Ночь короче дня (NUC4)

Аватар пользователя Already Yet

Поскольку во время обсуждения "Ядерной спички" много раз выскакивала сентенция о том, что Россия таки продала "последнюю урановую рубашку" злым американцам, начнём, пожалуй, с некоторых цифр, которые прояснят ситуацию с положением касательно программы "ВОУ-НОУ", с наличием у сторон оружейного урана, с добычей урана природного и с текущими перспективами ядерного рассвета под иным небом.

Сначала — о любимом и зрелищном. О ядрён батонах. По состоянию на 2009 год (новее данных, извините, у меня нет) их всего 13 000 штук — у России,  9 400 — у США. Длинной "Феррари" мы не меряемся, но, поверьте мне, цифры эти будут безумно важны для дальнейшего рассказа о ядерной энергетике.

Детально, с точными цифрами по тактическому и стратегическому оружию и с учётом состояния зарядов:


*Остальные страны приведены внизу мелким шрифтом, они в "Саге об оружейном уране" дальше никак не участвуют — просто нечем...

Ну а дальше наш рассказ опять возвращается к советской ядерной программе и к "проклятому СССР", который и через 20 лет после своего распада всё тянется и тянется в светлое ядерное будущее...

Причём делает это зримо и буквально, подобно шарикам ртути собирая назад, из разрозненных вроде бы кусков, некую совершенно альтернативную реальность.


Нижеприведенная картинка дает более развёрнутое представление об исторической перспективе ядерного галлопа — к мегатоннам и мегатоннам ядерного оружия и, потом, назад — к мегаваттам и мегаваттам мощности:



В общем-то — к 1985 году у СССР уже не было достаточно ракет, чтобы прикрутить к ним все имевшиеся у него заряды.

К концу 1985 года у СССР, на пике его славы, было около 44 000 ядерных зарядов.
Часть из этих зарядов была с оружейным плутонием, часть с высокообогащённым ураном, но общая оценка, произведенная, например, вот здесь, говорит нам о следующем: по состоянию на 1991 год у обеих главных противников в Холодной войне было сосредоточено около 95% мировых запасов всего высокообогащённого плутония (260 тонн) и урана (2 000 тонн).

Оценка по сторонам конфликта выглядит так:
США обладали около 600 тонн урана и около 85 тоннами плутония.
СССР же успели наработать около 1100-1400 тонн урана и 155 тонн плутония.
Красиво и в деталях всё это разложено, например, вот тут, но принципиально оценок в западной литературе масса и все они чётко говорят, что по оружейным изотопам СССР обгонял США где-то в два раза.

Данные количества материалов неплохо коррелируют и с количеством боеголовок у СССР и США на 1985-1991 год: у СССР — 44 000 (на 1985 год), у США — 22 000 (на 1991 год).

Отдельно надо сказать, что до 1995 года единственное обогатительное предприятие в США, которое отвечало и за производство оружейного урана, и за снабжение ураном реакторов АЭС в США — нынешняя компания USEC — была структурным подразделением Министерства энергетики США (DOE).

Не хочу тут впадать в конспирологию, но скажу только, что количество собственных ЕРР, использовавшихся во время Холодной войны США для производства оружейного урана (а это единственный газодиффузионный завод в Портсмуте) составляло всего лишь 8,3 млн. ЕРР.
А потребность всех построенных к 1979 году в США ядерных реакторов (после 1979 года в США реакторы не строились — и об этом ниже) составляла, согласно оценке от 11 до 12 млн. ЕРР в год. Такого уровня производительности "условно-гражданский" американский завод в Падуке достиг только к 1984 году.

Поэтому, этим единственным оружейным заводом в Портсмуте, как одиноким тазиком в бане, США прикрывало и производство оружейного, и, частично, возникший после массового строительства атомных энергоблоков в США, недостаток в производстве реакторного урана.
Вас теперь не удивляет то, что максимум боеголовок в распоряжении США оказался почему-то не на конец Холодной войны, а ещё на старый-добрый 1965 год?

Просто если до 1964 года завод в Портсмуте делал только оружейный уран, то после 1964 года — уже трудился исключительно на нужды снабжения американских АЭС топливом. Ну а боеголовки, начиная с 1964 года, уже лишь только модернизировались — из старых уран и плутоний доставали, а в новые — его засовывали. Вот тут, если что, весь процесс развития и упадка оборонной обогатительной промышленности в США расписан во всех деталях.

Собственно говоря — "битва за уран" была проиграна США ещё тогда. Если бы Тримайл-Айленд не случился в 1979 году — его стоило бы выдумать.


Моё личное мнение — заглушки, уровнемер и клапаны на "Тримайл-Айленде" не сработали не просто так.

На данном моменте — конец конспирологии и опять — лишь одни факты.

Начиная с 1987 года США и СССР принимают целый ряд совместных соглашений, которые иногда объединяют в некую согласованную программу «Совместного уменьшения угрозы».

Сделка "ВОУ-НОУ" на самом деле является лишь наиболее масштабной, но отнюдь не единственной программой реформирования ядерной военной промышленности в России и в США.

Перечислю основные факты по взаимодействию Запада и России в вопросах утилизации и уменьшения количества оружейных изотопов. Это просто факты, без экономической и политической окраски — мне они важны исключительно в плане получения реальной картины по оставшимся картам "на руках" у игроков к настоящему времени — к концу работы программы "ВОУ-НОУ" в 2013 году.
Мы просто должны оценить, играет ли наш "козырный туз".

Итак, в целом за период 1991-2012 годов произошли следующие события:

  • Программа "ВОУ-НОУ" утилизовала 450 тонн российского оружейного урана. Разумно ожидать, что по концу срока действия программы Россия передаст США все оговоренные 500 тонн оружейного урана. Укажу сразу, что данный уран обеспечивает сейчас около 12% мировой потребности в реакторном уране и 38% потребности в реакторном уране в самих США.

