Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Чертежи на самолеты, и не только. Как было и как стало.

Аватар пользователя good-society

"Расскажу я вам про плазовые разработки. Скажу сразу, что как самолеты на плазах рисовали я в глаза не видел, но плазы с разработкой кузовов легковых автомобилей с плазы с общей компоновкой я с 1999 по 2007 год наблюдал ежедневно (работаю инженером-конструктором на автомобильном заводе в конструкторском отделе кузовов автомобилей).

Итак, плаз раньше представлял собой идеально ровный лист фанеры с наклеевным на него очень плотным ватманом. Размеры плаза должны были соответствовать размерам автомобиля, т.е. быть больше. Ватман после наклейки смачивали водой, чтобы он растянулся до состояния барабана. Далее, плазовая бригада наносила на плаз координатную сетку с шагом 200 мм (у иноземцев - 100мм). Разметка сетки тщательно проверялась, результаты скреплялись подписями и актом. И вот на этом плазе шла разработка общей компоновки автомобиля. Каждый узловик рисовал свой узел, сечения и прочее с учетом "интересов" других узлов. То есть плаз представлял собой огромное количество информации, разобраться в которой подчас было тяжело разобраться самому компоновщику, а для стороннего человека - вообще темный лес (представьте себе страницу с выкройками из Бурды. Так вот, по количеству линий и кривых плаз был на порядки сташнее). Иногда приходилось работать на плазах лёжа, поэтому женщины носили исключительно брюки:-))) (архивные фото с нашего предприятия имеются). Для разработки сложных узлов (например, панель приборов) использовались уменьшенные плазы, в которых отражалась информация по данному узлу.

Обычно плазов было много и хранились они горизонтально в стопке. И в кантовании плазов по необходимости принимало участие всё мужское население отдела.

В 70-х годах деревянные плазы замелили на дюралевые. Предварительно их красили либо суриком, либо серой краской. Рисовали на этих плазах иголками (проскребали краску до металла). А в 80-х годах появилась специальная лавсановая пленка с наружным слоем из ватмана (пленка имела основу зеленого цвета). Основной плюс таких плазов - компактность при хранении. Раскатать такой плаз могла даже женщина (дюралевый плаз размерами 5000х2500 толщину не помню кантовали 6 человек минимум).

В конце 80-х годов стали пояляться графические станции-терминалы фирмы IBM.

Совсем забыл про самую главную вещь при разработке кузова - пластилиновый макет. С него всё и начиналось. Бригада скульпторов изготавливала макет с фантастической точностью. На макет наносились линии разъема деталей (навесные элементы, остекление), производилось нанесение координатной сетки. Затем с макета снимались замеры, которые использовались конструкторами-узловиками для проектиравания. Макет расчерчен огромным количеством координатных линий, по которым разрабатывась поверхность кузова. Нанесение координатной сетки у двух конструкторов занимало месяц. При нанесении координатной сетки правились поверхности макета (адская работа. Монотонная, но требующая большой отдачи, потому как ошибки, заложенные на этом этапе, перекладывали в дальнейшем на другие этапы).

Итак, появились нграфические станции с системами 3-хмерного проектирования. Появилась CATIA (продукт французской фирмы Дассо-Системс, бывшее подразделение авиастроительной компании Дассо-Бреге). У старшего поколения происходил разрыв мозга. Когда 3 конструктора за месяц провели разработку поверхностей кузова, что раньше делала бригада из 8 человек в течении полугода (за точность цифр не ручаюсь, может что-то напутал, но порядок достоверный), то старшее поколение поняло, что искусство заточки карандашей больше не является мерилом мастерства:-)) Но, как ни станно, компоновочных работ, связанных с узлованием, не проводилось. То есть 3-хмерной модели автомобиля не создавалось. Причина - низкое быстродействие вычислительной техники. Компьютер IBM занимал помещение 18х6 (размер по колоннам помещения), и "тащщил" на себе около 30-ти треминалов. Самая потрясающая вещь была "слепая" клавиатура. Она имела (точно не помню) около 18 неподписанных кнопок, расположенных в виде креста. Конструктор мог назначить каждой кнопке определенную команду, чтобы свезти к минимуму лазание по многоуровневым выпадающим меню (никаких графических интерфейсов не было, также не было отката в командах). По началу работа на такой клавиатуре была за гранью понимания, но по мере запоминания расположения кнопок-команд, по мере понимания того, в какой последовательности кнопки необходимо располагать, приходило осознание того, что "слепая клавиатура" - фантастически практичная вещь!:-))... Это была CATIA версии 3.9. Режимы шейдинга не поддерживались...

