ее и думают, что это - фантастика.

«...Я работаю с такой скоростью, что не успеваю замечать своих рук. Мизинчик хватает один грибок, безымянный пальчик - второй, средний - третий грибок, указательный пальчик - четвертый грибок. Нож в правой руке аккуратно срезает корневую часть, и все четыре грибочка ровнехонько укладываются в коробочку таким образом, чтобы вверх смотрели только шляпки!

Спина гнется. Вниз - вверх. Вниз - сорвал четыре грибочка, вверх - уложил их в коробочку. Грибы на полке лезут друг на друга, как опарыши в банке у рыбака. Один квадратный сантиметр - один грибок. Небо опрокидывается на землю. Земля крутится вверх тормашками. Руки вращаются, как лопасти у винтокрылого самолета. Коробка на весы. Коробка на отправку. Бегом выкидывать обрезки грибных ножек, бегом назад. Новый день. Все повторяется...

Падди (хозяин фермы. - Авт.) велел мне убрать дохлых овец. Шесть овец пали и воняли так, что кровь застывала в артериях, а дыхание работало только на выдох. Падди велел скинуть их в яму, залить бензином и спалить. Я потянул за ногу труп одной из бедных овечек, и нога оторвалась от ее тела, поскольку прогнила насквозь. От ужаса и вони я заблевал свою одежду, меня рвало с кровью - видимо, от напряженных судорог желудка открылась язва. Обессиленный и обезвоженный, я валялся на траве и осознавал, что я такой же, как и эта овца. Я разлагаюсь. Я безымянная единица из стада рогатого скота, которое везут на бойню. Я еще помню, что когда-то я был ЧЕЛОВЕКОМ.

...Падди стоит рядом, достает из кармана пачку сигарет. С удовольствием затягивается. Пачка стоит три часа моей работы! Тысячу циклов «Спина гнется. Вниз - вверх». Целых триста движений за возможность в течение трех минут себя порадовать...

Мой двухтысячный год начался с того, что я подписал контракт на собственное рабство. Рабство в век компьютеров и мобильных телефонов. Я хочу увидеть трехтысячный год. Мне неинтересно, будут ли летать автомобили. Меня пугает то, что на планете останутся островки средневековья. Останутся рабство, унижение, нечестность и бессовестность. Если они останутся - то я не хочу видеть трехтысячный год...»

Эти два Алексея - Иванов и Лукьяненко - подозревали, конечно, что хлеб европейских гастарбайтеров пахнет кровью и пОтом. Но никак не могли предположить, что будут есть его сами.

Герой произведения Алексея Иванова в итоге повесится на проволоке, прямо в грибном туннеле, рядом с длинными рядами белых шампиньонов-«опарышей». Сам автор, слава богу, жив - а вот та ферма, где он горбатился, разорилась. Но он смог вытащить себя за загривок, как барон Мюнхгаузен, перевезти в Ирландию семью и окончить с отличием институт. И мы с ним даже вместе сходили на церемонию получения ирландского гражданства. 3800 человек, из которых людей с европейской внешностью было, наверное, человек 30 (все остальные - из Пакистана и Сомали), хором повторяли клятву и слушали речи министра юстиции о том, что теперь все они - ирландцы и в их рядах наверняка сидит будущий ирландский президент, - вот стал же другой ирландский эмигрант, Джон Кеннеди, президентом Америки… Ирландский паспорт стоил Алексею Иванову 13 лет жизни, 5 из которых были проведены в рабстве по цене два евро в час. «Я повесил своего героя, чтобы люди поняли, что это преступление - относиться к человеку вот так. Стоит ли ирландский паспорт таких мучений? Для того я свою книгу и писал, чтобы объяснить людям, что не надо никуда уезжать!»

Другой Алексей, Лукьяненко, - тот, что написал эссе о работе в Британии, - наоборот, вернулся обратно в Ригу, когда понял, что треугольник: завод - интернет - пиво - это слишком большая плата за то, чтобы называть себя европейцем. Что люди в эмиграции деградируют очень быстро, сами не замечая того: сначала думают, что все это временно, потом перестают ходить на набережную и смотреть на морских котиков, потом спиваются... Но даже те, кто находит в себе силы вернуться, очень быстро понимают, что сделали это зря, - родине они не нужны. Работы в Латвии Алексей за полгода так и не нашел.

Дело не в котиках, конечно, а в том, что из прибалтийских столиц самолеты каждый день улетают переполненными. Хочу заметить, что последнее не является «пропагандой Кремля». «Кремль» давно машет всем ручкой из каждого балтийского соцопроса. Вот самый свеженький, примерно недельной давности: 56 процентов литовских школьников в возрасте от 15 до 19 лет хотят эмигрировать в Европу. И 40 процентов молодежи в возрасте до 29. Разве это не катастрофа?

Рабы XXI века

В Россию эта информация не попадает, потому как нас вроде бы не касается. А по прибалтийским СМИ подобные новости - рутина: «В ходе операции британская полиция провела рейд в графстве Кембриджшир против рабского использования гастарбайтеров из Латвии и Литвы на сельскохозяйственных работах».

Сажусь в электричку и немедленно еду в город Марч, это примерно в часе езды от британского Кембриджа. Кто такие рабы в XXI веке? Те, кто, по мнению британской полиции, живут в нечеловеческих условиях (по нескольку человек в комнате с клопами), работают по 12 часов в день, зарабатывают копейки, а паспорта отдают на хранение посреднику, - тоже выходцу из балтийской среды.

С точки зрения самого раба все вышеперечисленное «рабством» не является. Поэтому представители британского Красного Креста на прямой вопрос, были ли рабы благодарны им за свое освобождение, смущенно отвечают: нет. Рабы выходили из своей общаги с несчастными лицами, потому как потеряли и жилье, и работу…

И где их теперь, интересно, искать? Ясно где - в магазине восточноевропейских продуктов. Это раньше эмиграция собиралась в церкви, а сейчас - здесь, у прилавков с литовскими колбасками, латышскими творожными сырками и российскими пельменями ручной лепки. Все, чем исторически питаются британцы, нашим людям кажется несъедобным.

- Сейчас закончится рабочий день, и они пойдут, - обещают продавщицы-литовки Данута и Иоланта.

«Они» - это и есть рабы. Которые не догадываются о том, что они рабы. А откуда им это знать, если жизнь на минимальную зарплату на родине считается не рабством, а нормой?

- Вот сейчас придет одна девушка, - заговорщицки делятся со мной девчонки, - просто супермодель! А пахнет от нее луком-пореем!

