Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Справедливость Божия (Relg115)

Аватар пользователя DarkUser

Разговаривать о правде жизни с людьми непросто. Суждения у всех разные, и когда встречаешься с человеком, у которого другое представление о справедливости, нежели у тебя, чувствуешь сильную неприязнь в свой адрес. Это объяснимо – понять друг друга могут только те, у кого взгляды более или менее одинаковы. Поэтому, говоря о том, есть ли справедливость и справедлив ли Бог, пожалуй, стоит начать со справедливости в свете Библии. «Несправедливость» смерти.

Возьмем самый яркий пример: безгрешного Христа мучители зверски распинают на Кресте. Справедливо? Разве при этом не распинается вместе с Христом наше понятие о справедливости? Все ученики, наблюдающие за муками Спасителя, считали, что это не неверно, неправильно и незаслуженно. Но свершилось Воскресение Христово, и все стало на место, и никто из них уже не сомневался, что все было справедливо и необходимо. Именно после Воскресения вдруг стало понятно, что случившееся на Голгофе — это не трагедия, не горе, а самая настоящая Великая Победа над адом. И вопросов о справедливости больше не возникало.

Еще одна известная история — о праведном Иове, которого Бог всем наградил, всё даровал. Казалось бы, справедливость есть. Но появляется сатана со словами: «Это несправедливо. Почему бы ему ни быть праведным, если ему всё дали, обо всем позаботились. Вот отнимите это у него, и тогда посмотрите, кто он, как себя поведёт». Это тоже требование о справедливости — но со стороны сатаны. Он пытается проверить, доказать свою «правду». И чтобы установить истину, Бог идет на это. Иову приходится пройти через сильнейшие испытания, чтобы в конечном итоге справедливость Божья восторжествовала над «справедливостью» тёмных сил. Иов все выдержал, и вера его не поколебалась, поэтому Бог полностью возвратил ему его потерю и послал еще вдвое больше того, что он имел прежде. Но ни жене Иова, ни его друзьям, да и ему самому эта справедливость не была очевидна на момент испытаний. Скорее наоборот, те трудности, с которыми столкнулся праведнейший Иов, казались окружающим совсем не заслуженными. Но в конце концов справедливость была утверждена, а сатана посрамлён. А разве это не справедливо?


Можно привести пример и из нашей жизни. Любому маленькому ребенку помногу раз в день кажется, что родители несправедливы по отношению к нему. Несправедливо укладывают спать, заставляют есть, уводят с гулянья, не дают на горке прокатиться, в школу заставляют ходить, на пианино играть. У него, что ни шаг, то обида на родительскую несправедливость. Но мы с вами, взрослые люди, понимаем, что всё это не так. И что все родительские поступки (мы, конечно, имеем в виду хороших родителей) диктуются не самодурством и жестокостью, не злобным желанием наказать ребенка за какой-то проступок, а как раз любовью, лучшим пониманием пользы и желанием ему блага.

Это говорит о разном уровне понимания справедливости: с точки зрения маленького ребенка и мудрого заботливого взрослого. Так вот для Бога мы все малыши. И когда нам кажутся несправедливыми Его действия, мы должны подумать о том, что Бог гораздо лучше понимает последствия и следствия того, что происходит, что Он ищет нам блага и дает только лучшее, пусть даже это кажется нам пока неверным и неправильным (у ребёнка , увы, не всегда получается понять поступки взрослого).

Если говорить о несправедливости смерти, можно привести такой пример. Кошка родила котят. Через месяц хозяин начинает раздавать котят в добрые заботливые руки. С точки зрения мамы-кошки творится вопиющий произвол. Маленькие любимые пушистые детки отбираются у нее и уносятся неведомо куда. Но по мнению хозяина как раз все верно, ведь не могут же все котята жить вместе с мамой вечно, они уже должны начать свою самостоятельную жизнь. И справедливость поведения хозяина нам очевидна. Или, например, хозяин пересаживает рыбок из одного аквариума в другой. Для части рыбок, оставшихся в старом аквариуме, эти действия непонятны: их разлучают с милыми сердцу сородичами, с которыми они росли, играли — для них это может показаться катастрофой. Но хозяин знает, что делает это на время, и трагедии в этом нет.

Может, эти примеры нельзя полностью спроецировать на отношения Бога и человека, все-таки мы не рыбки и не котята, но, тем не менее, они ярко иллюстрируют разный уровень понимания справедливости.

О нашем уровне понимания и уровне притязаний в решении важнейшей проблемы смерти замечательно пишет епископ Гермоген (Добронравин), живший в 19 веке: «Земледелец знает, когда время и когда не время снять пшеницу, а мы все, плачущие о наших близких усопших, походим на детей, которые судят и рядят о том, зачем земледелец так рано или так поздно пожинает пшеницу на поле. Но что было бы с пшеницею, если бы она пожиналась не по расчетам опытного земледельца, а по распоряжению неопытных судей? Что было бы и с нами, если бы смерть пожинала нас по нашему недальновидному распоряжению, а не по воле и власти Того, в деснице Которого и живот (жизнь – прим. ред.), и смерть?»