В 1996 году нам привезли первые полноценные графические станции на RISK-процессорах. Мощности станции хватало, чтобы можно было работать в режимах шейдинга (заливки). Это была фантастики! Появилась возможность полноценной компоновки нескольких моделей. Стали создавать первые сборки. Народ пробовал модули кинематики, анализа собираемости... Но тем не менее, всё равно лепился пластилиновый макет, наносилась координатная сетка и только после этого строились математические модели. Старое поколение по старинке работало на плазах... Поэтому молодежь на графстанциях делала отрисовки, которые потом переносились на плазы. Так осуществлялась "связь поколений":-)))

И только в начале 2000-х годов после того, как CATIA локализовалась на платформе INTEL (CATIA версии 5), произошло полное отмирание плазовых работ и проектирования за кульманом. Народ стал приближаться к полноценным цифровым макетам. Сначала каждый пробовал создать цифровой макет своего узла, затем узлы стали объединять в более крупные сборки и, наконец, собрали автомобиль! Народ зачарованно смотрел, как работала команда по созданию интерактивных сечений, которые показывали все втыки и прочие огрехи в проектировании. На совещания прекратили носить листы с сечениями. Их заменила фотореалистика. В этих же годах был разработан первый "математический" кузов. То есть пластилинового прототипа не было! Совсем! Сразу же 3-хмерная модель! Даже те представители старого поколения, которые привыкли рисовать только на кульмане, поняли, что кульман - это уже не КУЛЬМАН, а элемент интерьера рабочего пространства, отделяющий одного коструктора от другого, а готовальня фирмы Ротринг и карандаши Кохинор - раритет (у меня дома лежит готовальня фабрики СОЮЗ в бархатной коробочке. Настоящее произведение искусства!:-)). А инструмент конструктора - компьютер!

Теперь в помещении, где я работаю последние 14 лет нет ни одного кульмана. Более того, кульманов нет ВООБЩЕ! Ни одного! У всех на столах по персоналке с картой NVIDIA QUADRO FX и монитор с какой-то бешенной диагональю. Я могу запросто загрузить цифровой макет всего автомобиля до последней гайки, можем с любым конструктором с помощью удаленного рабочего стола провести любые компоновочные работы... Всё грузится быстро, ничего не виснет, не надо следить за ресурсами компьютера при работе (их, ресурсов, не мерянно). Всё здорово, НО...

... В архивах есть фотки того этажа, где я работаю, примерно того места, где я нахожусь сейчас. А на фотке - конструктор моего возраста (около 40), что-то рисует полулежа на плазе в тапочках. С папиросой в зубах... Рядом у кульмана стоят несколько конструкторов в светлых халатах (наверное белых, фотка черно-белая) и, видимо, что-то обсуждают... В зубах тоже папиросы...И какое-то душевное тепло излучает вся эта конструкторская пастораль:-))) Одни плазы и кульманы. И никаких компиютеров. И логорифмическая линейка вместо калькулятора! И таблицы Брадиса в помощь!:-))

Я написал про машины. Имхо, самолеты проектировались и проектируются также. Только масштабы другие. А ЕСКД (единая система конструкторской документации) - она и в Африке (т.е. авиации) ЕСКД!