Девушка заходит. И, схватив черный литовский хлеб, быстро убегает, увидев камеру, - зачем ей такая слава? В воздухе и правда остается стойкое луковое амбре…

А вот совсем молодой парень-латыш Армандс. По рукам видно, что в третьем поколении интеллигент. Эти руки явно скорее играли на рояле, чем дергали сорняки.

- В детстве я мечтал стать полицейским, - рассказывает Армандс. - Но не стал, потому что за это мало платят. И пошел учиться на прораба. Но тут в Латвии начался кризис и строить перестали. Родители у меня сидят дома, отец - строитель, мама - бухгалтер. Мы живем в Латгалии, и там совсем нет работы.

Англичане Армандсу нравятся, а вот его работодатели-латыши - нет. «Чувствуешь себя, как недочеловек», - изумленно говорит он. Эх, рассказать бы ему, что кричало на перестроечных митингах поколение его родителей и как оно сделало «недочеловеками» полмиллиона русских, лишив их гражданства... Впрочем, упрек не в его адрес - он тогда еще не родился.

А вот еще один персонаж - Анжела, флорист из Елгавы, - яркая, с макияжем и жемчужными клипсами. В Латвии ее цветочные композиции никому не нужны. Она ездит подрабатывать сюда: то помидоры полет, то режет салат. После вычета платы за комнату, которую она делит с еще одной латышкой, страховки и билета на раздолбанный автобус у нее остается на руках примерно 140 фунтов в неделю. В пересчете - семь тысяч рублей. Негусто... Но дома, в Латвии, невозможно заработать и этого.

Если в эмиграции так плохо, то что прибалтов там держит? Вон, правительство Латвии даже приняло программу по репатриации, щедро выделив аж по 14 долларов на каждого латышского возвращенца, - тщетно. Не возвращаются! Во-первых, потому что дома делать нечего, а во-вторых, при всех ужасах эмигрантского рабства плюсы в виде ирландских и британских социальных пособий и разлитого в воздухе европейского прекраснодушия, до которых балтийским республикам как до Луны, - все равно перевешивают.

...Внезапно воздух становится тяжелым, и картина меняется - в магазин входит пожилой латыш и что-то отрывисто говорит. Все замирают. Сцена напоминает кадры из фильма «Красная капелла». В этом магазине, фантазирую я, не зная языка, наверняка собирается подпольная организация движения Сопротивления, а этот латыш - связной, сообщает о том, что схвачена радистка Кэт… Нет, все банальнее: «связной» сказал о том, что из-за того, что их работодатели признаны «рабовладельцами», зарплату за прошлую неделю никому из «рабов» не заплатят...

Заметим, это была не первая и не последняя британская операция по «вызволению из рабства». Месяца через три все повторится - и латыши, и литовцы, и эстонцы снова поедут на эти дождливые острова, убеждая себя и окружающих, что «лучше мыть сортиры за деньги, чем жить в сортире и ждать, пока правительство выльет на тебя очередную порцию дерьма». Грубо, но зато правда.

Втискиваться в эту их беду со своими вопросами неуместно, но я все же рискну.

- Послушайте, а если бы вас позвали работать в Россию - вы бы поехали?

- Но мы же для вас «фашисты», - вяло возражают они. А потом вдруг рассказывают, приглушив голос: на самом деле латвийские гастарбайтеры в Питер и Москву давно ездят, но только нелегально. Их вывозят на ландшафтные работы на дачи чиновников.

Резюмирую: если бы проблемы с визами и получением разрешений на работу в России были упрощены - в Москву вместо братьев с Востока вполне могли бы заехать братья с Запада. И что-то мне подсказывает, что они не сидели бы на корточках, не плевались шелухой от семечек и не организовывали эсэсовские парады.

Как эмиграция вправляет людям мозги

Вы, кстати, не хотите спросить, на каком мы с эмигрантами разговаривали языке? На русском, конечно! Дома, в которых в складчину живет весь прибалтийский СССР и дружно празднует бывшие советские праздники, - здесь обычная история.

Несколько лет назад я прилетела в Лондон прямо из Риги, наутро после отвратительного парада латышских ветеранов СС, на котором их более молодые поклонники кричали «Смерть русским» и рассказывали о том, как советский солдат изнасиловал всю Европу... Настроение омерзительное, аж пальцы дрожат. Прихожу на интервью к руководителю ассоциации русскоязычных иммигрантов Наталье Николаевой, а она разговаривает по телефону. И что же я слышу? «Здравствуйте! Я Аусма, латышка из Манчестера. Скоро у нас великий праздник - 9 Мая! Можно, я приеду на концерт и еще 37 латышей с собой привезу?»

Как будто бы есть Латвия. И Латвия. В одной подсчитывают ущерб от «оккупации», в другой эту самую «оккупацию» вспоминают с ностальгией...

«Пройдя сквозь жернова эмиграции и настрадавшись, они излечиваются от русофобии и становятся нормальными людьми», - записала я в блокнот умную мысль.

Все оказалось сложнее. Не в страданиях дело. Вернее, не только в них.

Что возвращает людей в реальность? Во-первых - отсутствие идеологического тумана. Перестав ежедневно самозомбироваться на тему оккупации - депортации - преступлений коммунизма, прибалты как будто просыпаются от гипноза, отряхиваются и понимают, насколько они нелепы в мире, который думает совсем о другом. О том, как именно вправляет мозги эмиграция, мы долго разговаривали с Ингуной и Имантсом Миезисами - они живут в Дублине, поют в латышском хоре и ведут сайт для латышей-эмигрантов. «Бабушка рядышком с дедушкой…» - дружно запели супруги, когда я попросила их сесть поближе, чтобы сделать фотографию. Абсолютно прекрасные, советские - в лучшем смысле этого слова - люди, какими латыши и были до тех пор, пока им не объяснили, что во всем виноваты русские.

- Это правда, что, когда люди сюда приезжают, национальные проблемы из их голов улетучиваются?

- Изменяется мышление, - согласились Ингуна и Имантс. - Отсюда видно гораздо лучше и больше. Здесь кругом все улыбаются, и ты это отношение к миру впитываешь в себя. Как-то по-людски все. Мы не думаем, что у людей нет проблем, но они не озлоблены. А если тебя кто-то обгоняет на дороге, значит, это стопроцентно наши.

- И что, даже вопрос «оккупации» не обсуждается?

- Меняется общий взгляд на мир, и ты начинаешь уважать историю, какой бы она ни была... Кроме того, люди здесь очень часто одиноки, у них нет друзей и родственников. И они стараются искать тех, с кем есть хоть что-то общее. И тогда уже никто не различает, кто ты: латыш, русский, литовец или эстонец. Многие предрассудки растворяются. Мы все здесь как родные уже.