«Если бы Бог был справедлив, мы были бы в аду»

Интересно, что многие святые говорили: «Не смейте думать, что Бог справедлив. Он – милостив, но не справедлив. Если бы Он был справедлив, то мы бы уже давно были в аду».

Какова разница между справедливостью и милостью? Например, если маленький ребенок сломает дорогую вещь дома, родители не заставляют его отрабатывать потраченные на нее средства, а просто ставят в угол. И не чтобы наказать, а чтобы на будущее научить не делать так. Это показатель не справедливости, а милости, мудрости, любви и сострадания. Но Бог, в отличие от нас, справедлив. Хотя в первую очередь Он к нам милостив.

Часто у горюющих людей возникают претензии к Богу о несправедливости Его действий и отношения к ним. Это выглядит нелепо и глупо. Люди считают не справедливым, что «Бог забрал к Себе», но никто не может сказать, на самом ли деле это именно Бог сделал. Ведь множество наших бед свершается не потому, что Бог проявил Свою волю, а потому что мы делаем свой дурной выбор. Если человек, например, совершил суицид (мы не берем случаи душевнобольных), то он сам сделал свой выбор, иначе самоубийство не считалось бы смертным грехом. Тогда просто говорили бы «покончил жизнь по воле Божьей». Если пьяный человек сел за руль и разбился на смерть или под действием наркотиков участвовал в преступлении, во время которого его убили, то при чем тут Бог? Разве Бог наливал ему и заставлял садиться за руль?

Бог дал законы, по которым устроен мир. И не только физические, но и нравственные. Где эти законы нарушаются, там, соответственно, и происходят катастрофы. Происходят они не потому, что Законодатель плохой или законы плохие, а потому, что эти законы не соблюдаются. По невнимательности, по незнанию, по злому выбору – по разным причинам. Не справедливо обвинять Бога в том, что мы сами нарушаем Его же законы. Как несправедливо ребенку обвинять отца, который сказал ему, что нельзя делать категорически, а тот совершил поступок, который имел плохие последствия. Кто виноват: отец или ребенок? К сожалению, претензии к Богу мы предъявляем часто, а о благодарности думаем значительно реже.

А где благодарность?

Часто, когда умирает человек, мы говорим о несправедливости Божьего промысла, и не думаем о том, сколько раз Бог спасал этого человека от смерти. Он мог умереть, погибнуть, быть убитым десятки тысяч раз по самым различным причинам, но Бог хранил его, оберегал. А разве мы искренне благодарили Его за это? То есть по нашему мнению Его Промысел о покойном в течение жизни был справедлив, и мы его принимали практически без благодарности. А вот когда человек умер, мы сразу же заговорили о Божьей неправоте.

Разве может быть справедлив этот упрек Тому, Кто создал человека, которого мы любили, вел его по жизни, опекал, оберегал, давал таланты, уникальность и прочие блага. А самое главное — Он создал его душу, которая в эти минуты предстоит пред Ним и ждет нашего заступничества. А мы в это время Богу высказываем претензии и обиды.

Подумайте, если вы дали от чистого сердца во временное пользование очень дорогую вещь, то, согласитесь, ваша просьба вернуть ее в назначенное время будет вполне уместна. За что вас можно укорить, если вы просите свое? Так и Бог на время дает нам земную жизнь. Не Ему ли принадлежит право ее и забирать? Как мы смеем говорить о несправедливости Хозяину любой жизни?

Именно об этом нам говорит святитель Иоанн Златоуст: «Человек рожден и смертен: итак, что же скорбишь о совершившемся сообразно с природой? Ведь ты не скорбишь, что питаешься, принимая пищу? Не стремишься жить без питания? Так и относительно смерти: не ищи бессмертия, родившись смертным. Это однажды определено и узаконено. Но когда Бог призывает и хочет нечто взять от нас, не станем, как неблагодарные рабы, покидать Владычного. Если бы Он взял деньги, честь и славу, тело, самую даже душу, Он взял бы Свое; если бы Он взял твоего сына, — не сына твоего, но раба Своего Он взял бы. Если мы сами не принадлежим себе, как может быть нашим то, что есть Его?» (т. 12, ч. 2, О смерти)

Дары от Бога мы привыкли принимать, как обычное явление. Когда Бог дает, мы с радостью принимаем и не думаем о Дарителе, а когда забирает – начинаем протестовать и искать виноватого.