  • В 1998 году Правительство США объявило о своей программе "ВОУ-НОУ"(HEU-LEU), передав в гражданский сектор 174 тонны оружейного урана (треть объёма от российской двадцатилетней программы !). Большая часть этого урана  (110,7 тонн) была выбрана различными американскими обогатительными компаниями в период до 2005 года.

  • В 2005 году Министерство энергетики США объявило о передаче для разбавления природным ураном ещё 40 тонн некондиционного высокообогащённого урана. Данные количества урана какого-то хрена оказались весьма "подпорчены" изотопом 236U, в силу чего по ним была объявлена отдельная программа "смешивания" — BLEU (Blended Low-Enriched Uranium). Как я сказал, DOE до 1995 года работало в "два смычка" — и на военных, и на гражданку, так что, скорее всего, этот уран тоже слили американские военные.

  • Программа HEU-LEU на нормальном уране была продолжена Министерством энергетики США в 2008 году, когда тому же американскому подрядчику — компании TVA, которая переварила прошлую партию некондиционного урана, предложили ещё 21 тонну ВОУ. Ещё 29,5 тонн нормального ВОУ разбавили другие подрядчики Министерства энергетики США.

  • Итого, за период 1993-2013 годов США утилизировали, вдобавок к российским 500 тоннам ВОУ, ещё 201,2 тонны своего высокообогащённого урана.


Надо подчеркнуть, что весь этот уран ушёл в конце-концов в виде топлива для реакторов "западного типа". То есть, около 700 тонн оружейного урана были той кислородной подушкой, которая держала американскую (и шире — всю западную!) атомную генерацию на протяжении последних 20 лет.

Опять таки, возвращаясь к предыдущим материалам серии — толковая центрифужная обогатительная промышленность в западных странах (в основном — пока стараниями европейских компаний Areva и Urenco) ещё только создаётся, а газодиффузионные заводы USEC и самой Areva уже запланированы к закрытию в период 2015-2017 годов. И (сюрприз! сюрприз!) российский оружейный уран в рамках сделки "ВОУ-НОУ" перестаёт поступать на западный рынок, начиная с 2014 года.
Уже начиная с 2014.
А это, напомню ещё раз,  около 12% мировой потребности в реакторном уране и 38% потребности в реакторном уране в самих США.
Фауст, эта, Гёте, сильнее, штука. Надо собрать слово "счастье" из предложенных букв Ж,П,А,О.

Если бы Фукусима не произошла — её стоило бы выдумать. Выдумали ведь "Партию Зелёных" в Германии с их идиотской программой "позакрывать все АЭС" и начать весёлые эксперименты с электрогенерацией? Оплачивают ведь выступления индусов против открытия уже готовой АЭС?

В общем — всё как всегда. Найдите правильный лозунг, а идиоты люди всегда подтянутся:


Я думаю, перевод не нужен...

Хочется также отметить, что в рамках программы «Совместного уменьшения угрозы» США ещё в 1992 году остановили последний реактор-наработчик плутония. Основная же часть реакторов-наработчиков была заглушена в США ещё с 1964 по 1971 год. В России же последний такой реактор (в Железногорске) был остановлен только в апреле 2010 года. То есть, Россия ещё и нарабатывала по факту оружейный плутоний вплоть до 2010 года. Ещё 20 лет после того, как последний плутоний был получен на реакторах-наработчиках в США.

Кроме того, после начального подписания соглашения о "ВОУ-НОУ" выяснилась одна интересная техническая деталь — у России, после отделения Украины и Казахстана просто не хватало природного урана для разбавления оружейной компоненты.

Для того, чтобы обеспечить хоть какое-то выполнение программы (а за первые 6 лет действия договора было отгружено всего 50 тонн ВОУ), в 1999 году Правительство США убеждает крупнейших западных производителей природного урана — Cameco (Канада), Cogema (теперь Areva, Франция), и Nukem (Германия) продать России по специальной цене 118 000 тонн природного урана!

Да, продешевили, каемся. Дешево оружейный уран продали.
Но, в самые трудные годы, когда собственное производство природного урана в России сосредоточилось на единственном объекте — Приаргунском месторождении, где добывалось всего около 2 500 тонн, когда Украина и Казахстан ещё болтались в пучине распада и безвременья, когда российский АРМЗ ещё не начал добывать по 5 000 тонн урана в год на различных производственных площадках по всему миру, наладив международную кооперацию "уран в обмен на мегаватты" и вышел в 2011 году на отметку в 7 088 тонн, когда ещё не были подписаны соглашения с Казахстаном и Украиной (ртуть, собирайся!) — западные компании исправно поставляли в Россию природный уран для работы программы ВОУ-НОУ.
И отчасти (точнее - в очень большой части) спасли российскую обогатительную промышленность от бесславного краха.

А что теперь?
Может ли Россия продолжить программу ВОУ-НОУ после 2013 года? Есть ли ещё у США собственный потенциал ВОУ-НОУ, чтобы кормить свои АЭС?
Посчитаем грубо, без претензий на точность до килограмма или даже до тонны.

США имели на конец Холодной войны 22 000 боеголовок, сейчас имеют 9 400. Если принять "изделие" по массе в 25 кг (просто исходя из положений ВОУ-НОУ и не вдаваясь в различные типы зарядов), то США за счёт утилизации зарядов могли бы получить 315 тонн оружейного урана. Плюс ещё около 167,5 тонн урана ещё находится внутри боезарядов, находящихся на хранении. С учётом "американского ВОУ-НОУ", во время которого уже было передано для обеспечения работы АЭС 201 тонна оружейного урана, остаточное количество высокообогащённых изотопов в распоряжении США может составлять около 281 тонны.

Я думаю, что я не сильно ошибусь, если скажу, что у США оружейного плутония и урана сейчас не больше 300 тонн, включая то, что ещё можно "наковырять" из снятых с ракет боеголовок. Если замещать им российскую программу, этого количества изотопов хватит на 6 лет. А дальше уже надо строить центрифуги, пускать реакторы-наработчики, покупать уран по рыночной цене на международном рынке — в общем работать, работать и ещё раз работать.