Для того чтобы это понять, стоило потерять родину...

«Кина не будет»


Хожу по Лондону - Дублину с видеокамерой и понимаю, что ношу ее с собой зря… «Кина не будет» - герои мои упорно прячут лица и соглашаются говорить только анонимно. Дело даже не в том, что они боятся раскрыть страшную тайну - что работают никакими не менеджерами, а мусорщиками и уборщицами. Есть еще одна тонкость: они говорят то, что может очень не понравиться на родине.

«Что нужно сделать для того, чтобы вы вернулись?» - задавала я совершенно одинаковый вопрос литовцам, эстонцам и латышам, встречая их в метро, магазинчиках и электричках.

«Поменять страну», - совершенно одинаково отвечали мне.

В принципе этот ответ можно сравнить с попыткой госпереворота...

Хорошо, что к концу командировки я уже научилась справляться с эмоциями и осталась стоять на ногах, когда услышала от стопроцентного латыша Яниса в типографии ирландского города Бирр следующий текст:

«Если бы мы остались при Советском Союзе - то жили бы как люди».

Думала, ослышалась. Попросила его повторить еще раз, под запись. Он повторил, не споткнувшись.

Думаю, нет, не буду я об этом писать, все равно никто не поверит...

Возвращаюсь в Лондон и рассказываю об этом приятельнице. Девчушка в «Старбаксе» заваривает нам кофе и вдруг радостно спрашивает по-английски: «Вы ведь сейчас по-русски говорили?» Это Илона из литовского Шяуляя, ей 21 год, и в Лондон она рванула сразу после выпускного бала.

«Ты в Литву когда-нибудь вернешься?» «Никогда!» - счастливо смеется она. «Но почему?» - «Потому что в России нам было лучше!»

Она, может, и на камеру это не побоялась бы повторить - да жаль девчонку: подпадет ведь под статью об отрицании факта советской оккупации и умалении страданий литовского народа! Два года тюрьмы или три тысячи евро штрафа… Пусть уж лучше «кина не будет».

Для кого я все это рассказываю? Не для Украины, которая «стремительным домкратом» спешит сейчас повторить судьбу Прибалтики. И не для России, которая может сейчас торжествовать, узнав, к какому результату пришли республики, которые всю дорогу демонстрировали высокомерие и надменность. Песочные часы имеют свойство переворачиваться - об этом нелишне помнить всем, и нам в том числе, - когда мы брезгливо морщимся в метро при виде смуглых гастарбайтеров, засыпающих от усталости. Народы не виноваты, виноваты правители - и эта мысль ценна вдвойне, когда она приходит в голову не политологам и журналистам, а простым трудягам - таким, как Алексей Лукьяненко.

P. S. ...Пристально наблюдая за Эстонией, Литвой и Латвией последнюю четверть века, я думала, что меня уже сложно чем-либо удивить. Что судьба этих республик определена, фильм отснят и отправлен на полку. А оказалось, что до титров еще далеко да и жанр пока непонятен: трагедия может стать комедией, а лав стори с обязательным хеппи-эндом, к которому нас столько лет готовили, на наших глазах превращается в банальную кинодраму.

Проблема не в том, что премьера фильма откладывается. В том, что к финалу в зале не останется зрителей. Все уедут.

Алексей ЛУКЬЯНЕНКО: «Европе нужны налогоплательщики»

Подводя итог, я хотел бы высказать мое субъективное мнение о ситуации в целом. Находясь в Латвии, мы представляем себе Английский остров, как некое сказочное место. Где нас любят, ждут и только мечтают нас встретить, расцеловать у трапа самолета и дать нам любимую работу за огромные деньги. Там нас ждёт доступное жилье, дешёвые машины, приветливые люди, и невиданные перспективы роста. Это великолепный миф, созданный не знаю кем, но в принципе догадываюсь. Я догадываюсь, кто и зачем направо и налево раздавал здесь кредиты, зачем людям дали возможность вставить голову в петлю, а потом взяли за эту верёвку и отвели на рабочее место. Только уже не около родного дома, а где-то в Европе. Зачем создана эта убийственная экономическая ситуация, зачем сравниваются с землёй заводы и фабрики. А я скажу зачем. Потому, что стремительно стареющая Европа не в состоянии вытянуть свои производственные мощности, и содержать своих пенсионеров, привыкших к хорошей и обеспеченной жизни. Европе нужна рабочая сила и налогоплательщики. А как их привлечь? Очень просто. Надо открыть рынок труда, и принять в Еврозону страны, где еще остались рукастые и головастые кадры, а потом создать внутри этих стран невыносимую экономическую обстановку. Это ведь нетрудно. Нужно только продвинуть несколько нужных решений в Брюсселе, по просьбе некоторых «высокоразвитых» стран, которые приняли у себя несметное количество бездельников из своих бывших и настоящих колоний. А теперь схватились за голову, потому что те, никогда не работали у себя, и не планируют это начинать по приезду. Своя рабочая сила постепенно выходит на пенсию, а заменить ее реально некем. Поэтому надо что-нибудь пообещать нам, приведенным в скотское состояние, и мы сами побежим и будем с благодарностью целовать им руки. Я очень хорошо понимаю, что многие люли в Латвии доведены до ужасного состояния и что вынуждены ехать туда, потому что там после оплаты всех счетов хотя бы остаются деньги на еду и одежду».

http://politikus.ru/articles/10910-pochemu-pribalty-stali-anglotadzhikami.html

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Андрей_М
Андрей_М(4 года 2 месяца)(00:29:12 / 14-01-2014)

не знаю, не знаю...лично знаком со многими жителями прибалтики, родственники там живут, едут реально поголовно, кто на работу, кто на учебу, ибо там дешевле...но в тексте, видимо, самая чернуха выбрана. многие со временем и семьи туда забирают, или хотя бы деньги присылают домой, так что случаи из текста - видимо, исключение.

Аватар пользователя MindTaker
MindTaker(5 лет 9 месяцев)(00:39:45 / 14-01-2014)

Тенденция налицо. То, что Литва уполовинилась за двадцать лет без всякой войны - вполне себе факт. А ведь даже не началось еще.

Аватар пользователя Андрей_М
Андрей_М(4 года 2 месяца)(00:51:35 / 14-01-2014)

это даже не обсуждается. молодежь уезжает массово. но я имел в виду условия, описанные в тексте. это уже, по-моему, хроническое невезение или идиотизм. такие люди могут и на родине в рабство попасть. большинство работает, конечно, руками и тяжело, но относительно нормально жить, да еще и домой деньги высылать могут себе позволить. также значительная часть, как я уже упоминал, забирают семьи туда. то есть не все так мрачно, как в тексте.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(00:58:05 / 14-01-2014)

Ну, а кто признается, что сложностей много?  И что делать, если дома работы просто нет? А детей забирать выгодно, там государство на деток доп. пособия выплачивает.