Снова вспомним праведного Иова, который пред Богом был безгрешен. Когда он лишился всех богатств, детей, здоровья, из его уст прозвучала замечательная фраза: «Бог дал — Бог взял». Так должны поступать и мы. Но чтобы стать на духовную высоту Иова, надо пытаться понять Бога, Его законы, начать общение с Ним, как это делал Иов.

«Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент жизни»

Думаю, у каждого рано или поздно возникает вопрос: если Бог есть, то как Он допускает страдания невинных людей?

Всем известно, что при рождении Христа царь Ирод избил Вифлеемских младенцев. Многие думают, как могло произойти это величайшее зло? Не была ли слишком велика плата за рождение Христа, ведь столько невинных детей погибло! А последующая судьба этих младенцев такова, что в Церкви они возведены в лики святых. Теперь они Ангелы Божьи и вместе с Христом вечно.

Здесь вопрос о справедливости снова упирается в восприятие. Ведь если видеть в их смерти только смерть и абсолютное зло, то можно бунтовать и говорить о неправоте мироустройства, но если представить, что они ликуют в радости со Христом, то зло оборачивается добром.

В книге «Нравственное богословие» Е. Попова (Грехи против 5-й заповеди, грех: безутешная печаль об умершем дитяти) мы читаем: «…каждым вновь умирающим младенцем (если младенец крещен) увеличивается число лиц в Царстве небесном. И Господу Иисусу Христу принадлежит право из среды живых избирать себе младенцев, как пастырь имеет власть выбрать себе из всего стада самую лучшую овечку: Он создатель, питатель и искупитель младенцев: родители же только временные опекуны их».

Согласитесь, что в этих словах тоже есть жизнеутверждающая высокая справедливость.

Но в горе люди не способны это понять. Они замечают только, что умирают безгрешные дети, а, например, богатый старый преступник живет, что погибает под колесами автомобиля многодетная женщина, дети которой обречены на детдомовскую жизнь, а с пьяницами ничего плохого не происходит. Поэтому в их сознании формируется вывод, что хорошие люди умирают, а плохие – здравствуют. Посчитав это несправедливостью Бога, некоторые люди даже уходят из Церкви, разуверяются.

Но, давайте задумаемся над тем, что во–первых, пьяницы и наркоманы живут уж точно меньше, чем люди не подвластные этим тяжким порокам. Из-за узкого взгляда на происходящее делаются неверные выводы. Мы же не знаем, сколько умирает наркоманов и в каком возрасте. Просто мы видим, что наш близкий умер, а наркоман живет. И делаем из этого совсем не правильное умозаключение. Во-вторых, а почему должны умирать только плохие (и кто может это определить?) и порочные, а хорошие нет? Разве у Бога там колония для преступников и насильников? Разве там исправительное учреждение для злых и подлых? Почему мы определяем за Бога, что там должны быть только плохие, а тут — все исключительно хорошие. Надо помнить, что там не только ад для грешников, а на земле далеко не рай для праведников.

Задумаемся над словами Паисия Святогорца: «…некоторые, у которых не хватает в голове соображения, говорят: «Если бы существовал Бог, Он не позволил бы совершаться такому множеству преступлений. Он наказывал бы преступников». Такие люди не понимают, что Бог оставляет преступников жить для того, чтобы в День Суда им было нечем оправдаться в том, что они не покаялись, не смотря на то, что Он дал им для этого годы. А тех, кого преступники убивают, Бог тоже не оставит». (Семейная жизнь, ч. 6)

Еще одну поучающую историю о Божьей справедливости, которая выразилась легкой смерти грешника и горькой смерти праведника мы находим в Священном Предании.

Умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественными, с епископом и множеством священников. Вскоре затем на одного отшельника в пустыне напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своем с плачем воскликнул: «Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику — горькую жизнь и горькую смерть?!» Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: «Тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник забыл покаяться только в одном грехе. Легкой смертью и торжественными похоронами Всевышний воздал неправедному богачу за то единственное доброе дело и тому больше нечего ждать на том свете. Ужасной смертью отшельника Господь изгладил тот его единственный грех, и затем полностью вознаградил пустынника на Небесах.

Имей это в виду, когда будешь размышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего».

Вот вам и справедливость.

Невыносимая легкость бытия в нашем понимании справедливости

Конечно, всемогущий и всеблагой Бог мог бы сделать так, чтобы все вошли в рай «автоматически», мог бы исправить всех порочных людей и все были бы с Ним. Но ведь это выглядело бы как дрессировка. За хорошее поведение — награда, за плохое – наказание. Представьте, как бы мы жили при такой неотвратимости наказания. Люди, грубо нарушающие заповеди, сразу умирают, все грешники несут тяжкие скорби, а праведники исключительно благоденствуют. Ну, конечно, в результате такой дрессировки все станут праведниками, никто не рискнет нарушить заповедь, все будут творить добро, но… все перестанут любить Бога. Ибо Он тогда будет не любящим Отцом, дающим нам великое право выбора и свободу, а диктатором, который насильно устанавливает свои порядки. Но Бог, который есть Любовь, не может быть насильником, Он не может навязать Порядок и отобрать Свободу и Любовь.

