Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Что нам дала открытость Западу. 1 (4)

Аватар пользователя ВладимирХ

domestic-lynx

Помню, в приснопамятную брежневскую эпоху все года были юбилейными. Гремучими разднествами, надо полагать, пытались взбодрить народ и развеять серость жизни. Стилистика нынешней жизни – при всём внешнем различии – всё больше напоминает тот маразматический застой. По существу дела, мы живём во второй серии Застоя, на более низком витке спирали деградации. Вот и олимпиада с универсиадой очень кстати подоспели, все они явления этого ряда. Не говоря уж об историческом параде 7-го ноября – параде в память парада. Это вообще апофеоз нео-застоя. Парад в память парада – это проявление выдающейся идейной пустоты, просто вакуума какого-то. Правда, может, из сгущения вакуума что-то родится? Вот у меня родилась идея. Юбилейная.

В будущем году мы отметим юбилей – 25-летие … как бы это получше назвать? Назовём по-горбачёвски Вхождения в европейский дом. Можно даже торжественней – Введения совков во храм европейского просвещения. Попросту говоря, 25 лет назад началась массовая и беспрепятственная езда тогда ещё советских людей за границу. Точно помню: началось это в 1989 г. Вышло какое-то послабление, отменили т.н. выездные визы, стали выдавать желающим загранпаспорта – ну народ и потянулся. Сперва-то больше по приглашениям. Вдруг у всех обнаружились какие-то родственники за границей из эмигрантов чуть не послереволюционной волны; одноклассница, вышедшая замуж за итальянца; какие-то евреи, отбывшие по диссидентской части… Всё шло в ход, чтобы наконец осуществить вековечную мечту советского человека – съездить за границу. И даже не просто за абы какую границу – в Болгарии, Индии или Бангладеш-то кое-кто и прежде бывал – а в КАПСТРАНУ – во Францию там, или в Италию, или в ФРГ. Вспомнилось. Слякотным полузимним-полувесенним днём в подземном переходе под Садовым кольцом повстречала женщину, с которой мимолётно контактировала по работе. Я, собственно, по близорукости и дурной зрительной памяти её не узнала, но меня удивило сияющее, вознесённое какое-то лицо гражданки, идущей навстречу, и оказалась: та самая. «А я! Съездила! В Италию!», - доложила она. Оказалось, только что вернулась от подруги, у которой была по приглашению. Помню свою мысль: «А я-то что же?» Но, начиная с 91-го, я тоже стала регулярно ездить. И это как-то очень быстро перестало быть редкостью и соответственно ценностью. Впрочем, как сказать… Продавцы-консультанты моей компании и в наши дни необычайно ценят заграничные вояжи, которые мы устраиваем победителям соревнования на лучшие продажи. Ценный подарок такой же стоимости менее ценим и желанен. Притом важно именно за границу, а не просто в путешествие. Я как-то предложила поехать на Байкал или по Енисею, или на теплоходе по каналам в Петербург, на Кижи – не хотят: заграница – это всё-таки заграница. Оно и понятно: большинство наших продавцов – люди среднего и старшего возраста, советской формации.

КАК ЭТО БЫЛО

А в советское время, в эпоху Застоя, посещение Западной Европы или США, всё равно в каком качестве, было свидетельством жизненной состоятельности. «Из загарниц не вылазит», - такая была в те времена была восхищённо-завистливая похвала удачливому карьеристу. Работать сколь угодно мелким служащим в МИДе (хуже – во Внешторге) означало, как выражаются итальянцы, прикоснуться к звёздам. В наши дни, бывая изредка в мидовской высотке на Смоленской, где всё пристойно отремонтировано, а в полуподвале (всё для блага человека!) устроен базарчик, где можно купить массу полезного: от белорусских недорогих штиблет до развесных солений и детских книжек, - так вот прогуливаясь по этому базарчику, я неизменно поражаюсь прихотливости фортуны: вот сюда, в это здание, люди когда-то мечтали попасть, как истинноверующий в рай.