Попадалась в инете статья одной прибалтийской дамы, переехавшей в Британию с 3 детками - она уверяла, что нужно ехать, имея запас денежных средств на год - за это время реально можно оформить все льготы и доплаты и, в принципе, с 3 детками можно и не работать... или на полдня куда-нибудь пристроиться.

Аватар пользователя Acet
Acet(4 года 7 месяцев)(01:03:10 / 14-01-2014)

а ты я смотрю горд за маленькую проебалтику, которая семьями уезжает в Лондон(во достижение! прям эпогей цывилизацыонного развития независимой гордой самобытной страны)

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(01:23:29 / 14-01-2014)

На мой взгляд - пусть едут, они этого хотели. Он встали цепочкой и заявили - будем жить отдельно от дикой России в маленьких опрятных странах.

Вот пусть и хлебают теперь. Пусть попробуют счастья на чужбине, тем более, что большинство из них не имеют припасённого на случай переезда годового запаса ресурсов.

Встречала прибалтов в обслуге на всех курортах, где довелось отдохнуть. На Тенерифе они зазывалами у кафе стоят, в прокате авто трудятся, кто русский и испанский знает - договора с клиентами оформляет, а кто не знает - машинки чинит и моет, в магазинах продавцами и в кафешках- за стойками. В Барселоне горничные - латышки и литовки в отеле работали, а в Египте и Эмиратах - спортинструкторы и экскурсоводы.

Аватар пользователя Андрей_М
Андрей_М(4 года 2 месяца)(01:43:31 / 14-01-2014)

не, ты чего, меня наоборот бесят эти про*балты...но все-таки надо быть объективным.

Аватар пользователя Производственник

так в информационной войне не победить.

Аватар пользователя Пепелац

Вот вам объективность в цифрах про население этих стран (в тыс. человек) в постсоветскую эпоху:

Эстония 1569 (1990) => 1287 (2013) Убыль: 18%

Латвия 2663 (1990) => 2007 (2013) Убыль: 25%

Литва 3698 (1990) => 3284 (2013) Убыль: 12%

Ну и чтобы два раза не вставать, про незалежную:

52200 (1993, на пике) => 45470 (2013) Убыль: 13% Им только в Евросоюз с такой динамикой вступить - кто там вообще останется?


Для сравнения:

Белоруссия 10190 (1990) => 9466 (2013) Убыль: 7%

Россия 147665 (1990) => 143347 (2013) Убыль: 3%

Аватар пользователя MindTaker
MindTaker(5 лет 9 месяцев)(01:03:11 / 14-01-2014)

Дык что с ними будет лет через двадцать - как со "странами"?

Аватар пользователя Андрей_М
Андрей_М(4 года 2 месяца)(01:43:45 / 14-01-2014)

п*здец

Аватар пользователя Иванов Андрей

 не все так мрачно, как в тексте. всё гораздо мрачнее если забирают семьи туда

Ибо на родине совсем плохо. Даже европейские бомжи из польш и румыний не стремятся ехать на родину.

Аватар пользователя Андрей_М
Андрей_М(4 года 2 месяца)(01:44:48 / 14-01-2014)

в плане работы - да. туговато. но в плане обустроенности городов и развития инфраструктуры - не ниже уровня России, думаю.

Аватар пользователя Иванов Андрей

Ну если Вильно сравнивать с Урюпинском, то да. Но сравнивать медведя с бурозубкой нет смысла. Хотя, скажем, блохи и тех и других одолевают :-)
На самом деле прибалтика имеет офигительный антураж затерянного мира, погибающей страны, полу-обитаемого острова... победа стихии над человеком, Ну может Припять или Детройт более мощное в этом смысле место...

Аватар пользователя Acet
Acet(4 года 7 месяцев)(00:47:44 / 14-01-2014)

Недавно приезжала одна знакомая свалившая в Лондон на пмжо. Взгляд задроченной лошади. Девочка-отличница, выучившая английский язык, ..уячит в макдональдсе Лондона уже где-то лет 10. И радости только в том, что типа попала в Цывилизацыю. Была безумно рада когда ее накормили борщом. Наверно до сих пор вспоминает и захлебывается слюной.

АХ да, я и она из РФ, но вряд ли судьба проебалтов сильно отличается там.

Аватар пользователя Иванов Андрей

Мантры о сталинских депортациях можно больше не петь А кто их пел? Автор вообще  в теме? Какие "сталинские депортации" из прибалтики?! 

Обычно говорят о убыли в 1/3-1/2. Работать сантехником или шлюхой в англиях - предел возможностей современной молодежи.

Главное что тепрерь свобода! "Оккупанты" не давали сосать члены европейцев и чинить им унитазы, застовляли развивать культуру образование, науку и экономику... Ну какой нормальный свинопас это выдержит?

стремительно стареющая Европа не в состоянии вытянуть свои производственные мощности Это что? какие мощности? У них безработица. Особенно среди молодежи. Испания побила очередной рекорд - 57% - 

Просто коренному населению работать за эти деньги, на каторые согласны рабы - нет смысла. Уж лучше получать льготы и дотации.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(01:13:32 / 14-01-2014)

Вы не в теме...если кратко и пародируя эстов 90-х,  то:

Вскочив на табуретку истошно вереща :

Русские! Русские! Русские!

Оккупация! Депортация!

Чемодан - вокзал - Россия!

МЫ укажем место России!

МЫ  покажем кто в доме хозяин!

МЫ  это ЕС! МЫ это НАТО! 

Аватар пользователя Иванов Андрей

В следующий раз начнем с депортаций, чтоб такого не повторилось. Хотя они с депортацией и вымиранием сами справляются, так что просто ждём...

Я даже не представляю себя на месте прибалта, это просто позор какой-то! Либо быть тупым быдлом, которое верит в топорную пропаганду, либо понимать что все вокруг тебя соплеменники бараны, под руководством подонков и предателей. ТОСКА И БЕЗЫСХОДНОСТЬ.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(01:30:26 / 14-01-2014)

Изумляет - какая короткая у них память. Ведь было уже - рассеялись по миру в результате самостийности. Нет, неймётся - прыжки по граблям  продолжаются с новой силой, до последнего носителя бесценного языка.