У России, в такой же логике получается 44 000 боеголовок "тогда" и 13 000 "сейчас". Соответственно, даже если принять консервативную оценку в 1 100 тонн урана на конец Холодной войны, учесть 500 тонн, отгруженных в США и посчитать 325 тонн в "изделиях", из которых 204 тонны принципиально надо бы "выковырять", потому что эти боеголовки уже всё равно без носителей — то мы получим остаток российского урана около 480 тонн.
Если же принять "высокую" оценку наличного урана в конце эры СССР (1 400 тонн), то запасы российского урана составят цифру в районе 780 тонн, о чём нам, например, спокойно говорит такой осведомлённый человек, как президент канадской компании Cameco Джерри Гранди.
Сей канадский мужик это дело хорошо знает — он России природный уран по "специальным ценам" в аккурат с 1999 года и по сей день поставлял. Он эти российские "просраные полимеры" на собственной шкуре ощутил.

В общем, даже в самом пессимистическом прогнозе, Россия может продолжать снабжать Запад по схеме ВОУ-НОУ ещё на 10-15 лет.

В общем, всё как у Гоголя в "Вие". У кого молитвенник толще, и кто круг держит, тот и победил.
Ночь короче дня.

Другой вопрос, кто будет внутри круга.
Эй вы, те кто забился в свои уютные норки угля, нефти и газа! Те, кто думает, что на чужом горбу можно беспошлинно въехать в рай!

Выходите на свет. Перекличка.
Ядерное утро уже настаёт.

Ссылка в ЖЖ

Комментарии

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

На ВОУ-НОУ мощности ЕРР не нужны. Хотя и используются - в силу специфики российского ВОУ :)

Поэтому российские ЕРР работали 20 лет и на себя, и на Запад. Об этом - в следующем материале. Орёл может и держит пока медведя за яйца, но медведь орла уже тоже держит за глотку.

А вот природный уран у Запада вымутили под ВОУ-НОУ в том числе, судя по всему, и для снабжения российских реакторов.

Там ещё тема с Западными "хвостами" была - тоже веселье ещё то. Ребята в 1980-е-1990-е годы вообще берега потеряли - всё за них русские делали.

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

У меня устойчивое ощущение, что орел думает, что держит медведя за яйца. Медведь же кормит орла с ложечки дабы тот когти раньше времени не отбросил.

Не так давно "ТВЭЛ" заключил с какой-то северной страной догвор на поставки топлива в PWR. Так что через пару лет тему ВОУ-НОУ прикроют. Будут гнать напрямую сборки. А там и до аревы очередь дойдет.

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 1 месяц)

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

Вот картинка, отражающая состояние дел гораздо лучше, чем картинка с эволюцией 1991-2020.  Мы пока все еще в желудке клюве. Чтобы от туда выбраться надо делать шаги не только по отдельно взятой атомной отрасли.

Грубо говоря, у нас перебит хребет, но руки у нас еще крепкие. Но в какой-то момент хребет не позволит протянуть крепкую ладонь к горлу соперника.

Хребет  же по моему мнению (в узком смысле, безусловно)- это народное образование, инженерная школа, академическая наука.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

ППКС. Если не поднимется народное образование, инженерная школа и академическая наука - никакие АЭС, никакая нефть и газ не помогут. Скатимся на уровень Саудовской Аравии, Нигерии и Ирака. С этим даже спорить не хочу.

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

Так катимся и опережающими темпами... В университете войск ПВО на втором курсе не все курсанты владеют операциями с дробями, в Бонч Бруевиче только процентов 15 слушателей общего потока третьего курса этого семестра, посещающих обязательные лекции по теории сигналов , смогли обратить матрицу 2x2.

 

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

В советское время было сильно лучше? Ню-ню. Когда поступал в Бонч в 1987г. проходной балл был 8. Из трех экзаменов..... Т.е. если человек получал "2", то с ним ещё общались на тему "может это случайность". Правда из 25 человек поступивших до диплома дожило всего шестеро. Всех остальных вышибли за неуспеваемость.

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

Сейчас проходной балл по ЕГЭ я не помню, но смогу уточнить, он очень низкий, а это сейчас очень модный технический вуз. Запрос на специалистов по телекоммуникациям велик, выпускнику трудоустроиться по специальности легко.

В ЛПИ на машиностроительных специальностях -вообще швах.

То за что вышибали раньше, чейчас ставят хорошо и отлично.

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

Общался с девочкой учащайся сейчас на платном отделении в инжэке. По её словам подругу выкинули за неуспеваемость. Я не понимаю каким олигофреном надо быть чтобы вылететь из платного инжэка за неуспеваемость.

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

Надо быть обедневшим олигофреном и вовремя не заплатить...

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

Ну да. Долго пытали её подружку. Но она твердо убеждена, что за исключительно за неуспеваемость.

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

Подружка под пытками - это отличный источник. <?xml:namespace prefix = o />

У меня другой круг информаторов.

Вот отпаиваем валерьянкой маму моего коллеги, она профессор РХТУ им Менделеева. Ей придется учить группу горцев, подавших документы по результатам ЕГЭ (им что, гуманитарных вузов мало), балл по математике чуть ли не 100, а они таблицу умножения не знают, балл по русскому тоже 100, а для общения переводчик нужен. Не принять этих талантливых людей формально нельзя, а после отчисления всех головомой будет страшный, так как успеваемость студентов это один из факторов оценки вуза.

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

В организме государства, так же как и в организме человека, всё взаимосвязано. И не может быть одно хорошо, а всё остальное плохо. Болеет весь орагинзм целиком.

Например вывод промышленности в ЮВА из США привел к технологической деградации самих США. Не могут воспроизвести купленные технологии СССР. Огромные трудности при освоении ядерных центрифуг при том, что даже Иран сумел их запустить в массовом порядке. Все последние проекты США в военной области - это чистый попилинг. Стоимость проектов превышает плановую, в лучшем случае в разы. При этом, после распила, проект тупо закрывается с нулевым результатом.

Помните анекдот "то на еврея посмотрит, то на часы. То на еврея, то на часы."? Вот Путин вышвырнув из страны USAID "посмотрел на часы". Делайте выводы.

