Вход на сайт

МЕДИАМЕТРИКА

Облако тегов

Может ли Т-50 стать еще менее заметным?

Аватар пользователя Alien-X

В свежем независимом обзоре Карло Коппа, одного из основателей аналитической группы Air Power Australia, представлен ряд небезынтересных тезисов о перспективах и потенциальных возможностях разрабатываемых российских истребителей пятого поколения ПАК ФА (на Западе более известны по заводскому индексу их прототипов — Т-50).

Напомним, что первый из четырёх прототипов истребителя взлетел в январе 2010-го, а его серийное производство официально намечено на 2015–2016 годы (хотя реальность этих сроков вызывает очевидные сомнения).

Хотя в целом передняя нижняя часть ПАК ФА соответствует требованиям малой радиозаметности, задняя скорее напоминает стандартный истребитель. (Фото C. Kopp / Sukhoi.)

После появления первых изображений ПАК ФА возникла дискуссия о том, в какой мере машина будет малозаметной. Форма новинки была настолько далека от наименее заметного истребителя современности F-22 Raptor, что возникал вопрос о целесообразности доработки. Однако г-н Копп и его открытое исследование эффективной площади рассеивания (ЭПР) разрабатываемого истребителя, начав с очередной констатации такого отставания, уверяют в противоположном — в потенциальной боевой ценности ПАК ФА. «Форма Т-50 уступает F-22 Raptor... и даже [китайскому перспективному] J-20, хотя и в меньшей степени... Но F-35 и T-50 показывают весьма сходные параметры ЭПР, а это ключевой параметр малой радиозаметности».

Правда, отмечает аналитик, чтобы добиться паритета (пока потенциального), конструкторам ПАК ФА придётся изменить форму дюз и использовать эффективный радиопоглощающий слой. Пока нет данных о конкретных типах такого слоя (точнее, слоёв — видимо, двух), который собираются использовать в «ОКБ Сухого». И тем не менее формы ПАК ФА в чём-то даже превосходят F-35, позволяя говорить о весьма малой радиозаметности самолёта спереди. Да, снизу и сзади дела обстоят хуже, но, строго говоря, скоростные параметры ПАК ФА делают затруднительным использование противником этих недостатков в воздушном бою. Как верно подмечает австралиец, формы фюзеляжа ПАК ФА разрабатывались специально для того, чтобы самолёт труднее всего было засечь компактными радарами F-22 и F-35. А вот у радаров американского самолёта ДРЛО E-2 и китайского истребителя J-20, ориентированного на малозаметные американские истребители, проблем будет меньше.

Вероятность реализации таких модификаций довольно высока: обычно после выпуска первого прототипа последующие версии подвергаются существенным переделкам; именно так было и с YF-23, и с F-22.

Однако у ПАК ФА, помимо «хорошей» ЭПР первого прототипа и потенциально «очень, очень хорошей» ЭПР следующих, которая, как подчёркивает г-н Копп, может быть снижена, есть и другие преимущества. У него не только выше скорость и тяговооружённость, но и больше углы отклонения вектора тяги, обусловленные подвижными соплами. Напомним: на F-22 сопла не так подвижны — выбор, диктуемый в том числе желанием максимально снизить радиозаметность. Если же верить заявлениям американской стороны, то на сверхзвуковом режиме F-22 не может пускать ракеты, что делает его использование для боя со сверхзвуковым малозаметным противником воистину нетривиальным.

Сверху вниз: ПАК ФА, F-22, J-20. Двигатели российского прототипа разнесены сильнее, чем у аналогов, что позволяет реализовать всеракурсные сопла. (Фото Wikimedia Commons.)

Непривычно большой внутренний бак ПАК ФА, содержащий более 11 т топлива, обеспечит ему дальность, превышающую показатели F-22 (8,2 т) и F-35. Даже без подвесных топливных баков российский самолёт, по заявлениям конструкторов, имеет дальность 4 300 км и 2 000 км (!) на бесфорсажном «сверхзвуке», в то время как у F-22 (по самым оптимистическим оценкам) она равна 1 300 км. Ну а F-35 вообще не может долго лететь со сверхзвуковой скоростью без форсажа, то есть вне боевого соприкосновения это дозвуковая машина. Недокументированные возможности вроде бы позволяют пролететь на М1,2 200–240 км, однако командование запрещает пилотам такие опыты.

Станет ли этот отчёт озабоченных российскими истребителями австралийцев (значимых покупателей новейших американских истребителей) сигналом для ВПК США или КНР? В ближайшей перспективе, по всей видимости, нет. Прямое столкновение вышеупомянутых сил с ВВС России маловероятно. Конечно, при нынешних принципах финансирования закупок новой техники сразу же после поставки ПАК ФА в войска машину начнут экспортировать в Индию, однако войну между ней и КНР после появления у первой ядерного оружия представить сложно. А о том, что американские истребители не разрабатывались для борьбы с российским, говорит даже их «никакая» дальность…

Пожалуй, важнее всего эта оценка для россиян. И если самих конструкторов, в отличие от российских СМИ, не надо убеждать в глубокой проработанности планера ПАК ФА, то советы по уменьшению радиозаметности дюз и фюзеляжа снизу, без сомнения, стоят того, чтобы к ним прислушаться.