Аватар пользователя Иванов Андрей

Трудящиеся Риги требуют присоединения Латвии к Советскому Союзу. 1940 г.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(01:53:42 / 14-01-2014)

Нам не понять....мы - империи...это как маленького роста мужчина имеет комплекс малого роста....он не понимает, что выглядит изящно....ему очень хочется показать себя большим и сильным....а рядом здоровяк за два метра с атлетической фигурой...вот этот мужчина и вскакивает на табуретку....а тут ему еще говорят, что от его рода произошли атланты.... 

Политики со сцены играют национальную мелодию - все им и притоптывают...хотя политики и фальшивят....а вот исполнили бы они на фортепьяно  Чайковского - их бы освистали... 

Я пытался на национальную тему говорить с близкими мне эстами....так нормальные люди....как только разговор заходит на национальную тему - их клиник и они ни чего не слышат...

Аватар пользователя Иванов Андрей

а что вы хотите 30 лет оголтелой пропаганды из всех утюгов! Те кому сейчас 30 воспитаны в искусственной реальности с самого рождения.

А те кто старше - заложники своих романтических заблуждений молодости... Вынуждены поддерживать статус кво. Тем более за правду там уголовка, да и в раз признают агентом иностранной разведки, предателем и врагом народа... всю жизнь не отмоешься.

Там вот люди которые экскурсии в музее "оккупации" они городят ахинею совершенно добросовестно! Совершенно не хотят знать историю, а казалось бы профессионалы...

В общем повторюсь не завидую им. Либо быть идиотом и тупо верить в пропагандистский бред, либо стать изгоем, диссидентом, понимая неполноценность своей нации, не способность и бессилие донести непростую правду.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(09:33:07 / 14-01-2014)

Диссидентом, как в России, там не станешь...позвонит КаПо работодателю и посоветует вас уволить....и уволят....Придется вам тогда ехать за границу - кушать то нужно...

Во Второй Мировой Войне эсты воевали по обе стороны фронта и в Красной Армии было больше эстов, чем в Вермахте....но они и их родственники сейчас предпочитают молчать....ведь кто то из них и на государственную службе....

А молодежь уже полностью прозомбирована и по-русски уже не понимает...информацию получает в основном из Эстонии...

Аватар пользователя Pa
Pa(5 лет 10 месяцев)(10:58:02 / 14-01-2014)

А-а-а, один в один как и с латышами. Вот вроде умный, образованный работает с российскими компаниями, а как речь о национальностях - так тут же на мантры переходит. И пипец - неадекват. Чем-то сектантов напоминают. С теми тожже не возможно диалог вести. Не слышат оппонента.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(12:08:29 / 14-01-2014)

Дело в том, что у России многовековая история...а у Эстонии и Латвии вся история государства начинается с 1918-го года... у них нет опыта государственности и нет государственого мышления и саму свою значимость, как нации, им нужно В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДОКАЗАТЬ СЕБЕ, а не нам...

Это они там убеждают СЕБЯ...

Аватар пользователя maestro
maestro(5 лет 9 месяцев)(04:47:25 / 14-01-2014)

Опа, теперь вы понимаете как я себя чувствую.

Аватар пользователя Zve_rr
Zve_rr(5 лет 11 месяцев)(01:23:15 / 14-01-2014)

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(01:45:19 / 14-01-2014)

Не так все просто...

Кроме просто работы и куска хлеба есть еще такое...душевное...от которого, к примеру - я, элементарно чуть не ушел на тот свет...

Про таджиков понятно - у людей нет работы на своей родине и они, посовещавшись с семьей, друзьями - едут работать за границу...

Тут душа к этому готова - они знают, что будут работать за границей и будут там чужие...что там другой язык....другой менталитет...что они будут людьми второго сорта - они к этому подготовились.... 

А у нас, родившихся в Таллине русских все было иначе...вот представьте, что вы родились в Ленинграде и всю жизнь там прожили, а утром просыпаетесь и вы - таджик  со всеми вытекающими....чужой....с другим менталитетом....языком....и вокруг говорят, что ваша нация такая-сякая и что все ваши Герои Советского Союза есть преступники, а штврмбанфюреры СС есть благородные герои....

И это каждый день...со всех сторон....а жена у вас эстонка и на нее давит КаПо....пусть и не прямо, но косвенно....а может быть и просто нацисты....она с русским живет...

Если кратко про Бронзовые ночи и откидывая политику Запада..англосаксов...., то эстам хотелось показать кто в доме хозяин.... 

Для них это важно....исстари на хутора работали батраки и спали они все вместе на полу...или лавках....ели за одним столом....и важно было - кто в доме хозяин....

Я видел как две собаки от одной суки...прожившие вместе всю жизнь...разбирались "кто в доме хозяин"...собака, что сильнее зубами за ухо принимала голову другой собаки к земле....так...как бы унизительно...заставляя более слабую встать на колени....это было не быстро...это длилось долго....минут пять.....и более слабая унижение подчинилась....

Я - русский.....с имперские мышлением....с гордостью за Российскую Империю....в принципе ведь мы и СССР воспринимали, да и воспринимаем, как Российскую Империю....в которой мы - русские - гегемон...и тут я должен...как ты собака....которую за ухо и на колени...

Кто то спокойно это изобразил, а свое мнение оставил при себе...а кому то лучше сдохнуть....но на колени - ни за что....а жена эстонка....у нее родственники эстонцы....соседи вокруг эстонцы....на работе вокруг эстонцы....нох,  курат, ты наш...а вот другие....а у меня мать....отец...я в войнушку играл не за деньги....

Не так все просто.....а молодежь сейчас запросто лопочет на разных языках и легко раскатывает по всей Европе...без комплексов..

Аватар пользователя Баркал
Баркал (не проверено)(47 лет 11 месяцев)(02:23:47 / 14-01-2014)

Я могу рассказать печальный рассказ, когда семья "русских" немцев из Казахстана переехала из Германии в Испанию. У них умер отец и его прах в капсуле они держали на балконе почти год, пока не заработали денег, на то чтобы перевезти его обратно в Казахстан для захоронения. Для того, чтобы похоронить его в Испании у них просто не хватило денег.

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(02:59:16 / 14-01-2014)

Ну вы и загнули!  Перевезти в Казахстан стоит дешевле, чем похоронить в Испании - не верю.  Это ж сколько стоит?

Аватар пользователя Баркал
Баркал (не проверено)(47 лет 11 месяцев)(03:04:14 / 14-01-2014)

около 4 тыс. евро

Аватар пользователя Скорпион
Скорпион(4 года 2 недели)(03:10:32 / 14-01-2014)

Скорее уж, они последнюю волю исполнили, так будет логичней.