Я же в начале 80-х недолго служила во Внешторге. Там народ не работал и не жил – он ждал. Ждал поездки в т.н. «длительную командировку» - на несколько лет за границу. «Х. уехал в длительную командировку во Францию». – «А сколько он ждал?» - этот речевой оборот я услышала только поступив туда. А услышав – была сильно впечатлена. Что ж выходит: живя здесь, можно только ждать, ждать настоящей жизни, которая начнётся там? А потом, довольно скоро, мне стало противно. Наверное, я не умею ждать. Да и впрямь не умею, это мой большой недостаток: не умею работать на будущее, вернее, делать что-то отвратительное в настоящем в расчёте на будущее воздаяние; в этом моя слабость. Но речь не обо мне, это так, проходное замечание.

В романе Юрия Трифонова «Старик», очень модном в 70-е-89-е годы и, считалось, очень смелом, был персонаж, впрочем, второстепенный, – работник Внешторга, карьерист. Этот герой ценой адских интриг и хитростей добивается длительной командировки в Мексику. И лететь ему придётся через Париж, и он сможет там задержаться дня на два – вот оно советское счастье!

Люди попроще – всякие там моряки загранплавания, дальнобойщики, стюардессы – те рвались на Запад за шмотками: и самим приодеться-приобуться, и, главное, привезти и толкнуть. Эти люди имели прямой взгляд на вещи и понятные цели. Интеллигенты сами себе в таких простых желаниях не признавались. Обычно они считали, что хотят увидеть своими глазами то, о чём они лишь только читали, походить по святым камням Европы, поговорить (кто умел) на иностранном языке…

Да и вообще, как мне, европейски образованному интеллектуалу, прилежному читателю журнала «Иностранная литература», не ездить в Париж и в Рим? В конце концов, поездка за границу – это духовный и интеллектуальный рост, а я хочу расти, чёрт побери! А мне не дают проклятые большевики. И вообще я хочу везде бывать, я хочу видеть мир! Это ощущение выразил Евтушенко в известном стихотворении:
Границы мне мешают...
Мне неловко
не знать Буэнос-Айреса,
Нью-Йорка.
Хочу шататься, сколько надо, Лондоном,
со всеми говорить -
пускай на ломаном.
Мальчишкой,
на автобусе повисшим,
Хочу проехать утренним Парижем!

На самом деле, это, конечно, интеллигентский самоблеф (словцо, придуманное замечательным знатоком застойной интеллигенции Юрием Трифоновым). Никто не беспокоился, что он не был на Байкале или даже вообще в Сибири (вот я лично – не была). Что не был на Памире или на Алтае. А также не работал на стройке, не служил в армии и уж тем более не участвовал в боевых действиях.
А ведь всё перечисленное – очень расширяет сознание и способствует культурному и духовному росту. Духовно и информационно обогащает всё: работа в стройотряде и служба в армии. Посещение российский городов и весей. Менее всего духовно обогащает туризм, более всего – работа, живое участие в жизни.
Но не нужно нам такого роста! Своя страна – это фи… нам подавай Париж – «отечество мысли и воображения».

Для тех, кто не протырился за границу, был импорт. Сегодня к слову «импорт» возвратилось его исконное и свойственное другим языкам значение: ввоз товаров из-за границы, т.е. это отглагольное существительное. В Советском Союзе брежневской поры это слово означало не действие по ввозу товаров, а сами товары – дивные, сияющие, желанные, нездешние, как перо Жар-птицы. Импорт, дивный импорт! Более мечта, чем реальность, потому что в реальности западных потребительских товаров было в обиходе очень мало. Их надо было не покупать, а – доставать. Но, следует заметить, те, которые всё-таки доходили до наших палестин, были очень высокого качества. Иногда попадавшиеся итальянские туфли, одежда – всё очень хорошее. Забавно, что мой отец рассказывал, как в 60-х годах он нередко покупал итальянские ботинки в универмаге в посёлке, где я сейчас живу (универмаг жив и поныне): какое-то количество этих ботинок туда привозили, а селяне их не ценили. Много лет спустя для меня было своеобразным открытием, что в Италии встречается и дрянноватая одежонка.