ЗЫ: старался быть краток, но пробило!"

Gelsomino, RU.
из комментов к http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/85840/

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя good-society
good-society(4 года 2 месяца)(16:39:49 / 03-12-2013)

ti-robot, RU:
"Современнные самолеты делают полностью в цифровой модели.
Основным документом становится электронная сборка, а данные для обработки ЧПУ-изделий технологи получают напрямую из модели.
Для покупных изделий нанимают студентов для создания моделей по чертежам. Заодно и присматриваются к возможному пополнению."

nailgun, RU:
"Спасибо Gelsomino за воспоминания. Очень любопытно.
Когда я учился на архитектора, тоже по сути застал переход в заведении от полностью ручного проектирования на частично компьютерное. И я был одним из первых, так как удалось устроиться работать в рекламную фирму. Где был Пентиум-166 с 13 дюймовым монитором и Corel. вроде 7-ка.

Сперва я начал в нём чертить развёртки. Потом поставили 3dmax4 и в нём я уже сделал свой первый курсовик. Здание получилось заметно сложнее, чему у однокурсников - тех ограничивало понимание, что потом придётся строить тени в перспективе, а у меня только навыки в 3д ) Сдавать всё равно нужно было на планшетах (аналогично плазам это ватман натянутый мокрым на деревянную раму с ДВП, только без сетки и формат А1 или А0), поэтому я распечатал проект в нужном масштабе на нескольких листах и переводил с него.

Также все однокурсники тогда могли строить перспективу только по одной-двум точкам, я же вывел рендер с тенями в перспективе в "три четверти".
Позже ещё для макетов компьютер использовал, выводя шаблоны деталей.
Официально разрешили использовать компьютер несколько позже, а сейчас все изучают 3д проектирование в обязательном порядке."

Аватар пользователя khyt
khyt(4 года 8 месяцев)(17:18:15 / 03-12-2013)

10 лет работал на КнААПО (КнАЗ), сейчас все в 3д, но плазово шаблоный никуда не делся (как запасной), программы для моделей Unigrafics, Solid, проги для станков Mastercam, хотя может уже и изменилось что

Аватар пользователя maxvlad
maxvlad(5 лет 10 месяцев)(17:28:52 / 03-12-2013)

3д - немерянная круть именно в смысле возможности  проверить сборку изделия из частей. Не получилось толком поработать в совё время, но на производственной практике сидел месяц в техотделе КБ, медитировал над синьками. И нашёл косяк в чертеже - когда ось одной шестерни проходила сквозь другую. Местные дамы были немало удивлены и озадачены косяком - деталь была давно отработана в серии. В нормальном пакете моделирования такое быстро ловится.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(18:07:17 / 03-12-2013)

Дополно по истории 80-х. Это вот какие были графдисплеи IBM - IBM-5080

и на функциональную клавиатуру (слева на снимке) - для CATIA прилагались трафареты-накладки с подписанными командами, а то, что у автора их не было, означает только то, что их где-то пролюбили по дороге.

CATIA у нас стояла на ГАЗе и АВТОВАЗе, работала на машинах IBM-4381, круть по тогдашним временам - очень даже, 32 мегабайта оперативной памяти (это только сейчас смешно звучит), операционная система виртуальных машин VM/XA, запустить 40-50 виртуальных машин каждая с 900 мегабайтами памяти - влёгкую, процессор даже не прогибался. Мэйнфрейм, фуле :)

Экран имел разрешение 1024х1024 и мог отобразить 256 цветов, из палитры в 4096 цветов. Имейте в виду - это 1983 год !

Аватар пользователя Извиняйте_что_не_так

Имейте в виду - это 1983 год !

