"Сталин умер - народ плакал, Хрущева сняли - хочется петь" (с), или Ох, уж этот Хрущ/Гасвицкий/Перлмуттер!

Аватар пользователя turan01

Автор: к.и.н. Никита  Пивоваров 14 октября 2024 Исторический журнал "Родина" - Федеральный выпуск: №10(1024) "Впервые публикуемые материалы КГБ - об отношении современников к отставке вождя, случившейся 60 лет назад"

Отставка Н.С. Хрущева стала важной вехой в советской политической истории. Если причины и механизм отстранения Никиты Сергеевича от должностей первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР подробно изучены1, то реакция современников долгое время оставалась за рамками исследований2. "Родина" впервые публикует высказывания граждан из специальных сводок КГБ, а также отклики читателей "Правды" и "Известий" на отставку первого секретаря.

"Кукуруза - царица полей!"

"Кукуруза - царица полей!"

Первые сводки поступили на Старую Площадь уже 16 октября 1964 года, когда была обнародована информация о смещении Хрущева, и поступали в ЦК вплоть до начала декабря. Фиксацией настроений занимались не только центральные органы, но и местные чекисты, партийные кадры, а также журналисты региональных периодических изданий3. Все эти материалы обобщали и направляли в Москву, где с ними внимательно, буквально с карандашом в руках, знакомились руководители ЦК КПСС.

Анализ этих сообщений показывает, что советские граждане, уставшие от чехарды хрущевских преобразований и социально-экономических потрясений последних лет правления Хрущева, в целом позитивно восприняли новость о его отставке, и участники октябрьского переворота 1964 года во главе с Л.И. Брежневым находились в полном консенсусе с советским обществом.

Из сообщения КГБ от 16 октября 1964 года

Комитет госбезопасности докладывает полученные данные о реагировании советских граждан на решение пленума ЦК КПСС от 14 октября с.г. Сообщения, поступившие из многих городов страны, свидетельствуют о повсеместном одобрении советскими людьми решения об освобождении Н.С. Хрущева от занимаемых им постов.

Кто сыграл главную роль в отстранении от власти Никиты ХрущеваКто сыграл главную роль в отстранении от власти Никиты Хрущева

Подавляющее большинство советских граждан заявляет о том, что изменения в руководстве партией и государством являются необходимой и своевременной мерой, предотвращающей возрождение в стране культа личности и указывающей о заботе Президиума ЦК КПCC за положение дел внутри страны и за международный авторитет Советского государства. При этом многие подчеркивают, что меры, принятые ЦК КПСС, являются свидетельством подлинной демократии и соблюдения ленинских принципов партийного и государственного руководства.

Член КПСС с 1919 года персональный пенсионер Чернов И.Е. заявил: "Безусловно, отставка Хрущева вызвана не только состоянием здоровья. Он окружил себя своими людьми, развил семейственность, уверовал в свою непогрешимость и стал поучать всех. То, что Хрущев отстранен от обязанностей, свидетельствует о силе нашей партии. [...]

Сообщение о Пленуме ЦК КПСС, освободившем Н.С. Хрущева от занимаемой должности

Композитор Богословский Н.В.: "Общее ощущение - чего-то жалко, так как с периодом Хрущева связано много хорошего. Но невольно вспоминаешь многие минусы, и хотелось бы, чтобы это хорошее было связано с воспоминаниями о лучшей политической фигуре. Фигура явно заслоняла собой хорошее. Очень отрадно, что человеку указали его место при жизни, что свидетельствует о развитии демократии в нашем обществе. Правильно сделали указание в сообщении, что уход вызван состоянием здоровья". [...]

Ученики одного из цехов завода N 126 в гор. Хабаровске встретили сообщение пленума ЦК КПСС возгласами: "Ура". Рабочие этого цеха считают, что освобождение Хрущева связано с тем, что он много обещал в улучшении материальных условий жизни трудящихся, но не выполнил этих обещаний. [...]

Инженер Государственного комитета по авиационной технике Кашенцев П.В.: "Хрущев все время реорганизовывал сельское хозяйство. Стыдно Советскому государству на 46-м году существования оставаться без хлеба, мяса и круп". [...]

Немало высказываний сводится к тому, что освобождение Хрущева вызвано необходимостью нормализации отношений с КПК и другими коммунистическими партиями. [...]

Сообщение Комитета госбезопасности от 16 октября 1964 года

16 октября в 6 часов утра 2 американских корреспондента пытались брать интервью у некоторых советских граждан на Киевском вокзале. Они, в частности, задавали такие вопросы: "Как вам жилось при Хрущеве?", "Чем он теперь будет заниматься?" Один из пассажиров ответил, что Хрущев уже старый, и будет заниматься внуками. Другие советские граждане отказались отвечать на вопросы американцев и предложили им покинуть вокзал.

  • Председатель Комитета Госбезопасности
  • В.Е. Семичастный
  • РГАНИ. Ф. 3. Оп. 22. Д. 20. Л. 18 - 19.