И еще, человек, которого дрессируют, сам становится жестоким и уже не может воспринимать и любить ближнего. А этого Бог тоже не может допустить. Поэтому никогда не будет на земле такой, с нашей точки зрения, «справедливости».

Абсурдно и представление о том, что Бог наказывает одного за грехи другого. Но разве можно представить, чтобы справедливый, милосердный и любящий родитель наказал одного ребенка, невинного, вместо другого, виновного? А справедливый судия разве может наказать вместо преступника почтенного и законопослушного человека?

Совершенно очевидно, что нет. Это противоречит не только справедливости, но и любви, и здравому смыслу. Так почему же мы можем допустить такое ужасное предположение, зная, что Бог есть Любовь? Конечно, Он не наказывает одного за другого. Каждый человек несет ответственность за свои поступки, и быть наказанным за чужие грехи он не может.

Но если под наказанием мы понимаем вразумление, поучение, придание правильного направления, наставление на благой путь (как это слово понимает Библия), то такое становится действительно возможно.

Например, если мы не можем решить какую-то жизненную задачу, справиться с ситуацией, то к нам могут быть подключены и «даны» люди, обстоятельства и скорби, с помощью которых, мы найдем правильное решение. При этом те, с помощью которых мы это решение находим, тоже получают награду.

Хорошо иллюстрирует этот вопрос святоотеческий рассказ из древнего Патерика.

Один аскет, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда аскет молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил: «Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божьи — бездны. Но, поскольку просил знать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть судов Божьих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божье во всем». Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришел к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалеку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался.

Вскоре подъехал один богатый на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из корзины кошелек с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счет, хотел положить его на свое место, однако не заметил, как кошелек выпал в траву. Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушек из платка и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъяренный, с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он отдать ему его дукаты. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашел, и ушел огорченный.

Старец же тот все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о неправедном убийстве и молился Господу, говоря: «Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя такую неправду. Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной был убит неправедно». В то время как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему: «Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божьей. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай. Тот, кто потерял дукаты, — сосед того, кто их нашел. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов, бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне. Другой бедняк, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся, и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: «Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же дай мне!» Конечно, Господь наш простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Тем более, что он не только заботился о хранении Его заповедей по любочестию, но хотел даже заплатить за старую свою вину. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом — как тот Его просил, взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие! Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и идет стать монахом! Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их праведно и как знает, в то время как ты считаешь их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией, по причине, которую люди не знают. Итак, правильно говорить: праведен еси, Господи, и правы суды Твои (Пс. 118, 137)...»


«Господи, научи меня принять все со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя…»

Понять справедливость и Божий Промысел в каждом конкретном случае не просто. Обычно мы ждем, что кто-то придёт и решит наши проблемы – покажет, расскажет, прояснит, даст ответ. Но решать сложные задачи жизни можем только мы сами. Вспомните, в школе благодаря усилиям и труду, мы шли от простого к более сложному, чтобы в старших классах с легкостью решать относительно сложные задачи. И в духовной жизни так же. Для начала надо захотеть решить эту задачу, затем учиться духовной жизни, жить жизнью Церкви, стараться следовать заповедям, молиться, поститься, совершать дела милосердия и милостыни, практиковаться в них. И тогда Бог, скорее всего, откроет Свой Промысел о том, что нас волнует.

Часто Бог в полной очевидности являет нам Свой Промысел, а мы его не можем увидеть, потому что ожидаем от Бога только той помощи, которую хотим получить. А если Он совершает нужное нам по-своему, не теми средствами и методами, которыми бы нам хотелось, то мы из-за гордости не можем понять и принять, что это и есть настоящая помощь и поддержка. Один из соавтор ов данной статьи слышал разговор со священником одной девушки, которая говорила о том, что перестала верить в Бога после одного трагического случая. Кратко изложим ее рассказ.

Когда ей было 10 лет, живший у них в квартире бойцовский питбуль вдруг неожиданно напал на отца. Жестокая и кровавая схватка завязалась прямо у нее на глазах. Бедная девочка металась в страхе и отчаянии, не зная, чем может помочь отцу. Собака в ярости буквально разрывал папу. Он тоже из последних сил сопротивлялся. Девочка стояла в шоке и не могла ничего сделать. Видя кровь отца и слыша угрожающий рык собаки, которая была уже невменяемая от этой схватки, девочка плача упала на колени и стала возносить молитвы к Богу, прося защитить и заступиться за отца.

- И представьте себе, батюшка, Бог мне не помог, – закончила она свой рассказ.