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

Не могут воспроизвести купленные технологии СССР

Примеры пожалуйста, то, до чего я имел доступ, показывает, что там, где США руки дотянули, и им во время по рукам не дали, очень даже освоили, применили и используют.

 Все последние проекты США в военной области - это чистый попилинг

Последние это какие, начиная с каких лет? Вы F22, F35 и ПРО имеете в виду? Я вот далек от оценки того, что это чистый попилинг. Там до черта того, что мы будем осваивать еще пару тройку пятилеток, с не меньшим размахом попилов.

Качество системы управления в США деградировало в сытные годы - соглашусь. Сам лично выпивал с дедушкой, управленцем крупнейшего когда-то промышленного монстра, строившим мощь нашего противника, который проклинал на чем свет стоит финансово-юридический стиль управления американских компаний последних десятелетий, и что?

Пусть у тебя сдохла корова, зато возрадуйся, что у соседа сдохла собака?

швырнув из страны USAID "посмотрел на часы". Делайте выводы

Я должен сделать выводы, что спустя 13 лет нахождения во власти он  вышвырнул USAID, а еще какой вывод я должен сделать?  

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 1 месяц)

Соглашусь, финансово-юридический стиль, приводит к тому, что сейчас и у них приглашают старичков поработать. F-22,  F - 35 просто на слуху, там ещё много чего, тот же F 117, B2. Спиздинг и нехилый, но у них отрабатываются на этом технологии, у нас всё далеко от идеала, если видеть в живую. По тем же двигателям они сильно нас обогнали,  F-22 реально не пошёл и очень дорог, но на нём обкатали кучу нового, хотя моё мнение, они идут кривой дорогой усложнения сложного.

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

1. Ну самое простое и показательное - история с РД-180. Была куплена лицензия на его производство. И не взлетело. По американскому законодательству ихние правительственные спутники должны летать на ихних же движках (поэтому Дельту до сих пор используют). Построили завод на котором по российской лицензии д.б. производить двигуны и не смогли ничего сделать. Тогда конкретно под них изменили формулировку закона. Необходимо было продемонстрировать принципиальную возможность создания двигла. Типа если русские вдруг прекратят их продавать, то высокотехнологичная амери5канская промышленность таки справится с этой задачей.Т.е. сделать несколько ключевых узлов двигателя и продемонстрировать их совместную работоспособность. Эти косорукие дауны даже такой простой вещи сделать не смогли.

Есть более близкая к Вам тема. Есть такой язык программирования С++. И есть в нем стандартная библиотека шаблонов (Standart Tempate Library). В середине 90-х это сокращение (STL) расшифровывалось как STepanov Library. :))))

2. F-22 и F-35 это просто самые известные истории провала и попилинга. Были менее известные, но тоже совсем неплохие историе попилов. Например лазер воздушного базированя. Меня хозот разбирал ещё в начале, когда они только начинали пилить бабло (просто потому что я в школе физику изучал, а в техникуме теория измерительных приборов). Защитники американского ВПК расказывали, что вот-вот в США отменят физические законы и начнут резать боеголвки на ходу. прямо при входе их в атмосферу...

Немного лучше смотрелся попилинг вокруг рельсовой пушки. Там нужно было понимание таких вещей как плотность хранимой энергии. Но тоже, при нектором обдумывании, становилось очечвидно - очередной распил бабла американских налогоплательщиков.

Американцы таже решили сделать универсальный эсминец ближней океанско зоны (если не ошибаюсь в названии). Типа он один будет заменять три за счет модульности. после постройки двух или трех выяснилось, что по стоимости это уебище  стоит как десять специализированных кораблей. А по эффективности не дотягивает до одного.

Ещё была история с с "боевыми платформами будущего". Тоже народ хорошо на них напилился. И тоже нулевой результат.

Хотя будем справедливы. Я знаю про успешный проект в американских ВВС. Они решили проблему идентификации истребителей при воздушной заправке (там какая-то бюрократическая петрушка связанная с раздельным учетом потрченной горючки). Они наклеили на истребитель RFID, а в шланг запихнули считыватель. В результате точно знают сколько в какую машину залили керосина. Это был феноменальный успех американской оборонки...... Ну на фоне прочих попилингов с откатингами. :))))

3. Деградация системы управления. Деградация технологического уровня. И Вы еще спрашиваете "и что"? Задница там. Вот что. Полная и бесповортная. Я тут уже рассказывал байку как приезжали закрывать в Питере местное отделение "Борланд" дабы сократить расходы. Кино и немцы. В результате его оставили и заплатили каждому работнику, в качестве бонуса, 2-3 месячных оклада. Прекрасная иллюстрация к качеству управления американскими корпорациями.

4. Нет. Нужно сделать выводы, что пришло время, когда стало возможным вышвырнуть этих товарищей. Которые нам совсем не товарищи. Раньше такой возможности не было. Приходилось терпеть. А вот почему это время пришло отдельный и очень интересный вопрос.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Да. На рельсовую пушку и луч Лазаря воздушного базирования можно смотреть и медитировать вечно. Неиссякаемые темы, как и электрон. Кстати, рельсовую пушку пока не прикрыли, попилинг идёт!

Олег прав в одном - надо поднимать всё отечественное. И образование, и науку. Если США завалятся, России всё равно это поможет косвенно, надо развивать своё.

Но, по аналогии с 1930-ми, сейчас ждём ВД и Мировой Войны, а науку смогут двигать только те, кто учится сейчас.

Собственно говоря, ещё и "ДнепроГЭС"-то не стартовал (не хотят пока технологии передавать).

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

Образование и наука.... Это конечно здорово. Вот только сферический конь в вакууме выпуск студентов без потребности в них промышленности нам не интересен. По факту нужна сбалансированная система, где у промышленности есть потребители её продукции. Промышленность имеет потребность в образованных специалистов. И потребители продукции промышленности обеспечивают качественную жизнь специалистов работающих на этих предприятиях. Если система будет не замкнутой хотя бы в одном месте, то она рухнет под грузом накапливающихся противоречий. Мы снова придем к ситуации СССР-85.