С цифрой "3" в годе всё толерантно? :) А то как-то... не совсем верится.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(19:31:02 / 03-12-2013)

Зря не верится. Смотрите документ. Обратите внимание на дату.

http://www-01.ibm.com/common/ssi/ShowDoc.wss?docURL=/common/ssi/rep_ca/5/897/ENUS183-145/index.html&breadCrum=DET001PT022&url=buttonpressed=DET002PT005&specific_index=DET001PEF502&DET015PGL002=DET001PEF011&submit.x=7&submit.y=8&lang=en_GB&request_locale=en

А до того IBM выпускала черно-белые (ну  точнее чёрно-зеленые) графдисплеи IBM 2250 (1964 год !) и 3250. Известные у нас в стране как ЕС-7064 и ЕС-7065.

Советский аналог дисплею 5080 сделать успели, но началась перестройка и всё нае.....

Аватар пользователя Извиняйте_что_не_так

Да не, я не про ИБМ, я про применение этой, на тот момент чудо-техники, с обученным персоналом КБ, в далёком 1983-м у нас, в СССР.

Неужто в 83-м у нас её во всю использовали. Здесь сомнения.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(19:54:53 / 03-12-2013)

У нас использовали более ранние дисплеи, 5080 к нам пошли понемножку с 85 года примерно.

Аватар пользователя Извиняйте_что_не_так

Т.е. КАТИЮ тех версий у нас в Союзе использовали ещё в первой половине 80-х?! Афигеть!

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(22:47:10 / 03-12-2013)

Да, версию 2.3 у микояновцев использовали примерно тогда. Она конечно примитивнее 3-й версии, описанной в исходном сообщении, но была настолько нетребовательна к ресурсам, что могла работать даже на машинах серии ЕС, с 24-разрядной адресацией (архитектура IBM370).

Аватар пользователя KaCMaHaBT
KaCMaHaBT(4 года 7 месяцев)(17:55:13 / 03-12-2013)

Эх, ностальгия.

Плазово-шаблонный метод, КАНАРСПИ...

Аватар пользователя givs
givs(5 лет 2 недели)(18:28:39 / 03-12-2013)

Ну ващета плаз это чисто корабельная мулька....Плаз 2*5м.....ха 3 раза. А как вам плаз размером 12 м. на 55 м.))))))) И рисуется он на полу настолько вылизаном что паркет в императорском дворце это просто жалкий польский ламинат.  В судостроении плаз это "святой источник" шаблонов для раскройки криволинейной "как жизнь Нэньки" наружной обшивки корпуса и всех корпусных деталей))))))))))))))))На одном плазе могут быть нарисованы 2-3 проекта,... да ещё разными масштабами...Плазовый мастер носил гордое имя хранителя, говоря по сегодняшнему "винчестера",))))...и мог проверить любую точку СКК(судовой корпусной конструкции) на стапеле при помощи рулетки,рейки и ватерпаса....Вот это жисть была....

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(18:50:39 / 03-12-2013)

Ну, авиацию 50-метровыми плазами не удивишь. Ан-22 или Ту-95 делали без компьютерных чертилок.

Аватар пользователя Извиняйте_что_не_так

Всегда было интересно - как?!

М.б. уважаемый Vneroznikov черканёт статейку? Правда, интересно.

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(22:48:24 / 03-12-2013)

Я даже и не знаю, что там писать. В интернетах на эти темы всё уже написано до меня.

Аватар пользователя vadim144
vadim144(5 лет 11 месяцев)(18:48:33 / 03-12-2013)

Ну да ,ну да . Автокад Механикс и Автокад Инвертор. Еще и распределение нагрузок считает в деталях. Я правда его больше для строительных чертежей и для геодезии использую

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(18:53:25 / 03-12-2013)

Ретроспектива и ностальгия в чистом виде...

Я вот позавчера увидел ночью 21-ю чёрную Волгу на низкопрофильном литье - вот это был разрыв шаблона. Её пол-ночи прохожие со всех сторон фотали. Пмсм - литьё было лишним. Не смотрелось оно на таком автомобиле.

