Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Доходы москвичей падают, при том что зарплаты растут.

Аватар пользователя auriga

Ресурс вобщем-то враждебный, но информация интересная

Вкратце : Пока по всей России продолжается бум потребления, основанный на росте доходов населения, в самом экономически сильном регионе статистика зафиксировала настоящий обвал.

Реальные доходы москвичей с начала года и по сентябрь сократились почти на 7% в годовом выражении. Это следует из данных, опубликованной Росстатом в пятницу. Ни в одном другом российском регионе они не снизились так сильно. В целом по стране доходы выросли на 3,8%, в Московской области - почти на 11%.

Доходы это не только зарплаты (а они выросли в Москве, а совокупные доходы включающие ренту, прибыль бизнесменов и всякие прочие "нетрудовые доходы". Если это и правда связано с прижиманием хитрожопых серых схем, мелкого купи-продай бизнеса, то Собянин просто молодец. Опять же жиреющая Москва оказывает деморализующее воздействие демонстрацией потребления.

Далее под катом

Даже в кризис ничего подобного в Москве не наблюдалось. По итогам девяти месяцев 2009 года доходы столичных жителей увеличились на 7% (у россиян в целом сократились на 0,2%).

Возможных причин две - слишком рьяная борьба столичных властей за чистоту малого бизнеса и страсть москвичей к игре на курсах валют.

  • Среднедушевые доходы москвичей остаются одними из самых высоких по стране - 45 000 руб. в месяц в среднем за последний год (только в Ненецком округе доходы выше - 56 000 руб.).
  • Кроме Москвы в этом году реальные доходы граждан снизились всего в семи субъектах федерации.
  • Среди них есть нефтедобывающие Сахалин и Ненецкий округ. Но в основном это традиционно депрессивные территории: Республика Алтай, Чукотка, Тува, Камчатка.

Данные тем более удивительные, что с точки зрения экономики ничего катастрофического в столице не случилось.

  • Да, немного снизилось промышленное производство - на 1,2% по итогам десяти месяцев в расчете год к году. Но, во-первых, по итогам января-сентября еще был небольшой рост (0,5%). А во-вторых, промышленность, как известно, не самый значимый сегмент московской экономики.
  • На рынке недвижимости также не отмечено каких-то катастрофических изменений - по данным irn.ru, реальная доходность стоилчной недвижимости в январе-сентябре была практически нулевой, а цены выросли и в рублях, и в долларах.
  • Число занятых в Москве немного увеличилось, количество безработных сократилось более чем вдвое и стало микроскопическим - 0,6% от экономически активного населения.
  • Сальдированный финансовый результат столичных организаций (прибыль минус убытки) по итогам трех кварталов вырос на 23% (к тому же периоду прошлого года).
  • И даже средняя зарплата увеличилась на 10,5%.

Но денежные доходы населения включают в себя не только заработную плату наемных работников (как указано выше, она замечательно росла) и социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии), которые тоже ускоренными темпами увеличивались на волне предвыборных обещаний. В нем есть еще доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов.

  • Фондовый рынок за год немного упал - на 4,5%.
  • Чистые сбережения домашних хозяйств в банковской системе в целом по стране за десять месяцев сократились на 691 млрд руб., что наверняка затронуло процентные доходы от депозитов в банках москвичей.

Но главная причина обвала доходов жителей мегаполиса в целом - в политике московских властей по отношению к малому бизнесу, неофициально объяснил "Финмаркету" высокопоставленный специалист Росстата.

Сергей Собянин занял пост мэра Москвы в октябре 2010 года, а доходы в столичном регионе пошли вниз с января 2011 года - за девять месяцев прошлого года они тоже сократились на 2%.

Еще одной значимой составляющей доходов населения после зарплаты являются доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью. Вот они-то в Москве снизились драматически. Динамика "белых" доходов москвичей очевидно лучше, чем по самозанятым и связанному с ними "теневому" сектору, говорят в Росстате. Несмотря на отсутствие официальной отчетности о зарплатах в неформальной экономике, методики Росстата позволяют учитывать и эти доходы, включая отток капитала за границу.

"Секторы самозанятого населения и "теневой" экономики стремительно сужаются. Причина - в очевидно наступательной политике властей на этот сегмент.

В Москве наиболее ярко это проявилось в кампании против ларечной торговли. Часть предпринимателей отказывается от попыток работать в тени и уходит из бизнеса. Наиболее прибыльная часть - "легализуется", - поясняет специалист Росстата. И делает вывод: "Ситуация с уплатой налогов улучшается. Но от этого доходы собственно предпринимателей сокращаются".