Были и валютные магазины «Берёзка», теоретически для загранработников (тоже термин той поры), которые там заработали валюту. Но иностранные деньги ввозить было нельзя, и их меняли на т.н. чеки, а на чеки уже покупали. Чеки на чёрном рынке шли один к двум. То есть товары, недешёвые сами по себе, оказывались неимоверно дорогими. Но покупатели находились.

У советского обывателя прочно укоренился в сознании образ достойной и счастливой жизни: это жизнь в окружении импорта. В 1987 г. вошла в моду тема валютных проституток: чуть позже был фильм «Интердевочка», была и повесть, по которой он был снят, где шлюхи изображались с любовью и пониманием, как жертвы бесчеловечного режима, отгородившего страждущих граждан от жизненно необходимого им импорта. Вообще, о проститутках стало модно писать, изучать их жизнь. Помню, описание квартиры одной из них: там нет ни одной советской вещи – завистливо доносит журналист. Такой был идеал жизни. Возник-то он значительно раньше, но Гласность дозволила об этом громко говорить.

Простые люди хранили какие-то заграничные безделушки, даже банки-бутылки. Помню, когда-то мне подарили бутыль amaretto di Saronno. Дивный, как казалось тогда, напиток, циничные люди называли его «бабоукладчик», и не зря, вероятно, называли. Потом, через много лет, уже в новое время, привелось мне опять попробовать это самое амаретто: неимоверная дрянь, подслащённая парфюмерия. Потом ещё был какой-то ликёр, забыла название: сгущёнка, растворённая в самогоне. Но это сейчас, а тогда… Это был дивный вкус недоступной жизни. И с этим нелепым напитком было принято как-то особым образом носиться. А ту бутыль я сберегла и хранила в ней подсолнечное масло. Я жила тогда в районе Арбата и ходила в Смоленский гастроном, а там стоял автомат, который за 50 коп. наливал в подставленную бутылку порцию подсолнечного масла – видимо, пол-литра, т.к. вряд ли бутыль из-под амаретто была литровая.

Ну а кому не досталось дивного напитка – хоть кофеёчку выпить в отстроенном на рубеже 70-х и 80-х годов Центре Международной Торговли на Красной Пресне, где бесшумно ходит стеклянный лифт и воткнуты настоящие берёзки а la russe c пластмассовыми листочками. Зайти туда просто так, с улицы, не дозволялось, только по делу: на встречу какую-нибудь или на семинар. И вот тут-то иностранцы или какие-нибудь там руководящие товарищи непременно приглашали испить кофеёчка – и это был не просто пустяковый эпизод, а выражение сопричастности высшей жизни.

Такова была атмосфера, этим дышали. Потому меня абсолютно не удивляет, что мы с радостным гиканьем открылись Западу. Потом оказалось – сдались. Но тогда об этом никто не думал. О чём думал? О том, что мы наконец соединимся с вожделенным – с поездками, шмотками, импортом. С «отечеством мысли и воображения». Именно в силу распространённости такого образа мысли, точнее даже сказать – образа чувствования, потому что мысли-то во всём этом было – с гулькин нос, так вот в силу этого никто не только не оказал ни малейшего сопротивления, но и, напротив, радостно приветствовал сдачу всех позиций. Мы радовались буквально всему: распаду СССР – рухнула тюрьма народов; закрытию предприятий – всё равно они ничего пристойного выпускать не могут, так хоть дымить перестанут; разложению армии – теперь не смогут насаждать совок по всему свету; распаду НИИ – наконец разгонят этих бездельников и они наконец займутся делом, а самые умные уедут на Запад; разложению колхозов-совхозов – пускай их сдохнут – свободные фермеры всех накормят. Все эти мелкие неприятности искупало одно – воссоединение с Западом.