Из сообщения КГБ от 17 октября о реакции рабочих и инженерно-технической интеллигенции

На предприятиях, в учреждениях и в учебных заведениях ряда городов страны наблюдалось немало случаев, когда люди приходили на работу 16 октября в приподнятом настроении и поздравляли друг друга в связи с освобождением Хрущева.

Одновременно с этим многие граждане, особенно из числа инженерно-технических работников, обсуждают вопросы улучшения руководства экономикой страны, положения дел в промышленности и сельском хозяйстве. [...]

Хрущев Никита Сергеевич  1/15

1_82c5cd7d.jpg

3c01af51.jpg

b2c9a685.jpg

698140dd.jpg

9b0747ed.jpg

1_a4e6ef32.jpg

39952c06.jpg

1_d3299c73.jpg

71cfd5fd.jpg

cf3d9246.jpg

930feafc.jpg

e2a09620.jpg

71eb7e8e.jpg

f24d6fa7.jpg

plotina1_jpg_ee1.jpg

Начальник Управления лаков и красок Госкомитета по химии Зезин Н.С. по этим вопросам высказался так: "Я опасаюсь больше всего, чтобы сейчас не начали сразу ломать дрова. Теперь могут, в порядке исправления ошибок, которые совершил Хрущев, опять затеять грандиозную перестройку всей промышленности и снова на долгий срок дело застопорится". [...]

Начальник Управления опытных конструкций Госкомитета по мирному использованию атомной энергии Данилов Ю.И.: "Я надеюсь, что теперь будет легче продвигать дела с атомным двигателем для летательных аппаратов и вообще с внедрением новейших достижений науки и техники в оборону. Очевидно будет покончено с безучетным расходованием средств на всякие ненужные проекты, станут учитываться разумные предложения, а такие, как Челомей, не будут вершить судьбами всех". [...]

Работницы Алма-Атинской швейной фабрики слушают сообщение о полете в космос Юрия Гагарина. Фото: РИА Новости

При обсуждении решения пленума ЦК КПСС грузчики и другие работники угольного склада N 1 гор. Ростова-на-Дону, отражая эти настроения, говорили, что "возможно будет улажена неразбериха с обкомами, а то не знаешь какому "богу" молиться сельскому или городскому. Раздули штаты, бюрократизма и бумаги стало больше, а толку меньше". [...]

Много разговоров идет на тему о повышении материального благосостояния советских граждан, возможном снижении цен на продукты первой необходимости, об улучшении снабжения населения продовольственными товарами и, в частности, о том, что в предпраздничные дни будет организована продажа муки.

  • Председатель Комитета Госбезопасности
  • В.Е. Семичастный
  • РГАНИ. Ф. 3. Оп. 22. Д. 20. Л. 21 - 22.

Из сообщения КГБ от 19 октября о реакции колхозников и работников совхозов

Механизатор совхоза "Кадниковский" Свердловской области Антропов сказал: "Правильно поступили, что освободили Хрущева. Надо сделать этот день праздником в честь такого хорошего события". [...]

Колхозница Сызранского производственного управления Корчагина, обмениваясь мнениями с колхозниками о решении пленума ЦК КПСС, заявила: "Хрущев доправился, довел страну до ручки и сбежал".

Группа механизаторов, ехавшая с целины поездом N 89 Новокузнецк - Москва, обсуждая с пассажирами решение пленума ЦК КПСС, высказывалась так: "Сталин умер - народ плакал, Хрущева сняли - хочется петь". [...]

130 лет назад родился Никита Хрущев. Что писали о нем современники в своих дневниках130 лет назад родился Никита Хрущев. Что писали о нем современники в своих дневниках

Заведующая столовой № 4 г. Чапаевска Евдокимова, делясь впечатлениями о решении пленума ЦК КПСС, рассказала о том, что она наблюдала 16 октября в своей столовой. "Этот день был похож на праздничный. В столовой находилось много колхозников и рабочих. У всех было приподнятое, радостное настроение, поздравляли друг друга с новым правительством. В этот день в столовой было продано все вино, которое в обычные дни большим спросом не пользовалось". [...]

Встреча с тружениками села.  Фото: РИА Новости

Рабочая совхоза "Степановский", Пензенской области, Евсюнина: "Давно бы пора снять Хрущева, он задушил нас кукурузой". [...]

Вместе с тем отдельные жители сельской местности, исходя в своих рассуждениях лишь из текста официального сообщения об освобождении Хрущева в связи с возрастом и состоянием здоровья, говорят о том, что он много внимания уделял сельскому хозяйству, кое-что сделал для деревни и его следовало бы оставить в Президиуме ЦК КПСС. При этом высказывают опасения, не отменят ли пенсии колхозникам и не ухудшится ли материальное положение.

  • Председатель Комитета Госбезопасности
  • В.Е. Семичастный
  • РГАНИ. Ф. 3. Оп. 22. Д. 20. Л. 37 - 38.