В определенной степени, обращают внимание в Росстате, эти тенденции наблюдаются по всей стране: при том, что зарплата в сентябре этого года была на 11,6% выше, чем год назад, среднедушевые доходы граждан увеличились только на 10%.

Получается, что в Москве проблемы малого и связанного с ним теневого бизнеса оказались настолько значимыми, что утянули за собой в отрицательный сектор доходы москвичей в целом - и в том числе "перебили" эффект от легализации теневых зарплат и доходов. Обвал доходов - вполне реальный, а не просто "статистический". Таким не очень ожидаемым властями образом статистика показала результат одного из самых заметных направлений деятельности Сергея Собянина на посту мэра столицы, считает сотрудник статистического ведомства.

Эксперты считают этот вывод "слишком сильным". Для выяснения причин московской доходной аномалии в Центре региональных исследований ВШЭ решили провести специальное исследование. "Для этого надо использовать более подробную московскую статистику, которой в Росстате нет, и данные столичного бюджета", - пояснила директор Центра Ирина Ильина.

Владислав Корочкин, вице-президент "Опоры России"

"Административное давление в Москве на малый бизнес реально присутствует. Рынки закрываются, ларечников погоняли, сейчас хотят также еще рекламщиков прогнать. Неожиданно, что это дает столь значимый эффект.

В нашем новом масштабном исследовании условий и факторов ведения бизнеса в регионах России, Москва за год упала с 19 на 39 место из 40 субъектов федерации, по которым проводились опросы предпринимателей. Самые негативные изменения произошли у факторов, демонстрирующих неблагоприятное административное давление. Особенно сильным оно стало, по мнению предпринимателей, со стороны правоохранительных органов".

Игорь Поляков, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

"Снижение доходов индивидуальных предпринимателей и "теневого" сектора может быть, но вряд ли это способно оказать столь существенное влияние на формирование дисбаланса между динамикой доходов и зарплат москвичей. Зарплата составляет более 40% в доходах москвичей, в других регионах этот показатель выше. Доходы индивидуальных предпринимателей, зарплаты, получаемые в конвертах, и другие "теневые" доходы - примерно пятая часть.

В Москве благосостояние в 2012 году вполне себе росло. Объем потребительских расходов москвичей продолжает оставаться высоким и увеличился, хоть ненамного, но быстрее инфляции: прирост показателей на 7,4% и 5% соответственно (за январь-сентябрь, год к году).

Объяснение статистического снижения доходов москвичей скорее всего в большей мере кроется в снижении сбережений и в характере валютных операций населения. В столице покупается 35-40% объема валюты, приобретаемой всем населением России, также на столицу приходится 35% объема всех сбережений, сделанных населением России. В Москве самые приспособленные к финансовым операциях на валютном и сберегательном рынках люди.

По мере сокращения уровня ставок по депозитам снизились и процентные доходы от них. К тому же при падающем рынке акций сильно ослабли доходы от финансовых источников, понизилась привлекательность приобретения акций. При столь огромных объемах оборота это существенно влияет на размер их доходов.

Второе: происходит изменение объемов наличных денег на руках. В Москве были накоплены серьезные суммы наличных рублей, которые теперь либо куда-то вкладываются, либо тратятся на приобретение товаров. Подозреваю, что здесь скрыт большой минус в расходах.

Доходы населения в России, как и во многих других странах, считаются фактически по расходам. Ко всем легальным видам доходов прибавляется разница между доходами и всегда превышающими их фактическими расходами. Таким образом, сокращение расходов аналогичным образом сказывается и на доходах.

Кроме того, в этом году показатели по столице считаются с учетом границ Новой Москвы. Речь, правда, идет о небольшой прибавке, всего примерно 300 000 человек, но с более низким уровнем доходов".

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП)

"Доходы населения у нас везде измеряются не очень хорошо. Но есть две территории в России, где они измеряются крайне плохо: республики Северного Кавказа и Москва. И к статистическим колебаниям здесь надо относиться достаточно спокойно. Это та статистика, которую могут дособрать, дооценить. Назвать ее отражением реальной жизни я бы не рискнула.

Одного простого объяснения нет. Не надо все вешать на мэра Собянина. Доля занятых в малом бизнесе в Москве не сокращается. Еще при Юрии Лужкове в столице довели долю легальных доходов до уровня выше среднероссийского: 46-47%. Резко сократили масштабы страховых схем, по которым выплачивались зарплаты. Доходы могут уходить в тень в связи с тем, что бизнес заставили больше отчислять в Пенсионный фонд. Но потребление-то остается.