С.Г. Кара-Мурза, которого я чрезвычайно уважаю, прилежный исследователь этого исторического феномена – распада огромной страны «на ровном месте», говорит о манипуляции сознанием, о хитрой деятельности спецслужб – всё это так. Но будучи прав в деталях, он заблуждается в чём-то общем и главном. А главное состоит в том, что ВСЕ МЫ, образованные и полуобразованные, совершили предательство – переход на сторону противника. Но мы – субъективно – не ощущали это как предательство, а ощущали как воссоединение с некой высшей жизнью и даже с высшей правдой, которую мы любили и которой восхищались. Именно так объясняется то, перед чем умный и эрудированный Кара-Мурза останавливается в полном недоумении: интеллигенты, которые по идее должны что-то соображать, не просто допускали, но требовали реформ, которые с неизбежностью должны были привести их к нищете - привели, но они всё-таки продолжают страстно любить Запад и оправдывать его во всём. У меня есть приятельница, учительница-пенсионерка, которая всегда защищает Америку с таким пылом, словно находится на окладе у Госдепа.

Словом, ЭТО случилось. Мы упали в объятья Запада, мы открылись ему, невзирая на издержки. Советские мечты стали явью.
ВСЕ вещи у нас теперь - импорт. Ну, за малым исключением. Российские товары – теперь это некая экзотика, как прежде импортные, у нас на районе даже выставки проводят – российских товаров. Ездить можно теперь куда хочешь, плати только денежки. Можно поехать пожить ТАМ. А потом вернуться. А можно и остаться, особенно если есть московская дорогая квартира, которую можно сдать. Не о том ли мечталось?

Так вот мне и хочется поразмышлять о том, что мы приобрели и что утратили, открывшись Западу. Так что всё сказанное выше – это, так сказать, присказка: сказка будет дальше. Ещё любопытный поворот темы обнаружила я. Очень многое из того, что мы видим сегодня, было и сто лет назад, и умно обсуждалось. Вообще, нынешнее время имеет пугающее сходство с событиями столетней давности. Даже не с событиями, а с общим стилем, нравами, вопросами и недоумениями. Об этом – в следующих статьях.

Источник

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(01:21:17 / 02-12-2013)

хорошая статья.

Аватар пользователя joho
joho(4 года 1 месяц)(01:44:42 / 02-12-2013)

Не устаю рекламировать полезную книжку

 http://flibusta.net/b/225201 

Аватар пользователя tokomak
tokomak(5 лет 11 месяцев)(01:59:29 / 02-12-2013)

Как верно всё сказано... аж зачитался.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(02:01:55 / 02-12-2013)

Для "взрослого, состоявшегося поколения" это время стало эпохой предательства за 13 блестящих грошей ("бус") и одновременно - возможностью отыграться за свою личную затюрканность, обиженность, выразить и выплеснуть всё накопленное - неосознанное без тормозов и оглядки. Для молодых же это было время великих обманутых надежд и обещаний. Для всех - крушением иллюзий. То, что Россия не стала политической подстилкой, заслуга тех простых людей на своих местах, кто не сгнил, не торговал собой в общем угаре, и для кого фраза "За державу обидно" не простой звук. Этих людей много, иначе было бы как сейчас на майдане ...

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(02:34:08 / 02-12-2013)

Мне повезло - получила в детстве прививку от заграницы. Рано постигла смысл слова "ностальгия" и пословицы "в гостях хорошо, а дома лучше", хотя собственного дома у моих родителей в России долго не было. Семья, самые близкие люди, родные места - это всё было в России и было Домом в самом широком смысле слова. 

Смысл статьи понятен - были такие настроения в обществе. Вещизму противостояла изо всех сил. Жили и были счастливы без Внешторговских примочек. Рукоделье давало некоторую независимость. Унижала необходимость "доставать" обычные вещи. Когда в магазине нет никаких детских сапожек нужного размера, а зима на носу - и сапожки эти не сшить - не связать своими руками.

"Интердевочку" ненавижу всеми фибрами, потому что, начитавшись этой бредятины, девочки без стеснения писали в школьных сочинениях, что хотят стать валютными проститутками - а у нас росли дочери.

За державу было обидно. Поэтому вцепились зубами и тянули своё дело под градом насмешек эффективных манагеров, торговцев импортом.  Теперь надо ещё чуток поработать, чтобы молодёжную смену подготовить. Поколение "детей" (тех, кому 40) для производства потеряно - вся надежда на внуков.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(03:01:46 / 02-12-2013)

Поколение "детей" разделено на 2 неравные части. С наиболее представительной частью торгашей вы знакомы, а вот поколение "внуков" вообще не заморачивается. Практически полным составом - редкие прагматики, без идейной составляющей.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(03:05:19 / 02-12-2013)

Они не с Луны на нас упали... работаем с тем материалом, который имеется. 