Из сообщения КГБ от 20 октября о реакции творческой интеллигенции

Из полученных материалов видно, что большинство ведущих советских писателей и деятелей искусства одобряет решения пленума ЦК ПСС. Они считают, что ряд действий Н.С. Хрущева за последнее время лихорадил партию и страну, в них не было логики и последовательности, результатом чего явились некоторые ошибки во внутренней политике и на международной арене. [...]

Композитор Хачатурян: "Никто из нас такого события не ожидал. Правда, признаки недовольства некоторыми сторонами нашей внешней и внутренней политики были заметны в народе и все это связывалось с именем Хрущева. Нередко приходилось слышать критические замечания по вопросам перестройки промышленности, строительства, образования, сельского хозяйства" [...].

Н.С. Хрущев громит работы Эрнста Неизвестного и других скульпторов и художников на выставке "З0 лет МОСХа" в московском Манеже. 1962 год

Композитор Щедрин: "С решениями пленума согласен. Но из всех этих событий еще раз можно сделать совершенно определенный вывод: у руководства государством должны стоять культурные, всесторонне развитые люди". [...]

Поэты Алигер, Евтушенко, драматурги Розов, Шток, кинорежиссер Калик и некоторые другие полагают, что со снятием Н.С. Хрущева "начнется новая эра в идеологии", будет дано "больше свободы искусству и попыткам новаторства", и ожидают ослабления партийного влияния в литературе и искусстве.

На выставке "З0 лет МОСХа"

С другой стороны, секретарь Союза писателей Грибачев считает, что надежды этих "литературных фрондеров" напрасны. "Есть одна линия в идеологии, - говорит он, - партийная, ленинская, и все, кто надеется, что с уходом Хрущева создастся возможность для них вновь заняться своим гнусным делом, жестоко ошибутся. Наоборот, Хрущев еще был либералом и отсюда такая распущенность. Партия должна была более круто расправляться со всеми, кто нас порочит и позорит". Аналогичную позицию занимают главный редактор журнала "Огонек" Софронов, замглавного редактора журнала "Октябрь" Стариков и другие.

Отдельные творческие работники, понимая правильность решений пленума ЦК КПСС, вместе с тем положительно отзываются о Н.С. Хрущеве и его политической деятельности. Так, артистка МХАТ Степанова сказала: "Хрущев очень обаятелен по-человечески, много сделал хорошего и самое главное - его энергия в борьбе за мир".

Сатирик Ленч: "Как ни говорите, народ любил Хрущева. Пенсии, квартиры, отсутствие репрессий. Забыть об этом трудновато". [...]

Некоторые ведущие писатели Сурков, Соболев, Кожевников, Полевой, Эренбург пока занимают выжидательную позицию. В этой связи характерно заявление писателя Кожевникова: "Вы погодите рассуждать. Пусть они сами во всем разберутся, а то дров наломаем и костей не соберем".

  • Председатель Комитета Госбезопасности
  • В.Е. Семичастный
  • РГАНИ. Ф. 3. Оп. 22. Д. 20. Л. 76 - 79.

Из сообщения КГБ от 23 октября о реакции молодежи

Докладываю, что по данным, поступившим в Комитет госбезопасности, студенческая молодежь страны с одобрением восприняла решение пленума ЦК КПСС об освобождении Хрущева от занимаемых постов. [...]

Хрущев с внуками на обложке журнала "Пари Матч". Фото: РИА Новости

В высказываниях ряда студентов Химико-технологического института им. Менделеева, Педагогического института иностранных языков и других вузов Москвы имеют место сомнения, что от советского народа скрывается истинное положение вещей, что причина освобождения Хрущева неубедительна и, по-видимому, последует дополнительное разъяснение. [...]

Поступили данные о том, что многие московские студенты, желая получить обстоятельную информацию о причинах освобождения Хрущева, усилили общение с иностранными студентами, регулярно слушают "Голос Америки", "Би-би-си" и другие зарубежные радиостанции.

В этой связи заслуживает внимания высказывание студентки факультета журналистики Московского университета Клиновой: "Преподаватели в своих лекциях закрывали глаза на возрождение культа личности Хрущева, а сейчас не хотят толково объяснить причину его освобождения, в то время как буржуазная пропаганда по этому вопросу распространяет всякие небылицы". [...]

  • Председатель Комитета Госбезопасности
  • В.Е. Семичастный
  • РГАНИ. Ф. 3. Оп. 22. Д. 20. Л. 92 - 103.