Аватар пользователя Баркал
Баркал (не проверено)(47 лет 11 месяцев)(03:15:34 / 14-01-2014)

как скажете

Аватар пользователя Радионеслушатель

в Испании в нашем понимании не хоронят. Берут баклашку с прахом и ставят в ячейку типа как сумку в супермаркете в шкаф перед входом с прозрачной дверцей и все - досвидос. Там такие "кладбища" сплошь из бетонных ячеек в несколько метров высотой сплошняком так и тянутся вдоль скал.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(11:46:18 / 14-01-2014)

Хе-х... вы ещё не знаете, что греки вытворяют... у них место на кладбище дорого стОит, а кремировать вера не велит, они ж православные. Снимают место на кладбище для покойника на несколько лет,   потом могилку вскрывают, кости моют и помещают в коробочку, которая переезжает в ячейку вроде колумбария, ячейка стОит дешевле, чем место на кладбище. Они про это не любят рассказывать, отмалчиваются. когда спрашиваешь - почему в Греции так мало кладбищ, земля - то древняя, давно заселённая.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(02:57:52 / 14-01-2014)

Есть одно "совпадение" про которое не пишут:

В Первой Эстонии проживал 1 000 000 человек и из них около 5% русских.

Эстонцы как бы возрождают Первую Эстонию....во всяком случае так говорят...

В ЭССР проживало 1 500 000 человек и из них 500 000 русских....

У них политика ненасильственного вытеснения русских...они как бы планируют вытеснить русских и строят республику для 1 000 000 эстов

Говорили, что закроют русские предприятия и русские оставшись без работы - уедут в Россию....создадут русским невыносимым условия и выдавят их из Эстонии...

Сейчас в Эстонии числится около 1 200 000 человек и из них около

200 000 работает за границей....конкретно в Эстонии остался пресловутый 1 000 000 жителей....другое дело, что выдавались не только русские, но и эсты...

Примерно тоже самое в процентном отношении и в Латвии....в Советской Латвии  проживало 40% русских....и сейчас конкретно в Латвии на 40% населения стало меньше....я считаю и временноработающих за границей...

Как бы цифры подбили....другое дело, что их бюджет датируется Западом.... Эстония на 30%....

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(03:06:16 / 14-01-2014)

Количество пенсионеров в Эстонии от 1 500 000 человек населения( им не куда уезжать) и постепенно сократится до числа от 1 000 000 человек населения....

Далее 30% человек населения работает на Западе и они будут получать пенсию Запада....она выше....значит количество получающих пенсию от Эстонии сократится на 60% в сравнении с нынешним числом....

Начиная с 1990 го года рождаемость упала в два раза...прошло 22 года и наступает время рожать тем, кого родилось в два раза меньше и часть из них уехала на Запад....так, что впереди сокращение рождаемости при той же смертности...

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(03:08:41 / 14-01-2014)

В смысле при самых благоприятных обстоятельствах в Эстонии останется около 900 000 человек населения....

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(09:38:28 / 14-01-2014)

Сейчас был в Таллине....с работой там стало легче - народ продолжает уезжать на Запад....

Цены поднялись незначительно в сравнении с подорожанием в Питере...я про еду и жилье...

Зарплаты и пенсии там растут....

А цена евро с 40 рублей подскочила до 45 рублей и к концу этого года подскочит до 50 рублей за евро...

И если год назад 1 000 евро это было 40 000 рублей

То к концу этого года 1 000 евро будет уже 50 000 рублей

В Таллине, к концу этого года, средняя зарплата превысит 1 000 евро, а в Питере навряд ли будет 50 000 рублей + в Питере взлетят цены на еду и жилье...

Так, что не так уж все и плохо в Прибалтике....

Аватар пользователя Иванов Андрей

Только из Прибалтики народ валит, а Питер растет, в том числе за счёт прибалтов. Что-то не сходится в вашей арифметике :-)

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(09:40:13 / 14-01-2014)

Я приехал в Питер пять лет назад...с 60 000 рублей зарплаты на 17 000 рублей зарплаты....если в рублях...

Эстонцы поедут в Финляндию, а не в Россию - зарплата выше, менталитет ближе и язык схож....да и пенсия финская в пять раз выше российской...

А мы, русские, едем в Питер из-за языка....родственников...

Если бы сейчас разрешили работать петербуржцам в Таллине, то сколько бы петербуржцев рванули бы в Таллин?...

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(11:48:38 / 14-01-2014)

Не думаю, что много. Жить по указке нациков - не слишком комфортно.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(12:31:00 / 14-01-2014)

В Эстонии около 270 000 русских и больше половины из них - пенсионеры...эти уже ни куда не поедут...молодёжь в основном рвёт когти на Запад...

и сколько остаётся тех, кто может рвануть в Питер?

А в Питере и Ленинградской области около 10 000 000 человек это в сто раз больше...а хомячки ещё всякие?

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(09:41:49 / 14-01-2014)

Другое дело, что это все за счет денег Запада....

Это Запад на 30% датирует бюджет Эстонии...без этих дотаций все бы в Эстонии рухнуло и это Запад представляет рабочие места для эстов...

Без этого тоже бы все рухнуло....

Правда и Питер дотируют федералы.... 

Тут идет борьба Запада с Россией....

Запад хочет всем показать рекламный ролик Эстонию - как все хорошо у тех, кто слушается Запад....

Но Россия тоже не отстает и если развитие продолжится в том же темпе, то Питер обгонит Таллин уже через год....

Аватар пользователя Сердитый
Сердитый(4 года 10 месяцев)(04:38:04 / 14-01-2014)

По поводу курсов прибалтийских валют я всем задаю вопрос-сколько рублей стоит одна японская иена?

Комментарий администрации:  
*** Уличен в антисоветской лжи и манипуляциях ***
Аватар пользователя Pa
Pa(5 лет 10 месяцев)(11:03:53 / 14-01-2014)

Нет более прибалтювалют - теперича в прибалтике евро (ну за исключением Литвы).

Аватар пользователя Виктор1690
Питер регион донор, отдает в общий котел больше чем получает дотаций
Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(12:15:53 / 14-01-2014)

Об этом говорили не раз, только каждый раз забывем, сколько стоит содержать впорядке набережные, каналы, дворцы, КАД...ну, да....считается, что эти объекты федерального уровня и должны содержаться за счёт федерального бюджета...

Вспомним 90-е, когда на улицах в ямы проваливались грузовики... и только при Матвиенко, которая смогла привлечь в Питер деньги, - пошла стройка и пошла реновация...не смотря на крики и визги всяких "защитнов старины"...

Как оно пойдёт дальше и куда пойдёт увидим уже в этом году...