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

История с РД-180 очень схожа с историей центрифуг, производство не смогил освоить не по технологическим причинам, а по причинам того, что Энергомаш до 2011 года продавал эти двигатели по цене меньше, чем стоимость металла. А при таких раскладах у финансистов Прата произошло непонимание смысла вложения денег в осваивание производства.

Там, где эффективность был очевидна даже финансистам, технологии внедрялись.

Пример - финансирование Пратом части работ по линейке двигателей ПС90-А2, ПС-90ГП-2А, ПС-90ЭУ-16.

Финансировали они финальную часть, а результаты поимели все, которые хотели...

В особенности технологию производства и обработки сплавов легированных рением.

Американская промышленность успешно применила полученные знания.  И не только в сплавах, но и в профилировнии лопаток турбины газогенератора.  И осовила их в кратчайшие сроки. В 93-м зашли в Пермь в 98-м уже выпустили первое промышленное изделие с использованием полученных технологий.

Да кстати о технологической разрухе. Был на турбинных заводах в Сан-Диего, Рыбинске, Перми ну и само собой Питере.. При всей моей любви к родине, могу отметить, что такой продуманности оснастки производства и эргономики технологического процесса, как на заводе в США у нас никогда не было и уже, боюсь не будет. Так что технологической деградацией не пахнет.

Финансисты и юристы рулят - это да, управленческая культура не соответствует сложности технологий - во многом да. А у нас по другому? 

 Так что слабость американской промышленности - самообман.

А сферический конь в вакууме - это подготовка квалифицированных потребителей.

А сферический вакуум в кадрах мы уже видем на питерских верфях. Деньги есть - людей нет.

Аватар пользователя slw068
slw068(12 лет 2 месяца)

Ещё раз. Для тех кто не понял. На РД-180 американцы купили лицензию. И построили завод. Т.е. эффективность была однозначная. Плюс к этому их подпирал закон США. Т.е. замотивированы они были по самое не балуйся. Но не взлетело. Даже продемонстрировать возможность изготовления этих устройство они не смогли.

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

НПО Энергомаш продала Локхиду не лицензию ,  а полный комплект конструкторской документации (тут есть разница), выиграв тендер у своих коллег из СНТК им Кузнецова с двигателем НК-33.

Двигатель Энергомаш специально разработал для американцев на базе РД-170 путем отрезания половины.

Разработка и испытания велись с 96 по 2002 годы

В 2002 году Локхид получила полный комплект документов. Планировалось развернуть производство на на мощностях принадлежащих P&W Rocketdyne в West Palm Beach, но никто никаких заводов специально не строил.

Для осваивания производства было создано СП AMROSS между НПО Энергомаш и P&W , так что кроме конструкторской документации были проданы и конструкторы.

А потом эффективные менеджеры с обоих сторон вместо осваивания производства начали осваивать бабло, так как Российская сторона предложила такие условия от которых нельзя отказаться .  

Всего американская сторона обязалась купить 67 двигателей, с возможностью по желанию американской стороны увеличения до 101.

Объем фактически сделанных прставок в период 2008-2011 согласно отчету Счетной Палаты

в 2008-м 2 двигателя по цене  6 105,719 МUSD

в 2009 - 3 двигателя по цене 9 230,719 МUSD

в 2010 7 двигателей по цене 13 525,0 МUSD

в 2011 6 двигателей по цене около 16МUSD

Производство двигателей не смогла освоить не американская промышленность, а с трудом освоила российская промышленность.

Изначально в 2008 и 2009 году планировалось выпустить по 5 двигателей, план провалили в связи с доработкой недостатков, выявленных в процессе проведения испытаний в 2008 году.

Отставание от плана нагоняли в 2010 и 2011.

До 2011 года себестоимость двигателя в превышала продажную цену.

Об убытках Энергомаша, из за скандалов с аудиторами счетной палаты, попавшими на скамью подсудимых, написали газеты.

А отчет "Проверка целевого использования средств федерального бюджета в 2009 – 2010 годах, выделенных в качестве государственной поддержки открытому акционерному обществу "Научно-производственное объединение Энергомаш имени академика В.П.Глушко" (г. Химки Московской области) убрали из открытого доступа.

Ну попрали стороны в этой сделке некоторое количество законов США и РФ и что? Не первый раз.

Лучший политик 21 века ведь согласился, что ничего противозаконного нет. Нет - значит нет.

 Уважаемый Владимир Владимирович! В соответствии с вашими поручениями по вопросу поставок ракетных двигателей РД-180 в США для ракет-носителей семейства «Атлас» докладываю.

Проведенный комиссией по экспортному контролю Российской Федерации комплексный анализ ситуации по поставкам ракетных двигателей РД-180 в США показал следующее.

Сотрудничество ОАО «Научно-производственное объединение Энергомаш имени академика В.П.Глушко» с ракетостроительными фирмами США осуществляется в соответствии с распоряжениями правительства Российской Федерации… а также законодательством Российской Федерации в области контроля за экспортом оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия...

Поставки ракетных двигателей РД-180 выполняются начиная с 1999 года через совместное российско-американское предприятие «РД АМРОСС», учрежденное в штате Делавэр, США в долях 50% на 50% без внесения вкладов.

В ходе реализации проекта получено более 400 млн. долл., обеспечено не только сохранение, но и развитие научно-технического и производственного потенциала ОАО «Научно-производственное объединение Энергомаш имени академика В.П.Глушко», используемого при создании двигателя для космического ракетного комплекса «Ангара».

В целях соблюдения интересов РФ и надлежащего контроля при осуществлении сотрудничества с американской стороной подписан ряд необходимых документов по охране передаваемых данных, а также проведено патентование ключевых технических решений по двигателю РД-180 за рубежом.

Деятельность должностных лиц акционерного общества и федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию проекта РД-180, не противоречит законодательству Российской Федерации…

Выводы Счетной палаты Российской Федерации об односторонних преимуществах для американской стороны и ущемлении интересов России не нашли объективного подтверждения.