Из сводки откликов, поступивших в редакцию газеты "Правда"

И. Давиденко, гвардии майор в отставке (гор. Запорожье):

Отклики на отставку Хрущева в редакцию газеты "Правда"

"Приветствую уход с государственной и партийной арены Хрущева. Этот безграмотный, мнительный, невежественный человек, захватив все бразды правления в государстве и партии, нанес непоправимый вред. Он разложил мировое коммунистическое движение, расколол социалистический лагерь. Раскритиковав культ личности И.В. Сталина, он создал культ не только своей личности, но и культ всей "августейшей" фамилии Хрущевых. Мы, народ, уже забыли, кто у нас министр иностранных дел, кто министр сельского хозяйства, кто секретари ЦК и т.д. Везде Хрущев! Он принимает журналистов. Он - "кукурузник" (ведь даже кукурузу стали именовать "Никитичной"), он - "космонавт" и т.д. Как говорится: "Фигаро здесь, Фигаро там!" [...]

Улетели при Хрущеве, вернулись при Брежневе. 60 лет - полету в космос "Восхода‑1"Улетели при Хрущеве, вернулись при Брежневе. 60 лет - полету в космос "Восхода‑1"

Головченко, пенсионерка (гор.Ташкент):

"Хрущев, по-моему, много сделал для народа и для мира. Этого отнять у него нельзя. И если он заболел, устал (а такая тяжелая ответственность не под силу одному человеку), разве нельзя по-хорошему дать ему отдохнуть. Ведь он этого стоит, и если он допустил ошибки, то многие в этом виноваты, потому что поддерживали и восхваляли. [...]

  • Отдел писем и массовой работы
  • "Правда"
  • РГАНИ. Ф. 3. Оп. 22. Д. 20. Л. 111 - 113.

Из сводки откликов, поступивших в редакцию газеты "Известия"

1. П.Н. Макаров, врач (г. Горький):

"Успешный космический запуск на Луну не произвел бы и десятой доли того впечатления, которое произвела замена диктора Хрущева с одновременным, столь же необходимым, разделением государственного и партийного руководства.

Отклики на отставку в редакцию газеты "Известия"

В это знаменательное утро 16 октября 1964 года всегда молчаливые и мрачные трамваи, автобусы ожили наконец. Сдержанные реплики, порицающие Хрущева, радостные замечания о лояльности новых руководителей раскололи безнадежную атмосферу, сложившуюся в период культа личности Хрущева". [...]

Куда вел СССР Никита Хрущев, которого сняли со всех должностей 60 лет назадКуда вел СССР Никита Хрущев, которого сняли со всех должностей 60 лет назад

4. В. Румбешт, слесарь Симферопольского авторемонтного завода:

"Русский народ привык к обещаниям, а ведь через пять - десять лет будет жизнь дешевая, прекрасная. Как это нам Хрущев обещал: "Вы меня, народ, полюбите, я сделаю жизнь народа России прекрасной в 1970 году". [...] Цены стали выше довоенных на продукты и на промтовары. А легковые автомобили, как например, "Запорожец" - кусок железа - стоит 22 тысячи рублей. [...] Зато Хрущев помог очень хорошо друзьям за рубежом. Нефть продавал в три раза дешевле, зерно - хлеб за границу продавал за гроши, так, зато из Америки зерно покупал на золото. Сахар из Кубы покупал втридорога, тогда как сахар на Кубе стоит копейки. Нет чтобы для своего русского народа купить сахар у Кубы подешевле и продать для своего народа подешевле, так нет, надо содрать три шкуры с русского народа. А когда выступает с речью, все говорит: "Я за народ". А за какой народ? За народ, только не за русский народ. [...]

РГАНИ. Ф. 3. Оп. 22. Д. 20. Л. 114 - 126.

  • 1. См.: Артизов А.Н., Сигачев Ю.В. В октябре шестьдесят четвертого: смещение Хрущева. Источниковедческие и историографические заметки. М., 2020
  • 2. Исключением является исследование: Джалилов Т.А. Реакция руководства КПЧ, ВСРП и ПОРП на отставку Н.С. Хрущева: политический просчет или попытка пересмотра принципов советского доминирования в социалистическом лагере? Электронный научно-образовательный журнал "История". 2018. N 7(71). С. 25.
  • 3. Савин А.И., Дённингхаус В. Леонид Брежнев. Опыт политической биографии. М., 2024. С. 110 - 113.
Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментарии

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(10 лет 2 месяца)

Начать с того, что Берия не создал атомку, а курировал её (перекладывал документы из папки в папку и давал папки на подпись Сталину). Причём курировал так, что важные предложения задерживал то на три месяца, то на полгода (выбор места для строительства обогатительного комбината), то на год (письмо Флёрова и атомная подлодка). Зато приставил себя к денежной награде (дали) и званию Героя Советского Союза (не дали, взамен завели дело против его банды, из-за этого дела Берия и убил Сталина в конце концов и тут же вытащил сообщников из-за решётки).

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(10 лет 2 месяца)

Если Брежнев не контролировал ЭТО https://aftershock.news/?q=node/1185628 , то не виноват, да. Но Косыгина не отмажешь.

Аватар пользователя АлександрK
АлександрK(2 года 5 месяцев)

Спасибо, познавательно. Развелось тут хулителей. 