Аватар пользователя R407C
R407C(4 года 10 месяцев)(06:55:09 / 02-12-2013)

 Смысл статьи понятен - были такие настроения в обществе.

Для меня все новейшие времена остается загадкой, почему эти настроения не купировали? Почему информационное формирование наших мозгов из-за рубежа не имело адекватного противостояния с нашей стороны? Так большинство и умрет с теми закладками, с несбывшимися мечтами о всякой дряни, завернутой в блестящие обертки их СМИ.

Я даже понимаю, сколько и каких скелетов было в шкафах советской власти, но после Хрущевской экзальтированной выходки с разоблачением культа - ничего. Десятилетия бездействия и вот, приехали на помойку цивилизации - капитализм заказывали?

 

Аватар пользователя Игорь Бобровский

Наверное потому, что это не было настроением большинства. Это описаны рефлексии столичного жителя, паразитируещего на всем советском народе и при этом считающего себя "ущемленным интелегентом". Кто стоял у станка по 8 часов в день или в поле по 12, кто пропадал по полгода в геологических экспедициях или "давал" на комсомольских стройках - не закатывали глаза в экстазе при виде пустой бутылки из под импортного ликёра.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(12:59:08 / 02-12-2013)

Не совсем вы правы. Всё, что в диковинку, в новинку всегда вызывает повышенный интерес и внимание, особенно по молодости. Вера в лучшее, в порядочное и простое - вот, что было характерно для подавляющего большинства советского населения середины 1980-х. На этом и сыграно, и вне зависимости от того, "ущемленный интеллигент" или "работяга" ли - большинство кинулось в перестройку с головой и верой в светлое будущее.

Не интеллигенты, а умные и мудрые люди прозрели быстрее, а до некоторых и сейчас не доходит. Обыкновенная статистика в биологическом виде.

Пы Сы. Как щас помню: в 1989 г. половину заработанных за несколько месяцев геологического поля отдал за проспоренную бутылку ликёра, которую вместе с выигравшим и употребили. Не жалел, не жалею, но и ликёров больше не покупал (в отличии от хорошего вина, виски и коньяка).

Аватар пользователя R407C
R407C(4 года 10 месяцев)(09:27:13 / 03-12-2013)

Это не ответ. Эти "рефлексии" стоили нам нескольких переворотов с полным разрушением инфраструктур и культуры. И уж не  Советам ли, пришедшим к власти именнотаким путем, не знать что и как устроено?

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(22:12:41 / 03-12-2013)

Кто стоял у станка по 8 часов в день или в поле по 12, кто пропадал по полгода в геологических экспедициях или "давал" на комсомольских стройках - не закатывали глаза в экстазе при виде пустой бутылки из под импортного ликёра.

Но оказалось, что именно эти "закатывающие" и определили дальнейшую судьбу страны. Почему?

Аватар пользователя Игорь Бобровский

Почему?

Потому, что перевороты делаются в столице, а страна после по факту оповещается. Столица по своей струтуре всегда - нахлебница. Процент "закатывающих глаза" и "рефлексирующих" в ней всегда зашкаливает.

По рассказам дедов, к нам на Алтай революция только в двадцатых годах пришла, а до этого жили обычной "прошлой" жизнью. В последние перевороты так же, никто у нас на танках не катался и с плакатами не бегал вокруг здания почты и телевышки...

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(08:54:00 / 05-12-2013)

Потому, что перевороты делаются в столице, а страна после по факту оповещается. Столица по своей струтуре всегда - нахлебница. Процент "закатывающих глаза" и "рефлексирующих" в ней всегда зашкаливает.

Так, может, на хрен этих нахлебников? Заживете...


Аватар пользователя Игорь Бобровский

Отнюдь. В любом социуме возникнет своя столица и там заведутся и размножаться свои "неоценненые личности". Это структура общества. Без привязки к конкретному названию города. 