…Учитывая изложенное, представляется целесообразным продолжить работу по программе РД-180».

Сергей Иванов

«Согласен» В.Путин».

Дураки ли финансисты P&W согласившиеся покупать российские двигатели, а не вкладывать в производство объемом 5-двигателей в год? С экономической точки зрения нет. Скажем, завод в Сан-Диего выпускает около 300 газовых турбин в год. И имеет рентабельнось всего 12-15% в зависимости от года.

Будет ли PW налаживать производство после смены руководства в Энергомаше, думаю нет. У Энергомаша все еще есть обязательства поставить в США достаточное количество двигателей  для обеспечения программы Atlas.

А НАСА заявила о финансировании разработки  двигателя "capable of generating high levels of thrust approximately equal to or exceeding the performance of the Russian-built engine" к 2020 году

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

А НАСА заявила о финансировании разработки  двигателя "capable of generating high levels of thrust approximately equal to or exceeding the performance of the Russian-built engine" к 2020 году

Судя по имеющимся у меня непрямым данным - могут и не сделать. С большой вероятностью. Хотя, что тут думать - подождем 8 лет и увидим. Пусть пока J-2 свой повторят. Тоже ведь программа принята и деньги выделены.

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

Не надо ждать, надо за эти 8 лет (а лучше за 5) сделать так, чтобы им нахер не сплющились эти двигатели. Чтобы не до космоса было, чтобы они свой 91-й получили.

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)
Заметьте, это Вы предложили. :) ну а если серьезно - надо не смеяться над американцами (есть у них куча проблем и не факт, что выползут), а делать своё. Будет у русских свой космос и свой атом - хрен кто потом туда так легко зайдет...
Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 1 месяц)

Хребет - это энергообеспечение и ядрён-батон, остальное нарастёт.

Аватар пользователя Oleg79
Oleg79(11 лет 7 месяцев)

На осинке не растут апельсинки. И энергообеспечение и ядрен батон- это люди. А люди это животные.

Из человека свинью сделать можно быстро, а вот обратно вырастить человека, да с уровнем знаний и ответственности это долго и муторно. а мы продолжаем освинячивание. за что сасибо лучшему политику 21 века.

 

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Олег, если Вы не возражаете - я напишу отдельный текст про образование и про науку. Я полностью с Вами согласен, что без этого не взлетим. Но тут уже потихоньку начинается флейм. А людям потом через эти комментарии продираться в поисках нормальной информации. Благодарю за понимание. :)

Аватар пользователя NNiks
NNiks(12 лет 1 неделя)

На  синхрофазотроне   накрутят в Альпах))  Они там вселенную "собирают и разбирают", черные дыры ищут и воспроизводят, пусть делом займутся)))

Аватар пользователя NNiks
NNiks(12 лет 1 неделя)

весь этот уран ушёл в конце-концов в виде топлива для реакторов "западного типа". То есть, около 700 тонн оружейного урана были той кислородной подушкой, которая держала американскую (и шире — всю западную!) атомную генерацию на протяжении последних 20 лет.

 

БИНГО, камрад. 

Нет, ну все-таки эти засранцы молодцы. Как играли хорошо. На грани фола. Это надо уметь так блефовать..Ну и конечно искусство разведок и информационной войны.  

Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Вы ещё вот такой фактик подшейте к делу.

Сначала - фильм-блокбастер в прокат, потом, через недельку - авария.

Фильм, как вы понимаете, задумали снимать где-то за год до его выхода в прокат. Насчёт станции - не знаю. ;)

Аватар пользователя NNiks
NNiks(12 лет 1 неделя)

Они и Югославию разыгрывали по Голливуду.. А Голливуд ничего просто так не снимает.

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

Ну, я, как некоторый оппонент тому же Беркему - не в идейном, а в плане выводов - допуская версию, что наравне с прославленными (благодаря кому, кстати?) масонами, существуют и некоторые враждебные им организации.  В частности писал пару лет назад:

http://alexsword.livejournal.com/48498.html?thread=23643506#t23643506

"Пофантазируем. 


Прежде всего, термин "пастух", который я предложил ранее для истинных национальных элит, это вовсе не один конкретный человек на высшем посту, а круг людей, зачастую не знакомых друг с другом, которых объединяют вовсе не обязательно высокие публичные должности (хотя иногда они туда и выходят), а жизненный опыт, общность понятий и принципов.

Покажу, как это может выглядеть на практике. Был некий подполковник КГБ Иван Иванович Иванов, к которому в далеком 76-м году направили свежеиспеченного старшего лейтенанта на стажировку, и который кардинально удивил лейтенанта отличным от мейнстрима и учебников рассуждениями и взглядами. Лейтенант вскоре получил новые зведочки на погоны и новые задачи, но каждый раз, имея возможность, встречался с первым наставником, чтобы оценить происходящее в мире и в стране через призму его опыта и взглядов. Во второй половине 80-х, Иван Иванович порекомендовал ему уволиться из органов, ибо скоро обезумевшее население устроит травлю защищающим их волкодавам, и заблаговременно внедриться в окружение лидеров начинающейся оранжевой революции. Так как единственный способ справиться с ней - перехват управления спустя некоторое время, когда население начнет отходить от бурной попойки и трезветь, приходя в ужас от того, что натворило в алкогольном дурмане.

И лейтенатов таких было несколько и Иван Иванович был не один - и то, что один из лейтенантов достиг некоторого успеха, вовсе не случайность. За этой случайностью стояла пусть неформальная, но системная работа - ибо институт "пастухов" присутствует во всех сферах хозяйства, и кто-то из них и их учеников неизбежно бы нашел брешь в стане лидеров оранжевой революции. 

Сейчас Иван Иванович давно на пенсии, ему 70 лет. Былой лейтенант до сих пор приходит к нему иногда в гости, попить чаю и посоветоваться.