Аватар пользователя Тумс
Тумс(3 года 3 месяца)

> причины и механизм отстранения <...> от должностей первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР подробно изучены

Ага, ещё при Мавре и т.д. Павлушке-дурачке I, который... сделал своё дело и может, на... уё... - либо дождаться, когда его наконец таки скоропостижно на... до смерти.

Комментарий администрации:  
*** отключен (дезинформация) ***
Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(3 года 7 месяцев)

Особенно понравились в заметке две цитаты :

слова некоего врача про ДИКТАТОРА Хрущева smile8.gif

и про то,

что в ЭТОТ ДЕНЬ народ даже неходовое ВИНО в столовой (с наценкой)

раскупил. А водке даже и говорить не приходиться ))

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(10 лет 2 месяца)

Особенно понравились слова какого-то пролетария, по какой несправедливой цене мы нефть продаём, аж в три раза. Вот какие знающие пролетарии выросли при Хрущёве, знают и себестоимость нефти, и мировые цены. Может, подсказал кто?

Аватар пользователя Dozorny severa
Dozorny severa(1 год 6 месяцев)

smile9.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен ("Все так называемые достижения в С/Х России - фуфло" (с)) ***
Аватар пользователя Гарри Ясный
Гарри Ясный(3 года 7 месяцев)

Да я думаю,что и НАПИСАЛИ за него ))

Аватар пользователя kolos
kolos(7 лет 2 месяца)

Уже тогда были диванные аналитики!  )))

Комментарий администрации:  
*** Уличен в раздувании помойных срачей и флуда ***
Аватар пользователя Ivanovich
Ivanovich(14 лет 2 месяца)

Хня, эта ваша заливная рыба. smile1.gif

Главная беда от Хрущева была растянута на десятилетия после него. Он предатель. Получив власть, сразу же сдался на милость наглосаксам Запада, раком стал. И те, не торопясь развернули вектор развития страны, заданный Сталиным, на вектор деградации, кульминацией чего явилась Перестройка Ельцина-Горбачева. окончательно добившая Страну №1 в мире, на то время. 

А "просьбы трудящихся" могли в то время организовывать в товарных количествах.

Аватар пользователя Al-хим
Al-хим(3 года 5 месяцев)

Вы приписываете Хрущёву какие-то сверхъестественные способности, будто бы он за несколько лет так развернул страну, что её после этого за четверть века общими усилиями правящей партии вернуть на "истинный путь" не удалось. Прямо какой-то гений...

Аватар пользователя Алкаш Мутный
Алкаш Мутный(9 лет 8 месяцев)

Да бред он написал. В чём предательство выражалось? Так-то Хрущ не побоялся Карибский кризис замутить. Явно посмелее наших нынешних был.

Аватар пользователя SebastianPereira
SebastianPereira(10 лет 2 месяца)

А может тут эффект даннинга крюгера сработал и мы оказались на грани 3-й мировой?

Аватар пользователя kolos
kolos(7 лет 2 месяца)

Вы приписываете Хрущёву какие-то сверхъестественные способности,...

Обычное дело. Рядовое обожествление человека. Приписывание ему сверхьестественных качеств и способностей.

Напр., для антисоветчиков бог, это Ленин.

Как всякий бог, Ленин всеведущ, вездесущ и всемогущ(с).

Его решения неотменимы в веках. Все, что начертал на скрижалях истории Ленин, будет обязательно выполнено.

Широко известны т.н. ленинские мины (замечу, что Ленин еще будучи в Швейцарии закончил минно-торпедные курсы на бапки германского ГШ), которые неверующие бы разминировали, но верующие во всемогущего Ленина знают, что сделать это невозможно, а возможно только, натянув на бОшку подходящую каструльку, тщательно проскакать по всем минам, не пропустив ни единой.

Короче, суть такая - вали все на столетних мертвых попэрэдников(с).   

Комментарий администрации:  
*** Уличен в раздувании помойных срачей и флуда ***
Аватар пользователя tribotinka
tribotinka(3 года 10 месяцев)

А хорошая печатная машинка в КГБ. Литеры не прыгают по высоте. Шрифт красивый "таймс" с тонкими засечками, лента не мажет. . Сразу видно импортная техника - Olivetty,

Toshiba, Rheinmetall, Consul..  , а не "Москва" . Это все что вы хотели знать о производстве высокотехнологичной продукции для бытового применения в 60е.  Обычно в 60е было вто что то такое - даже буквы "ё" не было..


 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 3 месяца)

Тогда-то от гэдээровской "Эрики" кипятком пИсали от счастья. smile1.gif

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 3 месяца)

Плюс "Robоtrоn-Optimа". 

Аватар пользователя AFG
AFG(7 лет 7 месяцев)

Что представляет собой этот официоз откликов" - семечки.  В народе ещё до смещения Хруща материли его по полной. Окончательно он обо----ся в  Новочеркасских событиях 1962 года. Хрущ несёт личную ответственность за них. Кем- то было сказано: армия, выступившая против своего народа, предрекает кончину самой страны. 