Вот если действительно обрушится энергетический, ресурсный кризис, и общество не сможет обеспечивать крупные города... может тогда сами отомрут такие образования, хотя все равно фантастика, всегда, при любом строе будут нахлебники, которые будут как-то кучковаться.

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(11:38:39 / 05-12-2013)

Это структура общества. Без привязки к конкретному названию города.

всегда, при любом строе будут нахлебники, которые будут как-то кучковаться.

Тут две проблемы:

Во первых, сам факт существования столицы, во вторых присосавшиеся дармоеды.

В сущности, столица - центр управления государством, которое защищает от многих напастей и много чем обеспечивает, поэтому без него власть захватят либо братки либо какие-то пришлые "конкистадоры", от которых слаще не будет, а будет намного горше.

А чтоб дармоедов поменьше было, надо самим на местах активнее включаться в общественную и политическую жизнь, чтоб можно было влиять на политику государства. Понимаю, трудно и опасно даже, но без этого - никак.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(14:17:47 / 05-12-2013)

Вот когда жизнь дойдёт до состояния - делать нечего и время появилось, то тогда силы, таланты и проч. движущие силы и намерения переключим на власть

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(14:39:22 / 05-12-2013)

Вот когда жизнь дойдёт до состояния - делать нечего и время появилось, то тогда силы, таланты и проч. движущие силы и намерения переключим на власть

Как в 90-е?

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(10:44:56 / 05-12-2013)

Насчёт заживём - не знаю. Но сильно и не заметим, если все вышеупомянутые на хрен пойдут!

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(11:07:08 / 05-12-2013)

Но сильно и не заметим, если все вышеупомянутые на хрен пойдут!

Да-да. Полагаете, мало будет новых желающих "с хрена придти", свои порядки наводить? Или, полагаете, новые хозяева будут сплошь матерями терезами?

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(14:15:09 / 05-12-2013)

Будут новые порядки, будем и думать, как с этим жить/бороться

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(14:35:02 / 05-12-2013)

Будут новые порядки, будем и думать, как с этим жить/бороться

Дебил! Других слов нету. Ну, живи и борись пока с этими порядками. Флаг в руки

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(15:13:58 / 05-12-2013)

В глаза слабо эти слова повторить?

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(19:53:10 / 05-12-2013)

В глаза слабо эти слова повторить?

Пожалуй, я был неправ, давая Вам сгоряча столь общую характеристику, поэтому приношу свои извинения за то, что обозвал Вас "дебилом". Беру свои слова назад и переформулирую свою мысль:

Позиция "все сломаем в государстве, а там посмотрим, что получится" мне представляется дебильной. И если бы Вы не жили в той же стране, что и я (а в другой, которой не жалко) то я и слова не сказал бы. А поскольку живем мы в одной стране, поэтому я Вашей позиции по данному вопросу, как моего согражданина даю оценку "дебильная".

Если Вы все еще оскорблены и живете в Москве, то я готов повторить это в глаза, если Вам станет от этого легче. Если нет, то в другой город не поеду, но могу повторить по скайпу.

Если все еще настаиваете на личной встрече, пишите в личку.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(10:10:35 / 06-12-2013)

Изинения приняты.

Позиция, как всегда, имеет два конца у одной палки. Сейчас, когда, на разную "демагогию", "стачки" и проч. времени нет, так как пока ещё работы - выше возможностей, это одно. А если ситуация изменится до уровня 90-х, то можно и по другому. В своё время Ельцину повезло, что он отменил поездку в один из маленьких городков ...

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(12:35:34 / 02-12-2013)

Хе-х, эти настроения слишком активно купировали - но топорными средствами. Велась этакая огульная пропаганда - оттуда поговорочка, что в Америке негров вешают, а также байка про аромат загнивающего 100 лет капитализма.

Причём все знали, что пропагандисты говорят полуправду. Мы научились тогда искать информацию из разных источников. И всё равно нас перехитрили, взяли на фу-фу. 

Аватар пользователя R407C
R407C(4 года 10 месяцев)(09:32:03 / 03-12-2013)

Согласен, отчасти так. А сейчас почему власть делает то же самое, то есть готовит свой крах, только, теперь с применением новейших информационных разработок?