И вот, несколько лет назад, он задал ему следующий вопрос. США рушится. Некоторые аналитики советуют форсированно обрушить пирамиду госдолга. Иван Иванович резонно заметил, что такие действия, возможно, имеют смысл, но важно понимать цену и последствия. А они таковы - атака на финсистему США неизбежно будет подана как акт немотивированной агрессии, а с учетом приличной прослойки российского населения, получающей доход от глобализации, который при крахе финансовой системы США исчезнет, чревато гражданской войной, так как вся эта прослойка будет уверены, что это наша "вина". И с претензиями они побегут не к США, а к нам.

Не лучше ли подождать краха естественным путем, чтобы США потеряли лицо без "агрессии" с нашей стороны? В этом варианте проблемная прослойка населения будет деморализована, их картина мира рухнет, и в их головы можно будет загрузить новую картину мира с минимальными издержками.

На вопрос о том, а как следует строить стратегию противодействия, Иван Иванович заметил следующее. А как охотятся на волков? Волчья яма с острыми кольями и приманкой. Вот и все.

Нужно заманить олигархию США в ловушку. Попытаться устроить пожар внутри их логова, то есть попытаться запустить гражданскую войну в США и Британии. Волки хорошо умеют грабить? Да, вся их суть в грабеже и алчности. В этом они черпают свою силу. Но в этом и их слабость. Давайте, в тот момент, когда дефляционный этап достигнет предела, начнется дезинтеграция социальной инфраструктуры, чреватая дальнейшей гражданской войной в США, притворимся глупой блеяющей овцой и предложим им второй раунд приватизации наших объектов. Выбор олигархов будет таков - 

1) либо приступить к решению проблем США, но тогда без нашей приватизации
2) либо отложить решение проблем США и получить нашу приватизацию

Цель в том, чтобы они потянулись за нашими объектами и провалились на острые колья гражданской войны внутри самих США. Нет гарантии, что они на это клюнут, но волкам будет крайне сложно удержаться от такого соблазна, попробовать стоит.

П.С. Всего лишь фантазия. "

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 1 месяц)

Я вот до сих пор не понимаю, почему не сдали всё в 98-ом, всё же было, дефолт, руины, население готовое, добивай не хочу, ни денег, ни армии и ведь кто-то организовал оборону, кинул кредиторов и походу в ответку началась война на Кавказе,  напали на Дагестан.

Аватар пользователя Muller
Muller(12 лет 3 месяца)

Примакову и его товарищам скажите спасибо. Кстати, Ельцин ему тогда сознательно подыграл в 1998 году из чувства мести, потому что понял, что у него полностью отобрали власть и пользуют втемную.

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 1 месяц)

Про Примакова я знаю,но будь он один - грохнули бы и забыли. Вот кто-то же толкал "многополярный мир"  и кинул интер-барыг, а это серьёзный залёт, на такое способне не последние пацаны в городе. 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

совершенно верно.  В истории правит бал закон больших чисел.  

Одиночку - затопчат.

следствие - того же Сталина, родившегося в другое время,  общество бы просто не заметило, а если бы и заметило - могло бы просто удушить/отравить и т.д.

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 1 месяц)

Я вот и хочу для себя понять, что за механизм и какая суть тогда сработали. Народ был и не хотел того, что творилось, но кто его "представлял"? Все красавцы ещё на местах были, не в лондоне, армия в ауте, ВПК тазом закрывался, промышленность тоже, нефтянка "у них". Есть что-то чего, по крайней мере, я не знаю. Но ведь и Путина поставили только потом, после т.е. кадры были и на "нужных местах" давно? Или всё это было заранее подготовленно ещё в 79-м? Или готовился и такой вариант и он сработал? Фигня какая-то, вопросов для меня больше, чем ответов. 

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

После первой мировой войны - с учетом диких процентов по внешним долгам которые платили тогдашние "элиты" России - банкротство системы стало очевидным большинству народа. Она, собственно, поэтому и потерпела крах в "феврале", а потом в "октябре", когда власть захватили тогдашние оранжевые.

Стала очевидной всем и угроза внешней агрессии.

Сочетание этих двух факторов (причем очевидных *большинству*) сделало возможным и появление Сталина, как того, кто решил обе проблемы.   То есть у него был карт-бланш от народа на решение этих проблем.

Поэтому именно информационная составляющая - этап номер один, что в предыдущей мировой войне, что в нынешней, пока только наступающей.

Аватар пользователя Sapiens Sanya
Sapiens Sanya(12 лет 1 месяц)

Пытаюсь переварить, думаю, закон больших чисел, да работает. Но есть какие-то общие законы, социальные, общесистемные что-ли. Как нажал туда пружинку, она обратно, а ты в стороне и подхватываешь движение. Дефолт, рост цен, народ в ахуе, готов беню заколбасить и ещё кого-нибудь и тут Он - весь в белом и "мочит в сортире". Почему нет как вариант? И главное кто за этим. Ну это так мои тараканы, всё равно спасибо за ответы.

Аватар пользователя alex_midway
alex_midway(12 лет 2 месяца)

В начале 80х (вроде еще Брежнев был жив) мой батя ехал в купе с одним особистом. В результате отвлеченного осторожного разговора о том, о сем (и о политике тоже в меру возможностей) особист кинул фразу: "Скоро советского союза не станет...". Что было для моего бати полным аутом, хоть и главного технолога КБ одного из заводов по электронике.

А сколько еще таких примеров из тех времен? На верху было полное брожение и тогда же верхушка разделилась примерно на ри части:

1) Те кто хотел поиметь ништяки от распродажи страны и жить как западная элита.

2) Те кто хотел во что бы то ни стало это предотвратить.

3) И те кто решил затаится и по максимуму сохранить своих людей распихав их на нужные места (именно то что описал Алекс!).

Если падальщики стали себя проявлять, то отчего не предположить, что их противники, поняв свою текущую слабость, просто затаились и ждали момента для выступления. Вот вам и 98 с его последствиями, но 98 они не готовили, это Ельцин кинул жидков -- обиделся он на них, а они (ребята из п3) этим воспользовались.