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 3 месяца)

Пардон, а разве РККА  не участвовала иногда в подавлении народных выступлений?

Аватар пользователя Greenchy
Greenchy(1 год 5 месяцев)

Новочеркасск - это древняя столица Донских казаков. Это был русский антижидохохлятский бунт, поэтому его так жестоко и задавили.

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(10 лет 2 месяца)

Вы бывших зэков-организаторов бунта, которые ножиками людей тыкали, к казакам приравниваете? А в лицо казакам слабо это сказать?

Аватар пользователя NOT
NOT(14 лет 2 месяца)

Спасибище, увъ. TuranЪ! (smile7.gif)

Основной лейтмотив писем трудящихся настолько показателен…

Не помню, конечно, молод был, но потом восполнил семейными рассказами.

P.S. В упор не помню «ведущих писателей» Соболева и Кожевникова…

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 3 месяца)

smile454.gif

Соболев: "Морская душа", "Зелёный луч", "Капремонт".   Кожевников: "Щит и меч". 

Аватар пользователя NOT
NOT(14 лет 2 месяца)

smile455.gif

А и действительно! «Зелёный луч»! А «Щит и меч» точно не читал. Поэтому, наверное, и. Наверное, потому что кино.

Аватар пользователя kulagin
kulagin(7 лет 5 месяцев)

Вадим Кожевников, ув. НОТ, очень важный для своей эпохи писатель. Он был одним из главных и плодовитых в жанре "борьба хорошего с очень хорошим" сталинской эпохи бесконфликтной драматургии. Мне родители купили его собрание сочинений, видимо по случаю, и я все это сдуру прочитал в глубоком детстве. Оттого до сих пор немного дурак и неисправимый оптимист.

 

Аватар пользователя NOT
NOT(14 лет 2 месяца)

Я потому и удивился, что читал (и читаю) с деццтва очень много. И на кучу журналов семья всегда подписывалась. Их, журналы, тоже читал.

А одна фамилия как-то меня в тупик поставила.

Это учитывая то, что я много по стране ездил (по работе), а там покупал и читал национальных авторов.

Аватар пользователя kulagin
kulagin(7 лет 5 месяцев)

Дело в том, что пик его творчества пришелся на 40-е, 50-е, первую половину 60-х. Нашему с вами поколению он мало известен. Я ж говорю, чисто случайно погрузился в его произведения. 

Аватар пользователя NOT
NOT(14 лет 2 месяца)

Может быть, нисколько не спорю.

Просто многие «великие» (но которых я не читал) у меня всё ж по фамилии хотя бы в памяти отложены.

Аватар пользователя yohaniybabay
yohaniybabay(9 лет 1 неделя)

до сих пор немного дурак и неисправимый оптимист

Это же хорошо. Проживёте явно много дольше умных пессимистов.

Аватар пользователя kulagin
kulagin(7 лет 5 месяцев)

Я не против, только бы качество не сильно снижалось.

Аватар пользователя Ярополк
Ярополк(5 лет 9 месяцев)

Наибольший вред нанёс Хрущев экономике СССР когда в 1956 ввел в стране всеобщую пенсию.

Вот гад! Нет чтобы продолжить сталинскую экономическую модель...

Аватар пользователя Dozorny severa
Dozorny severa(1 год 6 месяцев)

smile9.gif

Комментарий администрации:  
*** отключен ("Все так называемые достижения в С/Х России - фуфло" (с)) ***
Скрытый комментарий Повелитель Ботов (без обсуждения)
Аватар пользователя Повелитель Ботов

Перспективный чат детектед! Сим повелеваю - внести запись в реестр самых обсуждаемых за последние 4 часа.

Комментарий администрации:  
*** Это легальный, годный бот ***
Аватар пользователя Udushyev
Udushyev(7 лет 7 месяцев)

Очень мощный удар  - ликвидация кооперативного сектора ("артелей") - очень полезной сталинской прослойки к плановому хозяйству (2% в валовой внутренний продукт, между прочим), в общем, того, на чем поднялся Китай при Дэне; второй удар - урезание приусадебных участков; третий - на запрещение "разработки" органами партийных вождей, и это был решающий шаг к формировании касты приватизаторов страны и к "перестройке" 85-92 гг. Не говорю уже на передачу Крыма Хохляндии (говорят, это было одним из условий успеха антибериевского переворота в 53-м),  выбрасывание денег на Асуанскую плотину (3 млрд золотых рублей) и на других афроамериканских вождей, на присвоение бывшему нацисту Насеру звания Героя Советского союза (французские Герои из "Нормандии-Неман" в знак протеста вернули свои Золотые звезды) ....  