Повисло трагическое молчание. Священник сочувственно тихо спросил ее:

- Ваш папа погиб?

Ее ответ поразил:

- Нет. Нас спасли случайности. Пятью этажами выше жил милиционер. И вот к счастью, он в это время шел с работы домой пообедать. Он всегда ездил в лифте, но именно в это время и этот день почему-то решил пойти пешком на седьмой этаж. И вот, проходя мимо нашей квартиры, услышал звуки борьбы и мои рыдания. Еще одно странное совпадение было в том, что дверь оказалась открытой, хотя мы всегда ее закрывали. Сосед вошел, сразу оценил обстановку, и выстрелил в собаку из пистолета, который обычно сдавал в дежурную часть, а в тот день по счастливому совпадению не сделал этого. Вот что и спасло моего папу. Но Бог не услышал меня. И теперь я не верю в Его справедливость.

Ну что тут можно сказать?

Но, конечно, бывают и исключительные случаи, когда Промысел Божий действительно не открывается. Тогда хорошо бы руководствоваться следующим мнением из книги по нравственному богословию Е. Попова: «…если пути Божии в каком-либо деле до времени необъяснимы и таинственны, то излишнее старание познать, откуда они или к чему ведут, смелое толкование их для других, составляет грех; потому что тут начинается высокоумие, близка опасность заблудиться. Лучше на сей раз оставаться в «священном благоговейном недоумении».



Авторы: игумен Владимир (Маслов), психолог Хасьминский Михаил.

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Элияghy
Элияghy(5 лет 8 месяцев)(13:58:55 / 13-12-2013)

"Не смейте думать, что Бог справедлив. Он – милостив, но не справедлив. Если бы Он был справедлив, то мы бы уже давно были в аду».

Истина!

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(14:56:46 / 13-12-2013)

Вы верно заметили это богохульство. Бог - СПРАВЕДЛИВ ВСЕГДА! Но Он дает время нам исправиться, или это тоже несправедливо? Нагрешил - и не успев покаяться и загладить свою вину - тут-же на правежь?! Это будет СПРАВЕДЛИВО?!

Аватар пользователя Шindows
Шindows(4 года 4 месяца)(15:15:02 / 13-12-2013)

Мерять христианство мерками ислама, вся суть мусла. Остановись невежа доктрины разные.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(15:48:11 / 13-12-2013)

Тебя забыл простить, язычник.

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:06:50 / 13-12-2013)

Доктрины суть везде одинаковые. Прощение заслуживается постом,  молитвой, недопущением греха в будущем. Собственно, покаяние предусматривает недопущение греха в будущем. Если покаялся, и тут же согрешил вновь-это не покаяние.

Аватар пользователя DarkUser
DarkUser(5 лет 10 месяцев)(16:10:22 / 13-12-2013)

Часто это не так. Человек искренне может покаяться, но потом снова упасть. Человек должен иметь желания исправления, но сил на такое исправление может не хватать. И, верю, что Бог будет судить по делаи и намерениям, а не по одним делам только.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:12:37 / 13-12-2013)

Разумно. Такое тоже вполне согласуется даже с Исламом. О намерении.

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:17:28 / 13-12-2013)

Но это Вы так решили. Типа, есть рай настоящий, а есть такой, типа, бюджетный вариант, где размещаются не за поступки, а за намерения.Благими намерениями вымощена дорога в ад.

Аватар пользователя DarkUser
DarkUser(5 лет 10 месяцев)(16:19:09 / 13-12-2013)

Это не я так решил, а опыт святых отцов подсказал. Кроме того, если мы откроем Евангелие, то именно об этом и прочитаем:  «Льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит» (от Матфея. 12. 20).

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:38:23 / 13-12-2013)

К чему это здесь? Вставленная цитата из Исайи. Вы Еванглие-то сами читали?

Аватар пользователя DarkUser
DarkUser(5 лет 10 месяцев)(17:02:44 / 13-12-2013)

Странный вы... Да, это цитата из Исайи, но стих этот из (от Матфея. 12. 20).

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(08:55:58 / 14-12-2013)

К чему это здесь? 

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:21:44 / 13-12-2013)

Намерения все-же важны. Если человек делал доброе дело и искренне стремился к этому - но не смог доделать - уже-ли его дело не заслуживает награды?

Пример - для Вас построили дом бесплатно, но забыли забить пару гвоздей в критических местах, но Вы об этом не знаете - де-юре - дом не сдан, де-факто - сдан. Вы будете благодарить за дом, когда узнаете о недоработке?

Пример - Вы помогаете сироте деньгами, периодически делая переводы и так вышло, что не смогли пару месяцев высылать денег и сирота будет Вам благодарен или нет? или сразу матом покроет за то, что не сделали перевода?