Подготовлено по материалам Wired.


Фонд поддержки авторов AfterShock

Комментарии

Аватар пользователя Читаювсё
Читаювсё(5 лет 11 месяцев)(09:18:43 / 20-11-2012)

для чего нужна малая заметность сзади ? там уже не должно остаться ничего опасного ))))

Аватар пользователя jek
jek(5 лет 1 месяц)(09:48:15 / 20-11-2012)

Угу . плюс еще выхлоп движков, который без толку маскировать. Так что - правильный подход.

Аватар пользователя ДК
ДК(5 лет 1 месяц)(09:55:03 / 20-11-2012)

есть один пошлый анекдот на эту тему :)

как говорится, а случаи бывают всякие.

Аватар пользователя e.ginseng
e.ginseng(5 лет 10 месяцев)(14:58:24 / 20-11-2012)

Написано же - компактный радар. Его можно разместить в нашем тылу.

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(5 лет 4 месяца)(09:26:25 / 20-11-2012)

>реальность этих сроков вызывает очевидные сомнения

Также вызывает сомнения и достоверность заявленнных ТТХ. 

 

Аватар пользователя дмитрий анюшин

Конечно вызывает - я уверен что они в отличае от американцев занижены!

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(5 лет 4 месяца)(10:31:23 / 20-11-2012)

Да? Это при стоимости в два раза ниже аналогов и явном оставании этой страны в приборостроении? Что могу сказать: ждите ещё одной новости в духе "он не взлетел".

Аватар пользователя дмитрий анюшин

Насколько я понимаю - этой новости ждать будете вы...

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(5 лет 4 месяца)(12:43:00 / 20-11-2012)

Мне-то зачем. Я-то прекрасно понимаю, что нельзя совершить технологический прорыв, ничерта 20 лет при этом не делав. Поэтому для меня оно новостью не будет. 

Аватар пользователя дмитрий анюшин

Весь вопрос в том насколько для вас это ожидаемо? Есть мнение что по вашим раскладам само появлении ПАК ФА не планировалось...

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(5 лет 4 месяца)(15:06:11 / 20-11-2012)

15% - будет соответствовать всем авяленным характеристикам и будет прекрасной боевой машиной, превосходящей все зарубежные аналоги.

30% -  Получится какая-нить шляпа типа Раптора. В ходе испытаний выяснится, что какая-нить херня не работает, либо работает не так, как надо, что делает эксплуатацию машины невозможной. Затем её отправят на доработку напильником, откуда она уже в свой прежней форме не выйдет. 

55% - получится посредственный образец с несоответствующими заданным ТТХ, тем не менее будет принят МО на вооружение (мол чо деньгим зря тратили на разработку). Попутно всплывут какие-нибудь факты о хищениях, может быть кого-нибудь посадят. А может потом и доведут до ума. В общем, жизнь будет идти своим чередом.

 

 

Аватар пользователя дмитрий анюшин

-

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 9 месяцев)(15:45:12 / 20-11-2012)

ну и чо?

Вон бритты подлодку построили за 10 ярдов фунтов, да и та не плавает никуя. А наши вон за ярд лучше и больше строят. Это что касается цены.

И по приборостроению -- миф! Военное приборостроение не равно иФоностроению. Там до сих пор используются микрухи с технологией в сотни микрон!

Так что идика ты накер со своей ценой и приборостроением. Онолитег бля!

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(5 лет 4 месяца)(15:48:46 / 20-11-2012)

>И по приборостроению -- миф!

Да? Чо ж тогда на всяких помойках типа суперджета импортное оборудование-то стоит? 

Хотя и это раздолбать смогли, рашка такая рашка. 

 

 

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 9 месяцев)(15:51:21 / 20-11-2012)

1) Потому что это гражданская "помойка" в твоей же классификации.

2) Кое кто все еще надеется на партнерство со светлыми силами добра странами запада. Ну хоть в бизнесе. Ничо. Время научит.

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(5 лет 4 месяца)(16:02:48 / 20-11-2012)

Вот я чо вверху писал? Ну невозможно сделать-что путное после 20лет пинания х*я. Физически невозможно, каково бы ни было желание. Но тут походу и желания нет. Вот и будет такая же херня как с Фобос-грунтом. У артишока рвёт жопу от каждой новости про Curiosity, хотя я эту тематику просто игнорирую. 

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 9 месяцев)(16:06:52 / 20-11-2012)

Смешались в кучу кони люди.

Конкретно Су хуи не пинали.

В остальном было по разному.

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(5 лет 4 месяца)(16:09:26 / 20-11-2012)

Ничего не смешалось. В СССР это был единый производственный цикл, где одно тягало другое. Пусть он был смещён в сторону военки, но по краней мере собрать из кучи руды сложный аппарат на территории одной страны было реально. 

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 9 месяцев)(16:12:01 / 20-11-2012)

Ваш вывод мне понятен: если упал фобосгрунт -- то Т50 гауно!