Аватар пользователя SebastianPereira
SebastianPereira(10 лет 2 месяца)

всё так

Аватар пользователя yohaniybabay
yohaniybabay(9 лет 1 неделя)

Поддерживаю. Про извод артелей писал выше. А вот эти вот плотины и прочее ещё в молодости думал что больно жирно живут всякие ебиптяне. У нас своей территории 90% не освоено и на тот момент сколько ещё не восстановлено было, а НСХ налево и направо ресурсы страны всяким неграм с арабами раздавал без всяких обязательств с их стороны, за лозунги, фактически.

Аватар пользователя SebastianPereira
SebastianPereira(10 лет 2 месяца)

До сих пор сердце кровью обливается когда слышу про Асуанскую плотину и другие подарки темнокожим сторонникам социализма 

Аватар пользователя Dozorny severa
Dozorny severa(1 год 6 месяцев)

 

(2% в валовой внутренний продукт, между прочим), в общем, того, на чем поднялся Китай при Дэне;

Ну и бред.КНР поднялось за счет гигантского вливания иностранного капитала и открытия западных рынков... 

Комментарий администрации:  
*** отключен ("Все так называемые достижения в С/Х России - фуфло" (с)) ***
Аватар пользователя yohaniybabay
yohaniybabay(9 лет 1 неделя)

КНР поднялось за счет гигантского вливания иностранного капитала и открытия западных рынков...

Всё так. Вопрос только какие капитализды с ними водиться стали бы если бы НСХ с Мао не разлаялся? Ну или с его последователями. 

Аватар пользователя Dozorny severa
Dozorny severa(1 год 6 месяцев)

КНР была втянута в борьбу с СССР.Достаточно вспомнить Албанию,Румынию и Афганистан(поставки оружия афганским бандитам).Поэтому Хрущев тут абсолютно не причем-китайцы всегда себе на уме,запад дал им то что не мог дать СССР-выбор прагматичный и потому очевидный.

Комментарий администрации:  
*** отключен ("Все так называемые достижения в С/Х России - фуфло" (с)) ***
Аватар пользователя Udushyev
Udushyev(7 лет 7 месяцев)

хихи. не было бы частного или кооперативного сектора, не было бы и инвестиций - Жопа С Ушами подрезал эту возможность законодательно

Аватар пользователя Влад_В
Влад_В(2 года 1 неделя)

Нормальный дядька был Хрущ. Очень мало чем отличался от своего предшественника Сталина . Оно и понятно птенцы из одного гнезда . Хрущев в роли мальчика для битья для многих . Крым Хрущеву  все вспоминают , а то что Сталин Абхазию  в Грузию передал это никто.  Все гордятся космосом , но  забывают что Гагарина встречал Хрущев . Что сняли Хрущева это хорошо , потому что могли и грохнуть  как Сталина и Берия  . Хрущев пытался реформировать СССР , потому что СССР начал буксовать  . Реформировать не удалось , но жизнь СССР он продлил . 

Аватар пользователя kuguar
kuguar(9 лет 1 месяц)

Хрущев умер и попал в рай/ад. Там он увидел Карла Маркса. На лбу у того
красовалась аббревиатура "ТК". Затем он увидел Ленина и Сталина с такой
же надписью на лбу. Подойдя к реке и посмотрев в нее, он увидел, что и у
него на лбу написано "ТК". Тогда он спросил у Бога:
- Почему здесь у всех на лбу имеется надпись "ТК"?
Бог:
- Маркс – теоретик коммунизма,

-Ленин – творец коммунизма,

- Сталин – тиран коммунизма.
- А я?
- А ты трепло кукурузное…

Аватар пользователя blkpntr
blkpntr(10 лет 2 месяца)

В дневниках Чуковского есть момент, как в день снятия Хрущёва писатели прогуливались и эти анекдоты сочиняли. Кстати, очень интересный дневник. В частности, там есть упоминания тем реального доклада Хрущёва о культе личности (этих тем в раскрученной американской фальшивке нет).

Аватар пользователя Филистер
Филистер(8 лет 7 месяцев)

В Кристалле роста достаточно подробно рассмотрены причины(причём без политик - читая экономика), которые привели нас туда, куда привели. Критики этого труда, по-большому счёту, не было(если не считать пары статей в жиже: в одной порвались монархисты, в другой пришли к выводу, что работай нынче так, как в сталинские времена, то все бы надорвались(люди просто не в курсе того, как приходится впахивать нынче, скорее всего)).

Аватар пользователя Джон Маклейн
Джон Маклейн(12 лет 4 месяца)

Поэты Алигер, Евтушенко, драматурги Розов, Шток, кинорежиссер Калик и некоторые другие полагают, что со снятием Н.С. Хрущева "начнется новая эра в идеологии", будет дано "больше свободы искусству и попыткам новаторства", и ожидают ослабления партийного влияния в литературе и искусстве.

Ахах)) забавно. Ну и наивно конечно.