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:29:37 / 13-12-2013)

Или дал 100 рублей нищему на улице, а он пошёл, набухался и замёрз насмерть. Так добро я совершил или зло?

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:38:24 / 13-12-2013)

Это его выбор - набухаться, а потому Вы не в ответе, но если Вы, когда давали ему деньги - спросили на что и он ответил, что на бухло - и Вы дали - то Вы - СОУЧАСТНИК ЕГО САМОУБИЙСТВА!

А правильнее было-бы дать ему еду, одежду, а не деньги.

А еще мудрее - дать работу, но если он не хочет работать(ни не может, а именно НЕ ХОЧЕТ) - идти дальше, не подавая ему в будущем НИКОГДА.

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:42:51 / 13-12-2013)

Подаяние просят Христа ради. И давать его правильно именем Христа. И благодарить Христа за то, что имеешь. А если подавать или помогать от гордости и самомнения-это ничего доброго не принесёт ни дающему, ни просящему.

Пардон, в вашем случае Аллаха.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(00:31:53 / 14-12-2013)

Причем тут гордость или самомнение? Нужно просто размышлять, над тем, что делаешь ибо ни одна душа не понесет чужое бремя, но только свое! А уж если ради Аллах Тааля тебя просят что-либо худое, т.е. с плохим намерением и ты это видишь, то разве вправе ты обмануться, если видишь ложь? Обманывать самого себя - тоже грех... И помните, что помощь бывает разная - срочная в случае опасности для жизни и помощь лодырю, который живет чужим трудом, т.е. паразитирует - подавать таким - грех и на дающем и на просящем ибо развращает их еще более и заставляет иных, кто увидел легкую жизнь паразита - уподобиться ему. Ежели Вам разум дан - пользуйтесь им, иначе грех то - отвергать Дар Господа Миров! Помните, что Адама и Еву из Рая изнали со словами, что они будут в поте лица своего трудиться ради пропитания и жизни вообще... Уже-ли Вы усомнитесь в словах Господа, изложенных в ветхом завете?

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(08:56:52 / 14-12-2013)

Много слов. Достаточно наличия совести.

Аватар пользователя AlterDraconis
AlterDraconis(5 лет 10 месяцев)(15:15:12 / 13-12-2013)

Рашад, а в исламе есть понятие 'покаяние'?

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(15:44:11 / 13-12-2013)

Есть! Это ат-тауба - покаяние, включающее в себя дуа(молитву) и действия, направленные на максимальное устранение последствий недоброго деяния и испрошение искреннего прощения у обиженных. Видать христиане этого не знают...

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:03:06 / 13-12-2013)

Христиане знают. Тот , кто это написал-лукаво мудрствующий.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:06:28 / 13-12-2013)

Возможно. Но тогда я не понимаю автора сего поста...

Аватар пользователя AlterDraconis
AlterDraconis(5 лет 10 месяцев)(16:32:44 / 13-12-2013)

Нет, я этого не знал, поэтому и спрашиваю. Теперь знаю, спасибо.

Аватар пользователя DarkUser
DarkUser(5 лет 10 месяцев)(15:20:10 / 13-12-2013)

Христианство не Ислам. То, что для вас богохульство, для христианина высшая Истина. Это потому так, что понимание Бога разные.

Аватар пользователя Элияghy
Элияghy(5 лет 8 месяцев)(15:20:50 / 13-12-2013)

Здесь просто понятия справедливости немного смешаны, Бог справедлив всегда, однако, Он милостив, и будь Он справедлив без милости - каждому место в аду, но милостию Божией, и только ей, дано нам время и прощение.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(15:45:17 / 13-12-2013)

Во! Уловили суть манипуляции понятиями, и эта манипуляция может ввести в заблуждение.

Аватар пользователя andrei_leva
andrei_leva(4 года 1 месяц)(15:55:28 / 13-12-2013)
еще добавлю, что Бог не вселенский полицейский, и никого в ад не отправляет. Оглянитесь, это не Бог, а мы превратили свою планету в ад, и мы же ее уберем и превратим в цветущий сад, с Божьей помощью.
Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:01:51 / 13-12-2013)

ВО! Господь Бог - Милостив к нам и Он - Царь Справедливости, но справедливы-ли мы к окружающим и сами к себе, не равнодушны-ли к несправедливости? И помните о ВОЗДАЯНИИ, которое может быть при жизни, или после смерти...

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:09:29 / 13-12-2013)

Вот именно, то же и у христиан. Никто не знает своего часа, а грехи давят.Преставился, не успел-получи по полной. Это справедливо.