Аватар пользователя Извиняйте_что_не_так

ГАЗ-21, по моей памяти, когда их ещё много ездило, авто неспешное. Литьё низкопрофильное для него - как корове черкасское седло. IMHO.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(19:43:12 / 03-12-2013)

Вот и я о чём. Уж лучше обычную штампованную 17-шку.

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(22:14:07 / 03-12-2013)

типа этой ?

Аватар пользователя activ
activ(5 лет 9 месяцев)(00:53:54 / 04-12-2013)

на Большой Дорогомиловской как-то видел эту машинку

Аватар пользователя activ
activ(5 лет 9 месяцев)(03:33:36 / 04-12-2013)

запечатлил тогда

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(01:04:20 / 04-12-2013)

:)

Блин, я тогда телефон с собой не взял, так бы по-любому сфотал того красавца...

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(01:05:52 / 04-12-2013)

няп, эта первая, есть и вторая

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(01:11:47 / 04-12-2013)

Не, там 4-хдверый был зверюга. Хотя, краской и хромом сверкал ничуть не хуже.

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(01:15:20 / 04-12-2013)

вощемта, фотку я привёл в иллюстрацию того, что иногда использование низкого профиля в шинах может быть оправдано и на "двадцать первой" (по факту таковой уже не являющейся).

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(01:18:57 / 04-12-2013)

хотя у аутентичной пропорции таковы, что там низкопрофильная смотреться не будет.

Аватар пользователя ExMuser
ExMuser(4 года 6 месяцев)(01:19:12 / 04-12-2013)

Согласен. Да и литьё литью рознь...

Аватар пользователя Извиняйте_что_не_так

Млин, душевно! :)

Аватар пользователя Руслан

Кульман уже даже в подвале не найти. Пытался пару лет назад. Была идейка фрезер к сему присобачить. Не нашел.

Аватар пользователя mamomot
mamomot(4 года 10 месяцев)(22:09:54 / 03-12-2013)

В 1990 году пришел "молодым специалистом" на "Криогенмаш".

В наше КБ при мне поступили первые 286-е компьютеры из Китая по бартеру. И первые лицензионные легендарные АВТОКАД-10.

С ОДНИМ мегабайтом оперативной памяти я чертил разрезы вакуумных камер и барокамер...

А одноперьвой плоттер Тексас-инструментс...

Даааа... Было времячко...

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 10 месяцев)(22:20:21 / 03-12-2013)

> в 1996 первые полноценные графические станции на RISK-процессорах

да, опасные процессоры были на первых станциях

рискóвые

> в начале 2000-х CATIA локализовалась на платформе INTEL

какая жалость

"RISK-процессоры" не прижились

> в помещении, где я работаю последние 14 лет нет ни одного кульмана. Более того, кульманов нет ВООБЩЕ! Ни одного!

Вот это от души.

От всей души 25-летнего лаборанта, с пропуском в помещение

Аватар пользователя Руслан

Очень хотелось выделенияслед оставить?

Аватар пользователя IMHO
IMHO(5 лет 10 месяцев)(22:32:02 / 03-12-2013)

по-видимому, да

на целую статью "аналитики" набралось

Аватар пользователя kos
kos(4 года 9 месяцев)(08:19:39 / 04-12-2013)

Мне одно не понятно - как оценивать эргономику 3D модели? Мы это проходили - в 3D все выглядит отлично, делаем прототип - оказывается, что держать его в руках не удобно. В итоге мы пришли к тому, что все-таки сначала делаем пластилиновую модель, а только потом на ее основе моделируем в 3D.

Аватар пользователя htower
htower(5 лет 9 месяцев)(10:01:33 / 04-12-2013)

Исправьте опечатку - RISK --> RISC (http://ru.wikipedia.org/wiki/RISC). За статью спасибо.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...