Но в целом номенклатура, которая Хрущева и сковырнула, конечно была рада, реорганизация отменяется, рабочие места и кормушки сохранены))

Начальник Управления опытных конструкций Госкомитета по мирному использованию атомной энергии Данилов Ю.И.: "Я надеюсь, что теперь будет легче продвигать дела с атомным двигателем для летательных аппаратов и вообще с внедрением новейших достижений науки и техники в оборону. Очевидно будет покончено с безучетным расходованием средств на всякие ненужные проекты, станут учитываться разумные предложения, а такие, как Челомей, не будут вершить судьбами всех

Это тоже повеселило))

И надо отметить немаловажный момент, чем больше послаблений было, тем хреновее с точки зрения ширнармасс оказался правитель. Горбачев так вообще))

Аватар пользователя tribotinka
tribotinka(3 года 10 месяцев)

2. Хрущев осуждал культ личности Сталина. 

А мудрый Шолохов заметил - что да, был культ Личности, но была и Личность !  

Аватар пользователя OV SPb
OV SPb(4 года 10 месяцев)

Фигура противоречивая. Как и дела его.

Много сделал для развития РВСН (продолжив дело Берии :). Был упёртым во всём. Не побоялся использовать ракетный аргумент в 62-году, на Кубе. Тогда американцы быстро свои аналогичные ракеты из Турции убрали.(Ничего и никого ни с кем не сравниваю, хотя хочется). Порассказывали многое об этом офицеры нашего полка, которые там были с нашими "карандашами". Вместе с тем, насилу уговорили Хрущёва от его дурной идеи ввести особую форму для ракетчиков с красивыми элементами (вроде скрещённые ракеты эмблемами должны быть). Вред нанёс бы не меньше Пеньковского, который сдал америкосам расположение наших частей (я во время службы сначала был "артиллеристом", потом "лётчиком",  маскировались, как могли).

Ну, а моё пролетарское окружение во время позднего детства и ранней юности его совершенно не уважало. Помню платный хлеб в столовых и серую булку с кукурузной мукой.

Ну, со временем историки дадут полную оценку Хрущёва как личности, так и политического деятеля (только пивоваровых к этой оценке нельзя допускать - он ещё за пожар не ответил). А пока мы ещё с Лениным не разобрались...smile1.gif...пока очередь до Хрущёва дойдёт...

Аватар пользователя turan01
turan01(8 лет 3 месяца)

Много сделал для развития РВСН (продолжив дело Берии (...)

... и Тухачевского. 

только пивоваровых к этой оценке нельзя допускать - он ещё за пожар не ответил

Поджигал не Никитка, а батька - акадЭмик Юрчик. "Сын за отца  не.-" (с) - ИВС. 

Аватар пользователя tribotinka
tribotinka(3 года 10 месяцев)

Наибольший вред нанёс Хрущев экономике СССР когда в 1956 ввел в стране всеобщую пенсию.

Ну строго говоря - должно ли пенсию выплачивать государство, или это забота самого гражданина - в классическом марксизме не рассматривается. В некоторых кавказских народностям даже остались сказки - как стариков дети выносили в безлюдные места, чтобы их там сожрали животные - мол какой толк от этих стариков, еду потребляют, а толку для родственников нет.. Влияла и невысокая продолжительность жизни - при среднем сроке жизни в ~ 35 лет -  до нее и не доживали.. Кто мог - заботились о своих родственниках "общиной". В принципе - это был очень сильный институт - который заботился и о стариках, и о детях. Многие рабочие - которые ездили на заработки "в город" в конце XIX века - начале XXго. оставляли на попечение общины своих малолетних детишек, не беря их в город (за деньги разумеется) - и их шанс выжить в деревне были выше чем в городе. Либералы - те и вовсе против того что обычные этические и прочие заботы - типа образование, здравоохранение, пенсии - надо взваливать на государство. По их мнению - это только провоцирует патернализм и иждивенчество. Правда - тут же оговоаривали - что и налогов в этом случае надо взимать меньше - чтобы у граждан оставалось достаточно денег - чтобы распоряжаться ими самостоятельно...

p.s. Насчет пенсий - их не Хрущев придумал первым. Впервые они появились к моменту исчезновения НЭПа. Где то в 1928 году. "Счастливчиками", получившими эту социальную льготу, стали, однако, не все. Пенсии выдавались шахтерам, металлургам и рабочим военных заводов. Служащим скромные пенсии стали назначать в 1937 году. А "интеллигенции", офисным работникам, прочим рабочим и колхозникам стали давать пенсии после 1956 года. Кстати - размер пенсии тогда составлял - примерно 28 % от суммы среднего заработка. В середине 1980-х средняя по Союзу пенсия уже составляла 75 рублей, что превышало прожиточный уровень (35-40 рублей). А если долго работать на одном месте и иметь стаж в 30-40 лет - то можно было получаить и "максималку" в 132 рубля (правда так же и как сегодня - работать пенсионеру (если не военный) не разрешалось - пенсию срезали) Сравните с сегодняшним днем - средний размер пенсии около 16-18% от средней зарплаты и процент ухудшается,  можно даже повозмущаться - что дела обстоят гораздо хуже.

Страницы