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(22:14:42 / 03-12-2013)

А сейчас почему власть делает то же самое, то есть готовит свой крах, только, теперь с применением новейших информационных разработок?

Путину далеко до власти генсека. Он очень связан в своих действиях. Обратите внимание, как много из того, что он говорит замалчивается СМИ, и как много его распоряжений саботируется.

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(02:07:17 / 02-12-2013)

Если россияне не будут иметь возможность видеть заграницу вживую как она есть - они будут видеть ее во влажных снах как идеал мироздания. Это намного хуже и кончится как в совке (я его не идеализирую и туда не хочу - с таким треском просрать все исторические шансы надо очень умудриться). Так что пусть все остается, как есть. Не надо закрываться - иначе в Париж будут хотеть все.

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(02:09:02 / 02-12-2013)

Не надо закрываться - иначе в Париж будут хотеть все.

Закрываться можно по разному. Высокие таможенные пошлины - мягкая и вполне приемлемая форма закрытия

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(03:53:07 / 02-12-2013)

Смотря на что пошлины. Ширпотреба у нас своего нормального все равно не было и не будет.

Аватар пользователя arma
arma(5 лет 10 месяцев)(12:44:45 / 02-12-2013)

Огляделась вокруг - и не могу с Вами согласиться. Стол, диван, книжный стеллаж - российского призводства. Вполне достойного качества - я в европах бываю, есть с чем сравнивать. Люстра на потолке - питерского производства. Занавека на окошке тоже наша. Туфли - из Тольятти и из Клина. Тапочки - из Пятигорска. Костюм мужу купили - ФОСП, питерский. Чашка ЛФЗ, люблю тонкий фарфор, и никакой это не ширпотреб - классная вещь, приятно в руки взять.

Да - комп забугорный. И телефон. 

 

Аватар пользователя Muller
Muller(5 лет 10 месяцев)(23:39:45 / 02-12-2013)

Скажем так: это не ширпотреб, а более качественный товар по более высокой цене. Но китайский ширпотреб по-прежнему занимает подавляющую долю.

Аватар пользователя Dmitry_Zh
Dmitry_Zh(5 лет 1 месяц)(13:01:59 / 02-12-2013)

Таможенные пошлины - это в отношении товаров, а вот в отношении людей - свобода выезда за границу должна регулироваться только кошельком и желанием выезжающего (не считая лиц - носителей ГТ)

Аватар пользователя Иванов Андрей

"эрудированный Кара-Мурза останавливается в полном недоумении"
А в чем там останавливается "Владимир10"?

Совершенно не важно что кто там думал и предавал, в меру тупая интеллигенция была рупором прогнившего высшего руководства страны. Фарцовать и мечтать о парыжах можно было ещё сто лет...

Элита почуяла вкус западной жизни и это ещё до Горбачева. Работа горбачева сводилось к тому чтобы сгноить население страны так же как сгнила партийная верхушка. А это было не просто! Ведь если нас оберегали от западных фильмов и вольнодумцев-диссидентов, то сами ЦКашники были с этим всем хорошо знакомы.

Те кто защищал нас от ядерной радиации Запада стал более опасен, чем сам Запад. И тут на сцену выходит хорошо отработанная пропагандистская машина СССР и не готовое к промывке мозгов ложью население... Всё это было ради того чтоб население в час ИКС не вышло защищать конституцию. И партократы без особых хлопот превратились из крупных руководителей в крупных собственников.

Сама элита, прекрасно понимая свою гнилость, опасалась спасения страны в диктатуре. Вот придёт какой псих-сталин и расстреляет всех этих гнилых, пока ещё полу-предателей.

Что было бы если Горбачев оказался не предателем, а предателем предателей? Всякие там коррупционные, хлопковые и др. дела коснулись бы не ретроградов "брежневской гвардии", а ревизионистов-реформаторов.

В общем всякое могло произойти... и мнения народа.. ну не более чем прикрытие уже принятых решений, на фоне бушующего майдана.