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(04:38:14 / 14-01-2014)

Но если Питер обгонит Таллин так, что это будет видно и невооруженным глазом, то Запад прекратит датировать бюджет Эстонии....смысл рекламного ролика закончится и Эстония превратится в антирекламеый ролик....

Тогда Запад спустит всех собак на Эстонию - обвинив ее в том, что она все делает не так....

Вот тогда Эстонии - кирдык..... 

Аватар пользователя Сердитый
Сердитый(4 года 10 месяцев)(04:41:15 / 14-01-2014)

И тогда Колыванская область войдет в состав России. Вместе с Виленской и Рижской

Комментарий администрации:  
*** Уличен в антисоветской лжи и манипуляциях ***
Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(12:18:28 / 14-01-2014)

Эстонии уже сейчас кирдык. Она тихо испаряется, существуя на милостыню, выделяемую ЕС - деградирует, теряет молодёжь, теряет носителей того самого бесценного языка, который "на заробитках" в эуропах никому не нужен.

По поводу нацвопроса - да, эстонцы и латыши не имперцы. Лишены стратегического мышления начисто. Лишены также исторической памяти. Исходов ведь было немало, при всех властях... 

За это и поплатятся. Отряд не заметит потери бойца... недавно в Канаде скончалась последняя носительница какого-то балтийского языка (может-латгальского или ливского, точно не помню). Она была полукровкой, родившейся в Канаде. Эстонцы и латыши не поняли...

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(12:33:48 / 14-01-2014)

Эстония это проект Великобритании, это рекламный ролик Запада и за исполнение этого рекламного ролика, Запад дотирует её на 30%...

Без денег Запада - Эстонии кирдык...но и ЭССР тоже была рекламным роликом СССР и тоже дотировалась СССР на теже 30-40%...

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(13:29:28 / 14-01-2014)

Да в курсе я ...  мой отец - эстонец, родившийся и выросший  в эстонском селе в Среднем Поволжье. После отмены крепостного права рванули эстонские безземельные хуторяне на арендованные "царские земли". Отметили 50-летие аренды и продлили договор, а потом была революция, разрыв связей с Эстонией, потом ВОВ, беженцы из Таллина, восстановление родственных связей с исторической родиной... 

Эстонские предки пытались и на Волге жить как в маленькой Эстонии. 

Учителя до 33 года держали своего и батюшку.

С русскими не знались - разве что русского плотника  с сыновьями признали и разрешили на окраине построиться, эта семья возвела все дома на первой улице, но всё равно эстонцы их своими не счиали. 

Русскому языку женщин до войны не учили - без надобности. Сыновья русский в армии осваивали, мужчинам язык нужен был, чтобы на городском рынке продавать сливочное масло и картошку. Старшего сына женить ездили в Эстонию, старшую дочку тоже туда выдавали, на остальных ресурсов не хватало, на месте пару подбирали, но только из своих. 

А как носы драли перед соседями из чувашского села - боже ты мой! Как чморили единственного мордвина, который на эстонке женился и в приймы пришёл! 

Первая русская невестка появилась в селе после  ВОВ, привёз эстончик с фронта. Ей несладко было, но фронтовичка смогла за себя постоять  и родила эстончику троих деток. 

Сегодня эстонского села в Поволжьи нет. То-есть, дома стоят, но некому петь на Иванов день песни и качаться на качелях, старушки перемёрли, дети и внуки разъехались... да и языка не знают те внуки, все - от смешанных браков, большинство - русские, но есть и татары, чуваши, мордва, украинцы... 

Моя двоюродная тётушка стала заслуженным учителем в чувашском селе, а троюродную кузину, полутатарку-полуэстонку, вместе с мужем-евреем занесло в Таллин - наверное, они теперь эстонцы. Слышала - они прадедовскую эстонскую фамилию взяли.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(00:36:42 / 15-01-2014)

Понятно, я даже и не знал, что у них до такой степени снесена крыша...

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(00:57:42 / 15-01-2014)

Вы ж на эстонке были женаты... и ничего не понимали?

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(01:01:27 / 15-01-2014)

У нас с ней не было вопросов на национальной почве...да и с её родственниками тоже все было нормально...

Аватар пользователя Сердитый
Сердитый(4 года 10 месяцев)(04:39:14 / 14-01-2014)

А прибалтам придется решить-кто они-европейцы или русские?

Комментарий администрации:  
*** Уличен в антисоветской лжи и манипуляциях ***
Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(05:10:55 / 14-01-2014)

А за них это решат европейцы или русские.

Аватар пользователя Акимыч
Акимыч(4 года 6 месяцев)(06:21:12 / 14-01-2014)
Атомщики с высшим образованием стригут газоны... А Росатом строит АЭС по всему миру и нуждается в спецах. Зарплата всяко выше стргущего газоны.... То же с корабеллами из Латвии и Эстонии - на верфях Питера, Северодвинска или Архангельска с Владивостоком.... Но, нет прибалтов в России, мЫшление такое, лучше сантехником в ЛАндоне, чем атомщиком в Ростове... Из Украины валом народ на верфи-электростанции и пр. едет. Кто специалист, так и отношение соответствующее, никаого различия с местными. У меня в подчинении несколько украинцев на ГОК работают на тех же ставках, что и русские. А прибалтов - нет, Сибирь, тяжелые воспоминания, две-три штуки баксов не нужны....
Аватар пользователя Радионеслушатель

да, есть такое. Ну лишь бы нравилось. Код самоуничтожения народов включился. Ну как-то же надо расплачиваться. За латышких стрелков, за храбрых эсэсовцов и благодарность за "оккупацию". Скатертью дорога.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(09:48:51 / 14-01-2014)

Ну, кроме денег есть еще привычки...уют...менталитет...

К тому же пропаганда внушает про Россию только ужасы...

Аватар пользователя Pa
Pa(5 лет 10 месяцев)(11:15:10 / 14-01-2014)

Я как-то годика 3 назад в разговоре привёл пример российских зарплат. Так для некоторых моих лат.оппонентов это было как откровение. Они думали, что разница более значима.

Кирпич правильно пишет - они в своём уютном мирке живут (где-то на хуторе) и русским это просто не понять - ни логику, ни эмоции, да и не очень то и хотелось, если разобраться. У них у всех эдакий культ вековой боли после "кроававыхрепрессийкровавойгебни". Иногда кажется, что эти репрессии так и продолжались с 40-го по 91 года без перерыва и что вся сибирь насильно заселена прибалтами. А ведь этот культ по-сути единственное, что их сплачивает.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(12:19:19 / 14-01-2014)

У них нет истории, им просто больше не о чем говорить - их государство появилось только в 1918-м году...