А теперь объясните мне почему Ф22 говно (не говоря уже о Фе35), если амеры такие умные и производят такое прекрасное творение как Curiosity???

Аватар пользователя Vneroznikov
Vneroznikov(5 лет 11 месяцев)(17:32:45 / 20-11-2012)

Даже так: как сочетается однозначно хороший Ф-18 с Ф-22 или Ф-35 :)

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 9 месяцев)(18:36:06 / 20-11-2012)

Слился чувачек.

Не хочется ему призначать что за бугром пилят в 10 раз больше и выхлоп даже меньше нашего.

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(5 лет 4 месяца)(19:15:04 / 20-11-2012)

А потому что изначально глупая затея спихать всё в одну машину, да и вообще пиндосская политика нецелесообразного увеличения расходов в расчёте на боевую единицу неоправдана. У них это повсеместно проявляется, а не только в авиации. 

Алсо, у меня банально нет времени сутками сидеть на этой параше, не говоря уже об этике. 

 

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 9 месяцев)(19:19:58 / 20-11-2012)

Я вас опять понял.

Фобосгрунт упал -- Т50 полюбасу говно!

Ф22 говно -- досадное исключение.

Аватар пользователя georg_richter
georg_richter(5 лет 4 месяца)(19:31:48 / 20-11-2012)

Нет, просто в одном случае долбоебизм проявился в деятельности, в другом - в бездействии и безответственности. 

Аватар пользователя дмитрий анюшин

Алсо он выучил бл... Робот афтершока не предполагает круглосуточных сидений - а предполагает постоянное информирование о диалоге с кем бы то ни было, даж с такими тролями как ты!

Аватар пользователя qu
qu(5 лет 6 месяцев)(09:31:36 / 20-11-2012)

чет какой-то аналитик не аналитик, скорее капитан очевидность, а выводы улыбнули...

ясно же, что любая военная техника это война компромиссов.

PS. Если он такой умный, то что сами не строят свой самолет ?

Аватар пользователя DirectNik
DirectNik(5 лет 7 месяцев)(09:59:26 / 20-11-2012)

это, похоже, дальний "родственник" рейтинговых агенств, присваивающих США  рейтинг ААА. Инструмент конкурентной борьбы. Не впрямую, разумеется.

Аватар пользователя 15a30
15a30(5 лет 2 месяца)(15:56:00 / 20-11-2012)

Австралийцы давно их с F 35 троллят. Видать цену сбить хотят.

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 1 месяц)(11:02:25 / 20-11-2012)

Пока две машины не встретятся в реальных боях все это умозрительные беседы. Да и в бою преимущество будет за опытным пилотом

Аватар пользователя greygr
greygr(5 лет 9 месяцев)(11:56:03 / 20-11-2012)

верно! не то чтобы очень хочется посмотреть - скорее, избежать - однако без реальной боевой ситуации это все гадания на циферках и графиках.

Аватар пользователя поляр
поляр(5 лет 1 месяц)(13:11:36 / 20-11-2012)

Да, со времен "корейской войны мы с нашими "друзьями" напрямую не пересекались.

Во Въетнаме они всего лишь наше ПВО прочувствовали. 

Ну а сегодня "третьих стран", где бы можно было проверить такую дорогую технику в реальных условиях, пока не наблюдается

Аватар пользователя Omni
Omni(5 лет 2 месяца)(13:33:52 / 20-11-2012)

Не наблюдается достаточно платёжеспособных стран. А кто их банкротит (оружие четвёртого уровня)...

 

Аватар пользователя дмитрий анюшин

зато как почувствовали!!! 

Аватар пользователя k0lun
k0lun(5 лет 10 месяцев)(12:27:55 / 20-11-2012)

Самое интересное что рассуждает теоретик. Который ни когда не летал на таких самолетах и его страна даже на шаг не приблизилась к созданию чего то подобного. Все равно что менеджер, ездящий на Мазде3 рассуждает о достоинствах и недостатках Бугатти Вайрон.

Аватар пользователя zzaharr
zzaharr(5 лет 3 недели)(13:39:53 / 20-11-2012)

Очередная "аналитега" от австралийцев, в попытки отжать скидки на F-35. По моему никто в мире столько про ПАК ФА не пишет, как Австралия. И виртуальные бои проводят, и инфографику рисуют, молодцы, что сказать. НЕпонятно, только зачем они сюда фанерные китайские самолеты приплетают?...

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(5 лет 9 месяцев)(15:48:35 / 20-11-2012)

Все просто. Они намекают амерским другам что мол кто как не мы будем держать узкоглазых на рубежах! Вона даже они научилися делать самолетики почти как ваш Фе35! Скиньте ценник, а?

Аватар пользователя Cheburah
Cheburah(5 лет 3 месяца)(00:42:02 / 21-11-2012)

Жора, солнышко, ты вообще о каких случаях с Т-50 кроме помпажа на выставке слышал?

Лидеры обсуждений

за 4 часаза суткиза неделю

Лидеры просмотров

за неделюза месяцза год

СМИ

Загрузка...