Аватар пользователя DarkUser
DarkUser(5 лет 10 месяцев)(16:14:43 / 13-12-2013)

Вы не правы. Множество есть историй, когда грешник умирает до того, как успел покаяться, но Господь прощает ему грехи. Важно не только то, что свершилось, но и то, чего человек хотел сделать. Если человек каялся, искренне сокрушался о своём грехе, но всё равно срывался и грешил, то Бог скорее всего простит его и помилует, так как Он и намерения наши целует.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:25:36 / 13-12-2013)

Извините: Множество есть историй, когда грешник умирает до того, как успел покаяться, но Господь прощает ему грехи. - и кто Вам об этом сказал? Грешник из загробного мира или Сам Господь Бог? Иные источники - немыслимы. Уж извините.

Аватар пользователя DarkUser
DarkUser(5 лет 10 месяцев)(16:35:05 / 13-12-2013)

В этих историях правда открывалась Богом через праведных и святых людей. Верить этим историям или нет, каждый решает за себя. Думаю, что если такие рассказы согласуются с духом Евангелия, то стоит поверить.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:44:05 / 13-12-2013)

Источники косвенные с сомнительной цепочкой передатчиков(исключения - собственноручно написанные в первоисточнике или множестве копий, в которых не изменена ни единиая буква), а потому - эти "хадисы" могут быть и не достоверными. Вы-же умный человек, должны понимать, что историю кое-кто и искажал себе в угоду и летописи частью сжигали, а частью искажали.

Аватар пользователя мамонт молодой

«За то, что говорили: "Убит был нами сын Марйам - Мессия Иисус, посланник Божий". Но ими не был он убит, и не распят. Им лишь представилось все это, И кто заводит спор о нем, В сомнениях об этом пребывает. У них нет никакого знания (об этом), И следуют они своим предположеньям, - Ведь, истинно, убит он не был. Нет, (не был он убит)! Господь вознес его к Себе. Ведь Он Велик и Мудр!» (Коран, 4:157-158).

Я тоже язычник- родновер. И я верю Корану и не верю тем апостолам -  немолившимся и всё проспавшим. 

Именно на этом моменте построена вся библейская доктрина. как ситема управленияч народами.На показаниях тех- кто не молился с Исусом и всё проспал.

Аватар пользователя good-society
good-society(4 года 2 месяца)(22:25:07 / 13-12-2013)

Наверное Бог, имхо, не где-то в небесах, и не в виде какой-то материальной формы. Бог - это, скорее всего, нравственные законы самосохранения человеческого общества. Т.е. коротко, Бог - это человеческие законы.

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:24:57 / 13-12-2013)

Чтобы это наверное знать, нужно познать все материальные формы. И выяснить, что ни одна из них не содеожит божественного.

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:01:48 / 13-12-2013)

Христа распяли справедливо? Бог-несправедлив?

До каких же степеней греховности дойдёт лукаво мудрствующий..

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:04:43 / 13-12-2013)

Вы сами видите, что умствования людские могут довести до богохульства, если не опираются на Источник. А часть догматов христианства - недоказуемы даже с помощью Библии, ибо прямо противоречат ей.

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:10:26 / 13-12-2013)

Нет. В христианстве-стройная система. Просто тут специалистов нет.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:16:22 / 13-12-2013)

Очень жаль. Ибо таких специалистов нет и в Питере на весь Синод. Просто я участвовал в большом диалоге между конфессиями и ответов увы не нашел.

Простой пример. 10 заповедей - они не отменены!(откройте Википедию) Но 1 и 2 - нарушаются повсеместно. И что-же?

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:20:15 / 13-12-2013)

По-моему все 10 нарушаются.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:23:43 / 13-12-2013)

Не утрируйте. Я не про общую массу, а про отдельных "праведников".

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:27:25 / 13-12-2013)

Тогда называйте вещи прямо, кого вы, или кто другой считает "праведником" нарушающим 1 и 2 заповедь. А так сложно угадать о чём вы подумали.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(16:36:09 / 13-12-2013)

Вспомните иконы и "триединство" - поймете, когда прочитаете первые две заповеди.

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(16:46:30 / 13-12-2013)

  Вот видите, как вы беседу ведёте. Менторски. Вспомните-поймёте. Дескать, намекаете, что обладаете сакральным знанием. Это и отвергает от вас людей. Я не утверждаю, что знаю ответы на все вопросы.

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(00:36:28 / 14-12-2013)

Я тоже не знаю насколько я невежествен, а потому изучаю и далее, а намеки - для тех, кто ЗНАЕТ и ПОНИМАЕТ. Надеялся, что Вы из их числа. Увы. Судя по комментарию - Вы ничего так и не поняли. Надеюсь, что пробелы в понимании собеседника у Вас буду закрыты, а Вы станете знать более меня, а понимать на порядок более! Чего Вам искренне желаю.

Аватар пользователя Никодим
Никодим(4 года 1 месяц)(09:00:16 / 14-12-2013)

Всё я понял. Камень в чужой огород хотели кинуть-да не вышло.))

Успехов и вам, на вашем мутном поприще.