Главная причина, я считаю, в другом: валютообменные операции. Еще более сильным снижение реальных доходов москвичей было в IV квартале 2008 года (по итогам 2008 года доходы снизились на 18,2%). Кроме того, что тогда резко снизились бонусы, доплаты, премии, все еще и бросились менять рубли на евро-доллары. Ровно то же самое происходит сейчас: народ скупает валюту".

Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(19:28:16 / 03-12-2012)

> ...с точки зрения экономики ничего катастрофического в столице не случилось... Да, немного снизилось промышленное производство - на 1,2% по итогам десяти месяцев в расчете год к году. Но, во-первых, по итогам января-сентября еще был небольшой рост (0,5%). А во-вторых, промышленность, как известно, не самый значимый сегмент московской экономики. 

***********

Я не думаю, что подобные низкопробные спекульские высеры нужны на ресурсе.       

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 6 месяцев)(19:29:57 / 03-12-2012)

Что тут низкопробного? Я так понимаю речь идет о промпроизводстве непосредственно в Москве, коего весьма немного.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(19:34:46 / 03-12-2012)

Ровно этот же ход рассуждений применим, например, к Британии.   Процесс физической деградации территории имеет одно завершение, хоть в случае Британии, хоть в случае Москвы - накопленные дисбалансы будут уничтожены, либо путем форсированной реиндустриализации, либо путем кратного сокращение плотности территории.

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 6 месяцев)(19:41:26 / 03-12-2012)

 Москве не помешало бы разуплотнение. Возможно даже кратное.

 Что касается реиндустриализации конкретно Москвы, то экономического смысла в этом нет никакого. Нужны университеты, больницы, культура, органы госуправления, исследовательские центры промышленных предприятий - да, сами производства? Зачем размещать их в Москве, где вся инфраструктура перегружена, жизнь дорога (и зарплаты соответственные).

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(19:43:22 / 03-12-2012)

Не беда, история умеет лечить физически непродуктивные анклавы.   Напомню:

Жителям "финансовых центров" на заметку

http://aftershock-1.livejournal.com/123925.html

Численность наличного населения Санкт-Петербурга:
1916 - 2416 тысяч
1920 - 740 тысяч

ИСТОЧНИК

И аналогичные для Москвы (источник указан, но он не сетевой):

1917 -- 2017 тыс. 
1920 -- 1027 тыс.

Источник: Московский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 1917-1927
Издание Московского Совета р., к. и кр. д., 1927
Раздел "Московское коммунальное хозяйство" (с.323 и далее)

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 6 месяцев)(19:54:56 / 03-12-2012)

 Гражданская война, в городах голод. Кто сбежал в хранцию, кто в деревню, кто на войне погиб, кто от голода помер. Чего тут удивительного?

 Считаешь, город без промышленности = непродуктивный анклав? Урбанизация двадцатого века была нужна для человекоемкой промышленности. Сейчас потребности промышленности в людях убывают, при этом требования к навыкам растут. Люди с руками определенно нужны, но все меньше для производства техники, а уже для ее монтажа, ремонта и обслуживания в полевых условиях.

 А вот мозги имеет смысл собирать в агломерациях.

 Что касается финансов - в статье как раз сдувание финансов и спекулей указывается как один из источников падения доходов. Что не может не радовать. Полагаю, все эти люди позволят заткнуть дыры в рабочей силе в других отраслях, придется переучиваться и немного пожить на макаронах.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(20:05:04 / 03-12-2012)

> Сейчас потребности промышленности в людях убывают

Гы, ты че-то попутал реально.  Что все задачи промышленности решены?   От хотя бы воспроизводства советской инфраструктуры,  до ее дальнейшего  развития?  Строительство железных дорог, заводов нового поколения уже идет полным ходом?

Если не идет, то зачем ты тут врешь?

Ну и напомню, что послереволюционное восстановление плотности населения в Москве и Питере делалось  далеко не только за счет чиновников и инженеров.   Это были физически высокопродуктивные территории. 

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 6 месяцев)(20:10:30 / 03-12-2012)

 Вот вся проблема в том, что железные дороги должны строиться не в Москве, а в тайге, заводы нового поколения тулить в Москву тоже особого смысла нет, да и никак они не дадут работу миллионам. Тысячам - да. Но этим тысячам потребуется образование и умения.

 Даже после этой самой реиндустриализации и перехода к новому технологическому укладу, занятость непосредственно на промпроизводствах вероятно снизится по сравнению с нынешней. Сейчас для производства большего количества продовольствия нужно на порядкок меньше аграриев, чем было крестьян в дореволюционной России. Но на с/х работают химики и машиностроители. Точно так же будет с тяжелой промышленностью, сборкой, штамповкой и обработкой. Совершеннее станки, выше плотность энергии, меньше людей для работы на всем этом.