Аватар пользователя NNiks
NNiks(12 лет 1 неделя)

Юргенс не просто так бросил фразу - Мы проиграли Хранителям. Так что alexsword прав. И это ни какие не фантзии. Он поскромничал))

 

Наша родина больна смертельно опасной болезнью утраты Веры. Мы переживаем черные времена. Но, как не раз бывало в минуту отчаянья, когда, кажется, уже нет ни Веры, ни Надежды, ни Любви, на сцену истории выходят те, кого называют Хранителями земли. Они существовали всегда, и сегодня они среди нас, но их присутствие мы обнаруживаем лишь в «минуты роковые», когда мир балансирует на грани бездны. Они приходят в самый последний миг, вселяя надежду в обреченных, бескомпромиссно, порой беспощадно, творят свою работу и уходят, бесследно исчезая со сцены внешней, проявленной Истории, опустив за собой непроницаемую завесу тайны.

 

##* Э р н с т ф а л ь (от нем. Ernstfall) — термин заимствован из трудов немецкого юриста Карла Шмитта. В своих трудах он постулировал положение, согласно которому существуют обстоятельства, диктующие принятие решения вне юридических и социальных норм. Например, партизанские действия, «нормальные» во время войны, в мирное время подпадают под массу статей уголовного кодекса: терроризм, бандитизм, грабеж, ношение оружия, убийство и т. д.

 

«Эрнстфаль» — игра без правил. Неделя — слишком мало, чтобы изменить мир. Но большевикам хватило десяти дней, чтобы потрясти его основы. Разрыв всех договоренностей — явных и тайных, ниспровержение авторитетов, по необходимости поднятых над толпой, отмена законов, существование которых обусловлено лишь желанием сохранить статус-кво в обществе, вброс в массовое сознание информации, долго и намеренно скрываемой ради сохранности привычных догм, развенчание кумиров, развеяние мифов и обязательное сотворение новых, золото, хлынувшее лавиной на экономические руины, и нищета посреди былой роскоши, — вот что такое Эрнстфаль. Всесокрушающий вихрь перемен, беспощадный и благодатный. Потому что нельзя привнести в мир то, чего не было в нем с момента Творения. Эрнстфаль не творит новый мир, а лишь делает неузнаваемо новым тот, в котором нам предписано жить.

(О.Маркеев)

Аватар пользователя alexsword
alexsword(12 лет 6 месяцев)

> население готовое

В том-то и дело, что не готовое.  Сравните с нынешней Грецией.

А далее - закон больших чисел.


Аватар пользователя NNiks
NNiks(12 лет 1 неделя)

Хорошая "фантазия". Правильная. 

Продолжение-ответ немного ниже. Добавлю, из того ж Маркеева.

Рубеж века ознаменовался тремя значимыми событиями: чернобыльской аварией, нанесшей неизлечимую рану району, где зародилась Русь; войной в Сербии, растоптавшей православную святыню — Косово поле; массовым вбросом в общественное сознание эзотерических знаний, до сего времени свято хранимых в недрах различных масонских и иных закрытых организаций. 

 Силанум период молчания тайных лож и орденов — закончен, теперь в открытую можно рассказать многим и о многом, не опасаясь навлечь на себя гнев хранителей тайн 

«Знания обязывают к действию, лишь поступок дарует истинное знание»

Аватар пользователя Кабан
Кабан(11 лет 8 месяцев)

За статью как всегда спасибо.

Существует ли где либо научно-популярное изложение "Для Чайников" про центрифуги? Что там за чудесные такие сложности, что американцы не осилили их производство на пристойном уровне?

Простейшие схемы центрифуг нарыть несложно в интернете. Но по ним непонятно, что у них за поколения такие, где отставание у других стран от нас.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя Already Yet
Already Yet(12 лет 2 недели)

Скорость. Эффективность разделения изотопов растёт по степенной функции скорости вращения.

А скорость - это материалы.

Ну а книжку я постил - в "Спичке". В ссылках. Вот. 240 страниц, подробненько.

Аватар пользователя Кабан
Кабан(11 лет 8 месяцев)

Ок. Не успеваю все доп. материалы читать к твоим статьям - проклятые капиталисты работой нагружают.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя tokomak
tokomak(12 лет 4 месяца)

Центрифуги, которым приходится крутится с бешенной скоростью, того и норовит "разорвать" от центробежных усилий. От чего их делают из спец сплавов.

Спец сплавы металлов - это просто космос!!!, т.е. очень круто и сложно. Сплавы для центрифуг столь же сложны и важны, как и сплавы для авиации, да и делали их по сути - одни и те же люди.

Причём украсть пресловутую "формулу сплава" - ну, просто малореальная затея, ибо технология подготовки сплава - не менее важна, чем формула (соотношение компонентов).

Аватар пользователя Кабан
Кабан(11 лет 8 месяцев)

Я в материаловедении немножко разбираюсь, однако меня ввели в заблуждение упоминания про какие-то "поколения" конструкций центрифуг. По сути же это нечто типа маховика, а супермаховики с безумными частотами вращения давно не тайна для технически развитых стран, к коим пока ещё относится и США.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***
Аватар пользователя tokomak
tokomak(12 лет 4 месяца)

Возможно "поколения" там то же есть, ведь прогресс не отменили, и ни кто не запрещал производителю центрифуг, сделать в какой-то момент их ещё более скоростными, например.

Как мне кажется, идея супермаховика, как её понимал Гулиа, - совершенно не применима к центрифуге. Супермаховик несёт только себя, и он, как правило - целый, а центрифуга - полая и в ней присутствует тяжёлый металл - уран, правда не знаю - много ли там его или нет.

По центрифугам как то по телеку был репортаж некого старичка, который однажды сделал супер сплав (там даже вроде литий был в составе) - для авиации. Но он оговорился, что мол для центрифуг это вообще супер вещь была, и мол, после этого сделали новое поколение, они стали быстрее крутится...

Аватар пользователя Кабан
Кабан(11 лет 8 месяцев)

Внутре у неё неонка газ. Фторид урана. А вот сколько он весит не знаю, думаю несколько грамм. Докачается книжка, почитаю, может там цифры есть.

Комментарий администрации:  
*** Современная Россия - червяк в навозе (с) ***

Страницы