Аватар пользователя gfksx2
gfksx2(5 лет 10 месяцев)(16:41:17 / 13-12-2013)

Христос не мог не умереть , а Адам не мог не съесть плод, иначе не было бы движения  . И да, ещё всё незакончилось :)

Аватар пользователя DarkUser
DarkUser(5 лет 10 месяцев)(17:13:09 / 13-12-2013)

> Христос не мог не умереть , а Адам не мог не съесть плод, иначе не было бы движения.

В Евангелии написанно: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. (Иоанн гл. 10: 6-18)

Так что Христос мог выбирать, не было никакой предопределенности. Он мог не умирать.

Аватар пользователя gfksx2
gfksx2(5 лет 10 месяцев)(02:14:21 / 14-12-2013)

Если бы Христос не умер, то он бы не воскрес и тогда был бы всё равно другой Христос . То же по Адаму несъел бы он плод, съел бы кто нибудь из его детей ,  и в этом случае вообще непонятно что было бы ,человечество бы разделилось. Таки господу интересны как отдельные личности так и всё человечество причём развитое . С умными хотя бы поспорить можно .

Мне пришлось с афганцами общатся, ну я там над ними смеялся, вам говорю коран дали читать и думать, а вы ему молитесь . Нам говорят афганцы, бог всё даст ,я им говорю а чё он вам атомную бомбу не дал ?

А потом я подумал а чем наша церковь отличается от неграмотных афганцев ? так же как и они молится евангелию. Как то так .

Аватар пользователя Харасыч
Харасыч(4 года 4 месяца)(20:47:41 / 13-12-2013)

Все, что вы написали (очень утешительное чтение, признаю, с удовольствием жил бы по таким заветам), вы прочитали или услышали от других людей, которые, в свою очередь, услышали от других людей и так далее. Все эта процедура сопровождалась многослойным перевиранием. Где ваш сакральный источник? Откровения обкурившихся погонщиков верблюдов и бывших мытарей не предлагать.

Контрольный воспрос. Сами в бога верите? В церковь или еще там куда ходите? Ребенку объясняете, что гром - это Илья-пророк шумит? Посты соблюдаете? Верите ли ПОЛНОСТЬЮ во все, что написано в Библии и святоотеческих книгах?

Аватар пользователя Элияghy
Элияghy(5 лет 8 месяцев)(21:22:44 / 13-12-2013)

Про Илию - нет, не объясняют, ибо сие не есть правда, в остальном - так живут миллионы.

Аватар пользователя Харасыч
Харасыч(4 года 4 месяца)(21:56:22 / 13-12-2013)

Еще раз, теперь к вам вопрос, раз уж вы вписались:) Сами веруете буквально и без изъятий в то, во что старцы указали? Спрашиваю потому, что много развелось охотников рассуждать о пользе религии для народной нравственности, при этом неявно предполагая, что весь корпус этих идей - для кого-то другого. Прямо скажем, для тех, кого они полагают ниже себя, не признаваясь в этом.

Вы согласны, что "миллионы живут" - это утверждение, что миллионы живут, а не доказательство.

Аватар пользователя Элияghy
Элияghy(5 лет 8 месяцев)(22:18:22 / 13-12-2013)

Согласен, не доказательство, только на веру. Сам не на сто процентов посты и заповеди не соблюдают, ибо грешен, немощен, помощи у Бога прошу. Всех старцев не читал, но в Библию верю, Предание церкви православной чту.

Аватар пользователя Харасыч
Харасыч(4 года 4 месяца)(22:37:52 / 13-12-2013)

Что ж, остается только позавидовать вам. У меня последний раз такая вера была, когда я верил партии и правительству. С тех пор обхожусь только долгом и честью, так, как сам их понимаю. Хотя, так же, как вы, тоже слаб и немощен, и не все получается :)

Аватар пользователя Элияghy
Элияghy(5 лет 8 месяцев)(22:57:19 / 13-12-2013)

Так Христос не за здоровыми и пришёл...

Аватар пользователя Rashad_rus
Rashad_rus(5 лет 9 месяцев)(00:43:23 / 14-12-2013)

Веру - могут отнять вероломные люди, а ПОНИМАНИЕ - отнимается вместе с жизнью... Возможно просто стоит разобраться и ПОНЯТЬ. Тогда Вера будет усиливать Понимание, а Понимание усиливать Веру в то, что Вы еще не успели Понять.

Аватар пользователя Alexn.Klimov
Alexn.Klimov(4 года 6 месяцев)(19:44:03 / 14-12-2013)

Мда, читал, много комментов а главного никто и не увидел. Все что написано полностью противоречит одному атрибуту высшего существа сиречь бога - всеведение. Так-то так выходит что все проповедники постоянно "забывают" про этот атрибут, хотя вроде никто и не возражает против него. Возможно боятся выводов?

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...