Точно как и в 1991-м их просто отпустила Россия...правда как первый, так и второй раз под нажимом англосаксов...

Первая и Вторая Эстонии это проект Великобритании...

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(13:53:32 / 14-01-2014)

Да, тему репрессий все нацмены обыгрывают как могут.

Мартирологи многотомные написаны, каждый поимённо... пикировалась одажды с греком, который греческий мартиролог собирал - предложила ему составить заодно и список служащих НКВД,  судей, членов троек, прочих официальных лиц греческой нацинальности, причастных к репрессиям - он верещал от возмущения как резаный.

В областном поволжском  мартирологе  помянут мой родной дед -эстонец, а также двое его братьев. Но репрессия для двоих из них  - это содерание под стражей в ближайшей кутузке в течение нескольких месяцев, а потом деда в Поволжье отпустили землю пахать, а его братика на Дальнем Востоке - продолжать службу в армии,  после репрессии погоны у него не отняли.  Мартиролог же написан так, словно все трое погибли в застенках НКВД.

Третий брат был коммунистом, причём вступил в партию в буржуазной Эстонии, где он оказался по семейному вопросу - родители привезли его жениться на истинной арийке эстонке, а тут ревлющия... Короче, пребывание в буржуазной Эстонии деду вышло боком, признали его троцкистом, осудили, отпахал несколько лет в заточении, потом перевезли в Казахстан на поселение и разрешили жене приехать. Они там такое хозяйство развели, что после реабилитации долго колебались - вернуться в Поволжье или в Казахстане остаться. Да - был  репрессирован, но не погиб на фронте, как младший брат - офицер.

Мы с мужем потратили немало времени. чтобы найти следы его русского деда, репрессированного на Кубани "за колоски". Увы - русский мартиролог не дал нам никаких сведений... дед  сгинул бесследно.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(00:43:26 / 15-01-2014)

Так я и говорю, что пропашанда Запада работает на васю катушку, а со стороны России ответа - нет...

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(12:20:31 / 14-01-2014)

Да, у детишек из Риги, приехавших на Канары подработать в обслуге, происходит разрыв шаблона - оказывается, там немало русских отдыхает, а им плели про Мордор несусветную чушь.

Аватар пользователя Де Пердье

Сочувствую "детишкам из Риги"))))))))

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 1 месяц)(09:52:16 / 14-01-2014)

А Росатом строит АЭС по всему миру и нуждается в спецах.

-------------------------------------

В Росатоме есть такое понятие, как "допуск", поэтому никогда никакие "прибалтийские специалисты" в Росатоме работать не будут никогда. Впрочем также как украинские и даже белорусские и казахстанские.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(12:20:09 / 14-01-2014)

Это, так и это не только в России... это нормально...

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 1 месяц)(16:30:49 / 14-01-2014)

Вообще то это прискорбно, но что поделаешь.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(12:35:44 / 14-01-2014)

Вот, вот.... в СССР тоже была пропаганда, на Западе она былае и сеть, а вот Россия с этим делом отстает и в итоге проигрывает информационные войны...

Это дело в России нужно развивать...

Аватар пользователя emashine
emashine(5 лет 9 месяцев)(12:09:42 / 14-01-2014)

У Кирпича явно проблемы с речью. Для русского что-то слишком уж много грамматических ошибок. Да и с зарплатами в Питере какая-то пурга :)

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(12:27:40 / 14-01-2014)

Я писал с смартфона и к тому же недавно обновилось програмное обеспечение и в итоге редактор "поправляет" так, что становится непонятно...

Но АшиПки есть, я всю жизнь прожил в Таллине, жена эстонка, коллеги эстонцы и соседи эстонцы...они говорят по-русски не правильно и им приходится говорить упрощённо, что бы они поняли....но в то же время они хотят говорить по-русски (жена была врач и ей нужен был русский, ну и остальные примерно так же...) в итоге я русский забыл и к тому же он у меня испортился...

С зарплатами...в Таллине и Питере они были примерно одинаковы....но вот в связи с удешевлением рубля зарпалаты стали разнится...чисто из-за курса...

если 1 000 евро была 40 000 рублей, то сейчас 1 000 евро это уже 45 000 рублей

и если пенсии были в России около 270 евро, а в Эстонии около 310 евро, то сейчас (если в евро) из-за смены курса рубля, в евро пенсии в России стали меньше...

Аватар пользователя Русак
Русак(5 лет 4 месяца)(13:11:11 / 14-01-2014)

Можно подумать, зарплаты и пенсии не растут...

У меня зарплата на одном и том же месте за пять лет выросла не менее чем в полтора раза. Да и вы говорили, что начинали с 17-ти тысяч, а со временем чуть ли не больше эстонской стали получать.

Так штаааа......

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(00:28:28 / 15-01-2014)

.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(00:28:01 / 15-01-2014)

Так Я и говорю, что Россия сейчас опережает Эстонию и тем более, что:

- Россия живёт на свои

- Эстонию на 30% дотирует Запад

Главное, что бы Россия не остановилась в своём развитии....пока что очень быстро росла цена нефти с 20 долларов до 100 долларов, а вот уже год цена остановилась на 100 долларах...

Почему я и говорю, что нужно прижимать коррупцию и не посадками, а пусть платят, при капитализме наказывают лишением капитала...

Что бы было не выгодно воровать...

Аватар пользователя emashine
emashine(5 лет 9 месяцев)(13:24:48 / 14-01-2014)

С языком понятно. Я сам неграмотный :) Что касается курсовых колебаний, то если тратить в той же валюте, в какой имеешь доход, то скорее будешь интересоваться не курсом, а стоимостью своей корзины. Вот с этим у наших пенсионеров есть вопросы. Конечно, если вести трансграничную жизнь, типа пенсию получать в дорогой валюте, а покупки делать в дешевой, тогда - навар!;) При подсчетах этого навара нужно учитывать массу накладных типа транспортных и проживания. Где-нибудь в Нарве это может быть и бизнес, а в остальном - геморой.

Аватар пользователя Кирпич
Кирпич(5 лет 10 месяцев)(00:31:28 / 15-01-2014)

Просто то, что покупается в валюте - станет дороже...

А так ,  так - покупай местное и покупая у местных - помогай жить местным...

Аватар пользователя Де Пердье
Де Пердье(4 года 1 месяц)(22:29:50 / 14-01-2014)

Обреченность, решимость и усталость - вот, пожалуй, то, что роднит эмигрантов всех кровей независимо от того, откуда они бегут и куда.

===========================

Согласен.

 

 

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...