А потом уже в 90-х многие всё поняли и решили отыграть назад, голосуя за Зюганова. Но кто б дал ему власть без боя?! Вот вам пример - 1993, 1996 - большинство было против ЕБНа, чубайса и реформ, а кули толку?! Точно так же можно было забить на это большинство (правда какое там большинство?!) в 1991-ом, подавив танками ЕБНа и собравшихся у БД алкашей.

Мнение масс каким бы оно не было, не имеет принципиального значения. Склонить массы в свою пользу это не более чем вопрос поддержки или подкупа основных СМИ.

Аватар пользователя joho
joho(4 года 1 месяц)(09:25:06 / 02-12-2013)

Повторюсь, рекомендую книжку

Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(11:06:56 / 02-12-2013)

Отрекламируйте отдельным постом, изложите основные мысли, чтоб можно было вдумчиво обсудить. Но я начал читать и мне далеко не все понравилось.

Аватар пользователя cerg51
cerg51(4 года 11 месяцев)(08:18:24 / 02-12-2013)

Эту западную плесень завезли к нам несколько веков назад. Её выращивали, заботились о ней, не жалели подкормки. Она росла и развивалась поднимаясь на самый верх. Жаль, что Сталин не успел довести своё дело до конца. Выросла новая, более хитрая и продажная, ловко мимикрируя и пуская пыль в глаза....... Вот и дожили до 91г.. 

Аватар пользователя Михалыч
Михалыч(5 лет 6 месяцев)(08:24:30 / 02-12-2013)
Очень многое из того, что мы видим сегодня, было и сто лет назад, и умно обсуждалось. Вообще, нынешнее время имеет пугающее сходство с событиями столетней давности. Даже не с событиями, а с общим стилем, нравами, вопросами и недоумениями.
Вон оно чё, а мужики и не знают. Нет, это надо обязательно сука пережить, почувствовать собственной кожей, что бы в конце сказать так. Воистину вечный хомяк в колесе истории.
Мнение масс каким бы оно не было, не имеет принципиального значения. Склонить массы в свою пользу это не более чем вопрос поддержки или подкупа основных СМИ.
Открытие века, что тут скажешь.
Почему все хотят, что бы государство занималось идеологией и выдавало целеуказание для общества? Зачем? Ведь в результате мы все равно получим тоже самое, что имеем сейчас. СМИ это манипуляторы, а управляют ими люди. Эти люди преследуют свои цели, которые не всегда совпадают с общественными интересами, но прикрываются именно ими.
Пока в голове каждого не включится мысль что нужно думать самому, то так и будем, все время искать виноватого. Невежество и лень это прямой путь к деградации общества.    
Аватар пользователя me
me(4 года 12 месяцев)(12:07:45 / 02-12-2013)

Я за границей не был. Потому как знаю, что интересно там, где я есть. И в России сейчас самая движуха намечается. Цитирую: "Менее всего духовно обогащает туризм, более всего – работа, живое участие в жизни."

Аватар пользователя Сердитый
Сердитый(4 года 10 месяцев)(14:25:12 / 02-12-2013)

Согласен с Андреем Чикориным и Мюллером.

Лучше никакой пропаганды, чем пропаганда тупая-коей и была советская.

Мы ничего не предали-мы изрыгнули ту дрянь, что проглотили в 1917. Жаль, конечно с потерей территорий исторической России. СССР проиграл прежде всего экономически и идеологически.

Комментарий администрации:  
*** Уличен в антисоветской лжи и манипуляциях ***
Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(14:37:53 / 02-12-2013)

СССР проиграл прежде всего экономически и идеологически

СССР был развален в процессе длительной операции, начавшейся в 1953 году и закончившейся в 1993 - 40 лет

Аватар пользователя Сердитый
Сердитый(4 года 10 месяцев)(14:56:03 / 02-12-2013)

Ха-ха-ха-ха-ха! Это операция-если она конечно была-имела к распаду СССР очень опосредованное отношение. И, кстати, как она называлась, не подскажете?

Комментарий администрации:  
*** Уличен в антисоветской лжи и манипуляциях ***
Аватар пользователя ВладимирХ
ВладимирХ(4 года 10 месяцев)(15:13:23 / 02-12-2013)

она называлась, не подскажете?

Не подскажу. Не вхож. Сужу по внешним проявлениям

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...