 Но программы для этого оборудования надо писать, техников учить, компаунды рассчитывать, математика, физика, химия. Экономика ксати нужна, просто не спекульская и настоящая, чтобы все эти производство планировать и эффект просчитывать.

 Ну не нужны уже мегаполисы для промышленности. А вот для науки и управления - очень даже

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(20:19:15 / 03-12-2012)

> заводы нового поколения тулить в Москву тоже особого смысла нет

Металлы плавить смысл имеет поближе к руде, из физических соображений (транспортные энергозатраты), а вот автомобилестроительный завод или станкостроительный - почему нет?    Самолеты, компьютеры, танки? 

> занятость непосредственно на промпроизводствах вероятно снизится по сравнению с нынешней

Из этого не следует, что все освободившиеся вправе уйти на "писательские прогулки".     Появятся новые отрасли, физически продуктивные.   Это как крестьяне - раньше их было 80%, индустриализация позволила сократить процент крестьян, но это вовсе не значит, что остальные стали хипстерами  и прочим сбродом.    Возникли новые отрасли, физически продуктивные, возникли новые рабочие места в этих отраслях, физически продуктивные.

В общем, пока есть возможность жить за счет советсткого наследия, можно мечтать и строить иллюзии, что так будет всегда.  А на практике - EROI у тех же нефтяных скважин с каждым десятилетьием падает, инфраструктура стареет, а смена уклада требует энергетической и промышленной революции.   А технологическая революция требует десятки, сотни миллионов человеколет на внедрение инфраструктуры нового поколения.     А после нее возникают новые отрасли и способность к решению новых задач, что создаст сотни миллионов физически продуктивных рабочих мест.  

Новый виток.  

А кто этот виток игнорирует и впадает в праздность - того ждет очередная темная эра. 

Аватар пользователя segerist
segerist(5 лет 10 месяцев)(19:59:32 / 03-12-2012)

===
Москве не помешало бы разуплотнение. Возможно даже кратное.
===

ну так ты начни, с себя и своей семьи

Аватар пользователя alexsword
alexsword(6 лет 1 месяц)(19:43:40 / 03-12-2012)

.

Аватар пользователя Grisha
Grisha(5 лет 8 месяцев)(19:54:09 / 03-12-2012)

А не может это быть всего-навсего следствием "расширения границ"? Просто "Новая Москва" заметно победнее, что и могло отразиться на средней температуре по больнице.

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 6 месяцев)(19:56:17 / 03-12-2012)

Если бы в сумму загнали новую Москву, тогда и зарплата упала бы тоже.

Аватар пользователя Diogenes Sinopeus
Diogenes Sinopeus(5 лет 10 месяцев)(21:06:30 / 03-12-2012)

 А как данную новость соотнести с новостями о массовой раздаче кредитов в последние год-два? Москва пораньше наелась, сидит сейчас, жует корку, платит. А регионы только дорвались до "праздника жизни"?

PS В порядке попытки обьяснения выросших зарплат+упавших трат.

 

Аватар пользователя ga_unnamed
ga_unnamed(5 лет 10 месяцев)(23:21:19 / 03-12-2012)

Банкстеры реально задрали!!! Заколебали смс-ками, звонками, письмами в почтовый ящик с предложениями кредитов... Я уже прямым текстом им говорю, что мои жизненные принципы не позволяют мне брать кредит... Задрали!!! Особенно мне нравятся перлы:

- Мы рады вам предложить кредит всего за 17% годовых...

- Нихренасе....

- Вы считаете, что это большой процент? Вы знакомы с предложениями других банков?

- А ниче, что в средние века церковь себе брала только десятину, то есть 10%?

- Мммм.... Вы знакомы с предложениями других банков?

Правда, согласен, церковная десятина - это не ссудный процент... Но, сейчас и не средневековье... И совокупно мы налогов платим столько, что средневековье начинает манить своим человеколюбием...

Аватар пользователя auriga
auriga(5 лет 6 месяцев)(11:54:20 / 04-12-2012)

 Ипотека за 11% возможна. С учетом реальной инфляции 7-9% эффективная ставка получается 2-4%. Надо много сего обдумать, прежде чем лезть в рабство но иногда это осмысленно (например если есть часть денег на квартиру, которые тают от инфляции, есть дети, а жилье приходится снимать). А вот типичные потребкредиты на жопогрейки, телефоны, путевки - это да, большое зло.

Аватар пользователя Mislitel2000
Mislitel2000(5 лет 3 недели)(22:51:13 / 05-12-2012)

Не согласен, что главная причина в валютообменных операциях. Торговый сектор ввиде ларьков, рынков и рекламы реально Собянин проредил в несколько раз.

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...